Ветлуга. Собор Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкая г. Ветлуги каменная, в связи с колокольней. Построена в 1805 г. на средства прихожан. Ограда каменная с дерев. решеткой. Кладбище общее с соборной церковью. Расстояние от Костромы 330 в. Престолов 3: а) во славу Пресвятой Троицы, б) евангелиста Иоанна Богослова, в) прп. Феодосия Тотемского чудотворца. Ближайшие церкви: Воскресенская соборная и Екатерининская городские. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 361, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 335/ Троицкая церковь г. Ветлуги построена в 1805 г. каменная, с каменною колокольнею и оградою. Огромный храм имел уникальные особенности: по углам его четверика на пьедесталах были поставлены скульптуры четырех евангелистов. Престолы: во славу Пресвятой Троицы, в честь св. Евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца. Ветлужский краевед Д.А.Марков в своей работе «К истории г. Ветлуги» 1922 г. издания писал: «Несколько южнее Троицкой церкви стоят две пары каменных столбиков, находящихся на месте бывших двух деревянных церквей, которые были жертвою пожара 1840 г.». Думаю, что известный краевед был не совсем точен. Деревянная Воскресенская церковь просуществовала, вероятно, до 1859г., до освящения каменной. Доподлинно известно, что двадцать второго апреля 1856 г. в Воскресенской церкви г. Ветлуги был крещен Василий Розанов (известный философ, писатель, публицист), о чем была сделана соответствующая запись в метрических книгах церкви. Летом 1890 г. новый пожар охватил почти весь город. Троицкая церковь оказалась в самом его центре и сильно пострадала. К началу XX века город отстроился заново. На Троицкой площади, главной торговой площади города, было многолюдно, особенно по субботам и в дни ярмарок. Но за повседневными хлопотами жители г. Ветлуги не забывали и о душе, и о Боге.

http://sobory.ru/article/?object=03660

Гедеон, епископ Вятский и Слободской (Ильин-Замыцкий) Родился в семье причетника Московской губернии. Обучался в Московской духовной академии. Состоял священником при Синодальной ризнице. В 1797 году пострижен в монашество и назначен префектом Нижегородской духовной семинарии и настоятелем Макариева Желтоводского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 1798 года – ректор Московской духовной семинарии. В 1799 году назначен ректором Нижегородской духовной семинарии и архимандритом Нижегородского Печерского монастыря. С 19 июля 1802 года – архимандрит Воскресенского ставропигиального монастыря, именуемого «Новый Иерусалим». 20 августа 1805 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. Скончался 3 мая 1817 года. Погребен в кафедральном соборе. По отзывам современников, епископ Гедеон отличался вспыльчивостью, но после вспышек гнева он всегда был особенно ласков и милостив к тем лицам, которые подвергались его гневу. Преосвященный Гедеон, по воспоминаниям современников, любил «торжественность и благочиние в священнослужении и громогласное пение». Забота его о нравственном преуспеянии паствы выражалась в том, что он заставлял приходское духовенство под страхом штрафов говорить проповеди и заниматься начальным обучением приходских детей. С большой энергией отстоял право духовенства на педагогическую деятельность среди прихожан. Мало уделял внимания миссионерскому делу в Вятской епархии. Он предпочитал обычное ровное течение епархиальной жизни тревогам и трудностям миссионерского дела. Со спокойной совестью в официальных отчетах преосвященный доносил Синоду, что в Вятской епархии «никаких суеверий не имеется», хотя они (суеверия) продолжали упорно существовать среди вятского населения. Литература: Никитников Г. А. Иерархи Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 84–87. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 148, 612, 800. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Головинское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богоявленская с. Головинского каменная, с кам. колокольней и оградой. Построена в 1802 г. на средства прихожан. Кладбище в расстоянии 1/3 в. от церкви, огорожено дерев. изгородью. Престолов 3: а) в ч. Богоявления Господня, б) во имя святит. Николая, в) прп. Сергия Радонежского. Расстояние от Костромы 72 в., от г. Буя 28 в., от с. Молвитина 12 в. Ближайшие церкви: Николаевская села Соболева в 3 верстах и Димитриевская села Исаева в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. , с. 228, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863., с. 236 Пример комплекса сельской приходской церкви с разновременными постройками в стиле классицизма и эклектики. Расположен посреди села, раскинувшегося на холмистой местности, над долиной р. Письмы. Первое документальное свидетельство о селе относится к 1552 г. (по другим источникам – к 1557 или 1562) , когда оно от бояр Писемских по духовному завещанию перешло в собственность Троице-Сергиева монастыря. В то время здесь находился деревянный храм Богоявления, в котором, согласно источникам 17 в., был придел Сергия Радонежского. Существующая каменная церковь Богоявления с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского в трапезной и с отдельно стоящей колокольней сооружена на средства помещика Александра Нелидова около 1802 г. Позднее колокольня была соединена с трапезной переходом. Вероятно, в сер. 19 в. выстроены ограда с двумя сторожками, поставленными симметрично по сторонам ворот, а в кон. 19 – нач. 20 в. – дом причта. В советское время были разобраны трапезная с переходом и ограда с воротами. В кон. 20 в. утрачены луковичная глава храма и шпиль колокольни, не уцелела клеевая живопись в академической манере, украшавшая интерьер храма. Церковь Богоявления возвышается в северной части огромной сельской площади с прямоугольным копаным прудом посередине. К западу от колокольни, по сторонам продольной оси церкви стоят две почти одинаковые сторожки. Западнее северной сторожки расположен дом причта. Все сооружения комплекса выстроены из кирпича и побелены по кладке.

http://sobory.ru/article/?object=03980

Иосиф, епископ Вологодский и Белозерский (Золотой или Золотов Иван) Родился в 1720 году в семье звонаря Московского Успенского собора. В 1744 году окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию и оставлен в ней учителем. В 1745 году пострижен в монашество. В 1748 году назначен проповедником при духовной академии. 20 ноября 1750 года возведен во игумена Серпуховского Владычнего Введенского монастыря. 30 июля 1755 года возведен в сан архимандрита Архангельского монастыря Устюжской епархии. 19 марта 1758 года перемещен в Тульский Предтеченский монастырь, а 17 апреля того же года переведен в Московский Высокопетровский монастырь. 16 декабря 1761 года хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Скончался 25 декабря 1774 года. Погребен в кафедральном Вологодском соборе во имя Софии Премудрости Божией. Преосвященный Иосиф заботился об образовании духовенства. Он выстроил храм и здание для духовной семинарии. Епископ Иосиф пользовался большой любовью своей паствы. Эпитафия над его могилой гласит: «...учением питал других сердца и юношество вел к познанию Творца... На пастырский сего трон города взошел, где жизнь свою в делах полезно препровел, полезных обществу, полезных церкви, граду; полезных и всему овец словесных стаду». Литература: Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычняго монастыря. – М., 1866. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 123, 124. Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. – М., 1863. – С. 67–69. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1397. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 110. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 119. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 173, 222, 732, 792.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иустин, епископ Владимирский и Суздальский (Михайлов Яков Евдокимович) Родился в селе Алыпане Орловского уезда в семье диакона. Первоначально учился в Орловской духовной семинарии. 28 июня 1823 года окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. 17 сентября 1823 года назначен бакалавром по классу богословских наук Киевской духовной академии. 25 февраля 1824 года пострижен в монашество; 3 марта рукоположен во иеродиакона, а 30 марта – во иеромонаха. Определен библиотекарем Киевской духовной академии. 8 мая 1828 года назначен ректором Киевской духовной семинарии, а 18 июля того же года – архимандритом и настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. 4 июля 1834 года перемещен настоятелем в Черниговский Елецкий Успенский монастырь; 12 июля назначен ректором Черниговской духовной семинарии. 20 июля 1841 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 27 июля 1842 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 14 ноября 1842 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 11 августа 1845 года назначен епископом Костромским и Галичским. 25 февраля 1850 года перемещен на Владимирскую кафедру. С 21 мая 1850 года по 1 марта 1851 года временно управлял Нижегородской епархией. 26 июля 1863 года уволен на покой в Боголюбов Рождество-Богородицкий монастырь. Скончался 17 марта 1879 года. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 443; т. 2. – С. 78, пр. 2; т. 5. – С. 286, 691, 704, 877, 884; т. 6. – С. 73. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396–1403. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 303. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 24, 41, 267, 516, 550, 659, 850.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кострома. Церковь Константина и Елены. Цареконстантиновская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в честь равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Впервые она упоминается в писцовой книге 1628 г. Вместо деревянного храма в 1795-1798 годах купцами Федором, Гаврилом и Кириллом Рыльцевыми была построена каменная церковь с такой же колокольней в стиле классицизма. Ограда церкви была каменная с железными решетками. В храме было три престола: в честь Рождества Христова, в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены и священномученника Антипы, епископа Пергамского. Церковь была закрыта в 1935 г. и вскоре разрушена. http://oldkostroma.ru/ Святых и равноапостольных Константина и Елены. Каменная, с каменною колокольнею, построена в 1798 г. костромскими купцами: Федором, Гаврилом и Кириллом Рыльцевыми. Престолы в честь: Божьей Матери, празднования Ея Рождества, Божией Матери, празднования Ея Живоприемнаго источника, св. равноапостольных Константина и Елены и священномученика Антипы. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви в настоящее время состоит 1,959 кв. саж. Плана и межевой книги на землю при церкви нет. Приходских людей муж. пола 297, жен. 360, дворов 74. Проценты с капитала 1,114 руб. 50 коп. поступают в пользу причта, а с капитала 820 руб. в пользу церкви. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 20. Цареконстантиновская г. Костромы каменная, с каменной колокольней, построена в 1798 г. на средства прихожан. Ограда каменная с железными решетками. Престолов 3: 1) в холодной в честь Рождества Пресв. Богородицы, 2) в теплой - правый в честь Живоноснаго ея источника, 3) левый во имя равноап. царей Константина и Елены и смч. Антипы, епископа Пергама Асийскаго. Постоянныя средства церкви: капитал, в кред. бил. 4304 р. 23 к., приносящий %% 169 р. 71 к.

http://sobory.ru/article/?object=35329

Кострома. Церковь Николая Чудотворца в Никольской слободе. Николаевская церковь за Волгой /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Святителя Николая, что за рекою Волгою. Каменная, с каменною колокольнею, построена 1771 года. Престолы в честь: Святителя Николая, св. Космы и Дамиана и великомученицы Екатерины. Причта состоит: священник, дьячек и пономарь. Земля принадлежит церкви 35 десятин, 2,367 кв. саж., в том числе под лесом 8 десят. План и межевая книга на землю при церкви имеются. Прихожан муж. пола 119, жен. 146, в числе коих 2 раскольницы, дворов 30. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 19-20: Николаевская церковь за Волгой каменная, с такою же в связи с церковью колокольнею, построена в 1773 г. тщанием прихожан. Обнесена каменной оградой с железными решетками; кладбище при церкви, внутри церк. ограды, без особой церкви. Престолов 3: в настоящей теплой во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго; в придельной теплой же правый в честь св. безсребренников Космы и Дамиана (1 июля), левый в честь св. вмч. Екатерины. Постоянныя средства церкви – капитал – 1665 руб. От Костромы церковь находится в 1 версте. Ближайшие церкви: Спасская за Волгою, в 200 саж., с. Селищ в полуверсте и с. Городище в 1 версте. Причт: священник и псаломщик; жалованья от казны не получает. Общий причтовой капитал – 6985 руб. Кроме того, причт получает до 800 руб. аренды за землю, отдаваемую под постройку домов. Кружечнаго дохода получается на долю священника 750 р., а на долю псаломщика 250 р. Для священника дом церковный, построенный на средства купца Ивана Я. Аристова, для псаломщика дома нет, и квартирных он не получает. Церковной земли во владении причта находится: усадебной 2083 кв. саж., лесного кустарника 5 дес. 1278 кв. саж.; пахотной 10 дес. 2022 кв. саж.; под церковью и кладбищем 846 кв. саж.; и неудобной (под дорогами) 17 дес. 1783 кв. саж. План и межевая книга на означенную землю имеется.

http://sobory.ru/article/?object=35291

Кострома. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Св. Апостолов Петра и Павла. Каменная, с каменною колокольнею, двухэтажная, построена в 1787 году, попечением священника Иоанна Гаврилова. Престолы в честь: св. Апостолов Петра и Павла и Святителя Николая. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви 310 кв. саж., на которую план имеется. Прихожан муж. пола 188, жен. 196, дворов 52. Проценты с капитала 1,261. рубл. 25 коп. поступают в пользу причта. Церкви принадлежит каменная лавка в гостином дворе, с которой выгоды, согласно воле вкладчика, поступают в пользу церкви и причта по равным частям. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 19. Петропавловская г. Костромы каменная, двухэтажная с каменною колокольнею, построена в 1787 г. тщанием священника Иоанна Гаврилова при участии прихожан; обнесена деревянною оградой. Престолов 2: 1) во имя ап. Петра и Павла, 2) во имя святителя Николая Мирликийскаго и Афанасия и Кирилла, архиеп. Александрийских. Средства церкви: капитал 4824 руб. 50 к.; аренды за принадлежащие ей 2 лавки 753 р. и дохода от приписанной к ней Александроневской часовни на Сусанинской площади 500-550 руб. Ближайшие церкви: Крестовоздвиженскаго монастыря, Предтеченская и Богоотцовская находятся в нескольких саженях. Причт: священник и псаломщик. Жалованья от казны не получает. Общий капитал причта 11912 руб. 50 к., принос. %% 476 руб. 45 к. Причт получает 438 р. 82 к. аренды с двух лавок (общих с церковью). Кружечнаго дохода получает священник до 739 р., псаломщик до 246 руб. Причт живет в церковном доме. При церкви считается 827 кв. саж. земли, из которых только около 200 кв. саж. заняты постройками, остальная земля является для пользования неудобною. План на церковную землю есть. Прихожан муж. п. 275 д., жен. п.339 д. Приход состоит преимущественно из чиновников разных ведомств и торговцев.

http://sobory.ru/article/?object=35292

Кострома. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Крупениках. Покровская церковь в Крупениках /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь в Крупениках Покровскую церковь в Крупениках построили в 1790 году на средства прихожан. Храм был каменный с такою же колокольней. В 1843 году теплые приделы перестроили (из за того что они были тесными ) на средства прихожанина костромского купца Дмитрия Ивановича Масленникова. Церковь насчитывала три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя святителя Николая Чудотворца и св. великомученика Димитрия Солунского. Чтимыми святынями храма являлись образ Покрова Пресвятой Богородицы и Казанская икона Божьей Матери. Покровская церковь, располагавшаяся на самом высоком месте города, хорошо просматривалась со всей территории Костромы. В середине 30-х годов XX века храм был закрыт, в 1936 году – разрушен. На его месте в середине 1950-х годов была установлена ретрансляционная телевышка. http://oldkostroma.ru Божией Матери Покрова, что в Крупениках. Каменная, с каменною колокольнею, построена 1790 года; приделы и колокольня переделаны иждивением купца Димитрия Иванова Масляникова в 1843 году. Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Покрова, Божией Матери, празднования явления Ея иконы Казанския, святителя Николая и св. великомученика Димитрия Мироточиваго. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви, по плану, составленному в 1773 году, состоит 2 десят. 1,359 кв. саж. Кроме того, по плану, составленному в 1755 году, причислена к церкви пустошь Сельцо, находящаяся среди выгонной городской земли, после упраздненной приходской церкви, в которой пустошь земли значится 12 десят. 1,200 кв. саж. Планы на земли хранятся при церкви. Прихожан муж. пола 177, жен. 223, в том числе 3 раскольницы, дворов 42. Проценты с капитала 1,165 рубл. поступают в пользу причта. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 16

http://sobory.ru/article/?object=35294

Кострома. Церковь Рождества Христова на Суле. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Рождества Иисуса Христа, что на речке Суле. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена, в 1692 году, по указу и грамоте Патриарха Иоакима. Престолы: в славу рождества Иисуса Христа, и в честь святителя Митрофана Воронежскаго и великомученика Артемия. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви: 1999 кв. саж., на которую план и межевая книга имеются. Прихожан муж. пола 220, жен. 226, дворов 34. В пользу причта получаются проценты с капитала 750 руб. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 14: Христорождественская на Суле г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1685 г. на средства прихожан и пожертвования; окружена каменной с железной решеткой оградой по улицам Царевской и Богоявленской. Престолов 3: в честь Рождества Христова (в холодной), во имя вмч. Артемия, во имя святителя Митрофана (в теплой). Церковнаго капитала % бум. 2725 р. (%% 118 р. 22 к.). Ближайшие церкви: Богоявленский Анастасиинский монастырь и Петропавловская. Причт: священник и псаломщик; жалованья не получает. Общий причтовой капитал 8887 р. 85 к. (%% 373 р. 24 к.). Доходов кружечных получается на долю священника 885 р., на долю псаломщика 295 руб. Дома у членов причта свои, и квартирных денег не получается. Всей земли при церкви 1999 кв. саж., занятых домами причта и их усадьбами, а также церковным погостом. План и межевые книги имеются. В приходе 246 д. муж. п. и 368 д. ж.п.; из прихожан многие занимаются на фабриках. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. – Кострома: Губернская Типография, 1911. – 407 с. - С. 10. 

http://sobory.ru/article/?object=39088

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010