Погребение его собрало многочисленную толпу народа, и через несколько лет на этом месте создался монастырь. В 1717 г. после панихиды на его могиле сразу же прекратилась страшная эпидемия чумы. На могиле его прозрели две слепые женщины. Одной женщине, больной лихорадкой, прп. Вассиан явился и исцелил ее. Святые мощи его почивают в церкви упраздненного монастыря, ставшей приходской. •  Прп. Вассиан, в миру Василий, избрал местом своего подвижничества местность между речками Тиксной и Вопрой — притоками Сухоны, вблизи оз. Семенкова, в 52 верстах к западу от г. Тотъмы. Постриг принял св. Василий в Спасо-Суморинском монастыре, в Тотьме. Жизнь и подвиги преподобного связаны с Вологодской епархией. Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый (+ 1628) Память его празднуется 21 дек. в день преставления Св. блаженный Прокопий был сыном вятских благочестивых крестьян Максима и Ирины. Он был сыном, вымоленным ими у Бога. Когда ему было 12 лет, он однажды, работая в поле, был так испуган грозой, что потерял сознание. Пришел он в себя тяжелобольным. Исцелил его прп. Трифон, архимандрит Вятского монастыря. Он вернулся с родителями домой и продолжал работать по-прежнему. Лет семнадцати он с разрешения родителей поступил на службу к одному священнику в  городе Слободском и работал у него три года. Услышав же, что родители хотят его женить, он ушел в город Вятку и вступил на путь юродства Христа ради.  Жил он на улице и ночевал, где заставала его ночь, не входя в дом. Он всегда молчал и объяснялся знаками и только с духовником своим, о. Иоанном Колачниковым, говорил как разумный человек. Ходил он полунагим. Когда почитатели его, воевода князь Александр ростовский и жена его Наталия, давали ему одежду, он некоторое время носил ее из послушания, а потом или бросал, или отдавал нищим.  Приходя к больным, он тех, кто должен был выздороветь, подымал с постели, а тем, кто должен был умереть, складывал на груди руки. Так поступил он с маленьким сыном одного священника: он положил его на паперти и скрестил ему руки; ребенок скоро умер. Знаками же он предсказал скорое освобождение из тюрьмы опального воеводы Татищева и заключение другого воеводы, князя Жемчужникова. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Несмотря на усталость от медленного пути, так как в запряжке были свои (семинарские) кони, непривычные к дальней езде, мы тотчас же, переодевшись, отправились в Вознесенскую монастырскую церковь . Настоятель монастыря, достопочтенный архимандрит Нафанаил соборне служил в ней позднюю литургию, которую застали мы на половине, и потом молебен Божией Матери и преп, Феодосию, открыто почивающему в серебряной раке: она в арке, по левую сторону храма 78 . Пред ракою, в киоте за стеклом – чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная самим преподобным (по Фамилии Сумориным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; на ней оплечья и поля сребропозлащенные, а риза низана жемчутом разной величины и драгоценными камнями. Приложась после молебна к мощам преп. Феодосия, мы сходили в пещеру, где обретены они в 1796 г. За трапезой в настоятельских кельях нам была предложена рыба. Такое снисхождение к пришельцам со стороны хозяина, весьма строгого к самому себе, было выражением его искренней любви. В Тотьме огурцы почти редкость, арбузы и в парниках не созревают до-красна; да и в Вологодском уезде картофель называется «земляными яблоками», – настоящие яблоки тоже редкость. Всенощная на 15 августа окончилась в 10 часов, но во все продолжение четырехчасовой службы я чувствовал в себе и силы и бодрость. Праздновалось Успение Божией Матери, само по себе очень трогательное, а тут еще вблизи меня нетленно почивал во гробе великий подвижник и собственная его келейная икона Царицы небесной находилась пред ракой его. До такой степени было возбуждено мое внимание к празднику Богоматери и св. угоднику, что я только о них и помышлял, стоя уединенно в левом придельном алтаре. «О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается» (из праздничной службы). «О дивнаго чудесе! источник чудес под землею сокровенный (мощи преп. Феодосия, бывшие в земле 228 лет), днесь преславно всем является» (из службы 24 августа, в честь святителя Петра, открыто почивающего в московском Успенском соборе). На меня не малое впечатление производило стройное и звучное пеше монахов. «Отверзу уста моя» и другие ирмосы второго канона петы были синодальным напевом и теперь, спустя почти 30 лет, слышу я сильный, входящий в душу тенор одного певчего.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Верхняя Кица (Кицкое, Горличевское). Храмовый комплекс Кицкого прихода. /// Объект утрачен Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Виноградовский район, д. Верхняя Кица Координаты: 62.572153, 42.935445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приходские храмы находились в с. Горличевском, рядом с которым проходил Московский тракт. Приход существовал уже в 1676 г. и назывался Знаменским, по Знаменской церкви. Церковь во имя Воскресения Христова с приделом свт. Николая (холодная) была построена по грамоте преосв. Варнавы от 27 сентября 1730 г., освящена по грамоте преосв. Саввы от 5 июля 1740 г. В 1796 г. церковь перестроена по указу Архангельской ДК от 3 июня 1796 г. Церковь в честь Знамения Божией Матери построена по указу Архангельской ДК от 28 марта 1762 г., вместо одноименной обветшавшей, существовавшей в 1676 г. Приписные церкви: во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста в д. Евсиевской (6 верст от прих. храмов), построена в 1878 г., освящена 13.9.1878; во имя вмч. Георгия в д. Суморинской (6 в.), построена в 1887 г., освящена 13.9.1889. В 1888 г. крестьяне прихода получили архипастырское благословение за усердие к благоустройству приходской церкви. Священники: Феодор Павлов 1887 г. Церковный староста: Пимен Выжлецов с 1887 г. Церковно-приходское попечительство с 1887 г.: Иван Петров (председатель), Николай Попов, Яков Петров. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 142-145. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38916

Размеры иконы: 11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты. Источник целебной помощи и утешения, изливаемый от Пряжевской иконы, не перестает и ныне изливаться на тех, кто прибегает к ней с верой и надеждой на предстательство Царицы Небесной перед Богом. Местночтимые иконы Богоматери в юго-западной России Кроме празднования вышеописанным иконам, 29 июня совершаются еще празднества в честь икон Богоматери, находящихся в некоторых местах юго-западной России. Так, в этот день празднуется икона Богоматери в местечке Чуднове Житомирского уезда; в селе Лашки Заславского уезда; в селе Майкове Острожского уезда и в селе Молоткове Кременецкого уезда (все эти селения — Волынской епархии). Кроме того, совершаются «отпусты» в честь икон Богоматери, находящихся в Браиловском Винницком женском монастыре (подробные сведения о Браиловской иконе см. под 1 октября); в Покровской церкви села Рожен Летичевского уезда; в Кормавецкой Богородице-Рождественской обители и в Троицкой церкви села Волковинец Летичевского уезда (все эти местности находятся в Подольской епархии). Касперовская икона Сведения о ней помещены под 1 октября. Перекопская икона О сей чудотворной иконе см. под 9 мая. Суморинская икона О ней сведения помещены под 28 января. 30 июня Балыкинская икона В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии, в церкви святителя Николая находится святочтимая икона Божией Матери, которая по месту своего постоянного пребывания называется Балыкинской. Сия икона писана на холсте, приклеенном к доске, малороссийским письмом. На голове Богоматери вместо покрова украшение, напоминающее собой диадему. Матерь Божия изображена взирающей на Предвечного Младенца, Который лежит на Ее коленях. Икона украшена серебряной вызолоченной ризой. Явление этой чудотворной иконы последовало в селе Балыкино 30 июня 1711 года. Она прославилась многими исцелениями больных, которые стекаются сюда не только из Черниговской, но и из соседних губерний. Размеры иконы — один с четвертью аршин длины и 15 вершков ширины. Кроме 30-го числа июня, ей еще совершается празднование в 10-ую пятницу после Пасхи.

http://sedmitza.ru/lib/text/440296/

Я же, как слепец, не понимая тогда, что он говорит это прикровенно обо мне, и не зная, кто таковы Дивеевские младенцы, отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю». Тогда он, еще с большей улыбкой, снова повторил: «Да как же ты этого не понимаешь? Вот я тебе говорю о Дивеевских-то младенцах, что они приходят ко мне и просят моего совета и благословения надеть на себя вериги и власяницы; то как ты думаешь об этом?» Я вторично отвечал ему: «Я, батюшка, не знаю, полезно ли им будет это или нет». Но вдруг вспомнил, что ведь я и сам пришел к нему за тем же советом и благословением, и сказал ему: «Батюшка, и я к вам пришел за тем, чтобы вы благословили меня носить вериги и власяницу». И при этом рассказал ему все, как я желал и как достал эти вещи. Старец, выслушав меня, опять с прежней улыбкой сказал: «Как же ты не понимаешь, ведь я тебе об этом-то и говорю». Тогда внезапно как будто спала слепота моя, и я увидел силу благодати, живущей в нем; тут я понял ясно, зачем он заградил мои уста в начале беседы и о каких веригах и власянице потом говорил мне. Между тем как я, пораженный духовной мудростью старца, безмолвствовал, он вдруг замахнулся на меня правой своей рукой, как бы желая изо всей силы ударить меня по щеке; но он не ударил меня, а только прикоснулся к моему уху и сказал: «Вот кто тебя таким образом заушит – это духовная и самая тяжелая верига». Потом, набрав в рот слюны и как бы желая ослепить меня ею, сказал: «А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза – вот это духовная и самая спасительная власяница, только надобно носить их с благодарением, и знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь. Правда, что многие из святых отцов носили вериги и власяницы; но они были мужи мудрые и совершенные, и все это делали из любви Божией для совершенного умерщвления плоти и страстей и для покорения их духу, как например: Феодосий Печерский , Феодосий Тотемский, Василий Блаженный и другие святые отцы. Но мы с тобой еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и закону Божию. Итак, что же будет в том, что наденем и вериги, и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется. Притом же мы не можем и самомалейшего оскорбления от брата перенести великодушно. От начальнического же слова и выговора впадаем в совершенное уныние или отчаяние, так что и в другой монастырь выходим мыслью, и смотрим с завистью на собратий своих, которые в милости и доверенности у настоятеля. Из этого рассуди сам, как мало или вовсе нет в нас никакого фундамента в монашеской жизни. И это все оттого, что мы мало о ней рассуждаем и внимаем ей».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

 В первом разделе своей новой монографии исследовательница рассматривает землевладение и хозяйство Спасо-Прилуцкого монастыря по описи 1593 г., хлебный бюджет в XVII в., систему окладных единиц и повинности по ямской гоньбе в XV–XVII вв. Автор пришла к выводу, что в конце XVI в. состояние монастырского земледельческого производства по сравнению с дворцовыми землями оставалось весьма благоприятным. Благодаря «правительственным налоговым освобождениям» монастырю удалось преодолеть хозяйственный кризис 1560–1570-х гг., и он имел возможность оказать материальную поддержку крестьянским хозяйствам — как внутри вотчины, так и за ее пределами. Факторами дополнительной экономической устойчивости Спасо-Прилуцкого монастыря, безусловно, являлись его соляные промыслы, городские подворья и торговля. Своего же наивысшего экономического рассвета, по мнению исследовательницы, обитель достигла к середине XVII в.  Во втором разделе внимание сосредоточено на создании и функционировании Тотемского и Унского соляных промыслов Спасо-Прилуцкого монастыря. М. С. Черкасова отметила, что такие промыслы в условиях суровых природно-климатических условий и невысокой урожайности зерновых поддерживали «минимальный хотя бы уровень жизни, а также существенно дополняли источники доходов государства, корпоративных и частных собственников» (с. 75). На основе обширного комплекса источников исследовательница пришла к выводу, что функционирование Тотемского и Унского соляных промыслов Спасо-Прилуцкого монастыря достигло своих «зенитных показателей», так же, как и развитие земледельческого хозяйства, к середине XVII столетия, после чего, уже в 1670-х гг. наметился спад. Одной из причин этого явился острый недостаток денег на их содержание.  С торгово-промысловой деятельностью Спасо-Прилуцкого монастыря тесно связан и очерк, посвященный Сухоно-Двинскому «лодейном ходу» в XVI–XVII вв. Сухоно-Двинский речной путь начал осваиваться еще финно-угорским населением и славянскими племенами. К XVI в. «заметными участниками движения» по нему являлись монастыри, в том числе Спасо-Прилуцкий. Однако, по наблюдению М. С. Черкасовой, он «совокупным масштабом своих судов существенно уступал Соловецкому, у которого вообще был целый морской флот» (с. 145). Этот очерк особенно интересен для изучения морской истории Поморья, традиционного северного судостроения и мореплавания. В нем приведены важные сведения о морских (лодьях в Унском усолье) и речных (дощаниках, насадах, стругах, лодках) судах Спасо-Прилуцкого монастыря. 4  

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

Вся русская жизнь была пронизана, прошита песней. Пели не отдельные исполнители – пел народ А сегодня всего этого нет!.. Готовая продукция чрезвычайно разного качества заменила нам наши собственные голоса, наше, пусть несовершенное, но глубоко сердечное творчество. Всякое творчество вообще стало уделом отдельных личностей (или коллективов, включая фольклорные). Мы перестали быть поющим народом. Мы перестали быть народом-мастером. Помню, как бродила по музею народных промыслов на территории Спасо-Суморина монастыря в северном городке Тотьме (сейчас этот музей называется «Открытые фонды»). Бродила несколько часов, и даже про фотоаппарат забыла… Тотемская земля сурова и неплодородна; крестьяне на ней жили трудно и скудно; но каждый самодельный предмет их быта – будь то коромысло, санки, туесок, ложка, миска, прялка, гребень, сундук – был произведением искусства, радостного, чистого, чуждого пошлости (антитворчеству!), бесконечно далекого от того, что назовут позже словечком «кич». О прялках отдельный разговор: их, собранных по окрестным живым и мертвым деревням, было на тот момент около 600: что ни деревня, ни село, то свой стиль резьбы и росписи. Сватаясь, парень непременно должен был подарить девушке прялку собственного изготовления. Родня невесты рассматривала подарок не без придирчивости: умеет сделать красиво, с любовью? Значит, хороший будет мужик, добрый хозяин. Ну, а девица, конечно же, должна была сразу показать, что она сама научилась делать с помощью прялки, нитки-иголки, ткацкого станка и всего такого прочего… Санки из тотемского музея " Открытые фонды " Как и почему мы перестали такими быть? Не все, конечно, перестали: мастера и мастерицы радуют нас и сегодня. Но это, опять же, отдельные личности, исключение, а не правило и не традиция: традиция как «способ передачи огня» – утрачена. Не так давно я страдала, едучи в автобусе и невольно слушая одну радиостанцию: «В дороге мне всегда охота какого-нибудь движового музла», – признавалось в эфире некое юное создание. Мне жаль эту девушку: лучше бы она пряла при лучине и пела песню, перенятую от бабки или «крёсны». И не беда бы, что сарафан домотканый, лапотки липовые, а на обед – только щи из кислой капусты с черным хлебом да ячневая каша. Зато душа цела… Но в прошлое возврата нет. Произошла катастрофа, утрата, скорее всего, невосполнимая.

http://pravoslavie.ru/142709.html

К 40-м гг. XVII в. в состав В. е. входили Сольвычегодский, Яренский уезды и часть Мезенского у., Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды, вотчины бояр Строгановых, Пыскорского Преображенского и Иоанно-Богословского мон-рей и Вологда с уездом. В 1647 г. вотчины Строгановых и Пыскорского мон-ря поступили в Патриаршую область. В 1658 г. новоучрежденной Вятской и Великопермской епархии из В. е. перешли города Вел. Пермь-Чердынь и Соль Камская. Взамен Вологодскому архиерею были пожалованы Устюжский и Тотемский уезды, Белозерье, Чарондская округа и Пошехонский у., к-рый между тем оставался в составе В. е. до 1676 г., затем был возвращен Ростовской епархии. Соборным определением 30 июня 1676 г. из В. е. в Вятскую епархию был передан Яренский у. с Усть-Вымью. В 1682 г. часть территории В. е. отошла новоучрежденной Великоустюжской епархии , первоначально включавшей Устюжский, Сольвычегодский, Тотемский уезды и часть Никольского, впосл. к ней был присоединен Яренский у. с Усть-Вымью. В марте 1682 г. новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии отошли Вельский у. и сев. часть Тотемского у. (возвращены Вологодской кафедре в 1788). В 1749 г. в Костромскую епархию был включен Никольский у., в 1788 г. возвращенный Вологодскому архиерею. В 1780 г. было создано Вологодское наместничество, в 1796 г. преобразованное в губернию (в ее состав вошли Вологда, Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников, Устюг Вел., Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Усть-Сысольск, Яренск с уездами). В посл. десятилетия XVIII в. границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий В. е., оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям, в частности города Белозерск, Кириллов, Череповец с уездами были возвращены Новгородской кафедре. В 1788 г. упраздненная Великоустюжская епархия вместе с зырянскими землями присоединилась к В. е. Т. о. определились границы В. е. в пределах Вологодского, Грязовецкого, Кадниковского, Тотемского, Никольского, Вельского, Устюжского, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского уездов, сохранявшиеся до 1918 г. В 1900 г. В. е. занимала территорию площадью 354 тыс. кв. верст. На рубеже 1918-1919 гг. в связи с образованием Северо-Двинской губ. из В. е. была выделена Великоустюжская епархия (существовала до 1937).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Эта ошибка была исправлена указом писцам из Москвы, предписавшим класть на выть сено в прежнем размере 374 . В том же году Андреевская волость того же уезда выступает с самостоятельной челобитной на писцов, слишком тяжело ее обложивших сравнительно с другими волостями и написавших в тяглую пашенную землю новинные мокрые места, что они делали к волости «по недружбе» 375 . Как видим из этих —409— примеров, челобитья, по поводу описания и заметим очень частые, представлялись во время самой работы писцов и могли оказывать влияние на ход работы, если челобитчикам удавалось добиться успеха в Москве и исправить ту или другую погрешность описания. Челобитчики иногда следовали за писцами по пятам. Как только тотемские писцы Фока Дуров и подьячий А. Колюпанов, описав и измерив Тотемский уезд, в 1625 г. вернулись в Москву, чтобы здесь переписывать составленные на месте книги набело, тотчас же следом за ними прибыли в Москву и тотемские мирские челобитчики с жалобой на чрезмерную тяжесть описания и с просьбой об оказании тотемскому уезду «легости» 376 . Неправильности в писцовых и переписных описаниях чрезмерно увеличивали тяжесть податей и повинностей, что в свою очередь влекло к разорению и запустению поморских местностей. Жалобы на такое запустение от непомерного тягла, на то, что крестьяне будут врознь, не будучи в силах платить податей и нести служб, постоянная принадлежность ходатайств о тягле. Иногда всеуездные челобитные жалуются на запустение всего уезда, как это делают напр. рассмотренные устюжские ходатайства 1638 и 1639 или сольвычегодское 1644 г., где читаем, что в усольском уезде деревень запустело более половины, а в уцелевших «живущих» деревнях «бедные пашенные люди от великих немерных податей и от ямских великих отпусков и от хлебного недороду, и от скотского падежу обдолжали, и обнищали, и в конец погибли» 377 . В других случаях всеуездное земство указывает на отдельные волости, которые запустели, и просить избавить всеуездный мир от платежей за эти пустые места.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этап церковного строительства был важным консолидационным моментом в формировании духовных и социальных связей внутри прихода, при уже имеющихся, сохраняющихся веками географических границах. Во время строительства в приходе сформировывался церковный актив людей во главе со священником и церковным старостой, которые и в дальнейшем принимали непосредственное участие в организации храмопопечения. Таким образом, храмостроительство можно без преувеличения называть духовной и материальной основой храмопопечения. Институт церковных старост выполнял важную организационную функцию на этапе строительства храма. Не случайно священник Феодосий Малевинский в церковно-историческом описании Стрелицкой Преображенской церкви Тотемского уезда, настоятелем которой сам являлся, подчеркивает особое значение деятельности церковных старост в жизни православного прихода. Он пишет, что церковные старосты издревле были «главными сотрудниками приходских пастырей при устройстве, расширении и украшении местных храмов» с. 73]. В церковных летописях также нередко можно встретить тому доказательства. Например, священник Новокуножской церкви Тотемского уезда описывал участие старосты в одном из важнейших для церкви событий — покупке нового колокола — следующим образом: «Приобретение колокола принадлежит исключительно церковному старосте, который лично ездил на Слободской завод Вятской губернии, на котором продал прежний колокол весом 40 пудов, а за остальные 4 пуда и 40 фунтов доплатил свои деньги» л. 8]. Дела о строительстве церквей помогают понять роль и статус церковного старосты внутри приходского сообщества. Староста должен был неотлучно находиться при храме, поскольку на него возлагалось большое количество обязанностей, связанных с организацией строительства. Так, например, в материалах дела о возведении новой церкви в Устькулойском Благовещенском приходе Вельского уезда встречаем жалобу одного из прихожан на то, что в старосты был выбран «торгующий» крестьянин, который отлучался по своим торговым делам в разные города, что не нравилось многим прихожанам л. 124].

http://azbyka.ru/cerkovnye-starosty-v-si...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010