Картушами в XVIII веке украшали мореходные карты. Картуши, или клеймы, — это такие свитки с завитушками, внутри которых помещали гербы, надписи, легенды карт... А тотемские зодчие, заказчиками которых были тотемские купцы-мореходы, сделали картуши элементами декора храмов. Таким образом мореплаватели отдавали дань памяти своим товарищам, не вернувшимся из дальних торговых экспедиций по Тихому океану. А клейма, которых известно около пятидесяти видов, изысканные орнаменты на фасадах храмов, сделанные из выступающих на треть кирпичей, стали отличительной чертой особого архитектурного стиля — тотемского барокко. Цветы и раковины, кресты и звезды — их можно разыскивать на храмах, гуляя по Тотьме, разглядывать, расшифровывать, просто любоваться ими. Храмы-парусники, храмы-корабли, храмы-памятники русским путешественникам — в таком концентрированном виде такую уникальную архитектуру вы не увидите больше нигде в мире. 6. Взобраться на камень-лось Фото Сергея Лукьянова Розово-серый гранит ледникового происхождения, выступающий над водой два метра. Габариты 8х4 м. Во время паводка Сухона поднимается и скрывает его полностью, но в остальное время он красуется в русле реки, сто метров от правого берега, двести — от левого. Его называют по-разному: Лось-камень или Царёв стол. В связи со вторым названием рассказывают легенду. Отправился царь Пётр на Русский Север. Ехал-ехал, проголодался, забрался почему-то на Лось-камень, попросил чаю. А сам: «Какая тут тьма!» Вот от этого якобы и пошло — Тотьма... На самом деле, город основали по крайней мере на пять веков раньше царя Петра. Но Лось-камень от этого хуже не стал. Он красивый, необычный, углубление на его поверхности сравнивают с отпечатком копыта лося, и чудо, что он вообще уцелел — в тридцатых годах двадцатого века его хотели взорвать, чтобы не мешал судоходству. Не взорвали на радость нам, поэтому доплывем на теплоходике до Царь-камня и сфотографируемся на нем. 7. Побродить по «тихой моей родине...» Фото Игоря Годунова «В горнице моей светло.

http://foma.ru/totma-10-povodov-nemedlen...

С XVIII века известна сокольская керамика — плошки, горшки, миски, игрушки… Еще недавно изделия сокольских мастеров можно было приобрести на ярмарках. Сейчас на сокольском заводе керамических изделий «Керамос» проводятся экскурсии и мастер-классы «Живая глина», на которых можно познакомиться со старинным гончарным ремеслом, технологией изготовления и росписи керамических изделий и самому попробовать расписать свое творение. В Соколе есть железнодорожная станция Сухона и речной порт Сокол. 3. Село Шуйское Фото: газета «Междуречье» Село очень древнее, основано еще в XIII веке. Сейчас это центр Междуреченского района. Здесь в Сухону впадает справа приток Шуя. В деревне сохранились двух-трехэтажные строения конца XIX — начала XX веков. Недалеко от Шуйского находится памятник археологии — стоянка палеолитического человека. В селе работает маслодельный завод. В 18 км южнее Шуйского — деревня Иванищево. Там стоит небольшой одноэтажный дом, где жил и умер замечательный ученый-физиолог, ученик И. М. Сеченова, профессор Петербургского университета Николай Евгеньевич Введенский. Примерно в километре ниже по реке от последнего дома села Шуйское на Сухоне — перекат и живописный, поросший елями и ольхой, островной пляж Шуйские пески. На речном песочке приятно отдохнуть и искупаться в прохладной речной воде. 4. Город Тотьма Фото Андрея Нестеренко Один из древнейших и красивейших городов Русского Севера Тотьма славится своей уникальной архитектурой (тотемское барокко), прекрасными храмами, удивительной историей, в том числе и морской (связь с Калифорнией и Русской Америкой), ремеслами (тотемское солеварение), огромной коллекцией предметов крестьянского быта и великим множеством музеев. Для небольшого провинциального городка здесь на единицу площади и населения просто огромное количество достопримечательностей! Этот город, что называется, «маст хев» — обязателен для посещения вне зависимости от того, каким образом вы путешествуете: на автомобиле, общественным транспортом, по реке или как-то еще.

http://sever.foma.ru/suhona-kak-dobratsj...

дворянин Петр Загряжский, присланный в 1629 г. в Сольвычегодск сыскивать про моровое поветрие и про конский падеж, избивший ослопами пришедших к нему земского старосту и целовальников 222 , дворянин Дмитрий Овцын, командированный в Устьянские волости для переписи дворов 223 ; Лев Микулин и Василий Золотарев, сыскивавшие беглых крестьян в 1640 годах, первый в Устюжском уезде, а второй в Заонежских погостах и Каргополе 224 ; конюх Ив. Чуркин, отправленный собирать конские пошлины на Тотьме и на Устюге, терроризовавший эти уезды и вызывавший своею деятельностью по нескольку челобитий с жалобами от тотемского и устюжского миров 225 ; наконец, просто какие-либо проезжие служилые люди, которые, будучи недовольны данными им подводами, призовут к себе земского или ямского старосту с целовальниками, изобьют и изувечат его насмерть 226 . Земские ходатайства с жалобами вызывала также и деятельность выборных органов, притеснявших население иногда не менее приказных. Таковы жалобы на присылавшихся в уезд таможенных и кабацких голов. О самом содержании этих жалоб может дать представление рассмотренное выше устюжское ходатайство 1638 года. Та- —236— моженные и кабацкие головы самовольно повышают таможенные и проезжие пошлины сверх такс, установленных таможенной уставной грамотой, заводят новые постоянные кабаки и рассылают временные, требуют с уезда чрезмерно большое количество таможенных и кабацких целовальников. Среди изученных челобитных нам встретились такие челобитные Сольвычегодского уезда 227 , Соликамского 228 , Вятской земли 229 , Тотемского 230 , Кильчанской волости Устюжского уезда 231 , Вондокурского стана того же уезда 232 . Таможенные и кабацкие головы могли встречать к себе враждебное отношение в том уезде, где служили, потому, что они бывали чужды его населению; они обыкновенно присылались из другого города; посады обменивались между собою таможенными и кабацкими головами. Но недовольство и жалобы миров возбуждали и собственные избранники. Вообще, как мы увидим ниже в другой связи, служба выборных земских властей заканчивалась нередко столкновением с избиравшим их миром, и по отбытии должности на «прошлого» мирского агента подавалась правительству мирская жалоба с указанием на его злоупотребления или чаще с просьбой об истребовании у него отчетности, в которой он почему либо отказывал миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою приходящым источаяй многоцелебные дары, похвальная восписуем ти творящии всечестную память твою: ты же, яко имея дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти: Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Икос 1 Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности уготова тя в жилище себе, Егоже тя обителищем быти уведевше похвальная восписуем ти: Радуйся, благочестивых родителей богоприятное испрошение: радуйся, от благочестиваго корене отрасль святейшая. Радуйся, от юности твоея Богу послуживый: радуйся, воздержанием Ангелов удививый. Радуйся, в молитвах теплый предстателю: радуйся, скорбящих сладкое утешение. Радуйся, просящым скорый помощниче: радуйся, болящым скорый и безмездный врачу. Радуйся, земный ангеле: радуйся, небесный человече. Радуйся, сосуде избранный Духа Святаго: радуйся, телес наших здравия и душ спасения ходатаю. Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Кондак 2 Видя тщету мирских попечений, блаженне Феодосие, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси: сего ради оставив дом родителей твоих, водворился еси с работающими Богу во иноческом житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разум плотскому человеку неразуменный от юности твоея стяжавый, преподобне отче Феодосие, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти: Радуйся, мудрости небесныя жилище: радуйся, терпения адаманте. Радуйся, братолюбия зерцало: радуйся, иноков правило. Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый: радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый. Радуйся, ум твой к небеси вперивый: радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый. Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый: радуйся, гордость мирскую поправый. Радуйся, Духом Святым наученный: радуйся, некнижный паче книжных просвещенный. Радуйся, Феодосие, великий чудотворче. Кондак 3 Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Феодосие, яко тебе, в Спасителевой обители Бога ради неусыпно потрудившася, и к чудотворной раце преподобнаго Димитрия неленостно прибегавша, яви соучастника святыни его, с нимже и ныне водворяешися в горней обители, дивному во святых своих Богу всегда вопия: Аллилуиа. Икос 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Митрополит-Экзарх Владимир, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22-ΙΙΙ-1873 г. в семье священника уездного города Орлова, Вятской губернии. Старый священнический род их принадлежал к тому народному, местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе в латинизированной часто форме: Сперанский, Мультановский, Обтемиперанский, Мансветов, Пурикордов, Кляритский и т. п. Крестили этими фамилиями обычно при самом зачислении в школу 10-летних мальчиков начальники духовных («уездных ») училищ, называвшиеся громко «ректорами». Так вот и в данном случае ректор уездного училища г. Вятки привезенного в 20ых годах XIX века в сдачу на бурсу деда владыки Владимира спросил: «Как твоя фамилия?» – «Федоров ». Спросил следующего, и тот случайно оказался тоже Федоров. Но когда среди поступающих оказался и третий Федоров, ректор, по обычаю, дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было достаточно остроумным и грациозным. Он сказал деду: «Ты поклонился мне тихо, низко, – поэтому будь Тихонизким». Эстетическое чутье переработало затем фамилию в Тихоницкий. Они были коренные местные люди, северяне, из той расовой амальгамы, которую создали великороссы-обрусители, растворя в себе финскую кровь зырян, вотяков, вогулов, самоедов, лопарей... Они дали нам длинную вереницу тихих, кротких, долготерпеливых и святых строителей земли русской на северо-востоке: Свв. Стефана Пермского, Феодосия Тотемского, Никодима Кожеезерского, Трифона Печенежского и многих других. Слабенький, ежегодно попадавший в больницу от простуд, Вячеслав Тихоницкий, однако, успешно·, не застряв ни в одном классе, прошел всю 15-летнюю лестницу низшей, средней и высшей духовной школы, начиная с приготовительного класса Вятского духовного училища и(1883 – 1888 г.), продолжая Вятской же Духовной семинарией (1888 – 1894 г.) и завершая Казанской Духовной академией (1894 – 1898 г.). Из семинарии в академию на конкурсный экзамен В. Тихоницкий был послан «на казенный счет», как один из первенцев, за успех которых педагогический совет семинарий ручался, рискуя, в противном случае, расплатой из своего кармана.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Праздничный день. Художник: Федот Сычков Однажды мне понадобилась поздравительная открытка – для пожилой москвички, которая не пользуется Интернетом. Мне хотелось поздравить ее и с Рождеством, и с Новым Годом – не просто по телефону, а так, чтобы у нее что-то осталось на память. И я отправилась на поиски красивой открытки, отражающей оба праздника. Выбор открыток на ближайшей почте оказался богатым, но… Не было ни одной без готового поздравительного текста, в большинстве случаев зарифмованного и чудовищно убогого: «С Новым годом поздравляем/счастья-радости желаем/с Новым годом, с Рождеством/счастье пусть приходит в дом!..» Открытки, которая оставляла бы свою обратную сторону чистой, предоставляла бы мне самой право найти нужные слова, – в этом отделении не оказалось. В итоге я распечатала собственный снимок часовенки в зимнем лесу, и он сослужил свою рождественскую службу. «Вертушка» с открытками рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова, утратил способность передавать словами свои чувства Производитель продукции всегда ориентируется на спрос. И одновременно формирует этот спрос, воспитывая себе потребителя. «Вертушка» с открытками на почте рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова – даже в самых простых житейских случаях; кто утратил способность передавать словами свои чувства, даже самые, казалось бы, понятные. И вот, праздничные застолья – юбилеи, ситцевые, серебряные и золотые свадьбы, просто дни рождения – сопровождаются декламацией «стихов» (с позволения сказать), вытянутых из Интернета. Некоторые гости считают это правилом хорошего тона: что ж, дескать, я буду отсебятину какую-то лепить, я уж лучше готовенькое возьму, гладкое, красивое, в рифму… Ну, вот, хотя бы: «Пятьдесят – это возраст вершины//и совсем не предел для мужчины…». Точно, всем понравится, а юбиляру особенно. В Интернете, в социальных сетях текст заменяется картинкой – смайликом, рожицей, гифкой, как там еще… Шлепнуть картинку проще, чем облекать свою реакцию в слова и фразы. Иногда это принимает совсем уж неумный и неэтичный вид: под сообщением о трагедии, о смерти человека появляются грубо-смешные «рыдающие» рожицы, а под хорошим, радостным известием – слащавые «ангелочки». Пытаешься что-то человеку объяснить, он в ответ: «Ну, а что тут такого, все такие картинки ставят»

http://pravoslavie.ru/142709.html

Евгений Водолазкин о «Лавре» и демократии Правмир продолжает публикацию серии интервью с теми, кто сегодня создает русскую культуру в самом широком смысле слова. Это ученые, художники, писатели, философы, поэты, священнослужители. Среди них есть и те, кто помнит почти весь XX век, и молодые люди. Жанр неспешной беседы позволяет близко познакомить читателя с собеседником. Этот проект, подготовленный совместно с Министерством культуры РФ, станет нашим вкладом в формирование корпуса устной истории России и ее культуры, истории, имеющей голоса и лица. Каждое интервью сопровождается видеозаписью, фотографиями и другими иллюстрациями. Сегодня наш собеседник — доктор филологических наук, сотрудник Отдела древнерусской литературы Института Русской литературы РАН (Пушкинский дом), писатель Евгений Водолазкин. Евгений Германович Водолазкин (род. 1964) — доктор филологических наук, сотрудник Отдела древнерусской литература Института Русской литературы РАН (Пушкинский дом). Специалист по древнерусским рукописям и агиографии. Писатель, автор романов «Соловьев и Ларионов», «Лавр». За роман «Лавр» получил в 2013 году премии «Большая книга» и «Ясная поляна». Из Тотьмы в Петербург Как всякий человек, я испытываю интерес к своим предкам. Самое раннее, что мне удалось установить, — это что мои предки не из Петербурга, а из Тотьмы. Тотьма — это замечательный сказочный городок около Вологды. Мои предки делились на две категории: тотемские духовные лица и чиновники. В начале ХХ века часть нашей семьи переехала в Петербург, где мой прадед Михаил Прокофьевич с начала века и примерно до 1919-го года был директором гимназии. После революции он, человек мирный, учитель, ушел в Белую армию добровольцем. Надо сказать, что всю свою жизнь потом он был верен идее, что надо было до конца отстаивать существующую в России власть. Примерно год он провел в Белой армии, потом, после её разгрома, бежал на Украину — туда, где его никто не знал. Это то движение, которое было описано Булгаковым и которое часто оканчивалось в Европе. Но мой прадед не стал уезжать из России, остался на Украине и даже устроился учителем в школу, преподавал. Поскольку он был человеком с юмором, по утрам вставал с песней «Вставай, проклятьем заклейменный». Он даже иногда выступал на школьных собраниях как ветеран гражданской войны. Он просто не уточнял, с чьей стороны. Мне очень жаль, что я его не застал, но именно его памяти я посвятил роман «Соловьев и Ларионов».

http://pravmir.ru/chelovek-v-centre-lite...

10-е Свв. мчч. Евлампия и Евлампии Когда, в бывшее при Максимиане гонение на христиан, многие из них скрывались от преследования вдали от городов, то между ними находились и богатые, и знатные Пикомидийцы – брат и сестра, по имени Евлампий и Евлампия. Однажды, когда у них не стало чем питаться, Евлампий был послан в город для покупки хлеба. Придя в Никомидию, он прочёл прибитый на воротах царский указ, повелевающий избивать всех христиан, и с горькой насмешкой при бывшем тут народе выразил порицание безумию императора, который сам губит своё государство, лишая жизни лучших из своих подданных – христиан, добросовестнее, чем все прочие, служащих и трудящихся на пользу государства, да ещё вменяющих себе в обязанность молиться за благоденствие самого государя... За такие речи язычники схватили св. Евлампия и привлекли его к суду. Судия постарался образумить знатного юношу; то лестью, то угрозами принуждал его совершить жертвоприношение в честь языческих богов. – О, если бы вместо всех твоих увещаний, полных неправды, – возразил Евлампий судье своему, – ты сам выслушал бы от меня истину об едином истинном Боге Христе и поверил бы ей, то увидел бы, что все дары и богатства земные – ничто в сравнении с благами вечными, и уготованными Христом для верующих в Него. Как же, узнав Его, могу я приносить жертвы ложным богам? Не им, а только Богу своему христианин готов принести в жертву всё – и самого себя. Не успев отвлечь Евлампия от исповеданной им неустрашимо непоколебимой веры его во Христа, судья приказал его истязать. Мученик мужественно перенёс все пытки и привёл в изумление свидетелей его мучений, восстав невредимым с раскалённой решётки. Вдохновлённый необъятной верой, чувствуя Божественную помощь, пребывающую в нём, Евлампий изъявил желание идти в капище языческое. Судья, думая, что он склоняется принести жертву богам, повёл его туда в и сопровождении многочисленной толпы народа. Но народу предстояло совершенно-неожиданное зрелище: Евлампий, помолясь, чтобы Господь явил силу Свою и просветил ослеплённых людей, повелел, именем Иисуса Христа, идолам разрушиться, и внезапно пали кумиры и разбились на мелкие части... Многие тогда уверовали в Бога Евлампиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все экспонаты в дар музею передал сам путешественник. 17 июля. ПРАВМИР. Дом-музей известного российского путешественника и священника Федора Конюхова планируется открыть в начале августа в Тотьме (Вологодская область). Деревянное двухэтажное здание, в котором расположится музей, строится на территории детского лагеря имени Ф.Конюхова, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-служба правительства региона. Фонд музея уже пополнился первыми экспонатами. В их числе — несколько картин Ф.Конюхова, его походная еда в тюбиках, лыжи, в которых он покорял Северный полюс, флаг тотемской Школы путешественников, который побывал на Северном полюсе, Эвересте, в Эфиопии и в Тихом океане. Все эти экспонаты в дар музею передал сам путешественник. В музее также разместится библиотека, учебные классы и конференц-зал. Ожидается, что Федор Конюхов приедет на открытие дома-музея и расскажет детям, отдыхающим в лагере, о своем одиночном плавании на весельной лодке через Тихий океан, проведет мастер-классы по управлению байдаркой и парусным судном, подарит музею еще несколько экспонатов, в том числе снаряжение и сувениры из дальних странствий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2023 10 января, 2020 2 апреля, 2019 24 марта, 2019 17 марта, 2019 1 февраля, 2019 29 января, 2019 30 октября, 2018 24 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-vologodskoy-oblasti-...

– Да благодаря преподобному Феодосию. Я ведь почти ничего не знал о нем, искал в Интернете сведения и увидел информацию об этом конкурсе. Отправил эскиз своей скульптурной композиции из дерева «Историческое наследие Тотьмы – сохранить». Организаторам понравилось мое видение темы, мне прислали приглашение. Прошло уже несколько лет, но и сегодня Андрей с воодушевлением вспоминает ту дорогу на Русский Север, с которым очень хотелось познакомиться, удивительную красоту густых лесов и свежесть северного воздуха. – Представляете, нас даже разместили в монастырских келлиях (тогда обитель только начали возрождать). Возили на экскурсии, в том числе по храмам, много рассказывали о городе. Молились мы и у мощей святого. Вот тогда я по-настоящему познакомился с преподобным Феодосием, – тепло вспоминает мой собеседник. Андрей и Марина Бикмуллины На конкурс собрались мастера с разных уголков нашей страны, все очень интересные люди. «Здесь я сразу почувствовал, что не должно быть между нами конкуренции, только взаимная помощь и поддержка», – говорит Андрей, признаваясь, что на победу особенно и не надеялся. Был удивлен и обрадован, когда конкурсная комиссия во главе с профессором Череповецкого Государственного Университета Верой Ивановной Филипповой присудила ему первое место. «Это работа и правда отличалась от всех других», – говорит Вера Ивановна. И с улыбкой вспоминает, как Андрей сразу пригласил ее: «Обязательно приезжайте в Татарстан, в Аксубаево». Для Веры Ивановны, увлеченного художника и легкого на подъем человека, Татарстан, по ощущению, был все же где-то очень далеко, поэтому ответила она неопределенно. Не зная, что пройдет совсем немного времени, и посетит она Феодосиевский храм в Аксубаево, и в жизни Андрея сыграет важную роль. Добрая история встречи «Спустя несколько лет я стала приезжать на проекты все ближе и ближе к Аксубаево», – улыбается Вера Ивановна. А в 2022-м году на проекте «Старинный Чистополь. Возрождение» она познакомилась с человеком, близким и по духу, и по творчеству. Марина – директор детской художественной школы в Чистополе, художник и педагог – именно от Веры Ивановны услышала о скульпторе из Аксубаево.

http://pravoslavie.ru/158777.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010