16 августа 1929 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года. По прибытии в Соловки отец Иоанн был определен во 2–е отделение концлагеря. На этот раз пребывание отца Иоанна в Соловецком концлагере было недолгим. Начальник 6–го отделения СО ОГПУ Тучков в 1930 году развернул энергичную деятельность, направленную на уничтожение церковносвященнослужителей. 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило распоряжение об аресте и отправке в Воронежское ОГПУ священников Николая Дулова и Иоанна Стеблин–Каменского. В начале мая отец Иоанн был доставлен в Воронежскую тюрьму. Первый допрос был 15 мая. Так как священник Николай Дулов согласился давать показания, нужные следствию, то следователю оставалось всего лишь доказать наличие близкого знакомства между священниками. Отец Иоанн на вопросы следователя отвечал:«В бытность мою в Воронеже на свободе священник Дулов приезжал в Воронеж два раза; один раз на Троицу (в начале июня) 28–го года, а второй раз в ноябре того же года. Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил; брошюра»Что должен знать православный христианин»мне не знакома. Вообще я интересовался лишь мнениями авторитетных иерархов, а не безличными брошюрами». 20 мая священнику Иоанну Стеблин–Каменскому было предъявлено обвинение. Он обвинялся в том, что»распространял церковно–монархические листовки и брошюры, распространял и разного рода антисоветские провокационные слухи и вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР, имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановление монархии. В результате вышеизложенного во многих районах Центральной Черноземной области были массовые выступления населения против советской власти и ее мероприятий».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Я здесь живу не совсем так, как Вы себе представляете... Моя работа протекает хорошо знакомым мне руслом, но не тем, ко­торого ищет моя душа. Ну что ж, видимое внешнее есть образ невидимого внутреннего. Бывает и для души зима, которую мы должны уметь переживать. Любовь близких людей, как солнечные лучи, несет сердечное тепло через огромные пространства, не только не теряя своей силы, но, наоборот, давая эффект теп­ла, только достигнув объекта действия. Всё, что я имею, всё, что я получаю, так много мне говорит о любви близких, что мое серд­це согрето на многие годы, хотя бы зима души продолжалась без перерыва. Я пишу Вам в первый раз и, может быть, писать больше не буду, но знаю, что Вы и все, кому я не пишу, но кого искрен­не люблю, чувствуют мое желание всегда быть с вами, чтобы вме­сте делить скорби и радости, чтобы вместе идти крестным путем к воскресению навсегда. Меня страшит не крестный путь, а, на­оборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени. Господь да благословит всех вас, да сохранит и управит вас. Я готов сам терпеть побольше, лишь бы Он излил обильно Свою милость на тех, кого мне временно вверил. Искренне любящий вас священник Иоанн Стеблин-Каменский ». 23 апреля 1930 года в Соловецкий концлагерь поступило рас­поряжение арестовать священника Иоанна Стеблин-Каменского и этапировать в воронежскую тюрьму. 15 мая состоялся первый допрос. Незадолго перед этим был до­прошен московский священник Николай Дулов, который согла­сился лжесвидетельствовать. Следователям оставалось лишь до­казать, что священники знакомы друг с другом, о чем они и стали спрашивать отца Иоанна. «В бытность мою в Воронеже на свободе, – ответил отец Иоанн, – священник Дулов приезжал в Воронеж два раза . Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он слу­жил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я при­гласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священ­ник Дулов мне не привозил; брошюра „Что должен знать право­славный христианин " мне не знакома. Вообще я интересовался лишь мнениями авторитетных иерархов, а не безличными брошюрами».

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

Священник потребовал, чтобы ему дали возможность ответить на предъявленное обвинение. Через два дня следователь разрешил ему написать объяснительную записку. Отец Иоанн написал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя категорически не признаю. В монархической церковной организации я не состоял… Ко мне приезжали по церковным делам крестьяне, члены общин и духовенство, и из ближних сел чернички… Никаких бесед организационных, политических я не вел ни с кем». Суда не было, дело опять решила Коллегия ОГПУ. 2 августа 1930 года отцу Иоанну объявили приговор – высшая мера наказания. В десять часов вечера в окрестностях Воронежа он был расстрелян. Вместе с ним были расстреляны еще десять священнослужителей и мирян. «Истинное православие» Разгром «непоминающих» в отдельных областях страны, в том числе в Воронежской области, жертвой которого стал священномученик Иоанн, стал прелюдией к ликвидации их во всесоюзном масштабе. В 1930-31 гг. властями было инспирировано новое дело  — о всесоюзной организации «Истинно-Православная Церковь» (другое название – «Всесоюзный центр Истинное Православие»). В связи с этим лидеров иосифлян со всей страны стали свозить в Москву, в Бутырскую тюрьму. Священник Николай Дулов, давший показания на «буевцев» в Воронеже, в 1930 году был перемещен из Воронежской тюрьмы в Бутырскую, где участвовал в процессе «Всесоюзного центра Истинное Православие». По результатам следствия он был осужден условно, освобожден и в дальнейшем служил в Благовещенском храме села Федосьина Кунцевского района Московской области вплоть до его закрытия в 1941 году. Дальнейшая его судьба неизвестна. Епископ Козловский Алексий (Буй) был в заключении на Соловках с июня 1929 по февраль 1930 года. Там он был арестован по делу «буевцев» и этапирован в Воронеж. После заключения в воронежской тюрьме (май-июль 1930 года) перемещен в Бутырскую тюрьму. Там в течение года (сентябрь 1930-сентябрь 1931) он проходил по делу «Всесоюзного центра Истинное Православие», был приговорен к 10 годам ИТЛ. Был в заключении в Свирьлаге (с октября 1931), оттуда в 1932 году был доставлен в Воронежскую тюрьму на следствие по второму делу «буевцев».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Диакон Пантелеимон, двоюродный брат архим. Иннокентия, арестован в Алексеевском монастыре в 1930 г. и расстрелян. Иеромонах Вассиан из монахов Митрофаниевского монастыря, бывший иеродиакон Воскресенской церкви, в последнее время служивший в Алексеевском монастыре, арестован в 1930 г. Умер в ссылке. Алексеевский монастырь г. Воронежа, вплоть до своего закрытия, после Пасхи 1931 г., был средоточием местного и приезжего духовенства старо-тихоновского православного направления, противников обновленчества и затем сергианства. Больше церквей этого направления здесь не осталось. После закрытия Алексеевского монастыря, последнего из числа всех старо-тихоновских церквей и уничтожения их духовенства, часть народа, верная своим пастырям и их направлению, осталась совсем без церкви, без храмов и богослужения, не желая ходить в открытые сергианские церкви. Редко и случайно приезжали тайные священники, которые совершали службы по домам. Об этом знали только свои, проверенные люди, такого же настроения, секретно передававшие друг другу о службе. Ночью священник служит, а потом скрывается в кладовке, в сарае, а ночью же куда-нибудь уходит. Во время служб пели тихо и следили в окна, чтобы никто не появлялся. Если слышался стук, то прежде всего прятали священника, а потом открывали двери. Бывали случаи, что и хозяева дома не знали, что у них служба, ибо она совершалась, когда они уходили на работу. Некоторые участники потаенной церкви в России, попавши заграницу в 1943 году, впервые здесь вошли в храмы после 13 лет их бойкота. К числу таковых относится и лицо, давшее материалы о Воронежской церкви. Письмо протоиерея о. Иоанна Стеблин-Каменского из воронежской тюрьмы (переданное через руки) «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое ( Иоан. 17, 11 ). Праздник Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 29–08 /11–09, – 1929 г. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит вам, возлюбленные чада, все по немощи содеянные вами согрешения ваша; Сам Он да отрясет вашу греховную скверну, да озарит ваши помышления, да известит вас в вере, да утвердит в надежде, да сохранит в любви и да соблюдет вас честными членами Святой Своей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Несмотря на то, что у следователей не было никаких доказа­тельств участия Евфимия Гребенщикова в восстании, он был об­винен в том, что «участвовал в нелегальном совещании кулаков в церкви по организации восстания на селе против коллективиза­ции, против раскулачивания, за свержение советской власти . 29 января был арестован и отправлен в село Краснолипье, но в момент активного контрреволюционного выступления населе­ния села Платава с требованием освободить арестованных кула­ков был освобожден и продолжил контрреволюционную деятель­ность по свержению советской власти , в период безвластия на селе являлся организатором нелегальных собраний населения и за свою храбрую деятельность в борьбе против советской власти был избран кулаками старостой». 14 июля 1930 года обвиняемым было предъявлено постановле­ние об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено на рассмотрение в Коллегию ОГПУ, которая 28 июля приговорила их к расстрелу. После праздников преподобного Серафима Саровского и пророка Илии вечером 2 августа всех приговоренных к расстрелу погрузили в машину, вывезли на окраину Воронежа и объявили им приговор. Протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников), миря­не Петр Вязников и Евфимий Гребенщиков были расстреляны в десять часов вечера 2 августа 1930 года и погребены в общей без­вестной могиле.   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 361–460 Примечания [a]  Сестры Ивана, Ольга и Елизавета, были, по воспоминаниям знавших их, людьми праведной жизни. Они не вышли замуж, до 1918 г. работали медицинскими сестра­ми в Никольском военном госпитале, а затем – в Доме охраны матери и младенцев. Последние годы они прожили в городе Кашине Тверской области, воспринимаемые окружающими как люди ушедшей Святой Руси. Почили они в 1981 г. почти одновре­менно. Наверх

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

Несмотря на то, что у следователей не было никаких доказа­тельств участия Евфимия Гребенщикова в восстании, он был об­винен в том, что «участвовал в нелегальном совещании кулаков в церкви по организации восстания на селе против коллективиза­ции, против раскулачивания, за свержение советской власти . 29 января был арестован и отправлен в село Краснолипье, но в момент активного контрреволюционного выступления населе­ния села Платава с требованием освободить арестованных кула­ков был освобожден и продолжил контрреволюционную деятель­ность по свержению советской власти , в период безвластия на селе являлся организатором нелегальных собраний населения и за свою храбрую деятельность в борьбе против советской власти был избран кулаками старостой». 14 июля 1930 года обвиняемым было предъявлено постановле­ние об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено на рассмотрение в Коллегию ОГПУ, которая 28 июля приговорила их к расстрелу. После праздников преподобного Серафима Саровского и пророка Илии вечером 2 августа всех приговоренных к расстрелу погрузили в машину, вывезли на окраину Воронежа и объявили им приговор. Протоиереи Иоанн Стеблин-Каменский и Александр Архангельский, священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Кирилл (Вязников), миря­не Петр Вязников и Евфимий Гребенщиков были расстреляны в десять часов вечера 2 августа 1930 года и погребены в общей без­вестной могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Ч.1» Тверь. 2016. С. 361–460 Примечания [a] Сестры Ивана, Ольга и Елизавета, были, по воспоминаниям знавших их, людьми праведной жизни. Они не вышли замуж, до 1918 г. работали медицинскими сестра­ми в Никольском военном госпитале, а затем – в Доме охраны матери и младенцев. Последние годы они прожили в городе Кашине Тверской области, воспринимаемые окружающими как люди ушедшей Святой Руси. Почили они в 1981 г. почти одновре­менно. [b] На Владимирской улице находилась церковь Владимирской иконы Божией Матери. Эта церковь была закрыта раньше, чем на Стремянной улице, где служил отец Иоанн (храм Святой Троицы с приделами в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и Всех Святых).

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Осенью 1930 года Александра Оттоновича арестовали в последний раз. В заключении он проявлял редкое величие духа, спокойствие и мужество, на допросах держался с большой выдержкой и достоинством, хотя в это время тяжело страдал от туберкулеза лёгких, которым болел в течение последних лет. До предъявления обвинения дело так и не дошло. В начале 1931 года у Александра Оттоновича из-за условий тюремного заключения обострилась болезнь, и 22 февраля он был переведён в больничный корпус Сызранской тюрьмы, где скончался 1 апреля 1931 года в 12 часов 30 минут. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани. После того как имение Медемов было разграблено, на месте хутора Александрия возник посёлок Северный. Церковь в бывшем имении была сильно перестроена и практически разрушена. В 2004 году здесь начались восстановительные работы, которые велись при деятельной помощи внучки графа Медема Ольги Фёдоровны фон Лилиенфельд-Тоаль. 11 ноября 2007 года было совершено освящение храма во имя равноапостольных царей Константина и Елены, где теперь возносятся молитвы святому мученику Александру Медему. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ октября 1887 — †20 июля/2 августа 1930 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 7 Память празднуется 20 июля/2 августа и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Каждый из нас, читая Священное Писание, видит, как Дух Святой соработает Апостолам в Евангельской проповеди. Неужели же это возможно и так просто — что одно из лиц Святой Троицы, Творец, создавший этот мир, мог следовать как спутник рядом со Своим творением — то идя вместе с ним и всячески помогая ему, и снова участвуя в созидании этого мира как Церкви Божией, то оставляя человека на его собственное произволение?

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Предчувствия не обманули отца Иоанна, и после заключения в Соловецком концлагере он был сослан в административную ссылку в Воронеж, где только что был арестован и затем заключён в Соловки славный архипастырь Воронежский, архиепископ Пётр (Зверев), духовные дети которого и паства объединились теперь вокруг отца Иоанна, сразу ставшего одним из благочинных Воронежской епархии. И хотя само же ОГПУ и сослало отца Иоанна в Воронеж, но его духовный авторитет здесь стал таков, что сотрудники ОГПУ посчитали, что это архиепископ Пётр послал его вместо себя для продолжения борьбы с воинствующим безбожием. В ноябре 1927 года протоиерей Иоанн прибыл в Воронеж, а в мае 1929 года он уже был арестован и вновь приговорён к трём годам заключения в Соловецком концлагере. Но и этих трёх лет священноисповеднику не пришлось отбывать в Соловках — облагодатствованный страданиями, он вполне приготовился к последнему испытанию и мученическому венцу, и через год, в 1930 году, был вновь арестован и возвращён в воронежскую тюрьму. 28 июля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского к расстрелу, и 2 августа он был расстрелян в окрестностях города Воронежа вместе с группой монахов и священников, и затем тайно погребён — святые оказывались страшны для мучителей и после кончины, ибо, лишаясь жизни, получали жизнь, страшны были для мучителей и сами их мощи, ибо попаляли отца всех творящих зло — дьявола. Еще находясь в заключении, священномученик Иоанн, словно предчувствуя свой путь, писал своей пастве: “Мир лежит во зле, и, предоставленные самим себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом. Если мы внимательно относимся к своей жизни, если намечаем себе путь следования, то часто приходится нам замечать, что мы с пути сбиваемся, кружимся на одном месте и возвращаемся обрат­но. Тяжело сознавать, как ты далеко отстоишь от того места, куда рассчитывал давно прийти. Снова набираешься сил, снова пускаешься в путь — и опять неминуемы неудачи. И часто человек впадает в уныние при со­зна­нии, что время идёт, что уже невозможно ему добраться до вожделённого места. Но вот Господь Сил, терновым венцом увенчанный, идёт чело­веку навстречу и протягивает ему Свою Всемогущую руку, чтобы вести его много дальше, чем куда смел он надеяться дойти, ещё когда был полон сил. Ужели не радостен будет порыв такого человека к Господу? Ужели сможет он сравнить всё возможное на земле счастье с радостным трепетом прохождения отделяющих его от Господа шагов, как бы ни были сами по себе эти шаги тягостны? Исповедую, что мы недостойны мук за Христа, недостойны и малейшего участия в несении Его ига. Радостно поэтому и я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце моё от греховной тяготы, лишь бы Он дал моим духовным плечам почувствовать, что они несут не иное что, а Его святое, благое и вожделенное всякому христианину иго. Думаю и верю, что и все вы с радостью преклоните под него свои главы”.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Стеблин-Каменский Иоанн (1887 – 2 августа 1930), священномученик, протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Степка Подбор, заключенный уголовник Стрешнев Андрей Петрович, заключенный сотрудник лагерной администрации Суриков Василий Иванович (1848 – 19 марта 1916), художник Т Таганцев Владимир Николаевич (1889 – 26 августа 1921), географ. Расстрелян Таля, подруга О. В. Второвой-Яфа Тарасий (Ливанов Иван Алексеевич; 1877 – 11 апреля 1933), епископ Барнаульский. Арестован в сане протоирея в июле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Тарасова Надежда, племянница Н. В. Синакевич Тележинский Виктор Игнатьевич (1882–1930), химик. Приговорен в мае 1928 г. к шести годам лишения свободы и отправлен на Соловки Терентьич, заключенный сотрудник лагерной администрации Тирбейли, заключенный врач Титов, заключенный сотрудник лагерной администрации Тихон (Белавин Василий Иванович; 1865 – 7 апреля 1925), святитель, Всероссийский патриарх с 1917 г. Толстоброва Анна, заключенная Толстой Алексей Константинович (1817– 1875), граф, поэт Толстой Лев Николаевич (1828 – 20 ноября 1910), граф, писатель Топоркова Наталья Семеновна (1876(82)– ?), жена священника. Арестована в мае 1927 г., приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки Трейфельдт Л. П., коллега О. В. Второвой-Яфы Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич; 1867–?), архимандрит. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Трифильев Алексей Кириллович (1872–?), священник. В Соловецком лагере был дважды: в 1923–1926 гг., затем в мае 1927 – октябре 1928 г. Трифон Вятский (21 октября 1612), преподобный Трифунович Зоя Викториновна (урожд. Добронравова; 1925 – 29 сентября 1991), приемная дочь И. М. Андреевского Тройницкий Сергей Николаевич (1882– 1946(8)), искусствовед Троицкий Арсений Сергеевич (1880 – 19 ноября 1937), протоирей, арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 «За время своего пребывания на Соловках я почти ничего не читал, ничему не научился, многое забыл, во многом опустился, но Господь утешил меня именно тем, что мне, быть может, теперь особенно нужно. Я приобрёл полную покорность Его Воле и твёрдую уверенность в благой целесообразности всего совершающегося с нами. Это не значит, что мне не хочется домой и что я мало чувствую скорбь длительной разлуки со всеми мною любимыми, нет — мне просто стало понятно, что скорби не только могут сопутствовать христианину на его земном пути, но прямо являются естественными его спутниками». Из писем к пастве в Ленинград из Соловецкого лагеря (м.1924 и 1927) «Если за время моего служения в Воронеже и пребывания среди вас, вы, вверенные мне Господом, не чувствовали, что ваша верность Ему для меня дороже собственной жизни, то увы, ни это письмо, ни какое-либо другое вам этого не откроют… Ныне мне хочется в последний раз со слезами на глазах просить вас… Не отходите от Креста и мы будем близкими друг другу во время нашей разлуки, как долго бы она не тянулась…» Письмо к пастве, тайно переданное из Воронежской тюрьмы (11 сентября 1929 года) «В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам. Я часто себя чувствовал «золушкой» в золотой карете. Кому как не мне известно, что я действительно знаю, что я действительно читал, как я действительно трудился, как я в действительности сам по себе заслуживаю того, что мне воздавали как служителю Вседержителя. Сам по себе я действительно золушка, но силою Божиею я действительно, как это мне самому ни удивительно, имею не только одежду, но и внутренний облик служителя Духа». «Меня страшит не крестный путь, а наоборот, когда мне живется слишком хорошо, я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени». «Я готов сам терпеть побольше, лишь бы Он излил обильно Свою милость на тех, кого мне временно вверил». Письмо прихожанину из Соловецкого концлагеря (23 января 1930 года). Троицкая церковь в Петрограде-Ленинграде, где служил священномученик Иоанн, до наших дней не сохранилась. В 1938 году в здании из красного кирпича, построенном по проекту архитектора Н. Никонова, разместили районный совет по физкультуре. В 1966 году церковь снесли. В 1977-2007 гг на месте храма располагалось здание «Невских бань». В 2007 году его также снесли, в 2010 году на его месте построили новый торговый центр.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010