Рецепты постных салатов и десертов Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. 26 февраля, 2011 Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. Постоянство Ни тело без поста и молитвы не очистится, ни без милости и истины душа. (Добротолюбие) Мы прошли с решимостью первую седмицу поста. Возможно, следующая аналогия из отцов поможет нам не утерять эту решимость и продолжить постное поприще. Сравнивают отцы человека с водным потоком. Бывают реки, наполняющиеся водой только на время сезона дождей, они бурны, мутны, и быстро иссякают. На их берегу нет смысла строить дом: воды от них не получишь и берег их ненадежен. И даже самый маленький родничок будет полезнее их: вода в нем течет постоянно, она чиста и прозрачна, приятна к употреблению. Так и человек, делающий малое полезное дело постоянно, обретает в нем навык, опыт и приносит себе и людям большую пользу, чем на время бурно увлекающийся. Постараемся и мы уподобляться маленькому чистому роднику постоянством доброделания, покаяния, молитвы и поста. Салаты Приготовление салатов в строгий пост способно очень разнообразить стол. В Великий Пост, конечно, менее доступны, чем в летние посты, свежие овощи, но можно широко использовать заготовки: замороженные, сушенные, маринованные овощи и фрукты, тофу, добавлять сваренный рис или другую крупу. Для заправки салатов используется подсолнечное масло, соевый майонез, соусы, либо подбираются достаточно сочные компоненты, чтобы салат был вкусен без дополнительных составляющих. Салат из разных овощей 100 г. кольраби, 50 г.

http://pravmir.ru/recepty-postnyx-salato...

«Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО) Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста Монах Рафаил (Попов) Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским . – Здравствуйте, дорогие читатели и зрители интернет-портала « Православие. Ru ». Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша передача будет выходить в дни Великого поста. И потому тема сегодняшней встречи – Великий пост. Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости? – Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания. К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

http://pravoslavie.ru/92033.html

Однобокое представление об аскезе В чем на самом деле заключается христианский пост? 13 марта, 2014 В чем на самом деле заключается христианский пост? Великий пост — это просто не есть мяса и не смотреть телевизор или что-то большее? Размышляет диакон Павел Сержантов. Православная аскеза представляет собой явление поразительно полноохватное. А всякое полноохватное явление видно, как говорится, только по частям. Отсюда вытекает и однобокое восприятие аскезы. Этой однобокостью я отнюдь не попрекаю никого, в мыслях такого нет. Я преследую другую цель — увидеть в аскезе что-то действительно целостное, масштабное, что-то объемное. Увидеть и по возможности описать. Воздержание Один из способов это увидеть — хоть сейчас предложим. Оттолкнемся мы от очевидных и общепонятных наблюдений: аскеза — это разные предписания воздерживаться от таких-то продуктов. На масленичной неделе мы воздерживались от мясной пищи. Более строгая аскеза предполагает воздержание от молочной пищи. Еще более строгая — воздержание от рыбы, от растительного масла, и так далее. Каждый может продолжить перечисление дальше и дальше, а мы пока остановимся. Дело в том, что строгое пищевое воздержание не всем показано. Никто не отменял естественные возрастные ограничения: дети и пожилые люди не способны строгий пост держать. Не способны — и люди с серьезными заболеваниями пищеварительной системы. Не могут — и люди, которые просто не выбирают, что им кушать: в пути сущие, в армии служащие… И разве для них никакого поста нет и быть не может? Ответ очевиден. Пост ведь не сводится к пищевым предписаниям. Мы понимаем, что постом христиане воздерживаются не только от некоторых блюд, но и, например, от развлечений. И, как многие христиане подтвердят, воздержание от просмотра развлекательных телепередач труднее зачастую человеку дается, чем пищевое воздержание. Прибавим сюда же и воздержание от пустых телефонных разговоров, от бестолкового брожения по интернету… Подобное воздержание и при язве желудка не повредит. Возьмем тему воздержания еще шире. По максимуму. Воздержание от зла, от всего для души вредного и даже — всего лишнего.

http://pravmir.ru/odnobokoe-predstavleni...

Почём поститься в кризис? (+ИНФОГРАФИКА) «Постная корзина» и советы по ее удешевлению 24 февраля, 2015 «Постная корзина» и советы по ее удешевлению Каждый год Великим постом встает вопрос: как накормить семью, чтобы было сытно, разнообразно и не очень дорого? В нынешнем же, кризисном, году с его ростом цен, последняя часть вопроса звучит еще более актуально. Во сколько обойдётся постная продуктовая корзина средней семье из четырёх человек? Мы решили выяснить и поговорили с опытными домохозяйками, а также сверили цены в московских супермаркетах разных сегментов. Картошка – всему голова Вера, жена священника, двое детей: В пост рацион меняется, но не очень сильно. У нас дети, они не могут выдерживать строгий пост, поэтому у нас нет периода «когда ничего нельзя». На первое варим борщ, как всегда (я борщ на мясном бульоне никогда не варю), а старшему ребенку рыбный суп, потому что он овощные супы есть не может. На второе макароны, картошку, овощи консервированные. Детям я даю молочное и на первой седмице поста. Непостные лакомства, конфеты стараемся не разрешать. Вообще, у меня дети в пост только мяса не едят и в сладостях ограничены, все остальное как обычно. Основа питания в пост – картошка. Драники, пюре, жареная – все ее любят. Сколько картошки в неделю уходит, точно не знаю, но предполагаю, что около 5 килограмм. Кальмаров и мидий часто покупаем, у нас недалеко от дома есть социальный дешевый магазин, где свежая рыба и морепродукты, ездим туда специально. По деньгам выходит так же, как и вне поста, потому что есть определенная сумма, которую мы можем потратить на еду – ее и тратим, вне зависимости есть пост или нет. Если бы денег было больше, то мне кажется, что постный стол обходился бы дороже. Хотя мы не покупаем мяса и меньше покупаем молока и сыра, все равно деньги уходят на «банки» (овощные консервы, фасоль, овощная икра). Покупаем иногда на рынке соленые огурцы, капусту, сухофрукты, мед, орехи – все это недешевое. Лакомства покупаем постные, типа зефира и мармелада, у нас продается недорогой зефир на развес, сушки, сухари, пряники. Но если кто-то угощает непостными конфетами или бабушка с тортиком приезжает, то едим непостное. Печем постную коврижку.

http://pravmir.ru/pochyom-postitsya-v-kr...

Искушаем от диавола. Диавол с греческого означает соблазнитель, это – согрешивший и отпадший от Бога ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное добру. Конечно, диавол являлся Иисусу Христу для искушения в человеческом виде. Диаволу желалось искусить Христа, т. е. узнать, действительно-ли Он есть Мессия – Христос, – узнать это посредством соблазна к греховным действиям. Искушать, вообще, значит испытывать, дознавать, соблазнять, склонять к чему-либо недоброму. От диавола сокрыто было Богом, что Иисус Христос есть Спаситель мира, Богочеловек. Диавол полагал, что Иисус Христос не больше, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. Тремя видами греховной похоти искушал сатана праотцев в раю: похотию плоти – добро древо в снедь, похотию очес – угодно очима видети, и гордостию житейскою – будете яко бози. Таким же образом искушал Иисуса Христа и диавол (Троиц. Лист.). «Не выдержал искушения первый Адам в раю, победил искусителя второй Адам, Господь Иисус в пустыне. Не яст ничесоже во дни тыя (в те, т. е. 40 дней). Столько же дней постились Моисей ( Исх.34:28 ) и Илия ( 3Цар.19:8 ). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех – так 40 дней шел дождь потопный ( Быт.7 ), 40 лет Евреи странствовали по пустыне ( Чис.14 ); или покаяние, – таков был пост Моисея ( Втор.9 ), и Ниневитян ( Ион.3 ). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь Иисус Христос, второй Адам, выполннл это – выдержал самый строгий пост.» (Троиц. Лист.). Постился Христос не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмериым величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения (Злат.). У еванг. Марка прибавлено, что Иисус Христос был в пустыне со зверями ( Мк.1:13 ). Этим говорит он, что Иисус Христос, как Возстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прородителей (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Рыбные блюда к Благовещению и Вербному: рыба в Великий пост 2013 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… 7 апреля, 2006 Уха хороша тем, что ее можно варить из очень разной рыбы, из остатков (головы, плавников, хребта), рыбной мелочи. Рыбу надо подготовить: очистить от чешуи (кроме мелочи, которую вы не собираетесь далее употреблять и выкидываете после того как сварен бульон), внутренностей, жабр. Для получения вкусного рыбного бульона надо закладывать рыбу в холодную воду, при закипании добавить соль, специи, лук, морковь… Когда можно есть рыбу в Великий пост в 2013 году Уставные послабления в Великом Посту Жизнь духовная, как и жизнь мирская, не бывает равномерной. После долгого рабочего дня мы отдыхаем, благодаря Бога за сон. После трудного дела следует передышка. Так и в посту: не все дни одинаково строги. Самый строгий пост приходится на первую (из нее выделяются первые два дня) и Страстную седмицы Великого Поста (на Страстной особо выделяется Великий Пяток, который надлежит проводить с самой большой строгостью во всем году, вспоминая страдания Спасителя). Многие стараются также построже проводить средопостную седмицу — Крестопоклонную. Церковный устав о пище предписывает послабление в субботу и воскресенье, и мы в эти дни готовим постные, но более вкусные и праздничные блюда, утешая свою семью. Каждой хозяйке при этом виднее, какое блюдо в ее семье более праздничное. Для одних это будут пироги (но это плохо подойдет для тех, кто печет пироги два-три раза в неделю), для других — блюда из хороших грибов или из более редких и дорогих овощей, или блюда, собирающие на кухне для работы всю семью: вареники или манты.

http://pravmir.ru/rybnye-blyuda-k-blagov...

Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Православные посты в 2024 году 8 марта, 2019 Православные посты в 2024 году Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю. Календарь постов и трапез на 2024 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост . Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник , и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. — Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Дом-нушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

http://pravmir.ru/chictyj-ponedelnik/

Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии 1 Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Чувства, питаемые внешними предметами, передают от них яд уму и сердцу, и от этого яда бедная душа умирает для Бога. Наши святые отцы чего только не сказали о святом посте чувств! Все их учение обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств. Ева, если бы хранила свое зрение, то не отравила бы порождений своего чрева, то есть всех людей, родившихся от нее. Одним словом, воздержание чувств спасает человека от геенны. 2 Желаю, чадо мое, чтобы ты сражался с эгоистическими и гордыми помыслами, ибо от сего происходят все иные злые страсти и подталкивают бедного человека к бездне погибели. Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны. Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение – прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву. Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку. А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов – будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего. Я против того, чтобы ты беседовал и с еретическими помыслами, но твердо пребывай в молитве. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Крестопоклонная Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. 23 марта, 2014 Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. Из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, “кресты» -то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – “су-губый”, – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”,– поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце – а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – “а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…” – и вминает веселые малинки. А мне думается: “зачем веселые… лучше бы синие черничники!..” Все мы смотрим, как складывает она “кресты”. На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие “кресты”, будто они из липки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010