Одиннадцатый день. Поучение 2-е. Преподобный Феодор Студит. (Честна пред Господом смерть преподобных Его). I. Преподобный Феодор Студит , память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как только началось иконоборство, родители Феодора роздали свое имение неимущим и постриглись в иночество; их примеру вскоре последовал Феодор. Преподобный Феодор вел самый строгий образ жизни. Хотя он был воспитан среди всяких удобств жизни, так как родители его были люди богатые, но он нашел в себе достаточно твердости духа, чтобы подвергнуть себя всем лишениям, которые испытывали другие иноки. Он постоянно молился, трудился для братии и соблюдал строгий пост. Константинопольский патриарх Тарасий посвятил Феодора в пресвитера, а в 794 году братия упросила его управлять монастырем, где он жил. В 789 году начал царствовать Константин VI. Новый император пожелал расторгнуть свой брак и вступить в брак с своею родственницею Феодотою. Так как такой поступок не дозволялся уставами церкви, то патриарх Тарасий отказался дать благословение на венчание; когда же венчание все-таки состоялось, Тарасий сначала пытался расторгнуть этот брак, но вследствии угроз императора – снова начать иконоборство не решился ничего предпринять. Не так действовал Феодор. Он отлучил императора от церкви. Константин, думая привлечь Феодора на свою сторону, послал ему богатые подарки, но Феодор не принял их. Константин, раздраженный этим, послал Феодора и с ним десять иноков в Солунь. Однако твердость Феодора нашла себе многих подражателей среди духовенства, и даже папа Лев III в письме к Феодору одобрял его мужество и терпение. По смерти Константина Феодор был возвращен из Солуня, к общей радости и мирян и иноков, и по просьбе императрицы Ирины принял сан игумена Студийского близ Константинополя монастыря (откуда и наименование Феодора «Студитом)». В Студийском монастыре Феодор жил до 809 года, когда император Никифор возвратил священство пресвитеру Иосифу, отлученному от церкви за то, что венчал императора Константина с Феодотою. Преподобный Феодор обличал императора, говоря, что без покаяния не следовало прощать преступника, и тогда император сослал Феодора и многих других Студийских иноков в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первый день. Поучение 6-ое. Преподобный Роман. (Где получается истинное просвещение?) I. Воспоминаемый нынешний день церковью, преподобный Роман был церковнослужителем Coфiйckoro храма в Константинополе и жил в V веке. Отличаясь глубоким благочестием, Роман соблюдал строгий пост, часто молился и вел самый строгий образ жизни. Подвижническая жизнь и послушание Романа расположили к нему патриарха Евфимия; но другим церковнослужителям не нравились любовь и расположение патриарха к Роману и они завидовали последнему. К тому же Роман не был так искусен в чтении и пении, как другие клирики Софийского храма. Однажды накануне дня Рождества Христова император Анастасий слушал богослужение в Софийском храме; клирики, желая посмеяться над Романом, принудили его выйти на амвон и петь в присутствии императора, чего Роман никак не мог исполнить. Преподобный по окончании службы долго плакал и молился перед иконой Богоматери. В ту же ночь явилась ему в видении Богоматерь и подала свиток, с повелением съесть; исполнив это, он получил дар искусного чтения и пения. Прийдя в следующий раз в храм, он вошел на амвон и, когда настала его очередь, запел песнь: «Дева днесь пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися отроча младо превечный Бог.» Все присутствовавшие в храме с удивлением слушали пение Романа, патриарх же спросил его, откуда он научился этой дивной песни. Роман рассказал, как явилась ему в чудесном видении Богоматерь и сообщила ему дар песнопения. Тогда церковнослужители устыдились своих прежних поступков с преподобным и просили у него прощения во всех обидах и оскорблениях, которые ему причиняли. II. Из этого повествования мы видим, братие, Кто Податель премудрости и разума. Это Бог – превечная Премудрость. И действительно, кому и когда отказал Боге в благодати просвещения? Кто из христиан не может получить себе мудрости от Бога? Что говорит апостол? «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем, не лицеприемне, и дастся ему» ( Иак. 1: 5 ). «Яко Господь дает премудрость и от лица Его полное познание и разум» ( Притч. 2: 6 ), подтверждает другой Богодухновенный наставник. Вот где должно получать себе образование и просвещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богослужения Великого поста Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. 15 февраля, 2010 Великий пост, – это десятина, то есть десятая часть года, которую мы отдаем Богу. Все дни Поста, – как ступени, приближающие нас к великому празднику Пасхи. Передача «Православная энциклопедия» Особый великопостный звон, сдержанный и немного грустный, как и тысячу лет назад собирает верующих на службы Великого поста, – размеренные, долгие и красивые. Великий пост был установлен апостолами в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как Ему выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В течение всего поста нельзя есть мясную и молочную пищу, рыба разрешается лишь дважды, – на Благовещенье и Вербное воскресенье. Первые четыре вечера Великого поста во всех православных храмах по частям читают Покаянный Канон Андрея Критского . А еще один раз его читают в четверг на пятой неделе — полностью. Автор этого канона преподобный Андрей жил в VIII веке и был архиепископом Крита. При жизни святой Андрей написал много молитв. Но самое главное его сочинение, – это Великий канон, состоящий из 250 песен. Великим Постом на всех службах больше читают, чем поют. Облачения священнослужителей темные. В храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Каждый день по нескольку раз читается молитва святого Ефрема Сирина, во время которой кладут 4 земных и 12 поясных поклонов. Литургия в будние дни не служится. Но бывает особый чин великопостного Причащения. Литургия Преждеосвященных Даров. Святые Дары освящают заранее, в воскресенье, и ими причащают верующих по средам и пятницам. Суббота первой недели Великого Поста посвящена великомученику Феодору Тирону. В этот день после службы раздают коливо (обычно, какая-либо крупа с медом и фруктами) в память о событии, происшедшем в Константинополе в IV веке. Тогда Император Юлиан Отступник, чтобы надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на городских рынках окропить идоложертвенной кровью. Но архиепископу явился во сне великомученик Феодор и велел, чтобы верующие не покупали продукты на рынке, а воспользовались тем, что хранится у них дома, крупой, запасами зерна или бобов. Верующие варили из этих круп коливо и питались им.

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Вечером 2 марта 2014 года, в Прощеное воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли Прощеного воскресенья, и с завтрашнего дня начинается поприще Великого поста. Радуется сердце, что все больше людей, ранее не постившихся, с полным пониманием важности поста приступает к этому Богом заповеданному делу. Действительно, Сам Господь неоднократно в Ветхом Завете призывает Свой народ к посту, особенно во времена тяжких испытаний. И Сын Божий являет пример поста на горе близ Иерихона, постясь сорок дней и сорок ночей перед началом Своего служения. Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил, после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались именно так, один на один с дикой природой, без хлеба и воды прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается. Нынешний устав церковный ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых является вызовом и огромным препятствием. И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие, в том числе те, кто никогда ранее не постился, например, люди, которые по своему профессиональному укладу жизни должны особенно поддерживать свое физическое состояние. Я имею в виду многих профессиональных спортсменов, которые постятся наравне с нами, не опасаясь, что этот пост ослабит их мышцы или повредит их телу. Не буду называть имя очень известного спортсмена, который вчера сказал мне о том, что принял решение поститься, хотя относится к числу людей незаурядных физических данных, незаурядного телосложения и силы. Я пожелал ему, чтобы Господь укрепил его во время поста и дал силы не свернуть с этого доброго поприща.

http://pravoslavie.ru/68917.html

Медовый стол на Медовый Спас в 2024 году Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 11 августа, 2016 Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Рецепты Медового Спаса. В этой статье вы найдёте краткую историческую справку о Медовом Спасе и узнаете, что можно приготовить к этому посту в 2024 году. Медовый Спас в 2024 году На Первый Спас и нищий медку попробует Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, на столах праздничные скатерти, даже воздух — и тот пропитан медовым ароматом. Мед гречишный, белоакациевый, липовый, полевой, цветочный… 14 августа, в первый день Успенского поста — Медовый Спас. Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий — с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов В этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

Эфир от 04.03.2015 21:00. Прямой эфир. Архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает слушателям радио «Радонеж». Ведущий – иеродьякон Елеазар (Титов). 07.04.2015 07:54:55 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/03/04/21-00.html о.Е.: -Великий Пост -  великое время и строгий пост, время покаяния и молитв, как мы знаем. И вот сегодня хотелось бы посвятить нашу передачу Великому Посту. А именно той стороне поста, которую мы называем покаянием. И вот поэтому хотел бы я спросить, батюшка, скажите, почему именно в пост легче приносить покаяние? И, вообще расскажите о покаянии с вашего 40 с лишним лет  опыта исповедничества и духовничества. о.А.: - Покаяние - это центр, это дверь нашего спасения, вход в духовный мир, вход в обители. Мы знаем, что Бог не гнушается никем, и первый в рай вошел разбойник, когда он сказал – «Господи, помяни меня, когда придешь во Царствие Твое». И Господь сказал с креста: «Сегодня  со Мною будешь в раю».  Иоанн Предтеча еще до прихода Христа Спасителя в мир говорил: «Покайтесь и принесите достойные плоды покаяния». И Господь сказал: «Покайтесь, приблизилось Царствие Божие». То есть у Бога такие есть способности, что тот человек, который покаялся в грехах, Он не помнит грехов этого человека. Для нас это громадная ценность. Поскольку мне приходится исповедовать уже 46 лет. И в Сергиевой Лавре я исповедовал 7 лет, в Почаевской Лавре 5 лет. Там бывало, что утром приходило 50 человек на исповедь и вечером. Каждый день по 100 человек. Даже такие моменты помнятся, одна женщина приходит и говорит: «Батюшка, я вот к вам приехала, чтобы вы меня исцелили». Я говорю: «Исцеляет только Господь». Она говорит: «Я знаю. Мне во сне кто-то сказал - езжай в Почаевскую Лавру, подойди к о.Амвросию и он тебе сделает операцию сердца. Твое сердце гнилое. Вот я и приехала». И стала она исповедоваться. Но, правда, это она во сне продолжала говорить, что я приехала в Почаевскую Лавру, подошла к о.Амвросию, он вытащил мое сердце, взял скальпель, вскрыл, очистил мое сердце и вложил в грудь.

http://radonezh.ru/analytics/efir-ot-04-...

18 июня 2006 г. 14:30 Слово протоиерея Николая Балашова на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям      Преосвященнейший Владыко, отцы, братия и сестры!       Если мы рассмотрим подготовку ко Святому Причащению и требования, предъявляемые к причащающимся в других Поместных Православных Церквях, то увидим, что эти условия не единообразны. Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.       В Греческой Православной Церкви частота причащения мирян довольно широко варьируется. В Греции есть много мирян, которые причащаются раз-два или три-четыре раза в год. В таких случаях духовники рекомендуют поститься здоровым неделю, больным - три дня, тяжело больным - один день. Подобные рекомендации можно прочесть во многих популярных брошюрах, распространяемых в греческих храмах. Причем для здоровых предписывается при этом строгий пост без масла, пища состоит из овощей и морепродуктов, рыбу постным продуктом не считают. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после.       Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих, установленных для всех Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аэракис в книге " Когда и как причащаться " , изданной в 2000 году в Афинах, пишет: " Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост - это одно, а Божественное Причастие - другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились " . Другой греческий богослов Димитрий Панагопулос пишет: " Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая - душу. После Божественного Причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через Божественное Причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на Вечери, но до нее и после поста " . 

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_prot...

1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) Однажды приступили к Иисусу Христу фарисеи с учениками Иоанна Предтечи и Крестителя глаголюще: почто мы и фарисеи постимся много, ученицы же твои не постятся ( Мф.9:14 ; Мк.2:18 )? Вопрошавшие указывали на то, что они содержат посты. Ученики Иоанна подражали своему учителю, который был великим постником. Фарисеи соблюдали посты, которые наблюдались и всеми евреями. Кроме этого, они имели посты обетные. Фарисей, вошедший в храм с мытарем помолиться, указывал Богу на то, что он постится два раза в неделю ( Лк.18:12 ). Словом, вопрошавшие Спасителя говорили правду. Иное дело, каков по качеству был пост учеников Иоанновых и фарисеев? Первые постились так, как и словом и примером своей жизни научил их Креститель Господень. Он был назорей т.е. Богу посвященный. Он не пил вина и никакого опьяняющего напитка. Еще при благовестии о рождении, Ангел Божий сказал его отцу, священнику Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера» ( Лк.1:15 ). Видно, братие, велика добродетель в очах Божиих трезвость. Блаженны те, которые трезвятся. Пьянство же есть величайшее зло и тяжкий грех пред Господом. Так и слово Божие говорит: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:11,22 ), и в другом месте – «пьяницы царствия Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). С величайшею и самою строгою трезвостью Иоанн Предтеча соединял воздержание в пище. Он, как известно, жил в пустыне и питался акридами и диким медом, пищею бедняков. А одежду он имел из верблюжьего волоса. Кожаный пояс опоясывал чресла его. Так бедно и скромно жил великий Пророк, о котором сам Спаситель сказал: не восста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя ( Мф.11:2 ). По учителю судите об учениках. Сам строгий постник, он учил посту и воздержанию и своих учеников. Может быть, они усилили обычный свой пост с того времени, когда Иоанн Креститель посажен был Иродом под стражу. Постились и фарисеи. Но как? Спаситель о посте их вот что говорил: «Они, постясь, принимают на себя, мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В связи с навязываемой церковными либералами дискуссией по поводу реформации литургических традиций Русской Церкви, в частности, призывами отменить таинство Покаяния перед Причащением, а также практику говения, хотелось бы обратить внимание на всё более и более опасную тенденцию в современной церковной жизни. Во многих книгах, посвящённых духовничеству, таинству Покаяния, в целом ряде статей церковной публицистики, в последние годы встречается один рассказ. Он предлагается в несколько разных вариантах, но главное то, какие далеко идущие выводы делаются авторами статей из этого повествования. Повествование это приводим полностью. «В один из московских монастырей воспитательница детского дома привела к Причастию группу детей-сирот. Настоятель же монастыря спросил, соблюдали ли дети пост в течение трёх дней перед этим. И когда выяснилось, что нет, он не допустил к Причастию ни одного из них. При этом он сказал: «Запомните дети, у Бога ничего просто так не бывает»«. Является ли этот случай реальным, или же он немного приукрашен, так ли было в П-ном монастыре, или же это специально придуманный красивый риторический приём, судить не будем. Но надо отдать должное, повествование производит впечатление на читателя. Перед мысленным взором встаёт группа детей, лишённых родительского тепла и многих радостей жизни, тянущихся ко Христу. Но вот им преграждает дорогу строгий игумен в длинной чёрной одежде, который, сдвинув брови, говорит: «Нет, дети! У Бога ничего просто так не бывает»! Согласитесь, это повествование заставляет о многом задуматься. Если этот случай реальный, то конечно отцу настоятелю следовало бы уделить время, чтобы побеседовать с детьми. Возможно, краткая исповедь-беседа с каждым ребёнком оставила бы глубокий, благотворный след в их душах. Поведав им о Христе Спасителе, Боге, ради нас ставшим человеком и отдавшим Свою жизнь за каждого из нас, настоятель оказал бы им неоценимую помощь. Но на данном примере (реальном или вымышленном) авторы ряда статей делают, по меньшей мере, странные выводы. Слышатся голоса, призывающие отказаться от Исповеди перед Причастием вообще , отменить подготовительный пост или чтение «Последования перед Причащением».

http://pravoslavie.ru/37491.html

Двадцать второй день. Поучение 1-е. Преп. Феодор Сикеот. (О нужде и пользе для детей доброго примера родительского и старших в доме родственников). I. Ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях препод. Феодор Сикеот родился в VI веке от благочестивых родителей. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его хотела записать его в военное звание и стала готовить ему воинские вещи: золотой пояс и драгоценные одежды. Но во сне явился ей св. великомученик Георгий и сказал ей: «не трудись напрасно, потому что Царь небесный требует Себе сына твоего». Проснувшись мать заплакала, думая, что сын ее скоро умрет. Между тем отрок рос и укреплялся. Восьми " лет он был отдан в училище, где отлично успевал. Замечательно: никогда он не ссорился с товарищами, но всегда старался примирить ссорившихся. В семействе Феодора жил благочестивый старец Стефан, который держал строгий пост, молился беспрестанно; и мальчик Феодор полюбил его, стал часто приходить к нему, беседовать с ним и старался подражать делам его. Видя его чрезмерное пощение в великий пост, Феодор стал подражать ему и поститься до вечера. Когда отрок возвращался из училища в обеденное время, мать заставляла его есть, но он отказывался от пищи. Отрок наконец не стал приходить к обеду, но целый день оставался в училище, и вечером со Стефаном ходил в церковь св. великомученика Георгия, стоявшую близ селения на высокой горе, и уже поздно приходил домой и вкушал хлеба с водой. Мать думала, что он все это время проводит за уроками, стала бояться, чтоб это не повредило его здоровью, и просила учителя отпускать его домой поранее; но св. Феодор спешил из училища прямо в церковь , и потом в назначенный чась вновь приходил в училище с прочими детьми. Вскоре мать заметила, что Феодор иногда встает по ночам и уходит в церковь. Она строго наказала его, потому что боялась за его здоровье, и стала привязывать его к кровати; но во сне ей опять явился великомученик Георгий с мечем и гневно сказал, что он накажет ее, если она будет отклонять своего сына от Бога. Когда у Феодора спросили, как он не боится проходить ночью по пустынным местам, где на него могут напасть волки и другие звери, мальчик отвечал, что он ходит не один, а что его будит на молитву светлый юноша и водит его за руку в храм. Все домашние поняли, что отрока охраняет великомученик Георгий, и с этих пор уже не останавливали его, говоря: «да будет воля Божия!».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010