денег да 40 ведр вина, да на него же варили 10 варь пива, да на нас же доправил 10 пуд меду; у которых крестьянишек были нарочитые лошаденки, тех лошадей взял он на себя. И мы, сироты твои, не перетерпя его немерного правежа и великой муки, разбрелись от него розно, а которые нарочитые крестьянишки, тех у себя держит скованных, и правит на них рублей по пяти, по шести и по десяти на человеке, а по домам тех крестьян, которые разбрелись, посылает кормовых татар, которые наших жен позорят; животишки наши велит брать на себя, а иные печатать. Тот же князь Артемий прежним своим служивым татарам деревни в поместья роздал, и жене своей, княгине Федоре, также дал две деревни в поместье; а которые прежде на того князя Артемья били челом тебе, государю, в его насильстве и немерном правеже об указе, на тех крестьянишек он похваляется смертным убийством, хочет их посекать своими руками». Чем кончилось дело – неизвестно, потому что конец дела утрачен; что же касается до Матренки Белошейки, то эта особа сослана была из Москвы в Ярославль за воровство (разврат) по делу Нефедья Минина. Помещик, посягавший на святыню семейства крестьянина, платился иногда за это жизнью. Что касается до крестьян черных волостей, то они в некоторых местах не благоденствовали. В 1633 году был сделан допрос в Тотемских волостях, отчего крестьяне разбежались? Ответ был такой: разошлись крестьяне от многих податей и от великих немерных правежей, от солдатских кормов, от запасных денег, от ямских отпусков, от судовые немерные кортомы, от тяжелого вытного и сошного письма. В Европейской России народонаселение было так редко, что землевладельцы переманивали льготами и перевозили силою крестьян друг от друга, несмотря на закон; а между тем на востоке, за Уральскими горами, все больше и больше прибавлялось к русским владениям пустынных пространств, требовавших населения. На западе в царствование Михаила были отданы Польше и Швеции населенные области и города, зато на востоке русские владения увеличились на 70000 квадратных миль пустынных пространств, ибо прокладыватели путей, козаки, продолжали пробираться по пустынным рекам все далее и далее к восточному океану и границам китайским, приводя под высокую руку государя рассеянные толпы дикарей, сбирая с них ясак, часто выводя их из терпения своими грабительствами, за которые иногда приходилось платиться жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Или забыла, или ничего не могла. Из училищного совета тоже никаких слухов не было. Наконец наступил сентябрь, и опять начались классы. Анна Петровна едва держалась на ногах, но исправно посещала школу. Ученики, однако ж, поняли, что она виновата и ничего им сделать не смеет. Начались беспорядки, шум, гвалт. Некоторые мальчики вполне явственно говорили: «С приплодцем!»; другие уверяли, что у них к будущей масленице будет не одна, а разом две учительницы. Положение день ото дня становилось невыносимее. В ноябре, когда наступили темные, безлунные ночи, сердце ее до того переполнилось гнетущей тоской, что она не могла уже сдержать себя. Она вышла однажды на улицу и пошла по направлению к мельничной плотнике. Речка бурлила и пенилась; шел сильный дождь; сквозь осыпанные мукой стекла окон брезжил тусклый свет; колесо стучало, но помольцы скрылись. Было пустынно, мрачно, безрассветно. Она дошла до середины мостков, переброшенных через плотину, и бросилась головой вперед на понырный мост. Жизнь ее порвалась, почти не начавшись. Порвалась бессмысленно, незаслуженно и жестоко. 4. Полковницкая дочь Полковник Варнавинцев пал на поле сражения. Когда его, с оторванной рукой и раздробленным плечом, истекающего кровью, несли на перевязочный пункт, он в агонии бормотал: «Лидочка… государь… Лидочка… господи!» Обратились к его формуляру. Там значилось: «Полковник Варнавинцев из дворян Вологодской губернии, вдов, имеет дочь Лидию; за ним состоит родовое имение в Тотемском уезде, в количестве 14-ти душ, при 500 десятинах земли». Очевидно, что последнею его мыслью было поручить дочь государю. Желание полковника было исполнено. Через товарищей разузнали, что Лидочка, вместе с сестрою покойного, живет в деревне, что Варнавинцев недели за две перед сраженьем послал сестре половину своего месячного жалованья и что вообще положение семейства покойного весьма незавидное, ежели даже оно воспользуется небольшою пенсией, следовавшей, по закону, его дочери. Послана была бумага, чтобы удостовериться на месте, как признавалось бы наиболее полезным устроить полковницкую дочь.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Варнавинцевы еще не знали о смерти полковника, когда в их усадьбу приехал исправник. Усадьба эта находилась в захолустье Тотемского уезда, в селе, где, кроме них, ютились еще две-три мелкопоместных семьи. Домик у них был крохотный, ветхий, еле живой. Половицы ходуном ходили, потолок протекал, двери завязывались веревочкой, из окон дуло. В мирное время полковник держал дочь при себе, переходя с полком с одних зимних квартир на другие. Имением управляла сестра, девица лет под шестьдесят, которая не выезжала из деревни, перебиваясь кой-как и не имея даже возможности исправить упалый домишко. Но когда открылись военные действия, Лидочку увезли к тетке. Полковник думал, что кампания будет недолгая, а она между тем затянулась и в заключение — послала ему смерть. Лидочке было двенадцать лет, когда в ее жизни совершился решительный поворот. О крепостной реформе и слухов не было, но крохотная барщина доставляла так мало, что с прекращением помощи со стороны полковника вдвоем просуществовать было невозможно. Земли было, по-видимому, и довольно, но половина ее находилась под зыбучим болотом, а добрый кусок занимали пески; из остального количества, за наделением крестьян, на долю помещика приходилось не больше шестидесяти десятин, но и то весьма сомнительного качества. Собственно говоря, главным подспорьем служил небольшой огород да лужок, дававший достаточно сена, чтобы содержать лошадь и с десяток коров. Прислуга при доме состояла из двух человек: хромоногого бобыля Фоки да пожилой бобылки Филанидушки, которые и справляли все работы около дома. Но Прасковья Гавриловна (так звали старушку Варнавинцеву) была еще бодра и сильна. Она почти без посторонней помощи сама обработывала огород, убирала комнаты, зимой топила печки, покуда бобылка Филанидушка возилась в стряпущей, ходила за коровами и т. д. Сверх того, она завела у себя нечто вроде сельской школы. Набралось до двенадцати мальчиков и девочек, за обучение которых она деньгами не брала, а предоставляла благодарить ее натурой.

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

— О чем и послать соответствующий указ. 8. Образовать в пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области — Слуцкую епархию, выделив ее из состава Минской епархии. 9. Епархиальному архиерею Слуцкой епархии иметь титул «Слуцкий и Солигорский». 10. Епископом Слуцким и Солигорским избрать архимандрита Антония (Доронина), клирика Минской епархии. 11. Место наречения и хиротонии архимандрита Антония (Доронина) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 12. Определить территориальные границы Минской епархии в пределах города Минска и Минского района. 13. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул «Минский и Заславский». 14. Образовать в пределах города Минска, Минского района и Минской области Минскую митрополию, включающую Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. 15. Главой Минской митрополии назначить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия с предложением образовать две новые епархии в Вологодской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области – Череповецкую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии. 2. Правящему архиерею Череповецкой епархии иметь титул «Череповецкий и Белозерский». 3. Епископом Череповецким и Белозерским избрать иеромонаха Флавиана (Митрофанова), клирика Вологодской епархии. 4. Место наречения и хиротонии иеромонаха Флавиана (Митрофанова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области — Великоустюжскую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

365. О войне черкасской. Бог же наказует нас своим праведным наказанием, была в Московском государстве война от черкасов, такой же войны не было от начала, и русские люди не знали, куда ходить. Пришли [черкасы] на торопецкие места, и прошли Новгородским уездом, и Углицким, и Пошехонским, и пришли в Вологодский уезд. Из Вологодского уезда пошли в поморские города и воевали Вагу и тотемские места и устюжские, и пошли в Двинскую землю к Студеному морю, и шли по непроходимым местам. Были в Неноксе, и в Луде, и в Уне, и подле моря, и пришли в Каргопольский уезд, и вышли в Новгородский уезд, к Сумскому острогу. Нигде же им вреда не было. Тут же их много убили в Заонежских погостах. Последние же пришли на Олонец. Тут же их олончане и остальных перебили, а воевали Московскую землю проходя: [ни] под городами, ни по волостям нигде не стояли. Земли же много опустошили, а сами пропали все. 366. О приходе Гашевского под Смоленск. Пришел под Смоленск Гашевский с литовскими людьми и поставил острог близ Смоленского острога, где сидели московские воеводы, а на Северу послал Лисовского со своим полком. Лисовский же пошел на Московское государство, похваляясь. Бог же его, окаянного, не пропустил: пришел в Комарицкую волость и внезапно упал с коня и свою окаянную душу испроверг [из тела]. Литовские же люди выбрали на его место в полковники ротмистра Раткевича и пошли назад под Смоленск. И не доходя до Смоленска, того Раткевича убили, и выбрали в полковники пана Чаплинского. Гашевский же, услышав, что лисовщики идут под Смоленск, пошел мимо острога московских воевод; поставил острог на Московской дороге в Твердилицах, чтобы не пропустить к Москве из острожка и с Москвы в острог; и утеснение великое сделал [русским людям] под Смоленском. 367. О походе боярина и воевод под Дорогобуж. Государь же, услышав об утеснении ратным людям под Смоленском, послал в Дорогобуж боярина князя Юрия Яншеевича Сулешова, да князя Семена Васильевича Прозоровского, да князя Никиту Петровича Борятинского, да дьяка Ивана Грязева, а с ними послал государь многую рать: стольников и стряпчих и дворян московских и многую рать Московского государства конную и пешую. Они же пришли и встали в Дорогобуже, и из Дорогобужа послали острог поставить на Славуж. Литовские же люди пришли и острожек взяли, воевод и ратных людей всех схватили. Под Смоленском же и далее утеснение было ратным людям.

http://sedmitza.ru/lib/text/439357/

13. Выписка и определение от 24 ч. генв. 1703 г. в Монаст. Пр. о ведении церковно-приходских дел в Кичменской волости Устюжского уезда Выписка из того же архива, вязка 1702 г. 16 Велено по прежнему его Великого Государя указу и, как бывало исстари, на Устюге на посаде и в Устюжском уезде в его государевых волостях, церкви Божии строить и во всяком их украшении и благолепии церковном держать и священников и церковных причетников ружить тех церквей прихожанам, старостам, и посадским и всяких чинов людям и крестьянам, и считаться им в церковных доходах и расходах меж собою самим по приходах, потому что те церкви Божии строят и всякой к ним доход дают и сбирают и священников и причетников ружат они сами своими доходы кроме его государевы казны, и воеводы бы в те их церковные дела и в доходы не вступалась и ничем в том не теснили и не убычили. Преосвященному Александру архиепископу Устюжскому и Тотемскому и домовым его духовным и мирским людям потому ж тех их церковных древних обычаев нарушивать и в те их доходы вступаться и в свой архиерейской дом превращать не велено, чтоб церквам божиим во украшениях их помешки и остановки, а посадским людям и крестьянам разорения и никаких в том к ним приметок не было, а дань с тех со всех церквей по указу ему, преосвященному архиепископу, в дом свой велено сбирать и священниц и причетников церковных в духовных делах ведать по-прежнему и о том к нему, преосвященному архиепископу, его Великого Государя грамота послана же. 1703 году генв. 24 числа, по указу Великого Государя, боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин с товарищи слушав сии выписки, приказал к стольнику Андрею Вешнякову послать великого Государя грамоту – велеть ему Устюжского уезду, Южской трети, Кичменской волости церкви Всемилостивого Спаса у церковного старосты у Перфирия Чекавинского с приходскими людьми против челобитья и в вышеписанных переписных и за продажный хлеб денег о расходах подлинных расходных книг досмотреть, и взяв с них списки за руками, справя с подлинными слово в слово, закрепя своею рукою прислать к Москве в Монастырской Приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Сей вручитель есть помещик Тамбовский, любезный мне приятель, которого как любителя церкви рекомендую в благоприятство вашего преосвященства, а себя продолжению вашея братския любви препоручая, с глубочайшим моим почитанием остаюсь, вашего преосвященства, многопочтеннейшего и любезнейшего моего во Христе брата и благодетеля, всепокорнейше слуга и Богомолец Феофил епископ Тамбовский и Пензенский. 1791 г. Генв. 15 д. 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 104 1 . Высопреосвященнейший владыко, любезнейший отец и благодетель! На почтеннейшее вашего высокопреосвященства писание, пущенное от 7-го числа сего месяца 105 , имею честь вашему высокопреосвященству донести, что по разведыванию моему, дорога до Тотьмы в начале зимы и хороша и пространна: но при больших снегах проезд бывает не инако, как только гусем, то есть в одну лошадь. Для тамошнего выезда на сих днях отправляю я своих лошадей и городовой возок. Квартиры там уже приготовлены; для письмоводства, кажется, нужно быть секретарю: то полагаюсь в том на благорассуждение вашего преосвященства: ваш ли будет, или здешний. Сердечно соболезную о неблагоприятном вашего здравия состоянии. Молим и молю всеусердно Милосердого Создателя, да восстановит оное и возвратит вам вожделенную крепость и да подаст мне случай сретить и облобызать ваше высокопреосвященство в совершенном здравии. С каковым расположением, при нелестном моем к особе вашей высокопочитании и таковой же преданности, честь имею пребыть. вашего высокопреосвященства, любезнейшего отца и благодетеля, покорнейший слуга и Богомолец Арсений Епископ Вологодский. Ноября 11-го, 1797 года. Вологда. Р. S. О тотемских обстоятельствах сведение сторонними путями дошло до Высочайшего престола. 2 . Πανιερτατε Δσποτα λτατε Ευεργτα! Ut voto respondeam Tuo, copiam ex edicto de rebus Totmensibus hic appendo. Postulata de rebus Scholasticis et agrariis nimis me implicant et angunt. Utinam par sim soluendis! Caeterum vale, Tui amantissimum redamare perge, sanctisque Tuis apud Deum precibus subuenire non denega.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В двадцать один год Ульрих Райнер стал платить матери свой денежный долг. Он давал уроки и переменил с матерью мансарду на довольно чистую комнату, и у них всякий день кипела кастрюлька вкусного бульона. Но Ульрих Райнер не был доволен этим. Ему было мало одного бульона, и тесна ему казалась Женева. Одни и те же виды, несмотря на все свое великолепие, приглядываются, как женина красота, и подстрекают любопытное влечение приподнять завесу других красот, отдохнуть на другой груди, послушать, как бьется иное сердце. В это время Европа поклонялась пред могуществом России и полна была рассказов о славе, великодушии и просвещении Александра I. Ульрих Райнер с великим, трудом скопил небольшую сумму денег, обеспечил на год мать и, оплаканный ею, уехал в Россию. Это было в 1816 году. Ульрих Райнер приехал в Россию статным, прекрасным юношею. Он был похож на своего могучего отца, но выражение его лица смягчилось некоторыми тонкими чертами матери. С этого лица постоянно не сходило серь езное выражение Губерта Райнера, но на нем не было Губертовой холодности и спокойной флегмы: вместо них лицо это дышало французскою живостью характера. Оно было вместе и серьезно и живо. В то время иностранцам было много хода в России, и Ульрих Райнер не остался долго без места и без дела. Тотчас же после приезда в Москву он поступил гувернером в один пансион, а оттуда через два года уехал в Калужскую губернию наставником к детям богатого князя Тотемского. Здесь Ульрих Райнер провел семь лет, скопил малую толику капитальца и в исходе седьмого года женился на русской девушке, служившей вместе с ним около трех лет гувернанткой в том же доме князей Тотемских. Жена Ульриха Райнера была прелестное создание. В ней могло пленять человека все, начиная с ее ангельской русой головки до ангельской души, смотревшей сквозь кроткие голубые глаза. Это была русская женщина, поэтически восполняющая прелестные типы женщин Бертольда Ауэрбаха . Она не была второю Женни, и здесь не место говорить о ней много; но автор, находясь под неотразимым влиянием этого типа, будет очень жалеть, если у него не достанет сил и уменья когда-нибудь в другом месте рассказать, что за лицо была Марья Михайловна Райнер, и напомнить ею один из наших улетающих и всеми позабываемых женских типов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Калужская область Калуга, город. Калуга. Благовещения Пресвятой Богородицы " за старым острогом " , церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Кировская область Даровской район. Александровское. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Костромская область Буйский район. Рябцово, урочище. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Антроповский район. Пеньки-Троицкое. Воскресения Христова, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Кологривский район. Кологрив. Успения Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Феодосия Тотемского) Вохомский район. Вохма. Вознесения Господня, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Галичский район. Олешь. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Костромской район. Сандогора. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Ветлужский район. Ветлуга. Троицы Живоначальной, собор (с приделом Феодосия Тотемского) Республика Татарстан Заинский район. Поручиково. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Аксубаевский район. Аксубаево. Феодосия Тотемского, церковь Мензелинский район. Мензелинск. Николая Чудотворца, собор (с приделом Феодосия Тотемского) Республика Удмуртия Сарапульский район и г. Сарапул. Мостовое. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Свердловская область Екатеринбург (МО город Екатеринбург). Екатеринбург. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Церковь Феодосия Тотемского Тульская область Тула, город. Тула. Петра и Павла, церковь (с приделом Феодосия Тотемского) Венёвский район. Венёв. Николая Чудотворца, колокольня церкви (с приделом Феодосия Тотемского) Украина, Черниговская область Чернигов, город. Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Церковь Феодосия Тотемского (координаты не указаны) Ульяновская область Барышский район. Смольково. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодосия Тотемского)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=309

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010