Второе заседание было посвящено проблемам иконографии и агиографии. Энгелина Сергеевна Смирнова (Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова) обратила внимание слушателей на русскую традицию изображения на иконах святителя Николая с другими святыми на полях и показала своеобразие русских вариантов иконографии святого. Ирина Анатольевна Стерлигова (Государственные музеи Московского Кремля) представила участникам конференции десятки изображений святителя Николая на предметах древнерусской церковной утвари, которые еще требуют своего осмысления. Ева Хауштайн-Барч (Музей икон Реклингхаузена, Германия) рассказала об интереснейшей иконе «Святитель Николай Дворищенский» XIX века с эпизодами из истории этого образа. Николай Васильевич Задорожный («Частный музей русской иконы», Москва) представил неизвестную икону святителя Николая XIV века. Агиографическую часть заседания открыла Климентина Иванова (Софийский университет), изучившая в рамках проекта «Bibliotheca hagiographica balcano-slavica» тексты из балканских кириллических календарных сборников, посвященные святителю Николаю, и сравнила их с греческими. Таким образом, балканская часть агиографической славянской традиции теперь каталогизирована и доступна для сравнения с русской. Ирина Ивановна Макеева (Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, Москва) рассказала слушателям о своей многолетней работе над списками древних славянских чудес святителя. Александр Наумов (Университет Венеции) поднял в своем докладе такую важную для Бари тему, как «Святитель Николай и святой Стефан Дечанский», продемонстрировав почитание мощей Чудотворца в балканской части славянского мира. Мария Борисовна Плюханова (Университет Перуджи) обратилась в своем докладе к малоизучененой теме святителя Николая в русской литературе XV–XVI вв. Тон заседанию 11 мая задал доклад диакона Михаила Желтова (ЦНЦ «Православная энциклопедия» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва). Отец диакон впервые проанализировал всю совокупность многострофных византийских песнопений свт. Николаю — полных кондаков и канонов (число последних чрезвычайно велико и превышает пять десятков) — и показал, как анализ содержания византийских гимнографических текстов может помочь в изучении агиографической традиции. Русский аспект почитания святителя прозвучал в докладах Виктора Мирославовича Гуминского (Институт мировой литературы им. А.М. Горького, Москва), который рассказал о русском паломничестве к мощам Чудотворца, и Владимира Николаевича Захарова (Российский гуманитарный научный фонд, Москва). Весьма радостно было видеть среди докладчиков и о. Джерардо Чоффари (Центр николаеведческих исследований, Бари), посвятившего всю свою жизнь изучению истории святителя Николая и представившего в этот раз обобщающий доклад о древнейших латинских агиографических памятниках.

http://patriarchia.ru/db/text/252583.htm...

Из церковного убранства — икон, рукописей, серебряных, позолоченных и золотых подсвечников, кадильниц, хороса, — которыми, по словам биографа короля Милутина Даниила II, храм щедро одаривал король, не сохранилось ничего. Единственными находками, которыми оказались драгоценные украшения, стали случайно обнаруженные во время Первой мировой войны в 1915 году в могиле королевы Феодоры (первой жены короля Стефана Дечанского и матери царя Душана) два золотых кольца. Одно из них украшено старинной камеей, а на втором находится изображение двуглавого орла и надпись: «Кто его носит, да поможет ему Бог». Первое находится в частной коллекции, а второе хранится в Национальном музее в Белграде. Сохранилась каменная скульптура Богородицы с младенцем Христом на коленях, ранее находившаяся над порталом храма. Ныне скульптура хранится в соседнем монастыре Соколица . Детали фасада храма находятся в Национальном музее в Белграде и Археологическом музее в Скопье. В XV веке сгорела библиотека. В XVI веке монастырь был разрушен турками, так как в нём собирались беглецы из турецкой неволи. В дальнейшем турки построили вокруг монастыря стену и превратили его в свою крепость. В XIX веке полуразрушенная церковь была превращена турками в мечеть, существовавшую до Первой мировой войны. В 1938—1939 годах в здании был вновь создан православный храм. Консервация памятника была проведена в 1939—1940 годах, частичная реставрация храма проведена в 1990 году. В 2004 году в стены обители вернулась монашеская жизнь, был построен новый братский корпус, в 2006 году началась масштабная реставрация. Сейчас монастырь Баньска — один из духовных центров сербского Косова. В окрестностях монастыря, в селе Баньска, также находится курортный комплекс с источниками лечебной воды, температура которой 43°C и 47°C. Монастырь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Святой первомученик архидиакон Стефан считается покровителем династии Неманичей. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что музыкальный форум даст возможность многим почувствовать радость великого праздника Рождества Христова, откроет новые имена исполнителей, укрепит братские и творческие связи. Программу фестиваля открыл Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А.Пузакова. Певчие исполнили тропарь и кондак праздника Рождества Христова на музыку А.Д.Кастальского, избранные песнопения Литургии по чину святителя Иоанна Златоуста С.В.Рахманинова, песнопения Великого поста и Пасхи Н.С.Голованова, «Херувимскую песнь» (переложение первого контрапункта из «Искусства фуги» И.С.Баха) митрополита Волоколамского Илариона, а также ряд духовных произведений современных композиторов А.О.Вискова и А.Л.Рыбникова. В рамках фестиваля, который завершится 23 января, выступят ведущие хоровые коллективы из разных стран, в том числе хор Вестминстерского аббатства (Лондон, Великобритания), хор «Святой Стефан Дечанский» собора Трех святителей (Нови-Сад, Сербия) и хор Первопрестольного святого Эчмиадзина (Армения). Среди российских участников – мужской хор московского Сретенского ставропигиального монастыря и хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Служба коммуникации ОВЦС Читайте также: Первый Рождественский фестиваль как миссионерская акция Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-moskovskom-mezhdunar...

Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В нач. XVI в. он был перестроен, получив сходство с 3-нефной базиликой. Храм перекрыт 2-скатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С зап. стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на зап. фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты серб. храмов рашской школы и элементы позднесредневек. архитектуры Дубровника. Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают зап. влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья. Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневек. серб. традиции,- мон. Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены серб. святые: свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, архиеп. Арсений и кор. Стефан Дечанский. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона). Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана. В комплекс Д., окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный братский корпус, неск. захоронений и маленькая ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В Д. в серебряном ковчеге хранятся почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святителя. Лит.: J. Опис манастира Лист за цркву и школу. 1899. Год. 10; 1900. Год. 11; Лeohmuje архим. Mohorpaфuja манастира са подручним црквама. Мостар, 1908; он же. Манастир са подручним црквама. Београд, 20002; В. Манастир Сер. 3. Београд, 1925. 3. С. 72-77; З. , С. Манастир старине. Capajebo, 1959/1960. 6/7. С. 143-159; З. Пренос манастира Консерваторски uзbeшmaj//Там же. 1967. 11. С. 67-86, 175-180; он же. Добричево. Capajebo, 1967; он же. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Capajebo, 1971. С. 69-71, 193-199, 217-220, 296-300, 345-356; он же. Гeopruje Capajebo, 1977. С. 34-37, 158-164, 332-342; он же. Нека искуства на преносу ман-ра Београд, 1980. С. 17-30; Ковач Н. История и архитектура серб. церквей и мон-рей в Боснии и Герцеговине: XIII-XVIII вв.: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2006.

http://pravenc.ru/text/178648.html

Заходим. Несколько шагов – и сам воздух меняется. Мы к этому уже привыкли, наверное, поэтому всякий раз, когда приезжаем в Косово, стремимся большую часть времени проводить именно в монастырях. Нас встречает деловитый, добрый и немного строгий отец Петр (Роевич). Отец Петр немедленно повел нас в трапезную и предложил традиционное угощение, согласившись немного рассказать об этой удивительной обители. Монастырь Высокие Дечаны      – Отец Петр, расскажите, пожалуйста, немного об истории Высоких Дечан. – Монастырь Высокие Дечаны был основан сербским королем Стефаном Урошем III Дечанским , сыном святого короля Милутина и отцом сербского короля Душана. Церковь празднует его память как великомученика 24-го ноября по новому стилю. Десятилетним мальчиком он был отдан в заложники татарскому хану Ногаю. В молодости, несправедливо обвиненный в намерении свергнуть своего отца с престола, Стефан был ослеплен, сослан в Константинополь и заключен в монастырь Христа Пантократора. Своей молитвенной жизнью, кротостью и милосердием он стяжал уважение братии, знати и самого императора – Андроника II. После семилетнего заточения в монастыре, благодаря участию сербских и византийских епископов, произошло его примирение с отцом. После смерти святого короля Милутина в 1322-м году Стефан был коронован под именем Урош III. Перед коронацией Стефан вновь обрел зрение. Он снял с глаз повязку и объявил о чудесном исцелении, дарованном ему по молитвам святителя Николая Чудотворца. Стефан Урош III унаследовал от отца мощную державу, с развитым сельским хозяйством и торговлей, богатую золотыми и серебряными рудниками. Он правил Сербией мудро, богоугодно и человеколюбиво. Король занимался благотворительностью, строительством и украшением храмов и монастырей в своем отечестве и за его пределами – в Святой Земле, Александрии, на Синае, Фессалии, Константинополе, на Афоне. Вершиной его ктиторской деятельности стало строительство монастыря Высокие Дечаны, благодаря которому святой король и был назван Дечанским. Исполненный благодарности Богу за все Его благодеяния, в 1327-м году король Стефан Урош III по благословению архиепископа Сербского Даниила II основывает монастырь Высокие Дечаны. Тогда была заложена церковь, и за восемь лет она была построена.

http://pravoslavie.ru/72193.html

Монастырь Высокие Дечаны      – Каковы особенности архитектуры и внутреннего интерьера собора? – Нужно сказать, что при строительстве храма использовались только местные материалы: уникальные мрамор и оникс добывали тогда и продолжают добывать сегодня в этих краях. Потом церковь была украшена скульптурами в романо-готическом стиле, а фрески были выполнены в византийских традициях. Таким образом, в архитектуре монастыря органически соединились западная и восточная христианская традиции. Такое соединение было характерно для периода правления «лозы Неманичей» – целого ряда святых сербских правителей, с XII-ro по XIV-й век. Первый шедевр тех времен – это монастырь Студеница, «мать монастырей сербских», как он еще называется в нашей традиции, а Высокие Дечаны – это последняя архитектурная жемчужина того славного времени. Завершено было строительство, точнее, роспись храма фресками при сыне святого Стефана Дечанского, святом короле Душане в 1348-м году. Сам король Стефан не увидел красоту построенного храма и монастыря: он был убит в 1331-м году. Молодой король Душан, его сын, взял на себя заботу о благоустройстве и росписи собора. А в 1343-м году король Душан объявил грамотой о чудесном явлении благодати от мощей своего отца. Святой Стефан Дечанский явился церковному старосте и игумену монастыря и повелел им извлечь свое тело из могилы. Архиепископ и весь священный собор с молитвами открыли гроб и нашли в нем нетленные, источающие благоухание святые мощи короля. Их положили в киот и поставили перед иконостасом, чтобы все могли их видеть и поклониться им. Многие больные, слепые, глухонемые и расслабленные, бездетные женщины и душевнобольные подходили к святому с верой и молитвой и получали исцеление – так продолжается и по сей день. Около тысячи фресок находятся здесь, в храме Вознесения Господня, занимая площадь около 4000 квадратных метров. Таким образом, это самое большое в мире сохранившееся собрание фресок, выполненных в византийском стиле. Что касается деталей, то фрески рассказывают о событиях Ветхого и Нового Заветов, об истории Церкви многих веков. Еще одной особенностью этого храма можно считать то, что это, пожалуй, единственный христианский храм на Балканах, который всегда оставался таким, каким он был построен, и не был превращен оккупантами в мечеть. Он несколько раз подвергался разорению и осквернению, но всегда отстраивался и приобретал свой первоначальный вид. Конечно, иноки монастыря и благотворители трудились над тем, чтобы сохранить монастырь, провести ремонт, заменить крышу, но само здание церкви, повторюсь, остается аутентичным: как храм выглядел в XIV веке, так он стоит и сейчас.

http://pravoslavie.ru/72193.html

Современный облик монастырь получил в 1779 году. Тогда же был воздвигнут и новый большой алтарь. Со времени своего основания монастырь Крка был духовным центром для сербов Далмации. Монастырю часто присылали различные святыни и драгоценности из Иерусалима, Святой Горы Афон, Венеции, России и т.д. Адрес: Manastir Krka, 22305, Kistanje Электронная почта: manastirkrka@gmail.com Подробнее... Женский монастырь Крупа [ править править код ] Монастырь Крупа находится в Северной Далмации, в Хорватии, основан в 1317 году. Монастырь Крупа был основан во времена короля Милутина в 1317 году монахами из района сегодняшней Босанска-Крупы. Во времена царя Душана Сильного в 1345 году монастырь был обновлён, о чём свидетельствует запись на своде монастырской церкви. Сербский король Милутин, его сын Стефан Урош III Дечанский и внук Стефан Урош IV Душан дарили монастырю значительные земельные владения. Позднее их принадлежность монастырю подтверждали султанские фирманы. После турецкого вторжения в сербские земли монастырь стал духовной опорой для сербов Далмации. В этот период значительное внимание ему оказывали деспоты Бранковичи. Во времена венецианско-турецких войн монастырь неоднократно страдал, однако каждый раз восстанавливался и отстраивался заново. В 1537 году монастырь попал под власть турок, а с 1557 года управлением им взяли на себя архиереи Дабро-Боснийские. Благодаря стараниям епископа Далматинского Фотия монастырь в настоящее время восстанавливается, растёт количество монахов. Адрес: Manastir Krupa, 23450, Krupa Электронная почта: manastir.krupa@gmail.com Подробнее... Лепавинский мужской монастырь [ править править код ] Лепавина — мужской монастырь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, относится к Сербской Православной Церкви, основан в XVI веке. В местной летописи сообщается, что монастырь был построен около 1550 года, вскоре после основания первых сербских поселений в Верхней Славонии. Его основателем считается постриженик афонского монастыря Хиландар Ефрем Вукобрадович родом из Герцеговины, который с двумя монахами из Боснии построил небольшую деревянную церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Хорв...

30 марта 2007 года рядом с монастырём раздался взрыв. Епископ Феодосий, настоятель монастыря, констатировал, что взрыв был следствием миномётного обстрела. Високи Дечани – общежитейный мужской монастырь, в котором монашеская традиция непрерывно передается с XIV в. Сегодня в обители подвизаются 20 монахов и послушников. Настоятелем обители является архимандрит Савва (Янич), который руководит братией с 2011 г. Монахи несут различные послушания: занимаются иконописью, резьбой по дереву, сельским хозяйством. В монастыре развита благотворительная деятельность. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Главный собор посвящён Спасу Вседержителю (Пантократору) и сложен из пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из Котора. Он отличается от других сербских храмов того времени своими внушительными размерами и заметными романскими чертами. Церковь Пантократора имеет сложную структуру — это 5-нефная в центральной части и 3-хнефная в притворе базилика. Сочетающая черты базилики и крестово-купольного храма церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства (двухцветные ряды полированного мрамора на фасадах, беломраморные рельефы с сочными узорами). В интерьере церкви — около 1000 изображений отдельных святых, все основные сюжеты Нового завета, фрески с портретами царей из рода Неманичей (XIV в.). Род Неманичей (Лоза Неманичей) [ править править код ] На восточной стене притвора, чуть южнее ведущего в наос портала, написано изображение родословного древа династии Неманичей в виде лозы. Эта композиция развивалась в сербской живописи начиная с фресок монастыря Грачаница. Корень лозы держит в руках святой Симеон Неманя , а слева и справа от него стоят его сыновья, святой Сава , основатель автокефальной Сербской Церкви, и святой Стефан Первовенчанный , учредивший в Сербии королевскую власть. Над ними среди веточек лозы и цветов представлены остальные члены династии; некоторые изображены в полный рост, а некоторые только по пояс. Ни одна подробность фрески не случайна; как и в других дечанских композициях, все здесь тщательно продумано и изображено. Фреска имела цель подчеркнуть древность правящей династии, крайними потомками которой были основатели дечанского собора, и показать, что их власть, так же, как и власть их предков, получена по праву семейного наследия и благословению Божьему.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В XVIII веке на фундаменте бывшей церкви была построена новая церковь. Монастырь находится в горах, до него можно добраться через деревню Ибарска Слатина. По соседству находятся албанские деревни Черанье, Кошутово и Шальска Бистрица. В монастыре регулярно проводятся утреннее и вечернее богослужения, а в пятницу служится Акафист преподобномученице Параскеве. Богослужения совершают священники из Лепосавича. Адрес: Leposaviq 43500, Косово. Электронная почта: manastirsv.petke@gmail.com Подробнее... Женский монастырь Соколица [ править править код ] Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, известный в народе как монастырь Соколица, — средневековая сербская святыня, основан в XIV веке. К церкви XIV века позже был пристроен придел, а в период между двумя мировыми войнами построена колокольня. Из живописи XV века сохранилось несколько фрагментов. Иконостас был выполнен иконописцами русской художественной школы в 1926 году, а паникадила — ручная работа Патриарха Сербского Павла, тогдашнего епископа Рашско-Призренского. В монастырской ризнице хранится несколько исключительно ценных книг: русская Псалтирь (1653 г.) и молитвенник (1838). В монастыре находится знаменитая мраморная скульптура Богородицы, принесенная в монастырь в XIV веке, в период основания монастыря. С тех пор святыня помогает и сербам, и албанцам — всякому, кто приходит к Богородице с верой и просит о помощи. Адрес: село Болетин (неподалеку от Звечана), Косово. Телефон: +383 28 664140 Подробнее... Женский монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Джяковица) [ править править код ] Монастырь был основан на месте бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI века. Некогда это был метох монастыря Высоки Дечани. Считается, что основателем монастыря был сербский король Стефан Дечанский. В монастырской ризнице находилась коллекция богослужебных книг и церковных предметов XVII-XIX вв., и предполагается, что большой колокол с греческой надписью, хранящийся в ризнице монастыря Высокие Дечаны, происходит именно из этого монастыря. Среди икон своей художественной ценностью выделяется икона Успения Богородицы XVII века в кованом окладе.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Илья Числов и президент Матицы Сербской Драган Станич на презентации первого русского перевода «Луча микрокосма» - В Черногории находятся и многие великие святыни общесербского и всеправославного значения: десница Иоанна Крестителя в Цетиньском монастыре (резиденции митрополита Черногорского), мощи святителя Василия Острожского в знаменитом Остроге. - Удивительное чувство испытываешь, пересекая невидимую границу между Нижним и Верхним Острогом. Наверное, поэтому сюда, как и к блаженной старице Матроне, нескончаемым потоком идут самые разные люди, часто и неправославные, по серпантину и напрямик - по крутым горным тропам, через лес. - Как я слышала, среди последних все-таки преобладают западные европейцы, немцы, итальянцы... Архимандрит монастыря Великая Ремета Стефан с русскими паломниками - Да, особенно много итальянцев. Невольно вспоминаешь наши поездки на оккупированное, но не сломленное сербское Косово. Там, в старинном монастыре Высокие Дечаны, охраняемом итальянскими военными от ярости агарянской, кою активно подпитывают сегодня американские доллары, крестились в веру православную 12 десантников. Двадцать итальянцев погибли, защищая святую обитель. В самих же Высоких Дечанах - ни одна черепица не упала с крыши! И это - после минометных обстрелов. Сейчас ситуация не столь напряженная, а были периоды, например в 2004 г., когда казалось, что события 1999 г. повторятся в еще больших масштабах. Дечаны - особое место соприкосновения горнего и дольнего мира. Не сомневаюсь, что каждый православный христианин, побывавший там, ощутил сию необыкновенную благодать. Сербы по-детски простодушно заявляют, что мощи святого короля Стефана Дечанского, всегда пребывавшие в обители и не оскверненные ни во времена турецкого ига, ни в период безбожной титовской власти, ни при натовских оккупантах и албанских вандалах, наряду с мощами святителя Василия Острожского, являются «самыми чудотворными» из всех сербских святынь. - Еще одна параллель с Острогом. - Конечно. И таких параллелей много. Ведь Сербия, разделенная сегодня (как и Россия) на три государства и ряд «территорий», это единое духовное и сакрально-историческое пространство. Самая большая страна на Балканском полуострове (при взгляде на политическую карту этого, к сожалению, не видно). И не только территориально. По сути, Сербия - в масштабах Балкан - то же, что и Россия в масштабах всего мира. Так же является «удерживающим»...

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/17/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010