Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТОПЕДСКИЕ МУЧЕНИКИ Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. († 1276) (пам. греч. 4 янв.), пострадали от сторонников Лионской унии (1274). Во время посещения Афона имп. Михаил VIII Палеолог и К-польский Патриарх Иоанн XI Векк столкнулись с оппозицией ряда мон-рей, не признавших их прозап. политику (Протат, Ватопед, Иверский и Зографский). Игум. Ватопедского мон-ря Евфимий и его ученики мужественно противостояли униатам, за что были преданы мученической смерти: Евфимий был скован цепями и утоплен в море близ Каламици, а 12 ватопедских иноков были повешены в местности Фурковуни. В слав. письменной традиции известие о В. м. (упомянутых в общей форме - «игумен со некоею братиею») содержится в Повести о Ксиропотамском мон-ре, созданной в конце правления имп. Андроника II (не ранее 1320 г.- см.: Турилов. С. 137-139). она включает пространный рассказ о бесчинствах «латиномудрствующих» на Афоне (в т. ч. в Ватопеде) в 1276 г. Эта повесть, согласно заголовку принесенная в 1545 г. с Афона в Супрасльский мон-рь, получила широкое распространение первоначально в западнорус., а затем в старообрядческой рукописной традиции. Ист.: BHG, N 2333, 2333b; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 27-28; Γεδεν Μ. Ι. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 139-146; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 94-95; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25; Ч. 2. С. 242; Вишенский И. Сочинения/Подгот. текста, статья и коммент. И. П. Еремина. М.; Л., 1955. С. 332-335 (прил. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762; Τ. 5. Σ. 1040; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 145; Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139; Μαρτζλος Γ. Ο λδβλθυοτεΑγιοι τς Μονς//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. Τ. 1. Σ. 100-101. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149933.html

Единичные мон-ри василиан в составе Киевской митрополии действовали к 1793 г. в прибалтийских владениях Речи Посполитой: в Жмудском старостве (Подубисский мон-рь) и в Курляндском герцогстве (Якобштадтский и Иллукстский мон-ри). По 3-му разделу Польши (1795) последние центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок присоединились к Российской империи. На территории России оказались почти все приходы униат. Киевской митрополии, кроме 31 прихода К. е. и 37 приходов Брестской епархии на землях, отошедших Пруссии, в 1796 г. из них была образована Супрасльская епархия. В 1795 г. Феодосий Ростоцкий был отстранен от управления униат. Церковью из-за отказа принять присягу на верность имп. Екатерине II Алексеевне . Указом императрицы от 6 сент. 1795 г. была ликвидирована К. е. и все др. униат. кафедры, кроме Полоцкой, Полоцкий архиеп. Ираклий Лисовский фактически стал главой униат. Церкви в России. С 1795 г. Ростоцкий жил под надзором в С.-Петербурге, являлся митрополитом на покое, в отдельных случаях выступал с заявлениями и распоряжениями по указаниям российских властей. Так, по их требованию 7 янв. 1796 г. он издал указ об учреждении Супрасльской епархии, что было утверждено 25 окт. 1797 г. властями Пруссии. В 1794-1796 гг. подавляющее большинство униат. приходов на Киевщине и Брацлавщине перешло в Православие. В 1795 г. была закрыта Радомысльская семинария, в июле следующего года - Житомирская семинария. В 1795 г. была упразднена Минская семинария при минском василианском мон-ре, закрыты богословская школа в Полоцке, Жировицкая и Борунская философские школы с 300 учениками, Якобштадтская риторическая школа в Курляндии с 200 учениками. Продолжали работать Новосверженская семинария при мон-ре василиан в мест. Нов. Свержень Минского у. и Лавришевская семинария в Брестской епархии, в них было небольшое число студентов: в 1795 г. в Новосверженской семинарии обучалось 6 чел. До 1795 г. Новосверженская семинария входила в К. е., в 1798 г. перешла под управление Брестского епископа, в 1810-1828 гг. вновь вошла в митрополичью епархию (Литовско-Виленскую). В 1795 г. на Киевщине закрылся Белиловский монастырь, на Подолье были упразднены Малиевецкий и Грановский василианские мон-ри.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 246-247, 315-316; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в. М.; Л., 1961. С. 64 (Примеч. 15), 119, 122. (ППС; Вып. 8(71)); Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Problemi attuali di scienza e di cultura: Atti d. Conv. intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia d. civiltà (Roma, 31 marzo - 3 apr. 1963; Firenze 4 apr. 1963). R., 1964. P. 452; Hable-Selassie S. Gregentius//DEB. Vol. 1. P. 75; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневек. об-ва. М., 1985. С. 159, 165; Иванов С. А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. А. Французов Почитание у южных славян и на Руси Пространное Житие Г. вместе с книгами «Прение с Ерваном» переведено на Афоне во 2-й пол. XIV в. Антонием (Багашем) . Этот перевод (старший серб. список - Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. 98, посл. четв. XIV в.) получил широкое распространение в южнослав. книжности XIV-XVI вв., в частности включен Владиславом Грамматиком в сборник полемических сочинений 1469 г. (Загреб. Архив ХАЗУ. III а 47. Л. 2-63 - Христова. С. 26). На Русь это Житие (вместе с «Прением...») пришло с Афона не позднее 1-й трети XV в.- ряд рус. списков (напр., РНБ. Кир.-Бел. 45/1284) сохранил копию записи Афанасия Русина , переписавшего книгу в Ильинской келлии («кущи») Великой Лавры в 1431/32 г. ( Вздорнов. С. 197-198. Прил. 16). В нач. XVI в. текст «Прений...» использовался прп. Иосифом Волоцким при создании «Просветителя» (Просветитель. М., 1993. С. 112). Во 2-й четв. XVI в. книга была включена (под 19 дек.) в состав ВМЧ. В XVI-XVII вв. Житие Г., как правило вместе с «Прением» (иногда называемое по 2-й ч. «Книга Ерван» или «Герван») обычно составлявшее отдельную книгу, имелось во всех значительных монастырских б-ках (см.: Ундольский). В Иосифовом Волоколамском мон-ре (по описям 1545, 1573 и 1591 гг.) значилось 2 списка Жития Г. (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. Л., 1991. С. 33, 76), в Кирилловом Белозерском (по описи 1601) - 3 книги (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 132, 309-310), в Соловецком (по описи 1597) - 2 (Описи Соловецкого монастыря XVI в. СПб., 2003. С. 159-160). «Книга Григория Амирицкаго на Ервана» по описи 1557 г. хранилась в Благовещенском Супрасльском мон-ре ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. XXIX).

http://pravenc.ru/text/166481.html

С 1849 г. в пермском кафедральном Преображенском соборе хранился посох свт. Стефана Пермского - деревянная трость, обрамленная резными костяными кольцами, на которых изображены сцены из Жития свт. Стефана и события из истории Вычегодской Перми. После кончины свт. Стефана посох находился в Москве, в 1612 г. был увезен в Супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , ныне посох хранится в Пермском краеведческом музее. В Прикамье издревле почитались иконы свт. Николая Чудотворца. Трехчастный складень с образом свт. Николая (ныне в Соликамском краеведческом музее), по преданию, был передан Усолью Камскому (ныне Соликамск) царем Иоанном IV Васильевичем Грозным после присоединения к Русскому гос-ву Казанского ханства. На подворье пермского Успенского жен. мон-ря почитается Кольцовский («Пещерный») образ свт. Николая, написанный на пожертвование крестьянина Ильи Кольцова в благодарность за найденную в лесу потерявшуюся лошадь; предположительно икона создана в жен. Верхнечусовской обители. Впосл. икона исчезла и была вновь обретена в пещере близ с. Кольцова (ныне Пермского р-на), от новообретенного образа произошло исцеление. Кыласовский образ свт. Николая был явлен близ с. Кыласова (ныне Кунгурского р-на) во 2-й пол. XVII в. При попытке перенести образ в Спасский мон-рь (на месте совр. с. Курашим) на местных жителей напали татары; по преданию, одна из стрел попала в лик святителя, потекла кровь, лучники, стрелявшие в икону, были поражены слепотой. Кровавое пятно долгое время оставалось на иконе. Образ доставили в Спасский мон-рь, затем перенесли в каменный храм, построенный в 1767-1779 гг. на месте обретения иконы. После закрытия храма в 1935 г. икона хранилась в правосл. семье, в годы Великой Отечественной войны была перенесена в храм в с. Курашим, в 1993 г. образ вернулся в храм в Кыласове, переданный Церкви. В 2018 г. в Пермь была возвращена почитавшаяся в Прикамье в XIX в. Черниговская икона Божией Матери, к-рая неск. десятилетий находилась в ризнице Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Образ поместили в храм во имя свт. Митрофана Воронежского.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Иноческий постриг И. принял «во едином от монастырей в Галичьской земьли», откуда через непродолжительное, по всей видимости, время перебрался в Москву в Новый Симонов мон-рь. Здесь он трудился в пекарне. Согласно Житию, святитель принял постриг в 12 лет. В составе Жития читается предсказание митр. Киевского и всея Руси свт. Фотия о том, что И. «будет велик святитель во странах земли Рускиа» (Там же. С. 505-506). В годы пребывания И. в Симоновом монастыре там произошел раскол братии на сторонников общежительного и особножительного уставов. И., к-рый тогда «бяше млад», как об этом свидетельствует прп. Иосиф Волоцкий, занял сторону приверженцев общежительного устава (Древнерус. иноческие уставы. 2001. С. 81). Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. Икона из деисусного чина. XVII в. (СГХМ) Хиротонию И. во епископа Рязанского и Муромского возглавил митр. Фотий (об этом И. сообщил в духовной грамоте - РФА. Вып. 3. 23. С. 649). Дата хиротонии неизвестна, рукоположение состоялось между 22 апр. 1410 (прибытие митр. Фотия в Москву) и 2 июля 1431 г. (кончина митр. Фотия). По мнению ряда исследователей, какое-то время после вступления на престол вел. кн. Московского Василия II Васильевича (февр. 1425) И. еще находился в Симоновом мон-ре ( Зимин. 1991. С. 85). Существует гипотеза, что непосредственно перед архиерейской хиротонией И. являлся архимандритом Симонова мон-ря и в 1426 г. по поручению митр. Фотия ездил в Тверь ( Евстафий (Романовский). 1867. С. 18; Абеленцева. 2009. С. 63-64; в Супрасльской летописи под 1426 г. упоминается о посылке митр. Фотием в Тверь архим. Ионы из Москвы, неизвестно из какого монастыря). Если это так, то поставление И. имело место в последние годы жизни свт. Фотия, не ранее 1426 г. Ближайший предшественник И. на Рязанской кафедре - Сергий (Азаков) также был из братии Симонова мон-ря. Ко времени хиротонии И. было не менее 40 лет, т. к., согласно русской канонической практике нач. XV в., архиерейская хиротония могла совершаться при достижении ставленником именно этого возраста (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52).

http://pravenc.ru/text/578250.html

К. И. прилагал усилия и для улучшения положения православных на «русских» землях Польского королевства, в частности во Львове. В 1521 г. князь поддержал ходатайство Львовского братства , к-рое добилось смягчения многочисленных ограничений, наложенных на деятельность православных городскими властями и католич. духовенством: православные получили право приносить присягу в своей церкви, выступать свидетелями в суде по всем делам, магистрат при назначении правосл. священников должен был учитывать мнение «русской» общины, священники получили возможность в церковном облачении посещать больных со Св. Дарами и провожать тела умерших. По ходатайству К. И. находившийся под опекой братства мон-рь св. Онуфрия был освобожден от уплаты поземельного чинша (грамоты 1522 и 1524). Значительные вклады в главные храмы митрополии - соборы в Вильно и Новогрудке - заставляют предполагать тесные связи между К. И. и митрополичьей кафедрой. Документы, связанные с деятельностью К. И., сохранили следы его разнообразных контактов с митр. Иосифом II (Солтаном) . Об их тесных связях наиболее убедительно говорит тот факт, что в 1519 г. К. И. дал вкладом в Борисоглебский собор имение Хоневичи «за душу господина и отца нашего... митрополита... Иосифа и за мою душу». В нояб. 1520 г. митрополит посетил имение К. И. Здетелы, где состоялось усыновление душевнобольным кн. Андреем Юрьевичем Заславским сына К. И. Ильи. В 1518 г. по ходатайству К. И. король одобрил покупку митрополитом имения Превелы, в 1521 г. митрополит выступал как свидетель земельных сделок, совершавшихся К. И. в Вильно. В Великом княжестве Литовском существовал обычай, в соответствии с к-рым после смерти духовного иерарха и до назначения нового все имущество кафедры поступало под временное управление королевских чиновников. Митр. Иосиф добился того, чтобы 26 сент. 1521 г. король назначил К. И. тем лицом, к-рое возьмет под свою опеку имущество кафедры после смерти первоиерарха. Тесные контакты сохранялись у К. И. и с новым митрополитом - Иосифом III . Договор о браке в 1522 г. был заключен К. И. с семьей князей Слуцких при посредничестве митрополита и скреплен его подписью. К. И. и митрополит принимали совместные решения по разным духовным делам. Так, по ходатайству К. И. и митр. Иосифа III архимандрит Лавришевского (Лаврашевского) монастыря Алексий стал архимандритом виленского во имя Св. Троицы мон-ря (3 марта 1524). В 1526 г. по жалобе К. И. митрополит вызвал к себе на суд игумена Супрасльского мон-ря и запретил его в служении. Это вызвало недовольство патрона мон-ря А. И. Ходкевича, жаловавшегося королю на нарушение его прав. 12 дек. 1528 г. Иосиф III добился от короля грамоты, по к-рой К. И. назначался опекуном имущества кафедры в случае смерти митрополита.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Жировицкий Ирмологион. 1649 г. (НБУВ ИР. Ф. 1. 3367. Fol. 14) Начиная с 20-40-х гг. XVII в. широкое распространение получили новые песенные напевы херувимской, исполнявшиеся наряду с традиц. репертуаром (известны по укр. Ирмологионам XVII - нач. XIX в. из правосл. мон-рей). В этих кратких мелодиях заметны отсутствие связей с интонационным строем знаменного распева, влияние европ. песенности, четко выраженная мажорная или минорная ладовая основа, симметрия в расположении попевок. В связи с краткостью напева текст херувимской распевался в куплетной форме, по строкам. Новые напевы херувимской, подтекстованные только 1-й строкой, часто выписаны циклами по 8, 15 или более образцов, из к-рых многие сходны между собой. Рядом с таким циклом выписывался также канонический, мелодически развернутый напев херувимской, к-рый мог помещаться в сборнике с названиями «супрасльский», «киевский», «старожитный» и др. или без наименования. Можно предположить, что этот многораспевный комплекс был необходим в монастырском богослужении, где краткие «новые» напевы предназначались для вседневных будничных литургий, а торжественный традиц. напев - для воскресных и праздничных. Песенные напевы близки по стилю мелодизму ранних партесных концертов и считаются одним из его истоков. Партесная обработка песенной херувимской содержится в Супрасльском Ирмологионе 1638-1639 гг. (4 голоса выписаны последовательно), она напоминает песни из протестант. канционалов. В Ирмологионе иером. Тарасия (базилианские мон-ри, до 1643) мелодичность напева подчеркнута названием «  ». Общность певч. материала говорит о том, что укр. и белорус. Ирмологионы составляли единую традицию муз. книжности Юго-Зап. Руси. Правосл. переписчики, покидавшие белорус. земли вслед. сложного конфессионального положения, составляли в Москве и С.-Петербурге Ирмологионы юго-зап. образца, репертуар к-рых дополнен российскими напевами. Так, в Ирмологионе иером. Гавриила Аранесовича, «полочанина, постриженца Черниговского», есть напевы «белорусский», «кутеинский», «простый», «московский», «болгарский» (Саввин Сторожевский мон-рь, 1673 - РГБ. Ф. 205. 248). В анонимном Ирмологионе сер. 50-х гг. XVIII в. содержатся «киевский», «острожский», «московский», «смоленский», «печерский», «симоновский», «польский», «кутеинский», «болгарский», «греческий» напевы; в др. сборниках - «невский», «жуковский». С первых лет книжной справы сер. XVII в. по приказу Патриарха Никона в Московскую Русь привозили белорус. и укр. книги, приезжали знатоки церковного пения. Первый из датированных нотолинейных Ирмологионов, известных в Москве, был переписан свящ. Тимофеем Куликовичем в Белом Ковеле при братской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (Оршанское воеводство - ГИМ. Син. певч. 1368, 1652 г.); наряду с др. сборниками Юго-Зап. Руси он использовался в Воскресенском Новоиерусалимском истринском мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77856.html

Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

Позднее богослужение продолжалось в доме схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В 1942 г. была возобновлена монашеская жизнь на нижней территории лавры, наместником был назначен уставщик архим. Валерий (Устименко), и в Крестовоздвиженской ц. вновь зазвучал К.-п. н. В 1961 г. мон-рь был закрыт во 2-й раз, богослужебная традиция переместилась в частные квартиры: в Житомире совершал службы с К.-п. н. насельник лавры с 1921 г. архим. Спиридон (Лукич), в Киеве - уставщик архим. Феодосий (в схиме Антоний). Во Владимирском соборе службы с К.-п. н. нерегулярно звучали в исполнении старых певчих лавры. Каждое из таких богослужений было событием для верующих Киева. Большую работу по возрождению К.-п. н. провел 1-й наместник Киево-Печерской лавры после ее возобновления в 1988 г. иером. (в наст. время архиеп.) Ионафан (Елецких) : были проанализированы граммофонные записи хора 1910 г., магнитофонные записи 1958-1960 гг., упорядочены нотные архивы архимандритов Валерия (Устименко) и Феодосия. Многое для восстановления мелодического предания мон-ря сделал архим. Спиридон (Лукич), чьи воспоминания об особенностях лаврского богослужебного устава и пения были записаны мон. Лаврентией (Черновой). В возрожденной обители было создано 2 хора - братский и из приглашенных профессиональных певчих. Основную нагрузку нес профессиональный хор, разделявшийся в праздники на 2 лика. Регентом хора приглашенных певчих был Б. И. Орлов. Одними из первых регентов братского клироса были иноки Владимир (Линенко; впосл. архим. Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры) и Павел (Письменный; впосл. архим. Спиридон, насельник Свято-Троицкого Ионинского монастыря). Хоры стремились возродить дух лаврского пения. Живой опыт стилевых особенностей К.-п. н. передал возвратившийся в лавру схиигум. Агапит (Кармаз), до 1961 г. служивший там канонархом. Черты стиля Одноголосие Наиболее ранние формы К.-п. н., записанные киевской нотацией, найдены в Супрасльском Ирмологионе 1596-1601 гг. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5391) - древнейшей датированной юго-западнорусской нотолинейной рукописи, содержащей переводы крюковых образцов южнорус.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Во главе религиозной жизни Могилёва становится Богоявленское братство. Кафедра митрополита Киевского находилась в Новогрудке, Вильно и Варшаве (с XVIII в.). Позиции унии были упрочены усилиями Ипатия Потея, поставленного в митрополита после кончины Михаила (Рогозы; † 1599), к-рый повел активное наступление на правосл. Церковь: правосл. священнослужители, не желавшие принять унию, лишались сана, мирян отлучали от Церкви, храмы или уничтожались, или отбирались под унию, или отдавались на откуп евреям, правосл. богослужение преследовалось, у мон-рей отнимались земли, православные не допускались на гос. должности, подвергались физическому насилию. Потей широко практиковал «запечатание» церквей, когда православные оставались без богослужения, а священники - без приходов. От униатского же духовенства было взято письменное обязательство верности унии и повиновения униатскому митрополиту. Обязательство было подписано архимандритами виленским, минским, гродненским и браславским; протопопами гродненским, царисским, торчанским, любартовским и новогрудским; священниками жировицким, лесокским, марковским, бабицким, мозырским, новогрудским, 2 минскими и др. В 1607 г. унию принял Супрасльский мон-рь. Еще энергичнее наступление на Православие повел преемник Потея Иосиф Рутский, учредивший в ВКЛ орден базилиан (1617), главной задачей к-рого было укрепление и пропаганда унии на территории ВКЛ. Время пребывания Рутского на митрополичьем престоле ознаменовалось латинизацией унии, проводившейся первоначально базилианами: в униатских церквах начали уничтожать иконостасы, заводить органы и т. п. На конгрегации, состоявшейся в Бресте в 1666 г., униатский еп. Иаков Суша жаловался, что базилиане многое изменили в обрядах вост. Церкви и вмешиваются в юрисдикцию епископов. Кроме Потея и Рутского, наиболее ревностным проводником унии был униатский иером. Вилен. Троицкого мон-ря, с 1618 г.- униатский архиеп. Полоцкий Иосафат Кунцевич. Насильственное насаждение унии и бессмысленное надругательство над Православием в Полоцкой епархии вызвало негодование жителей Витебска и привело осенью 1623 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010