Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 2.05.1838, С.-Петербург - 13.04.1900, Киев), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря , вел. кнг. Дочь принца Ольденбургского Петра Георгиевича, известного филантропа, в Крещении по протестант. обряду получила имя Александра Фредерика Вильгельмина. Унаследовав взгляды отца, уже в юные годы помогала бедным и больным детям. 25 янв. 1856 г. перешла в Православие с именем Александра и вступила в брак с вел. кн. Николаем Николаевичем, братом имп. Александра II . Супруги имели детей - вел. князей Николая и Петра. Вел. княгиня основала в С.-Петербурге Покровскую общину сестер милосердия, больницу, амбулаторию, отд-ние для девочек-сирот, фельдшерское уч-ще и др. благотворительные учреждения. До 1881 г. была председателем совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии Феодоровны , к-рое возглавлял принц Ольденбургский. Благодаря заботам вел. княгини был составлен капитал, на доходы от к-рого содержались 23 приюта для 5 тыс. сирот. Во время русско-тур. войны на собственные средства организовала санитарный отряд. В 1879 г. вел. княгиня, страдавшая от рака груди, уехала на лечение за границу, в 1880 г. переехала в Киев, где в 1889 г. основала Покровскую жен. обитель, в к-рой и поселилась. Здесь вел. княгиня, долгие годы прикованная к постели, получила чудесное исцеление и стала ходить. После кончины супруга (13 апр. 1891) тайно приняла постриг с именем Анастасия. При Покровском мон-ре А. К. открыла совр. больницу для неимущих с единственным в Киеве рентгеновским кабинетом, устроила бесплатную аптеку, уч-ще и приют для девочек-сирот, приюты для неизлечимо больных женщин и для слепых. Суровая, полная лишений жизнь сестер обители, организованная по строгому Студийскому уставу , проходила в молитве и трудах, несмотря на это, число желающих поступить туда в первый же год составило 400 чел., тогда как мон-рь мог принять лишь 150 инокинь.

http://pravenc.ru/text/114928.html

В., названный при Крещении Василием, вскоре после 847 г. был рукоположен во иподиакона Евстратием, митр. Пессинунтским, учеником свт. Игнатия, Патриарха К-польского (Аморий, разрушенный арабами в 838, тогда еще не был восстановлен). Затем В. отправился к брату в К-поль и был рукоположен свт. Игнатием во диакона храма Св. Софии. Однако через нек-рое время покинул столицу, вероятно, в связи с низложением Игнатия и переходом патриаршего престола к свт. Фотию (858) и отправился в Рим через Болгарию. Там недобросовестный спутник продал В. в рабство, из к-рого тот освободился, по-видимому, через неск. лет благодаря сочувствию своего хозяина и др. новообращенных в христианство знатных болгар. Покинув Болгарию, В. отправился в Рим по Дунаю, но был схвачен пиратами, ограблен и оставлен в безлюдном месте. По молитве святого ангел вывел его обратно в пределы Болгарии, где В. познакомился с неким епископом, представившим его Борису-Михаилу, первому христ. правителю Болгарии (852-889). Вместе с этим епископом В. прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от Евстратия (грека из Кизика), игум. мон-ря св. Кесария. В этом мон-ре В. в течение более чем 18 лет исполнял должности канонарха, экклесиарха и переписчика книг. Там же он был рукоположен во иерея. В Риме В. совершил неск. исцелений, а у «первого из римлян» (πρτος τν Ρωμαων, возможно, имеется в виду должностное лицо) по его молитве родился наследник, восприемником к-рого стал В. Затем В. под предлогом путешествия в Путеолы для поправки здоровья покинул Рим вместе с учениками Лукой, Симеоном и Иосифом и отплыл в К-поль. Здесь он был радушно принят игум. Студийского мон-ря Анатолием, к-рый представил его Патриарху К-польскому свт. Антонию II Кавлею (893-901) и имп. Льву VI Мудрому (886-912). Житие так описывает встречу В. с императором: оставленный стражниками ожидать аудиенции в специальном помещении дворца, В. заглянул в единственную открытую дверь и, увидев императора, занятого переписыванием книг, принял его за простого писца. В. спросил его, где же обитает император. Тот, восхищенный простосердечием святого, усадил его рядом с собой на подставку для ног и стал с ним беседовать. Когда же В. догадался, кто перед ним, Лев рассказал, что Христос за 3 года до того показал ему во сне облик старца.

http://pravenc.ru/text/155011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАВИЛА (III-IV вв.), мч. Никомидийский; пострадал при имп. Максимиане вместе с 84 отроками (пам. 4 сент.). Старец В. во время гонений на христиан скрывался от преследователей и тайно наставлял детей в христ. вере, о чем было донесено императору. По его приказу В. с учениками были арестованы. За отказ отречься от Христа В. был избит так, что все его кости были переломаны, затем ему повесили на шею груз и, заковав ноги, бросили в темницу. Император обратился к ученикам В., малолетним детям, с призывом отречься от Христа, пообещав за это тем, кто был постарше, почести и награды. Аммоний и Донат твердо исповедали христ. веру, за что были подвергнуты побоям, др. дети также отказались приносить жертвы идолам. Заключив их в темницу, император приказал повесить В. и бить железными прутьями, но, видя его стойкость, понял, что пытки не принудят В. и его учеников к отречению от Христа, и приговорил их к усечению мечом. В. был казнен первым, а затем и все 84 отрока. Кроме греч. редакций жития В. (BHG, N 2053-2054) сохранилась также одна арм. (BHO, N 129). Для предположения, что В.- одно и то же лицо со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским, имеющим тот же день памяти, достаточных оснований нет. Согласно житию, мощи В. и его учеников христиане положили в 3 ковчега и переправили из Никомидии в К-поль, где они, вероятно, хранились в мон-ре Хора ; единственная церковь, посвященная В., находилась в квартале Саллюстя, по др. источникам,- в К-польском предместье Евдом, недалеко от имп. резиденции. В кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного эта церковь названа «церковью младенцев» (τν Νηπων). После разрушения ее болгарами (IX в.?) все находившиеся там мощи были перенесены в Студийский мон-рь . Ист.: BHG, N 2053-2054; BHO, N 129; Const. Porphyr. De ceremoniis//CSHB. 1829. Vol. 1. P. 496. Лит.: Delehaye H. Les deux saints Babylas//AnBoll. 1900. T. 19. P. 5-8; Janin. Églises et monastères. P. 55-56; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 67-68; ЖСв. Сент. С. 112-113; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 356-357.

http://pravenc.ru/text/288132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [греч. οσθεος] Иерусалимит, патриарх Иерусалимский (Досифей I; до 1187 - нач. 1189) и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191). Отец Д. Витиклин был венецианцем. Д. подвизался в Студийском мон-ре в К-поле. О жизни Д. до сер. 80-х гг. XII в. ничего не известно. Вероятно, он был избран Иерусалимским патриархом до захвата султаном Салах-ад-Дином Иерусалима (1187), сменив патриарха Леонтия II . После захвата Иерусалима султан заключил с визант. имп. Исааком II Ангелом соглашение, по к-рому правосл. Церкви была возвращена часть св. мест, а православный патриарх смог прибыть в Иерусалим. В 1188 г. имп. Исаак Ангел решил сделать Д. К-польским патриархом. Согласно преданию, имп. Исаак стал тепло относиться к Д., после того как патриарх предрек Исааку, что он вскоре займет имп. престол, и это пророчество сбылось. К этому моменту Исаак уже успел возвести на престол и сместить 3 патриархов. Поскольку перемещение с Иерусалимского престола на К-польский нуждалось в каноническом обосновании, император обратился к «хитрейшему из тогдашних юристов», Антиохийскому патриарху Феодору IV Вальсамону . Тот в февр. 1189 г. представил Собору обширный томос («Трактат о перестановках»), к-рый был одобрен иерархами. Без промедления Д. был рукоположен во патриарха (престол Иерусалима занял Марк II Катафлор), однако его пребывание на К-польской кафедре продолжалось всего 9 дней. Под давлением политических противников император был вынужден сместить Д. и назначить на его место Леонтия Феотокита . Такое решение было объяснено вмешательством Пресв. Богородицы, указавшей императору на достойнейшего ( Ephraem Chronographus. Col. 372). Однако уже в окт. 1189 г. имп. Исааку удалось снова поставить патриархом Д. При низложении Леонтия император сослался на видение, в к-ром Богородица повелела ему сместить патриарха. Д. придерживался антилатинской позиции и активно участвовал во внешней политике Византии. При его участии в февр. 1190 г. был заключен мирный договор между Исааком II и герм. имп. Фридрихом I Барбароссой . В нач. сент. 1191 г. политическим противникам императора удалось добиться низложения Д., К-польский Собор объявил перемещение Д. в 1189 г. неканоническим, и Д. было предложено снова занять Иерусалимскую кафедру. Однако он не воспользовался этой возможностью и 10 сент. 1191 г. отрекся от обоих престолов.

http://pravenc.ru/text/180321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУКИ Дуки [греч. ед. ч. οκας, жен. р. οκαινα, мн. ч. οκαι; от греч. δοξ; лат. dux - предводитель, командир], знатный визант. род, просуществовавший на протяжении последних 7 веков визант. истории. Первые Д., вероятно, происходили из М. Азии (Пафлагонии или Каппадокии). Высказывалось предположение об арм. происхождении Д. Знатные носители прозвища или фамильного имени Д. известны с сер. IX в. 1-й из них, Андроник, к-рый ок. 855 г. воевал с павликианами и силой возвращал их в лоно Православия. В X в. Д., видимо потомки Андроника, прославились как крупные военачальники: патрикий Андроник († ок. 910) успешно руководил операциями против арабов, в 906 г. поднял мятеж против Льва VI, бежал и умер в араб. плену; его сын Константин, стратиг фемы Харсиан, а позже доместик схол, в 913 г. был провозглашен на к-польском ипподроме визант. императором, но был убит в стычке у ворот Большого дворца. В IX-X вв. род Д. принадлежал к типичным представителям военной провинциальной знати. В визант. эпосе «Дигенис Акрит» родовое имя Д. становится нарицательным - его носят двое из упомянутых в эпосе визант. стратигов. Родство «старших» Д. IX-X вв. с «младшими» Д. XI в. недоказуемо, хотя Михаил Пселл ( Michel Psellos. P., 1928. Vol. 2. P. 140) и Николай Калликл ( Nicolai Calliclis Carmina. 1904. P. 322) подтверждали его. По данным Иоанна Зонары , визант. имп. Константин X имел родственную связь со «старшими» Д. лишь по жен. линии ( Zonara. Epit. hist. Bd. 3. S. 675-676). В XI в. Д. выступают как влиятельный к-польский род. Константин X Дука , участник военного переворота Исаака I Комнина, после его отречения благодаря влиянию Михаила Пселла был провозглашен визант. императором (1059-1067). Супругой Константина была Евдокия Макремволитисса , племянница патриарха Михаила I Кирулария , а преемник последнего Константин III Лихуд был его другом и обеспечил ему поддержку Церкви. Константин X был известен щедрыми пожалованиями монастырям. В его правление усилились гонения на монофизитов (сирийцев и армян), что вызвало напряженность в вост. областях и впосл. отрицательно сказалось на обороноспособности империи. Его вдова Евдокия вышла замуж за Романа IV Диогена . После пленения Романа IV сельджуками императором был провозглашен Михаил VII Дука (1071-1078), сын Константина X. Одержав победу в войне с выпущенным из плена Романом, он показал себя неспособным вывести империю из кризиса, вызванного сельджукским вторжением, и был вынужден уступить престол Никифору III Вотаниату и принять монашество в Студийском мон-ре . Позднее он был рукоположен в митрополита Эфеса, но посетил свою митрополию лишь единожды; умер он ок. 1090 г. в К-поле. Правление императоров из рода Д. обычно связывают с упадком визант. государственности, приведшим к мятежам и значительным территориальным потерям в Анатолии, образованию там тюрк. княжеств.

http://pravenc.ru/text/180560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМИИ Гермии [греч. Γρμια, Γρμιαι; совр. Йорме (Юрме), Гюмюшконак, Турция], г. в центральной части Анатолийского плоскогорья, ок. 100 км к юго-востоку от г. Анкира (совр. Анкара). Находился в пров. Галатия II, известен с ранневизант. времени (впервые упомянут визант. ученым Иероклом (527-528)). Следует отличать Г. от расположенного поблизости античного г. Герма (или Гермоколония), название к-рого происходит от того же индоевроп. корня, означающего «теплый» и связанного с наличием в этой местности теплых источников. В визант. лит-ре встречается и др. наименование Г.- Мириангели (Μυριϒϒελοι - город 10 тыс. ангелов). Его посещал имп. Юстиниан I (564), о чем сообщается в Хронографии Феофана Исповедника (IX в.) ( Theoph. Chron. P. 240). Церковная история Впервые еп. Гермийский Мина упомянут в 553 г. в актах Вселенского V Собора . С 640 г. в Г. уже существовала автокефальная архиепископия, о чем свидетельствуют акты Вселенского VII Собора (787), а также списки епископских кафедр К-польского Патриархата. Основным источником по церковной истории Г. кон. VI - нач. VII в. является Житие прп. Феодора Сикеота († 613). Дальнейший период практически не освещен в источниках, что, возможно, связано с общим упадком Галатии в средние века. В XI в. архиеп. Гермийский Константин был возведен в сан митрополита, о чем известно из совместного хрисовула имп. Никифора III Вотаниата и Синода. Г. имели статус митрополии по крайней мере до 1082 г. и в числе др. малоазиат. городов перешли под власть турок после поражения Византии в битве при Манцикерте (1071). Однако во время войны имп. Алексея I с турками (1116) Г. находились в руках Византии, очевидно, будучи отвоеванными, но впосл. окончательно остались на тур. территории. Памятники и святыни Задолго до первого упоминания Г. в источниках они были одним из крупнейших христ. паломнических центров в М. Азии, связанных с почитанием арх. Михаила . В собрании чудес архистратига, составленных диаконом и хартофилаком храма Св. Софии Пантолеоном (IX в.) (BHG, N 1285-1286c), рассказывается об исцелении в Г. консула Студия, буд. основателя Студийского мон-ря, с помощью омовения в купальне с чудодейственной водой, а также о постройке им в знак благодарности большого храма во имя арх. Михаила и странноприимных домов (50-е гг. V в.). Др. исторические источники подтверждают, что кафедральным храмом Гермийской епископии, а впосл. архиепископии и митрополии был храм арх. Михаила, называемый также ц. св. Архангелов.

http://pravenc.ru/text/164835.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Новгородский, свт. - житие ГАВРИИЛ (в схиме Григорий; † 24.05.1193, Новгород), свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский. Г. был младшим братом Новгородского архиеп. свт. Иоанна (Илии) (1163-1186), вместе с ним участвовал в закладке Благовещенского мон-ря в Людине конце Новгорода (1170). Согласно Житию свт. Иоанна (Успенский и Царский списки ВМЧ) и «Повести о построении Благовещенской церкви» (XIV-XV вв.), братья происходили из боярского рода («благородну, и благочестиву, и богату родителю чада»), их отца звали Николай. Братья основали Благовещенский мон-рь после смерти родителей, оставивших им большое наследство. «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщает, что братья приняли постриг в основанном ими мон-ре. Однако это представляется маловероятным, поскольку свт. Иоанн уже являлся Новгородским архиереем; возможно, что и его брат был к тому времени монахом, поскольку в летописи он, как правило, именуется Гавриилом - до и после поставления на кафедру. По свидетельству летописи, в святительство своего брата Г. участвовал вместе с ним в строительстве ряда каменных храмов в Новгороде: Благовещенского (21 мая - 25 авг. 1179) и надвратного Богоявленского (1180-1182) в Благовещенском мон-ре, ц. во имя св. Отцов Никейского Собора (1182), св. Иоанна на Торговище (заложена в 1184). Житие свт. Иоанна сообщает, что братья «и иныи церкви постависта... и святаго пророка Илью, и святаго Феодора, игумена Студийскаго, и святых 3 отроков Анании, Азарьи, Мисаила, и Данила пророка, и святаго Лазоря, и святаго архиерея Николу» (цит. по: Дмитриев. С. 149). Свт. Гавриил, архиеп. Новгородский. Икона «Новгородские святые». XIX в. (НГОМЗ). Фрагмент После смерти 7 сент. 1186 г. архиеп. Иоанна Г. был избран на Новгородскую кафедру. Хиротония Г. во архиепископа Новгородского, к-рую возглавил Киевский митр. Никифор II, состоялась 29 марта 1187 г. в Киеве. Г. прибыл в Новгород 31 мая 1187 г. Спустя год он посетил Псков, где постриг в схиму перед кончиной путешествовавшего вместе с ним летописца Германа Вояту († 13 окт. 1188).

http://pravicon.com/info-2017

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТИЯ [Греч. λιτ], богослужение (или его часть), предполагающее шествие по храму или вне его. В совр. богослужении РПЦ существуют вседневная (т. н. заупокойная) Л. и Л. как элемент всенощного бдения ; формально Л. являются также крестные ходы. Терминология Греческое слово λιτ в значении молитвы, просьбы (в т. ч. обращенной к божеству) встречается уже в античных источниках. В христианском лексиконе оно первоначально употреблялось в таком же значении, но с V в. также использовалось для обозначения молитвенных прошений в контексте литургических процессий (см.: Lampe. Lexicon. P. 804), а в X в. стало техническим термином для обозначения самих этих процессий (напр., см. Типикон Великой церкви и «О церемониях» Константина VII Багрянородного; также см.: Lampe. Lexicon. P. 804; Baldovin. 1987. P. 207-209). Имеет синоним - λιτανεα ( Lampe. Lexicon. P. 804). В византийском богослужении В памятниках кафедрального богослужения К-поля - Типиконе Великой ц. и «О церемониях» Константина VII Багрянородного - термином «лития» обозначаются пешие процессии по улицам города исключительно литургического характера; они сопровождались псалмопением, гимнами и молитвенными прошениями ( ектениями ); эти процессии были непосредственно связаны со стациональным богослужением К-поля (см.: Baldovin. 1987. P. 203-214). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., Л. совершались в дни памяти чтимых и местных святых, в дни, когда отмечалась память избавления от нашествий врагов, катаклизмов (в частности, землетрясений), когда праздновались обновления (т. е. даты освящений) церквей, нек-рые двунадесятые и великие праздники (напр., Сретение, Успение, Благовещение, Рождество Иоанна Предтечи) (полный список дней, когда назначается Л., см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 304). В монастырских уставах студийской традиции Л. назначается на Благовещение Пресв. Богородицы, в Вербное воскресенье, на Светлой седмице. В эти дни предполагается хождение по храмам внутри обители либо вокруг мон-ря (напр., см.: Arranz. Typicon. P. 131, 228; Пентковский. Типикон. С. 247, 259, 337). Кроме того, в Студийском мон-ре в день памяти прп. Феодора Студита (11 нояб.) по     на повечерии и по пении стихир на хвалитех на утрене совершалась Л. у раки преподобного (см.: Пентковский. Типикон. С. 294; Мансветов. 1885. С. 153); не исключено, что Л. у раки преподобного служилась ежедневно, подобно тому как в основанном патриархом Алексием Студитом Успенском мон-ре после смерти его основателя у его гробницы должна была ежедневно по окончании повечерия и утрени совершаться заупокойная Л. ( Пентковский. Типикон. С. 47-48, 414).

http://pravenc.ru/text/лития.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ митр. Киевский (ок. 1062 - после 1073), церковный писатель, канонист и полемист, грек. До поставления в митрополита был членом имп. синклита; занимал должность синкелла . Известна его печать (киевского периода) с ростовым изображением вмч. Георгия, снабженная греч. надписью: Κ(ρι)Ε Β(οη)Θ() ΓΕΩΡΓ() Μ(ητ)ΡΟΠΟ(λτ) ΡΩΣΙΑΣ Κ(α), сохранившаяся в 3 экз. ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1. С. 47-48, 174, 252. Табл. 5, 43; Т. 3. С. 27, 118, 222. 43а - (1-2)); др. сведения о визант. периоде его жизни не сохранились. Печать Киевского митр. Георгия. XI в. (Нац. заповедник " София Киевская " ) Печать Киевского митр. Георгия. XI в. (Нац. заповедник " София Киевская " ) Г. приехал на Русь не позднее февр. 1063 г. Дата (6070 г.) указана в заглавии цикла седмичных поучений, автором к-рого был Григорий Философ , прибывший в Киев вместе с Г. ( Рыков Ю. Д. Турилов А. А. Неизвестный эпизод болгаро-византийско-русских связей XI в.: Киевский писатель Григорий Философ//ДГСССР, 1982. М., 1984. С. 170-176; Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. справ.-указ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 120-121). Г. упоминается в «Повести временных лет» под 1072 г. в связи с перенесением 20 мая мощей св. князей-мучеников Бориса и Глеба в новую церковь, построенную кн. Изяславом (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181). При этом, согласно «Сказанию чудес Бориса и Глеба» (Успенский сборник XII-XIII в./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 62), Г. первоначально «не твердо веруя к святым». Во время перенесения мощей его «обиде ужас», и он «пад ниц, просяше прощения», после чего, взяв руку св. Глеба, благословлял ею братьев Ярославичей. Под 1073 г., когда говорится о закладке церкви в Киево-Печерском мон-ре, летопись сообщает, что Г. находился в это время «в Греках» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 183). Предполагают, что именно Г. возглавил хиротонию во епископа Ростовского свт. Леонтия (поставлен, вероятно, в 1073/76 - см.: Поппе. 1989. С. 194). На период пребывания Г. на Киевской кафедре приходится введение Студийского устава в Киево-Печерском мон-ре и связанная с этим деятельность по переводу и редактированию богослужебных и четьих книг.

http://pravenc.ru/text/164237.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Скит Малая Анна Скит Малая Анна     Малая св. Анна (греч. Μικρ Αϒα ρδβλθυοτεΑννα) находится в долине между скал - в 2,5 км к юго-западу от Большой св. Анны. Первыми подвижниками, построившими здесь келлию, были прп. Дионисий Ритор († 6 окт. 1609) и его ученик прп. Митрофан. По преданию, прп. Дионисий происходил из имп. рода Комнинов, был пострижен в Студийском мон-ре и прозван Ритором за свои энциклопедические познания. Во 2-й пол. XVII в. в келлии Архангелов жил церковный писатель Агапий Ланд, в наст. время в ней живет схоларх Афониады иером. Никифор.   В находящейся выше Воскресенской келлии подвизался иером. Савва Духовник († 1908). Его мощи пребывают нетленными и благоухают. В келлии св. Иоанна Предтечи жил гимнограф Герасим Микраяннанит († 1991), автор ряда чинопоследований, в частности прп. Симеону Новому Богослову, свт. Григорию Паламе и др. исихастам.       Герасим Микраяннанит       В келлии Успения Божией Матери подвизался старец Авимелех Микраяннанит (1858-1965), ученый монах, первый биограф свт. Нектария Эгинского. В келлии ап. Фомы живет братство Фомадов, известных святогорских певчих. В наст. время общее число келлий - 10, заселены 4, в них живут 17 чел. Вулевтирии (греч. τ Βουλευτρια) находятся близ побережья Большого скита св. Анны. Самая древняя келлия во имя сщмч. Елевферия упоминается в письменных источниках X-XI вв. В XIV в. игуменом этого мон-ря был прп. Геронтий (по др. сведениям - в XI в.). В наст. время в 6 келлиях-исихастириях живут 8 монахов.       Малая Анна   На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами.   Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия.  Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг).   В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV веке подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. Комментарии

http://isihazm.ru/?id=593

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010