«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) История Русской Церкви. 1700–1917 гг. «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.» — исчерпывающее, пожалуй даже лучшее, руководство по истории Русской Церкви синодального периода, написанное выдающимся русским историком Игорем Смоличем. Смолич в своей «Истории Русской Церкви. 1700-1917» выделяет следующие разделы: «Становление государственной церковности» (церковная реформа Петра), «Церковь и Государство», «Епархиальное управление», «Приходское духовенство», «Духовное образование». Целью жизни И.К. Смолича было создание монументального свода по Истории Русской Церкви. В этом смысле его труды «Жизнь и учение старцев», а также «Русское монашество» являются подготовительными для этого грандиозного замысла. Смолич сам пишет о том, что, исходя из насущных церковных потребностей, он решил «предпослать истории более раннего периода церковную историю XVIII – XIX веков, т.е. периода, начатого глубокими преобразованиями Петра Великого». Однако именно «История Русской Церкви. 1700–1917 гг.» стал вершиной научной деятельности историка. История Русской Церкви. 1700–1917 гг. Введение А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII–XX вв. на Русскую Церковь а) В XVIII столетии начинается новый период истории Русской Церкви, который в соответствии с названием высшего органа управления Церковью — Святейшего Правительствующего Синода именуется синодальным периодом. При основании Святейшего Синода решающее значение для Петра Великого (1689–1725) имели введение коллегиального принципа и отмена принципа единоначалия в высшем церковном управлении. До тех пор именно этот последний принцип лежал в основе власти патриарха Московского и всея Руси. Однако было бы неправильно считать началом синодального периода дату основания Святейшего Синода 25 января 1721 г. В действительности новый период в истории Русской Церкви начинается уже со смертью последнего патриарха Адриана (1690–1700) — 15 октября 1700 г., когда Петр I передал высшее церковное управление своему протеже, митрополиту Стефану Яворскому, как местоблюстителю патриаршего престола. Наступил переходный этап в организации церковного управления, который по сути своей относится в полной мере уже к синодальному времени, продолжавшемуся до 21 ноября 1917 г., т. е. до восстановления патриаршества в России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Петр Великий хотел организовать в России церковное управление так, как было оно организовано в протестантских странах. Такое переустройство отвечало его властному самочувствию, и требовалось логикой его общей идеи власти или «воли монаршей» Сегодня исполняется 290 лет со дня начала реформы управления Православной Церкви в России, осуществленной Петром I. Она получила название Синодальной реформы. Эта реформа, по существу, увенчивала ряд преобразований в сфере церковной жизни, которые Петр проводил в течение первых двух десятилетий XVIII века в контексте общих грандиозных перемен в Российском государстве. После кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр добился того, чтобы нового предстоятеля Церкви не избирали, назначив местоблюстителем патриаршего престола митрополита Стефана Яворского. Сопровождалось это существенным сокращением полномочий церковного начальства. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях Церкви, о ересях», все же прочие дела, находившиеся в ведении Патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом. Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. Хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. В богадельнях было приказано оставить только действительно больных и немощных. Наконец, указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть. Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы указы, «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф. Мера эта, кроме целей нравственного характера, имела в виду, главным образом, установить принадлежность данных лиц к старообрядчеству, за что они и облагались двойным налогом. Особыми указами, изданными в 1718 году, предписывалось православным обывателям непременно посещать церкви и в храмах стоять с благоговением и в безмолвии, слушая святую службу, иначе грозил штраф, взимаемый тут же в церкви особым приставленным для того «добрым человеком».

http://pravmir.ru/segodnya-ispolnyaetsya...

Предисловие Тема реабилитации представителей нетрадиционных религий и сектантских групп заинтересовала меня еще в 70-х годах, когда я впервые столкнулся с представителями иных религиозных течений. Поскольку мне приходилось много общаться с адептами разных религий и сект, я много читал не православной религиозной литературы, чтобы выявить для себя самые замысловатые аргументы, которые мои оппоненты могли бы использовать против православия. Тогда же я проявил интерес к православной религиозной литературе полемического характера. Первая полемическая книга, которая тогда оказалась в моих руках, – это «Камень Веры» митрополита Стефана Яворского . Несмотря на трудности архаического языка автора, месяца за два я осилил этот увесистый фолиант, сделав необходимые выписки и пометки в Библии , которой я пользовался. Позже для меня открылась библиотека моего духовника, ныне покойного прот. Димитрия Дудко. Здесь я нашел и книги диакона Иоанна Смолина , и целую россыпь дореволюционных журналов «Миссионерского Обозрения». В это же время я начал, сначала робко, потом более напористо, вступать в полемику с баптистами и пятидесятниками, а чуть позже с кришнаитами и иудеями. Диапазон общения расширялся, опыт полемических аргументов совершенствовался, и вскоре я решился на полемику и со старообрядцами, которые представлялись мне тогда наиболее сложными оппонентами. Первые положительные результаты пришли совершенно неожиданно для меня. В православную веру обратилась семья баптистов, с которыми я встречался в течение двух-трех месяцев. Причем эти баптисты являлись таковыми уже в трех поколениях. Духовник совершил над ними Чин присоединения, миропомазал их и обвенчал. Тогда же обратился в православие молодой пятидесятник, жена которого последовала за ним (стала православной) только год спустя. Я понимал, что первые обращенные воспринимали Православие более на эмоциональном уровне, и тогда же, в конце 70-х – начале 80-х, я создал нелегальный кружок по изучению Библии , который позже перерос в религиозно-философский семинар «Возрождение». Семинар функционировал до начала 90-х. К тому времени у меня за плечами было 2 класса семинарии, и 18 обращенных в православную веру. Присоединенные поступали в семинарию, рукополагались на приходах, и многие явно опережали меня в своем образовании и самообразовании. Я охотно включал их в работу семинара и миссионерскую работу среди не православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Псалтирь, в сокращении Блаженного Августина Мать Бл. Августина Моника до глубокой старости, крепко подвизалась о спасении своем. В ее подвижнических правилах, между прочим, было и правило: во всякий день – прочитывать Псалтирь. Видя мать свою, в летах уже престарелую, но великих подвигов своих не оставляющую, любящий и признательный сын ее Бл. Августин , для облегчения подвига матери – читать каждодневно всю Псалтирь, потрудился сократить ее в следующую молитву и дал ее престарелой подвижнице, для ежедневного чтения, вместо Псалтири. Святитель Димитрий Ростовский , собирая материалы – для составления своих Четьих-Миней, нашел в рукописях и сию молитву Бл. Августина. Молитва эта весьма понравилась угоднику Божию – составителю житий святых. Он послал ее другу своему, Митрополиту Рязанскому, Стефану Яворскому . Митрополит Стефан, прочитав и, где нужно было, исправив сию молитву, отослал ее к святителю Димитрию с надписью: «Объявить эту молитву всем верным, хотящим чести в пользу душевную». Сокращенная Псалтирь 1. Господи Боже Вседержителю, Царю вечныя славы! Ты веси, яко тот токмо человек блажен есть, который, презревши путь грешных, день и нощь поучается в законе заповедей Твоих. Научи мя грешнаго и беззаконнаго служити и работати Тебе со страхом и трепетом, – верно и от чистаго сердца. Услыши глас мой, – смиренно Тебе призывающий, премилосердно внуши глаголы моя, и не остави мене, заблуждающаго, во гневе Твоем, да не когда оный древний ненавистник – неприятель наш, аки лев похитит душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. 2. Господи, Господь наш, чудно имя Твое на небеси и на земли! Обрати врага вспять, дабы изнемог и погиб от лица Твоего: да некогда отважится уловить сетьми огненными душу мою, ниже да истребит мя жупел и дух бурен. Но, ради бедности безпомощнаго, и ради плача нищаго, возстающий и внимающий им, призри и услыши мя, Господи: Ты бо еси совет нищаго и упование его. Даждь мне, Боже мой, ходити без беззакония и творити правду, да будет часть достояния и наследия моего – благодать милосердия Твоего. Сохрани мене, яко зеницу ока, и под сению крил Твоих покрый мене: яко Ты еси крепость моя, утверждение мое и прибежище мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Ростов. Рождественский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор расположен на территории Рождественского монастыря, возле южного корпуса келий. Он не раз перестраивался. Была утрачена колокольня. В 1715 г. собор Рождественского монастыря был украшен фресковой росписью. Настенная летопись, сохранившаяся на откосе портала западной стены, сообщает только, что храм расписан «тщанием и трудолюбием игуменьи Наталии». Имена работавших здесь мастеров неизвестны. Однако особенности стиля росписи: её насыщенная, несколько пестрая цветовая гамма, живой и многословный язык повествования, богатство растительных орнаментов, пристрастие к великолепному узорочью в отделке кулис и предметов утвари, - позволяют причислить её к лучшим произведениям ярославского стиля петровской эпохи. В 1873 г. при игуменье Марии стенопись собора была прописана на пожертвования крестьянина Ивана Алексеевича Рулева. Иконография центрального храма следует ярославским традициям. Сомкнутый свод небольшого собора разделен киноварными разгранками на четыре части, в которых написаны «Новозаветная Троица», «Воскресение», «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение». Изображения четырех евангелистов остроумно перенесены на откосы верхних окон, расположенных на западной стене. Стены делятся горизонтальными разгранками на 5 ярусов. В верхнем очень кратко иллюстрирована земная жизнь Христа. Второй и третий посвящены теме акафиста Богородице. По полноте изложения (25 клейм) и богатству иконографических изводов - это лучший акафистный цикл в стенописях ярославской школы. В двух нижних ярусах очень живо написаны «Страсти Христовы». У самого иконостаса цикл «Страстей» дополняют три сцены из жизни Богоматери: «Зачатие», «Рождество» и «Вознесение». Архитектоника окон и порталов собора выявлена нечетко и не везде одинаково. На одних окнах помещены фигуры преподобных в рост, а другие служат продолжением сюжетных клейм стены. Широкие откосы трех входных порталов, соединяющие центральное помещение храма с трапезной, украшены фигурами преподобных и мучеников. На центральном портале, вместе с ангелами, охраняющими вход в храм, изображены преп. Стефан (патрон Стефана Яворского, местоблюстителя патриаршего престола в петровскую эпоху) и преп. Исаакий Далматский, считавшийся покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга. На южном портале написаны ростовские чудотворцы: Иосиф Блаженный, Петр Ордынский и Авраамий, получающий жезл от Иоанна Богослова. Последнее изображение снабжено пространным текстом из древнего жития Авраамия.

http://sobory.ru/article/?object=05697

Рощинский. Раненбургская Петропавловская пустынь. Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Это место в трех километрах к востоку от современного Чаплыгина издавна притягивало к себе христианских паломников из многих городов и весей великой России. Ступивших на эту землю поражали своим великолепием и красотой здешние природные ландшафты — глубокие и чистые воды речки Московская Ряса, тенистая дубовая роща, почти вплотную подступавшая к правому высокому берегу Становой Рясы. И над всем этим в синеву небес горделиво смотрелись золотые купола церквей. Петропавловская пустынь, или мужской общежительный монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла сыграл особую роль в жизни православных людей многих поколений. Природа края отличается неповторимой красотой в любое время года, и, видимо, не случайно именно на берегу Московской Рясы было затеяно строительство обители, более чем трехсотлетней истории которой суждено было изобиловать как светлыми, так и трагичными моментами. Знаменательно, что монастырь является как бы памятником победы российских войск над шведами и начала строительства на Неве будущей столицы российского государства — Петербурга. Многое тогда было связано с именем святых Петра и Павла. В Воронежской губернии в том же году был основан Петром I город Павловск, будущий город Новохоперск имел другое название — Петровское, а в столице появилась знаменитая Петропавловская крепость. Радость от взятия крепости Ниеншанц в устье Невы в апреле 1703-го послужила причиной и выбора названия для монастыря — чтобы монахи молились о здравии государя Петра I и укреплении государства российского. Митрополит Московский и Рязанский Стефан Яворский дал свое благословение на начало строительство пустыни и ее обустройство, а в 1711 г. прислал иеромонаха Тихона для руководства строительством храмов и всего, что относилось к монашеской обители. В том же году деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла был освящен и в нем стало проводиться регулярное богослужение. Монастырь расширялся и быстро становился одним из почитаемых мест у тамбовских и рязанских паломников. Из достопримечательностей здесь находились переданные Петром I иконы Петра и Павла, в свою очередь подаренные ему папой Римским Климентом XI, драгоценный крест тонкой работы — подарок А.Д. Меншикова; плащаница, пожертвованная в храм в 1829 г. жителями Новочеркасска. Местная помещица Бунина в середине XIX в. преподнесла монастырю Тихвинскую икону Божией Матери, что ныне хранится в Михайло-Архангельской церкви села Кривополянье. Каменное строительство здесь было начато при иеромонахе Феофиле. При нем возвели каменный храм во имя святых Петра и Павла, за это деяние он получил сан игумена. При настоятеле Авраамии в монастыре был заведен общежитийный устав. В середине XIX в. иеромонах Ириней активно занимается благотворительной деятельностью: он организует сиротский приют для местных крестьян, и первые 15 сирот поступают на содержание монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Рязань. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Собор построен в в 1693-1699гг. гениальным зодчим Я.Бухвостовым. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. На фоне краснокирпичных стен контраснтно выделяются белокаменные резные декоративные элементы. Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас. Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 гг. на месте воротной Глебовской башни кремля. Это самое высокое сооружение рязанского кремля строли в течение полувека три архитектора: костромич С. Воротилов, И. Русско и Н. Воронихин. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов. Успенским назван один из красивейших храмов Рязанского кремля – так решили рязанцы, отдающие дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д. Яхонтов, любивший Успенский собор кремля, и, как многие другие, считавший его уникальным, так описал в своих дневниках его историю: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный, он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840-х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но... опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Малыпина и Рюмина - исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая I; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50-х годах. И был расписан внутри... Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам XX столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства... Надо напомнить, что сначала Успенским собором назывался Христорождественский собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского.

http://sobory.ru/article/?object=00868

Рязань. Церковь Симеона Столпника. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первоначальное построение деревянной Симеоновской церкви «за Рязанскими вороты, за женскою площадью» относится к XVI ст. В выписи с писцовых книг Мины Лыкова под 1626 г. замечено, что при этой церкви служил поп от сгоревшей в 1666 г. Богородицерождественской церкви. При Симеоновской церкви находился больничный дом. В 1684 г. по указу митрополита Павла, как видно из расходных тетрадей того времени, «в оном больничном доме построен был Симеоновский монастырь ради приимства странников, и в нем церковь Пречистой Богородицы Одигитрии, деревянная с колокольницей и в апреле освящена. Да сделана келья двойная с сеньми, трапезная, хлебная, ледник и погреб, а на них амбар, святые ворота с часовнею, баня с сеньми, огорожен монастырь весь заметником». В 1698 г. преосв. Авраамием, вместо деревянной церкви, устроена была в Симеоновском монастыре каменная церковь с таковою же колокольнею. В 1722 г. в означенном монастыре Стефаном Яворским открыта была арифметическая школа, которая помещалась в двух светлицах, и существовала до 1724 г. Построенная преосв. Авраамием в Симеоновском монастыре каменная церковь до 1760 г. именовалась ружною, но с этого года она уже числится приходскою, об освящении которой просил иерей Василий. Около 1800 г. вид колокольни был изменен, алтарь также был перестроен и около церкви устроена ограда. Перестроенная статским советником Гавриилом Васильевичем Рюминым, а потом директ. Общественного Сергия Живого банка купцом Мыльниковым Симеоновская церковь совершенно утратила характер древности. При церкви нет ни усадебной, ни пахотной земли, но имеется ветхий деревянный дом, отказанный по духовному завещанию в собственность церкви мещанкой Маврою Алексеевной Ларионовой. При церкви имеется капитала на украшение храма 2 110 руб. и в пользу причта 4 776 руб. При Симеоновской церкви находится часовня с чудотворною иконою Знамения Пресвятой Богородицы, построенная, по преданию, на том месте, где епископ Симеон вместе с князем Рязанским Иваном Васильевичем Третьим встречал принесенную в Рязань икону Божией Матери Федотьевской…

http://sobory.ru/article/?object=35720

Санкт-Петербург. Собор Владимира равноапостольного. Князь-Владимирский Собор Карта и ближайшие объекты Каменный пятиглавый Владимирский собор - характерный пример монументального культового сооружения XVIII века. Собор, первоначально называвшийся Успенской церковью, построен близ того места, где в 1712 году была заложена мазанковая церковь " Успения на Мокруше " . Строительство каменного здания началось в 1741 году по проекту М. Г. Земцова. Работами с 1742 года руководил архитектор П. Трезини. В 1742 году основной массив здания был возведен вчерне. Собор предполагался одноглавым. Однако в 1747 году последовало распоряжение о достройке церкви " о пяти главах по древнему российскому обычаю " . В разработке проектов достройки собора приняли участие почти все крупнейшие архитекторы Петербурга 1750-1760 годов. В 1766 году был утвержден проект, исполненный архитектором А. Рипальди. Строительными работами с 1766 по 1772 годы руководил инженер А. А. Дьяков. 12 июня 1772 года произошел пожар, причинивший зданию значительный ущерб. С 1783 года работы возобновились под наблюдением архитектора И. Е. Старова. 1 октября 1789 года собор был открыт. Есть основания предполагать, что Старов несколько видоизменил обработку верхнего яруса колокольни и разработал проект соборного иконостаса, переделанного в 1823 году. Настоятель Князь-Владимирского собора отец Владимир (Сорокин). Сайт: http://www.kvsobor.orthodoxy.ru Царь Пётр I закладывал новую столицу с расчётом поскорее превратить Россию в полноправную морскую державу. В Невской дельте, как грибы после дождя, вырастали новые районы. Одним из первых стали заселять берег Малой Невы, западнее Петропавловской крепости, - даже несмотря на то, что эту местность часто заливало во время наводнений, вследствие чего район получил название " Мокруши " . Где селились люди - неизменно тут же ставили храм. В 1708 году уже появилась первая небольшая церковка во имя святителя Николая на Мокрушах. А через два года началось строительство предшественницы Князь-Владимирского храма - мазанковой церкви о трёх престолах. Первыми были достроены и освящены приделы - Никольский и Предтеченский. В 1717 году в них уже совершались богослужения. Двумя годами позже распахнул свои двери и главный храм. Его посвятили Успению Пресвятой Богородицы. Освятил новую церковь Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).

http://sobory.ru/article/?object=01401

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010