Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще досвету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост . Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник , и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. — Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Дом-нушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный… — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. — Вставай, милок, не нежься… — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы ее выгоним. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься.

http://pravmir.ru/chictyj-ponedelnik/

Крестопоклонная Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. 23 марта, 2014 Когда клали фундамент где-то на новой стройке, нашли этот Крест глубоко в земле, на гробовой колоде, “на человечьих костях”. Из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”. “Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня: – Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, “кресты» -то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки. “Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – “су-губый”, – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”,– поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце – а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”. “Кресты” делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает – “а это гвоздики, как прибивали Христа мучители злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик, и…” – и вминает веселые малинки. А мне думается: “зачем веселые… лучше бы синие черничники!..” Все мы смотрим, как складывает она “кресты”. На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие “кресты”, будто они из липки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya/

     В некоторых итальянских храмах XII—XIII веков и сегодня можно увидеть необычный сюжет на тему средневековой басни «Похороны лисы»: два петуха несут привязанную к шесту лису. Та же лишь притворяется мертвой в надежде, что петухи принесут ее прямо в курятник, чтобы похвастаться перед курами своей добычей. А уж там она не растеряется... Почему этот сюжет, хорошо известный и популярный в те давние времена, запечатлевали в барельефах и напольных мозаиках христианских храмов? Потому что он предупреждал верующих: не дайте себя обмануть дьяволу, будьте настороже! Не поддавайтесь его уловкам, подобно петухам, хитроумно обманутым лисой. Как бы ни был занят человек, какие бы планы ни строил на будущее, трагедия может произойти с ним в любой момент времени, и тогда все земное для него закончится. Если бы он знал, что умрет в таком-то году такого-то числа, то мог бы сказать: время у меня в запасе есть, могу есть, пить, веселиться, а за недельку до смерти наложу на себя строгий пост, буду исповедоваться, причащаться каждый день, чтобы встретиться с Господом подготовленным. Но поскольку нам неведомо время нашей смерти, мы обязаны постоянно готовиться к его наступлению. Только в таком случае итоговое испытание совести не застанет нас врасплох. Христос убеждает всех христиан постоянно быть готовыми предстать на Его Суд словами притчи: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы» (Мф. 24, 43—44). Иметь готовность в любой миг дать ответ за свою жизнь очень трудно, но к этому мы призваны Богом. Ведь дьявол неутомимо «подкапывает» душу каждого человека, чтобы уничтожить его духовный труд. Лукавому ненавистно все, что человек старался делать в течение жизни ради того, чтобы стать ближе к Богу: понуждал себя к молитве, к посту, претерпевал страдания, творил добро, укреплялся таинствами. У преподобного Иосифа Исихаста перед смертью было видение, о котором он рассказал своим ученикам. Он знал, что умирает и желал своего переселения из этой жизни, но ученики всеми способами подлечивали его, не желая расстаться со своим дорогим аввой. И однажды старец впал в состояние, подобное клинической смерти. В этот момент он увидел, что к нему приблизился дьявол с огромным ломом. Нечистый подсунул лом под здание его духовного дома и попытался ниспровергнуть все сооружение – его многолетний молитвенный труд, посты, покаянные слезы, ночные бдения, усмирение плоти. И подвижник, по его словам, испытал ужас, потому что понимал, что, если дьяволу сейчас удастся разрушить его труды, то он уже не успеет все это заново воссоздать.

http://pravoslavie.ru/108641.html

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен. Языческие мистерии и христианские Таинства РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_65464.html 28 мая 2009 Иерей Владимир Хулап Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен. Языческие мистерии и христианские Таинства Источник:  http://www.pravmir.ru/article_4209.html Православие и мир Иерей Владимир Хулап – кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП Длинная процессия медленно тянется из Афин к морю. Здесь все совершают ритуальное омовение, приносят жертву и проводят весь день в строгом посте, отказываясь даже от воды. С наступлением ночи облаченные в священные одежды женщины начинают бегать по берегу с факелами, ища кого-то и оглашая воздух безутешными криками. Мерцание огней, танцы и громкое пение накаляют атмосферу, вводя участников церемонии в состояние транса. Напряжение достигает своего предела, но вот раздается громкий удар гонга и толпа взрывается радостными криками! Все направляются к святилищу, в которое входят только немногие, достигшие высшей степени посвящения. Здесь, при ярком свете пламени им показывают священный образ богини Персефоны. Цель достигнута: они – победители смерти... Так выглядели елевсинские мистерии, один из самых популярных ритуалов Древней Греции. Чем же были античные мистерии? Само слово μυστριον происходит от глагола " μω " – " закрывать (уста) " , " скрывать " , " хранить молчание " . Тем самым перед нами – тайные культовые практики, и именно в этой таинственности заключалось их отличие как от общественного государственного культа, так и от повседневных домашних ритуалов той эпохи. Поэтому они обычно совершались по ночам, а участвовать в них могли только те посвященные, которые прошли через определенные обряды инициации – строгий пост, очистительные жертвы, ритуальные омовения. Мистерии были чрезвычайно популярны, и это объясняется довольно просто: в религии человек ищет личного контакта с высшими силами, но этого ему не могли предоставить ни тогдашняя пышность официальных государственных жертвоприношений, ни те обряды, которые совершались в греческой семье, скорее " по инерции " .

http://religare.ru/2_65464_1_21.html

Золочение на лак-мордан 1 июня 2013 г. 08:50 Золотая середина Что необходимо знать, приступая к сусальному золочению Пост у входа в спецзону Московского завода по обработке специальных сплавов (МЗСС). Контроль примерно такой же строгий, как на КПП Генштаба, на проходной атомной электростанции и в воротах Спасской башни Кремля. На стол охранника последовательно перекочевывают фотоаппарат, диктофон и мобильный телефон. Спасибо, что не изъяли блокнот с авторучкой, почему то оставили на руке и механические часы. «Что делать, режим есть режим, — пожимает плечами технический директор предприятия Александр Данишевский. — И охрану совершенно не волнует, что вас сопровождает сотрудник». Золотые руки По местным правилам через периметр производственной зоны нельзя проносить металлические предметы. Совсем. Предельная строгость объясняется просто: в здешних стенах драгметаллы столь же обычны, как доски на лесопилке, мука на мелькомбинате или молоко на животноводческом комплексе. Здесь буквально за семью замками протекает производственный процесс, многие детали которого не предназначены для посторонних глаз. «Многие не выдерживают монотонной работы, — признается резчица Наталья Щеглова. — Но если человек прикипел, остается на десятилетия. В нашей смене большинство на заводе уже 30 с лишним лет. За день я делаю десять с небольшим книжек, коллеги-передовики — быть может, по 20. Сколько через мои руки проходит золота в рублевом выражении? Я даже не задумываюсь. Главное, что свою зарплату зарабатываю честно». Традиционное изготовление сусального золота — исключительно ручной труд, когда последовательно за два-три десятка операций металл вручную расковывается до тонкого «блина» и нарезается на одинаковые квадраты со стороной 91,5 мм. Одного такого квадратика опытному мастеру хватает в среднем на золочение 0,4 м2 поверхности. «Наибольших успехов в автоматизации добились в Германии. Но обилие сложных станков делает эту технологию нерентабельной», — уверен Александр Данишевский. Сусальное золото выглядит как книжка, то есть последовательность тончайших, в буквальном смысле просвечивающих квадратных листиков драгметалла, сшитых, сброшюрованных и защищенных специальными бумажными прокладками. В каждой стандартной книжке в соответствии с ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия» — по 60 листов (большие предприятия в последние годы выпускают книжки дробного объема — по 30 и даже по десять листов). Общая же масса, как, естественно, и цена, зависит от толщины каждого листа. Книжки тонких сортаментов общей массой около одного грамма в Москве сегодня стоят чуть больше 3000 рублей, толстых (общей массой около четырех граммов) — порядка 10 000 рублей.

http://e-vestnik.ru/analytics/espertiza_...

По преданию отцов, второй подвиг предлежит нам против духа блуда, - война продолжительная, постоянная, жестокая, в которой весьма немногие одерживают совершенную победу и которая, начиная с первой зрелости возраста, беспокоит, не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое (т.е. на тело и душу), то и сопротивляться надо двояким оружием. Как в болезни соединение тела и души придает силы, так и здесь нельзя иначе одержать победу, как если оба (т.е. тело и душа) вместе будут бороться. Ибо одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия, если не будет предшествовать ему сокрушение духа и постоянная молитва против нечистого духа, потом продолжительное размышление о Св. Писании и к этому не будет присоединено духовное понимание, а также труд и рукоделие, обуздывающие непостоянные блуждания сердца, а прежде всего - истинное смирение, без которого нельзя победить совершенно никакого порока. Глава 2. О главном средстве против духа блуда Исправление этого порока особенно зависит от совершенствования сердца, из которого, по слову Господа, исходит гной этой болезни: из сердца исходят помыслы злые, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства и пр. (Мф 15, 19). Следовательно, сначала надо очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон: больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч 4, 23). Ибо плоть подчиняется его изъявлению и власти, и потому с особенным усердием надо соблюдать строгий пост, чтобы плоть, утучненная обилием пищи, противясь внушениям души, бесчинствуя, не низвергла своего правителя - духа. Впрочем, если мы всю важность будем видеть только в укрощении тела, а душа не будет также воздерживаться от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением и духовным упражнением, то мы никак не сможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда то главное, что в нас есть, будет нарушать чистоту нашего тела. Итак, по словам Господа, нам надлежит очистить прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф 23, 26). Глава 3. Насколько уединение содействует преодолению страсти блудной

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1777...

Торговец фруктами бесплатно раздавал их в пандемию. Ему вручили медаль Предприниматель помогал врачам, пенсионерам и многодетным 28 марта, 2021 Предприниматель помогал врачам, пенсионерам и многодетным Бизнесмен из Бурятии во время карантина поддерживал медиков в ковидном госпитале — привозил им свежие овощи и фрукты. А потом помогал другим жителям своего города — бесплатно развозил пенсионерам и многодетным семьям продукты. Власти региона наградили его медалью. Эта и другие хорошие новости — в материале «Правмира». У 29-летнего Халида Гейдарова свой магазин овощей и фруктов в Улан-Удэ. Увидев прошлой весной по телевидению несколько сюжетов о том, как врачи работают круглосуточно в «красных» зонах ковидных больниц, он решил поддержать их. — Я до отказа нагрузил свою машину фруктами и овощами и поехал с гостинцами в нашу инфекционную больницу. Врачи с такой радостью встретили меня! — поделился Халид с «КП» своими воспоминаниями. Потом он приехал еще раз, а позже разместил пост в соцсетях, в котором обратился к другим предпринимателям города с предложением последовать его примеру. «Вместе мы победим этот несчастный коронавирус!» — написал он. После этого к бизнесмену стали обращаться с просьбами о помощи люди со всего города. Пенсионеры, малоимущие, многодетные семьи — всем им требовалась поддержка. Халид никому не отказывал, кроме фруктов он помогал и другими продуктами, а также покупал маски и перчатки для всех, кому они необходимы. За день до 15–20 семей могли получить от него помощь. После того, как закончился строгий карантин, посетителей в его магазине прибавилось — многие из тех, кому он помогал, стали его постоянными покупателями. Позже он открыл в центре города еще и небольшой ресторанчик. В Улан-Удэ Халид приехал 10 лет назад из Азербайджана. В мае 2020 года произошло радостное для него событие — он стал гражданином Российской Федерации. — Город принял меня хорошо, и я не мог не отблагодарить его, не помочь его жителям, — говорит Халид. Недавно правительство Бурятии наградило предпринимателя медалью «По зову долга и сердца».

http://pravmir.ru/torgovecz-fruktami-bes...

ЦВ 20 (441) октябрь 2010 /  20 октября 2010 г. Протоиерей Геннадий Ведерников: Наркотическое бедствие достигло апогея — Отец Геннадий, несколько лет назад вы поддержали идею создания реабилитационного центра «Город без наркотиков» в Нижнем Тагиле. Как вы сотрудничали с этим центром? — Инициаторами создания центра были родители, преимущественно женщины, которые замучились, теряя своих детей. К сожалению, в нашем городе, если близкий человек стал наркоманом, ты остаешься один на один со своей бедой: врачи не помогают, медицина не лечит. Наркоманы никому не нужны. И когда возникла инициатива создать на общественных началах реабилитационный центр, на основании наших христианских убеждений мы оказали ему помощь. На территории храма великомученика и целителя Пантелеимона я выделил небольшое помещение, где наркозависимые могли проходить реабилитационный курс. — Что это за курс? — Первые дни, которые называются ломкой, проходили в воздержании, умеренности в пище. Это был своего рода строгий пост. И его цель вполне понятна: естественные потребности организма должны перебить желание принять наркотик. Использовались некоторые физические средства, чтобы наркозависимый в процессе ломки не смог причинить вреда себе и тем, кто его окружает. На основании предварительной письменной договоренности («прошу принять меня в реабилитационный центр; с условиями содержания я ознакомлен» и роспись) и родительского ходатайства (письмо и согласие родителей с условиями содержания всегда было) наркоманы проходили курс реабилитации. — На какой срок наркозависимые помещались в центр? Когда они могли вернуться домой? — Реабилитация была довольно длительной. После периода ломки, все помещенные в центр занимались самообслуживанием: готовили пищу, убирали территорию, занимались ремонтом, было организовано круглосуточное дежурство. Кто желал, ходил в храм на богослужение, имел возможность исповедоваться и причащаться. При необходимости можно было пользоваться медицинскими услугами. Ребята занимались спортом, выходили на прогулки, находились без какой-либо охраны. Никаких решеток в помещении не было — огромные двери и окна. Родственники могли посещать наркозависимых.

http://e-vestnik.ru/church/441protoierej...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий пост: календарь питания по дням 4 мин., 01.02.2024 Великий пост в 2024 году начинается 18 марта, а заканчивается 4 мая. 5 мая — Пасха, Светлое Христово Воскресение . Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. Наиболее строгие недели поста — первая и последняя ( Страстная ). Читайте также: В Великий пост Церковный устав призывает отказаться полностью от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молоко). В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты). Во вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В понедельник первой недели рекомендовано полное воздержание от пищи, в Великую пятницу на Страстной неделе — до выноса плащаницы. Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Обычно мирянами не практикуется сухоядение и отказ от растительного масла все будние дни (или практикуется только в некоторые дни). Кто-то не ест рыбы вообще, кто-то все же употребляет ее в некоторые дни. Кто-то подкрепляет силы морепродуктами — кальмарами, креветками и т.п. Но так как не существует отдельного устава для мирян и все изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — вареная картошка или диетическая рыбная котлета.

http://foma.ru/velikiy-post-kalendar-pit...

Как подготовиться к Великому посту? Советы Блаженнейшего Митрополита Онуфрия Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. 6 февраля, 2015 Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. Подходит к концу первая из трёх подготовительных недель к Великому посту. Не успеем оглянуться, как вступим в самый строгий пост, приближающий нас ко Христу — Его страданиям за наши грехи, распятию и воскресению. О том, с какими чувствами вступать в Великий пост — Предстоятель Украинской Православной Церкви порталу «Православная жизнь». — Ваше Блаженство, как правильно подготовиться, с каким чувством следует приступать к посту? — В первую очередь — с вниманием к себе. Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. Когда человек не обращает внимания на свое внутреннее состояние, ему кажется, что у него все вроде бы неплохо. А если он войдет внутрь себя, в свою душу, в свою комнату сердечную, то увидит, сколько там недостатков и немощей — тех духовных зверей, которые грызут изнутри. Человек при этом начинает ужасаться, впадать в уныние, но унывать не надо, необходимо бороться с собой. Для этой борьбы Господь даровал нам пост телесный, а также слово Божие, чтение которого исправляет наше мышление, и молитву. Пост приводит телесные силы в гармонию, а молитва связывает душу с Богом. Человек, который связан с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои изъяны, а также когда к нему приближается друг, а когда — враг. Если же человек не имеет связи с Богом, то не видит всего этого. Он может что-то ощущать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага. Хотя порой ему кажется, что у него все хорошо. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-ve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010