Закрыть itemscope itemtype="" > Революция сверху! Выучила ли Россия уроки столетней давности? 20.01.2017 2209 Время на чтение 18 минут Александр ПРОХАНОВ, председатель Изборского клуба. По мере возмужания и взрастания государства Российского мужает и взрастает его идеологическое наполнение, идёт стремительное идеологическое творчество. В дискуссиях, в исторических воспоминаниях, в политических и научных схватках происходит борьба за историю, борьба за смыслы и ценности. Причём во многих случаях в сегодняшнюю государственность вносится элемент советскости. То, что в девяностые годы вымарывалось, вычёркивалось, считалось крамольным и невозможным, а именно - всё, что связывалось с идеологией СССР , сегодня, пусть осторожно, пусть не в полную меру, вводится в обращение и наполняет идеологию современного государства Российского. Отечественная война как высший смысл русской и советской истории. На глазах прекращаются антисоветские высказывания из разных слоёв общества, в том числе и со стороны церкви. Фигура Сталина, которая была демонизирована в девяностые годы, постепенно вводится в контекст обсуждения русской истории ХХ века. Герои войны, святость военного подвига во имя Родины и её славы - всё это говорит о том, что сегодняшнее государство выстраивает свою идеологию, наполняя её единственно важным принципом, а именно - принципом сильного централизованного государства. И советский опыт, советское мышление, советские социальные технологии являются здесь абсолютно неизбежными и незаменимыми. Однако при всём том в сегодняшнем государстве Российском нарастает противоречие: чем больше мы говорим о новой консервативной российской идеологии, о принципе справедливости, которая вскармливалась всей русской историей, всей русской исторической мыслью, о русской мечте, которая связана с этой божественной справедливостью, тем больше видим дефект в устройстве сегодняшнего российского общества: в нём не отсутствует справедливость, в нём доминирует и демонстрируется несправедливость. Чудовищные богатства сконцентрировала у себя крохотная горстка людей, и эти богатства используюся не в интересах страны, не в интересах общества: в лучшем случае - в интересах олигархической группы, а в худшем - используются в интересах другой, западной цивилизации, куда перекачиваются наши деньги.

http://ruskline.ru/opp/2017/yanvar/20/re...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гражданская война на Украине сто лет назад: какой она была? 07.08.2019 1019 Время на чтение 14 минут Мы уже говорили с доктором исторических наук, профессором МПГУ Василием Жановичем Цветковым о Гражданской войне в России. Нынешняя тема беседы - Гражданская война на Украине столетней давности. Свержение памятника Столыпину в Киеве, 15 марта 1917 года Когда вызрел украинский сепаратизм - Когда на Украине появилось стремление отделиться от России, и какой силы оно достигло к 1917 году? - Стремление отделиться от России и создать независимое государство на Украине отсутствовало очень долго. Можно говорить о стремлении сохранить национальную культуру, найти национальную идентичность, развивать интересные традиции в фольклоре и литературных произведениях. Но при этом славянская культура, в широком её понимании - как великорусская, малорусская и белорусская культуры, - виделась как единое целое. Уместно вспомнить пример Тараса Григорьевича Шевченко или Николая Васильевича Гоголя. Словом, здесь не было речи о какой-то исключительной культуре, отдельной от общерусской. Вызревание украинского сепаратизма относится к началу XX века Вызревание украинского сепаратизма относится к началу XX века. Отчасти это было продиктовано стремлением ряда украинских общественных деятелей сделать на этом карьеру. Например, писатель и революционер Владимир Винниченко, ставший первым премьер-министром Украинской народной республики, историк Михаил Грушевский, хорошо известный Симон Петлюра и другие. - Когда об отделении от России заговорили открыто? - Непосредственно об отделении от России и создании независимого государства стали широко говорить только к концу 1917 - началу 1918 годов. До этого речь шла преимущественно об автономии в пределах России. Но и для масштабной автономии, естественно, тоже нужна элита, группы влияния и управления. На роль таких групп влияния и претендовали тогда упомянутые выше лидеры - Грушевский, Винниченко, Петлюра. В идее широкой автономии они усматривали возможность повышения политического статуса, но даже после февраля 1917 года Украина ещё не претендовала на полную независимость, и само слово «Украина» произносилось редко.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/07/gr...

  Террор Лондон и ничто Роман Вершилло   После июльских террористических актов в Лондоне журналисты и комментаторы оказались не столь беспомощны как прежде. Огромную услугу им оказал режиссер Стивен Спилберг, который только что выпустил на экраны свой новый фильм " Война миров " по Г. Уэллсу. Все вдруг вспомнили, что события катастрофического романа происходят в Англии, и в том числе в Лондоне. И вот уже " Русский журнал " , не мудрствуя лукаво, публикует на первом месте главу " В Лондоне " из " Войны миров " . Некоторое сходство и в самом деле есть. Террористы – это нелюди, инопланетяне, которые убивают любого человека, человека из толпы, человека как такового. И при этом террористы ничего не говорят своим жертвам и не вступают ни в какие переговоры. Верно и то, что бомбисты вооружены передовыми технологиями убийства и обмана. Замечательно точно схвачено в романе Уэллса то, что с террором никто не знает как бороться, и остается лишь надеяться на изменение климата или на обычную земную плесень, которые освободили бы человечество от могучего кошмара. Из сравнения событий в Лондоне с сочинением столетней давности можно извлечь уроки, хотя и непонятно, как это знание применить на деле. Гораздо важнее то, в чем " Война миров " совершенно не похожа на разворачивающуюся " войну с террором " . Герберт Уэллс был романтиком по своему творческому методу, и для него существование двух миров, враждебных или просто параллельных друг другу, было основным способом понимания окружающей действительности. И как это не похоже на современный либерализм, который давно преодолел всякую романтику и находится в стадии декаданса! Сегодня либеральная картина мира не допускает существования двух миров, а значит, отсутствует основная предпосылка сознания, здорового или больного - безразлично. Более того, либерализм не верит в существование иных миров, даже если эти миры существуют у него под носом и больно напоминают о себе. Здоровое христианское сознание понимает, что такое земной мир, потому что знает об иной – вечной – жизни. И даже больное сознание Уэллса содержит в себе какое-то объяснение, потому что верит во множество миров, чуждых друг другу.

http://moral.ru/London.htm

Митрополит Волоколамский Иларион: Все войны начинаются в умах людей 23 сентября 2014 г. 11:15 20 сентября 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , стал кинорежиссер, актер, сценарист, народный артист России В.И. Хотиненко. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. В эфире передача «Церковь и мир». В этом году исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны, и сегодня мы поговорим о ее уроках с кинорежиссером, Народным артистом России, автором знаменитого сериала «Гибель империи», посвященного как раз этому периоду, Владимиром Ивановичем Хотиненко. Здравствуйте, Владимир Иванович! В. Хотиненко: Здравствуйте, владыка! Мне в определенном смысле повезло, ибо за время своей работы в кино я изобразил разные периоды истории нашего Отечества: это и Смутное время, и тяжелый исторический период, когда империю сотрясали Первая мировая война, а затем Великая Октябрьская революция и т.д. Более или менее мне удалось изучить все эти периоды, я совершил массу открытий, которые, тем не менее, не изменили лично моего мнения об исторических процессах. Не случилось так, что белые стали героями, а красные врагами, но для меня более значительным стал тот несусветный разрыв внутри семьи, где брат восстает на брата. Митрополит Иларион: К сожалению, человечество очень плохо усваивает уроки, и события столетней давности быстро забываются. Поэтому важно о них напоминать, в том числе показывать такие сериалы, как «Гибель империи», который я посмотрел этим летом, потому что много размышлял о событиях Первой мировой войны, о ее предпосылках и последствиях. Удивительно то, что когда начиналась война, вступление в нее России сопровождалось всеобщим энтузиазмом. Люди рвались на эту войну, словно считали, что она поможет решить все проблемы. Причем такой энтузиазм был присущ не только России, но и практически всем странам, которые так охотно и быстро втягивались в эту войну. Буквально за считанные дни августа половина цивилизованного мира оказалось втянутой в воронку войны. Каждая страна думала, что речь идет о блицкриге — будет какая-то быстрая успешная военная операция, которая поможет решить накопившиеся политические проблемы. И, конечно, никто не представлял катастрофических последствий той войны.

http://patriarchia.ru/db/text/3757480.ht...

Художник Ф.В.Сычков. 1934 г.      Однажды у известного духовника, схиархимандрита Илия спросили: – Отче, а о чем должны писать мы, светские журналисты? Но самое главное – это остановить машину пессимизма – Все очень просто, – ответил батюшка. – О целомудрии и крепкой семье, против наркомании и пьянства. Но самое главное – это остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ – мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние, один из самых страшных грехов, который отдаляет человека от Бога… Вот так. А ведь и в самом деле – уныние, замкнутость, пессимизм, озлобленность и сердитость как-то у нас уж очень распространились в последнее время и стали как будто нормой. На что, конечно, кто-то может сказать: так посмотрите, время какое, чему радоваться? Ну и, понятно, «генетическая» память сразу за считанные секунды отматывает пленку назад на тридцать, семьдесят, сто лет… И думаешь: а что, не такое уж и плохое нам время выпало, бывало и хуже и даже настолько, что не приведи Господь… Но вот почему-то такого повсеместного и повального уныния не было… Почему же так? В нашей Почтовской больнице в Крыму, которую я посещаю время от времени, с месяц назад появилась бабушка девяносто восьми лет от роду. Звать её Марией. Такая высохшая вся, но живая, подвижная, отзывчивая и – радостная. Вот ведь удивительно, честное слово! Начинаешь прикидывать… Так, бабушка родилась в 1918-м году… нормально… хорошенькое начало. Ну и дальше, даже ещё без расспросов: Гражданская война, голод, коллективизация, репрессии, война, разруха, снова голод, работа на износ по восстановлению хозяйства, потом жизнь скудная и бедная, а под конец ещё и перестройка и развал страны «обухом по голове» с его безумными 90-ми. И вдруг – радость! Не радость по какому-то случаю. Вот, мол, мне болонку новую подарили или «бентли» купил со скидкой… Нет, просто радость. Причем, я напомню, радость эта бьет через край не на карусели в Диснейленде, а на койке провинциального сельского хосписа, где о тебе хоть и заботится добрый и чуткий персонал, но нет каких-то особенных «условий» для счастья, о которых так много сейчас везде говорят. А радость есть! И вот встречает эта бабулечка столетняя приход священника с весельем необыкновенным, и смотрит радостно своими огромными (за линзами очков) глазами, и всё приговаривает ласково: «А как же… вот и славно, вот и хорошо, что пришли… Как без Бога-то, без Бога никак… Он всем управляет, всё видит, всех любит…»

http://pravoslavie.ru/98998.html

1 сентября в Вифлееме откроется русская школа Вифлеем, 28 августа 2014 г. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин      1 сентября глава Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергей Степашин откроет в Вифлееме на улице имени Владимира Путина русскую школу, сообщают «Известия» . Улица была названа в честь российского президента в июне 2012 года — это произошло в ходе визита Владимира Путина в Палестину по распоряжению главы автономии Махмуда Аббаса. Это первая за последние сто лет русская школа, открытая на Святой земле. До 1914 года в Палестине было открыто и действовало около ста таких школ. — После столетнего перерыва, когда все воюют, русские по-прежнему строят школы, — заявил «Известиям» Степашин. По его словам, это школа для арабских детей (мальчиков), живущих в Вифлееме. Она построена на средства России по всем международным стандартам и рассчитана на 450 мест, для обучения в ней подано 1,200 тыс. заявлений. Обучение будет проводиться по 12-классной системе образования. — В школе станут преподавать в том числе русские учителя, среди них много женщин из тех, кто в свое время вышли замуж за палестинцев и уехали на родину Иисуса Христа. Они станут учить школьников русскому языку, российской истории, основам православной религии несмотря на то, что Палестина — мусульманское государство, — уточнил Сергей Степашин. Глава ИППО рассказал, что передаст детям поздравления от президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. — Войнавойной, но мир и добро сильнее. Сейчас там очень сложная обстановка. Несмотря на это, мы летим большой делегацией. Вифлеем — святое место не только христиан, но и всех, кто любит и чтит историю, — отметил Степашин. В качестве подарков российская делегация привезет учащимся на новоселье несколько сотен книг. — Мы везем туда свыше трехсот специальных книг, это достаточно редкие экземпляры. Книги по обучению русскому языку. Это специальные учебные пособия, которые помогут палестинцам легко выучить и хорошо знать русский язык, — рассказал Сергей Степашин.

http://pravoslavie.ru/73244.html

Arhiva Cuvântarea mitropolitului de Volokolamsk Ilarion la cel de-al VI-lea Congres mondial al compatrioilor rui care triesc peste hotare 31 octombrie 2018 18:17 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион   выступил 31 октября 2018 года в рамках пленарной дискуссии «Россия и соотечественники: новые вызовы и новые рубежи». Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемые организаторы и участники Всемирного конгресса соотечественников, дорогие братья и сестры! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех вас, собравшихся в столице России на VI Всемирный конгресс соотечественников. Мы все — живущие как в Отечестве, так и за его пределами, — объединены общей историей, в которой есть славные и победные страницы, но есть и страницы сложные, трагические. Наша встреча проходит в столетнюю годовщину злодейского убийства Царской семьи. Этот скорбный юбилей возвращает нас к трагическим событиям вековой давности, неразрывно связанным с судьбами русского рассеяния. Вновь и вновь мы пытаемся осознать эти вехи отечественной истории, в очередной раз сделать выводы и извлечь уроки, донести до молодого поколения историческую правду о периоде тяжких испытаний, выпавших на долю нашего народа. C приходом к власти большевиков в результате октябрьского переворота 1917 года была развязана кровавая братоубийственная война, а поражение Белой армии вызвало массовую эмиграцию. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Только по приблизительным оценкам нашу страну покинули от 1 до 3 миллионов человек. Эта массовая эмиграция вкупе с жертвами гражданской войны и двух мировых войн не дали сбыться демографическим прогнозам Дмитрия Ивановича Менделеева. По расчетам этого знаменитого русского ученого, в случае сохранения темпов прироста населения России, которое наблюдалось в начале ХХ века, к его середине оно должно было составлять 282,7 миллиона человек, а к 2000 году — 594,3 миллиона человек. Расшатывание общественных и государственных устоев во многом велось как извне российского государства, так и изнутри. Ведь соперники России видели, что к началу второго десятилетия XX века наша страна уверенно становилась мировым лидером по росту целого ряда экономических, финансовых и демографических показателей, и организовали в стране революцию, положившую всему этому конец и ввергшую страну в хаос гражданской войны.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5294104...

В Петербурге проходит V пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета 26 апреля 2017 г. 15:44 26 апреля 2017 года в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге открылся V пленум Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК), посвященный теме «Вера и преодоление гражданского противостояния: уроки столетия». Во встрече принимают участие представители православных, католических и протестантских христианских общин из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Эстонии. Модераторами пленума выступили сопредседатели ХМКК — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , ординарий католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр. C приветствием в адрес участников пленума обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин . Послание было оглашено заместителем начальника Управления внутренней политики Администрации главы российского государства М.В. Белоусовым. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил митрополит Волоколамский Иларион. С приветствием к собравшимся обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Обратившись к присутствовавшим в зале со вступительным словом, председатель ОВЦС отметил, что события столетней давности воспринимаются в обществе чрезвычайно остро, и участники заседания собрались вместе, чтобы поразмышлять о духовных причинах тех событий, чтобы через их анализ помочь избежать в будущем повторения старых ошибок, способных привести к новым разделениям. Далее прозвучал доклад митрополита Волоколамского Илариона. Отметив, что V пленум ХМКК проходит в год столетия двух русских революций, за которыми последовала гражданская война, «красный террор», массовые репрессии, православный иерарх подчеркнул: «Эти трагические события коренным образом изменили судьбы наших народов и сказались на ходе истории всего человечества. До сих пор их последствия отражаются на политической картине мира и вплетены в канву глобальных процессов, происходящих на планете».

http://patriarchia.ru/db/text/4878388.ht...

Град и город. К 400-летию Дома Романовых Удивительное содержание эпохи в том, что тогда русская культура и русская история не ощущались как история. И тем более как история культуры. Это был именно живой процесс и живая жизнь. Не как сейчас, когда историки занимаются историей, музейщики занимаются музеями, искусствоведы занимаются искусством. Тогда это было немыслимо, и история и культура воспринимались именно как живой, целостный, единый процесс 6 марта, 2013 Удивительное содержание эпохи в том, что тогда русская культура и русская история не ощущались как история. И тем более как история культуры. Это был именно живой процесс и живая жизнь. Не как сейчас, когда историки занимаются историей, музейщики занимаются музеями, искусствоведы занимаются искусством. Тогда это было немыслимо, и история и культура воспринимались именно как живой, целостный, единый процесс Архитектор Михаил Филиппов о царственной эпохе, архитектуре как образе человека и той самой красоте, которая спасет мир. В этом году исполняется 400 лет династии Романовых. Но, я считаю, гораздо важнее рассматривать эту тему несколько иначе – как столетний юбилей 300-летия Дома Романовых. Дело в том, что династии ведь не 400 лет. Ее, династии, вообще нет сейчас. Во всяком случае, царствующей династии. А тогда она была! И в момент празднования 300-летия это был не просто юбилей, и он ощущался не как исторически-этнографический праздник, а как  живая  история. Это принципиально важно для понимания того, что я хочу сказать дальше.  Живая  история. Фото О. Понаморева, pravoslavie.ru Манифест, который вышел 21 февраля по старому стилю, в день 300-летия избрания на царский престол первого из Романовых – Михаила, – это удивительный документ. Документ, в котором четко и ясно подведен итог историческому развитию России и, если угодно, итог царствованию вообще… Мы сейчас понимаем, что именно эта точка – 1913 год – стала высшей в истории России. Сейчас пытаются обсуждать достоинства и недостатки монархии с точки зрения прогрессизма – создала ли Россия к тому моменту самолеты, паровозы и так далее. Не это важно на самом деле. Были ли самолеты «Илья Муромец» у нас или не были, это вообще не важно, тем более сейчас. Россия ведь не была, как многие любят писать, самой экономически развитой страной. Нет, если бы это было так, революции не было бы. Хотя темпы развития были очень высокими и очень обещающими. Обсуждать русскую монархию ни с точки зрения политики, ни с точки зрения экономики и всех иллюзий, с ней связанных (я имею в виду путь к обществу потребления) не имеет ни малейшего смысла. Вторая мировая война поставил все точки над «i» в этих вопросах.

http://pravmir.ru/grad-i-gorod-k-400-let...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поклонская поддержала Кадырова в вопросе захоронения тела Ленина 02.11.2017 879 Депутат Госдумы Наталья Поклонская поддержала главу Чеченской республики Рамзана Кадырова в вопросе захоронения тела Владимира Ленина , передают РИА Новости.. Ранее Кадыров в своем Telegram-kahaлe выступил за захоронение основателя советского государства, назвав это решение самым верным с исторической точки зрения. Он подчеркнул, что решать этот вопрос должен Владимир Путин . " Поддерживаю Рамзана Ахматовича и тоже считаю, что смотреть на труп в центре столицы - это по меньшей мере не гуманно и не по-человечески " , - написала Поклонская на своей странице в Facebook . По ее словам, это не может принести в сердца радость и светлые чувства. Она уверена, что для России наступит новый этап развития, если захоронение произойдет. Вопрос захоронения тела Ленина обсуждается в обществе уже много лет. Очередной виток дискуссии пришелся на 2017 год - столетнюю годовщину Октябрьской революции. В свою очередь, в Кремле заявили, что тема захоронения тела Ленина не находится на повестке администрации президента. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту тему " достаточно резонансной " . Сам глава государства считает, что к этому вопросу нужно подходить аккуратно. По его мнению, не стоит предпринимать шагов, разделяющих общество. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2017/noyabr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010