Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОЧИШТЕ Зочиште, муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в 5 км от Ораховаца (Косово и Метохия). Настоятель - игум. Стефан (Миленкович), 6 насельников (2008). Название мон-ря в переводе на рус. язык означает «за очи», поскольку вода расположенного вблизи источника исцеляет глазные болезни. Дата основания обители неизвестна. Согласно легенде, ц. св. целителей Космы и Дамиана на «300 лет старше монастыря Дечани» (т. е. XI в.), но искусствоведы датируют ее XIV в. Возможно, церковь именно этой обители («святых врачей») упоминается в дарственной грамоте 1327 г. серб. кор. св. Стефана Дечанского мон-рю Хиландар и в грамоте 1363 г. серб. кор. св. Стефана Уроша V. В XIV в. близ источника была возведена еще церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Во время Косовской битвы 1389 г. мон-рь пострадал и был восстановлен только во 2-й пол. XVI в. З. упоминается в записках торговца Николы Бошковича в кон. XVII в. Надпись в алтаре ц. святых Космы и Дамиана указывает, что 1 июля 1781 г. Рашско-Призренский еп. Иоанникий (Георгиевич) отслужил здесь литургию вместе со свящ. Милошем и неким диаконом. В сер. XIX в. рус. историк А. Ф. Гильфердинг в путевых заметках писал, что мон-рь сохранился хорошо, но фрески в ц. Космы и Дамиана полностью покрыты копотью. В 1860 г. в З. была проведена реконструкция. В 1871 и 1888 гг. при обители находилась серб. школа. Во время второй мировой войны З. не пострадал. При бомбардировке Белграда в апр. 1941 г. был утрачен комплект монастырских миней XV в., к-рый хранился в НБС. В 80-х гг. XX в. была проведена капитальная реставрация обители, в 1991 г. в З. возобновилась монашеская жизнь. В июне 1999 г. албанцы сожгли братский корпус, а в сент. взорвали обе церкви. Братия успела перенести мощи святых Космы и Дамиана (история их пребывания в З. неизв.) в мон-рь Сопочани и покинуть обитель. Летом 2002 г. была предпринята попытка возрождения обители, в разрушенном храме святых Космы и Дамиана было проведено богослужение, но местные албанцы в ответ подожгли развалины церкви. 17 окт. 2004 г. под защитой КФОР монахи вернулись в З. и начали реставрацию: к 2006 г. были восстановлены братский корпус и ц. святых Космы и Дамиана. 12 июля 2007 г. в З. из Сопочани вернули мощи мучеников Космы и Дамиана, а 14 июля, в день памяти святых покровителей обители, церковь освятил еп. Рашско-Призренский Артемий (Радославлевич).

http://pravenc.ru/text/200087.html

На Санкт-Петербургском подворье Оптиной пустыни в 10:00 будет отслужена Божественная Литургия при участии певчих кельи св. Фомы св. Горы Афон. 26 июня. ПРАВМИР. В Петербурге в рамках фестиваля «Академия православной музыки» выступит один из лучших афонских хоров. 29 июня 2014 года в Санкт-Петербурге уже в шестой раз откроется международный фестиваль «Академия православной музыки», — сообщает Путеводитель по Афону . На Санкт-Петербургском подворье Оптиной пустыни в 10:00 будет отслужена Божественная Литургия при участии певчих кельи св. Фомы св. Горы Афон (регент — иеромонах старец Фома) и мужского хора «Оптина пустынь». Хор “фомадов” – один из лучших хоров на Святой Горе Афон – неоднократно выступал в России. Его сольное выступление на фестивале «Академия православной музыки» состоится 30 июня в Белом зале Шереметевского дворца. Будет представлена певческая традиция Афона. 10 июля на фестивале выступит впервые приехавший в Россию хор «Святой Стефан Дечанский» (Сербия). Будут исполнены сербские церковные песнопения и народные песни. Коллектив также выступит 12 июля на традиционном выездном концерте в Новгороде. Видео: Панигир в монастыре Великая Лавра. Сводный хор фомадов и данилеев Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июня, 2019 24 апреля, 2019 29 января, 2019 12 марта, 2017 7 июня, 2016 24 марта, 2016 22 октября, 2015 17 октября, 2015 16 октября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-peterburge-vyistupit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Стефан Дечанский, мч. - житие Вмч. Стефан Дечанский, король Сербский Стефан Урош III, Дечанский (1285-1331), король Сербский, великомученик. Память 30 июня в день перенесения мощей, 30 августа (Серб.), 30 октября в день обретения мощей (Серб.) 11 ноября в день кончины Сын святого короля Сербии Стефана Уроша II Милутина и Анны Болгарской. В молодости королевич был отолсан отцем в качестве заложника к хану Ногаю в Золотую Орду. По возвращении ему было вверено управление Зетой (нынешняя Черногория). В 1314 году его отец, по наущению мачехи Стефана Дечанского, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Тогда святитель Николай Мирликийский явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Византийский император выслал из столицы еретика Варлаама. В 1320 с чудесно возвращенным зрением Стефану Дечанскому было позволено вернуться в родную Сербию, где ему пришлось одолеть нескольких претендентов на трон перед тем как он смог принять королевский венец в 1321 году. Но его соперники заручились поддержкой соседних держав и Стефану Урошу III пришлось противостоять союзу Болгарии и Византийской Империи. Две державы намеревались соединить свои силы для вторжения в Сербию в 1330 году, но Сербский король упредил их и разгромил болгарское войско в Вульбуждской битве, сразив болгарского царя Михаила Асена III. Византийский император Андроник III Палеолог отказался от вторжения в Сербию, а Стефану Дечанскому удалось присоединить часть Македонии к своей державе. Король Стефан Урош III был покровителем Церкви в своих владениях и построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, с именем которого он и вошел в историю. Однако, против короля составился придворный заговор и на трон был возведен его сын, Душан. Стефан Дечанский был заточен в Звечанском замке, где был удавлен 11 ноября 1331 года.

http://pravicon.com/info-3440

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Стефан Урош III, Дечанский, король Сербский Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». Святой Стефан родился в 1275 году от брака Стефана II Уроша Милутина и Анны, дочери деспота Фессалии Иоанна I Ангела. Он стал жертвой навета и был ослеплен по приказу отца, который считал его главой заговора, направленного против себя. Вплоть до своей смерти он терпеливо переносил испытания и страдания, причиняемые ему членами семьи. Однажды Стефану явился святитель Николай, возложил свои руки на глаза ослепленного князя и сказал: «Стефан, ничего не бойся. Вот твои глаза – в моих руках, и в нужный момент я тебе верну их». В результате новых политических смут Стефан провел пять лет заложником в монастыре Пантократора в Константинополе. Но он воспользовался вынужденным заключением, чтобы участвовать в жизни монахов и возрастать в мудрости и стойкости. Кротостью, усердием, терпением и чутким вниманием к ближним Стефан снискал одобрение иноков и завоевал большой авторитет в столице. Спустя пять лет ему вновь явился святитель Николай и сказал, что пришел исполнить обещание. Осенив слепого крестным знамением, святитель вернул ему способность видеть. После смерти отца Стефан был венчан королем Сербии 6 января 1322 года. В благодарность он основал монастырь Дечаны – шедевр византийского искусства, который также знаменует собой и наивысший расцвет сербского государства. Но вскоре Стефан был вынужден противостоять попыткам захватить власть, предпринимаемым его сводным братом Константином и двоюродным братом Владиславом, сыном Драгутина. Поскольку святой Стефан помогал престарелому императору Андронику II во время гражданской войны, которая раздирала тогда Византию, Андроник III, одержавший в конце концов верх, вступил в союз с болгарским царем, чтобы напасть на Сербское королевство. В 1330 году святой Стефан одержал блестящую победу над ним при Вельбужде и даже смог расширить границы государства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Женский монастырь Гориоч Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гориоч (серб. Манастир Гориоч) основан святым Стефаном Урошом III Дечанским. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Гориоч, согласно легенде, был построен королём Стефаном Урошом III Дечанским : таким образом он отблагодарил святого Николая , которому молился об исцелении своих глаз. Этимология подтверждает название этого монастыря (серб. «горе очи» Гориоч). По наущению злых людей отец Стефана, король Милютин, приказал своим поданным заковать Стефана в цепи и заточить в темницу в Скопле, где Стефан был ослеплен. Произошло это в Сербской области, именуемой Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая, которому Стефан в муках непрестанно молился об исцелении своих глаз, и его молитва была услышана. Стефан вернулся в свое отечество из заточения лишь спустя восемь лет. По смерти своего отца Стефан снял повязку с глаз, объявил, что святой Николай вернул ему зрение, вступил в борьбу за престол и в 1321 году был коронован. Следуя дорогой из Звечана в Печ мимо Хвосно, король Стефан часто останавливался отдохнуть на месте Бела-Стена и с высоты около 1000 метров любовался видом плодородной равнины, пересекаемой реками и окаймленной высокими горами. Здесь он решил построить монастырь, который посвятил святому Николаю Чудотворцу в знак благодарности за исцеление и сделал его метохом монастыря Высокие Дечаны своей задужбины, где и был похоронен. До наших дней не сохранилась церковь святителя Николая в первозданном виде: она была перестроена в XVI, XVIII и начале XX века. Речь идёт о простой, однонефной церкви, в которой хранятся 11 икон, написанных в XVI, XVII и XVIII веках. В первозданном виде остались колокольня, кельи и фонтан. Сокровищем монастырской церкви является ее старинный иконостас. Все иконы написаны на досках, хорошо сохранились, они очень красивы и выполнены с несомненным мастерством. На двух из них есть надписи, говорящие об их принадлежности к 1575 и 1656 гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Духовные дети Стефана Дечанского Беседа с Тамарой Петиевич, руководителем хора «Святой Стефан Дечанский» (Сербия) Рождественский фестиваль духовной музыки, прошедший в святочные дни в Москве, собрал представителей разных христианских традиций и произведения различных исторических эпох. Московской публике, воспитанной в основном на произведениях С.В. Рахманинова, А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, Д.С. Бортнянского и других русских классиков, этот музыкальный форум принес немало открытий. Одним из них стало выступление сербского хора «Святой Стефан Дечанский» из города Нови Сад, который представил ретроспективу своей национальной духовной музыки – от средневековья до наших дней. О том, как сегодня развивается сербская школа церковного пения рассказала руководитель хора Тамара Петиевич . – С чем хор приехал на фестиваль? – Мы составили программу из произведений, которые исполняются в храме за литургией. Среди них сочинения К. Станковича, положившего начало сербской профессиональной музыке в XIX веке. Кроме того, мы поем старинные песнопения XIV–XVI веков и «карловацкий» распев, в котором особенно ощущается влияние народной сербской песни. – Какова история хора, и кто его участники? – Мы выбрали день памяти одного из самых чтимых в Сербии святых – Стефана Дечанского – как день рождения нашего хора. Вы, наверное, заметили, что среди наших певцов преимущественно молодежь. Когда в 1987 году мы создавали хор, то хотели привлечь именно молодых музыкантов, которые были далеки от религии, но при этом интересовались своей культурой и историей. И за годы, что существует коллектив, многие из них пришли в Церковь, потому что искренне полюбили богослужебные распевы и само богослужение. Правда, важно еще и то, что уже в течение десяти лет в сербских школах преподаются основы православной культуры, поэтому современные молодые люди в Сербии знают о жизни в Церкви. Мы вместе с нашими певцами изучаем на практике одно из самых главных богатств нашей национальной культуры – духовную музыку, которая пережила и турецкое иго, и современные катаклизмы. Какие-то песнопения были найдены нами в Институте музыковедения Сербской Академии наук. Это крупнейший в Сербии научный центр по изучению церковного пения, здесь даже в коммунистическое время бережно сохраняли и изучали рукописи. Многие песнопения, обнаруженные здесь, были исполнены нами впервые.

http://pravoslavie.ru/44409.html

Разделы портала «Азбука веры» 29 Ноя 2022 Фото: Драган Илич, mitropolija.com Православные святыни принадлежат не какому-либо земному государству, а исключительно Богу, Его вере и Церкви. Об этом заявил митрополит Черногорский и Приморский Иоанникий 24 ноября 2022 года в Цетинском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, где в праздник святого короля Сербии Стефана Дечанского возглавил Божественную литургию. Об этом пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на Mitropolija. В своей проповеди архиерей напомнил призыв святителя Петра Цетинского времен восстания Карагеоргия, обращенный к тогдашнему настоятелю косовского монастыря Высокие Дечаны, о необходимости перенести чудотворные мощи святого короля в Черногорию для сохранности. Владыка напомнил, что сербский народ всегда упоминал Дечанский монастырь как одну из своих величайших святынь. Такие же святыни в последние годы смог защитить православный народ Черногории – «чтобы нечестивые власти не взяли их в свои руки и не делали с ними, что хотят, и таким образом не унижали нашу святую веру». «Наши святыни хотели перерегистрировать и передать государству. А потом по той же схеме и т.н. косовские власти передали бы квазигосударству Косово [все святыни, которые находятся в Косово]. Все это было уже запланировано. Так что здесь, когда мы боролись за сохранение святынь, мы также боролись за святыни Косово и Метохии, которые до сих пор находятся под угрозой», – пояснил митрополит Иоанникий. Ныне, по его словам, святыни Косово и Метохии находятся в большой опасности, потому что «западный мир хочет захватить часть территории государства Сербия и создать путем насилия государство Косово. А затем передать святые места и все культурные ценности сербского народа в Косово и Метохии этому так называемому государству». Во времена османского владычества на Балканах власти Турции не меняли принадлежность сербских святынь. Нынешнее правительство непризнанного Косово хочет это сделать. «Однако святой Стефан Дечанский и другие угодники Божии – святой царь Лазарь и сербские архиепископы и патриархи, – берегли наши святыни. В таком виде они сохранились до сего дня и ясно свидетельствуют, что это православные сербские храмы и монастыри. Конечно, они являются не только достоянием сербского народа, принадлежат к духовным и культурным сокровищам Европы и мира. Но у всего должно быть свое имя. И надо знать, кто их строил, и во славу какого Бога они воздвигнуты. По-другому и быть не может», – подчеркнул митрополит Иоанникий и добавил, что основатели посвятили святыни исключительно Богу и Его Церкви и никому другому.

http://azbyka.ru/news/mitropolit-chernog...

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Каснимо у заштити археолошке баштине на Косову У карти Косова” и „Археолошком водичу Косова” нема података о српске државе на Космету, али, с друге стране, ми се нисмо потрудили да направимо археолошку мапу кажу наши Звечанска Археолози из Српског археолошког друштва упутили су у ове године Националном савету за културу апел поводом података о српске државе на Космету, што у слици и речи у карти Косова I”, из 2006 (издавачи: наука наука и уметности Косова) и у „Археолошки водич Косова”, (издавач: локално Министарство за културу, омладину и спорт), се 2012. и увелико кружи интернетом. Савет потом Министарству културе и Влади у предложио за заштиту српске баштине на Косову и у оквиру договора о Бриселског споразума. И на томе се стало. формирана, а ни неко друго тело би се тиме бавило. Зашто, поготово ако се зна да према Александра Вулина, министра без задуженог за Косово и од у Бриселу бити баш теми културног генерални секретар Српског археолошког друштва, за „Политику” шта спорно када „Археолошки водич Косова” у –Када реч о приметни су крупни недостаци са су руководиле и именима истраживача и основном списку литературе из су преузимани подаци. Очигледно да су ови подаци намерно с обзиром на то да су вршиле Републике а истраживачи били Срби. Са друге стране, у описима локалитета истраживаних након 1999. наводе се имена на пример, Немачки археолошки институт – каже и неколико конкретних примера: – У делу се бави веком су свесно избегнути подаци и занемаривани археолошки локалитети. Два примера некропола у Матичанима,на како пише, „аутохтоно становништво”, иако се зна да то била словенско-српска некропола 9–11. века, и Ново Брдо, познати руднички центар и од места српског новца. За наш град из водича можемо сазнати да се „Novoberda”npbu пут као „Nuovo Мопте”и да се на налази велика црква „катедралног типа”. То што Ново Брдо било и град што у Новом Брду деспот Стефан издао Закон о рудницима (познат и као Новобрдски законик) и што главна црква на градском тргу управо била православна Саборна црква, за ауторе каталога важно. од на простору Косова и – Звечан, уопште ни поменуто у водичу. Под било од жупана Вукана, о чему сведочи Ана Комнина, цара, у своме делу У изворима Звечан се експлицитно са Стефаном Стефаном Дечанским и „младим Душаном.

http://pravoslavie.ru/64978.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Даниил Сербский, свт. - житие Житие святого Даниила, архиепископа Сербского Святой сербский архиепископ Даниил жил при сербских кралях Стефане Уроше II Милутине1, Стефане Уроше III Дечанском2 и Стефане Душане3 в самое славное время древней Сербии. Он происходил из знатного властелинского рода, был сыном богатых родителей4, которые имели большую семью из сыновей и дочерей, умерших, впрочем, еще во время детства Даниила. Будучи ребенком, Даниил просил родителей отдать его учителю для книжного учения, но, огорченные смертью прочих детей, отец и мать не хотели расставаться с сыном. Однако мальчик настоял на своем: он упросил одного родственника помочь ему и тайно от родителей ушел с ним к учителю. Учитель знал, чей мальчик приведен к нему, и старательно принялся за его обучение. Ребенок обнаружил необыкновенные способности и прилежание, так что скоро превзошел своих сверстников и товарищей в училище, сам стал в состоянии учить других. Родители сначала очень горевали, но когда узнали, где находится сын и как успевает, то примирились и во всем положились на волю Божию. Между тем у юноши стало развиваться стремление к целомудрию, чистоте, посту, бдению и молитве, к таким добродетелям, каковыми отличаются мужи крепкие, его стала занимать жизнь подвижническая. Он искал встречи с иноками, воздавал им должную честь и вступал в беседы об иноческой жизни, так что вскоре у него самого возгорелось желание стать иноком, и он молил Бога о сподоблении его иноческого чина. Уже в это время, много слыша о чудесах во святом граде Иерусалиме и на святой горе Афонской, он горел желанием посетить сии святые места. Но для сего не наступило еще время. Когда Даниил достиг зрелого возраста, сербский краль Стефан Урош Милутин, слыша о его достойных качествах, призвал его к своему двору, полюбил и приблизил к себе. Несмотря, однако, на свое знатное происхождение и близость к государю, Даниил не возгордился, но и при дворе держал себя смиренно и ни на минуту не оставлял мысли об иноческой жизни.

http://pravicon.com/info-2146

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010