8) Евстафий 2-й, тоже малоизвестный; скончался в 1304 г. 9) Савва 3-й, из постриженников хилендарских, был епископом в Призрене. Ко времени его архиепископства относится учреждение новых епархий в Хвостне, Кончуле и Баньске (последняя называлась после Вучитернскою), возобновление и создание множества монастырей и церквей с больницами королем Милютином 6 . Скончался 1316 года. Преемствовал ему – 10) Св. Никодим, из игуменов хилендарских. Архиеп. Даниил пишет: «по преставлении Саввы 3-го, соборно избраша Никодима, иже во святей горе. Пришел он, повинуяся кралю и собору, ктому же убежден и от чернец святогорских. И егда прииде время посвящения, посвятиша его в день Вознесения Господня 7 , и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием, глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета». В январе 1321 года венчал на царство старшего сына Милютинова, Стефана, так-называемого Дечанского. Обративши внимание на разнообразие богослужебного чина, он послал в цареградский монастырь св. Предтечи за типиком иерусалимским и в 1319 году перевел 8 его с греческого на сербский язык; по его же повелению списываемы были и распространяемы по церквам богослужебные книги, а еретиков-богомилов он преследовал обличениями и гражданскими взысканиями. Скончался в мае 1325 года. В большой печской церкви находится и теперь рака с мощами его, а в южном приделе хранится под стеклом богатая его митра 9 . 11) Даниил 2-й, архиепископ, в юности служил при дворе короля Милютина; тайно ушел в монастырь Кончул и постригся там; чрез несколько времени архиеп. Евстафий 2-й назначил его игуменом хилендарской обители на Афоне, откуда король Милютин вызвал его на епископию баньскую; в 1317 году перевел в Холм. Правление церковью в сане архиепископа ознаменовал созданием многих церквей, заведением школ, устройством монастырей, заведением садов и заселением пустынь, а особенно учительностию в Слове Божием. В 1334 году король Стефан уступил дубровницкой республике Стон и Редь, но с уговором, «чтоб оставались там священники сербские и совершали богослужение в церквах.» Даниил скончался 19 декабря 1338 г.; от него остались жизнеописания архиепископов сербских и королей: Уроша 1-го, Драгутина, Милютина и Стефана Дечанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Св. Савва, арх. Серб., янв. 12, 1237 г. Пр. Роман, ноябр. 24 Арсений серб. 1267 г., окт. 28. Савва 2 арх. авг. 30. Евстафий арх. Янв. 4. Иоанникий чернорецкий, апр. 26. Петр коршишский, июн. 5. К. Стефан Милютин, окт. 29, 1320 г. Пр. Козма, сент. 23, 1323 г. Никодим арх. авг. 30. К. Стефан дечанский, ноябр. 11, 1336 г. Даниил арх. авг. 30. Пр. Филофея, мая 28. Иоанникий арх. авг. 30. Пр. Феодосий, февр. 27, 1362. Ц. Урош, дек. 2, 1367 г. Кн. Лазарь, июн. 15, 1389 г. Спиридон и Ефрем п. авг. 30. Пр. Григорий, дек. 7, 1406 г. Стефан Лазаревич, июл. 19, 1427 г. Пр. Нектарий битольский дек. 5, 1500 г. Иоанн деспот, дек. 10, 1503 г. Георгий муч. февр. 11, 1515 г. Стефан Щилянович, окт. 4, 1515 г. Феофил, июл. 8, 1548 г. Макарий арх., авг. 30, 1570 г. Василий арх. апр. 29. XVII в. Гавриил патр., авг. 30, 1659 г. XVIII в. Никодим, июл. 11, 1722 г. Дамаскин, янв. 16, 1771 г. Иоанн, мар. 4, 1784 г. Анастасий, авг. 29, 1794 г. Злата, окт. 18, 1795 г. Никита, апр. 4, 1808 г. Игнатий, окт. 8, 1814 г. Онуфрий, янв. 4, 1818 г. Этот перечень святых еще неполон. Напр., в службе св. к. Стефану дечанскому (Белград 1850 г.) упоминаются дечанские подвижники Евфимий и Нестор; но о них пока ничего более неизвестно. Сербляк также жалеет, что некоторые святые известны только по именам. Чтобы вписать поименованных святых славян южных сколько-нибудь удовлетворительно, кроме сведений о самих святых, требуются сведения и о гражданской и о церковной жизни южных славян. А как мало еще обработана и гражданская и церковная история южных славян! Потому дозволительно думать, что не будут слишком строги в суде о недостатках предлагаемого описания. Новые открытия и исследования могут быть издаваемы впоследствии в виде дополнения. ЯНВАРЬ – ПРОСИНЕЦ. 4 ч. Преставление СВ. ЕВСТАФИЯ, архиепископа сербского. В месяцеслове евангелия, писанного в 1329 г. показана под 4 января «память св. Евстафия архиепископа сербского»1). Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме печской архиепископии2). Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в зетской Михайловской обители от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам, и возвращаясь оттуда, поступил в афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена3), в каковом звании идим его с 1263 г.4). Потом посвящен был в епископа зетского, туда, где принял он монашество5). Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда кор. Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Мачиха, коварная гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала су­пругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; недовольная тем, она наконец со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на её супружескую чистоту.– Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно разстроивали и его любовь к отцу. – На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королём-отцом, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж.– Сын, обвинённый партизанами мачехи в участии с мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал. Но потом партия гречанки до того разстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение 699 .– На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции. Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был в дворце, с строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастырь Вседержителя, под строгий надзор настоятеля.– В это время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими выходками о свете фаворском. Блаж. патр. Афанасий осудил Варлаама на соборе, но пронырливый Варлаам нашёл себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании Кантакузен спросил мнения Стефана о Варлааме.-Ненавидящия тя, Господи, возненавидех,– отвечал умный страдалец и прибавил:- вредных людей надобно выгонять из общества. Кантакузен поступил по его отзыву 700 .– Упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении так любил Стефан, что приводил иноков в изумление и они с любовию выслушивали советы его о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вообще же посещение святых мест сербами так усилилось в XIII столетии, что сербский Краль Стефан Урош II Милутин (1275 – 1321), тесть Византийского Императора Андроника, нашел возможным и необходимым в благодарность за победу, одержанную соединенными войсками, сербским и греческим, над персами (в Анатолии) около 1303 года, создать в самом Иерусалиме монастырь во имя св. Архангела Михаила, покровителя Сербского Царства, с больницею при нем для странноприимства и упокоения в этой обители богомольцев славянского племени. «Стефан Урош, пишет сербский летописец (архиепископ Даниил), повнегда распусти воинство свое в домы их, видев помощь Божию и покров к себе, оттоле на большую любовь и на высший подвиг подвижеся к своему любителю Христу, начать здати множество церквей святых, не токмо в своем отечестве, но и в святом граде Иерусалиме, и во св. Горе Афонстей и в самом Царьграде. Монастырь оный во Иерусалиме от него построенный, сказывается Дуфресне быти св. Архангела Михаила.» 3 Это подтверждают и другие сербские летописцы. Так, например, у одного из них читаем: «Прежде речены Милутин Краль,.. 40 лет царствова и 40 велици монастиры съворы: в Иеросолиме Архистратигом и болницу...» 4 . По договору, учиненному этим Кралем н сыном его, Урошем III Дечанским (1321–1336) с Дубровничанами (Рагузинцами), они обязали их давать ежегодно в Иерусалимский сербский Архангельский монастырь по 1000 перпер (перпер золотая монета ценою в 1/4 марки) за уступку им со стороны сербов города Стона (Stagno). Это условие было подтверждено и Стефаном IV Душаном Сильным, первым царем сербским (1336–1357). Хрисовул сего последнего, писанный в Призрене в 1358 году, показывает нам, в чем именно состояло это условие. «Поскольку изволил (так начинается хрисовул) благой и человеколюбивый Царь славы, Господь наш Иисус Христос , сын Божий, непостижимый, неисповедимый, невысказанный, несочтенный, словами не определённый, неисследимый, Владыка, и Творец, и Создатель всей твари, и умыслил помышлением Своим, как Сам то ведает и иной никто же может уведети.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Бога прогневать боится, как мире никто. В сане освоившись, – только три года пройдёт, – Там уже Богу бояться черёд настаёт» В ТРОИЦКОМ ХРАМЕ... В Троицком храме пред ракой священной застыл: Дмитрий, Василий, Рувим, Михаил, Гавриил. Веру святую хранившие, были они За отвержении унии умерщвлены. С века четвёртого здесь, утешающий мир, Дар Византии - старинный стоит монастырь... В храме от раки блаженный плывёт аромат. Сумерки полнятся стрёкотом звучных цикад. ВТОРОЕ СЕНТЯБРЯ, ПРОРОКА САМУИЛА Душно, а всё ж благодать – Вечер, молитвенно-длинный. Дремлет озёрная гладь, Не шелохнутся маслины. Утром, едва рассвело, – Ветром потянет с залива, Водное вспыхнет стекло, Горлица вскрикнет в оливах… МОНАСТЫРЬ РЕЖЕВИЧИ Вечности непреходящая быль: Гласу Всевышнего вторя, С неба старинный глядит монастырь На бесконечное море. Солнцем сожжённая знойным трава, Воздух горячий на взгорье, Дикой фисташки, олив дерева, Это – средиземноморье. Здесь – ко спасению жизни ключи, Вне – роковые распутья. Встал на молитву в глубокой ночи – Дышится полною грудью… Дух твой смиренный, и веры гранит Словно здесь были от века. Старец Мардарий молитву творит С братией… Три человека. БЕРАНЫ Сербской земли ноет память как старая рана. К храму Георгия Воина едем в Бераны. Грозная Сербия, всюду твой символ умильный – Ангел небесный, сидящий на камне могильном… Известняковые горы и не до веселья! – Далее путь из Подгорицы узким ущельем… Копья воздетые вроде бы видятся – это В небо вонзаются карандаши минаретов. Вот и достигли мы древнего града Бераны, Где половина живущих теперь – мусульмане. Веру османов принявшие – Бог им судья! – Сербами больше уже не считают себя… ВЫСОКИЕ ДЕЧАНЫ Утешает дух, врачует раны Монастырь Высокие Дечаны. В мрачном веке зла и окаянства Помолись за нас, Стефан Дечанский, В храме Пантократора старинном. Помолись за нас, убитый сыном! Божья милость да пребудет с нами Здесь, где над высокими вратами, Горнему видению подобен, Высится процветший Крест Господень… Лунный свет, – бесплотен и недвижим.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/08/...

Если ты настоящий серб, ты должен быть творцом задушбин. Подумай же, что ты доныне сделал для своей души, и поспеши сделать как можно больше, ибо душа больше всего. Если не можешь построить церковь , можешь поправить колодец, посадить при дороге дерево, можешь накормить голодного, напоить жаждущего, зажигать в храме лампадки или поклониться святым мощам, что в наших святых монастырских обителях. Есть сотни способов стать делателем задушбин, выбери любой, какой тебе по душе и по силам. 35 Каленич, Морача, Крка, Любостыня – значительные сербские монастыри (Морача – на территории Черногории). В Любостыни владыка вместе с патриархом Гавриилом (Дожичем) содержался в фашистском плену перед отправкой в Дахау. – Прим. перев. 36 Великомученик благоверный князь Иоанн Владимир – происходил из княжеской семьи и был и правителем, а также пламенным молитвенником и благочестивым строителем и ктитором церквей. В 1015 году был убит при входе в храм и обезглавлен; его нетленные чудотворные мощи находятся в его монастыре близ Аблазона (память 22 мая, 30 августа). – Прим. перев. 37 Равноапостольный Наум Охридский – (†910) ученик святых Кирилла и Мефодия. Трудился над переводом Священного Писания на славянский язык (память 20 июня, 27 июля). 38 Святой Стефан Высокий – (1377–1427 гг.) король Сербии. Прославился своей мудростью. Являл пример истинно православного государя. Построил один из прекрасных памятников сербского благочестия – Дечанский монастырь, в котором его нетленные мощи почитаются даже местными мусульманами. – Прим.перев. 39 Святая Ангелина Сербская – супруга блаженного Стефана, правителя Сербии (1457 г.). По смерти супруга, приняв монашеский постриг, посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга – святого Стефана – и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол (память 1 июля, 30 июля, 30 августа (Серб.), 10 декабря). – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Метохия - самая сакральная, самая святая часть Косова. Уже одно только название этой области, протянувшейся вдоль границы с Албанией от Печа до Призрена, говорит само за себя. Тут что ни угодье - то старый меток (монастырское владение). Менее тысячи сербов осталось сегодня в Великой Хоче, но тринадцать местных храмов напоминают о тех временах, когда жизнь здесь била ключом. Здесь, под палящим солнцем юга, ярко-голубыми глазами смотрят на вас русоволосые славянские дети, не только внешне, но и внутренне отличающиеся от многих своих белградских сверстников; смотрят с надеждой - не придет ли весть о помощи из России, с далекого Севера. Через узкие улочки мусульманской части Ораховца, где каждая вторая женщина носит чадру, а мужчины - белые арнаутские фески, только в сопровождении военных можно проехать в сербскую часть города. Там, окормляемые о. Срджаном Миленковичем, настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы, живут православные, около 500 человек. А кругом - тысячи и тысячи албанцев... Крупнейший не только на Косове, но и во всей Сербии мужской монастырь Высокие Дечаны расположен на полпути между Печом и Джаковицей. Несмотря на постоянные нападения албанцев, число братии не только не уменьшилось, но даже возросло и составляет сегодня 50 монахов и послушников, а игумен обители Феодосии был недавно хиротонисан во епископа Липлянского. В огромном Храме Вознесения Господня, где в правой части громадного придела на столь же обширной фреске представлена вся династия Неманичей, а с исполинских 30-метровых колонн главного нефа смотрят на нас святые воины в полном вооружении и Сам Господь наш Иисус Христос с обнаженным мечом в деснице, перед самым алтарем на возвышении покоятся чудотворные мощи ктитора обители - святого короля-мученика Стефана Дечанского (1321-1331), правившего Сербией накануне ее максимального расцвета и земного могущества, достигнутого при Душане Сильном. Велик пред Богом святой король Стефан, и великая сила дана ему во вспоможение родному сербскому племени, равно как и на отгнание всякого супостата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Музыка, это и тот язык, на котором Церковь говорит с миром, потому что традиционное представление о церковной миссии связано с образом проповедников, которые держат в руках Евангелие, но ведь Церковь на протяжении веков говорила с миром языком искусства, через иконы, фрески, произведения церковной поэзии и, конечно же, через музыку. И сегодня Церковь языком музыки проповедует людям те же вечные истины, которые она проповедовала на протяжении веков. Музыка оказывается мощным миссионерским средством для проповеди и для нравственно воспитания людей. Она не бывает нейтральной в духовном отношении. Есть музыка, развращающая человеческие души, которая воспитывает в человеке самые низменные инстинкты и страсти. Но есть музыка, которая духовно возвышает и очищает человека. Я надеюсь, что в рамках фестиваля наши слушатели услышат только такую музыку». Хоры — участники фестиваля Один из зарубежных гостей фестиваля – хор из Сербии «Святой Стефан Дечанский». Елица Курьяк как представитель Сербского государства заявила: «Я очень горжусь, что представители хорового пения Сербии будут присутствовать на этом фестивале. Наша традиция хорового пения не настолько богатая как в России, но она существует. Действительно, если бы не было духовного наследия, многие народы, особенно маленькие, потеряли бы свою самобытность. Поэтому те, у кого будет возможность услышать средневековую сербскую музыку, смогут понять как Сербия развивалась и как она существует сейчас». Откроет фестиваль 9 января концерт Московского Синодального хора. Регент хора, Алексей Пузаков, отметил, что для коллектива Московского Синодального хора большая честь участвовать в фестивале и тем более его открывать. «Прекрасно то, — подчеркнул заслуженный артист России, — что у истоков создания этого события стоит два выдающихся человека: маэстро Спиваков и Митрополит Иларион. Это действительно знак нашего времени, когда почетный представитель музыкальной культуры и представитель Русской Православной Церкви вместе открывают совершено новое дело.

http://pravmir.ru/pervyj-rozhdestvenskij...

После великого переселения сербов мон-рь продолжал действовать. Он пострадал от турок в 1757 г. В 1759 г. гайдуки убили игум. Герасима. В 1775 г. здесь поселились иером. Георгий (Макович-Дедчич) и 5 монахов из мон-ря Добриловина . Братия помогала участникам 1-го и 2-го серб. восстаний. В 1813 г., во время военных действий, в обители скрывалась семья лидера восстания (впосл. серб. князя) Милоша Обреновича, здесь умер и был похоронен его 5-летний сын Петар, и монастырь пользовался покровительством представителей этой семьи. Игум. Неофит в 1815 г. посетил Стамбул как представитель кн. Милоша. Мон-рь ремонтировался в 1852 г., при игум. Милентии (Петровиче), и в 1932 г., при игум. Мироне. Во время второй мировой войны, в 1943 г., немцы взяли монахов в заложники и увезли в Чачак. Управлять обителью стала игумения мон-ря Йоване Катарина, но вскоре ее убили болгары, воевавшие на стороне немцев. В 1946 г. здесь поселились сестры из Вазнесене, но в следующем году, после ареста игум. Илины, они покинули обитель. В 1954 г. сюда перешли сестры из затопленного мон-ря Йоване. В 1955-1956, 1956-1960 и 1978-1979 гг. в мон-ре проводились ремонтные работы. Храм Николе, единственный из О.-К. м., сохранил первозданный вид: это небольшое однонефное строение, возведенное из колотого известняка, с 3 конхами, притвором (вход с юж. стороны), полукруглым сводом, покрытое двускатной крышей без купола. Частично сохранились росписи в наосе (1587, при игум. Иоанникии), в притворе (1637; иером. Матфей при игум. Софронии - цикл Акафиста, образы мучеников в медальонах и ростовые фигуры святителей, среди к-рых - св. Стефан Дечанский со свт. Николаем) и на внешней юж. стене притвора (сцены из жизни свт. Николая). Повторно более скромно наос был расписан в 1697 г.; выделяется сцена «Вход Господень в Иерусалим», в верхних зонах - сцены двунадесятых праздников, Страстей Христовых, образы святых. Иконы резного иконостаса 1826-1829 гг. выполнены, вероятно, Янко Молером по заказу игум. Афанасия и кн. Милоша. В ризнице хранятся предметы XVI-XVIII вв., в т. ч. итало-критская икона Богородицы «Страстная» нач. XVI в. (возможно, кисти А. Рицоса ), искусно украшенное Каранское Евангелие (1608) и др. Преображене

http://pravenc.ru/text/2578165.html

Самым известным является скит Пресвятой Богородицы в месте Белае находящийся в двух часах ходьбы от монастыря, высоко среди скал на левом берегу Бистрицы. Пещера крайне труднодоступна, ее внутреннее пространство было обтесано и приспособлено под часовню, на стенах которой сохранились остатки фресок большой художественной ценности. В прилегающих к часовне кельях переписывались и украшались книги; некоторые из которых хранятся в монастырской ризнице. Посмотреть коллекцию предметов из монастырской ризницы , фрески и совершить виртуальную экскурсию по монастырю часть 1 , часть2 Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Преподобная Елена принадлежала к правящей династии Неманичей. Она была дочерью святого короля сербского Милутина и родной сестрой святого Стефана Дечанского. В миру она носила имя Анна Неда. Ее мощи находятся в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Престольные праздники [ править править код ] Стефан Урош III, Дечанский, Сербский, король, мученик - 24 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастирска бб, Дечани, Косово Проезд: Если вы путешествуете на собственном автомобиле, то для автомобилей с сербскими номерами нет необходимости платить пошлину при въезде в Косово и Метохию. При въезде из центральной Сербии лучше всего добираться со стороны Косовской Митровицы (90 минут в пути) или через пограничный переход в Мердаре (120 минут в пути). Со стороны Черногории от пограничного перехода Кула до монастыря дорога займет около 60 минут. Из Белграда отправляются регулярные рейсы до Гораждеваца, недалеко от Печи. Оттуда до монастыря можно доехать на такси за 10 евро. Подробнее на карте Телефон: +381 64 800 3000 , +383 49 776 024 Электронная почта: manastir@decani.org Официальный сайт монастыря Официальная страница в Фейсбук Инстаграм Паломнику [ править править код ] Время посещений: Богослужения: Устав обители включает полный круг дневных богослужений, которые начинаются в шесть часов утра с полунощницы, часов и Литургии, и заканчиваются в конце дня вечерней службой и повечерием. Особенно торжественны всенощные бдения накануне воскресения и великих праздников; они продолжаются по несколько часов, а храм в это время освещен десятками свеч, которые зажигаются на знаменитом дечанском хоросе. Наиболее великолепны праздничные и воскресные Литургии, когда служит игумен монастыря архимандрит Савва в сослужении иеромонахов. Пение братии и церковное благолепие на этих службах производят особенно сильное впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010