Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. А. Богомазова. Новейшее исследование о вологодском Спасо-Прилуцком монастыре  Новейшее исследование о вологодском Спасо-Прилуцком монастыре 1  В 2022 г. вышел труд доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного университета Марины Сергеевны Черкасовой по истории Спасо-Прилуцкого монастыря XVI–XVII вв., посвященный памяти известного историка и выдающегося архивиста Ю. Д. Рыкова. К различным, прежде всего экономическим, вопросам истории обители исследователи обращались не раз 2 , тем не менее многие аспекты остаются не изученными. До сих пор не было написано и обобщающего труда по истории Спасо-Прилуцкого монастыря — одного из крупнейших на Русском Севере.  В своей монографии М. С. Черкасова рассматривает разные аспекты истории обители XVI–XVII вв.: исследуются проблемы ее аграрного строя и торгово-промысловой деятельности, историческая демография, социокультурная история. Автор не ставит задачу последовательно-хронологического изучения этих сюжетов, выбрав «дискретно-очерковое изложение материала» (с. 15–16). В книге рассмотрены и другие малоизвестные темы, в частности посвящение монастыря и отражение в нем почитания прп. Димитрия Прилуцкого, его значение как государева богомолья и др. Книга состоит из двух частей — исследования и приложений, занимающих практически половину книги. В соответствии с поставленными задачами в исследовательской части книги выделены четыре раздела: «Аграрный строй — налогообложение — повинности», «Промыслы — торговля — судоходство», «Демография», «Прилуцкая обитель в социокультурном измерении». Каждый раздел в свою очередь состоит из глав — очерков, посвященных конкретным проблемам или сюжетам. Во введении кратко говорится об архиве Спасо-Прилуцкого монастыря, документы которого оказались рассредоточены в нескольких федеральных и региональных хранилищах, музеях и библиотеках, а также об исследователях, посвятивших свои работы их выявлению и изучению. В связи с этим необходимо вспомнить монографию самой М. С. Черкасовой, посвященную реконструкции архивов вологодских монастырей и церквей 3 . Этот непревзойденный труд, родившийся из огромного многолетнего опыта работы автора с фондами различных архивов, выявлению и систематизации документов, необходимых для исследования различных сюжетов монастырской и церковной истории, является незаменимым подспорьем для всех, кто занимается историей вологодских монастырей и архивов, а также историей Вологодчины, источниковедением и историей архивного дела в России в XV–XVII вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

Прп. Игнатий Прилуцкий. Шитый покров из Спасо-Прилуцкого мон-ря. 60-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого и кнг. Елены Романовны, брат св. кн. угличского Димитрия Андреевича , племянник вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные сведения об И. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии св. Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (2 последних текста, созданные по образцу Жития И., известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818. Л. 142-167 об.). Существует свыше 20 списков Жития И., к-рые датируются временем не ранее сер. XVII в. (ГИМ. Увар. 759-4°. Л. 107-123, XVII в. (1661 г.?); РГБ. Больш. 37. Л. 76-90, сер. XVII в.). О несохранившемся списке Жития И. XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба» ( Шляпкин И. А. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914. С. 13. (ПДПИ; 184)). Вместе с Житием в рукописях помещены 7 посмертных недатированных чудес И. В 1, 2 и 5-м рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включенное в концовку 4-го чуда моление преподобному, содержащее упоминание о вел. князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой В. О. Ключевским версии о возникновении Жития И. до сер. XVI в. Если принять во внимание, что в 6-м чуде упоминается игум. Афанасий (1541-1546), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, вероятно, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгин. В агиографических сборниках Житие И. часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского (см., напр.: ГИМ. Син. 866-8°, 40-е гг. XVII в.). Неск. позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. (Л. 452 об.- 453 об.). Единственный известный список проложного Жития (РНБ. СПбДА. 280-4°. Л. 114 об.- 116 об., 1-я пол. XVIII в.) восходит, вероятно, к печатному тексту.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Лоптуново. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская Лоптуновская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1816. Адрес: Россия, Вологодская область, Вологодский район, Подлесный с/с, д.Лоптуново Координаты: 59.11098, 39.93344 Проезд:от Вологды до п.Надеево, далее пешком до д.Лоптуново Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Лоптуновская Николаевская церковь. Современное местоположение: д. Лоптуново, Подлесное с/п, Вологодский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Церковь Николая Чудотворца в Лоптунове, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1668 года.Лоптуновская Николаевская церковь, 1816 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, апостолов Петра и Павла, прп. Димитрия Прилуцкого. Церковь одноэтажная, длиной 13 саж., шир. 4 саж. Купол восьмигранный. Дмитрий Ермаков. Верность Господу и своему храму Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был... Отец Константин Волков – настоятель храма во имя Казанской иконы Божьей Матери города Вологды и храма Николая Чудотворца в деревне Лоптуново, что в двух километрах от поселка Надеево. Отец Константин родился и вырос в Вологде, в прошлом – офицер, окончил Вологодский пединститут и семинарию. Приход в Лоптуново возглавил в 2017 году. - Отец Константин, есть ли какие либо сведения об истории храма Николая Чудотворца в Лоптунове? - Первые сведения не о храме, а о селе Лоптуново мы видим на страницах переписных книг Спасо-Прилуцкого монастыря за 16 век. Это монастырская вотчина. Но деревянный храм там явно уже был. Документальная же история храма начинается в 1816 году, когда он был построен. Главный придел храма был освящен в честь Николая Чудотворца, два придела в честь святых апостолов Петра и Павла и в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. В начале 20-го века рядом с храмом на средства прихожан были построены дома для священнослужителей и церковно-приходская школа. Часть этих зданий сохранилась, но находится в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=13853

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Димитрия Прилуцкого Житие Димитрия Прилуцкого – один из самых ранних памятников вологодской агиографии. Герой Ж. Димитрий родился в начале XIV в., происходил из богатой купеческой семьи г. Переславля-Залесского. М. И. Смирнов, опираясь на местное предание, говорит о нем как об уроженце деревни Веслево Переславского уезда, из рода Покропаевых. Согласно Ж., в юные годы Димитрий принял постриг в переславском монастыре «святыя Богородица, иже на Горицах». В скором времени был рукоположен в иеромонахи и основал близ города свой монастырь во имя Николая Мирликийского чудотворца. Под влиянием бесед с Сергием Радонежским (их знакомство состоялось в Переславле в 1354 г., когда Сергий был рукоположен в сан пресвитера епископом Афанасием Волынским) Димитрий ввел в монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Молва о переславском игумене дошла до великого князя Московского Димитрия Донского, и тот призвал его в столицу, прося быть восприемником при крещении одного из своих сыновей. По возвращении из Москвы Димитрий оставил новооснованный монастырь и с учеником Пахомием удалился на Север, где в Авнежской округе построил на берегу р. Великой, притока р. Лежи, церковь в честь Воскресения Христова. Видя недовольство местных жителей, Димитрий ушел в окрестности г. Вологды, где основал Спасо-Прилуцкий общежительный монастырь в честь праздника Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа, так называемый «первый», «медовый Спас»). Это был первый на Руси монастырь в честь праздника, установленного Андреем Боголюбским в 1164 г. в память о победе над волжскими булгарами. Игуменом этого монастыря, согласно Ж., Димитрий оставался до смерти 11 февраля 6900 г. (1392 г.). Ж. дошло до нас по крайней мере в пяти редакциях, представленных более чем 120 списками. Почти все списки называют автором Ж. игумена Прилуцкого монастыря Макария. В монастырском синодике (ОР Волог. обл. краев. муз., 2013, 1754 г., л. 75 об.) он назван пятым игуменом после Димитрия Прилуцкого, Пахомия, Константина и Михаила. Единичные списки называют автором Ж. Марка, Марина, Логгина, но это, по-видимому, результат разного рода ошибок и описок. Главным источником сведений о Димитрии послужили автору устные рассказы Пахомия, преемника Димитрия по игуменству.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Колокольня. Колокольня. Не действует.   Год постройки:Между 1757 и 1761. Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, г. Кириллов. На территории Кирилло-Белозерского монастыря Координаты: 59.857124, 38.366375 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня построена во второй половине XVIII века между церквями Архангела Гавриила и Введения на месте разобранной «за ветхостью» старой каменной колокольни XVI века. Это одно из самых высоких сооружений монастыря. Архитектурные формы характерны для церковного строительства северных провинций России середины XVIII века. В них получили своеобразное сочетание традиции русского каменного зодчества XVIII столетия и новые элементы архитектуры барокко, трактованные по-своему и часто наивно. Строительством руководил каменщик Спасо-Прилуцкого монастыря Фёдор Жуков. Колокольня Кирилло-Белозерского монастыря близка как по композиции, так и по ряду деталей к колокольне Спасо-Прилуцкого монастыря. Вместе с тем, архитектурный язык памятника ещё связывает его с более древними сооружениями, составляющими ядро ансамбля, поэтому колокольня не кажется в архитектурном комплексе монастыря чуждым, диссонирующим элементом. Колокольня состоит из 4 глухих этажей, над которыми возвышается один открытый. Под колокольней устроен проход, ведущий от Успенского собора к церкви Преображения и Сиверскому озеру. Колокольня играет немаловажную роль в общем силуэте монастыря. Она как бы собирает вокруг себя остальные сооружения и создаёт в центре достаточно сильный акцент, подчиняющий себе отдельные вертикали церквей и башен. В XVIII веке на колокольне было 26 колоколов, самый большой из них весил около 20 тонн. Колокольный звон Кириллова монастыря был слышен издалека… К сожалению, в настоящее время на колокольне нет колоколов: их начали снимать при Петре I, когда во время Северной войны четвёртая часть монастырских колоколов (общим весом около 6,5 тонн) пошла на пополнение снаряжения армии, а в годы советской власти завершили этот процесс. Почти всё собрание монастырских звонов было уничтожено в 1930-1931 годах. Из монастыря было вывезено свыше 31 тонны колокольной бронзы.

http://sobory.ru/article/?object=48851

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Полоцкая О. В., Черкасова М. С. Духовное завещание прп. Феодосия (Суморина) (1567) История малых монастырей в средневековой Руси за последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Архивы небольших обителей, как правило, менее разработаны, поэтому особый вес приобретает всякий сохранившийся ранний документ. Для начальной истории тотемского Спасо-Суморина монастыря и города Тотьмы ценнейшим источником является духовная грамота св. Феодосия (Суморина) от 19 декабря 1567 г. Написана она была за месяц с небольшим до его кончины, последовавшей 28 января 1568 г. В дальнейшем, после официальной канонизации Феодосия в 1798 в этот день совершалось его всероссийское прославление. В наши дни монастырь возрождается, активно развивается ведутся плодотворные агиографические исследования историков и Поскольку старые публикации духовной грамоты Феодосия несовершенны и давно уже стали библиографической редкостью, авторы считают актуальным новое обращение к этому уникальному документальному памятнику и его переиздание на более высоком научно-археографическом уровне. О прп. Феодосии (имя его по-гречески значит «дарованный Богом») известно, что он родился примерно во 2-м – начале 3-го десятилетия XVI в. в Вологде, в незнатной семье. Отца его звали Ульян Суморин. Понуждаемый родителями, Феодосий вступил в брак и имел дочь Марину. После смерти родителей и жены он постригся в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. В наиболее ранней заемной кабале из его архива 1538 г. среди послухов назван некий Якуня Ульянов С несомненной натяжкой, но всё же можно предположить в нем представителя той же семьи. В конце 1530-х – начале 1540-х Феодосий был занят восстановлением разоренных в ходе набегов казанских татар прилуцких варниц и деревень на О значении для Спасо-Прилуцкого монастыря его Тотемских соляных промыслов свидетельствует царская грамота от 19 марта 1548 г. на монастырские варницы, двор, 2 деревни с правом не тянуть с местными посадскими людьми тягло и несудимая от Возможно, все это удалось восстановить и организовать после разорений 1538/39 г. благодаря энергичным усилиям прилуцкого старца Феодосия.

http://sedmitza.ru/lib/text/6571889/

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска. Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине. В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.

http://sobory.ru/article/?object=05128

а) Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея Росии, Спасова Прилуцкого монастыря архимандрит Исаия, благословения твоего прося, челом бьёт. В нынешнем, государь, во 184 году, Января в 6 день, прислана твоя великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, грамота ко мне, богомольцу твоему, за приписью дьяка Тимофея Симановского, а велено, государь, мне, богомольцу твоему, ехать в Кирилов монастырь и допросить, по святой евангельской заповеди Господней, архимандрита Никиту и строителя порознь: он архимандрит и строитель монаха Никона старцам такие речи, что они запасов ему монаху Никону на корм, без братского приговора, давать не смеют, а братья ничего давать не велят, – говорили ли? И если говорили: кто именно о том братья им говорят и бунтуют, и давать монаху Никону ничего не велят? Да его же архимандрита допросить: его же Никоновым старцам он архимандрит говорил ли, что де Никон к великому государю ни пишет, и у них де про то про всё есть ведомость? И буде говорил, с кем именно с его Никоновыми старцами говорил? и в которое время? и от кого ему архимандриту о том ведомость чинится? И старцы Корнила Затворников да Иосиф Собакин о том, что монаху Никону против государева указу запасов никаких не давать, говорили ли? и тем они в монастыре меж братии бунтуют ли? Да их Корнилу Затворникова, Иосифа Собакина о том расспросить накрепко: так ли они говорили, что, без братского приговора, монаху Никону никаких запасов давать не велят? или они говорили, что запасов ему, Никону, без указа великого государя не давать; а о даче де запасов у них в монастырь великого государя указ есть, и статьи, по чему чего давать, им даны; а сверх тех письменных статей, больше того давать ничего не велено? Да что они про то про всё скажут, и те их допросные речи, за их руками, велено мне, богомольцу твоему, прислать к Москве тотчас, не мешкая, и подать тебе, святейшему патриарху. И по той твоей, великого господина, святейшего Иоакима, патриарха московского и всея Росии, грамоте, я, богомолец, твой, в Кирилове монастыре его архимандрита Никиту и строителя старца Исаию и старцев Корнила Затворникова и Иосифа Собакина, порознь, против всех статей допрашивал; и что, государь, они по допросу сказали, и я, богомолец твой, те их допросные речи, за их руками, подклеив под сию отписку, послал к Москве с патриаршим служкой с Мишкой Терентьевым и велел подать тебе великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея Росии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская Великорецкая церковь Карта и ближайшие объекты В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Воскресения Христова на Великой Реке, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде.Великорецкая Воскресенская церковь построена в 1813 г. вместо сгоревшей в 1806 г. старой церкви. Каменная, одноэтажная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Димитрия Солунского. parishes.mrezha.ru Исторические описания церкви Воскресения Христова на Великой реке. В этом описании отмечено. что данная церковь относится в Вологодской епархии, Грязовецкого уезда и положена от Вологды на юго - восток в 40 верстах от Грязовца на северо - восток в 25 верстах. Место низменное здесь раньше было теперь стоит село Воскресенское. Название получило по церкви. Протяженность реки Великой не более 20 верст, ширина в устье не более 13 сажень. Далее сообщается, что преподобный Димитрий Прилуцкий в начале своей деятельности жил в монастыре Пречистыя Богородицы в Переяславле. Затем он основал Никольский монастырь близ Переяславля. Однако бремя славы и почести от Д. И. Донского и народа угнетало его. Он решился на уединение и вместе с учеником Пахомием, преодолев леса и воды, пришёл на реку Великую. О постройке здесь Воскресенской церкви известно только то, что она была выстроена " прежде прибытия его на Прилуки " (то есть до 1371 г.). " Во всех окрестных странах существует в народе предание, что в древности на р. Великой был немноголюдный монастырь " - следствие трудов преподобного Димитрия. " Может быть. Великорецкая обитель существовала бы и теперь (1853г.)... ежели бы дух злобы не песелил в сердцах жителей страны Авнежской нерасположения к Преподобному не вняли внушениям Диавола и не изгнали его с Великой реки. " " Так говорится о сем в житии его: " Ненавидящий добра роду человеческому, завистливый враг Диавол, подвиже люди неблагодарныя, от прилежащия тамо веси , авнега зовомыя, и ропот велий на него глаголюще: Отче, неугодно есть нам твоё здесь пребывание (помыслии бо в себе: яко аще сей великий Старей близ нас жити будет, и по мале времени совладеет нами и селы нашими) " Слышав же Святый ненависть их и ропот скоро востав отиде оттуду и прииде на Вологду и возлюби преподобный место на прилуце тако нарицаемо от града за три поприща " . ... Если не полезнее. то по крайней мере... обратить внимание на предыдущие... прилежащие тамо веси, авнега замовыя, и ропот велий на него глаголящие " .

http://sobory.ru/article/?object=28619

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, XV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010