Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский. Фотография. Воронежская тюрьма. 1930 г. Георгиевич Стеблин-Каменский (26.10.1887, С.-Петербург - 2.08.1930, Воронеж), сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из дворянской семьи, отец был директором канцелярии Морского мин-ва, позднее - сенатором. Первоначальное образование И. получил дома. Обучался 4 года в гимназии в С.-Петербурге, после чего по семейной традиции выбрал флотскую карьеру и поступил в Морской кадетский корпус, к-рый окончил в 1908 г. со званием корабельного гардемарина, был награжден премией им. адмирала Нахимова. Служил на крейсере «Богатырь». Участвовал в заграничных плаваниях, отличился при оказании помощи жертвам землетрясения на Сицилии и в Калабрии, был награжден итальянской серебряной медалью. В 1909 г. переведен в 1-й Балтийский флотский экипаж, назначен в дивизион испытывающихся миноносцев, затем исполнял обязанности ротного командира на крейсере «Адмирал Макаров». В 1912 г. произведен в лейтенанты. Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1914) и св. Анны 3-й степени (1915). В июне 1917 г. уволен в отставку. С мая 1918 г. состоял в комиссариате городского хозяйства Петрограда, проводил работу по обследованию невских отмелей. В дек. 1918 г. мобилизован, служил помощником директора маяков на побережье Финского залива. Одновременно с работой в управлении маяками исполнял должность псаломщика в петроградской Троицкой ц. на Стремянной ул. В марте 1920 г. рукоположен целибатом во диакона. В мае 1921 г. арестован по обвинению в «укрывательстве контрреволюционера», приговорен Петроградской ЧК к 5 годам заключения. Отбывал срок в одной из тюрем Петрограда, освобожден через год и 1 месяц. В июне 1923 г. рукоположен во иерея. Поскольку в то время Троицкий храм находился в руках обновленцев (см. Обновленчество ), служил на квартирах прихожан. 17 авг. того же года добился перехода храма от обновленцев в Патриаршую Церковь, был назначен настоятелем, возведен в сан протоиерея. 24 нояб. власти вновь передали Троицкий храм обновленцам; И. стал служить в греч. храме во имя св. Димитрия Солунского.

http://pravenc.ru/text/469225.html

М.В. Шкаровский Скачать epub pdf Только в 1990-е годы ХХ века, когда пала советская власть и стали частично доступны материалы архивов КГБ-ФСБ, появилась возможность отдать долг памяти тысячам новомучеников и подвижников Русской Православной Церкви ставших жертвами антирелигиозных репрессий. Среди них замет часть составляют представители возникшего в 1927 г. иосифлянского движения, оппозиционного курсу Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Это движение получило название по имени руководителя – митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) и охватило большинство епархий страны. Подавляющее большинство иосифлян погибло в тюрьмах и лагерях. Однако значение их мужественной борьбы за независимость внутренней жизни Русской Церкви от государственного диктата чрезвычайно велико. Она показала всю силу нравственного сопротивления русского народа утвердившемуся деспотическому безбожному режиму, породила целый сонм новомучеников и исповедников. В 1981 г. более 50 иосифлян были канонизированы Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). В середине 1990-х гг. Московский Патриархат перестал считать иосифлян раскольниками, начались их прославления в лике святых, в том числе таких активных деятелей движения, как епископ Виктор (Островидов), протоиереи Викторин Добронравов, Иоанн Стеблин-Каменский и др. После восстановления канонического общения с РПЦЗ встал вопрос о взаимном признании уже прославленных новомучеников. Однако выяснилось, что недоступные ранее за границей протоколы допросов некоторых иосифлян, в том числе митрополита Иосифа, с их признательными показаниями, не позволяют это сделать. В связи с этим необходимо подробнее остановиться на биографии Владыки. Митрополит Иосиф в миру (Иван Семенович Петровых) принадлежит к тем ключевым фигурам в истории Русской Православной Церкви ХХ века, которые вызывали и вызывают немало споров. С его именем связано возникновение самого сильного церковного движения сопротивления богоборческой политике советских властей и компромиссному курсу соглашений части церковного руководства с правительством. В то же время не вызывает сомнений, что Владыка Иосиф был одним из самых выдающихся архиереев 1920–1930-х гг., горячим молитвенником, опытным иноком, аскетом, крупным богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

иером. Макарий Симонопетрский Обретение мощей прп. мч. Афанасия Брестского (1649) 284 . Память священномучеников Константина Словцова и Николая Удинцева, пресвитеров (1918), священномучеников Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева, пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова), архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова), иеромонахов, и мучеников Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930), священномученика Алексия Знаменского, пресвитера (1938). Память свтт.Илии I, патриарха Иерусалимского 285 , и Флавиана II, патриарха Антиохийского 286 Память свтт.Илии I, патриарха Иерусалимского, и Флавиана II, патриарха Антиохийского Свт.Илия происходил из арабской семьи и был монахом в Нитрийской пустыне в V в. во времена кровавых событий, повлекших за собой смерть св. Протерия, архиепископа Александрии фев.]. Спасаясь от преследований монофизитов во главе с Тимофеем Элуром, он скрылся в Палестине, в обители у св. Евфимия. Через десять лет он удалился в одинокую келью на берегу Иерихона, на месте которой впоследствии возник монастырь, получивший название обители Святого Илии. На похоронах св. Евфимия он повстречал св. Мартирия, своего египетского сподвижника по аскезе. Патриарх Анастасий ввел их обоих в патриарший клир. После него патриархом стал Мартирий, затем на короткое время Салюстий и, наконец, в 494 г. Илия. Первейшей заботой его стало основание рядом с епископской резиденцией монастыря Спудеев (Усердных), братия которого должна была служить в церкви Воскресения. Св.Илию связывала глубокая духовная дружба со св. Саввой Освященным дек.]. Он освятил церковь в его лавре и заступился за него, когда некоторые лаврские монахи подняли восстание. Илию заставили подписать «Энотикон» Зинона – акт примирения православных и монофизитов, вызвавший еще большую смуту. Несмотря на это, патриарх Илия сохранял нерушимую верность постановлениям Халкидонского Собора и мужественно противостоял всем притеснениям, совершавшимся в правление Анастасия. В 512 г. он созвал Собор и обратился к императору с пространным исповеданием веры. Но этот документ был подделан еретиками, замышлявшими погубить его. Поэтому он отправил в Константинополь монахов во главе со св. Саввой, несмотря на почтенный возраст последнего, чтобы просить у императора церковного мира. Св.Савва произвел на правителя настолько сильное впечатление, что тот благосклонно выслушал его доводы и на время прекратил преследования Иерусалимского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРТИНСКИЙ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Сергий Гортинский. Воронежская тюрьма. 1930 год Проживал в ссылке в г. Воронеже и служил священником Воронежского Алексеево-Акатова монастыря . В 1928 году снова был арестован и обвинен в том, что является идейным руководителем епархии. Обвинение доказано не было, и священника освободили. 8 апреля 1930 года был арестован и заключён в Воронежскую тюрьму вместе с монахами Алексеево-Акатова монастыря по делу епископа Алексия (Буя) . Его обвиняли в том, что он вел антисоветскую агитацию как лично, так и через других, главным образом через архимандрита Тихона (Кречкова) , “которому давал специальные указания антисоветского направления”. На допросах он отвечал скупо, стараясь никого не называть. Отец Сергий был тяжело болен туберкулезом и с трудом переносил заключение; когда ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, он написал: “Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь...”. 28 июля 1930 года Коллегией ОГПУ осужден по делу " Дело епископа Алексия (Буя). Воронеж 1930 г. " и приговорен к расстрелу. Свящ. Сергий очень тяжело переживал свой арест и приговор. Сидевшие в соседней камере говорили, что тяжело было слышать его отчаянные крики. Расстрелян 2 августа 1930 года в 22 часа под Воронежем вместе с другими осуждёнными: архим. Тихоном (Кречковым) , иеромм. Георгием (Пожаровым) , Космой (Вязниковым) , свящщ. Иоанном Стеблиным-Каменским , Александром Архангельским , Феодором Яковлевым и Георгием Никитиным , мирянами Евфимием Гребенщиковым , Петром Вязниковым и Марком Тымчишиным . В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 14 апреля 2003 года реабилитирован прокуратурой Ставропольского края по 1927 году репрессий.

http://drevo-info.ru/articles/26510.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУЕВЦЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Буевцы , последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне . Термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 годах, самоназвание движения в кон. 1920-х - 1930-х - " истинно православные " , реже " алексеевцы " Движение возникло в конце 1927 года, вскоре после публикации «Декларации» митрополита Сергия . В Воронежской епархии , которой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй) , стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 октября 1927 года о богослужебном поминовении государственной власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 октября 1927 года в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельский , 28 ноября - прот. Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 января 1928 года. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись мужской Алексеево-Акатов и женский Воронежский Покровский монастыри. Общее число " буевского " духовенства составляло более 400 чел. - меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 года " буевцев " окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко) , с августа 1929 по январь 1931 года - Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов) . Движение было разгромлено в 1930-х, в основном в ходе арестов по двум делам " Церковно-монархической организации «буевцев» " . Следствие по первому делу продолжалось с февраля по июль 1930 года, были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к " буевцам " ), 11 были приговорены к расстрелу, 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каменский , иером. Косма (Вязников) , архим. Тихон (Кречков) , свящ. Сергий Гортинский , свящ. Феодор Яковлев , прот. Александр Архангельский , свящ. Георгий Никитин , иером. Георгий (Пожаров) , миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников .

http://drevo-info.ru/articles/13675325.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873, с. Никольское Нижнедевицкого у. Воронежской губ. (ныне Староникольское Хохольского р-на Воронежской обл.) - 2.08.1930, Воронеж), прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из семьи крестьян. Окончил сельскую школу. Был послушником в Белопесоцком во имя Святой Троицы монастыре , а с 6 июля 1915 г.- в Давидовой в честь Вознесения Господня мужской пустыни Серпуховского у. Московской губ. 17 сент. 1915 г. пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. Впоследствии рукоположен во иерея. С 1926 г. служил священником в храме в Богучарском у. Воронежской губ. В нояб. 1929 г. вернулся в с. Староникольское и поселился в доме сестры; зарабатывал на жизнь портняжничеством. По др. сведениям, нек-рое время был в Акатове во имя свт. Алексия мон-ре в Воронеже, служил в храме с. Семидесятного Гремяченского р-на Центральночерноземной обл. (ныне Хохольского р-на Воронежской обл.). 2 февр. 1930 г. К. был арестован. Вместе с братией Алексиевского монастыря проходил по делу Козловского еп. Алексия (Буя) . Был заключен в воронежскую тюрьму. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. По постановлению Коллегии ОГПУ от 28 июля того же года приговорен к расстрелу. Был казнен на окраине Воронежа вместе с другими осужденными: преподобномучениками архим. Тихоном (Кречковым) и иером. Георгием (Пожаровым) , священномучениками протоиереями Иоанном Стеблиным-Каменским и Александром Архангельским , священниками Сергием Гортинским , Феодором Яковлевым , Георгием Никитиным , мучениками Ефимом Гребенщиковым , Петром Вязниковым и мирянином Марком Тымчишиным. Прославлен юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. под именем Косма, это имя долгое время считалось данным ему при постриге. Арх.: УФСБ РФ по Воронежской обл. Д. П-18205, П-24705. Лит.: Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-х гг.: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя)//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 139; Дамаскин. Кн. 4. С. 287.

http://pravenc.ru/text/Космой ...

Сортировать по Исключить новости Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский: «Я часто себя чувствовал «золушкой» в золотой карете» На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? 2 августа, 2013 На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? 2 августа (20 июля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Иоанна Стеблин-Каменского. Потомственный петербургский аристократ, морской офицер, он принял священный сан в годы гонений, в 1923 году. Спустя семь лет, в 1930-м, он был расстрелян. «Слабый человек, несущий высокое служение» Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Ленинград, тюрьма ОГПУ, 1924 год На момент гибели ему было 42 года. Худощавый, слабого здоровья человек, с кротким выражением лица. Кто бы мог подумать, что когда-то он носил не рясу, а офицерский мундир, что ходил в заграничные походы на военных кораблях? В разговорах с паствой он не только не допускал высокомерия и начальственного тона, но постоянно подчеркивал свое недостоинство. Словно бы рассматривал собственный священный сан как своеобразный «аванс», данный ему Господом. «Меня же… прошу простить и поминать в молитвах своих не как служителя Христова, каким я вам представляюсь, а как слабого человека, несущего высокое служение, на каждом шагу спотыкающегося и нуждающегося в постоянной помощи», — писал он во время первого своего заключения на Соловках прихожанам в Ленинград. Отец Иоанн, Иван Георгиевич Стеблин-Каменский, успел прослужить священником всего семь лет. В последний год перед гибелью он был епархиальным благочинным в Воронежской епархии, был одним из самых авторитетных священнослужителей в округе, но, кажется, стеснялся того уважения, которым был окружен. «В Воронеже вообще меня ценили не по заслугам. Я часто себя чувствовал «золушкой» в золотой карете», — писал он незадолго до смерти, в 1930 году, своему прихожанину из Соловецкого концлагеря.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Церковная реформа 1997 г. не решила споры о статусе Н. Ц. И. и ее взаимоотношениях с государством. В 2008 г. в стране разразился финансово-банковский кризис, к-рый повлек массовые недовольства населения и породил недоверие к органам власти и Церкви. В 2009 г. в Исландии сформировано новое правительство, оно приступило к разработке новой конституции. Для работы над ее проектом из состава рядовых граждан был избран особый орган - Конституционный совет. Проект, подготовленный Конституционным советом, был вынесен на всенародный референдум 20 окт. 2012 г., одним из вопросов к-рого стал вопрос о сохранении в новой конституции положений, затрагивающих статус Церкви. По результатам голосования 51% избирателей высказались в поддержку сохранения в конституции норм, регламентирующих статус Церкви. Такой исход голосования стал неожиданным, т. к. многочисленные опросы общественного мнения, проводимые с нач. 90-х гг. XX в., сообщали о том, что более половины исландцев выступали за полное отделение Церкви от гос-ва. В Исландии с 1940 по 2015 г. уголовным законодательством предусматривалась ответственность за богохульство: любое лицо, которое оскорбляет учение или богослужение религ. сообщества, подлежит наказанию в виде штрафа или тюремного заключения сроком до 3 месяцев. Лишь неск. раз суд выносил обвинительные приговоры по таким делам (последний раз в 1983). В 2015 г. по инициативе Пиратской партии в альтинге принят закон об упразднении ответственности за богохульство. Подобная инициатива стала своеобразной реакцией на террористические атаки на франц. ж. «Шарли Эбдо» в янв. 2015 г. Епископ Исландии выступил в поддержку инициативы, заявив при этом, что любые законодательные нормы, ограничивающие свободу слова, расходятся с современной концепцией прав человека. Лит.: Похлёбкин В. В. Гос. строй Исландии. М., 1967; Стеблин-Каменский М. И. Мир саги: Становление лит-ры. Л., 1984; Religös förändring i Norden: 1930-1980/Ed. G. Gustafsson. Malmö, 1985; Hugason H. The National Church of Iceland//Studia Theologica: Nordic J. of Theology. Oslo, 1990. Vol. 44. N 1. P. 51-63; Karlsson G. Iceland " s 1100 years: The History of Marginal Society. L., 2000; Буайе Р. Средневек. Исландия. М., 2009; Petursson P. Religion and State in Iceland//Nordic J. of Religion and Society. Oslo, 2011. Vol. 24. N 2. P. 189-204; idem. Religion and Politics - The Icelandic Experiment//Temenos. Helsinki, 2014. Vol. 50. N 1. P. 115-135; Байок Дж. Исландия эпохи викингов. М., 2012; Ракитская И. А. Конституционная реформа в Исландии 2012 г.: Предпосылки и последствия//Сев. Европа: Проблемы истории. М., 2015. Вып. 8. С. 52-71; Raczy ski R. State-Church Relations in Iceland//European J. of Science and Theology. Iai, 2016. Vol. 12. N 4. P. 49-62.

http://pravenc.ru/text/2564784.html

29 мая власти снова допросили отца Иоанна. Услышав, в чем его обвинили, священник ответил: " Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни в малейшей степени. За все время своего пребывания в Воронеже как на духу, так и с амвона, и в частных беседах, не столько по страху наказания, сколько по своему миросозерцанию, всегда учил кротости, терпению и покорности гражданским законам. Никого около себя не группировал и, оставшись случайно временно исполняющим должность епархиального благочинного, с марта сего года с духовенством епархии имел лишь официальные сношения справочного характера. Распускать какие бы то ни было слухи считаю ниже своего достоинства как служителя духа. Обвинение в агитации о походе держав против советской власти считаю явным показателем совершенно неверной осведомленности ГПУ о моей личности, так как подобная неразумная деятельность совершенно не соответствует ни направлению моих мыслей, ни характеру моих отношений чисто духовно-назидательных к верующим. Слов, приписываемых мне 16 февраля сего года " граждане, хлебных запасов нет, грозит голод, запасайтесь кто может " , я также не говорил, и они также мало соответствуют моей деятельности. Никакой агитации в связи со смертью игумении не вел. Темные силы адовы, по пониманию Церкви и учению апостольскому, ничего общего с политическим устройством страны не имеют и действуют при всяком режиме (наша борьба не против плоти и крови, то есть не с людьми, но против духов злобы поднебесных). Лицам, приходившим ко мне и вопрошавшим о вступлении в кооперацию, колхозы, коммуны и тому подобном участии в новом устройстве сельского хозяйства, всегда отвечал в том духе, что если при этом... не требуется отказа от веры, то, разумеется, в подобном участии греха быть не может... Лицам, приходившим ко мне из разных мест за помощью от разных болезней, я всегда советовал обращаться к врачам, ссылаясь на Священное Писание. Вместе с тем советовал им и причаститься и не отказывал в своей молитве " . Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский. Воронежская тюрьма. 1930 год 4 июля 1929 года следователи составили обвинительное заключение, в котором говорилось, что священник занимался деятельностью, подрывающей авторитет и мощь советской власти.

http://drevo-info.ru/articles/25231.html

Священномученик Димитрий ( Миловидов ) – 20 августа . – С.47; Настоятель Троицкого храма в селе Троицкие Борки. Назначен в этот храм в 1911 году и прослужил в нем вплоть до своей мученической кончины. Это был известный всей округе (на службу к нему съезжались люди из всех окрестных сел), преданный Богу, образованный, любящий своих прихожан пастырь. Именно поэтому в 1930 году его арестовали и сослали в Красноярский край. В 1933 году, когда священник вернулся, запуганные прихожане уже разбежались. Но отец Димитрий продолжал служить, несмотря на постоянное давление и угрозы со стороны НКВД. Через четыре года (1937) по обвинению в «контрреволюционной работе и террористических настроениях» был посажен в тюрьму и расстрелян. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Что такое счастье . Памяти священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского) - 2 августа. Фото из архива автора//Фома. - – август 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). Внук Витебского губернатора, сын сенатора, выпускник Морского кадетского корпуса и офицер Балтийского флота Иван Георгиевич Стеблин-Каменский выбрал для себя путь служения Церкви в трудное для Русской Православной Церкви время. В 1922 году в 33 года он был рукоположен во дьякона, а через три года во священника ко храму Святой Троицы на Стремянной улице в Петрограде, год спустя, арестован и отправлен на Соловки. В 1927 году его ждала административная ссылка в Воронеж, где в 1929–м его вновь арестовали и отправили в Соловецкий лагерь. 2 августа 1930 года отец Иоанн, привезенный для исполнения казни в пригород Воронежа, был расстрелян.   ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.49-84. (на заставке – фото Елены Головань)   Большая семья: Ольга Остроумова . О тех, кто умеет прощать . Подготовила Алла Митрофанова. Фото из личного архива Ольги Остроумовой, фото Ирины Калединой, Виктора Горячева, ИТАР-ТАСС, «Мосфильм-инфо»//Фома. - – август 2008. – С.51-56,58. – (рубрика « Большая семья »). Имеются биографическая справка « Ольга Михайловна Остроумова …» (С.51) и « Избранная фильмография » (С.56).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-64-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010