Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [польск. Biaostocko-Gdaska diecezja] Польской Автокефальной Православной Церкви. Образована по решению Собора епископов 12 нояб. 1948 г. при разделе территории Белостокского края в основном по р. Нарев на Варшавско-Бельскую епархию и Б.-Г. е. Кафедра - в г. Белосток, правящий еп. Иаков (Костючук). В Б.-Г. е. 5 благочиний: Белостокское, Гданьское, Грудецкое, Ольштынское и Сокульское. В 2001 г. имелось 60 приходов (в т. ч. 2 для военнослужащих - в Белостоке и Гданьске). В епархии действуют муж. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и Иоанна Богослова в Супрасле и жен. мон-рь Рождества Богородицы в р-не Дойлиды (г. Белосток), монашеская община Успения Богородицы в Войнове, строится жен. мон-рь в с. Зверки. Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Собор в честь Благовещения Богородицы Супрасльского мон-ря. Литография по рис. Р. С. Кудрявцева. 1867 г. (ГИМ) Кафедральный г. Белосток - крупнейший правосл. центр в Польше. До нач. 80-х гг. XX в. здесь было только 2 действующих правосл. храма - свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, и св. прор. Илии в Дойлиде. К 2002 г. насчитывалось уже 11 правосл. приходов. Начиная с 1983 г. по решению архиеп. Белостокского и Гданьского Саввы (Грыцуняка) , в наст. время Митрополита Варшавского и всей Польши, были построены храмы Св. Духа, Всех святых, Св. Софии, Воскресения Христова, св. Георгия и др. Ц. Св. Духа - самый большой правосл. храм в Польше; освящение храма с участием Митрополита Саввы состоялось 16 мая 1999 г. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Церковь во имя Св. Духа в Белостоке. Фотография. ХХ в. Собор свт. Николая, построенный в 1843-1846 гг. и освященный архиеп. Литовским и Виленским Иосифом (Семашко), является кафедральным (до 1950 приходской храм). После ремонта в 1910 г. церковь расписала артель рус. иконописцев под рук. М. Авилова. В 1955-1958 гг. в подклети собора был устроен храм прп. Серафима Саровского. В 1975-1976 гг. во время очередного ремонта Ю. Лотовский заново расписал храм, используя прежнюю тематику росписей (от предыдущей росписи была сохранена только фреска Воскресения Христова в алтаре). В соборе находятся мощи мч. Гавриила Белостокского (Заблудовского) и особо чтимые иконы: Николая Чудотворца, Покрова Пресв. Богородицы и Белостокская икона Божией Матери. К собору приписана ц. равноап. Марии Магдалины, старейший храм Белостока (XVIII в.). Церковь является войсковой (гарнизонный приход ап. Петра и Павла).

http://pravenc.ru/text/77950.html

И. Лисовского располагалась в Полоцке, митрополичьи резиденции находились в с. Струнье под Полоцком и в Онуфриевском муж. мон-ре в с. Онуфриево (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне Селец Могилёвской обл., Белоруссия). Однако даже в Полоцке положение митрополита было неустойчивым. Соборы города - Софийский и Борисоглебский - принадлежали василианам, с 10 янв. 1793 г. Софийский храм являлся центром Белорусской провинции ордена, при нем действовал кафедральный мон-рь василиан. Лисовский жил неск. лет при Онуфриевской архимандритии, там же находилась не только епархиальная, но и митрополичья консистории. Полоцкий Софийский мон-рь стал епархиальным в 1806 г., после неск. судов, прошедших по искам Полоцкой епархии против василиан. 16 дек. 1806 г. был издан имп. указ о передаче полоцкого Софийского мон-ря с его имениями на содержание епархиальной семинарии, соборного клира и консистории. В янв. 1807 г. при обители открылась Полоцкая ДС, преобразованная впоследствии в академию, тогда же в мон-рь переехала митрополичья консистория. После Тильзитского мира 1807 г., когда к России присоединилась Белостокская обл., в ведение Лисовского перешла вскоре упраздненная Супрасльская епархия, включавшая 59 приходов, а также василианские Супрасльский, Дрогичинский и Кузницкий мон-ри. В 1806 г. Вильно не стал местопребыванием униат. митрополитов из-за ветхости местных владений униат. кафедры: богослужение в Успенском соборе не совершалось с 1805 г., нуждалась в капитальном ремонте и митрополичья резиденция. В 1808 г. Успенский собор был продан Брестским еп. Иосафатом Булгаком Виленскому ун-ту под анатомический театр. На рубеже XVIII и XIX вв. в Вильно действовали 10 униат. церквей, из к-рых наиболее вместительной была Никольская. Униатским оставался митрополичий Борисоглебский собор в Новогрудке. Троицкий собор в Радомысле был занят православными. Живя в Полоцке, Лисовский предполагал сделать Вильно центром епархии и митрополии. Такой план разработал Иоанн Дамаскин Ястржембец-Красовский, назначенный 14 февр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

До 1915 г. одной из главных святынь епархии была чудотворная Коложская икона Божией Матери, написанная в XVII в. Первоначально икона находилась в Борисоглебской (Коложской) ц., в 1853 г., после обрушения стен храма, икону перенесли в бывш. мон-рь бернардинок в Гродно, где разместился правосл. Борисоглебский мон-рь, в 1915 г. икона была эвакуирована в Москву, в наст. время ее местонахождение неизвестно. В храмах епархии почитаются совр. списки с чудотворного образа, в Борисоглебской ц. находится вышитая увеличенная копия Коложской иконы. Архиереи : еп. Иоаким (Левицкий; 13.01.1900 - 25.11.1903), еп. Никанор (Каменский; 26.11.1903 - 9.12.1905), архиеп. Михаил (Ермаков; 9.12.1905 - 1915), Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий; сент. 1918 - кон. 1922, в. у.), архиеп. Алексий ( Громадский; управлял епархией с 12.10.1922, 12.04.1923 - 15.04.1934 имел титул «Гродненский и Новогрудский», с 3.07.1928 архиеп.), еп. Антоний ( Марценко; апр.1934 - сент. 1937), еп. Савва (Советов; 1937 - сент. 1939); архиеп. Пантелеимон (Рожновский; с 17 окт. 1939 управлял епархией как архиеп. Пинско-Новогрудский, 24.06.1940 - 3.03.1942 архиеп. Гродненско-Вилейский), архиеп. Венедикт (Бобковский; 3.03.1942 - июль 1944), еп. Варсонофий (Гриневич; 30.12.1945 - 18.11.1948), еп. Паисий ( Образцов; 18.11.1948 - 13.12.1949), еп. Сергий ( Ларин; 17.03.1950 - 1.02.1951); еп. Валентин (Мищук; 18.02.1992 - 26.02.1994), митр. Минский Филарет (Вахромеев; 26.02.1994 - 3.02.1996, в. у.), еп. Артемий (Кищенко; с 4.02.1996). Монастыри Упраздненные : Коложский во имя святых мучеников Бориса и Глеба (в Гродно, муж., учрежден ранее 1480, в 1612 занят базилианами, возведен на степень архимандритии, в 1839 воссоединился с Православием, в 1842 причислен ко 2-му классу, в 1854 переведен в центр Гродно, в бывш. католич. мон-рь бернардинок, основанный в 1621, в 1915 прекратил существование). Монастыри, относившиеся к Гродненской епархии в 1900-1950 гг. : супрасльский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (муж., близ г. Белостока (Польша), основан в 1498, в нач. XVII в. принял унию, в 1839 воссоединен с Православием, прекратил существование в 1915, восстановлен как православный в 1989); жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы (в с. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., муж., основан ранее 1587, в 1609 принял унию, в 1839 воссоединился с Православием, в наст. время ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, экзарху Беларуси); красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Красностоке (совр. Ружанысток, Польша), жен., основан в 1900, когда в него были переведены насельницы из гродненского мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, ставшего приписным к Красностокскому, прекратил существование в 1915); Дрогичинский (в г. Дрогичине Бельского у. Гродненской губ., жен., приписной к Красностокскому мон-рю, устроен в 1905 на месте существовавшего в 1500-1842 Троицкого муж. мон-ря, прекратил существование в 1915).

http://pravenc.ru/text/168161.html

Перебравшиеся из Москвы в западнорус. земли Иван Фёдоров и Петр Мстиславец при поддержке гетмана Г. А. Ходкевича издали в его типографии в Заблудове, близ Белостока, «Евангелие учительное» (1569), там же Фёдоров напечатал «Псалтирь с Часословцем» (1570). Петр Мстиславец с братьями Л. и К. Мамоничами возродил кириллическое книгоиздание в Вильно, где издал в основанной им типографии «Псалтирь» (1576), «Евангелие напрестольное» (1575), «Часослов» (1574-1576). На территории Б. получили широкое распространение книги, издававшиеся на Украине (в частности, Острожская Библия ). В XVI в. развернулась большая духовно-просветительская и храмоздательская работа таких известных поборников Православия, как Иосиф и Иван Солтаны, А. и Г. Ходкевичи, князья Острожские, Олельковичи и др., в своих имениях создававших типографии, строивших храмы и мон-ри. При Сигизмунде I на территории ВКЛ существовало свыше 80 правосл. мон-рей и храмов, при Сигизмунде II - более 95. В Вильно Сигизмунд I разрешил гетману ВКЛ К. И. Острожскому перестроить Пречистенский собор, в к-ром в 1513 г. была погребена кор. Елена Иоанновна, а также Свято-Троицкую и Свято-Николаевскую ц. (1514). При Сигизмунде I были основаны правосл. мон-ри: в 1510 г. Сурдегский, ок. 1513 г. Браславский жен. мон-рь, ок. 1520 г. и позднее полоцкий Пятницкий, Тороканский (совр. Гродненская обл.), пинский Варваринский жен. мон-рь и др. В 1517 г. между игуменами Троицкого слуцкого и киевского Николо-Пустынского мон-рей был заключен договор о взаимном поминании братии (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 21, 799. Л. 23-26). В XVI в. построены церкви: Михайловская в Сынковичах, Рождества Богородицы в Мурованке (совр. Гродненская обл.) и Благовещенский собор Супрасльского мон-ря. В архитектурном оформлении правосл. храмов в XVI в. соединились традиции совр. греч. архитектуры с чертами романского и готического стилей, главной особенностью каменных белорус. храмов того времени является обретение ими черт оборонных сооружений. Церковь в честь Рождества Божией Матери в Мурованке (Маломожейкове).

http://pravenc.ru/text/77856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († после 1514, Спасо-Каменный мон-рь?), еп. Смоленский. Из смоленских бояр. Поставлен на Смоленскую кафедру через нек-рое время после возведения на Киевский митрополичий престол (между февр. и сент. 1509) бывш. Смоленского еп. Иосифа (Солтана) . 25 дек. 1509 г. В., уже как Смоленский архиерей, принял участие в Соборе епископов Западнорусской митрополии в Вильно, 18 янв. 1510 г. скрепил своей подписью соборные «Деяние» и «Правила». В листе кор. Сигизмунда I от 24 июня 1511 г. указывалось, что В. неправомерно собирал дань и пошлины с Мстиславля, подчинявшегося Полоцкому и Витебскому еп. Евфимию . Король обязал Смоленского владыку, «а што будет тое десятины, и куниц соборных, и присудов, и иных доходов побрал, то бы еси все ему поотдавал конечно». В 1513 г., после первой осады Смоленска рус. войсками, В. ходатайствовал у кор. Сигизмунда о ликвидации в городе корчем. В февр. следующего года епископ находился в Вильно, где вместе с митр. Иосифом подписал жалованную грамоту Супрасльскому Благовещенскому мон-рю , к-рый освобождался от пошлин в пользу митрополита. В июле того же года рус. войска вновь осадили Смоленск. В кон. месяца В. участвовал в переговорах о сдаче Смоленска войскам вел. кн. Василия III и просил, «чтобы государь князь велики их, вотчину свою и дедину, отдал им и пожаловал бы... велел им себе служити и с его вотчиною со градом Смоленьским, и старины бы их государь не рушил, из града бы из Смоленьска государь не велел розвести». В. добился выдачи смольнянам жалованной грамоты, подтверждавшей более ранние пожалования кор. Александра Ягеллончика (вел. кн. Василий III, в частности, обещал «не вступаться» во владения мон-рей). 1 авг. со Смоленской иконой Божией Матери архиерей встречал Василия III при въезде в город, В. благословил его крестом и отслужил молебен в присутствии вел. князя в Успенском соборе. После поражения рус. войск в битве под Оршей (8 сент.) В. послал в окт. 1514 г. к Сигизмунду I с письмом своего племянника В. Ходыкина, призывая короля скорее выслать к городу войска. Часть местных бояр и мещан выдала рус. наместнику замыслы епископа. Согласно др. версии, В. организовал заговор против Василия III еще до битвы под Оршей, зазывая «государя своего великого князя хлеба есть, и хоте над ним перевет учинити». По приказу кн. В. В. Шуйского в Смоленске был произведен обыск и перед приходом под город литов. войск кн. К. И. Острожского В. был арестован и отправлен в Дорогобуж, в ставку вел. князя. По приказу Василия III епископ сначала был сослан в Москву в Чудов мон-рь , а затем в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мон-рь на Кубенском оз. После этих событий его имя в источниках больше не встречается.

http://pravenc.ru/text/154341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г. Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г. [у Золотых ворот, Златовратский], основан после 1238 г.- ранее кон. XV в. на юго-западе Владимира у земляного вала, примыкавшего к Золотым воротам. Н. Н. Воронин предполагал, что В. З. м. был создан на месте двора блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, где в 1164 г., по сообщениям Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, был заложен Преображенский храм (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 351; Л., 1989. Т. 38. С. 130). В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234). Ряд историков, начиная с Н. М. Карамзина , обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43). В ходе раскопок, проводившихся Ворониным в 1953 г. у стен совр. Преображенской ц., не обнаружены следы здания времен кн. Владимира Мономаха. Последнее упоминание Спасского храма в летописях содержится в сообщениях о взятии Владимира монголо-татар. войсками в 1238 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» ( Приселков. С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал мон-рь. Однако в летописи назван также «игумен Успеньскый» (Даниил), а во Владимире не существовало муж. Успенского мон-ря. Следов., можно предположить, что речь идет о клириках владимирских соборов - Успенского и Спасского. В таком случае возникновение мон-ря при Спасском храме нужно отнести ко времени после 1238 г.

http://pravenc.ru/text/154983.html

В сложившихся условиях стал обсуждаться вопрос о сотрудничестве православных и протестантов в борьбе с экспансией католицизма. В мае 1599 г. в Вильно состоялась встреча представителей 3 протестант. вероисповеданий с правосл. духовными лицами во главе с Исаакием (Борисковичем) , игум. мон-ря в Дубно. Шли переговоры о политическом сотрудничестве. Так провозглашение унии привело к глубокому внутреннему кризису в жизни правосл. Киевской митрополии. В работе правосл. Собора в Бресте приняли участие клирики из митрополичьей епархии Никифор (Тур), архим. Киево-Печерского мон-ря, Иларион (Мосальский), архим. супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря , Михаил, архим. Лавришевского монастыря , послы «от всего виленского крилоса» и от Виленского братства, протопопы из Слуцка и Волковыска. Т. о., при установлении унии в его епархии М. столкнулся с серьезными трудностями. Священники виленских храмов были вынуждены подчиниться М., однако его не признавало Виленское братство. Братский Свято-Духовский храм был построен на частной земле, и М. не мог его закрыть. В 1598 г. жители Слуцка отказались повиноваться митрополичьему наместнику и бросали камни в М., когда он приехал в город. Горожан обложили крупным штрафом. Не подчинился М. Супрасльский мон-рь. Совсем неблагоприятным было положение на юге митрополичьей области. Население Киева отказывалось подчиняться М., опираясь на поддержку киевского воеводы кн. Острожского. Не удались и попытки передать под власть М. Киево-Печерский мон-рь. Соответствующие решения и распоряжения натолкнулись на сопротивление братии, к-рой покровительствовали жители Киева и казаки. Киевский земский суд поддерживал власти мон-ря в их споре с митрополитом. М. пытался собрать в свою пользу доходы с нек-рых печерских имений в ВКЛ, но архим. Никифор (Тур) лично прибыл туда и выгнал слуг митрополита. Начинался кризис, до полного развития к-рого М. не дожил. Ист.: АЗР. Т. 3. 110; Т. 4. 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25, 27, 32-33, 48, 50, 53, 55-59, 66, 68, 69, 71, 73, 74, 76-79, 82, 84, 87, 90, 103, 109; АЮЗР. Т. 1. 202; Т. 2. 159; АрхЮЗР. Т. 1. Ч. 1. 17, 60; Т. 10. Ч. 1. 203; АВАК. Т. 8. 8; Т. 19. С. 6; РИБ. Т. 19. Стб. 620-622; Жукович П. Н. Брестский Собор 1591 г.: (По новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 45-71; Documenta unionis Berestensis eiusque auctorum (1590-1600)/Coll. A. G. Welykyj. R., 1970. N 41, 69, 181, 227, 235; Monumenta confraternitatis stauropigianae Leopoliensis/Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. T. 1. Pt. 1. N 131, 138, 139, 140-142, 151-153, 156, 158-160, 163, 169, 171, 176, 177, 189, 205v, 207, 222, 255, 258, 269, 275, 282-284, 286, 288-290, 294; 1898. T. 1. Pt. 2. N 304, 305, 324, 340, 341, 397, 400; Suppl. N 9.

http://pravenc.ru/text/2563650.html

Слуцкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь был архимандритией , к-рой подчинялись мон-рь св. Илии в Слуцке и обители в др. местах (в Строчицах, Морочах, Грозове, Заблудове и Дитятковичах). Архимандрития находилась под патронатом князей Олельковичей и имела фактически статус митрополичьей ставропигии, слуцкий архимандрит являлся наместником митрополита на территории Слуцкого княжества. В православном Брестском Соборе 1596 г. участвовали слуцкий протопоп и слуцкие мещане. В литовско-белорусской части К. е. имелось несколько крупных монастырей, напр., Лавришевский (Лаврашевский) в честь Успения Пресв. Богородицы близ Новогрудка, настоятелем которого был до епископской хиротонии Онисифор (Девочка). Став митрополитом, он сохранил за собой управление мон-рем, в 1579 г. получил также виленский Свято-Троицкий мон-рь. В эти обители он назначал наместников-игуменов. Особый статус имел основанный в 1498 г. Супрасльский монастырь: он был освобожден митр. Иосифом II от всяческих обязанностей по отношению к кафедре, митрополит утвердил монастырю особый устав. Стремление Киевских митрополитов быть настоятелями крупных обителей, владеющих земельной собственностью, объясняется недостаточностью материального обеспечения митрополичьей кафедры в XVI в. Утвердилась практика, согласно которой митрополитами становились архимандриты крупных монастырей, напр. Михаил (Рагоза) перед поставлением на Киевскую кафедру являлся игуменом Вознесенского монастыря в Минске, затем он получил в управление еще 3 монастыря. Имения некоторых западнорус. епископских кафедр были обширнее владений Киевских митрополитов. К кон. XVI в. по актам известны митрополичьи владения: участок (юридика) в Вильно, имения Прилепы и Колодежи в Минском старостве, села Аристовщина, Павловщина, Ничипоровщина, имение Быкевичи и двор Хоневичи с 3 участками и 2 участка в Новогрудском повете (предоставленные в 1517 Борисоглебскому собору в Новогрудке), корчма у Новогрудка, владения в Новогрудке (1586), имения Шешоли, Крошты и Свираны, Колокосы с фольварками, имение Филиповщизна (Филиповское) в Виленском повете (продано Михаилом (Рагозой) Григорию Хорельскому в 1592), грунт Шнипелиский (упом.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Сподвижник игум. Иоиля печатник и гравер Спиридон Соболь выпустил в свет в типографии Кутеинского мон-ря, в Могилёвской братской типографии и в основанной им типографии Буйничского Свято-Духова мон-ря 20 изданий церковной, просветительской и полемической лит-ры, среди них - «Букварь» (1631), «История про Варлаама и Иоасафа» (1637), «Дидаскалия» митр. Сильвестра (Косова) (1637), «Брашно духовное» (1639), «Лексикон» Памвы Берынды (1653). В кон. XVII в. книгопечатание в Б. резко сократилось, издание кириллических книг осуществляла только типография униатского Супрасльского мон-ря , созданная на основе типографии виленского Свято-Троицкого мон-ря. Изменения в конфессиональной ситуации в Речи Посполитой произошли в 30-х гг. XVII в., после смерти кор. Сигизмунда III, и были связаны с убеждением нового кор. Владислава IV (1632-1648) в необходимости изменения отношения к правосл. Церкви в связи с начавшейся войной с Россией, когда гос-ву была необходима уверенность в лояльности своих правосл. подданных, прежде всего Запорожского войска. Польск. власти сделали серьезные уступки православным на Украине, в гораздо меньшей мере - в Б. В итоге трудной внутриполитической борьбы были приняты «Статьи для успокоения греческой религии» (1632), на основании к-рых православные получили право иметь митрополию со своей иерархией, подчиненной К-полю, право избирать митрополита и епископов, свободно совершать богослужения, ремонтировать старые и строить новые храмы, открывать семинарии, школы и типографии, право поддерживать старые братства и учреждать новые. Православным был возвращен ряд мон-рей и храмов. Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра А. Осипова. 1844 г. (ГИМ) Свт. Петр (Могила), митр. Киевский. Гравюра А. Осипова. 1844 г. (ГИМ) В пределах Полоцкой епархии для православных была учреждена Мстиславская (Могилёвская) кафедра, местом пребывания Мстиславского епископа был назначен Спасский мон-рь в Могилёве. Взамен имений, оставленных за Полоцким униатским епископом, Могилёвский епископ получал жалованье в 2000 злотых ежегодно.

http://pravenc.ru/text/77856.html

В адм. отношении в досинодальную эпоху Л. были ставропигиальными мон-рями, т. е. подчинялись первоначально К-польскому патриарху, затем - митрополитам, а позднее патриархам всея Руси. В синодальную эпоху Л. подчинялись Святейшему Синоду (священноархимандритом той или иной Л. являлся местный архиерей). После восстановления Патриаршества главой всех Л. вновь стал патриарх Московский и всея Руси. В наст. время ставропигиальной в РПЦ является только Троице-Сергиева Л. В Польской Православной Церкви наименование Л. присвоено Супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырю (awra Supraska), основанному в 1498 г. и расположеному в г. Супрасль на востоке Польши (Белостокская епархия). Титул «лавра» обитель стала носить во время наместничества архим. Сергия (Кинбара) (1532-1565). Настоятели Супрасльской Л. на Соборах Киевской митрополии подписывались вслед за архимандритами Киево-Печерскими. В Украинской греко-католич. церкви наименование Л. имеет Свято-Успенская Уневская Л. Студийского устава, расположенная в с. Унев Перемышлянского р-на Львовской обл. Статус Л. мон-рь получил в кон. XIX в., после того как в нем был принят Студийский устав (1898). За многовековую историю монашества ни один жен. мон-рь не назывался Л.; вероятно, это связано с тем, что жен. монашество в основном было общежительным. Однако формальных запретов или ограничений для присвоения титула «лавра» жен. мон-рям не существует. Ист.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1897. Τ. 4. Σ. 175-184; Schwartz E., ed. Kyrillos von Skythopolis. Lpz., 1939. (TU; 49, 2); Garitte G. La Vie prémétaphrastique de S. Chariton//Bull. de l " Institut historique Belge de Rome. R., 1941. Vol. 21. P. 16-46; Drescher J., ed. Three Coptic Legends: Hilaria. Archellites. The Seven Sleepers. Le Caire, 1947. P. 29, 97, 162; Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Лит.: Marti K. Mitteilungen von Baurath C. Schick über die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda//ZDPV. 1880. Bd. 3. S. 1-43; Голубинский Е. E. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010