Гавриил, архиепископ Вологодский и Белозерский (Кичигин) Родился в городе Ростове. В 1681 году назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря. В книге Строева П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви указано, что в Новоспасский монастырь он переведен из Троицкого Калязина монастыря, а в Калязин – из Суздальского Васильевского. 8 сентября 1685 года хиротонисан во епископа Вологодского с возведением в сан архиепископа. Скончался 30 марта 1707 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе, у южных дверей. Преосвященный Гавриил активно участвовал в современной ему церковной жизни, вступал в полемику с разного рода лжеучителями. Он первый обличил перед патриархом Иоакимом тайного кальвиниста Яна Белободского. В январе 1690 года участвовал в Соборе, осудившем латинское учение о времени пресуществления Святых Даров. Архиепископ Гавриил показал себя большим любителем церковного благолепия. На второй год своего святительства он принялся за украшение кафедрального Софийского собора (начал роспись стен). При этом преосвященный Гавриил по примеру других украсителей храмов «для свету» расширил старинные окна. Одновременно приступил к устройству нового пятиярусного иконостаса, причем все иконы были заново написаны (кроме местных). в 1688 году по его заказу был отлит в Бюбеке большой колокол весом в 462 пуда 23 фунта для соборной колокольни. На своей родине в Ростове архиепископ Гавриил построил две церкви в честь Воздвижения Креста Господня и Благовещения. Архиепископ Гавриил бывал на чреде священнослужения в столице. Он умел угодить и императору Петру I, который оказывал ему любовь и доверие. Литература: Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. – М., 1863. – С. 25–29, 65, 99–100, 159–165, 169–171. Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709)//Записки Историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24. – С. 1 4 5, 168. Верюжский И., священник. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. – СПб., 1908. – С. 503.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гавриил (Голосов Григорий), еп. Омский и Семипалатинский Родился 6 января 1839 года. Сын псаломщика Ярославской епархии, с. Кулачева. Окончил Ярославскую духовную семинарию. В 1863 году поступил в СПБ духовную академию. 7 февр.1864 г. пострижен в монашество и 25 марта рукоположен во иеродиакона. В 1867 году окончил академию. 19 июня в том же году рукоположен во иеромонаха и 26 окт. назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии. 1868 г. – преподаватель Тверской духовной семинарии. 15 апр.1869 г. – помощник инспектора той же семинарии. 5 сент.1872 г. удостоен степени кандидата богословия. 17 янв.1882 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. 14 дек.1886 г. хиротонисан во епископа Старицкого, вик. Тверской епархии. С 4 окт.1897 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Вологодской епархии. С 12 авг.1904 г. – епископ Прилукский, Полтавской епархии. С 9 дек.1905 г. – епископ Омский и Семипалатинский. С 1909 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 18 февр.1911 г. уволен на покой с местопребыванием на правах настоятеля в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре Нижегородской епархии. С 26 апр. того же года проживал в Калязинском монастыре Тверской епархии. С 21 сент.1911 года – управляющий Николаевской пустынью той же епархии. 22 ноября перемещен управляющим Желтиковским Успенским монастырем. 1916 год – настоятель того же монастыря. Скончался в конце 1916 года в Желтиковском монастыре и погребен под колокольней монастыря. Духовный писатель и проповедник. Труды: Руководство по Литургике или наука о православном богослужении применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников духовных семинарий. Тверь, 1886 г. Православное нравственное богословие, составленное применительно к программе семинарского курса. Изд. Ι-e, Тверь, 1885. Изд. 2-е, Тверь, 1891. Собрание слов, речей и других статей. T.I, Вел.Устюг, 1900. Собрание слов, речей и других статей. m.II, Омск, 1910. Обращение к духовенству Омской епархии и обращение к патриотам земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл, епископ Ковенский, викарий Литовской епархии (Орлов Александр Александрович) Родился 5 июня 1837 года в селе Каринском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона. Обучался сначала в Звенигородском духовном училище, затем в Вифанской духовной семинарии, откуда поступил в Московскую духовную академию. В 1862 году по окончании курса духовной академии назначен смотрителем Звенигородского духовного училища; 8 июня того же года пострижен в монашество; 17 июня рукоположен во иеродиакона, а 1 июля – во иеромонаха. 14 ноября 1863 года назначен на должность инспектора Вифанской духовной семинарии. 23 апреля 1872 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря. 14 декабря 1880 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. 24 апреля 1882 года определен епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии. В 1887 году управлял Пермской епархией. 13 февраля 1888 года переведен в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию. 2 апреля 1888 года уволен на покой в Раифскую пустынь Казанской епархии. 13 мая 1889 года назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. Был председателем Виленского Свято-Духовского братства и епархиального училищного совета. В 1890 году временно управлял Литовской епархией. Скоропостижно скончался 26 декабря 1890 года. Погребен в храме Свято-Духова монастыря в Вильнюсе. Литература: Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг. – М., 1899. – С. 26. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1400, 1404. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 462. Московские епархиальные ведомости. – 1891, 1. Литовские епархиальные ведомости. – 1890, 52. Исторический вестник. – СПб., 1891, 1. – С. 10, 14. Русский паломник. – 1888, 8. – С. 110; 16. – С. 195. –»– 1889, 23. – С. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Макарии (Миролюбов Николай Кириллович), архп. Донской и Новочеркасский Родился в 1817 году в семье священника Рязанской епархии. Первоначальное образование получил в Рязанской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1842 году. С 28 сент.1842 г. – преподаватель Нижегородской духовной семинарии. 27 сент.1843 г. утвержден в степени магистра богословия. 2 июня 1846 г. пострижен в монашество, 9 июня рукоположен во иеродиакона, а 16 июня – во иеромонаха. С 31 мая 1851 г. – инспектор Пермской духовной семинарии. 20 июня 1853 г. возведен в сан игумена. 16 июля 1854 г. возведен в сан архимандрита. С 10 янв.1858 г. – ректор Рязанской духовной семинарии. С 10 окт.1860 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 17 июля 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. С 29 авг.1867 г. – епископ Орловский. С 25 дек.1876 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. С 23 мая 1879 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 7 июня 1885 г. – епископ Вятский и Слободский. 5 дек. 1887 года возведен в сан архиепископа и переведен архиепископом Донским и Новочеркасским. 30 апреля 1894 г. уволен на покой, согласно прошению, в Нижегородский Благовещенский монастырь. Скончался 24 дек.1894 года и погребен в том же монастыре. Будучи архимандритом много потрудился над изучением памятников церковной древности. Начало этим трудам положил в Нижегородской епархии; вечным памятником его в Нижегородском крае останется его книга: «Памятники церковной древности в Нижегородской губернии». Был большим благотворителем для сиротских домов. Труды: «Несколько слов». Москва, 1854. «Памятники церковных древностей Нижегородской губернии». СПБ, 1857. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам». СПБ, 1858. «Книга пророка Иеремии». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1860. «Пророческая книга Ветхого Завета». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЯКОВ Николай Петрович (3.12.1841, с. Никольское Новоторжского у. Тверской губ.- 24.06.1911, СПб.), прот., проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское ДУ, Тверскую ДС, обучался в СПбДА (1863-1867 гг.), после чего был назначен наставником академии. В 1868-1893 гг. преподавал древнеевр. язык в СПбДС. В 1868 г. рукоположен во иерея и определен в причт Волковско-кладбищенской ц. (с 1893 настоятель). В 1869-1894 гг. законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в С.-Петербурге. В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за дис. «Историко-экзегетическое исследование Псалтири». С 1878 г. состоял членом учрежденного Святейшим Синодом при СПбДА Об-ва истолкования Свящ. Писания Ветхого Завета. В 1870-1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов. В 1890 г. возведен в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства С.-Петербургской епархии. Кроме исследования о Псалтири перу В. принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс 1-40), начатые в рамках программы, предпринятой Об-вом истолкования Свящ. Писания при СПбДА; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвященная проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета он рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (пер. с нем. СПб., 1893). В магист. дис. В. рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике 2-й пол. XIX - нач. ХХ в., где приоритетными задачами являлись защита традиц. библейских воззрений и опровержение мнений зап. либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание мн. псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. В. защищает историческую достоверность имен авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам евр. текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в LXX. Исследователь стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в евр. Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку он причислил еще 5. В работе рассматривался вопрос о др. авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до Р. Х.), к-рому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона евр. Библии - Ездры (V в. до Р. Х). В. разделял общую т. зр. дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158926.html

Павел (Доброхотов Прокопий Нилович), еп. Олонецкий и Петрозаводский Родился I июня 1807 года в семье священника с.Большой- Ламовицы, Тамбовской епархии. (У Родосского «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» на стр.337 ошибочно указан год рождения 1814-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1900., 20, стр.798). В 1833 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1837 году – СПБ духовную академию и определен учителем Литовской духовной семинарии. 15 декабря того же года утвержден в степени магистра богословия и профессора. 2 ноября 1847 года пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен во иеродиакона, а 9 ноября – во иеромонаха. 15 июля 1849 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря. 21 августа 1851 года – ректор Рижской семинарии. 15 декабря 1855 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии. 29 января 1859 года – ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Могилево-Братского монастыря. 23 апр.1863 года – ректор Вятской духовной семинарии. 21 августа 1866 года хиротонисан во епископа Вологодского. С 7 июля 1869 года – епископ Псковский и Порховский. С 23 января 1882 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1887 году праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Божией в священном сане. В 1891 году – 25-летие в епископском сане. 21 октября 1897 года уволен на покой и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря. Скончался 23 апреля 1900 года, 93-х лет от роду. Духовный писатель, археолог, ценитель и собиратель древностей. Его имя тесно связано с историческим и достопамятным событием воссоединения униатов с православием в Западном крае в1839 году, так как начало его деятельности относится к этомувремени. По национальности русский, с отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великомуделу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко) . Сначала в качестве наставника, новой тогда в Литве, духовной семинарии, а затем, по принятии монашества, в которое пострижен самим митрополитом Иосифом, в качестве начальника духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протасий, епископ Рязанский и Муромский 18 декабря 1496 года (по другим источникам, 26 февраля 1497 года) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1512). О его восемнадцатилетнем управлении Рязанской епархией сведений сохранилось немного. Имя Протасия упоминается только в постановлениях тогдашних Соборов, созывавшихся по различным случаям церковной жизни. В 1498 году участвовал в венчании на царство в Успенском соборе князя Дмитрия Ивановича, внука великого князя Ивана III. С апреля 1503 года по сентябрь 1504 года присутствовал на Соборе, созванном по вопросам о невзимании с поставляемых священнослужителей мзды за хиротонию и о запрещении священнодействовать вдовым священникам. В мае 1509 года присутствовал на Соборе, на котором архиепископ Новгородский Серапион († 1516; память 16/29 марта) был низведен с кафедры и лишен сана. В августе 1511 года вместе с другими епископами участвовал в хиротонии архимандрита Варлаама († 1522) в митрополита Московского и всея Руси. В 1515–1516 году отказался от управления епархией. Скончался на покое в апреле 1520 года. Литература: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900. – Т. 2, первая половина. – С. 612–620, 636–644, 648–649. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... – М., 1820. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи//Христианское чтение. – СПб., 1859. – Ч. 1. – С. 364–365. Титов А. А. Рязанские иерархи//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1890, 1–2, прилож. – С. 17–19. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 131. Диттель И. Ф. Святыня, древности и достопримечательности города Рязани. – М., 1860. См. также: Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1859. – Кн. 3. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 414.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тихон (Клитин Павел), еп.Оренбургский и Уральский Родился в 1835 году в семье священника с.Язвены, Юхновского уезда, Смоленской епархии. В 1855 году окончил Смоленскую Поречскую духовную семинарию. 15 июля 1860 г. определен в число братии Ордынской Поречской пустыни и был назначен учителем и регентом певчих Смоленского архиерейского дома. 13 авг.1862 года пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, а 22 октября – во иеромонаха. В 1863 году поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1867 году и был назначен и.д.баккалавра Казанской духовной академии.· Был профессором по кафедре Св.Писания. В 1870 году получил степень магистра богословия. 19 апр.1875 г. возведен в сан архимандрита и 9 июля назначен ректором Самарской семинарии. С 28 сент. 1882 г. – настоятель Черниговского Елецкого монастыря. С 27 мая 1885 года переведен в Домницкий монастырь. С 21 марта 1888 года – настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря. 21 февраля 1891 г. назначен членом СПБ духовного цензор. комитета. 26 апр.1892 года хиротонисан во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии. С 30 ноября 1895 г. – епископ Прилукский, вик.Полтавской епархии. С 15 ноября 1896 г. назначен епископом Оренбургским и Уральским, но не доехав до епархии на пути скончался 5 декабря 1896 года. (В БЭС m.II, стб.1372 ошибочно указан год кончины 1903-й. См. «Церковн.Ведомости» 1897, I). Духовный писатель. Преосвященный Тихон светлая личность с истинно христианской душой, он отличался необыкновенной добротой и бескорыстием, так чтопо отзыву знавших его, он все получаемое раздавал нуждающимся и сам нередко оставался буквально без копейки. Одежда его ничем не отличалась от самого бедного монаха и нередко выглядела очень поношенной, что давало другим возможность ложно говорить о небрежности и нечистоплотности этого архиерея. По выражению одного высокого иерарха, Преосвященный Тихон был по жизни «праведный”. Вот что рассказывает житель Иваново-Вознесенска Александр Константинович о благодатной силе молитвы епископа Тихона:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 Вероятно, пс. 62: «Боже, Боже, к Тебе утреннюю…» 2 Пс. 140: «Господи, воззвах к Тебе…» 3 Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. 4 Пс. 102 и 145: «Благослови душе моя Господа...» и «Хвали душе ноя Господа...» 5 Пс. 9:92, 94, с соответствующими припевами. 6 У сербов это — особые самогласны. 7 «Das Kontakion» in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285—59 8 Скабалланович, Миркович и др. 9 Кекелидзе, Скабалланович. 10 Скабалланович. 11 Кроме как в Великий пост. 12 Правильнее восемь. 13 «Помощник и покровитель...» 14 «Во глубине постла иногда...» или «Колесницегонителя фараона погрузи...», или «Волною морскою...», или «Сеченое сечется...» 15 «Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...» 16 А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. 17 СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582—633. 18 Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. 19 Род. 01.08.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. 20 «Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел». 21 Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. 22 Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. 23 Папа Дамас, т.е. IV в. 24 По мозарабскому чину. 25 Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца 26 1 Кор 14 27 Еф 5:19. 28 Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел 29 Гл. 59 — 61 30 Педагог, II, гл. 4. 31 Строматы VII, гл. 5. 32 Памятник IV века. 33 «Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. 34 «Против Цельса», VI, 31. 35 V, 10 36 Согласно Ассемани, «Библиотека», т I, стр 59 37 Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные 38 Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович. 39 Установл. кн. II, гл. V — VI. 40 На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Антоний, митрополит Тобольский и Сибирский (Стаховский Андрей) Родился в Малороссии. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании курса был первым профессором Черниговского коллегиума. С 1701 года – проповедник Черниговской кафедры. Время пострижения в монашество и рукоположения неизвестно. Был близким и доверенным лицом архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича ; впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири (память 10/23 июня). В истории основания и устройства Черниговской духовной семинарии имя о. Антония было столь же славно, как и имя святителя Иоанна. Это был самый способный, самый деятельный и самый верный сотрудник святителя. В 1700 году был назначен наместником Черниговского Борисоглебского монастыря. В 1709 году Антоний возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгородского Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В декабре 1721 года переведен в Тобольск с возведением в сан митрополита. Скончался 27 марта 1740 года. Митрополит Антоний много потрудился в Сибири над обращением инородцев в христианство . Положение инородцев в то время было самое печальное. Представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Кроме миссионерской деятельности митрополит Антоний много заботился о постройке православных храмов, преимущественно каменных. Он был основателем первого духовного училища в Тобольске. По благословению владыки Антония и под его руководством в 1716 году был сделан перевод с латинского языка «Истории» Тита Ливия. Труды: Зерцало от Божественного Писания. – 1705. Сказание о Священном Писании . – 1705. Грамоты и письма Антония//Описание Черниговской епархии и кафедр Черниговского монастыря. – Чернигов, 1861. – С. 62–67. Литература: Абрамов Н. А. Антоний Стаховский. – 1862 и//Странник. – СПб., 1863, 1, январь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010