Отделение III. Церкви В Новгороде на Торговой стороне 1. Знаменский собор Местоположение Знаменского собора и первоначальное его основание в честь иконы Знамения Божией Матери. Построение нынешнего храма и последующая его судьба. Устройство его совне и внутри. Стенная иконопись. Колокольня. Преимущества собора. Новгородский Знаменский собор находится на Торговой стороне от Софийского собора к востоку, расстоянием около версты, идучи от оного на правой стороне Ильины или нынешней Знаменской улицы. Он окружен со всех сторон принадлежащими к нему зданиями, а именно от западного угла чрез святые ворота с простенками по ту и другую сторону оных одноэтажною каменною женскою богадельнею, которая устроена для вдов и сирот духовного звания преосвященным митрополитом Иовом в начале прошлого столетия 600 , а митрополитами Гавриилом и Амвросием возобновлена 601 . От юго-западного угла богадельни по южной стороне продолжается такое же здание, занимаемое Попечительством о бедных духовного звания, до самой колокольни оного собора, от которой до юго-восточного угла простирается стена. По восточной стороне находится дом каменный одноэтажный, занимаемый церковнослужителями собора, и далее до северо-восточного угла и от оного до собора продолжается стена. Первоначальное основание Знаменского собора относится в XIV веку. Чудотворная икона Знамения Божией Матери, в честь коей устроен собор, до сего времени находилась в Спасо-Преображенской церкви. Но частию пожары 1329 и 1340 годов 602 , в которые сгорела Спасская церковь , а еще более усердие Новгородцев к чудотворной иконе, служили побуждением к построению Знаменского собора в 1355 году 603 . Об этом в Новг. I летописи значится: 604 «В лето 6863, поставлена бысть церкви камена в имя святыа Богородиця Знамение, на Ильине улице.» А в Новг. III летописи под 6862 (1454) годом показано, что из двух каменных церквей одна построена 605 : «Знамение пресвятей Богородпцы, на Ильине улицы, повелением владыки Моисея и всего новгородского сонмища людей, после чудеси спустя 185 лет, и тогда молитвами пресвятой Богородицы велие чудо сотворися в Великом Новеграде, что новгородские людие рыбу руками имаша, у брега, сколько кому надобно.» В другом месте тойже XIX летописи еще яснее сказано: «По преславном чудеси (1169) пребысть пречестный Знамения пресвятыя Богородицы образ в церкви Всемилостивого Спаса 186 лет. В лето же 6862 (1354), изволением Божиим и пречистыя Его Матери, нецыи христолюбивые людие ненасыщаемым желанием одержими и велию верою влекоми к

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 2015 г. православная епархия Хельсинки (Гельсингфорс) отмечает свое 70-летие. В связи с этим хотелось бы вспомнить о ее первом епископе - владыке Александре (Карпине). В Финляндии его имя широко известно и пользуется заслуженным уважением, в России же мало кто знает об этом церковном деятеле. Его архипастырские труды были связаны со становлением Финляндской Православной Церкви, когда имели место многие проблемы как внутренней, так и внешней церковной жизни. Епископ Александр, обладая административной мудростью, был серьезным духовным мыслителем - «мистиком» в лучше смысле этого слова. Некоторые называли его «епископ-старец». Ранее не опубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации и Архива Ново-Валаамского монастыря, использованные в качестве источников настоящей статьи, позволяют больше узнать о владыке Александре. Епископ Александр (Александр Петрович Карпин) родился 24 сентября (ст. ст.) 1883 г. в селе Суоярви Суоярвской волости Великого княжества Финляндского, на то время входившего в состав Российской империи. Происходил он из потомственного священнического рода. Порой встречаются упоминания, что епископ Александр был эстонцем или карелом , что является ничем не обоснованными предположениями. Известно, что его дед по отцу - Иоанн Петрович Карпин - в 1838 г. был рукоположен во диакона, в 1867 г. он числился в клире церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня села Ополье Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии . Осмелимся предположить, что именно о. Иоанн Карпин участвовал в 1842 г. в венчании брата Ф.М. Достоевского, Михаила Михайловича, и Эмилии Каролины Дитмар в Спасо-Преображенском соборе г. Ревеля . Сведения таллинского исследователя В.Н. Иляшевича позволяют прояснить и годы жизни дедушки и бабушки епископа Александра: «диакон Иоанн Петрович Карпин (ок. 1812 - 1878/84), дьякон Ревельского Преображенского собора, его супруга - Анна Васильевна (ок. 1820 - 1871/78)» . Отец епископа Александра, священник Петр Иванович Карпин (12.06.1854 - 20.05.1910), большую часть служения, с 1895 по 1910 гг., провел в должности второго приходского священника в Суоярви (Шуезеро) . По свидетельствам самого владыки, до этого он нес приходское служение в г. Ямбурге (Кингисеппе) . Супруга Петра Ивановича - Александра Ивановна Логиневская (1861-1932) - также происходила из священнического рода. Ее отец в 1864 г. был рукоположен в священники и определен на служение в Воскресенский храм с. Торошковичи Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, где и прослужил до 1871 г. . Впоследствии он был священником в Свято-Троицком Тулмозерском приходе (карел. Tulomdjärvi) Олонецкой губернии. Дядя владыки - диакон Владимир Иванович Карпин - был штатным клириком Выборгского Преображенского собора. Таким образом, становится понятно, что и по отцовской и по материнской линии владыка Александр происходил из русского духовенства, которое как минимум в течение века служило в приходах Санкт-Петербургской и Олонецкой епархий.

http://pravoslavie.ru/77869.html

ЖМП 1 январь 2021 /  6 января 2021 г. 18:00 Отрок восстал против богоборцев К ВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СЕРГЕЯ ДОЛГАНЕВА Сто лет назад, в ночь с 18 на 19 февраля 1921 года, в тобольском арестном доме чекисты расстреляли 15-летнего Сергея Долганева — сына священномученика Ефрема Долганева и племянника священномученика Гермогена, епископа Тобольского. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) была проведена значительная работа по сбору материалов и составлению жизнеописания Сергея Долганева. Подвиг подростка и сегодня вдохновляет его нынешних сверстников.   PDF-bepcuя.   Племянник епископа, внук архимандрита, сын протоиерея Семья Сергея Долганева родом из села Малаешты Вторые Тираспольского уезда Херсонской губернии (ныне территория Республики Молдовы). Его дед, священник Ефрем Павлович Долганев (1828–1906), отдал 60 лет служению на православных и единоверческих приходах Херсонской епархии. В 78 лет он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и окончил свои дни почетным архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1905 году по просьбе родителей новорожденного Сергия 1 архимандрит Иннокентий стал крестным отцом своего внука 2 . Сыновья Ефрема Павловича — Георгий (будущий священномученик Гермоген) и Ефрем — посвятили жизнь служению Богу. Преосвященный Гермоген стал одним из самых видных иерархов Русской Православной Церкви. Его младший брат Ефрем Ефремович Долганев, отец Сергея, окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его пастырский путь начался в 1902 году в Санкт-Петербургском Петропавловском придворном соборе 3 . Мама Сергея — Варвара Сергеевна Долганева (1886–1961) — родилась в семье священника Петропавловского придворного собора Сергия Преображенского (1851–1901) 4 . Он начиная с 1890 года и до кончины состоял в Комитете по заведованию Домом призрения вдов и сирот придворного духовенства. Петербург — Петроград — Тобольск Семейство Долганевых проживало на Петроградской стороне в доме причта Петропавловского придворного собора. Через дорогу находился Домик Петра I с часовней Христа Спасителя, где, возможно, крестили детей Долганевых. 15 февраля 1905 года (по старому стилю) на свет появился Сергей 5 , а затем остальные дети: Ксения, Григорий, Варвара и Ефрем.

http://e-vestnik.ru/history/otrok_vossta...

Протоиерей Максим Обухов, главный редактор сектора издательской и информационной деятельности Патриаршей комиссии, в своем выступлении обрисовал сегодняшнее состояние семейного служения Церкви и наметил перспективы, к которым предстоит двигаться. Отец Максим отметил, что в последнее время заметно выросло число мероприятий и эффективных программ, направленных на поддержку семьи и защиту семейных ценностей, в том числе благотворительных, миссионерских и молодежных. Однако одной из нерешенных проблем можно считать отсутствие церковного семейного консультирования, необходимого как скорая психологическая помощь при угрозе развода, — такую «реанимацию» для семьи еще предстоит организовать в широком масштабе. В перспективе и организация лекций по подготовке молодежи к браку, и семейные клубы различной направленности, которые уже начали создаваться в епархиях. Доклад детского психолога Т.В. Воробьевой был посвящен воспитанию детей как главному служению семьи. Протоиерей Александр Дягилев, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, специально остановился на актуальной сегодня, в том числе для православных, проблеме разводов, предложив некоторые методы противодействия, которыми может воспользоваться Церковь — как «скоропомощные», так и обучающие, катехизаторские программы. Секцию «Социальное служение отделов по вопросам семьи и их взаимодействие, защита жизни, биоэтика» возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим . На этом заседании обсуждались такие актуальные темы, как вопросы биоэтики и новые репродуктивные технологии, устройство типового отдела по делам семьи в епархии и опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами. На секции выступили: протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма Михаила Архангела из г. Талдома, с докладом «Воспитание зрелой личности в семье»; протоиерей Георгий Сивков, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Хабаровска, — «Организация работы с семьями в многочисленном приходе путем создания приходских служб на примере Спасо-Преображенского кафедрального собора города Хабаровска»; А.Ю. Кузнецова, президент фонда «Покров», г. Пенза, — «Опыт взаимодействия между церковными и государственными структурами»; Любовь Дягилева, Санкт-Петербург, — «Проект создания семейного духовно-просветительского центра «Добрый дом»; священник Петр Гурьянов, председатель Мелекесской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, — «Опыт взаимодействия между епархиальной комиссией по вопросам семьи и государственными структурами в Мелекесской епархии »; Е.В. Чистякова, секретарь председателя Патриаршей комиссии по семье, биолог, — «Современное состояние проблемы   применения методов вспомогательных репродуктивных технологий»; протоиерей Максим Обухов — «Пастырский взгляд на новые репродуктивные технологии».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3966713...

Закрыть Собор мог бы стать символом преображения России, её многовекового движения на Восток Обращение к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину о строительстве кафедрального Спасо-Преображенского собора в Владивостоке 29.08.2016 1174 Время на чтение 3 минуты От редакции: Сегодня православная Россия празднует память Небесной покровительницы Дальней России Порт-Артурской иконы Божией Матери. Именно в этот день мы посчитали целесообразным опубликовать обращение в Президенту России трех постоянных авторов «Русской народной линии». Предлагая вашему вниманию это обращение, выражаем надежду, что читатели РНЛ поддержат это обращение. Оно открыто для сбора подписей, подписи можно поставить прямо под статьей, зарегистрировавшись на форуме РНЛ или направив письмо по электронной почте на адрес редакции. Желательно указывать не только фамилию, имя и отчество, но и населенный пункт, в котором Вы проживаете (и страну, если это - не Россия), а также род занятий (звания и награды при необходимости). Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Сегодня государственная политика России, осуществляемая под Вашим руководством, свидетельствует о Вашем большом внимании к восточным территориям страны, и о том, что Вы лично прикладываете огромные усилия к развитию этих земель. Эти усилия, наверное, могут быть сравнимы со стараниями российских государей, осваивавших тихоокеанские берега. Здесь на Востоке строятся океанские мосты и дороги, возводятся прекрасные здания. Владивосток за последнее время по своей инфраструктуре стал городом мирового уровня. Однако бросается в глаза, что духовная жизнь здесь слабее, чем в европейской части России. Во многом это является наследием прошлого, влиянием атеистической пропаганды, которая велась на Дальнем Востоке с большей силой, чем в других регионах страны. В отличие от Центральной России, на Дальнем Востоке в годы богоборчества были уничтожены или закрыты почти все православные храмы. Сегодня, конечно, ситуация изменилась в лучшую сторону. Однако до сих пор в центре Владивостока на главной площади города остаётся недостроенным кафедральный Спасо-Преображенский собор. Строительство такого собора для города задумывалось еще в 1912 году. Дальнейшие исторические события не позволили воплотить задуманное.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/08/29/so...

Нижний Новгород. Кремль. Собор Спаса Преображения (новый). Спасский собор, Преображенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первоначальное основание Нижегородского кафедрального соборного храма Преображения Господня, или церкви " Спаса Святаго " относится к 1225 году, через четыре года после построения Нижнего Новгорода и Архангельского собора. Основателем его считается великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Собор с самого начала был построен из белого камня. Первый из великих князей нижегородских, Константин Васильевич начал строить в 1350 году в Нижнем Новгороде каменную соборную Спасо-Преображенскую церковь в новом, улучшенном виде. А в 1352 году собор был построен и освящен. В эту новопостроенную церковь, великий князь Нижегородский перенес из Суздаля древнюю византийскую икону Спаса Нерукотворного, и великолепно украсил Собор и снабдил его богатой утварью Собор строился по подобию Владимирского Успенского собора. Преображенский храм просуществовал только двадцать пять лет в первоначальном состоянии. В 1377 году после Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арап-шах, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая. Впоследствии князь Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы. Этот собор простоял до 1672 года и в продолжение 320 лет видел многие невзгоды. Спасо-Преображенский собор был местом общественных молитв, прошения и благодарения во всех важных событиях не только для нижегородцев, но и для проезжавших через Нижний Новгород. В нем молился Иоанн IV в 1548 году, и когда шел на Казань в 1550 году и когда возвращался оттуда с победой в 1552 году. В смутные времена собор был местом собраний нижегородцев, в его стенах звучали поучения известного патриота, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Феодосия, посланного в село Пурех за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

http://sobory.ru/article/?object=24304

Новокузнецк. Кафедральный собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты В 1792 г. по благославенной грамоте архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама было заложено каменное здание Спасо-Преображенского собора. Собор возводился двухэтажный, трёхсветный с тремя престолами: на первом этаже - во имя Святого пророка Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, на втором - во имя Преображения Господня. Освящение первого этажа состоялось в 1801 г. Нижний этаж временно перекрыли тёсом, и он простоял недостроенным из-за отсутствия денег ещё 20 лет. В 1822 г. возобновилось строительство, в 1830 г. строительные работы завершились, но ещё 5 лет продолжались отделочные работы и роспись. Иконы для иконостаса " писаны " в 1833 г. в Туринске, храмовая икона Николая Чудотворца - в Москве в 1836 г. В 1832-1833 гг. вокруг собора построили каменную ограду с двумя воротами. Торжественное освящение состоялось 5 августа 1835 г. 17 декабря 1837 г. на колокольню подняли колокол, отлитый в Вятской губернии. В 1839 г. в алтаре был сделан пол из чугуна Гурьвского завода. Во время антиколчаковских выступлений в декабре 1919 г. Собор подожгли. Колокола с колокольни рухнули на землю. Остался только пустующий остов. В 1926 г. первый этаж пострадавший от пожара привели в порядок и в нём возобновилась служба. В 1929 г. церковь закрыли и в её помещении расположили геологический музей, затем в церкви размещалась школа комбайнёров, в конце 1930-х гг. - хлебопекарня. В 1989 г. церковь передана верующим. В 1999 г. закончены отделочные работы. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Спасо-Преображенский собор - старейший православный храм города, памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Его история началась в 1618 году, когда в Кузнецком остроге под руководством священника Аникудима была срублена небольшая Преображенская часовенька. В 1621 году был построен деревянный храм во имя Преображения Господня, который прослужил до 1635 года, когда был построен деревянный собор второго поколения.

http://sobory.ru/article/?object=08814

Закрыть itemscope itemtype="" > Кочетковцы захватили власть в Тверской митрополии? Кочетковское блудодействие в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери вызвало народные волнения 03.02.2020 6256 Время на чтение 6 минут Вчера, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери богослужение возглавил настоятель собора протоиерей Александр Любавин. Ему сослужили представители тверского и московского духовенства, сообщает сайт Тверской епархии . После богослужения состоялось освящение установленной в соборе памятной доски в честь православного братства святого князя Михаила Тверского и всех православных братств России. Оно было приурочено к открывающейся в Твери 3 февраля IV Международной научно-практической конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Православное братство святого великого князя Михаила Ярославича было создано в Твери в 1884 году при Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Тверское братство было учреждено как «всесословная общественная организация с целью религиозно-нравственного просвещения населения путем открытия церковно-приходских школ, организации внебогослужебных чтений, издания и распространения духовной литературы, борьбы с расколом и сектантством». Первым руководителем братства стал епископ Антоний (Державин). Братство просуществовало до событий 1917 года, напоминает сайт епархии. «Деятельность братства святого великого князя Михаила Ярославича сделало немало начинаний в массовом обучении элементарной грамотности широких народных масс, и прежде всего, детей и юношества, а также в формировании сети начального образования, становлении библиотечного дела, в целом оказала значительную помощь и поддержку в развитии народного просвещения», - сообщает епархиальный сайт. И всё вроде бы хорошо и правильно, если бы не одно большое НО. Братство святого князя Михаила Тверского - кочетковцы. Они же являются идеологами конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Как сообщается на сайте Свято-Филаретовского православно-христианского института, организовали конференцию Миссионерский отдел Тверской епархии, Исторический факультет Тверского государственного университета, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Преображенское содружество малых православных братств, Action chrétienne des étudiants russes – Mouvement de jeunesse orthodoxe (ACER-MJO). Свято-Филаретовский институт и Преображенское содружество - структуры кочетковские, т.е. неообновленческие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ko...

Выборг. Кафедральный собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский кафедральный собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1788. Архитектор:И. Брокман, Н.А. Львов (проект) Адрес: Россия, Ленинградская область, г. Выборг, Соборная площадь, д. 1. Координаты: 60.710106, 28.739324 Проезд:из Москвы: Поезд (Ежедневно), время в пути 9 часов. Из Санкт-Петербурга: с Финляндского вокзала " Ласточка " . В пути 1 час 12 минут, электричка со всеми остановками. В пути 2 часа 20 минут. От железнодорожного вокзала до Спасо-Преображенского собора пешком (около 1,5 км). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Выборгский Преображенский собор находится на южной стороне города Выборга и алтарем обращен на юго-восток. Прежде он стоял внутри древней крепости, обнесенной со всех сторон высоким земляным валом, обшитым снаружи рваным диким камнем. Этот вал, после крымской войны, по ходатайству городского начальства, во многих местах ныне уничтожен и на месте его красуются бульвары и обширные строения, каменные и деревянные. Через это самый город распространился и слился с форштадтами Петербургским и Выборгским. Таким образом, собор находится в самом центре распространившегося города. Хотя он находится в нижней части города, но помещен посреди лучшей площади, которая названа Екатерининскою, вероятно, от находящейся вблизи лютеранской церкви св. Екатерины. Площадь эту окружают лучшие здания города, как то: императорский выборгский гофгерихт (надворный суд), с отдельным домом для президента, городская ратуша, лютеранская кирка и казармы, перед которыми устроена площадь для военных парадов, а подле лютеранской церкви - сквер для прогулки жителей. По некоторым церковным бумагам видно, что Выборгский собор до 1788 года назывался Рождественским, но трудно определить, где этот собор находился. Говорят, что когда Выборг был покорен Петром Великим и когда здесь, кроме воинских команд, стали поселяться и другие лица, преимущественно из торговцев и промышленников, тогда для них и был построен первый в Выборге православный храм, но он не был новым зданием, а только был переделан из каменной лютеранской кирки, также обращенной из католического костела. Находилось это здание на северной части города.

http://sobory.ru/article/?object=00562

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ты людям нес Благую Весть…» Памяти архимандрита Илариона (Кильганова) 19.11.2021 1173 Время на чтение 9 минут Как сообщает Петрозаводская и Карельская епархия РПЦ , 16 ноября сего года в Александро-Невском кафедральном соборе Петрозаводска митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил чин отпевания многолетнего духовника Петрозаводской епархии, настоятеля Важеозерского Спасо- Преображенского мужского монастыря, члена Епархиального совета архимандрита Илариона (Кильганова), почившего 14 ноября 2021 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, на 76-м году жизни. Перед кончиной отец Иларион сподобился причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых. Перед началом чина отпевания митрополит Константин произнес слово , посвященное памяти отца Илариона. В состоявшемся затем богослужении участвовали многочисленное духовенство Карельской митрополии. В соборе молились многочисленные верующие, прибывшие из разных городов России. Тело отца Илариона было обнесено вокруг собора, после чего его доставили в родную обитель в Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Архимандрит Иларион (Кильганов) был погребен на территории Важеозерского монастыря за алтарем храма в честь Преображения Господня. Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин обратился к духовенству и монашествующим Петрозаводской епархии с просьбой совершения особой молитвы о новопреставленном архимандрите Иларионе (Кильганове). «Как известно, молитвенное поминовение усопшего особенно важно в течение сорока дней со времени его преставления. Поэтому полагаю необходимым и призываю клир и монашествующих присоединять к ежедневному молитвенному правилу дополнительно прибавлять прошения об упокоении новопреставленного архимандрита Илариона. Помимо сугубой, частной молитвы благословляется в храмах и монастырях Петрозаводской епархии до сорокового дня со времени преставления за каждой Божественной литургией совершать заупокойные ектении о новопреставленном. По окончании Божественной литургии в воскресные дни, а в многоклирных приходах — после каждой Божественной литургии, совершаемой на протяжении седмицы, благословляется совершение панихид по новопреставленному архимандриту Илариону. По окончании вечерних богослужений (после завершения 1-го часа) - заупокойную литию по почившему. Душа его во благих да водворится и память его в род и род!», - говорится в обращении владыки Константина.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010