Молодежь из храма Тихвинской иконы Божией Матери совершила побывала в Вологодской и Ленинградской областях июля 2016 Молодежная группа при храме Тихвинской иконы Божией Матери с 23 по 27 июля совершила автомобильную паломническую поездку по Вологодской и Ленинградской области. Ребята останавливались на ночлег в палаточных лагерях, которые разбивали на берегах рек и озер недалеко от различных монастырей.  Молодые люди и девушки, всего 24 человека, совместно трудились, молились и отдыхали. Поездки по святым местам и достопримечательностям сопровождались экскурсионной программой, так что паломники узнавали интересные исторические факты о жизни на Руси, знакомились с особенностями архитектуры и росписей монастырских храмов. Поездка началась с посещения Свято-Успенского монастыря в Тихвине. По словам руководителя поездки иерея Владислава Малышева , заезд в Тихвин изначально не планировался, но паломники не смогли, " проезжая мимо Тихвина, не приложиться к чудотворному образу Тихвинской Божией Матери " .  Прибыв вечером в Вологду, группа отправилась в Никольский храм, где почивают святые мощи святителя Антония Вологодского. Перед входом в храм отец Владислав рассказал ребятам о том, что именно в этом храме начинал свое священническое служение настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Палюлин , упомянув и о том, что в Тихвинском храме также есть частица мощей святителя Антония. На берегу реки Вологды за чертой города ребята разбили лагерь. С утра группа отправилась на Божественную литургию в Софийский собор, которую возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. После службы, поднявшись на колокольню, ребята встретили митрополита Игнатия, подошли под благословение и пообщались с владыкой. Затем паломники посетили Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь.  " Многие годы наместником Прилуцкого монастыря был игумен Дионисий, друг отца Евгения, - рассказывает отец Владислав. - Отец Дионисий любит и, что немаловажно, умеет украшать иконы басмой. Басма - это особая техника тиснения рельефных изображений, с виду похожих на чеканку, но на самом деле они выдавлены с помощью специальных дощечек. Войдя в храм, мы увидели иконы в басме руки отца Дионисия и сразу же вспомнили наш родной храм, для которого отец Дионисий украсил около десяти икон, включая главную храмовую икону Божией Матери Тихвинской. Здесь же, но уже в нижнем храме, мы приложились к мощам святых покровителей обители, пропели величание и отправились в город Кириллов, устраиваться на ночлег " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

На 47-м году жизни после продолжительной болезни преставилась ко Господу преподаватель Иконописной школы Московской духовной академии Великанова Ольга Ивановна. 26 июня, с четверг, на 47-м году жизни после продолжительной болезни преставилась ко Господу преподаватель Иконописной школы Московской духовной академии Великанова Ольга Ивановна, супруга постоянного автора Правмира протоиерея Павла Великанова . Ольга Ивановна родилась в 1967 г. в г.Павлово Нижегородской области, в 1986 г. окончила Ярославское художественное училище, работала педагогом в средней школе и школе искусств. В 1990 г. поступила в Иконописную школу МДА, по окончании которой в 1994 г. была оставлена сотрудником Иконописной мастерской. С 1995 по 1997 г. – преподаватель Иконописной школы. Ольга Ивановна написала много икон в иконостасы храмов Череповца, Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, Томского кафедрального Собора, часовни Храма Христа Спасителя, с. Ожога Липецкой области, Старого Оскола и др. Её дипломная работа – икона Покрова Божией Матери, написанная для Покровского храма Хотьковского женского монастыря. Несмотря на попечения о четверых детях, Ольга Ивановна старалась находить время для продолжения иконописания.  Последние 4 года была долгая и изнурительная борьба с тяжелой болезнью – раком, которую она мужественно вынесла до конца.  Отпевание матушки Ольги было совершено на Пятницком Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Просим молитв о упокоении душу усопшей рабы Божией новопреставленной Ольги! Как помочь семье Великановых? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/otoshla-ko-gospodu-mat...

Юношеское. Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь  был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом  Вологодским и Великоустюжским Максимилианом  был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 года получает юридический статус. 23 января в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского.  В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых, указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления. После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского. Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы). По писцовым книгам 1628-1630 годов монастырь является в следующем виде: «Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобного Сергия Радонежского, все три каменные… На монастырь келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских». 

http://sobory.ru/article/?object=05789

Филарет, епископ Холмский и Вельский (Облазницкий) С 27 октября 1507 года управлял Холмской епархией. В 1509 году присутствовал на Соборе духовенства Западно-Русской митрополии в городе Вильно, созванном Киевским митрополитом Иосифом (Солтаном; † 1521). Упоминается до 1533 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1046. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 7, прим. 374. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 37. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб., М. 1896–1913, т. 21, стр. 106. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 5, стр. 107, 167. Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский (в схиме Феодосий) Родился в начале XVII столетия в пределах нижегородских. Образование получил домашнее и после сам совершенствовался в науках. В молодых годах удалился в Макариевский Желтоводский монастырь и там принял монашество. В 50-х годах XVII столетия был игуменом в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В 1658 году возведён в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. В ноябре 1659 года перемещён во Владимирский Рождественский монастырь. 24 марта 1672 года определением Московского Собора учреждена была Нижегородская епархия. Вопрос об учреждении митрополичьей кафедры решался довольно длительное время, и ускорило это решение опасное умножение сторонников раскола в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы участники крестьянской войны (1670–1671). Для управления новооткрытой епархией нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Филарета. На Соборе 1672 года он был избран единогласно и назначен митрополитом Нижегородским и Алатырским. 2 июня 1672 года в Москве, в Успенском соборе, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Хиротонию возглавлял митрополит Новгородский Питирим († 1673), будущий патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Фото 1920-х гг. из статьи С. С. Подъяпольского «Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря» в Сборнике «Древне-русское искусство.Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв.».с.448 Дмитрий Волохов 1 апреля 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный, остров. Собор Спаса Преображения на территории Спасо-Каменного Преображенского монастыря Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в XV веке входил в состав Ростовской епархии. В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком.

http://sobory.ru/article/?object=10164

Предстоятель Русской Церкви поклонился святыням Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в Вологде 17 июня 2018 г. 22:43 17 июня 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь города Вологды — один из древнейших и крупнейших монастырей Русского Севера. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ,  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встречал наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) с братией обители. Святейший Владыка проследовал в собор Всемилостивого Спаса, построенный в 1537-1542 годах и являющийся самой древней каменной постройкой в Вологде. В нижней церкви свв. Димитрия и Игнатия Прилуцких Святейший Патриарх поклонился честным мощам преподобных основателей обители. В верхнем храме Предстоятеля встречали насельники монастыря, преподаватели и учащиеся Вологодской духовной семинарии, прихожане и паломники. Наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец игумен! Дорогие братья и сестры! Для меня большая радость в день памяти Вологодских святых посетить Спасо-Прилуцкий монастырь, известный своей историей, своими подвижниками. Это действительно святое место на православном Русском Севере. Когда входишь под сень обителей, построенных руками предшествующих поколений, руками иноков, посвятивших свою жизнь Богу, понимаешь, с какой же преданностью Богу жили эти люди. Они не просто несли свое монашеское послушание — они созидали эту земную красоту, которая становилась отображением красоты небесной.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

«Красота обители преподобного Димитрия сразу входит в сердце!» – сказал известный московский священник, церковный писатель и пламенный проповедник протоиерей Артемий Владимиров, побывав в вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре. Вечер в Прилуках Фото: Марина Никифорова/35photo.ru Обитель была основана в конце XIV века преподобным Димитрием Прилуцким, сомолитвенником и другом преподобного Сергия Радонежского – игумена всея Руси. Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет. Удивительно гармоничный архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря сохранился полностью и сейчас находится в отличном состоянии. Главный храм обители – собор в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня (1537–1542). На территории монастыря (она занимает около 3 гектаров) расположены другие храмы, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков. Окружает обитель мощная стена длиной около 1 километра с пятью величественными башнями. Необычная окраска стены – не современные выдумки; примерно так выглядел монастырь в конце XIX – начале XX века.    Во время Отечественной войны 1812 года Спасо-Прилуцкий монастырь принимал святыни и сокровища Патриаршей ризницы, а также ризниц Троице-Сергиевой Лавры и крупных московских храмов. Почти три месяца пребывали они в соборе Всемилостивого Спаса, а потом возвратились в Москву. Святыни Фото: иеромонах Иларион (Бережных)/vologda-mitropolia.ru Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители – преподобного Димитрия Прилуцкого. Здесь под спудом почивают его мощи. Рядом погребены мощи еще двух святых – преподобного Игнатия (в миру князя Иоанна Угличского) и его младшего брата Димитрия, местно почитаемого в лике святых. У раки преподобного Димитрия – вериги, по преданию, принадлежавшие основателю Прилуцкой обители, и игуменский посох. Здесь же установлен образ преподобного Димитрия в житии – это копия с иконы, написанной знаменитым иконописцем Дионисием, оригинал хранится в Вологодском музее-заповеднике.   

http://pravoslavie.ru/105521.html

В Вологодской митрополии возрожден древний Спасо-Каменный мужской монастырь Вологда, 16 октября 2017 г.      На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) (журнал 96). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье, сообщает Патриархия.ru . 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литиюна могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии.

http://pravoslavie.ru/107220.html

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Колокольня. Колокольня. Не действует.   Год постройки:Между 1757 и 1761. Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, г. Кириллов. На территории Кирилло-Белозерского монастыря Координаты: 59.857124, 38.366375 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Колокольня построена во второй половине XVIII века между церквями Архангела Гавриила и Введения на месте разобранной «за ветхостью» старой каменной колокольни XVI века. Это одно из самых высоких сооружений монастыря. Архитектурные формы характерны для церковного строительства северных провинций России середины XVIII века. В них получили своеобразное сочетание традиции русского каменного зодчества XVIII столетия и новые элементы архитектуры барокко, трактованные по-своему и часто наивно. Строительством руководил каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Фёдор Жуков. Колокольня Кирилло-Белозерского монастыря близка как по композиции, так и по ряду деталей к колокольне Спасо-Прилуцкого монастыря. Вместе с тем, архитектурный язык памятника ещё связывает его с более древними сооружениями, составляющими ядро ансамбля, поэтому колокольня не кажется в архитектурном комплексе монастыря чуждым, диссонирующим элементом. Колокольня состоит из 4 глухих этажей, над которыми возвышается один открытый. Под колокольней устроен проход, ведущий от Успенского собора к церкви Преображения и Сиверскому озеру. Колокольня играет немаловажную роль в общем силуэте монастыря. Она как бы собирает вокруг себя остальные сооружения и создаёт в центре достаточно сильный акцент, подчиняющий себе отдельные вертикали церквей и башен. В XVIII веке на колокольне было 26 колоколов, самый большой из них весил около 20 тонн. Колокольный звон Кириллова монастыря был слышен издалека… К сожалению, в настоящее время на колокольне нет колоколов: их начали снимать при Петре I, когда во время Северной войны четвёртая часть монастырских колоколов (общим весом около 6,5 тонн) пошла на пополнение снаряжения армии, а в годы советской власти завершили этот процесс. Почти всё собрание монастырских звонов было уничтожено в 1930-1931 годах. Из монастыря было вывезено свыше 31 тонны колокольной бронзы.

http://sobory.ru/article/?object=48851

Представники з питань Вологодську 14 липня 2021 р. 14:37 5-8 июля 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы игумена Петра (Еремеева) выездная экспертная группа посетила Вологодскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета Комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 5 июля состоялась встреча выездной экспертной комиссии с митрополитом Вологодским и Кирилловским Саввой , в ходе которой обсуждались особенности организации курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и текущие вопросы. Выездная экспертная комиссия посетила базовую учебную площадку, расположенную на территории Вологодской духовной семинарии. В семинарии состоялась встреча выездной комиссии с руководством курсов, преподавателями, игуменами и игумениями монастырей Вологодской епархии . Во встрече приняли участие: ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников; руководитель курсов, проректор по воспитательной работе, секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии, благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Ферапонт (Широков); благочинный монастырей Вологодской епархии, настоятель Рождество-Богородицкого Ферапонтова мужского монастыря игумен Иоасаф (Вишняков); проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии иподиакон Алексий Красиков; иерей Антоний Яблоков; кандидат филологических наук А.В. Загуменов; исполняющий обязанности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов); наместник Кирилло-Белозерского мужского монастыря игумен Анастасий (Додарчук); исполняющий обязанности игумена Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни иеромонах Паисий (Новоженов); настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина); настоятельница Горицкого Воскресенского женского монастыря игумения Тавифа (Федорова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828282...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010