Муром. Спасский мужской монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсанофия (Василий Григорьевич Чертков-Еропкин, ум. в 1688 г.). В конце XIX в. Покровская церковь имела пять престолов: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Божией Матери Скоропослушницы, Всех Святых, Боголюбской Божией Матери, Кирилла Белозерского. Источник: Чернышев В.Я. " Муром " Трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни при Спасо-Преображенском соборе выстроена новая.

http://sobory.ru/article/?object=04956

Патриарх Кирилл: Современная цивилизация переводит фокус человеческого внимания на второстепенное 12 июля, 2016. Новостная служба Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря 12 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! Всегда с особым чувством посещаю Валаамскую обитель и вместе с вами молюсь в день памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Мы вспоминаем их удивительный жизненный подвиг. Мы поражаемся их силе. Мы недоумеваем, как можно было жить без всякой поддержки, опираясь только на собственные силы, на берегах этого холодного озера и зимой, и летом, и в самую страшную непогоду. Сюда никто не привозил ни пищи, ни медикаментов, многие вообще не знали, что здесь появились монахи, — а они жили! Конечно, много сил уходило на то, чтобы просто не погибнуть в таких условиях, но ведь не физическое выживание было главной задачей для монахов. Главным были молитва и духовная жизнь, и святые угодники Сергий и Герман не только не погибли в суровых условиях Валаамского архипелага, но и заложили основу сильной монашеской традиции в этих местах. Очень часто мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы забываем о Боге, о вере, о самых главных вопросах бытия, без размышления над которыми не может состояться человек в полном смысле слова. Мы прилагаем все силы, чтобы обеспечить материальные условия для жизни, а уж если, упаси Бог, кто-то приболеет, всё бросается на помощь организму. Но святые Сергий и Герман вообще об этом не думали, живя в невероятно тяжелых условиях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovrem...

Председатель ОВЦС: Посещения Святейшим Патриархом Украины способствуют укреплению единства Церкви 29 ноября 2010 г. 10:35 На пресс-конференции 25 ноября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал о визитах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в страны ближнего и дальнего зарубежья. В подготовке этих визитов принимал активное участие Отдел внешних церковных связей. В частности, в этом году было три посещения Украины Святейшим Патриархом. Первое из них состоялось зимой в связи с инаугурацией новоизбранного Президента Украины В.Ф. Януковича. С 21 по 28 июля продолжалось Первосвятительское посещение, в ходе которого Его Святейшество побывал в Одесской , Днепропетровской епархии , Киевской митрополии , а также монастырях: Киево-Печерской лавре , Успенском в Одессе, Ионинской обители в Киеве. Святейший Патриарх совершил освящение новопостроенного Спасо-Преображенского собора в Одессе и Литургию в нем. В Днепропетровске Святейший Владыка возглавил совершение Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, в Киеве были отслужены торжественный молебен на Владимирской горке и литургия на соборной площади Лавры в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. 26 июля в стенах Успенской Киево-Печерской лавры состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На этом заседании было принято обращение Священного Синода к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. В ходе визита Святейший Патриарх встречался с государственным руководством Украины, в частности, с Президентом страны В.Ф. Януковичем, Премьер-министром Н.Я. Азаровым, председателем Верховной Рады В.М. Литвиным, а также с местными городскими и областными властями Одессы, Днепропетровска и Киева. Святейший Патриарх провел встречи с общественностью города Одессы в Национальном академическом театре оперы и балета, духовенством Днепропетровской епархии, с молодежью в киевском Ионинском монастыре, а также посетил Национальную юридическую академию в Одессе, Национальный университет имени Олеся Гончара в Днепропетровске, областную больницу имени Мечникова, Южный машиностроительный завод в Днепропетровске.

http://patriarchia.ru/db/text/1329984.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Воскресные школы Московской епархии http://www.eorok.ru Воскресная школа при Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине http://rpb-school.ru/ Воскресная школа при храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино http://www.kosino-hram.ru Церковно-приходская школа «Косинская» http://www.cpshk.edusite.ru Воскресная школа Одинцовского благочиния Московской епархии http://www.odinblag.ru Воскресные школы г. Санкт-Петербурга Воскресная школа Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры http://lavra.spb.ru Детская Воскресная школа “ЛОГОС” Собора Владимирской иконы Божией Матери http://vladimirsobor.spb.ru Воскресная школа при Спасо-Парголовском храме http://happy-school.ru Воскресная школа Санкт-Петербургского подворья монастыря Оптина пустынь http://www.rpc.ru Воскресная школа при храме Святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, Коломяжский просп., 13 Тел.: +7 (812) 980–39-27 Воскресная школа для взрослых Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гастелло, 15 Тел.: +7 (812) 373–22-79 Воскресная школа при Спасо-Преображенском Соборе Адрес: Санкт-Петербург, ул. Рылеева, 3 Тел.: +7 (812) 272–36-62 Воскресная школа при Храме Андрея Критского Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Тел.: +7 (812) 738–98-14 Воскресная школа при Храме Благовещения Пресвятой Богородицы Адрес: Санкт-Петербург, Володарский пос., просп. Ленина, 22 Воскресная школа при Храме Святой Великомученицы Екатерины Адрес: Санкт-Петербург, линия Кадетская, 27а Тел.: +7 (812) 328–25-72 Воскресная школа при Храме Спаса Нерукотворного Образа Адрес: Санкт-Петербург, пл. Конюшенная, 1 Тел.: +7 (812) 571–82-61 Воскресная школа при Храме святителя Николая Чудотворца Адрес: Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, 37б Тел.: +7 (812) 292–33-72 Воскресная школа при Храме Тихвинской Иконы Божией Матери Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский просп., 128 Тел.: +7 (812) 764–08-08 Воскресная школа при Храме святого Страстотерпца Царя Николая Адрес: Санкт-Петербург, Суворовский просп., 61

http://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye...

Сербилово. Спасо-Кукоцкий монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1673. Адрес: Россия, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район, село Сербилово Координаты: 56.520058, 40.082125 Проезд:Южный выезд из Гаврилово-Посада (в сторону Непотягово, Лобово) на развилке - правее. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Расположен на открытом месте, при спуске к небольшой низине. Восточными фасадами построек обращен к центральной площади села. Основанный не позднее 16 в., он известен как временное прибежище Григория Отрепьева. Назван по основному собору (первоначально деревянному) и протекающей поблизости речке Кукса. Существующий собор Спаса Преображения возведен в 1673 г. Несколько позднее, в кон. 17 в., были построены зимняя церковь Введения и шатровая отдельно стоящая колокольня. Известно, что кроме этих сохранившихся до наших дней сооружений в комплекс входила деревянная Покровская церковь (время ее строительства не установлено). Монастырь окружала кирпичная ограда, разобранная в 1940-е гг. В 30-е гг. 19 в. в монастыре проводились строительные работы, во время которых вместо разобранного Покровского храма был устроен придел во Введенской церкви, пристроено крыльцо к колокольне, изменено покрытие и форма глав в обоих храмах. Монастырь занимает территорию прямоугольной формы. В ансамбле доминирует крупный объем пятиглавого Преображенского собора. К югу от него стоит небольшая одноглавая церковь Введения. Расположенная между ними столпообразная шатровая колокольня замыкает небольшой дворик между ними с запада и одновременно фиксирует главную ось ансамбля. Все сооружения возведены из кирпича. Введенская церковь побелена по обмазке, следы обмазки сохранили также собор и колокольня. Самый древний из существующих в области монастырских комплексов, включающий выразительные по архитектуре культовые сооружения в стиле, характерном для владимиро-суздальского зодчества 17 в. Шаганов. 1853; Зверинский, 1892, с. 321; Упраздненные монастыри во Владимирской епархии, 1873. с. 246; Березин, Добронравов, 1896, с. 208-212. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 217-223

http://sobory.ru/article/?object=18812

Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!». По версии инокини Ольги (Дорожко), послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезённое с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и затем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полоту (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, «чтобы он не достался мирским властям и НКВД». Ещё в начале 70-х годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни. Меня неоднократно спрашивали: «Почему же крест в те времена не вернули назад, в монастырь?». Всё очень просто. В те годы были очень сильные гонения на верующих. И поэтому инокини старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню – крест Евфросинии – в то время было просто некуда!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/ta...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Выборг. Собор Рождества Христова. Церковь Трёх Святителей при 8-ом Финляндском стрелковом полку Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально - католический собор Девы Марии и св. Олафа, затем - лютеранская церковь. После взятия Выборга российскими войсками в 1710 г. - православный собор (освящён в 1719 г. во имя Рождества Христова). В 1744 г. - придел свв. апп. Петра и Павла. Многократно горел на протяжении XVIII в. С постройкой в 1788 г. Спасо-Преображенского собора Рождественский собор был окончательно заброшен, использовался как склад. В 1912-13 гг. был вновь освящен во имя Трёх Святителей с приделом свв. апп. Петра и Павла для 8-го Финляндского стрелкового полка. С 1918 г. - лютеранская кирха. Разрушен в 1940 г. Ныне представляет собою маложивописные руины, над которыми возвышается Часовая башня - бывшая колокольня. Рядом с Часовой башней сохранилась массивная коробка здания средневекового собора, представлявшего для Выборга значительный интерес. Кафедральный собор был построен в 1418 году на месте ранее существовавшего. Прямоугольное в плане здание под гонтовой кровлей имело длину 36 м и ширину 18,5 м. С южной стороны находилась пристройка для хранения оружия, а северной - ризница. В 1477 г. собор сгорел, в 1494 г. он был восстановлен на прежних фундаментах, с использованием старых стен. В это время интерьер собора был разделён двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был в два раза шире боковых. В XVII в., после очередной реконструкции, стены собора были украшены гербами именитых выборгских родов. После разрушений во время развернувшегося сражения по взятию Выборга в 1710 году, собор вскоре был перестроен под греко-католическую церковь и функционировал в таком виде до 1788 г., когда его передали в ведение фуражной комиссии и он стал использоваться как провиантский склад. В 1913 году при исследовании собора были обнаружены следы росписей XV в., полы из известкового камня, покрытые кирпичными плитками. В 1937 г. архитектором О.В. Висте был выполнен проект реконструкции средневековой постройки. Предполагалось снять со стен штукатурку, выявить остатки стен из грубого камня и сохранить их в первозданном виде. Проект этот осуществлён не был, а в годы Советско-Финской войны 1940 года старинная постройка подверглась новому разрушению: сгорело перекрытие и кровля. В настоящее время эта древнейшая постройка центра Старого города представляет собой мрачные руины, являющиеся суровым напоминанием об ужасах войны.

http://sobory.ru/article/?object=03437

Епископ Игнатий возглавил престольный праздник кафедрального собора Выборга августа 2018 За Литургией правящий архиерей совершил священническую хиротонию диакона Михаила Кудрявцева. В день Преображения Господня, 19 августа 2018 г, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий возглавил престольный праздник кафедрального Спасо-Преображенского собора города Выборга. Его Преосвященству сослужил сонм клириков епархии. За Литургией правящий архиерей совершил священническую хиротонию диакона Михаила Кудрявцева . После Божественной литургии правящий архиерей прочитал молитву на освящение начатка овощей и плодов, а затем сам освятил яблоки и другие плоды, по традиции принесенные прихожанами в храм на праздник Преображения Господня, имеющий также народное название " Яблочный Спас " . За богослужением молились первый заместитель главы администрации МО " Выборгский район " Владимир Алексеевич Рошкович и председатель совета общественной организации " Спортивный клуб " Фаворит " " , депутат городского совета Александр Петров. По завершении богослужения Владимир Алексеевич поздравил Преосвященнейшего Игнатия с престольным праздником собора, вручив правящему архиерею цветы от администрации Выборга и поблагодарив за хранение национальных традиций, воспитание духовности и нравственности выборжан. Преосвященнейший Игнатий обратился с архипастырским словом к выборжанам, поздравив их с престольным праздником кафедрального собора. " Дорогие отцы, братия и сестры! Преображение Господне - праздник, тесно связанный с земной жизнью Спасителя. И многие сегодня уже знают слова Евангельского повествования о Преображении Христа на горе Фавор. Это событие столь о многом нам говорит! Спаситель вместе с тремя избранными учениками поднялся на гору для беседы. Его целью была молитва, уединение, а не собственно Преображение. Христос мог изменить свой внешний вид и без присутствия учеников, в одиночестве совершая молитву наедине с Богом-Отцом. Но Он взял в свидетели троих апостолов - с тем, чтобы произошедшее событие стало известно впоследствии многим. Апостолы лицезрели совсем иного видом Спасителя! Они видели, как от Его облика исходил блистающий Свет, который несравним ни с одним физическим светом мира сего. Они видели Божественного Учители, и при этом по своей природе Христос оставался во плоти человеческой.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

(Забытый вопрос и его решение в церковно-археологической справке 1907 г. ) 1 4 октября 1552 года, по свидетельству летописцев и историков казанских 2 , в день торжественного въезда в Казань, царем Иоанном Васильевичем Грозным был основан в г. Казани деревянный храм, впоследствии Казанский Кафедральный собор. На третий день, 6 октября, этот храм, в присутствии царском, был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1561 году, вместо прежнего деревянного храма, 21 мая начат постройкой, а 12 сентября закончен в византийском стиле каменный собор. Освящен он 3 первым Казанским святителем, архиепископом Гурием 4 . Неоднократные пожары Казани и собора, бывшие в 1596, 1672, 1694, 1742, 1815 и др. годах, сильно разрушали здание, а следовавшие за этим исправления и реставрации перестройками и пристройками всякий раз видоизменяли прежний вид Кафедрального собора. Драгоценнейшая святыня собора – мощи Казанского первосвятителя Гурия покоятся здесь, в левой стороне центральной части храма, между колоннами. Они открыты в 1595 году, 4-го октября, сначала почивали в Спасо-Преображенском монастыре и в Кафедральный собор перенесены в 1630 году. Кафедральный соборный храм с давних времен служил местом вечного покоя скончавшихся в Казани архипастырей. Здесь почивают митрополиты и архиепископы – Вассиан 5 , Тихон I 6 , Матфей 7 , Симон 8 , Корнилий I 9 , Лаврентий II 10 , Иоасаф 11 , Маркелл 12 , Тихонъ III 13 , Павел I 14 , Иона 1515 , Афанасий 1616 , Антоний II 1717 , Павел II 1818 и Владимир II 1919 . Историки и летописи казанские указывают и место погребения этих святителей, говоря, однако, кратко и не всегда и о всех точно. Об одних (архиеп. Вассиан, митрополит Матфей, митроп. Симон, митр. Корнилий и митр. Иоасаф) они свидетельствуют только, что эти владыки почивают в соборе, у северной стены, о других (митроп. Тихон III и архиеп. Павел I), – что они покоятся у южной стены, об архиепископе Ионе не говорят ни слова, а об остальных указывают определенно – под главным алтарем собора, в особой усыпальнице (архиеп. Тихон I, митроп. Лаврентий II, митроп. Маркелл, архиеп. Афанасий и архиеп. Владимир II), или же – в соборном, правом приделе (архиепископы Антоний II и Павел II); в обоих последних местах над останками этих святителей имеются надгробия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010