П. собр. р. лет. 1. 230; 5. 228; 8. 10 Ник. лет. 3. 208; 4. 61 Ст. кн. 1. 454–458 Карамз. 4. Прим. 384 Григор. О достов. ханск. ярл. 88, 126 Собр. госуд. грам. и догов. 1. С. 38 Собр. госуд. грам. и догов. 1. 27 Ник. лет. 4. 10 Карамз. 5. 4. Изд. Эйнерлинг См. письма эти в прил. 11. См. прил. 12. П. собр. р. лет. 8. 18 Ник. лет. 4. 29 Этой грамоты патриарха Каллиста нельзя относить к 1352 г. (Acta Patriarch. Constant. 1. 320 В ней говорится, что великий князь тверский Михаил жаловался на митрополита и требовал его на патриарший суд. Но Михаил в 1352 г. не был еще даже князем тверским и на бывшего тогда митрополита Феогноста не имел никакого повода жаловаться. Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 Act. Patriarch. Constant. 1. 580 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 Ibid. 1. 577 В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 582 См. еще прил. 13. Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.— Никон. лет. 4. 40 О рукоположении в митрополита в 1376 г.— П. собр. р. лет. 8. 25 Ник. лет. 4. 48 Степ. кн. 1. 465 П. собр. р. лет. 3. 91; 5. 235; 8. 25 П. собр. р. лет. 8. 28–30 Ник. лет. 4. 63–69, 233 Степ. кн. 1. 464–468 Карамз. 5. Прим. 54 Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. Степ. кн. 1. 468 Ник. лет. 4. 67, 234 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

См. прил. 5. Император мог разуметь здесь известную попытку галицкого князя «претворить Галич в митрополию», бывшую при избрании митрополита Петра. Все эти письма императора и патриарха см. в книге Acta Patriarchatus Constantinop. 1. 261–271. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 В письме императора к митрополиту Феогносту упоминается и о тех обвинениях, которые последний не раз возводил на Галицкого епископа. Ник. лет. 3. 192 Никон. лет. 3. 201 См. также прил. 6. Собр. р. лет. 7. 217 Ник. лет. 3. 201 Степ. кн. 1. 451 П. собр. р. лет. 3. 80–81, 86; 5. 223; 7. 207 Ник. лет. 3. 203 П. собр. р. лет. 1. 230; 3. 85; 5. 228; 7. 217 Ник. лет. 3. 201 Степ. кн. 1. 444 Житий святого Алексия или сказаний о нем известно до пяти. Первое, краткое, по всей вероятности, то самое, которое написал (Степ. кн. 1. 445 епископ Пермский Питирим († 1445), встречается в рукописях (сборн. Новг. Соф. библ. в четв., XVI в. 410. Л. 376–379 об. и напечатано в П. собр. р. лет. 8. 26–28 Второе, довольно обширное, составлено Пахомием Логофетом в 1460 г. (Опис. рукоп. Толстого. 1. 292. С. 185 297]), встречается и в рукоп. (Опис. Рум. муз. С. 204 246]; сборн. моей библ. 4. Л. 114 66. Л. 194 об. и в распространенном виде помещено в Степ. книге 1. 444 Третье, краткое, безымянного автора, начинается словами: «Сей иже во святых отец наш Алексей рода бе болярскаго, от страны северныя»,— встречается в рукописях (сборн. моей библ. 51. Л. 1 и было напечатано в Прологе московского издания 1641 г. под 12-м числом февраля Четвертое, в виде особой повести, напечатано в Никон. летописи (4. 55 Пятое, под именем Слова о житии святого Алексия, читается в нынешнем Прологе под 12-м числом февраля . Так по свидетельству Никон. лет. 4. 56 а по житию святителя Питиримову он назван только Симеоном; по житию же Пахомиеву и всех прочих — только Елевферием. Одно из этих имен могло быть дано при рождении святого, другое при крещении. Для определения времени рождения святого Алексия в Питиримовом житии его находятся два основания, довольно, впрочем, различные. Здесь, во-первых, говорится, что святой Алексий был 17 годами старше великого князя Симеона. А как Симеон родился 7 сентября 1317 г. (Карамз. 4. Прим. 247 то, значит, рождение святого Алексия случилось в 1300 г. И в таком случае надобно допустить, что, скончавшись в 1378 г., он скончался 78 лет. Но далее в том же житии повествуется, что святой Алексий 20 лет принял монашество, 40 лет пребыл в иночестве, 24 года в святительстве и умер 85 лет от рождения. Отсюда следует заключить, что, скончавшись в 1378 г., он родился в 1293 г. Разность между двумя выводами в семи годах (П. собр. р. лет. 7. 26, 28 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. «Сколько лет ползаешь ты на коленах?» спросил явившийся ему Василий. «Двенадцать лет и все, что имел, роздал врачам, но без пользы», отвечал старец. «Для чего же ты, сказал ему Василий, не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» «Верую, Господи, сказал бедняк; верую, прибавил он, что твоими молитвами помилует меня Бог». – Хорошо, сказал явившийся, ступай же к гробу юродивого. Герасим пошел и совсем выздоровел 8 . «Преблаженный Василий! с юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все и удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечою всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим». «Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение». 9 2 Пролог 2 авг. Минея на август, М. 1646. Степ. книга 2, 245. 246. Видение бывшее Василию в 1521 г. Слава Богоматери (3,40–42. М. 1853 г.) некоторые приписывают Василию Блаженному. Но а) по сказанию о чинах, видение было Василию «Новогородцу» (Вивлиоф. VΙ, 195–198); а блаженный Василий был москвич; б) Василий блаженный стал известным при Грозном царе. 3 Степ. кн. 2, 245–248. Карамз. 8, пр. 173. День страшного пожара, июня 24, верно показан в царственной книге: в степенной неточность. – Этому пожару предшествовали не столько сильные пожары, апр. 12 и 20. 7 Собр. л. 4, 320. Новый летоп. стр. 28. Память блажен. Василия в уставе 1608 г. у Румян. в опис. муз. стр. 712. Иконы блажен. Василия в Хутынском монас. по описи 1642 г. Зап. археол. общ. IX. 431 459. 9 Стихира и тропарь службы 2 авг. в минее М. 1646 г. Служба бл. Василию в синод. ркп. 313. Царского 563. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

муже «ово-же в тетрадех, а иное в свитцех, и не по ряду, предняя назади, а задняя на преди». 654 Ркп. житие бл. Прокопия говорить, будто Прокопий слушал наставления в православии у пр. Варлаама в его обители: но св. Варлаам хутынский, преставившийся в 1193 г., не мог преподавать наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся почти столетием позже св. Варлаама, вероятно жизнеописатель принял одного из преемников св. Варлаама за самого пр. Варлаама, по тождеству имен. Вершинский в месяцеслове повторяет старую ошибку. 658 Устюжский летоп. у Савваитова стр. 45. 46. «Повесть о страшном чудеси» в ркп. минее Серг. лавры 5. Слава Богоматери 3. 3, 51–53. Несколько камней, павших при св. Прокопии из воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе. Доброхотова о Владимире стр. 97. 659 Устюжский лет. у Савваитова стр. 40. Год кончины показан по лит. Савваитова. У Карамзина 4, пр. 206, показан 1303 г. годом кончины. 660 Житие; Фризова летоп. г. Устюга – в север. архиве 1822 г. 12 Сольвыч. 17 стол. в записк. архив. общ. в. 33. Служба прав. Прокопию – в опис. муз. стр. 591. 604. Царского 563. В святцах устава 16 в (Толстого 1 100) июля 8. «пр. Прокопия, устюжского чудотворца». 664 Повесть о св. кн. Ольге – в начале степ. кн. 1, 6–11. Эта повесть составляет прибавление к степ. книге пришитое во время м. Макария, если не после него. Она стоит здесь без всякой связи с степ. книгою. За нею следует оглавление степ. книги, т. е. начало ее. Об Ольге степ. книга повторяет слова Нестора. 1, 80. Эта повесть – сочинение известного баснослова Василия. Из нее сделано было им извлечение для пролога, но туда оно не попало. Извлечение напеч. у преосв. Макария в ист. р. ц. 1, 228–229. Помещенное в печ. Прологе краткое житие св. Ольги встречается в ркп. прологе 15 в. у Румянцева 321. Странно, как тенденции о. Василия сходятся с тенденциями нынешних западников. 665 Лавровского о Иоакимовой летописи стр. 57. Харьков 1856 г. Иоакимова летопись – в отечеств. зап. 1856 г. о призвании Рюрика из славянского поморья и о славян. значении имен Рюрика Игоря, Олега – Гедеонов: «о варяжском вопросе, гл. 13–15». в запис. имп. акад. наук. И Нестор ясно говорит, что варяги Рюрика – не шведы, не норвежцы, не датчане, не англо-норманны. – Замечание это было нужно сделать в его время: в 11 в. варяжская дружина греческих императоров состояла уже не из одних вендских мечников, а и из кондотьеров Швеции, Норвегии, нормандской Англии... Дании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

410 Собр. л. III, 91, 96. Никон. IV, 48, 63, 68, 73. Продолж. Нестора 137–142. Степ. кн. I, 464–466. См. пр. 121, 122. И Питирим пишет, что св. Алексий «старее сый князя великого Симеона 17 лет», след. родился он в 1300 г. и скончался (12 февр. 1377 г.) 78, а не 85 лет – Питирим еще так определяет время рождения св. Алексия: «родися во княжение великое тверское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова». Боярин Акинф Гаврилович убит в 1304 г. (Карамз. IV, пр. 208, 324), митроп. Максим умер 6 декабр. 1305 г., св. Михаил пострадал 22 ноябр. 1318 г., быв велик. князем с 1304 г. Ясно, что это определение вовсе не подтверждает 85 летней старости св. Алексия. – По этому известию надлежало бы положить, что св. Алеский родился при самом вступлении кн. Михаила на великое княжение, за месяц, не более, до смерти Акинфа, в начале 1304 г., что, однако не согласно с летами старшинства Алексиева пред кн. Симеоном. 411 Троицкая лет. (у Карамз. 5, пр. 55): «бяху же епископы ставленья его Игнатий ростовский, Василий рязанский, Феофилакт смоленский, Иван сарайский (выше пр. 128, 127) Парфений смоленский, Нафанаил брянский, Афанасий рязанский, Алексий суздальский, Алексий новгородский, Василий тверской (выше пр. 136), Даниил суздальский, Герасим коломенский, Григорий черниговский, Даниил смоленский». Так и в степ. кн. 1, 464. По никон. лет. 4, 62, после Даниила суздальского и прежде Герасима коломенского посвящены и еще Матфей сарайский, Арсений ростовский, Ефимий тверской и Дионисий суздальский , два последние посвящены в 1374 г. Никон л. 4, 40, 23. Львов. л. 3, 148. Так и в Питиримовом кратком житии, только здесь пропущены Иван серайский и Парфений смоленский. Никонова летопись вообще удержала все отличия Питиримова сказания о св. Алексие, дополнив еще их своими догадками. 412 См. обзор дух. литерат. § 70. Шевырева истор. русск. словесн. III, 127–132, 157–159, 392–395. Греческая подпись его в опис. Румянц. муз. стр. 48. 416 Пахомиево житие святителя. О перенесении св. мощей из одного храма в другой у Снегирева в старине 3, 82, 83, и в прологе 20 мая. В никон. лет. 4, 65, 66 открытие мощей св. Алексия отнесено прямо в 1431 г. Потому показание о 60 летнем пребывании мощей в земле (степ. кн. I, 470) должно признать за неточное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

231 Собр. л. III, 91. 96. Никон. IV, 48. 63. 68. 73. Продолж. Нестора 137–142. Степ. кн. I. 464–466. См. пр. 199. И Питирим пишет, что св. Алексий «старее сый князя великаго Семиона 17 лет»; след. родился он в 1300 г. и скончался (12 февр. 1377 г.) 78, а не 85 лет. – Питирим еще так определяет время рождения св. Алексия: «родился во княжение великое Тферское Михаилово Ярославича, ври митрополвте Максиме, до убиеуия Акинфова». Боярин Акинф Гаврилович убит в 1304 г. (Карамз. IV, пр. 208. 324); мвтроп. Максим умер 6 декабря 1305 г.; св. Михаил пострадал 22 ноябр. 1318 г., быв велик. князем с 1304 г. Ясно, что это определение вовсё не подтверждает 85-летней старости св. Алексия. – По этому известию надлежало бы положить, что св. Алексий родился при самом вступлении кн. Михаила на великое княжение, за месяц, не более, до смерти Акинфа, в начале 1304 г., что однако не согласно с летами старшинства Алексиева пред князем Симеоном. 232 Троицкая лет. (и Карамз. 5. пр. 55): «бяху же епископы ставленья его Игнатий Ростовский, Василий Рязанский, Феофилакт Смоленский, Иван Сарайский (выше пр. 223), Парфений Смоленский, Нафанаил Брянский, Афанасий Рязанский, Алексий Суздальский, Алексий Новгородский, Василий Тверский (выше пр. 227), Даниил Суздальский, Герасим Коломенский, Григорий Черниговский, Даниил Смоленский». Так и в степ. кн. 1. 464. По Никон. лет. 4, 62, после Даниила Суздальского и прежде Герасима Коломевскаго посвящены еще Матфей Сарайский, Арсений Ростовский, Евфимий Тверский и Диоиисий Суздальский; два последние посвящены 1374 году. Никон. л. 4, 40. 38. Львов. л. 3, 148. Так и в Питиримовом кратком житии, только здесь пропущены Иван Сарайский и Парфений Смоленский. Никонова летопись вообще удержала все отличия Питиримова сказания о св. Алексии, дополнив еще их своими догадками. 233 См. обзор дух. литерат. § 70. Шевырева истор. Русск. словесн. III, 127–132. 157–159. 392–395. Греческая подпись его в опис. Румянцев. муз. стр. 48. 237 Пахомиево житие святителя. О перенесении св. мощей из одного храма в другой у Снегирева в Старине 3, 82. 83. и в прологе 20-го мая В Никон. лет. 4. 65. 66. открытие мощей св. Алексия отнесено прямо к 1431 году. Потоми показание о 60-летвем пребывании мощей в земле (степ кн. I. 470) должно призвать на неточное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. 2135 Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 (425). 2137 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 (425). 2138 Ibid. 1. 577 (425). В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. 2140 Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 (425)). О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.– Никон, лет. 4. 40 (374). О рукоположении в митрополита в 1376 г.– П. собр. р. лет. 8. 25 (351). 2143 П. собр. р. лет. 8. 28–30 (351); Ник. лет. 4. 63–69, 233 (374); Степ. кн. 1. 464–468 (308); Карамз. 5. Прим. 54 (301). Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. 2145 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120 (425)). 2147 Послания митрополита Киприана с предварительными соображениями об них напеч. в Православн. собеседнике. 1860. 2. 75–106 (356). 2148 Письмо митрополита Киприана – там же. 103. О прочем говорит он сам в житии святого Петра (Степ. кн. 1. 422–423 (308)) и, между прочим, выражается, что он отправился в Царьград третиему лету наставим) по прибытии своем в Россию. А он прибыл к нам зимою 6884 г. и, следовательно, или к концу 1376 г., или даже в начале 1377 г. (П. собр. р. лет. 3. 91 (351)). 2149 П. собр. р. лет. 8. 29, 30 (351); Степ. кн. 1. 468 (308); Ник. лет. 4. 70–74 (374); Карамз. 5. Прим. 57 (301). В Никоновой лет., где помещена особая повесть о Митяе, замечено, что он, убеждая великого князя созвать в Москву епископов, выразился: «Да мя поставят епискупа и первосвятителя», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

96 Ник. Лет. 7, 284–288. Тогда же некоторые из казанских новокрещенцев отосланы были в новгородские монастыри, с тем, чтобы игумены, снабдив их одеждой, пищей и дворами, смотрели за их верностью христианским обязанностям. Грам. в Новгор. от 11 Февр. 1556 г. в Ж. М. Н. Просв. 1844 г. 99 Письмо в Продол древ. Вивл. 5, 211. В конце сказано, что список списан с собственноручного царского письма. 100 Ркп. житие Гурия и Варсонуфия о Варсонуфии: «бе бо навык писанию срацинску и Моамефова скверная предания добре ведый и языки многими умеяше глаголати» (вероятно, кроме татарского, узнал в Крыму греческий) «и стязаяся с неверными и укоряя их и препирая и ко крещению приводя». 103 Повествование о чудесах Казанской иконы, нап. м. Гермогеном в 1594 г., у Востокова в Опис. муз. 706. 524. 104 См. в Журн. Министр. Народ. Просвещ. 1842 г. об астраханской епархии. Степ. кн. 2, 207. Никон. Лет. 7, 229–250. В 1. т. Ист. Акт. 184. жалов. грам. Астрах. Троицк. мон. 1574 г., где говорится, что в Обители 25 братий, 20 детей и несколько слуг. 105 Христианство между черкесами насаждено было во времена Юстиниана, а частью и ранее. Рубруквис в XIII в. видел на Кавказе христиан-туземцев (Библ. иностр. писат. о России стр. 149). 106 Comment. р. 68 cd: Siarcs. Барбаро в 1450 г., Интериано в 1502 г. говорили, что черкесы исповедуют греческую веру, или, по выражению последнего, имеют священников греческого исповедания (Библ. Иностр. писат. о Рос. 56, 149). Об остатках памятников христианства на северной стороне Кавказа, – Кавказ, 1847 г. 41. 107 Летоп. у Карамз. 8. пр. 416. Крещены – сын князя Сибока (пр. 76), Кудадек-Александр и сын кн. Темрюка Султанук-Михаил, оставшиеся у царя для воспитания, сам князь Тутарик-Иван. См. о кн. Черкасских Родосл. Сборник. кн. Долгорукова, кн. 4, стр. 32. 40. Пять князей черкесских, оставшихся при Иоанне в России, стали родоначальниками князей Черкасских (Ист. Акт. 2; 46, 52, 62; 4; 292, 359, 158–329). 108 Лет. Архив. 340. 349. «Приехал с Дону (сент. 1559) кн. Дм. Ив. Вишневецкий, а с ним Чюрак мурза черкасской, и бил челом от всех Черкас, чтоб их Государь пожаловал, дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их крестить всех.... Отпустил царь (в феврале 1560 г.) в Черкасы воеводу своего кн. Д. Вишневецкаго, и с ним князей черкасских кн. Ивана Биашика да кн. Василья Сибока с братьею, и попов крестьянских; и велел их крестити по их обещанью... По челобитью кабардинских князей и по неправдам Шевкаловым, отпустил воеводу Ив. Сем. Черемисинова с товарищи на Шевкал и Тюмень, и с Иваном отпустил попы крестьянские крестити кабардинских Черкас». След., отправлены две миссии священников: одна – при Вишневецком, другая – при Черемисинове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

П. собр. р. лет. 1. 50, 52 О святых Кирилле и Мефодии — в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422–423 Оболенск. О двух древн. святын. Киева — в Киевлян. 3. С. 145 П. собр. р. лет. 2. 30 Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александро-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского. Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 Степ. кн. 1. 135 Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris ornatibus diversis hos advenientes honoravit [Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)] (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 Степ. кн. 1. 39, 160 Нестор: «Се бо (т. е. Ольгу) вси человеци прославляют, видяще лежащи в теле на многа лета; рече бо пророк: Прославляющая мя прославлю» (П. собр. р. лет. 1. 29 Карамз. Ист. госуд. Росс. 1. Прим. 473 И далее: «В лето 6515 пренесени святии в святую Богородицю» (П. собр. р. лет. 1. 55 Речь, очевидно, о перенесении святых: чего же именно? Икон (Карамз. И. Г. Р. 1. С. 228. Изд. 2-е Но иконами Десятинная церковь была обогащена с самого начала, и откуда они могли быть перенесены? Или мощей? Но, сколько известно из других свидетельств, при Владимире перенесены в церковь святой Богородицы только мощи великой княгини Ольги (см. следующие прим. 148–149). Ст. кн. 1. 40 мних Иаков — в приложен. 1. В одном из названных житий, которое помещено в рукописном Прологе XV в. под 11 числом июля, читаем: «Но Бога должника себе сотвори, иже ю тако прослави нетлением, блажено тело венчав, иже и доныне есть всеми видимо верными рускыми сыньми...» И в конце: «И взем (Владимир) тело от земли бабы своея нетленно, и вложиша в раку древяну, и поставиша в церкви святыя Богородица» (рукоп. Румянц. муз. 321. Л. 353–354 Это же житие помещено и в печатном Прологе под 11 июля Другое житие святой Ольги, встречающееся в рукописи XVI в., по некоторым находящимся в нем любопытным подробностям помещаем сполна в приложен. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

193 Метафраст в Четье-Минее: «повелеваше ему худшая и последнейшая творити монастырския дела». Напрасная щепетильность! 194 В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du-Cangii Const. chr. p. 149. 150. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17 го. Usuardi martyrol. auctump. 270. 195 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частию же сочинению Епифания Славеницкого. Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в Синодальной ркп. XV в. 556. Славеницкого описание в прологе 12 Февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 196 По летописи (Карамз. 5. пр. 254) в 1393: «февраля 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98. 100. 178. 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Федоровича Даниил, родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. Костромской воевода. См. Лакьера Геральдика стр. 481. 568. 570. 197 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. князя Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 200 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3,30. 4, 55–58. 209.210. В Никон. лет. 4,58. 65. сказауо, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес. во иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за месяц до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217. 8, 27. Никон. лет. 3. 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449. 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа прошло около 33 лет. Таким образом, св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностию, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010