О помыслах Скачать epub pdf О посте чувств Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Все учение святых обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств. Не беседуй с помыслами Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны. Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение – прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву. Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку. А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов – будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего, но твердо пребывай в молитве. Не слушать врага Не придавай значения тому, что говорит тебе враг. Как только он приготовится что-нибудь прошептать тебе на ухо, ты тотчас: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или «спаси мя» – быстро и без остановки, и вскоре увидишь, что обессилел помысл или давление его ослабло, и ты уже не будешь помнить точно, о чем он собирался сказать тебе. Этот способ проще возражения, то есть противоречия всеваемому помыслу, и более эффективен, потому что после ухода демона и того, что он хотел сказать, ничего не остается, даже тени. А в результате противоречия демон, даже если он будет побежден и уйдет, оставляет после себя мусор и тени того, что он подсовывал душе, то есть легкие воспоминания о том, против чего сражался человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 70. Пост монтанистов Когда и кем понятие о посте было заменено понятием постного Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем наши с вами исследования в области поста и воздержания. Прошлый раз вы познакомились с практикой поста западных христиан. Сегодня давайте поговорим о том, как складывалась эта практика на Востоке и откуда появились знакомые уже нам уставные предписания? Вы воскликнете, как откуда? – от действия Духа Святаго!! На том, что именно Параклит (Утешитель, Дух Святой) есть основатель даной формы постов настаивает и апологет II века Тертуллиан . Особенность только в том, что Параклитом Тертуллиан считал Монтана, бывшего жреца фригийской богини Кибелы, последователем которого он стал и учение которого усердно и до конца жизни своей защищал. Суть этого учения можно описать как более строгую дисциплинарную практику христианства, основанную на новом откровении. Приверженцев такого направления называли «монтанистами». Это были своего рода харизматы II века, ставившие в основу своих верований откровения Духа Святого, получаемые ими через Монтана. Они проповедовали строгий аскетизм, запрет повторных браков, делая сильный акцент на приближающийся конец света и действия духовных даров. Их аскетические требования приводили к отрицанию всех земных радостей и выражались через черный цвет одежды (особенно у женщин). Монтан утверждал, что христианами могут быть только люди, возрожденные свыше и получившие благодать. При этом всех современных ему христиан он воспринимал как собрания психиков (душевных людей), считая людьми «духовными» только своих приверженцев. Говоря современным языком, Монтан очень сильно развил учение о святости, призывая к переустройству церковной жизни на более строгих началах, что и привлекло в его ряды великого защитника христианства Тертуллиана . Касательно постов нововведения монтанистов были двух родов. Они узаконили, во-первых, новые посты по времени; во-вторых, новые по характеру. В частности, они ввели сухоядение (ξηροφαγας), состоявшее в том, чтобы «употреблять сухую пищу без всякого мяса и без всякой приправы, без всяких виноградных плодов и чего-либо винного», что позволило удлинять посты по времени их соблюдения. Уточняю, что сухоядение – это неварёная пища растительного состава, которая не поддавалась термической обработке, т.е. горячие напитки, включая чай, кофе и компоты, при сухоядении не разрешаются. Кроме того, растительное масло и вино, хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять при сухоястии так же не дозволяется.

http://azbyka.ru/video/70-post-montanist...

Скачать epub pdf Отдание Пятидесятницы Мы вступаем в Петровский пост. Его устав не такой строгий, как у Великого и Успенского, и каждый по силе может к нему приближаться в зависимости от состояния здоровья и всяких жизненных обстоятельств. Один брат спросил старца: «В чем должна состоять жизнь христианина?» Старец отвечал: «В том, чтобы иметь уста истинные, тело святое, сердце чистое, помысел, не блуждающий по предметам мира, псалмопение с сокрушением; в том, чтобы пребывать в молчании и ни о чем другом не думать, как только о чаянии Господа». Вот он в четырех строчках дал целую установку жизненного пути. «Уста истинные». Непременное условие христианской жизни – никогда не врать. Потому что отец лжи – дьявол , и, когда человек врет, он отказывается от своего божественного сыновства. Наш Бог «есть путь и истина и жизнь». Поэтому всякая ложь в наших устах – это препятствие в духовной жизни. Но некоторые скажут: иногда мы бываем вынуждены врать. На самом деле, если рассмотреть внимательно, видно, что человек врет, чтобы избавить себя от каких-то неприятностей, шероховатостей, как-то себя выгородить, – то есть опять же беспокоится о своем земном существовании. Бывают ситуации, когда неохота отвечать на то, о чем тебя спрашивают. В таком случае можно прямо ответить: не скажу. Лучше поступить так, чем врать, хотя это может вызвать у людей недоумение, потому что каждый по своему властолюбию претендует на то, чтобы ему отвечали немедленно. «Тело святое». Что это значит? Когда умирают святые угодники Божии, часто оказывается, что их нетленные, полностью или частично, тела исцеляют людей, являются источником благодати. Святые отцы объясняют это так: если взять какое-то драгоценное благовонное вещество, налить его в сосуд и потом вылить, сосуд долго еще будет пахнуть. Даже если мы вымоем его с мылом, все равно благоухание останется. Вот так же и тело становится источником исцеления, потому что при жизни оно было сосудом Святого Духа. Как достигается тело святое? Страсти, которые исходят из нашего тела – блуд, чревоугодие и желание покоя, – постоянно лишают нас Царствия Небесного. Поэтому нужно обязательно укрощать свое тело – и этому как раз служит святой пост, воздержание во всем. Надо проводить целомудренную жизнь и в чувствах, и в помыслах и все время нудить себя на труд. Нужно, конечно, и поесть, нужно и отдохнуть, а иногда так устанешь, что и полежать можно, – но чтобы это не превращалось в похоти. Все время надо понуждать себя на труд, особенно телесный. Это очень способствует духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

     В некоторых итальянских храмах XII—XIII веков и сегодня можно увидеть необычный сюжет на тему средневековой басни «Похороны лисы»: два петуха несут привязанную к шесту лису. Та же лишь притворяется мертвой в надежде, что петухи принесут ее прямо в курятник, чтобы похвастаться перед курами своей добычей. А уж там она не растеряется... Почему этот сюжет, хорошо известный и популярный в те давние времена, запечатлевали в барельефах и напольных мозаиках христианских храмов? Потому что он предупреждал верующих: не дайте себя обмануть дьяволу, будьте настороже! Не поддавайтесь его уловкам, подобно петухам, хитроумно обманутым лисой. Как бы ни был занят человек, какие бы планы ни строил на будущее, трагедия может произойти с ним в любой момент времени, и тогда все земное для него закончится. Если бы он знал, что умрет в таком-то году такого-то числа, то мог бы сказать: время у меня в запасе есть, могу есть, пить, веселиться, а за недельку до смерти наложу на себя строгий пост, буду исповедоваться, причащаться каждый день, чтобы встретиться с Господом подготовленным. Но поскольку нам неведомо время нашей смерти, мы обязаны постоянно готовиться к его наступлению. Только в таком случае итоговое испытание совести не застанет нас врасплох. Христос убеждает всех христиан постоянно быть готовыми предстать на Его Суд словами притчи: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы» (Мф. 24, 43—44). Иметь готовность в любой миг дать ответ за свою жизнь очень трудно, но к этому мы призваны Богом. Ведь дьявол неутомимо «подкапывает» душу каждого человека, чтобы уничтожить его духовный труд. Лукавому ненавистно все, что человек старался делать в течение жизни ради того, чтобы стать ближе к Богу: понуждал себя к молитве, к посту, претерпевал страдания, творил добро, укреплялся таинствами. У преподобного Иосифа Исихаста перед смертью было видение, о котором он рассказал своим ученикам. Он знал, что умирает и желал своего переселения из этой жизни, но ученики всеми способами подлечивали его, не желая расстаться со своим дорогим аввой. И однажды старец впал в состояние, подобное клинической смерти. В этот момент он увидел, что к нему приблизился дьявол с огромным ломом. Нечистый подсунул лом под здание его духовного дома и попытался ниспровергнуть все сооружение – его многолетний молитвенный труд, посты, покаянные слезы, ночные бдения, усмирение плоти. И подвижник, по его словам, испытал ужас, потому что понимал, что, если дьяволу сейчас удастся разрушить его труды, то он уже не успеет все это заново воссоздать.

http://pravoslavie.ru/108641.html

     После Нового года остается шесть дней до того праздника, к которому мы готовились несколько недель. Это особенное время. Строгий пост . Школьные каникулы, причем занятий нет даже в секциях, на курсах и в школах дополнительного образования. Выходные у папы. И все это – одновременно. Такое бывает только раз в году. Эти дни – заслуженные каникулы. Удивительное время, когда дети не ходят в школу, и при этом папа целый день дома Это время строгого поста. Значит, никаких застолий, торжественных мероприятий . Ничего такого, что возбуждает. Должно быть что-то спокойное и тихое. Но при этом особенное. Потому что эти дни – заслуженные каникулы. Удивительное время, когда дети не ходят в школу, и при этом папа целый день дома. Начиная с сочельника в нашем доме, в нашей жизни будет торжество и праздничная суета. Поэтому сейчас лучше отдохнуть. Эти дни было бы неправильно посвящать большой предрождественской уборке. Ее лучше заранее потихонечку делать в течение всего поста. Люстры можно помыть и за три недели до праздника, шторы тоже не обязательно стирать прямо к сочельнику, уборки в шкафах и чистку сервизов тоже можно проводить в последние дни декабря. А в эти предрождественские дни дома тихо и чисто. Преддверие праздника. И мы – вместе. В каждой семье свои традиции. В нашем доме время между Новым годом и Рождеством – это время подготовки к Празднику, это время объединения семьи, время возможности много гулять, много читать, свободно заниматься творчеством. И все это делать вместе. Утром читаем Евангелие, немного больше, чем обычно. И есть время посмотреть толкование, обсудить прочитанное. Это – первая ассоциация с настоящими каникулами, выходными и отпуском. Каждый день всей семьей гуляем. В лесу, в парке. Катаемся на лыжах, на коньках, со снежных горок. Конечно, погода не всегда зимняя, но можно что-то придумать, было бы желание. Ни в коем случае не ездим ни в какие специальные развлекательные центры, где, конечно, всегда можно отлично отдохнуть, но все нарушает тишину этих дней. К тому же, спокойные прогулки без суеты, свойственной дальним поездкам и непривычной обстановке, способствуют близкому общению, объединяют семью. Это возможность никуда не спешить, ни на что не отвлекаться, а просто быть вместе. Строгое время поста, не позволяющее активно развлекаться, дарит нам возможность провести несколько дней отпуска и каникул внутри домашней тишины.

http://pravoslavie.ru/76313.html

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен. Языческие мистерии и христианские Таинства РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_65464.html 28 мая 2009 Иерей Владимир Хулап Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен. Языческие мистерии и христианские Таинства Источник:  http://www.pravmir.ru/article_4209.html Православие и мир Иерей Владимир Хулап – кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП Длинная процессия медленно тянется из Афин к морю. Здесь все совершают ритуальное омовение, приносят жертву и проводят весь день в строгом посте, отказываясь даже от воды. С наступлением ночи облаченные в священные одежды женщины начинают бегать по берегу с факелами, ища кого-то и оглашая воздух безутешными криками. Мерцание огней, танцы и громкое пение накаляют атмосферу, вводя участников церемонии в состояние транса. Напряжение достигает своего предела, но вот раздается громкий удар гонга и толпа взрывается радостными криками! Все направляются к святилищу, в которое входят только немногие, достигшие высшей степени посвящения. Здесь, при ярком свете пламени им показывают священный образ богини Персефоны. Цель достигнута: они – победители смерти... Так выглядели елевсинские мистерии, один из самых популярных ритуалов Древней Греции. Чем же были античные мистерии? Само слово μυστριον происходит от глагола " μω " – " закрывать (уста) " , " скрывать " , " хранить молчание " . Тем самым перед нами – тайные культовые практики, и именно в этой таинственности заключалось их отличие как от общественного государственного культа, так и от повседневных домашних ритуалов той эпохи. Поэтому они обычно совершались по ночам, а участвовать в них могли только те посвященные, которые прошли через определенные обряды инициации – строгий пост, очистительные жертвы, ритуальные омовения. Мистерии были чрезвычайно популярны, и это объясняется довольно просто: в религии человек ищет личного контакта с высшими силами, но этого ему не могли предоставить ни тогдашняя пышность официальных государственных жертвоприношений, ни те обряды, которые совершались в греческой семье, скорее " по инерции " .

http://religare.ru/2_65464_1_21.html

Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? 283 Ответ 1. Правая вера и дела благочестия, ибо истинный христианин есть дом Христов, созидаемый благодаря благим делам и благочестивым догматам. Истинная вера испытывается делами, потому что «вера без дел мертва» ( Иак. 2:26 ), так же как и дела без веры. Поэтому следует все силы прикладывать к соблюдению себя в чистоте от грязных дел, чтобы не было сказано о нас: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит. 1:16 ). Вследствие чего и Господь говорит: «Если кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит, и Мы придем к Нему и обитель у Него сотворим ( Ин. 14:23 ). Стало быть, правой верой и добрыми делами созидается дом души, и таким образом Бог обитает в нас: «Вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор. 6:16 ; Лев. 26:12 ). 2. Диавол не ведает, есть ли в мысли твоей Домовладелец Христос или нет. Когда же он видит тебя гневающегося, кричащего, сквернословящего, бранящегося, осуждающего, ненавидящего, творящего неправду кому-либо, надмевающегося, кичащегося, много смеющегося и преисполненного гордыни либо не [стремящегося] постоянно молиться и не имеющего памяти смертной, тогда [диавол] понимает, что нет в душе твоей хранящего тебя и пекущегося о тебе Бога. 284 И поскольку нет Божиего светильника в сердце твоем, лукавый, подобно вору, входит [тайком] в дом души [твоей], грабит его, «и бывает [ для человека] последнее хуже первого» ( Мф. 12:45 ; Лк. 11:26 ). Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? 285 Ответ 1. Поскольку Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11:30 ), то ясно, что и старому, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь написано: «Яко правы путие Господни, и праведнии в них, а нечестивии изнемогут в них» ( Ос. 14:10 ). 2. Ибо [Господь] не предписал нам ни безбрачия, ни удаления от всего мирского, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям], молиться, терпеть скорби, быть кротким и мирным, не злопамятствовать, не осуждать [других], не лгать. Как говорит божественный апостол: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13:12 ). Поэтому никто не должен «непщевати вины о гресех» ( Пс. 140:4 ), ибо человеколюбивый Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? 286

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Золочение на лак-мордан 1 июня 2013 г. 08:50 Золотая середина Что необходимо знать, приступая к сусальному золочению Пост у входа в спецзону Московского завода по обработке специальных сплавов (МЗСС). Контроль примерно такой же строгий, как на КПП Генштаба, на проходной атомной электростанции и в воротах Спасской башни Кремля. На стол охранника последовательно перекочевывают фотоаппарат, диктофон и мобильный телефон. Спасибо, что не изъяли блокнот с авторучкой, почему то оставили на руке и механические часы. «Что делать, режим есть режим, — пожимает плечами технический директор предприятия Александр Данишевский. — И охрану совершенно не волнует, что вас сопровождает сотрудник». Золотые руки По местным правилам через периметр производственной зоны нельзя проносить металлические предметы. Совсем. Предельная строгость объясняется просто: в здешних стенах драгметаллы столь же обычны, как доски на лесопилке, мука на мелькомбинате или молоко на животноводческом комплексе. Здесь буквально за семью замками протекает производственный процесс, многие детали которого не предназначены для посторонних глаз. «Многие не выдерживают монотонной работы, — признается резчица Наталья Щеглова. — Но если человек прикипел, остается на десятилетия. В нашей смене большинство на заводе уже 30 с лишним лет. За день я делаю десять с небольшим книжек, коллеги-передовики — быть может, по 20. Сколько через мои руки проходит золота в рублевом выражении? Я даже не задумываюсь. Главное, что свою зарплату зарабатываю честно». Традиционное изготовление сусального золота — исключительно ручной труд, когда последовательно за два-три десятка операций металл вручную расковывается до тонкого «блина» и нарезается на одинаковые квадраты со стороной 91,5 мм. Одного такого квадратика опытному мастеру хватает в среднем на золочение 0,4 м2 поверхности. «Наибольших успехов в автоматизации добились в Германии. Но обилие сложных станков делает эту технологию нерентабельной», — уверен Александр Данишевский. Сусальное золото выглядит как книжка, то есть последовательность тончайших, в буквальном смысле просвечивающих квадратных листиков драгметалла, сшитых, сброшюрованных и защищенных специальными бумажными прокладками. В каждой стандартной книжке в соответствии с ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия» — по 60 листов (большие предприятия в последние годы выпускают книжки дробного объема — по 30 и даже по десять листов). Общая же масса, как, естественно, и цена, зависит от толщины каждого листа. Книжки тонких сортаментов общей массой около одного грамма в Москве сегодня стоят чуть больше 3000 рублей, толстых (общей массой около четырех граммов) — порядка 10 000 рублей.

http://e-vestnik.ru/analytics/espertiza_...

По преданию отцов, второй подвиг предлежит нам против духа блуда, - война продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу и которая, начиная с первой зрелости возраста, беспокоит, не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое (т.е. на тело и душу), то и сопротивляться надо двояким оружием. Как в болезни соединение тела и души придает силы, так и здесь нельзя иначе одержать победу, как если оба (т.е. тело и душа) вместе будут бороться. Ибо одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будет предшествовать ему сокрушение духа и постоянная молитва против нечистого духа, потом продолжительное размышление о Св. Писании и к этому не будет присоединено духовное понимание, а также труд и рукоделие, обуздывающие непостоянные блуждания сердца, а прежде всего - истинное смирение, без которого нельзя победить совершенно никакого порока. Глава 2. О главном средстве против духа блуда Исправление этого порока особенно зависит от совершенствования сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помыслы злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и пр. (Мф 15, 19). Следовательно, сначала надо очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч 4, 23). Ибо плоть подчиняется его изъявлению и власти, и потому с особенным усердием надо соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, бесчинствуя, не низвергла своего правителя - духа. Впрочем, если мы всю важность будем видеть только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не сможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то главное, что в нас есть, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф 23, 26). Глава 3. Насколько уединение содействует преодолению страсти блудной

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1777...

Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  3.2 из  5) Второе пятно Я думал, что больше мне не придется писать о славных подвигах моего друга Шерлока Холмса. Не то чтобы у меня не было материалов. Напротив, я храню записи о сотнях случаев, никогда еще не упоминавшихся мною. Точно так же нельзя сказать, чтобы у читателей пропал интерес к своеобразной личности и необычным приемам работы этого замечательного человека. Настоящая причина заключалась лишь в том, что Шерлок Холмс ни за что не хотел, чтобы в печати продолжали появляться рассказы о его приключениях. Пока он не отошел от дел, отчеты о его успехах представляли для него практический интерес; когда же он окончательно покинул Лондон и посвятил себя изучению и разведению пчел на холмах Суссекса, известность стала ему ненавистна, и он настоятельно потребовал, чтобы его оставили в покое. Только после того, как я напомнил ему, что я дал обещание напечатать в свое время этот рассказ, «Второе пятно», и убедил его, что было бы очень уместно завершить весь цикл рассказов столь важным эпизодом из области международной политики – одним из самых ответственных, какими Холмсу приходилось когда-либо заниматься, – я получил от него согласие на опубликование этого дела, так строго хранимого в тайне. Если некоторые детали моего рассказа и покажутся туманными, читатели легко поймут, что для моей сдержанности есть достаточно веская причина. Однажды осенью, во вторник утром (год и даже десятилетие не могут быть указаны), в нашей скромной квартире на Бейкер-стрит появились два человека, пользующиеся европейской известностью. Один из них, строгий, надменный, с орлиным профилем и властным взглядом, был не кто иной, как знаменитый лорд Беллинджер, дважды занимавший пост премьер-министра Великобритании. Второй, элегантный брюнет с правильными чертами лица, еще не достигший среднего возраста и одаренный не только красотой, но и тонким умом, был Трелони Хоуп, пэр Англии и министр по европейским делам, самый многообещающий государственный деятель нашей страны.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-sherl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010