Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. 2135 Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 (425). 2137 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 (425). 2138 Ibid. 1. 577 (425). В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. 2140 Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 (425)). О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.– Никон, лет. 4. 40 (374). О рукоположении в митрополита в 1376 г.– П. собр. р. лет. 8. 25 (351). 2143 П. собр. р. лет. 8. 28–30 (351); Ник. лет. 4. 63–69, 233 (374); Степ. кн. 1. 464–468 (308); Карамз. 5. Прим. 54 (301). Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. 2145 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120 (425)). 2147 Послания митрополита Киприана с предварительными соображениями об них напеч. в Православн. собеседнике. 1860. 2. 75–106 (356). 2148 Письмо митрополита Киприана – там же. 103. О прочем говорит он сам в житии святого Петра (Степ. кн. 1. 422–423 (308)) и, между прочим, выражается, что он отправился в Царьград третиему лету наставим) по прибытии своем в Россию. А он прибыл к нам зимою 6884 г. и, следовательно, или к концу 1376 г., или даже в начале 1377 г. (П. собр. р. лет. 3. 91 (351)). 2149 П. собр. р. лет. 8. 29, 30 (351); Степ. кн. 1. 468 (308); Ник. лет. 4. 70–74 (374); Карамз. 5. Прим. 57 (301). В Никоновой лет., где помещена особая повесть о Митяе, замечено, что он, убеждая великого князя созвать в Москву епископов, выразился: «Да мя поставят епискупа и первосвятителя», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прим. 160 (148)), будто под банным строением надобно разуметь крестильницу (ралпсггфюу), издревле устроявшуюся при церквах, нам кажется очень искусственным и не имеющим никакого основания. Спрашиваем: 1) не странно ли, что наш летописец простое греческое название baptisterion – крещальня вздумал заменить другим, переносным и обоюдным названием – «банное строение»? 2) Откуда известно, что у нас до митрополита Ефрема не устроялись при некоторых церквах крещальни? Напротив, не без основания допускают, что она была при киевском Софийском соборе, устроенном по образцу византийского, имевшего при себе крещальню, и даже указывают доныне сохранившуюся древнюю пристройку к киевскому собору, которая видна на правой стороне его и внутри имеет (совершенно сообразно с назначением крещальни) фресковые изображения: к востоку – крещения Христова, а к южной стороне – 40 мучеников, в Севастийском озере стоящих и крестившихся в нем огненным Крещением (Опис. Киево-Соф. собора по обновлении его в 1843—1853 гг. Киев, 1854. С. 12 (115)).    Никон, лет. 1. 192 (241); 2. 11, 17 (в П. собр. р. лет. 9. 116, 125, 128 (228)); Степ. кн. 1. 229 (156). На создание Ефремом церкви в Суздале есть намек и в древней летописи (1. 108, 189 (228)). О городе Милитине означенные летописи именно выражаются: «Такоже и в Милитине в своем граде устрой и по иным своим градом митропольским», и тем заставляют предполагать, что Милитин существовал в России, как и другие города, принадлежавшие русскому митрополиту. Не был ли этот Милитин то же, что Малотин, упоминаемый неподалеку от Переяславля (П. собр. р. лет. 1. 134 (228))? А некоторые подумали, будто означенные летописи говорят здесь о городе Милитине, находившемся в Малой Армении (Карамз. 2. Прим. 160 (148)), и заключили, будто митрополит Ефрем родился в этом армянском городе и был грек, хотя в летописях нет о том ни слова (Опис. Киево-Соф. соб. 72 (115)).    Полн. собр. р. лет. 1., 128; 2. 10 (228). Никон, лет. 1. 192 (241); Степ. кн. 1. 229 (156); Опис. Киево-Печерской лавры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

96 Ник. Лет. 7, 284–288. Тогда же некоторые из казанских новокрещенцев отосланы были в новгородские монастыри, с тем, чтобы игумены, снабдив их одеждой, пищей и дворами, смотрели за их верностью христианским обязанностям. Грам. в Новгор. от 11 Февр. 1556 г. в Ж. М. Н. Просв. 1844 г. 99 Письмо в Продол древ. Вивл. 5, 211. В конце сказано, что список списан с собственноручного царского письма. 100 Ркп. житие Гурия и Варсонуфия о Варсонуфии: «бе бо навык писанию срацинску и Моамефова скверная предания добре ведый и языки многими умеяше глаголати» (вероятно, кроме татарского, узнал в Крыму греческий) «и стязаяся с неверными и укоряя их и препирая и ко крещению приводя». 103 Повествование о чудесах Казанской иконы, нап. м. Гермогеном в 1594 г., у Востокова в Опис. муз. 706. 524. 104 См. в Журн. Министр. Народ. Просвещ. 1842 г. об астраханской епархии. Степ. кн. 2, 207. Никон. Лет. 7, 229–250. В 1. т. Ист. Акт. 184. жалов. грам. Астрах. Троицк. мон. 1574 г., где говорится, что в Обители 25 братий, 20 детей и несколько слуг. 105 Христианство между черкесами насаждено было во времена Юстиниана, а частью и ранее. Рубруквис в XIII в. видел на Кавказе христиан-туземцев (Библ. иностр. писат. о России стр. 149). 106 Comment. р. 68 cd: Siarcs. Барбаро в 1450 г., Интериано в 1502 г. говорили, что черкесы исповедуют греческую веру, или, по выражению последнего, имеют священников греческого исповедания (Библ. Иностр. писат. о Рос. 56, 149). Об остатках памятников христианства на северной стороне Кавказа, – Кавказ, 1847 г. 41. 107 Летоп. у Карамз. 8. пр. 416. Крещены – сын князя Сибока (пр. 76), Кудадек-Александр и сын кн. Темрюка Султанук-Михаил, оставшиеся у царя для воспитания, сам князь Тутарик-Иван. См. о кн. Черкасских Родосл. Сборник. кн. Долгорукова, кн. 4, стр. 32. 40. Пять князей черкесских, оставшихся при Иоанне в России, стали родоначальниками князей Черкасских (Ист. Акт. 2; 46, 52, 62; 4; 292, 359, 158–329). 108 Лет. Архив. 340. 349. «Приехал с Дону (сент. 1559) кн. Дм. Ив. Вишневецкий, а с ним Чюрак мурза черкасской, и бил челом от всех Черкас, чтоб их Государь пожаловал, дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их крестить всех.... Отпустил царь (в феврале 1560 г.) в Черкасы воеводу своего кн. Д. Вишневецкаго, и с ним князей черкасских кн. Ивана Биашика да кн. Василья Сибока с братьею, и попов крестьянских; и велел их крестити по их обещанью... По челобитью кабардинских князей и по неправдам Шевкаловым, отпустил воеводу Ив. Сем. Черемисинова с товарищи на Шевкал и Тюмень, и с Иваном отпустил попы крестьянские крестити кабардинских Черкас». След., отправлены две миссии священников: одна – при Вишневецком, другая – при Черемисинове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

П. собр. р. лет. 1. 50, 52 О святых Кирилле и Мефодии — в Москвитян. 1843. Ч. 3. 6. С. 422–423 Оболенск. О двух древн. святын. Киева — в Киевлян. 3. С. 145 П. собр. р. лет. 2. 30 Ныне можно встречать только частицы этих мощей. Например, в одном напрестольном серебряном позлащенном кресте святой Александро-Невской лавры, который устроен в 1688 г. и пожертвован в нее от ключаря Благовещенского собора монаха Иосифа (как значится в описи), находятся в числе многих других мощей и мощи Климента, папы Римского. Мних Иаков — в приложен. 1; Ник. лет. 1. 92 Степ. кн. 1. 135 Дитмар: «Archiepiscopus civitatis illius cum reliquiis sanctorum et ceteris ornatibus diversis hos advenientes honoravit [Архиепископ этого города встречал их с мощами святых и прочим всевозможным благолепием» (лат.)] (Chronicon. Lib. VIII. N. 16 in Pertz Monum. Germ. hist. 3. P. 870 Степ. кн. 1. 39, 160 Нестор: «Се бо (т. е. Ольгу) вси человеци прославляют, видяще лежащи в теле на многа лета; рече бо пророк: Прославляющая мя прославлю» (П. собр. р. лет. 1. 29 Карамз. Ист. госуд. Росс. 1. Прим. 473 И далее: «В лето 6515 пренесени святии в святую Богородицю» (П. собр. р. лет. 1. 55 Речь, очевидно, о перенесении святых: чего же именно? Икон (Карамз. И. Г. Р. 1. С. 228. Изд. 2-е Но иконами Десятинная церковь была обогащена с самого начала, и откуда они могли быть перенесены? Или мощей? Но, сколько известно из других свидетельств, при Владимире перенесены в церковь святой Богородицы только мощи великой княгини Ольги (см. следующие прим. 148–149). Ст. кн. 1. 40 мних Иаков — в приложен. 1. В одном из названных житий, которое помещено в рукописном Прологе XV в. под 11 числом июля, читаем: «Но Бога должника себе сотвори, иже ю тако прослави нетлением, блажено тело венчав, иже и доныне есть всеми видимо верными рускыми сыньми...» И в конце: «И взем (Владимир) тело от земли бабы своея нетленно, и вложиша в раку древяну, и поставиша в церкви святыя Богородица» (рукоп. Румянц. муз. 321. Л. 353–354 Это же житие помещено и в печатном Прологе под 11 июля Другое житие святой Ольги, встречающееся в рукописи XVI в., по некоторым находящимся в нем любопытным подробностям помещаем сполна в приложен. 5.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

193 Метафраст в Четье-Минее: «повелеваше ему худшая и последнейшая творити монастырския дела». Напрасная щепетильность! 194 В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du-Cangii Const. chr. p. 149. 150. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17 го. Usuardi martyrol. auctump. 270. 195 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частию же сочинению Епифания Славеницкого. Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в Синодальной ркп. XV в. 556. Славеницкого описание в прологе 12 Февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 196 По летописи (Карамз. 5. пр. 254) в 1393: «февраля 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98. 100. 178. 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Федоровича Даниил, родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. Костромской воевода. См. Лакьера Геральдика стр. 481. 568. 570. 197 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. князя Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 200 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3,30. 4, 55–58. 209.210. В Никон. лет. 4,58. 65. сказауо, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес. во иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за месяц до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217. 8, 27. Никон. лет. 3. 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449. 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа прошло около 33 лет. Таким образом, св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностию, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

374 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частью же сочинению Епифания Славеницкого Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в синодальной ркп. XV в. Славеницкого опсание в прологе 12 февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 375 По летописи (Карамз. 5, пр. 254) в 1393 февр. 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия, дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98, 100, 178, 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Феодоровича Даниил родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. костромской воевода. См. Лакьера стр. 481, 568, 570. 376 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. к. Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 379 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3, 30; 4, 55–58, 209, 210. В Никон. лет. 4, 58, 65 сказано, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес., в иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за 3 месяца до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217; 8, 27. Никон. лет. 3, 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449, 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа, прошло около 33 лет. Таким образом св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностью, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. «Сколько лет ползаешь ты на коленах?» спросил явившийся ему Василий. «Двенадцать лет и все, что имел, роздал врачам, но без пользы», отвечал старец. «Для чего же ты, сказал ему Василий, не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» «Верую, Господи, сказал бедняк; верую, прибавил он, что твоими молитвами помилует меня Бог». – Хорошо, сказал явившийся, ступай же к гробу юродивого. Герасим пошел и совсем выздоровел 8 . «Преблаженный Василий! с юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все и удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечою всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим». «Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение». 9 2 Пролог 2 авг. Минея на август, М. 1646. Степ. книга 2, 245. 246. Видение бывшее Василию в 1521 г. Слава Богоматери (3,40–42. М. 1853 г.) некоторые приписывают Василию Блаженному. Но а) по сказанию о чинах, видение было Василию «Новогородцу» (Вивлиоф. VΙ, 195–198); а блаженный Василий был москвич; б) Василий блаженный стал известным при Грозном царе. 3 Степ. кн. 2, 245–248. Карамз. 8, пр. 173. День страшного пожара, июня 24, верно показан в царственной книге: в степенной неточность. – Этому пожару предшествовали не столько сильные пожары, апр. 12 и 20. 7 Собр. л. 4, 320. Новый летоп. стр. 28. Память блажен. Василия в уставе 1608 г. у Румян. в опис. муз. стр. 712. Иконы блажен. Василия в Хутынском монас. по описи 1642 г. Зап. археол. общ. IX. 431 459. 9 Стихира и тропарь службы 2 авг. в минее М. 1646 г. Служба бл. Василию в синод. ркп. 313. Царского 563. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Полн. собр. р. лет. 1. 119 (228). В рукописном житии святого Леонтия Ростовского читаем: «А тех четырех епископов Владимир посла по градом. Новъгород нарече архиепископию, посади в нем перваго епископа Иоакима. Другаго – Ростовоу, Федор нарицаемаго: посла его с сыном со князем Борисом. Той бысть первый епископ в Ростове, и крести Ростовьскую землю и Соуздальскую. Третиаго – в Чернигов. Четвертаго – в Волыньскую землю. И темже си четыре епископи первонастольници нарицаются; якоже и апостольская проповедь от кого преже была, Евангелие Божественьм проповеди, и от кого крещение приали, то суть первонастольницы: якоже и о сих нача множитися правоверная вера хрестианьская. И оттоле начата ставиги по иным градом епископы – в Новъгород, в Полтеск, в Волынскую землю» (сборн. Новг. Соф. библ. XVI в. 503. Л. 363 (10)). То же самое житие святого Леонтия находится в сборн. Рум. муз. 160. Л. 1 (40). Соображения о древности Полоцкой епархии см. также т. 2 этой «Истории». Прим. 45.    П. собр. р. лет. 1. 27; 2. 19 (228). В рукописном Киево-Печерском Патерике по редакции архимандрита Иосифа Тризны (1647—1656) была особая статья: «Туровской епископии завет блаженного Владимира (так называется в оглавлении Патерика св. Владимир) и о десятине, данней ей изо всего княжения» (Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 7 (300)). Ужели эта статья есть чистая выдумка?    В Никон, лет. именно говорится, что с самого начала поставлен был митрополитом Леонтием один епископ Новгороду Великому и Пскову (1. 105 (241)).    Древлянский князь Святослав убит в 1015 г. Святополком, а смоленский Станислав и луцкий Позвизд скончались, вероятно, еще прежде (Карамз. И. Г. Р. 2. 26 (148)).    П. собр. р. лет. 1. 65—66 (228).     Филар. Истор. Р. Церкв. 1.185 (317).     Зубрицк. Пов. о Черв. Руси. С. 66—68. М., 1845 (129).    Ник. лет. 1. 92,104,112,135 (241); Степ. кн. 1. 135,150,166, 223 (156); Татищ,. 2. 73, 79, 87 (294). Никонова летопись и Степ. книга единогласно свидетельствуют о митрополите Михаиле: «Бысть же сей митрополит учителей зело, и премудр премного, и житием велик, и крепок зело, родом сирин: тих убо бе, и кроток, и смирен, и милостив премного; иногда же страшен и сверен, егда время требоваше». Но в каталоге Захарии Копыстенского (Палинод. Ч. 3. Разд. 2. Артик. 1 ) и некоторых других Михаил называется греком, как и его ближайшие преемники. Кстати заметим, что в списке Палинодии, которым мы пользовались, писанном диаконом Саввою Добранским в 1634 г. (след. спустя только 8 лет по смерти автора), книга эта названа так: «Оборона веры Церкве Восходной и патриархов». Книга разделена на четыре части, которые подразделены на 23 раздела и еще частнее – на 102 артикула. В каталоге Кульчинского (Specimen Eccl. Ruthenicae. 162. Rom., 1733 (368)) также все три первые наши митрополита (Иоанн не упомянут) названы греками; но в каталоге Лекёня (Oriens. Christian. 1. 1261—1281. Paris, 1740 (371)) Михаил назван сирином. Снес.: Ист. росс. иерарх. 1. 81—83. Изд. 2-е (67).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9 Своей религиозной нетерпимостью папа Николай I породил схизму между греческой и латинской церквями, где 50 тыс. католиков принесены в жертву чрезмерной страсти этого властителя. 11 Французское духовенство имеет более 70 миллионов дохода и с 1814 года его собственность приумножается ежегодно более чем на 7 миллионов. Сборы в церквях Парижа и пожертвования в большие праздники, особенно по четвергам, пятницам и субботам, приносят не менее 500 т. франков в год. Случайный доход священников парижских церквей простирается от 12 до 15 тысяч франков для менее благоприятных и около 40 т. – для богатых. Ежегодно только в столице служат более 700 т. месс по франку. Считают более 600 тысяч дохода, а остальное – на разрешенные расходы, на публикование провозглашений, на еду яиц, скоромного в некоторые дни поста и другие милости для причта... Париж, нечестивый. Париж, он один доставил священникам около 5 миллионов франков. 12 История Петра III. Изданная на основании документа, найденного в бумагах Де-Монморина, бывшего министра иностранных дел и составлен­ная секретным агентом Людовика XV при дворе в С.-Петербурге. 17 Анна Феодоровна, Цесаревна и Великая Княгиня, первая супруга вел. кн. Константина Павловича. Дочь герцога Саксен-Кобурского; род. II сент. 1781 г. в Готе; 2 фев. 1796 г. приняла православие, а 16 февраля соверш. бракосочетание ее с в. кн. Константином Павловичем; в 1801 г. принуж­дена была уехать из России и проживала в Париже и Швейцарии; 20 марта 1820 г. последовал развод ее с Константином Павловичем. Ск. 12 авг. 1860 г. в Эльфенау близ Берна. 18 Каченовский, Лев Яковлевич, протоиерей. Род. в 1794 г.; оконч. курс в Черниговск. семинарии; 1 янв. 1823 г. рукополож. во свящ.; 2 авг. 1828 г. – свящ. 4-го Бугского полка; 6 июня 1830 г. – свящ. при Ясском госпитале; в конце тридцатых годов назнач. свящ. в Швейцарии, где состоял духовником в. к. Анны Феодоровны; в 1847 г. – уволен с пенсией и в том же году скончался. 19 Полисадов Василий Петрович, прот. Род. в 1815 г.; в 1842 г. оконч. Моск. Дух. Академию со степ. магист. богословия; в том же году опред. на кафедру богословия в СПб. Дух. семинар.; в марте 1845 г. рукоположен во священники; 26 мая 1847 г. опред. к церкви в Женеве и духовник, вел. кн. Анны Феодоровны; в 1849 г. – свящ. посольск. церкви в Париже; в 1854 г. – настоятель посольск. церк. в Берлине; в 1858 г. – настоят. Петропавловского собора в СПб. и проф. богословия СПб. универ.; в 1871 г. – свящ. Исаакиевского собора; в 1874 г. – в отставке. Ск. 2 авг. 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

218 Так говорят игум. Илия и справщик Григорий Онисимов в предисловии к Моск. Катехизису Лаврентия Зизания. Розенкампф о Кормчей 71–74. Догадки Розенкампфа о содержании Киприановой Кормчей оказываются неверными. Список ее – в библ. Москов. Успенского Собора (Снегирева Памятники 40 – 48). 221 Полоцкий Епископ Алексий в 1231 г. в Лет. (Карамз. 3. пр. 153. 369.) называется вместе Белогородским и Юрьевским; а Адриан Белогородский в 1191 г. Епископом Белогородским и Юрьевским. 222 Луцкая епископия известна была еще Князю Владимиру Васильковичу († 1288 г.), который сделал ей некоторые пожертвования (Волын. Лет. 223, и след. в Луцке был Епископ и прежде Феодосия, известного в 1326 г. Степ. кн. 1, 419. Ист. Р. Цер. 1, 445.). Украшение (но не основание) Холма начато не прежде 1233 г. Прежде, чем открыта была кафедра в Холме, она находилась в Уговеске: но когда Угровесский Иоасаф захотел быть Митрополитом (§ 23), тогда «переведена бысть пискупья в Холм». Здесь пребывал с 1242 г. Кирилл Епископ Холмский, нареченный Митрополит; в благодарность за чудное избавление от Батыя (в 1246 г.) Даниил украсил Холм великолепными храмами, и тогда «набран бысть и поставлен бысть Иван пискуп», т. е. по возвращении Митр. Кирилла из Никеи в 1250 г. Волын. Лет. 163. 175. 181. 196. 197. Слч. Известия Суши в Маяке 1843. кн. 22; в Север. Пчеле N 289. 1840.). О Перемышле Ист. Р. Цер. 1, 424. Волын. Лет. 218. 222. О Перемышльском епископе Афанасие 1407 г., неизвестном для Ист. Иер., говорит грамота Ягеллы 1407 г. у Зубрицкого (О Червонной Руси прибавл. Д.). См. еще выше прим. 207. 208. 189. 198. Вол. Лет. 218,222. По Новгор. 1 Лет. в 1331 г. при посвящении Новгор. Василия были Григорий Полоцкий, Афанасий Владимирский, Феодор Галицкий, Марк Перемышльский, Иоанн Холмский. 223 Волын. Лет. стр. 163. После Иоасафа, которого в 1229 г. Новгородцы хотели вызвать к себе на архиепископию (Новг. Лет.), во Владимире были Епископами Василий из Святой горы, Никифор и потом уже Косма, – все четверо были при Кн. Данииле и Васильке († 1271 г.); за тем до 1287 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010