– Шли суровые 90-е годы. Вы, москвич, получивший хорошее образование, покинули столицу и уехали в далекую провинцию. Как отнеслись к этому шагу родители, друзья? Как встретил вас Север? – Для родителей было непросто принять мое решение, такое неожиданное для всех. Но Господь в этот момент моей жизни словно дал мне дар убедительности. Я был искренен, честен и настойчив, хотя от природы не могу назвать себя смелым человеком. Со временем близкие поняли и приняли этот мой выбор. Однако педагоги, профессора университета стали дружно меня спасать. Еще бы, молодой человек «попал в какую-то секту», уехал в глухомань, стал бомжом. С их точки зрения полностью утратил социализацию. Однако я следовал своему пути… Встретили нас в Тотьме радушно. Первые дни мне казалось, что я словно попал в студию «Мосфильма»! Первый раз в жизни увидел рубленый дом. Батюшка вышел, с бородой до пояса, в рясе. На второй день я с недоумением поднял с земли какой-то странный для меня предмет. Батюшка захохотал: «Москвич приехал. Бензопилы не видал!» Тотьма со своими белокаменными храмами, местный говор и дружелюбие людей произвели на меня неизгладимое впечатление. Конечно, нас, как и всех приезжих, местные «криминальные» братья проверили на прочность. Убедившись в твердости наших намерений, они дали свое «разрешение» остаться, стали считать нас «своими». Кризис 90-х прошел для нас незаметно. Мы трудились каждый день. На столе всегда были свежие овощи и рыба. В Вологде, в духовном училище, я закончил двухлетние курсы. Это был первый опыт систематического знакомства со Священным Писанием, догматикой, церковно-славянской грамматикой, богослужением. Потом были незабываемые годы заочной учебы в Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры. Четыре года жизни в Тотемской обители были временем духовной юности, порывов и больших надежд. Мы еще до конца не понимали всю тяжесть страстей и бремени разных сторон церковной жизни. Когда надо, засучив рукава, «тянуть лямку», «месить глину», «добывать руду», нести положенный крест. Вскоре все поменялось. Когда ты живешь с Богом, несешь посильное послушание, в жизни появляются обстоятельства, которые дают тебе возможность не оставаться на месте, а двигаться дальше…

http://ruskline.ru/opp/2020/05/06/zhizn_...

Детский дом в с. Никольское, где жил Рубцов Итак, семилетний Коля Рубцов пошел в первый класс в селе Никольском: Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая Не дает проходу. Я смутно помню Утро похорон И за окошком Скудную природу. Откуда только — Как из-под земли! — Взялись в жилье И сумерки, и сырость… Но вот однажды Все переменилось, За мной пришли, Куда-то повезли. Я смутно помню Позднюю реку, Огни на ней, И скрип, и плеск парома, И крик «Скорей!», Потом раскаты грома И дождь… Потом Детдом на берегу. Вот говорят, Что скуден был паек, Что были ночи С холодом, с тоскою, — Я лучше помню Ивы над рекою И запоздалый В поле огонек. До слез теперь Любимые места! И там, в глуши, Под крышею детдома Для нас звучало, Как-то незнакомо, Нас оскорбляло Слово «сирота». Хотя старушки Местных деревень И впрямь на нас Так жалобно глядели, Как на сирот несчастных, В самом деле, Но время шло, И приближался день, Когда раздался Праведный салют, Когда прошла Военная морока, И нам подъем Объявлен был до срока, И все кричали: — Гитлеру капут! Еще прошло Немного быстрых лет, И стало грустно вновь: Мы уезжали! Тогда нас всей Деревней провожали, Туман покрыл. («Детство») Смуглый, скромный, красивый, всегда аккуратный мальчик учился отлично, по воспоминаниям учителей — был хорошим товарищем, ухаживал с приятелем за жеребенком… Чем занимались ребята в Никольском детском доме? Учились читать-считать-писать, весной бегали на берег Толшмы смотреть на ледоход, летом купались в речке и ловили рыбу, зимой катались с горки на санках… Николай Рубцов с воспитательницами детдома Коля хорошо писал уже в детстве. И стихи пробовал сочинять — о жизни своего класса, школы… Сочинения Рубцова читались перед классом, тетради выкладывались в витрине пионерской комнаты, стихи публиковались в школьных стенгазетах. Сам Коля был членом школьной редколлегии — он отлично рисовал. Семь лет нелегкой, голодной, но по-детски живой и интересной жизни в детдоме, семилетняя Никольская школа закончена, и Рубцов, не сумев поступить учиться в Ригу и Ленинград, подает заявление в Тотемский лесотехнический техникум.

http://sever.foma.ru/rubcovskie-mesta-vo...

Корни Наталья Ивановна Коренева в Тотьме выросла, живёт здесь уже более 30 лет. - Где родился, там и пригодился - это, наверно, про меня, - говорит Наталья. - Ваши родители тоже тотьмичи? - Из Тотемского района. Моему папе за 60, он человек прежнего уклада и до сих пор живёт категориями своей деревни Мелешово. Ему хочется, чтоб в жизни всё было устойчиво, спокойно и добротно, по-старинке. Для него главное, чтобы человек не расставался с землёй. Любовь к земле и лесу - на первом месте. Несмотря на то что на дворе XXI век, он не может осовремениться, такой простой крестьянский мужик. Всё время старается работать и на пенсии постоянно чем-то занят. - Его родители были крестьяне? - Да. Это целиком от них. И мама у меня тоже с землёй связана - она агроном. Это у нас в роду - и бабушка была агрономом, и тётя пыталась им стать, и брат заканчивал сельскохозяйственную академию... На мне эта традиция прервалась. Я единственная в нашей семье историк-педагог. - Вы просто с другой стороны подошли к этому, с духовной, - пытаюсь как-то «утешить» Наталью. - Всё равно вкладываете в родную землю, в свой край, только иначе... Наталья соглашается: - Да. Но когда-то были мысли уехать. Получив диплом историка, в 1992-м я пришла работать в тотемский музей, хотя на тот момент ничего не понимала в музейном деле. И прикипела: всё время новые люди, поиск информации, какие-то открытия... У нас говорят, что в музее все девушки как на подбор - красивые и одухотворённые. Но мы-то понимаем, что это во многом определяется тем местом, где мы работаем. В какой бы музей вы ни зашли, увидите встречающую вас красивую молодую девушку, которая может и об экспозиции рассказать, и на жизненные вопросы ответить, и побеседовать с вами. Этим мы и отличаемся, наверно. Как-то незаметно моя собеседница перешла на свою главную тему - о музеях: - Я где-то читала, что в Европе врачи скоро будут не лекарства выписывать людям, а рекомендовать посещение музеев для выздоровления... Мы вышли на набережную Сухоны. - И ещё, - добавляет Наталья, - хочется всё сделать, чтобы в нашем городе жилось как можно лучше. Вот набережную собираемся благоустроить, уже готов проект.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В ходе творческой встречи писатель сообщил о том, как создавалась книга, какие материалы послужили источником сюжетов его произведений, представил свои новые издания и ответил на вопросы, возникшие у читателей. Встреча прошла интересно и познавательно. Отрадно, что в зале были представители молодого поколения никольчан – студенты филиала Тотемского политехнического колледжа (г.Никольск). «Тема актуальная и интересная, современной молодежи полезно послушать о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, о людях, совершивших подвиги, их твердом характере. Геннадий Алексеевич дал личную оценку событиям, смог заинтересовать нас, как читателей, поэтому после встречи приобрели для себя его авторские книги», – рассказала одна из участниц встречи Ольга Рыжкова. Творческие встречи с писателем Геннадием Сазоновым прошли также в сельской местности - в библиотеке большого села Пермас и в Доме культуры села Кожаево. Своими впечатлениями от мероприятия поделилась участница мероприятия Зоя Ширунова: «Основной идеей творчества Геннадия Алексеевича является призыв к тому, чтобы каждый человек знал историю своей страны, своего края, чтобы не позволить никому переписать её, исказить реальные факты, что и происходит сейчас. Писатель опирается на документальные материалы, облекая их в художественную форму, поэтому его произведения вызывают доверие читателя. Для никольчан эта встреча была интересной и актуальной, так как Геннадий Алексеевич рассказал слушателям о работе над произведениями, посвященными нашему знаменитому земляку — Ивану Степановичу Коневу, открыв неизвестные факты его героической жизни, оперируя конкретными событиями Великой Отечественной войны. Связь событий этого времени с сегодняшним днем находила отклик в сердцах присутствующих, заставляла задуматься над всем происходящим в мире. Интересной была оценка творчества вологодских писателей: В.И.Белова и нашего поэта — земляка А.Я.Яшина, которым автор тоже посвятил свои книги. В своих произведениях Геннадий Сазонов разговаривает с читателями о любви, вере и надежде, прошлом и настоящем России, ее природе и людях. Его стиль отличает простота, искренность и доверительность, образность, чуткое отношение к слову, приверженность к традициям классической русской литературы, поэтому больше часа удерживалось полное внимание слушателей, и я уверена, что никто не пожалел, что пришел на эту творческую встречу».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/ne...

Рыдания росли, как снежный ком… – За многия грехи наша казни сия и немощи наводит на нас Христос Бог. Аще не ты нам поможеши, святый угодниче Христов, преподобне Феодосие, что сотворю аз? Како имам от тебе отити? Мать еще судорожно шептала слова молитвы, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее Обессилев от слез, Анна скорбно припала к каменному полу гробницы, но еще долго, громко всхлипывая, повторяла слова молитвы. Минуту спустя ветер, ворвавшийся в клеть, взметнул под притолокой морозное покрывало снежинок, негромко пропел какую-то ноябрьскую песнь, и бледное покрывало опало с тихим шорохом на женщину и ее сына. Снежная звездочка, упавшая на щеку младенца, медленно таяла, и мальчик впервые за много месяцев улыбнулся. Мать все еще судорожно шептала слова молитвы, припав к полу, а Василий уже улыбался – все шире, все радостнее, пока наконец не рассмеялся, громко, весело, как, может быть, смеялся, впервые в жизни. Анна молча и трепетно восклонилась… Молва сохранила еще одно предание – о девице по имени Иустина. Эта девочка родилась недалеко от Тотьмы, в Фетинской веси. Родилась зрячей, живой и веселой, и даже пять долгих мрачных лет слепоты не смогли стереть из ее памяти ни яркую, бездонную голубизну неба в день июльского сенокоса, ни мельчайшие изгибы линии горизонта, когда она, прячась от проливного дождя под одиноким дубом, медленно обводила любопытным взглядом далекую кайму синеющего леса, восточный косогор, овраг с высохшим ручьем и смутные очертания родной деревеньки. Вся красота мироздания поблекла для Иустины одним днем, без предупреждения, без опасных звоночков, предвещающих близость надвигающейся опасности. Однажды, увидев на стволе высокой липы пушистый беличий хвостик, Иустина решила взобраться на дерево, чтобы ближе познакомиться с лесной зверушкой. Мгновение спустя она уже залезла на нижнюю ветку, потом выше, еще выше. Однако в тот момент, когда любопытная уже протягивала руку к мохнатой беличьей спинке, сук, на котором она сидела, обломился и девочка упала вниз. Удар был столь силен, что Иустина лишилась чувств, сломала несколько ребер, но главное – потеряла зрение. Ее нашли несколько часов спустя и за руку привели домой, к матери.

http://pravoslavie.ru/110625.html

Сергию Радонежскому, преп. Феодосию Тотемскому и другим святым. Бывали дни, когда мы с упоением читали стихи разных поэтов или я с наслаждением слушал стихи моей Киры, они слагались у нее по дороге на работу, в трамвае, во время готовки обеда. Большим горем было отсутствие детей. К врачам не обращались, полагаясь на волю Господа. Считали брак счастливым. Полная духовная и душевная близость соединяла нас. 6 июля 1941 г., в день моей любимой иконы Владимирской Божией Матери, меня вызвали в спецчасть предприятия, где я работал, объявили: броня на освобождение от военной службы снимается и я направляюсь в распоряжение Министерства обороны; должен явиться на следующий день к 10 часам, дали адрес. Немедленно поехал домой, вызвал с работы Киру, поехали проститься к ее и моим родным. Поздно вечером пошли к о. Герману, тайному иерею и нашему другу. Ночью он отслужил литургию, исповедовал, причастил нас. Всю ночь молились, утром прямо от него поехали с Кирой по данному адресу. На душе после литургии и причастия было спокойно. Тяжелым, грустным и полным внутреннего трагизма было прощание с Кирой, слезы застилали глаза. Приняло меня какое-то высокое начальство, сказали, что, учитывая мою специальность и профиль работы, меня посылают работать по радиообнаружению объектов (теперь называется радар). Посадили в закрытую машину с тремя моими сослуживцами и в неизвестном направлении повезли. По прибытии сообщили: с территории выхода нет, питание будет хорошее, письма родным – одно в три месяца, вставать, завтракать, ужинать, спать по сигналу; работа по 15 часов в сутки, любые разработки сразу воплощаются в металле, имеются мощные производственные мастерские; прозвучали угрозы – как будут караться нарушения. Мы все военнообязанные, нам присвоят воинские звания. С нами будут работать заключенные, крупные специалисты; указали, как с ними должны общаться. Мы поняли, что попали в закрытый привилегированный лагерь, в дальнейшем такие лагеря называли “шарашкой”. Стали работать, но пробыли в Москве только месяц, в конце августа нас на самолетах эвакуировали в другой город.

http://pravmir.ru/yurij-i-kira-kak-prosh...

В залах Входоиерусалимского храма почетное место занимает герб города — черная лиса на золотом поле. Герб дарован самой императрицей Екатериной Второй — «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Русский город с американской лисой на гербе и сейчас не теряет связи с далекими берегами. Объединяет Россию и США, Тотьму и Калифорнию личность последнего тотемского морехода, мещанина Ивана Кускова, который воплотил своей жизнью «американскую мечту» — впрочем, сделал это совсем по-русски. Иван Кусков отправился к берегам Русской Америки, в общем-то, вынужденно, спасаясь от нажитых им в Тотьме крупных долгов — и проявил себя незаурядным организатором, выдающимся дипломатом, одним из самых ярких деятелей государственной Русско-Американской компании, став «правой рукой» и незаменимым помощником правителя русских колоний в Америке Александра Баранова. Иван Кусков вошел в историю как основатель самого южного русского поселения на Американском континенте — крепости Росс. Русский флаг над побережьем северной Калифорнии был поднят в 1812 году. День Америки. http://gorodtotma.ru Крепость, созданная для снабжения провиантом более северных русских колоний, жила трудно, но интересно: вела дипломатические войны с претендовавшими на эти земли испанцами, укрывала в своих стенах дружественно настроенных индейцев племени кашайя-помо, постепенно росла и застраивалась новыми зданиями. Иван Кусков был комендантом Росса в течение почти десятилетия и оставил свое детище лишь в 1821 году, будучи уже возведенным в чин коммерции советника. Ивану Александровичу удалось вернуться в Тотьму, но в 1823 году, прожив в родном городе лишь несколько месяцев, выдающийся тотьмич, путешественник и дипломат скончался. Женой Ивана Александровича была, по свидетельствам современников, «природная американка», представительница индейского племени, взявшая в православии имя Екатерина Прохоровна. В Тотьму семья прибыла еще и с приемной воспитанницей-креолкой. После смерти Кускова следы и его жены, и воспитанницы затерялись; и прибывшие в Тотьму в 2012 году представители сохранившего свою культуру и идентичность племени кашайя-помо очень хотели найти в тотьмичах заметные только им этнические черты. Увы, потомки «тети Кати американки» так и не были найдены — но диалог культур спустя века получился совершенно потрясающий. Индейцы, исполнившие ритуальный танец почнта на могиле Кускова в Тотьме, вручили руководству района и сотрудникам музея «Декларацию о дружбе и сотрудничестве», где еще раз подчеркнули высокую роль Ивана Кускова в спасении их племени от истребления. Дом-музей Ивана Кускова. Фото Ивана Попова

http://foma.ru/totma.html

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений] 34 . Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: песнь:]ое песнь:]ени… песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту песнь:] святителю приношу Многогрешный песнь:] Бори(с) 35 . Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.) 36 . Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми 37 . В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями 38 . В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий 39 (Пс 125:5). Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке 40 . Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих 41 . В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного 42 , а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями. Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае 43 . Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений 44 . В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)” 45 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Лариса 18 октября 2017, 13:22 " Чиновницу " -то зачем так унизительно называть? Все же образ Божий... А за адреса в комментариях спасибо, буду рада отправить книги действительно нуждающимся. Мария 18 октября 2017, 11:46 В поселке в Рязанской обл., меньше 200 км от Москвы, 20 учеников на всю школу, в клубе по выходным пьют пивасик, по словам батюшки, в восстановленный храм из местных почти никто не ходит, матом не ругаются, а разговаривают, молодежь, какая может, перебирается в город, чем занимаются оставшиеся - страшно подумать, но скотину почти никто не держит и даже картошку бросают сажать потихоньку, потому как в пятерочке купить можно. Боюсь, единственное, зачем там может понадобиться книга - это растопка печей. Будет работа - будет жизнь. Но пока у наших высших чиновников позиция такова, что в деревне " не нужно такого количества населения " . Дак она и так мертвая! Петр Давыдов 18 октября 2017, 11:33 Ольге: Уважаемая Ольга, могу дать сразу несколько адресов из трех областей: 1). 152766, с. Прозорово, Брейтовский район, Ярославская область, протоиерею Анатолию Денисову; 2). 161327, п. Юбилейный, ул. Галушко, д.8, кв. 8, Тотемский р-н, Вологодская обл., иерею Серафиму Розину; 3). 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово, протоиерею Алексию Новикову. Священники просят прислать имена для поминовения. Спаси Господь. Галина 18 октября 2017, 11:06 Очередной раз размазали " чиновницу " по стене. Обобщили все русские поселения, даже не поинтересовались -какие школы и библиотеки закрываются. Милые мои, хорошие, нет в сельских школах деток, кончились. Не родили мы их в свое время. В моей родной деревне школа, где осталось 4! ученика и 15 учителей, из них 2- с высшим образованием, 13-заканчивали 10 мес. курсы бухгалтеров в ПТУ. В библиотеке только заполняют формуляры, якобы читатели имеются. Про ДК отдельная песня - по выходным открывается на 2 часа. Некому ходить, молодежи нет.В селе стали строить дома " наши северяне " , которые планируют в старости переехать в это райское местечко. Но они деревню не возродят - дети у них в городе.

http://pravoslavie.ru/107254.html

Для того, чтобы охарактеризовать древний текст жития, легший в основу κ. и Ορ.Κρ., и ввести его в район производимых сравнений, нужно предварительно выделить весь исторический материал, внесенный Афанасием в свои издания из других источников, и произвести его оценку. Н. Туницкий (Продолжение следует). Богословский М.М. Церковный приход на русской севере в XVII веке//Богословский вестник 1910. Т. 2. 5. С. 158–181 (2-я пагин.). (Начало.) —158— Особенностью церковной организации древнерусского севера была её близость к организации земской. Церковный строй был тесно здесь связан с земскою жизнью и отражал на себе многие черты этой жизни. Указание на эту особенность составляет задачу предлагаемой статьи. 1025 Близость и связь земского и церковного строя видны прежде всего в совпадении церковной общины, прихода, с земскою областною единицею, волостью. Таким образом, земская волость в XVII веке – не только самоуправляющийся хозяйственный союз, которому государство предоставило некоторые политические функции, но также и церковная община. Не были отдельными самостоятельными приходами и не имели церквей лишь мелкие незначительные волостки, примыкавшие в церковных делах к соседним волостям, а также «окологородные» станы, т. е. подгородные поселки, входившие в состав городских приходов. Но обыкновенно волость на севере – в то же время и приход. Так в Мезенском уезде по писцовой книге 1620-х годов каждая из его волостей оказывается в тоже время и церковным приходом. В Каргопольском уезде по переписи 1648 г. из его 31 волости только 2 не имеют церквей и не составляют приходов; остальные все совпа- —159— дают с приходами. В Турчасовском стану по той же переписи в 16 мелких волостках не было церквей, но 29 волостей были в то же время и приходами. Таким же преобладанием волостей-приходов отличаются уезды: Двинский, Кеврольский, Яренский, Кайгородский, Чердынский, Соликамский, Устюжский, Тотемский, Важский и Устьянские волости. 1026 И в перечисленных уездах встречаются волости, дробившиеся на два и более приходов, но это были редкие исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010