Пророк Даниил      Он происходил из знатного иудейского рода. Юношей был отведен в плен в 605 году. В свои юные годы он отличался не только благочестием, но и мудростью. Навуходоносор приказал избрать для своего двора несколько еврейских юношей, отличающихся знатностью, образованием и красотою. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и повелел воспитывать их три года. Всем им изменили имя. Даниил стал именоваться Валтасаром. Он вместе со своими друзьями испросил себе разрешение не вкушать роскошные яства с царского стола и не пить вино, а довольствоваться простой пищей из растений и пить только воду. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания. Несмотря на строгий пост, лица их были красивее, а тело полнее, чем у тех отроков, которые питались царскими яствами. Вскоре Даниил возвысился при дворе, потому что смог истолковать тревожный сон, который видел Навуходоносор. Позже он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях. В книге Пророка Даниила рассказывается об изумительном молитвенном подвиге трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила. Они отказались поклониться золотому истукану и с великим упованием вознесли молитву Богу. По приказу разгневанного царя они были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Господень сошел в печь, и огонь не повредил им. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки (Дан 3, 52). Три отрока в пещи вавилонской      В новозаветной Церкви молитвенная песнь трех отроков используется в гимнографии. Ирмосы 7-й и 8-й песни канона кратко говорят об их чудесном спасении из пламени. Сам пророк Даниил, оклеветанный при царе Дарии Мидянине, был брошен в ров со львами. Но Бог послал Ангела Своего, который заградил пасть львам. Звери не повредили ему. Даниил был одним из тех праведников, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Евр 11, 33).

http://pravoslavie.ru/104134.html

Св. Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученическою смертью . Он часто обличал правителя галилейского Ирода за то, что тот взял себе Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, в то время, когда Филипп был еще жив. Иродиада просила Ирода, чтобы он предал Иоанна смерти, но Ирод не соглашался, так как почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Однако, из угождения Иродиаде, он посадил Иоанна в темницу. В день своего рождения Ирод давал пир своим вельможам. Дочь Иродиады Соломея плясала во время пира и так угодила пирующим, что Ирод сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Девица пошла, посоветовалась со своей матерью и, возвратившись, сказала: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но не хотел изменить своей клятвы, стыдясь гостей, и послал война в темницу отсечь голову Иоанна Крестителя и отдал девице и отдал девице, а она отнесла своей матери. Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был сын того Ирода, при котором родился Иисус Христос. – Галилеею называлась северная часть Палестины; в ней находились города Назарет и Кана. Усекновение главы Иоанна Крестителя вспоминается 29 августа. В этот день положен строгий пост. Чудесное насыщение народа пятью хлебами В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил их. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: «Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба». Но Господь ответил ученикам: «Вы дайте им есть». Ученики сказали ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества?» Иисус Христос велел ученикам рассадить народ на траве рядами по сто и по пятидесяти человек; потом он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели, и насытились, и еще собрали двенадцать полных коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытились около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Хождение Иисуса Христа по водам

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Святой апостол Павел, убеждая христиан не пристращаться к земной жизни и ее благам, писал в Послании к Евреям: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:22–23 ). Вот этими-то первенцами, написанными на Небесах, и являются наши святые, которые украшают небесный горизонт и, освящая землю, освещают путь путникам земным. Подобно звездам, сияют они на духовной тверди, подобно маякам, указующим путь плывущим по бурному житейскому морю и стремящимся достичь тихой пристани будущего века. О том, что святые на Небесах не прерывают с нами взаимообщения и помогают нам, заботятся о нас, знают все наши нужды, прекрасно свидетельствует житие преподобного Моисея Мурина. До своего поступления в монастырь он занимался разбоем, грабил, убивал людей, вел жизнь развратную и разгульную. Обращенный покаянием к христианской жизни, он поступил в обитель, где лукавые демоны воздвигли против него страшную плотскую брань, пытаясь заставить его нарушить свой иноческий обет. Плотское разжжение было столь невыносимым, что преподобный Моисей, несмотря на строгий пост, труд и бдение, пришел в отчаяние и решил оставить монастырь и вернуться в мир. Изнемогающий от этой жесточайшей брани, он пошел к святому Исидору, великому духовному старцу, и рассказал ему о своем искушении и о намерении выйти из монастыря. Тогда старец взял его за руку, привел в верхнее отделение своей келии и сказал ему: «Посмотри на запад». Преподобный Моисей посмотрел и увидел на западе великое множество демонов, суетящихся и готовящихся на брань. Затем святой старец сказал: «А теперь посмотри на восток». Преподобный взглянул – и его взору предстали лики светлых Ангелов и души праведников, которых было гораздо больше, чем демонов, и которые также уготовлялись на брань. После этого святой старец Исидор объяснил Моисею: «Черные ангелы – это демоны, спешащие на брань с подвижниками благочестия, а светлые – Ангелы добрые, которых Господь посылает на помощь живущим благочестиво». Утешенный этим видением, преподобный Моисей успокоился, возвратился в свой монастырь и стал подвизаться еще ревностнее, не поддаваясь более унынию, победив таким образом врага спасения, диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

[«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».] Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. [«В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе – победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».] Стих 2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Израилев, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 3. Да речет убо дом Ааронь яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Ааронов, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажут ныне боящиеся Господа, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Прокимен и причастен, глас 4 Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. [«Благословен Идущий во имя Господне. Бог – Господь и Он явился нам».] В страстную седмицу Название Страстная седмица эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Великий понедельник В Великий понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т. е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слуга Елисея, Гиезий, пожалел, что господин его ничего не взял от Неемана, и, когда Нееман отправился домой, догнал его и обманом получил от него два таланта серебра и две одежды. Когда Гиезий с подарками возвратился домой и спрятал их, Елисей сказал ему: «Ты обманом получил дары от Неемана, возьми же себе и проказу его». И Гиезий тотчас побелел от проказы, как снег. Много и других чудес сотворил Елисей. Сила Божия была на нем так велика, что и после своей смерти он сотворил чудо: через год после его смерти положили мертвеца в ту пещеру, в которой он был погребен, и мертвый воскрес от прикосновения к его костям. Пророк Иона В царстве Израильском еще за 100 слишком лет до его разрушения жил пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в Ниневию, столичный город Ассирийского царства, и объявить ее жителям, что за свои грехи они погибнут, если не покаются. Но Иона, предвидя, что ассирияне будут врагами еврейского народа, не пошел в Ниневию, а сел на корабль и поплыл морем совсем в другую сторону. Но вот на море поднялась сильная буря. Корабль находился в опасности, и все бывшие на нем, ожидая неминуемой смерти, молились. Один только Иона в это время спал. Разбудили его, чтобы и он помолился своему Богу, но буря все-таки не утихала. Все бывшие на корабле стали говорить, что, должно быть, между ними есть великий грешник, за которого Бог карает всех. Чтобы узнать, кто этот великий грешник, бросили жребий, и жребий пал на Иону. Иона признался перед всеми, что бежит от лица Божия и что за него Бог наказывает всех. Тогда бросили его в море и буря утихла. Иону по велению Божию проглотил огромный кит, во чреве которого он живым пробыл три дня и три ночи. Здесь он покаялся и стал молиться Богу. Тогда Господь повелел киту выбросить его на берег. Когда Господь в другой раз повелел Ионе идти в Ниневию, он уже не посмел ослушаться. Придя туда, он целый день ходил по городу и говорил: «Еще три дня и Ниневия погибнет!» Жители Ниневии покаялись: они оделись в печальные одежды, посыпали головы пеплом, наложили на себя строгий пост и молились Богу о помиловании. И Господь умилосердился над ними и помиловал их. Иона сильно огорчился этим и просил себе у Бога смерти. Он вышел за город, сделал себе там шалаш и сидел под ним, ожидая, что будет с городом. И вот над шалашом его выросло тенистое растение, которое закрывало его от солнечного жара. Иона весьма обрадовался этому растению, но на другую ночь оно засохло. Иона этим так огорчился, что опять желал себе смерти. Тогда Бог сказал ему: «Вот ты жалеешь о растении, которое не ты посадил, не ты вырастил! Как же Мне не жалеть великого города Ниневии, в котором находится более 120 000 одних невинных младенцев!» Товит и его сын Товия

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Таинство прощения Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. 1 марта, 2014 Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название — « Прощеное воскресенье ». О прощении в христианской жизни, богослужении и традиции — беседа с руководителем Молодежного отдела Липецкой епархии протоиереем Димитрием Струевым. — Почему сложилась традиция просить прощения накануне начала поста, а не в первый день Четыредесятницы? Казалось бы, сам Великий Покаянный канон, строгий пост — все это лучше подходит к примирению с ближними, чем день, когда мы спешно доедаем скоромные запасы. Но даже по Типикону «утешение братии» полагается после Вечерни с чином Прощения… Протоиерей Димитрий Струев. Фото: Ирина Кривонос — А почему Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)? По этой заповеди, нам прежде примирения даже свечку в храме поставить нельзя, не то что Великий канон читать. Дело даже не только в том, что мы можем рассматривать принесение покаяния как жертву Богу («жертва Богу дух сокрушен» в 50-м псалме все помним?), и тогда механически переносим на него принцип, данный в Евангелии, а еще и в том, что в первый день поста хорошо бы уйти в тишину, внутрь себя, имея «внешнюю часть» духовных проблем к тому времени уже решенными.

http://pravmir.ru/tainstvo-proshheniya/

Теперь Господь в другой раз сказал Ионе: «Ступай в Ниневию и проповедуй там, как Я сказал тебе прежде!» В этот раз Иона пошел и начал восклицать на улицах ниневийских: «Еще три дня – и Ниневия погибнет!» Жители поверили словам пророка и стали раскаиваться. Они наложили на себя строгий пост, оделись во вретища от мала до велика, сам царь сложил с себя порфиру и велел повестить по всей Ниневии, чтобы ни люди, ни скот не вкушали пищи и не пили воды; и стали все прилежно молить Бога, да отвратит от них гнев Свой и не погубит их. И действительно, Бог пощадил Ниневию и отвратил от нее грозившее ей наказание. Но это долготерпение Божие до того раздражило Иону, что он воскликнул: «Лучше мне не жить, а умереть! Не сбылось ли, как я думал, когда еще был в стране моей? Затем и хотелось мне убежать от Лица Твоего, знал я наперед, что Ты милостив и щедр, долготерпелив и многомилостив, и не изменят Тебя самые злобы человеческие! Нет, Владыко Господи! Возьми душу мою от меня!» Между тем, он вышел вон из города, сделал себе шалаш и сел передним, ожидая, что будет с городом. Тогда Бог повелел вырасти ночью широколиственной тыкве, которая осеняла бы голову Ионы и доставляла ему приятную прохладу. Иона пробудился от сна, когда солнце начало палить уже лучами своими, и возрадовался, найдя себе защиту от зноя под тенью этого чудесного растения. Но вот на другое утро Господь Бог повелел червю подточить корень растения, и оно завяло. Взошло солнце и начало палить лучами своими голову Ионы. Тогда он опять начал малодушествовать и просить себе смерти. Но теперь Господь Бог сказал ему: «Итак, тебе очень жаль тыквы?» «Очень! – отвечал Иона. – Жаль до смерти!» Господь же сказал: «Вот ты скорбишь о тыкве, над которою не трудился, которой не воспитывал, но которая за ночь родилась и за ночь погибла! Как же мне не пощадить Ниневии, такого большого города, в котором находится более 120 тысяч человек, не умеющих еще различить правой руки своей от левой; и, кроме того, сколько скота!» 51. Вавилонское пленение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Традиционное учение Церкви о смертной казни заключается в словах святого апостола Павла: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3). А, между прочим, это меч, как известно, не только для вооружённой защиты общества, но для исполнения смертных приговоров. Апостол Павел далее говорит: «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Если смертная казнь является смертным грехом, то тогда получается, что преступниками были не только благочестивые цари Ветхого Завета, но и христианские правители Нового Завета. Святой равноапостольный Император Константин, святой равноапостольный Император Юстиниан, благочестивые короли – крестители и просветители Европы, которые были вынуждены употреблять смертную казнь. С этой точки зрения католикам следует деканонизировать святого Людовика, с которым, по свидетельству его друга и сподвижника Жана Жуанвиля, в Великую пятницу произошла одна история. В Великую пятницу король хранил строгий пост и пребывал в молитве, читал Псалтирь. Как вдруг к нему вваливаются бароны и просят за одного узника, взятого под стражу и брошенного в тюрьму по обвинения в многочисленных преступлениях. Бароны заявили королю: « Ваше Величество, этот человек возможно и не так уж виноват, он раскаивается. И неужели Вы в тот День, когда Спаситель на Кресте пролил за нас Свою бесценную Кровь, помиловал и простил всех нас, не помилуете одного из своих подданных». Король растрогался и уже был готов выполнить их просьбу, как вдруг его взор остановился на Псалтире, в которой он прочёл такие слова: Сотвори суд и правду на всякое время. Король призвал прево, отвечавшего за суд в Париже и спросил его: «В чём повинен арестованный барон?» Прево покраснел и сказал: Ваше Величество, это разговор не для сегодняшнего дня. «Нет, – отвечал король, в Псалтире сказано: сотворил я суд и правду на всякое время, поэтому поведай мне, пожалуйста, в чём он виновен!»

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/po...

Учение о покаянии у св. Иоанна Крестителя имеет важную особенность по сравнению с ветхозаветным: нужно обратиться к Богу, поскольку Царство Его уже близко. Но это Царство – новое мессианское Царство, устроенное Христом. Это имеет в виду евангелист Матфей, говоря о св. Иоанне Крестителе: Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Мф. 3:3 ). Евангелист подразумевает слова пророка Исаии, относящиеся не только к личности Предтечи, но и к символике встречи Мессии народом Израиля 266 . Образы встречи Мессии, обрисованные Исаией, и покаяние у св. Иоанна Крестителя основаны на ветхозаветном «обращении», то есть на радикальном повороте жизненного пути человека: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис. 40:4 ), – вот что понимает Исаия под приготовлением «пути Господу». Эта символика взята из практики подготовки дорог при путешествии восточных царей 267 и предполагает, что кривые пути будут выпрямлены, все низины засыпаны, а холмы – сточены, поскольку путь готовится для царя и должен быть идеально прямым, ровным и гладким. Скрывающийся за этим образом духовный смысл предполагает, что всякая нечистота, грех и неумеренность – как изъяны на человеческом жизненном пути – должны быть изгнаны из сердец человеческих, что является необходимым условием для встречи с Богом 268 . Отсюда смысл призыва св. Иоанна Крестителя: обратитесь всем сердцем к Богу, искоренив свои недостатки. Из евангельского повествования видно, что учение о покаянии св. Иоанна Крестителя вобрало в себя и другие элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к св. Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ), а сам св. Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облечение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф. 3:4 ). Результатом покаяния должно стать делание добрых дел: «Сотворите же достойный плод покаяния», – обращается св. Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф. 3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010