Из приводимых в Житии св. Симеона данных известно, что эти события произошли на 16 лет позже одного обмена письмами между Н. С. и его наставником, т. е. не позже 1038 г., и что тогда Н. С. неожиданно получил сочинения прп. Симеона, хранившиеся у «некоего упрямца» 13 лет. Если принять, что этот не названный по имени «упрямец» хранил сочинения прп. Симеона со времени его кончины в 1022 г. и что они попали к Н. С. вскоре после пережитого им видения, то упомянутые события можно отнести к 1035 г. Согласно Иоанну Скилице и Георгию Кедрину, Н. С. обличал любовную связь между имп. Константином IX Мономахом и Марией Склиреной († ок. 1045). По всей видимости, пребывание в К-поле арм. католикоса Петра в 1049/50-1053/54 гг. дало толчок к полемике с армянами, участие в к-рой принял и Н. С., написавший тогда пять «Слов» на эту тему. Когда туда же не позже весны 1054 г. прибыли из Италии бенедиктинский аббат Василий и архиепископ г. Бари Николай, они предложили Н. С. обсудить 4 особенности зап. церковной практики: использование опресноков на литургии, пост по субботам, безбрачие иереев и совершение полноценной литургии в течение всего Великого поста. В ответ Н. С. подготовил сочинение об этих 4 вопросах, а вскоре составил и его сокращенный вариант. Этот последний текст был представлен апокрисиариям папы Льва IX, прибывшим в К-поль весной 1054 г., после чего те подготовили письменный ответ на него. Согласно «Памятной записке» фактического главы посольства кард. Гумберта , апокрисиариям удалось убедить Н. С. в своей правоте, и 24 июня 1054 г. тот в присутствии имп. Константина IX «анафематствовал» в Студийском мон-ре не только свое сочинение «Об опресноках, субботнем посте и браке иереев», но и всех отрицающих первенство Римской Церкви. Согласно тому же источнику, на следующий день Н. С. во дворце Пиги опять объявил «анафему» всему «сказанному или сделанному против апостольского престола», после чего был принят легатами в церковное общение и даже стал их «близким другом». Усматривать в этом рассказе Гумберта вымысел сложно, т. к. у него не было видимых причин изображать своим союзником неизвестного в лат. Церкви Н. С. Кроме того, у Н. С. были заметные расхождения с патриархом Михаилом Кируларием. Так, он защищал обычай ношения поясов диаконами Студийского мон-ря - практику, которую пытался искоренить патриарх,- и не мог одобрить изъятие патриархом из синодика в Неделю Православия имени прп. Феодора Студита, в честь к-рого он ранее написал канон.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Иоанну, в к-ром обличалась литургическая практика Римской Церкви служения на опресноках. Г. перевел послание с греч. языка на латынь и представил папе Льву IX. От имени папы он написал ответное письмо в виде трактата из 41 главы ( Leo IX. Ep. 100//PL. 143. Col. 744 C - 769 D). Возможно, Г. принадлежат и др. послания Льва IX, адресованные Михаилу Кируларию, визант. имп. Константину IX Мономаху , Петру III , патриарху Антиохийскому, а также студийскому игум. Никите Стифату ( Leo IX. Ep. 101-103, 105//PL. 143. Col. 770 A - 781A, 781 B). В ответ на обличения из Рима патриарх Михаил Кируларий распорядился закрыть в К-поле лат. храмы и запретил служение по лат. обряду. В нач. 1054 г. в К-поль были посланы папские легаты во главе с Г.- мон. Монте-Кассино Фридрих Лотарингский (впосл. папа Стефан IX ) и Петр, архиеп. Амальфи. По прибытии посольства в К-поль стало известно о смерти папы Льва IX (19 апр. 1054), что фактически лишало Г. и его спутников прав на ведение офиц. переговоров. Патриарх Михаил Кируларий отказался от встреч с Г. Тем не менее легаты добились благосклонного приема имп. Константина IX Мономаха, рассчитывавшего на заключение дипломатического союза империи с папским Римом. 24 июня в Студийском мон-ре в присутствии императора состоялся диспут Г. с Никитой Стифатом, на к-ром Г. был признан победителем, а Никита принужден отречься от сочинений против латинян. В К-поле Г. также составил пространное опровержение послания Михаила Кирулария и Льва Охридского к Иоанну Транийскому ( Leo Marsicanus. Chronicon Cassinense. II. 88; Sigibertus Gemblacensis. Chronicon, an. 1054). 16 июля 1054 г., так и не добившись внимания от К-польского патриарха, папские легаты возложили на престол собора Св. Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и архиеп. Льва Охридского, а Г. с амвона провозгласил анафему «еретикам-прозимитам» (совершающим Евхаристию на квасном хлебе). В ответ легаты были отлучены патриархом Михаилом Кируларием. До наст. времени остается дискуссионным вопрос, имел ли Г.

http://pravenc.ru/text/168294.html

После завоевания Болгарии в 1393-1396 гг. османами центр культурной жизни у юж. славян переместился на неск. десятилетий в Сербию, где при дворе деспота св. Стефана Лазаревича и в основанном им Ресавском мон-ре (ныне мон-рь Манасия ) основные принципы афоно-тырновской справы реализовались в т. н. ресавской справе и получили теоретическое обоснование в филологическом трактате Константина Костенечского «Сказание о письменех» (ок. 1424-1426). Одновременно до кон. 1-й трети XV в. продолжалась переводческая деятельность на Афоне. Результатом К. с., проведенной на Афоне и в южнослав. книжных центрах, явилось создание новых редакций библейских и богослужебных книг, новых переводов и нормализация церковнослав. языка. В ходе афоно-тырновской и ресавской К. с. были переведены заново либо существенно отредактированы путем сличения слав. списков с греческими: 1) полный круг литургических книг и паралитургические сборники (Стишной Пролог, триодный Синаксарь, «студийская коллекция» гомилий, патриарший гомилиарий, Маргарит и др.), необходимые для богослужения по Иерусалимскому уставу, а также восполняющие отсутствие дисциплинарной части в этом уставе Пандекты и Тактикон Никона Черногорца и «Книга о постничестве» свт. Василия Великого; 2) связанные с исихазмом аскетические и догматико-полемические сочинения (Лествица, сочинения Дорофея Газского , преподобных Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , свт. Григория Паламы и др.); 3) Евангелия и Псалтирь, афонские редакции к-рых были положены в XVI в. в основу печатных изданий и сохранились до наст. времени; 4) толкования на ряд библейских книг (Беседы свт. Иоанна Златоуста на кн. Бытие («Шестоднев»), толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Афоно-тырновская К. с. имела архаизирующий характер и была направлена на сближение с греч. оригиналом с целью очистки слав. текстов от накопившихся в них ошибок; греч. традиция рассматривалась как эталонная и не подвергавшаяся изменениям. С т. зр. деятелей афоно-тырновской реформы, слав.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Литография. 1895 г. Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Литография. 1895 г. Летописи свидетельствуют о покровительстве, к-рое оказывал Г. в 70-80-х гг. XV в. вел. кн. Иоанн III Васильевич , и о поддержке Г. позиции вел. князя. В ходе конфликта Иоанна III с митр. Геронтием, начавшегося в 1479 г. в связи с тем, что митрополит, освящая вновь построенный Успенский собор в Кремле, «не по солнцу ходил со кресты около церкви» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 313), на стороне вел. князя из духовенства выступили только Ростовский архиеп. св. Вассиан I (Рыло) и Г. Иоанн III в свою очередь вступился за чудовского архимандрита в его конфликте с митр. Геронтием в 1482 г. В том году крещенский сочельник пришелся на воскресный день и Г. разрешил братии Чудова мон-ря пить богоявленскую воду после еды. Митр. Геронтий счел это серьезным нарушением и хотел наказать Г., скрывшегося в покоях вел. князя. По требованию митрополита Г. все-таки был выдан и посажен в ледник под митрополичьей палатой. Освобождение Г. стало следствием ходатайства вел. князя и бояр. Причина конфликта заключалась в следовании различным богослужебным уставам: митр. Геронтий руководствовался предписаниями Иерусалимского устава, Г.- Студийского, ранее употреблявшегося на Руси. Свидетельством доверия вел. князя к Г. можно считать также тот факт, что при нем в Чудовом мон-ре жил сведенный в 1480 г. с престола Новгородский архиеп. Феофил - последний архиерей, избранный новгородцами. Возможно, через архиеп. Феофила Г. познакомился со сложными обстоятельствами церковной жизни в бывшем до 1478 г. независимым Новгороде. Начало служения на Новгородской кафедре Летом 1483 г., когда решался вопрос о вдовствовавшей Новгородской кафедре, Г. был одним из кандидатов на ее замещение. 12 дек. 1484 г. он был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского, хиротонию возглавил митр. Геронтий. Г. стал первым с XII в. Новгородским архиереем, поставленным без традиц. избирательной процедуры, сопровождавшейся положением жребиев на престол.

http://pravenc.ru/text/162054.html

В ряде визант. календарей В. ошибочно смешивается с Вавилой, мч. Никомидийским , память к-рого отмечается в тот же день ( Минологий Василия II (PG. 117. Col. 27-30); Типикон Великой ц . IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14)). В. был похоронен вместе со своими учениками. Согласно его завещанию, в гроб были положены его цепи. В 351 г. кесарь Галл, соправитель имп. Констанция II, построил небольшой храм в предместье Антиохии Дафне и перенес туда мощи В. и отроков (это первый известный случай офиц. торжественного перенесения мощей). В 362 г. остановившийся в Антиохии во время похода на персов имп. Юлиан Отступник хотел получить предсказание в знаменитом храме Аполлона, находившемся в Дафне. Но с тех пор как там была выстроена церковь, в к-рую были перенесены мощи святых, оракул умолк. Тогда Юлиан повелел христианам удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами и вернуть его на кладбище около города ( Феодорит. Церк. ист. III 10). Как только ковчег был перенесен в Антиохию, произошло чудо: храм Аполлона вместе с идолами был сожжен сошедшим с неба огнем. Император обвинил в поджоге христиан и начал жестокие гонения. Антиохийский еп. Мелетий (360-381) перенес мощи в построенную им на правом берегу р. Оронт крестообразную ц. св. Вавилы (окончательно завершенную еп. Флавием в 387), в к-рой Иоанн Златоуст произнес похвальное слово священномученику (PG. 50. Col. 527-534). Ц. св. Вавилы была открыта в 40-х гг. ХХ в. археологом Ж. Лассю. В V в. часть мощей святого находилась в Милане ( Downey. P. 525). Впосл. мощи В. были перенесены из Антиохии в К-поль и помещены в Студийском мон-ре (SynCP. Col. 11-12). В лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») говорится, что там также находились мощи отроков, а в Хождении Антония Новгородца (1200) упоминается только честная глава В. (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454; Книга Паломник. С. 22). Крестоносцы перенесли мощи В. в Кремону (Сев. Италия), где они находятся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/153791.html

После 4-летнего пребывания в Студийском мон-ре В. испросил у игум. Анатолия позволение отплыть вместе с учениками на Афон. Там В. был сначала враждебно встречен местными жителями, однако затем сумел расположить их к себе. В. пробыл на Св. Горе 12 лет, основав там мон-рь, название к-рого неизвестно. Однако из-за возникших разногласий относительно права на владение этими местами, доставлявших братии немалое беспокойство, В. пришлось вновь отправиться в К-поль, где ему удалось получить от имп. Льва хрисовул с земельными пожалованиями. В столице В. заболел и вскоре умер, за 3 дня узнав о предстоящей кончине. В. был похоронен в алтарной части Георгиевской ц. Студийского мон-ря, находившейся по левую сторону от главного монастырского храма во имя Иоанна Предтечи. Житие В. (BHG, N 278) было написано еще при жизни игум. Анатолия одним из пострижеников последнего по заказу и, возможно, со слов Луки, ученика В., к-рый стал его преемником в качестве игумена на Афоне. Вероятно, упоминаемая в сохранившемся фрагменте хрисовула Льва VI афонским мон-рям «обитель Луки» есть не что иное, как мон-рь, основанный В. В силу близости к описываемым событиям житие В. является ценнейшим источником по истории начала монашеской жизни на Афоне. Оно также проливает свет на связи первых святогорских обителей со Студийским мон-рем. В состав жития входит повесть о прп. Евфросине Поваре (пам. 11 сент., BHG, N 628). По-гречески житие сохранилось в одной рукописи (Paris. gr. 1491. X в.), однако оно оказалось в составе Четий Миней, переведенных на церковнослав. язык во 2-й пол. XII в. Впосл. этот же перевод был включен в ВМЧ. На основе слав. перевода уже на рус. почве была составлена проложная статья, изобилующая ошибками: В. частично спутан с Евфросином, мон-рь св. Кесария с г. Кесарией и т. д. Эта статья вошла в рус. Пролог 2-й редакции. Ист.: BHG, N 278; SynCP. Col. 576; Леонид (Кавелин), архим. Житие прп. Власия Мниха, памятник словено-болг. письменности IX в. СПб., 1887. (ПДП; Т. 65); Vita S. Blasii/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. Vol. 4. App. P. 657-669.

http://pravenc.ru/text/155011.html

Пребывание Г. на Новгородской кафедре характеризуется продолжением активного храмового строительства. 4 июня 1189 г. он освятил соборную церковь в Аркаже [Аркадиевском] в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, в 1191 г.- ц. Вознесения, построенную тысяцким Милонегом, в 1192 г.- соборную церковь в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и ц. св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. При участии Г. была возведена каменная ц. во имя св. Трех отроков и прор. Даниила на Жатуне (1189) и деревянная ц. Сретения Господня (1191) на епископском дворе в Новгороде. На 1189 г. приходится окончание росписи Благовещенской ц. В 1191 г. были перестроены княжеская деревянная Никольская ц. на Городище (поставлена в 1165) и храмы, созданные на средства боярина Внезда, брата новгородского посадника Мирошки Нездинича (ц. Нерукотворного образа Господня, 1134), и купца Константина с братом (ц. св. Параскевы Пятницы на Торгу, 1156). В 1192 г. игум. Мантурий основал Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса), где была поставлена одноименная деревянная церковь. На время управления Г. Новгородской епархией приходятся изгнание новгородцами кн. Мстислава Давыдовича и посажение на княжение Ярослава Владимировича (1187), шурина вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, походы новгородцев против язычников: на Печору и за Волок (1187), на емь вместе с корелами (1191), на чудь; во время этого похода был взят г. Юрьев (1191). Запись на Студийском уставе кон. XII в. сообщает о том, что непосредственно перед кончиной Г. «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.),- по-видимому, речь идет о принятии святителем схимы. (Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Г. в «черничьстве» носил имя «Григорий»,- нужно думать, что это было схимническое имя святителя.) Г. погребен в сев. галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась икона Г. Архим. Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Г. Однако в «Росписи новгородских святынь» (1626-1634) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (кон. XVII в.) о Г. сказано: «Не свидетельствован». Ныне мощи Г. почивают под спудом (в 1940 были исследованы археологом В. В. Гинзбургом, предположившим, что архиерей скончался в возрасте ок. 40 лет).

http://pravicon.com/info-2017

Будучи игуменом, Е. не отказался от прежнего аскетического образа жизни: он не ел ничего, кроме сухого хлеба раз в неделю, и носил на шее железные кольца. В течение почти 30 лет, когда Е. управлял мон-рем, им было совершено множество чудес: он исцелил жену к-польского синклитика, жену одного из клириков собора Св. Софии. Железные кольца, к-рые носил святой, также обладали чудодейственной силой: одно из них, посланное Е. в Галатию, исцелило племянницу святого Иулитту, избавило от посягательств нечистых духов мн. местных жителей. Е. предвидел свою кончину и попросил перенести его в Студийский мон-рь, где после непродолжительной болезни мирно скончался в окружении учеников в возрасте 79 лет. Мощи Е. были помещены в мон-ре Кокоровион, в течение мн. лет к ним продолжались паломничества, поскольку они обладали чудотворной силой: после посещения на 40-й день по смерти святого места его упокоения исцелилась парализованная сестра Е. В некоторых синаксарях память Е. указывается под 28 и 29 дек. Ист.: SynCP. Col. 347-348; Van de Vorst C. La Vie de S. Évariste, higoumène à Constantinople//AnBoll. 1923. Vol. 41. P. 288-325; PG. 105. Col. 863-925 [Vita Nicolai Studitae]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 417-418; ЖСв. Дек. С. 751-752. Лит.: Beck H.-G. Kirche und theol. Literatur. S. 564; Laurent V. Évariste//DHGE. Vol. 15. Col. 111-112; idem. Evaristo, abate a Costantinopoli//BiblSS. Vol. 5. Col. 373-375; Janin. Églises et monastères. P. 282-283; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 139; PMBZ. Bd. 1. S. 60; Bd. 2. S. 514-515; Antonopoulou Th. Homiletic Activity in Constantinople around 900//Preacher and His Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. M. B. Cunningham, P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 317-348. (A New History of the Sermon; Vol. 1). Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (ок. 350 – ок. 430), первый игумен обители акимитов, прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/186891.html

Прошедшему же внутрь ворот он (строитель) не позволил сразу нечистыми и немытыми ногами вступить во внутреннюю святыню, разделив же как можно больше пространство между храмом и первыми входами, украсил вокруг четырьмя перпендикулярными (друг к другу) портиками, огородив участок по некой четырехугольной форме поднятыми отовсюду колоннами, промежутки между которыми закрыв находящимися в соответствии по величине решетчатыми перегородками из дерева, оставил средний атрий (открытым) для созерцания неба, предоставляя чистый и открытый лучам света воздух. 40. Здесь же он поместил символы святого очищения, устроив прямо перед храмом источники, предоставляющие вступающим во внутрь святых оград омовение обильным потоком воды; и это - самое первое пристанище входящих, предоставляющее равно всякому красоту и радость и еще нуждающимся в первых наставлениях пристойное место... Он (строитель) распределил силы всех людей по их достоинству... иных же поддержал первыми наружными колоннами вокруг двора в виде четырехугольника, введя в первое приближение к грамоте четырех Евангелий». а. сохранились в церквах: Сан-Клементе в Риме, IV в., Сант-Амброджо в Милане, IV в., в кафедральной церкви (базилике св. Евфразиана) в Порече (Хорватия), 543-553 гг., частично - в Студийском мон-ре в К-поле, V в., и др. За исключением сев. и вост. областей М. Азии и Закавказья, а. были обычным явлением в трехнефных базиликах Средиземноморья. Часто а. устраивался перед центрическими церквами: ряд памятников в К-поле; вторая ц. Иоанна в Эфесе, VI в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; ц. Сан-Витале в Равенне, VI в. Кроме стандартного типа с колоннадными портиками с 4 сторон встречаются а. с портиками с 2 и 3 сторон, с полукруглой с запада колоннадой или внешней стеной, с дополнительными помещениями вдоль портиков, с устройством с зап. стороны баптистериев (Сев. Италия, п-ов Истрия). «Базилика А» в Филиппах, VI в., имела два а. с открытым алтарем в стене между ними. После VI в. а. в христ. архитектуре встречаются реже: «Новая церковь» имп.

http://pravenc.ru/text/76774.html

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010