Т., была ежедневная исповедь, к-рую принимал игумен после утрени, а в случае большой численности братии - также после повечерия (Е. Т. дозволяет игумену назначать к.-л. из иеромонахов, иеродиаконов или даже не имеющих сана монахов себе в помощники для принятия исповеди); исповедь кому-либо еще, кроме игумена или назначенных им братий, не допускалась (главы 7, 15); особый характер носила исповедь послушника накануне его монашеского пострига, к-рую мог принимать только игумен (главы 7, 37). Достойным монахам Е. Т. предписывает приступать к Св. Таинам трижды в неделю; находящимся в плену страстей - раз в неделю или вовсе не приступать. В любом случае вопрос о частоте Причащения всегда оставляется на усмотрение игумена и перед Причащением необходима исповедь; Е. Т.- один из самых древних визант. памятников, упоминающих также особое Правило ко Св. Причащению (гл. 5). Монахи разделяли общую трапезу после Божественной литургии (когда она совершалась) и после вечерни; вкушение собственной пищи, как и обладание частной собственностью, запрещалось (гл. 22; в 27-й гл. игумену предписывается периодически обходить кельи монахов и конфисковывать любые найденные частные вещи). В кельях монахи жили по двое (гл. 24). В мон-ре имелся бассейн для омовений (Е. Т.- древнейший визант. Типикон, упоминающий монастырскую баню); мыться монахам дозволялось лишь трижды в год - на Рождество Христово, Пасху и Успение (по желанию игумена к этим дням могли добавляться и др.), однако на больных и старых это ограничение не распространялось (гл. 22). Для больных братий существовала лечебница (гл. 41); мон-рь заботился и о страждущих людях в миру - ежедневно у врат неимущим раздавалось подаяние, мон-рь также принимал странников и недужных (гл. 38). Богослужение описанное в Е. Т., относится к послеиконоборческому визант. монастырскому типу, хорошо известному по многочисленным сохранившимся памятникам Студийского и Иерусалимского уставов . По сравнению с описанным в текстах первоначальной студийской традиции оно имеет ряд особенностей, позволяющих отнести евергетидский Синаксарь к самостоятельной (малоазийской) редакции Студийского устава.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

Студийский устав предусматривал обобществление имущества, общий стол, равенство всех в отношении к монастырским работам. Подробно регламентируя поведение монахов в трапезной, он определял правила относительно пищи братии и времени ее приема. Насельники могли выходить за пределы монастыря с разрешения игумена и только по крайней необходимости. Существовал строгий запрет на ношение одежды из дорогих и ярких тканей, прием пищи вне трапезной, использование для своих нужд труда слуг и др., монахам не разрешалось собираться в кельях. Прп. Феодосий активно боролся с любыми проявлениями стяжательства. Обнаружив в келье инока к.-л. имущество, не предусмотренное уставом, он приказывал бросать его в печь. Некоторые послабления делались для больных и немощных старцев. Описание быта печерских насельников в период игуменства прп. Феодосия, которое дает прп. Нестор в его Житии, свидетельствует, что в основных частях Студийский устав был введен в Киево-Печерском мон-ре в полном объеме. Однако после кончины прп. Феодосия ряд требований устава стал постепенно нарушаться. Из рассказов КПП следует, что уже в посл. четв. XI в. среди иноков существовало разделение на богатых и бедных, бытовала практика оплаты взаимных услуг, монахи имели частную собственность и т. д. С введением Студийского устава принято связывать появление в Киево-Печерском мон-ре «греческого чиноначалия». Источники упоминают о послушаниях доместика, экклисиарха, эконома, келаря, пономаря, вратаря. План Дальних (Феодосиевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Дальних (Феодосиевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) Во время игуменства Феодосия резко возросло число пострижеников: согласно СПМ, оно достигло 100 чел. Высказывалось мнение (в т. ч. Гётц), что прп. Феодосий несколько смягчил условия приема в обитель: если ранее существенную роль играл социальный статус кандидата, то в годы его игуменства в обитель принимали всех желающих ( Goetz. 1904). Хотя для подобных утверждений нет серьезных оснований, однако известно, напр., что бедная одежда прп. Феодосия не помешала прп. Антонию дать согласие на его пострижение. Прп. Нестор в ЖФ сообщает, что при игум. Феодосии был введен обязательный испытательный срок, по истечении к-рого желающий принять постриг мог стать монахом. Вероятно, рост числа пострижеников следует объяснять сочетанием нескольких факторов: заинтересованностью самого игум. Феодосия, который понимал, что многочисленная братия - залог стабильности и процветания обители, а значит, независимости Киево-Печерского монастыря от ктиторов - князей и бояр, и большим авторитетом мон-ря в древнерус. обществе, сформировавшимся за счет высокого благочестия и аскетизма его основателей.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Честная глава Н. находится в Иверском мон-ре на Афоне, частицы мощей преподобного хранятся также в разных мон-рях Греции и Кипра и в храме Воскресения Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 226-227). В Волгограде действует храм во имя Н. (построен в 1795). Ист.: BHG, N 1341-1342b; Theod. Stud. Ep. 177, 197, 255, 267, 280, 319, 422, 432, 452; SynCP. Col. 581, 585-586; Афиногенов Д. Е. Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского: Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 95-159; Афиногенов Д. Е., Сенина Т. А. Никита, игум. Мидикийский, прп., исп. (до 775-824): BHG, N 1341: Пер., коммент., предисл.//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 254-311. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 128-129; Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 890-892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 352; PMBZ, N 5443; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 428-432. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 3 апр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55) - под 3 апр. помещена служба Н., содержащая 2 (sic!) канона, цикл стихир-подобнов и седален. Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Соглано Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., содержащему малоазийскую редакцию Студийского устава, богослужебное последование в честь Н. содержит канон авторства Феофана Начертанного 2-го гласа (поскольку память Н. приходится на Великий пост , Типикон предписывает петь канон Н., только если 3 апр. выпадает на субботу или воскресенье) и цикл стихир того же гласа (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

Почитание Г. достаточно поздно выделилось из культа Благовещения Пресв. Богородицы. Так, еще в кон. XII в. Новгородский архиеп. Гавриил строит церковь не во имя своего небесного патрона, а в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.). Древнейший зафиксированный в письменных источниках храм, освященный во имя Г., был построен в 1413 г. в Новгороде, на Хревкове ул. (ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404). Придел во имя Г. имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 30-х гг. XVI в. ц. во имя Г. как небесного покровителя вел. кн. Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском мон-ре ( Баталов А . Л . Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 38, 153, 189, 378). K 1551 г. относится 1-е упоминание о ц. во имя арх. Гавриила на Чистых прудах (построенная в 1704-1707 на этом месте одноименная церковь получила название Меншикова башня). Мн. рус. князья носили в крещении имя Г.: Ярополк Изяславич († 1086), Всеволод Мстиславич († 1138), Ярослав Мстиславич († 1198), Ярополк Ярославич († после 1214), Святослав Всеволодович († 1253), Василий III Иоаннович († 1533). Гимнография В древней (до X в.) иерусалимской богослужебной традиции память архангелов Михаила и Г. совершалась 14 нояб. Согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnishvili . Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 62; [Pars. 2.] P. 51), 14 нояб. пели тропарь 4-го гласа «Множество архангелов», прокимен 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа из Пс 103. В иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) на память архангелов приводится полное гимнографическое последование ( Метревели . Иадгари. С. 321-327). Эта традиция сохранилась в Александрийской Церкви, где память архангелов Михаила и Г. может совершаться 12, 13 или 14 нояб. 8 нояб., 26 марта и 13 июля стали в к-польской традиции основными днями почитания Г. Акцент в богослужении 8 нояб. делается на прославлении арх. Михаила (см. подробнее ст. Михаил, арх. ), но в гимнографическом последовании этого дня, к-рое фиксируется уже в студийских литургических памятниках, нек-рые песнопения посвящены Г.- стихиры, канон (отдельные тропари).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

11 сент. 1823 г. Мещерская поселилась в келье московского в честь Вознесения Господня монастыряря , 13 сент. в ц. во имя вмц. Екатерины на Царицыных сенях свт. Филаретом была пострижена в монашество с именем Евгения, на следующий день в Чудовом мон-ре возведена в сан игумении. Митр. Серафим благословил Е. Казанской иконой Божией Матери, митр. Филарет - четками. 18 сент. 1823 г. состоялось открытие Аносина мон-ря с введением архим. Иннокентием (Платоновым) Е. в управление этой обителью. В мон-ре Е. вела аскетичный образ жизни, носила власяницу, спала на доске, покрытой войлоком. Прп. Пимен (Мясников) свидетельствовал, что «все предметы роскоши были изгнаны из деревянной небольшой кельи старицы Евгении, ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже весьма грубая, одежда из толстого мухояра». Е. ввела в обители общежитие по Уставу прп. Феодора Студийского, но строгость жизни, к к-рой игумения призывала сестер, возмутила их. «Не прошло шести недель после моего пострига,- вспоминала Е.,- как казначея с ее присными объявила мне, что выходит вон из обители». Вскоре смута прекратилась. По инициативе Е. в мон-ре были построены ц. во имя свт. Димитрия Ростовского (1824), больничный корпус с приютом и ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы (1828-1829), покровительницы дочери - Анастасии Озеровой, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыто 2 пруда для разведения рыбы. В строительной и наставнической деятельности Е. руководствовалась советами свт. Филарета, вела с ним регулярную переписку. В янв. 1832 г. из-за болезни и конфликтов с казначеей мон. Серафимой (Заварзиной) Е. передала ей управление мон-рем и по благословению свт. Филарета отправилась в паломничество: посетила Воронеж, где познакомилась со свт. Антонием (Смирницким) , Киев, Чернигов, неск. жен. обителей, в т. ч. елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь, Борисовский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , заехала к родственникам, побывала на могилах родных. Вернувшись в Москву, 19 сент. 1832 г. Е. получила письмо от свт. Филарета с предложением принять управление мон-рем «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сент. 1832 г. Е. вернулась в Борисоглебский мон-рь. За неск. лет до смерти ископала себе могилу, к-рую часто посещала. В авг. 1836 г., предчувствуя скорую кончину, Е. вновь посетила Воронеж, поклонилась мощам свт. Митрофана , еп. Воронежского, общалась с архиеп. Антонием (Смирницким).

http://pravenc.ru/text/187027.html

В ранние редакции И. у. часто вносились дополнения и изменения, обусловленные богослужебными традициями того мон-ря, литургическую практику к-рого регламентировал данный текст (аналогично тому, как подобные изменения вносились и в тексты первоначального Студийского синаксаря или же Евергетидского при их адаптации в том или ином монастыре). Позднее в начальную часть «Иерусалимских богослужебных глав» были внесены подробное описание малой вечерни, совершавшейся в храме, а не в притворе, а также некоторые др. изменения. Эта дополненная редакция И. у., условно называемая базовой, получила широкое распространение в Палестине и в К-польском Патриархате; базовую редакцию продолжали дополнять, что вело к развитию на ее основе новых редакций И. у. Вскоре после появления в Палестине И. у. начал распространяться в Антиохийском и К-польском Патриархатах. Неск. выписок из И. у. сделал уже в посл. четв. XI в. прп. Никон Черногорец, трудившийся в мон-ре около Антиохии (см. 1-е слово составленного им «Тактикона» и 57-е слово его «Пандект»), а в мон-ре св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, основанном в 1088 г. мон. Христодулом, богослужение регламентировалось И. у. изначально. В 1-й пол. XIII в. И. у. вытеснил др. богослужебные уставы и занял господствующее положение в Никейской империи (1204-1261). После освобождения К-поля летом 1261 г. и возвращения визант. императора из Никеи в древнюю столицу И. у. был введен и непосредственно в к-польскую литургическую практику. В палеологовский период И. у. определял как монастырское богослужение, в т. ч. и в Студийском мон-ре, так и кафедральное (соборно-приходское), включая богослужение в к-польском соборе Св. Софии. Во 2-й пол. XIII в. И. у. был принят на Афоне, мон-ри к-рого, подобно к-польским, быстро возрождались после освобождения от лат. господства. В 40-х гг. XIV в. игум. афонской Великой Лавры св. Филофей Коккин (впосл. патриарх К-польский) составил 2 нормативных текста, тесно связанных с новой литургической традицией, определявшейся И. у. Один из этих текстов, «Устав священнослужения» (ιταξις τς εροδιακονας), определял особенности совершения всенощного бдения, а также утрени и вечерни. Другой, «Устав Божественной литургии» (ιταξις τς θεας λειτουρϒας), впосл. широко употреблявшийся в Византии и за ее пределами, регламентировал совершение евхаристической литургии.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимский ...

Поэтому когда И. в 1-й пол. 808 г. приехал в К-поль навестить брата, он в нарушение всех правил в течение неск. месяцев не появлялся на патриаршей литургии. Имп. Никифор I направил в Студийский мон-рь логофета дрома (министра почты и иностранных дел), чтобы выяснить причину такого поведения. Выслушав объяснения И., сановник заявил: «Благочестивые наши цари не нуждаются в тебе ни в Фессалонике, ни в другом месте» ( Theod. Stud. Ep. 31. 20-21). В кон. 808 г. мон-рь был окружен войсками, И., Феодор и еще 2 монаха заключены в мон-рь св. Сергия. В янв. 809 г. состоялся Собор, на к-ром И. был низведен до пресвитера, по всей видимости согласно 20-му прав. Трулльского Собора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 2. Σ. 349-352), на том основании, что он служил литургию в Студийском мон-ре, т. е. в чужой епархии, без ведома правящего архиерея. В том же месяце И. сослали на о-в Проти. Как и проч. сосланные студиты, он был возвращен из ссылки незадолго до похода имп. Никифора на болгар летом 811 г. После вступления на престол имп. Михаила I , в окт. того же года, состоялось офиц. примирение патриарха со студитами, И. вернулся на свою кафедру. В кон. 814 г. он находился в К-поле (возможно, был вызван патриархом Никифором в связи с иконоборческими настроениями имп. Льва V ) и принял участие в Соборе 24 дек., к-рый лишил сана и предал анафеме вождей иконоборцев, в т. ч. Антония Кассимату, еп. Силлейского. Участники Собора также подписали обязательство хранить верность православию. В апр. 815 г. иконоборческий Собор низложил И. Его преемника звали, вероятно, Иоанн. Вначале И. нек-рое время жил в Саккудийском мон-ре вместе с исп. Навкратием Студитом (впосл. игумен Студийский) и др. студийскими монахами, но затем был арестован и содержался под стражей в разных местах, названия к-рых неизвестны. К нач. 821 г., когда имп. Михаил II освободил всех ссыльных, И. находился в крепости Элпизон. Между 821 и 826 гг. он, по-видимому, жил в М. Азии (фемы Фракисий, а затем Опсикий, в окрестностях К-поля) вместе с Феодором, Навкратием и др.

http://pravenc.ru/text/578451.html

Лишь через 7 лет, получив от духовника Георгия Затворника строгое взыскание за то, что не приступил к переводу священных книг, Г. С. решился принять иерейский сан и приступить к переводам. Он был назначен сначала деканом и начальником над певчими соборного храма, в 1044 г. был избран настоятелем Иверского мон-ря. В первую очередь он перевел с греч. языка Устав К-польского собора Св. Софии и Великий Синаксарь (куда входили уставы К-польской Церкви и мон-ря Феодора Студита - см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ), по к-рому велось чинопоследование богослужения в Студийском мон-ре. О значении этой работы прп. Георгий Мцире писал, что «это та основа, без которой невозможно управлять Церковью» ( . С. 128). Г. С. установил в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы драгоценную раку для мощей прп. Евфимия и с почестями перенес их из ц. Иоанна Крестителя; позже из ц. Всех святых перенес и мощи прп. Иоанна Святогорца. После долгих поисков Г. С. смог найти мощи и др. подвижников Ивирона, согласно афонскому обычаю похороненных на месте их подвига. Так, в притвор юж. части соборного храма он перенес мощи святых Арсения Ниноцминдского и Иоанна Грдзелисдзе. Г. С. сразу же по прибытии на Афон приступил к сбору сведений о прп. Евфимии и об Иоанне Святогорцах, об их учениках, о строительстве мон-ря и о начале монашеской жизни в Ивироне. Используя рукописи прп. Евфимия, он создал жития преподобных, содержащие точные сведения об истории мон-ря и о грузино-визант. отношениях. В 1050 г. Г. С. посетил К-поль и испросил у визант. имп. Константина Мономаха свинец на покрытие собора, а также новые хрисовулы, подтверждающие старые, о расширении монастырских территорий и о подтверждении права грузин на Ивирон. В 1054 г. в связи с приездом груз. царя Баграта IV († 1072) и его матери Мариам Г. С. вновь посетил К-поль. Царица пожелала принять монашество из его рук. Заботы о мон-ре отнимали у Г. С. все время, и он скорбел, что вынужден урывками заниматься переводом священных книг. Приведя все монастырские дела в порядок, он оставил Афон и направился на Чёрную Гору.

http://pravenc.ru/text/164429.html

С т. зр. церковного устава богослужение на К. представляет собой соединение последований праздников Пасхи и Благовещения. Так, в К-поле в IX-XII вв., согласно указаниям Типикона Великой ц. , на К. сразу после окончания утрени в храме Св. Софии певцы начинали петь тропарь Благовещения и совершался крестный ход (лития) в Халкопратийский храм. Там читались Апостол и Евангелие, и процессия возвращалась в храм Св. Софии для совершения пасхальной литургии, а один из священников оставался в Халкопратийском храме и служил литургию с песнопениями в честь Благовещения ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 256-259). Правила такого соединения содержатся в благовещенских главах , подробно разработанных уже в различных Типиконах студийской традиции и оттуда перешедших в Иерусалимский устав . В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., наиболее точно отражающем традиции к-польского Студийского мон-ря IX-X вв. ( Пентковский. Типикон. С. 339-340), соединены последования Пасхи и Благовещения: на вечерне Великой субботы поются стихиры и читаются паремии обоих праздников; на Светлой заутрене к песнопениям Пасхи прибавлены канон и проч. песнопения Благовещения, а также по 6-й песни канона - Евангелие Благовещения; на литургии песнопения - пасхальные, но Апостол и Евангелие - обоих праздников, причем пасхальное Евангелие читается игуменом монастыря в алтаре, а Благовещения - диаконом на амвоне. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. к-польского мон-ря Пресв. Богородицы Евергетиссы, восходящем к литургической практике М. Азии, но оказавшем большое влияние на богослужение мн. обителей К-поля и Византии в целом, а также отчасти славянских стран, предложены несколько вариантов службы в пасхальные ночь и утро (чин вечерни и литургии Великой субботы везде один и тот же, с соединением текстов 2 праздников). Первый близок к описанному в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 441-442), причем составитель Евергетидского Типикона приписывает его текст патриарху К-польскому Антонию (вероятно, Антонию III Студиту, † 983). Второй вариант предполагает, что при наличии в мон-ре храма во имя Пресв. Богородицы там могут совершаться утреня и литургия только в честь Благовещения, тогда как в основном соборе мон-ря Светлая заутреня и литургия должны совершаться полностью по пасхальному чину, без к.-л. прибавлений (Там же. С. 442). Наконец, 3-й вариант, отражающий практику монастырей в области г. Олимп, заключается в совершении благовещенской утрени от начала до конца, затем - пасхальной, а литургия должна совершаться параллельно: в главном алтаре - пасхальная, в приделе - благовещенская (Там же. С. 443).

http://pravenc.ru/text/1841093.html

Прп. Феодор Студит. Роспись храма Иверской иконы Божией Матери в Паланге, Литва. 2006–2007 гг. Артель под рук. А. Беляева В 803 г. Иосиф Кафарский оказал новому имп. Никифору I (802-811) очень важную услугу, выступив посредником в переговорах с мятежником Варданом Турком и уговорив того сдаться. Император желал вознаградить его, но пока был жив свт. Тарасий, вопрос о реабилитации Иосифа не поднимался. Однако когда в 806 г. патриархом К-польским стал свт. Никифор I (806-815), он немедленно созвал Собор из 15 епископов, к-рый снял с иконома запрещение. Феодор Студит был в числе присутствовавших на заседании, но хранил молчание и решения Собора не признал. Более того, примерно в 807 г. брат Феодора Иосиф принял от патриарха Никифора рукоположение во архиепископа Фессалоники. Как свт. Иосиф на своей кафедре, так и прп. Феодор в Студийском мон-ре продолжали поминать патриарха за каждой литургией. Единственное, чего студиты избегали,- это литургий в Св. Софии, чтобы не сослужить «сочетателю прелюбодеев» Иосифу Кафарскому. В 1-й пол. 808 г. архиеп. Фессалоникийский Иосиф прибыл в К-поль, чтобы навестить брата. Проведя неск. месяцев в Студийском мон-ре, он ни разу не явился на патриаршую литургию. Император направил в мон-рь высокопоставленного сановника (логофета дрома), чтобы выяснить, в чем дело. Узнав причину такого поведения, логофет заявил, что государь чрезвычайно недоволен студитами. Когда имп. Никифор I вернулся из похода в конце года, он приказал окружить Студийский мон-рь войсками. Прп. Феодор, свт. Иосиф и еще 2 монаха были арестованы. Тем не менее прп. Феодор продолжал писать письма с заверениями в своей лояльности к императору и патриарху и просил лишь об одном - чтобы ему позволили остаться при своем мнении в деле Иосифа Кафарского. Но патриарх оставался непреклонным и в янв. 809 г. по его инициативе император созвал Собор. Его решения привели к кульминации конфликта. Предположительно постановлено было следующее: поскольку воля императора (Константина VI) была упорной и он не поддавался убеждениям, патриарх свт. Тарасий, используя права, принадлежащие его чину, во избежание большего ущерба для Церкви применил икономию и позволил игум. Иосифу обвенчать Константина с Феодотой. Поэтому Иосиф освобождается от запрещения и может литургисать. Архиеп. Фессалоникийский Иосиф низводится до пресвитерского сана по 20-му канону Трулльского Собора как служивший литургию в чужой епархии без ведома правящего архиерея. Анафема тем, кто не признают икономии святых. Важно отметить, что 2-й брак Константина VI законным признан не был.

http://pravenc.ru/text/2563840.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010