Прилуцкий монастырь. Фото: А.Колосов ЖМП 2 февраль 2014 /  6 февраля 2014 г. Научиться планировать жизнь для добрых дел   Любовь, уныние, равнодушие - разные состояния нашей души, но при этом одно связано с другим и влияет на наше настроение, отношение к жизни и окружающим людям, определяет наши мысли и поступки, а значит и наше будущее. Получается, если мы смогли научиться отслеживать эти состояния, когда они готовы овладеть нашей душой, то будущее во многом действительно зависит от нас самих. Что нам мешает научиться этому и стать счастливей?Как победить болезнь XXI века — уныние? Как найти время для добрых дел, которые приближают нас ко Христу? Где граница между равнодушием и смирением? Об этом размышляет насельник Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Александр (Кораблев). Возможна ли мирская община при монастыре?  — Отец Александр, вокруг вашего монастырского братства не сложилась приходская община. Можно ли это считать тревожным симптомом современной церковной жизни? — Если говорить о монастыре, то это совершенно отдельная форма христианского общежития в Церкви. На мой взгляд, в монастыре и не должна складываться церковная община из мирян. Такой задачи у нас нет. В городе есть приходские храмы. Каждый должен заниматься своим делом. Если сотрудники специального подразделения вдруг решат заняться обучением дружинников ДНД, вряд ли будет польза и тем и другим, так как психология и задачи разные. Правда, бывает, что в монастыре живут духовно опытные насельники, ветераны, которым ничто уже не может повредить. И тогда вокруг них собираются духовные чада, из которых и складывается своеобразная (под стать старцу) община. А вот монашеская семья в монастыре сложиться должна, но у нее несколько другие цели, соответственно и подбор средств. Монастырь — это оранжерея по выращиванию «земных ангелов и небесных человеков», из которых и должны выходить архиереи и другие духовные наставники народа Божиего (по словам преподобного Иосифа Волоцкого), и всё, что не помогает этому процессу, необходимо минимизировать. Это мое мнение.

http://e-vestnik.ru/interviews/planirova...

Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога I. К житийным чтениям о святых Сентябрь В греческих и славянских месяцесловах, а затем и Четьи-Минеях, под 1 сентября значилось: «Начало индикта, сиречь новаго лета». Чтением на новолетие начинается и Пролог во всех известных его списках. Вот это чтение по рукописи Спасо-Прилуцкого монастыря, XIII в.: «Ведати есть, яко индикта празднует Божия церкви, от древних приимши, зяне мнети от римлян начатку быти лету от того индикта. Индикт бо от римлян (по-римски значит) повеленье и к сему в т (тот) день внити Господу нашему Иисусу Христу в сбор жидовеск. И повеле и даша ему книгы Исаия пророка, и разгнув, обрете место, иде же бе написано: «Дух Господень на мне, Его же ряди помаза мя благовестить нищим посла мя, целити сокрушеныя сердцем, проповедити пленьником оставленье, слепым прозренье, послати скрушеныя в отраду, проповедати лето Господне приятно» ( Ис. 61:1–2 ; Лк. 4:18–19 ). И съгнув книги, даст слузе. И сед научи и, яко днесь исполнися Писанья в оушью вашею. И дивляхся народи о словесех благодатных, исходящих из оуст Его» (Л. 1 об. 1 столб). – В Торжественниках, представлявших сборники слов и поучений на праздничные дни всего года, на этот день полагалось особое слово, приписываемое Иоанну Златоусту (Migne, Patrol, graec. t. 59, col. 673), в котором выставлялись нравственная красота, величие и спасительность христианства сравнительно с иудейством и язычеством, направлявшим человечество к вечной погибели (Рум. Музея, 434 Торж. XV в. и Соловец. библ. 369 также XV в.). Слово это внесено в Макарьевские Ч.-Минеи (см. изд. Археогр. ком.). Кроме того, в последних началу индикта или новолетию посвящено еще три поучения, из которых в одном подробно разъясняются приводимые в Проложном чтении Евангельские слова, взятые из Евангелия, положенного на новолетие. «Се убо, братие, читаем здесь, между прочим, – сий день перъвый имамы начало лета. В сей убо день Евангелие чтется, ему же начало се: «Дух Господень на мне, им же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

«Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря 25 апреля. ПРАВМИР. В среду Светлой седмицы, 23 апреля, на территории Вологодского кремля состоялась презентация отреставрированного житийного образа преподобного Сергия Радонежского. Икону гостям представил художник-реставратор Сергей Белов. Икона «Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Обитель преподобного Димитрия Прилуцкого, сомолитвенника и сотаинника преподобного Сергия, с давних пор чтит день его памяти. О храме, где прежде находилась икона «Преподобный Сергий в житии», присутствующим рассказала заведующая епархиальным древлехранилищем Алла Анишина, сообщает пресс-служба Вологодской епархии. Архиепископ Вологодский Максимилиан отметил, что на презентацию отреставрированной иконы прибыло много людей. «Это свидетельствует, что люди имеют интерес к вопросам духовной жизни. Это очень важно, особенно в наше время, когда духовности бросается вызов. Очень важно показать правильный духовный путь, духовные образцы», — сказал он. На презентации выступил праздничный мужской хор Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Хор исполнил стихиры преподобному Сергию, другие духовные песнопения, песни русско-японской и Великой Отечественной войн. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 13 ноября, 2018 8 октября, 2018 6 августа, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-vologde-predstavili-...

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Надвратная церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты В северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря находится прежний главный въезд в обитель - так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Святые ворота, Вознесенская церковь над ними и часть каменной стены являются древнейшей частью монастырской ограды, возникшей в конце XVI века, когда все остальные стены с башнями были еще деревянными. Позднее Вознесенская церковь и Святые ворота оказались включенными в кольцо крепостных стен XVII века и кажутся как бы встроенными в эти более поздние каменные стены. Первоначально (в 1590 г.) церковь была освящена во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата, покровителя русских в ратном деле, оберегающего от врагов вход в обитель, и называлась так до XIX века. Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Федора, сына Ивана IV, вступившего на престол в 1584 году, и, возможно, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие бывших в монастыре пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня. Надвратная церковь Федора Стратилата (Вознесения Господня) неоднократно перестраивалась, однако современные реставрации вернули церкви первоначальный вид, и в настоящее время она вновь обрела то важное значение в архитектурном ансамбле Спасо-Прилуцкого монастыря, которое ей придавалось с момента сооружения. Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен алтарных апсид, этого типичного элемента церковного здания. Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников (кровля изменена на купольную в 1815 г.). Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки.

http://sobory.ru/article/?object=05129

Иона, митрополит Сарский и Подонский (Архангельский) С 1589 года – настоятель Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском. В том же году присутствовал на Московском Соборе об учреждении патриаршества в России. В начале 1613 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. С 1614 года, после смерти Казанского митрополита Ефрема († 1613), заведовал патриаршими делами до возвращения из плена митрополита Филарета. 24 июня 1619 года участвовал в избрании и посвящении в сан патриарха митрополита Филарета. Недобрую память о себе оставил митрополит Иона. В делах церковного управления он показал себя очень жестоким и неосмотрительным в своих действиях. Он без суда и следствия, а лишь по доносу лишил Вологодского епископа Нектария святительского сана и заточил его в Кирилло-Белозерский монастырь. В другой раз необыкновенную жестокость проявил митрополит Иона по отношению к исправителям Требника – архимандриту Троице-Сергиева монастыря Дионисию и старцу Арсению, которые были заточены им в монастыри, даже подвергнуты мучениям и издевательствам. При осуждении их действовала одна вопиющая неправда, и пострадали они совершенно невинно. За такое самоуправство митрополит Иона в 1620 году решением Собора был запрещен в священнослужении и отстранен от управления епархией. С 1624 года пребывал на покое в Спасо-Прилуцком Вологодском монастыре, где и скончался 29 марта 1627 года. Погребен на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря, против алтаря соборной церкви. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 10. – С. 169–173. Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 15, 16. Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. – Вологда, 1884. – С. 24. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1194, 1200, 1357, 1358. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Вологодской митрополии возрожден древний Спасо-Каменный мужской монастырь 15 октября 2017 г. 12:45 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) ( журнал ). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье. 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин скончался и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/5034484.ht...

Прилуки. Церковь Николая Чудотворца на Валухе. Карта и ближайшие объекты Общую панораму ансамбля Спасо-Прилуцкого монастыря хорошо дополняет небольшой приходский храм Николая Чудотворца на Валухе, расположенный вблизи северной стены ограды, в бывшем подмонастырском селе Выпрягове. Выразительность его архитектуры основана на контрастах между отдельными, правда, разновременными частями здания. Основной объем церкви, относящийся к 1755 г. и выполненный в стиле скромного провинциального барокко, типичен для сельских приходских храмов Севера середины XVIII в. Его широкий двусветный четверик, увенчанный малым восьмериком с главкой, декорируют плоские пилястры, простые карнизы и наличники с треугольными фронтонами. Появившаяся на рубеже XVIII—XIX вв. ярусная колокольня с тонким шпилем принадлежит уже эпохе классицизма. Своим острым силуэтом и нарядным убранством фасадов она подчеркнуто противопоставлена скромному облику храма, доминируя в его общей пространственной композиции. http://www.booksite.ru/fulltext/vyg/olov/7.htm Никольская церковь находится в селе Прилуки, официально вошедшем в состав Вологды в 1991 году, в нескольких сотнях метров от Святых ворот Спасо-Прилуцкого монастыря. Она изначально строилась в качестве приходского храма двух богатых монастырских сел: Выпрягово (названо по имени одного из местных жителей – Исидора Выпряга) и Коровничье (названо по наличию монастырского коровьего двора). В конце XIX века (по другим данным в 1920-х годах) слившись, они образовали село Прилуки. В XVI веке в Выпрягово (село располагалось с северной стороны монастыря) насчитывался 31 двор, его население составляли ремесленники, работающие на монастырь: кирпичники, плотники, кузнецы, иконники, часовники, оловяничники, сапожники, портные, квасовары. У села Выпрягово существовала переправа через реку Вологду – на большой дороге через Кирилловскую Слободу в Кириллов и Белозерск, Тотьму, Устюг и Архангельск. В Коровничье (село восточнее монастыря) находилась пристань и водяная мукомольная мельница. В селе жили монастырские каменщики и другие посадские люди. В XVI-XVII веках на берегу реки Вологды на территории нынешней церкви Николы на Валухе находился женский монастырь. После его упразднения бывший деревянный монастырский храм стал приходским. В начале XVIII века в селе Выпрягово взамен деревянной была построена теплая каменная церковь Николая Чудотворца, что на Валухе. С восточной стороны к ней примыкает высокая двухсветная холодная церковь, освященная в 1755 году. Двустолпный четверик завершен небольшим световым восьмериком, с запада пристроены обширная трапезная и высокая колокольня со шпилем. Колокольня, украшенная в несколько ярусов колоннами, наружными арками и нишами, построена в более позднее время взамен первоначальной шатровой.

http://sobory.ru/article/?object=01102

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Димитрий Прилуцкий, прп. Описания иконы Димитрий Прилуцкий, прп. - житие Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец (память 11 февраля по ст. стилю) Сей преподобный и богоносный отец наш Димитрий родился в нашей стране в городе Переславле у благочестивых родителей. Был крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа и с детства приучен к божественным книгам. Он превосходил разумом и смиренной мудростью многих своих сверстников. Во многих своих привычках он подражал Иоанну Златоустому. В том числе, он не любил принимать почестей от слуг, но всегда носил в своем сердце смиренномудрие и размышлял о будущем веке, о суде Божием, о воздаянии каждому человеку по его делам, о Царствии Небесном, радости праведных и райском блаженстве. Восприняв из книг Ветхого и Нового Заветов мысль, что все в этом мире скоропреходяще, святой оставил суетный мир, проникся страхом Божиим и сделался монахом в Горицком монастыре Пречистой богородицы в том же городе Переславле. Он много потрудился над приобретением добродетелей, именно духовного трезвения, молитвы, ч[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. XV.] Прп. Димитрий Прилуцкий с житием. Мастерская Дионисия. Икона. Москва. Конец XV в. (до 1503 г.). 139.5 х 111. Из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. ВГИАХМЗ. г. Вологда. Файл 5478.jpg:   Размер: 1578x2000, 3.16 MPix, 455 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (401) , (28) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 5480.jpg:   Размер: 336x1200, 0.4 MPix, 65 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (166) , (8) . Описание: [Вологда. 1990-е.] Спаситель с припадающими прпп. Димитрием и Игнатием Прилуцкими (фрагмент). Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска на крыльце Спасского собора Спасо - Прилуцкого монастыря. Вологда. 1990-е годы.

http://pravicon.com/icon-1624

Прилуки. Храмовый комплекс. Спасо-Преображенского собора и Николаевской церкви. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Украина, Черниговская обл., Прилукский р-н, Прилуки, ул. Шевченко,1 Координаты: 50.597894, 32.388249 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Спаса Преображения Церковь-колокольня Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты На территории бывшей Прилукской крепости, рядом с " полковой канцелярией " , возвышается величественный пятикупольный храм, оформленный в сдержанных формах позднего барокко. Это Спасо-Преображенский собор - архитектурная доминанта Прилук, украшение и гордость старинного города. Строительство храма началось в 1705 г. силами и средствами общины на месте сгоревшей в 1655 г. деревянной Спасской церкви. Когда в 1714 г. прилуцким полковником стал Игнат Галаган, он выделил значительные средства на завершение храма, а также Николаевской церкви с колокольней. Структура Спасо-Преображенского собора повторяет деревянные украинские пятикупольные храмы, и внешне он очень был на них похож - с компактной планировкой и суровым, аскетическим видом белых, почти лишенных декора фасадов. Архитектурный образ собора, вероятно, был навеян Нежинским Николаевским собором и Троицким собором Густынского монастыря. Однако народные мастера, которые строили храм, не стали просто копировать, а придали ему собственные неповторимые черты. Строительство было закончено в 1720 г. Внутри сохранились росписи и старинные иконы. В правой апсиде собора находится склеп с останками прилуцкого полковника Игната Галагана. В 1781 и 1834 гг. храм пострадал от пожаров. В результате ремонтов изначальная грушевидная форма куполов была изменена на сферическую граненую с фонариками. В интерьере, как и на фасадах, подчеркнута вертикальная направленность композиции. Этому способствуют высокие ниши, в которых размещены окна в два яруса. Спасо-Преображенский собор в Прилуках завершает линию развития девятикамерных пятиглавых соборов. Этот архитектурный стиль, сформировавшийся после освободительной войны 1648-1652 гг., был самым распространенным на первом этапе развития архитектуры эпохи Гетманщины.

http://sobory.ru/article/?object=05974

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010