Максимилиан, архиеп. Песоченский и Юхновский. Фотография. 2016 г. (Лазаренко Александр Павлович; род. 9.11.1950, г. Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызская Республика)), архиеп. Песоченский и Юхновский. Из семьи архитектора. В 1966 г. окончил среднюю школу 18 в г. Мытищи, в 1970 г.- механический техникум в г. Калининград (ныне Королёв) Московской обл. Поступил на работу конструктором 3-й категории в центральное конструкторское бюро на заводе экспериментального машиностроения в г. Калининграде. В 1970-1972 гг. проходил срочную службу в ракетных войсках стратегического назначения. В 1972 г. поступил в Центральный институт физической культуры в Москве, к-рый окончил в 1976 г., после чего работал преподавателем физического воспитания в Московском лесотехническом ин-те в г. Мытищи. В 1979 г. поступил во 2-й класс Московской ДС, по окончании к-рой продолжил обучение в МДА. В период обучения нес послушание певчего в студенческом и братском хоре, был иподиаконом патриарха Пимена . В окт. 1984 г. поступил послушником в Троице-Сергиеву лавру . 26 дек. 1984 г. принял монашеский постриг с именем Максимилиан. 2 февр. 1985 г. рукоположен во диакона, 10 марта - во иерея Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым ; впосл. митр.) в Свято-Успенском кафедральном соборе Владимира. Окончил МДА в 1986 г. 4 апр. 1987 г. возведен в сан игумена. Нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе. 22 февр. 1993 г. определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. 7 апр. 1993 г. возведен в сан архимандрита. 10 апр. того же года хиротонисан во епископа. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы возглавил патриарх Алексий II . 24 февр. 2004 г. возведен в сан архиепископа. М. принял активное участие в восстановлении вологодских мон-рей. 14 авг. 1996 г. он освятил верхний храм Спасского собора в Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужском монастыре в Вологде, в обители открылся епархиальный церковно-археологический музей. В мае 1997 г. епархии была возвращена часть Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 6 окт. 1998 г. в мон-ре возобновилась иноческая жизнь. 6 окт. 1999 г. был открыт Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь , 26 дек. 2003 г. на основе Павло-Обнорского подворья Спасо-Прилуцкого мон-ря был воссоздан Павлов Обнорский во имя Святой Троицы мужской монастырь 27 июля 2011 г. М. был назначен игуменом Кириллова Белозерского и Димитриева Прилуцкого монастырей.

http://pravenc.ru/text/2561670.html

Arhiva La Mitropolia de Vologda a fost renscut vechea mnstire de clugri Spaso-Kamennyi 15 octombrie 2017 12:45 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия , было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) ( журнал ). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье. 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5037608...

В Ферапонтов монастырь Вологодской епархии для постоянного пребывания доставлены мощи прп. Ферапонта Белозерского 11 июня 2019 г. 12:17 9 июня 2019 года, в день памяти преподобного Ферапонта Белозерского, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия из Лужецкого Богородице-Рождественского монастыря в Можайске в Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь ( Вологодская епархия ) для постоянного пребывания был торжественно принесен ковчег с частицей мощей преподобного основателя обители Ферапонта Белозерского, чудотворца. Перед святыней в храме преподобного Мартиниана митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию. Главе Вологодской митрополии сослужили: настоятель Ферапонтова монастыря игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), настоятель мужского монастыря Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь игумен Николай (Ананьев), временно исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря иеромонах Александр (Чеборов), клирики Вологодской епархии. За богослужением молилась настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова) с сестрами. По окончании богослужения митрополит Игнатий обратился к присутствующим с архипастырским словом. С приветственным словом к митрополиту Игнатию обратился настоятель Ферапонтового монастыря игумен Иоасаф (Вишняков). На молитвенную память о знаменательном дне отец игумен преподнес архипастырю икону преподобного Ферапонта Белозерского. Отметив труды благочинного Кирилловского округа протоиерея Владимира Колосова, владыка Игнатий наградил его за церковное служение медалью преподобного Кирилла Белозерского III степени. Северная Фиваида — так назывались издревле земли, на которых ныне располагается Вологодская митрополия. Здесь, начиная со средних веков, существовали десятки больших и малых обителей. В советские годы они все перестали существовать. За пять лет существования митрополии количество монастырей в Вологодской епархии увеличилось почти в три раза.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Трапезная палата с храмом Введения, хозяйственный комплекс На склоне холма, к западу от колокольни, объединенная с ней папертью, стоит обширная трапезная палата с храмом Введения. Это - древнейшее после Успенского собора каменное сооружение монастыря. Возведено оно в 1519 году, вместо прежней деревянной трапезной. Композиция его аналогична более поздним трапезным Спасо-Прилуцкого и Спасо-Каменного монастырей. Поставленное на высокий подклет здание состоит из большого корпуса собственно «столовой» палаты с келарской и церкви Введения с восточной стороны, расположенных на одной оси. Это - один из самых ранних примеров присоединения к трапезным палатам общежительных монастырей Руси храма, то есть сложение наиболее характерной композиции подобного типа построек. Каждая из частей здания внешне трактована по-своему. Широкий корпус трапезной имеет обычную для гражданских сооружений форму прямоугольного объема с двускатной кровлей. Более узкий, но мощный куб церкви в виде своеобразной башни, возвышался над трапезной. Он завершался типичными для культового зодчества тремя ярусами кокошников с водруженной над ними главой. Трехгранная восточная стена храма напоминает срубные алтарные пристройки деревянных церквей. Скупое убранство фасадов здания ограничено широкими лопатками и скромными карнизами, а также нишками с остроугольным верхом. Это интересное сооружение, видимо, оказало определенное воздействие на оригинальную церковь-колокольню с трапезной в Спасо-Каменном монастыре. В нынешнем своем виде оно предстает перед нами значительно перестроенным.  Растесаны оконные и дверные проемы, изменено очертание кровли над корпусом трапезной, полностью переделано покрытие храма, с заменой каменной главы на деревянную. Огромный, почти квадратный зал трапезной (17,5 Х 17 кв. м) занимает почти весь верхний этаж корпуса. Многочисленные оконные проемы на двух противоположных сторонах обеспечивали хорошее освещение его внутреннего пространства. Своды поддерживал мощный четырехгранный столб в центре. К западу от зала находилась небольшая келарская. В середине XIX века столб и своды палаты были сломаны, а вместо них появился нынешний потолок, опирающийся на два ряда деревянных столбов. Хорошее представление о прежнем интерьере трапезной дает подклет, сохранивший древние формы своих перекрытий. Находящаяся под трапезным залом обширная, почти таких же размеров хлебопекарня с массивным квадратным столбом в центре и эффектными сводами по своей монументальности не уступала ему ни в чем, хотя она сейчас и перегорожена. Первоначально вход в трапезную палату был через открытую лестницу с северной стороны. Уже в XVI веке появилась пристроенная вдоль северного фасада двухъярусная паперть с внутренней лестницей и аркадой в верхнем этаже, позднее превращенной в окна. В измененном виде она существует и поныне, причем Снаружи хорошо видны заложенные арки.

http://sobory.ru/article/?object=05133

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин) (+ 1568) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 янв. в день преставления Прп. Феодосий, из дворянского рода Сумориных, родился в городе Вологде в начале XVI в. По воле родителей он рано женился и имел дочь Марину. Семейная жизнь не мешала развитию в нем иноческого призвания, но вопрос о совместимости семейных привязанностей со служением Богу много его мучил. В церкви он любил молиться, укрывшись за колонной. По смерти родителей и жены он поручил дочь родственникам, отдал ей все состояние, а сам поступил в Спасо-Прилуцкий монастырь прп. Димитрия (память его 11 февр.). После искуса новоначалия ему был поручен надзор за монастырскими соляными варницами около города Тотьмы. Он заботливо относился к рабочим, всегда был с ними ласков, и никогда варницы не приносили столько дохода, как при нем. В это время жители города стали переселяться на новое место, за 2 версты от города (где он и находится теперь), и на приисках наступила тишина. Тогда прп. Феодосий нашел место, удобное для основания монастыря, и настоятель с любовью отпустил его. Преподобный стал подвизаться сначала в шалаше, а потом в землянке. Сильно обрадовались тотемцы, что у них будет свой монастырь: землю под него пожертвовали ее владельцы; отдавали свои земли и горожане и делали пожертвования. Царь Иоанн IV и митрополит Макарий дали свое разрешение и благословение, а настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Божией Матери, прославившейся впоследствии чудесами под именем Суморинской (по фамилии преподобного). Прп. Феодосий, получивший в юности хорошее образование, собрал духовную библиотеку и старался распространять просвещение. Иноки его обители должны были, по уставу, питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших. В хозяйственном отношении обитель была также высоко поставлена. За глубокое смирение ее настоятеля, все приписывавшего помощи Божией, а никогда себе самому, Господь всегда даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его. 19 декабря 1567 г. прп. Феодосий написал свое завещание, впоследствии хранившееся в монастыре. С тех пор силы его стали ослабевать, и 28 января 1568 г. он, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, тихо заснул вечным сном. И только после кончины его изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в его тело. При жизни его этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел.

http://sedmitza.ru/lib/text/436868/

Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий: Для преобразования Вологодского духовного училища в семинарию существуют реальные предпосылки 16 июля 2014 г. 14:44 В Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре (г. Вологда) состоялось заседание педагогического совета Вологодского православного духовного училища (ВПДУ). Его возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий , на днях утвержденный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в должности ректора училища. Перед началом заседания Преосвященнейший Игнатий вручил протоиерею Алексию Сорокину, назначенному первым проректором ВПДУ, епархиальную медаль преподобного Кирилла Белоезерского I степени в награду за многолетние труды на ниве духовного просвещения и успехи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На заседание были приглашены выпускники ВПДУ прошлых лет. Епископ Вологодский Игнатий побеседовал с каждым из них, выяснил готовность к принятию священного сана и определил кандидатов на рукоположение в ближайшее время. Участники педсовета подвели итоги 2013-2014 учебного года. Члены педагогического совета ВПДУ единогласно одобрили начавшийся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла процесс преобразования Вологодского православного духовного училища в семинарию, инициированный правящим архиереем. Располагаться Вологодская духовная семинария будет в одном из корпусов Спасо-Прилуцкого монастыря. Педагогический совет проанализировал соответствие нынешней учебной программы и преподавательского состава ВПДУ стандартам обучения в духовной семинарии, определенным Учебным комитетом . Ректор духовного училища отметил, что преобразование училища в семинарию означает переход на уровень высшего духовного образования. Это влечет за собой и стандартизацию, и лицензирование, и требования к уровню образования и обеспечению учебного процесса. И первоочередная задача — провести новый набор абитуриентов в этом году в духовное училище с тем, чтобы уже к окончанию 2014-2015 учебного года они обучались в семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Ионафан (Руднев Иоанн Наумович), архп. Ярославский и Ростовский Родился в 1816 году в семье псаломщика Орловской губернии. Обучался в Орловской духовной семинарии. В 1843 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 30 ноября был назначен смотрителем Белгородского духовного училища. С 21 сентября 1846 г. – учитель Орловской духовной семинарии. 30 сентября 1854 года принял монашество и 3 октября рукоположен во иеромонаха. С 6 мая 1855 г. – инспектор Орловской духовной семинарии. С 6 окт.1860 г. ректор Вологодской духовной семинарии и архимандрит Спасо-Прилуцкого монастыря. С 31 марта 1864 г. – ректор Олонецкой духовной семинарии. 4 сент.1866 года хиротонисан во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской Лавре. С 29 авг.1869 г. – епископ Олонецкий. С 28 февр.1877 г. – епископ Ярославский и Ростовский. 15 мая 1883 года возведен в сан архиепископа. 15 мая 1894 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 1893 года – почетный член Московской духовной академии. С 1895 года – почетный член Казанской духовной академии. 26 ноября 1903 года уволен на покой в Ярославский Спасо- Преображенский монастырь. Скончался 19 окт.1906 года после 62-летнего служения Св. Церкви, на 91 году жизни. Погребен в Спасском монастыре. (В БЭС т.1, в стб.1110 ошибочно указан год смерти 1805-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1906 г. 43, стр.2860). Был человек большого ума, редкой доброты и широкой инициативы. В Ярославской епархии им основан ряд учреждений, увековечивших его имя в истории этой епархии. Благодаря его почину, открыта эмеритальная касса, епархиальный свечной завод, противораскольническое братство Димитрия Ростовского . Духовные училища – Ростовское, Угличское и другие прекрасно обстроены. Много потрудился владыка над восстановлением и обновлением святынь и исторических памятников Ростова Великого. Но венцом его архиерейской деятельности было устройство в г. Ярославле епархиального женского училища. Духовенство и народ с первых же дней основания училища отметили заслуги и труды его в устроении этого училища, присвоив ему название «Ионафановского». Иначе оно и не называлось, – воспитанницы же его получили название Ионафанок. Впоследствии название Ионафановского, в честь его основателя и заботливого попечителя было присвоено этому училищу официально Святейшим Синодом, по ходатайству благодарного своему архипастырю Ярославского духовенства. Сам испытавший тяготы семейной жизни, владыка отличался отзывчивостью к положению к нуждам подведомого ему духовенства, был доступен и прост в обращении. Духовенство ценило эти свойства владыки, и платило ему за все это взаимной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симон, архиепископ Вологодский и Белозерский С 1660 года – игумен Александро-Свирского монастыря. 23 октября 1664 года хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского с возведением в сан архиепископа. В 1666 году участвовал в Соборе по осуждению раскола, а в декабре того же года – в Соборе по делу патриарха Никона (1681), который адресовал владыке Симону гневное письмо. В 1674 году принимал участие в поставлении патриарха всея Руси Иоакима (1690). В 1675 году присутствовал на Соборе по вопросам о церковном суде, о границах епархий и архиерейском богослужении. 16 июня 1676 года присутствовал при короновании царя Фёдора Алексеевича. В марте 1678 года участвовал в Соборе, установившем обряд Ваий. 2 апреля 1682 года принимал участие в хиротонии святителя Митрофана, епископа Воронежского († 1703, память 7/20 августа), в том же году участвовал в Соборе об отмене местничества. В 1684 году по болезни ушёл на покой в Спасо-Прилуцкий монастырь. Скончался 29 апреля 1685 года. Погребён в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В течение девяти лет служения архиепископа Симона на Вологодской кафедре были построены двухэтажный корпус архиерейского дома с каменными стенами вокруг него и богадельня. В 1671–1672 годах принимал деятельные меры по оказанию помощи жителям Вологодского края во время сильного голода. Архиепископ Симон велел открыть житницы архиерейского дома и домовых сел и продавать голодающему населению хлеб по низким ценам. Ходатайствовал перед царём за тех, кто не в состоянии был платить земские повинности. В 1676 году оказал материальную поддержку учёному католическому сербскому священнику, писателю Юрию Крижаничу, сосланному в то время в Сибирь (сохранилась расписка в архиве Вологодского архиерейского дома). Архиепископ Симон – автор духовного завещания с описью имущества, в том числе книг (1681), переписчик богослужебных книг, владелец обширной келейной библиотеки (около восьмидесяти рукописных книг и печатных изданий). Литература: Роспись келейной рухляди вологодского архиепископа Симона//Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. – Отд. II, стр. 12–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В советские годы в этих зданиях располагались гаражи, мастерские и фабрики 18 октября. ПРАВМИР. Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной, сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В этом году храм отметил столетие со дня последней архиерейской Божественной литургии. В торжествах по случаю храмового праздника тогда участвовали несколько вологодских священнослужителей, двое из них – епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и священник Николай Васильевич Замараев – канонизированы в сонме новомучеников и исповедников. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм — Антипы Пергамского на улице Чернышевского, возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю.

http://pravmir.ru/vologodskie-vlasti-otd...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010