Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. комментарий от 12.01.2015 г. , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Фото до 1858 года. С СД " Экскурсия по старой Казани " . Информацию по данной фотографии см. комментарий от 12.01.2015 г. Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря. Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

http://sobory.ru/article/?object=17091

Выборг. Церковь Всех Святых на кладбище Ристимяки. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая православная церковь на кладбище Ристимяки в Выборге появилась в 1868 году. Это была перенесенная временная церковь, построенная еще в 1863 году на время ремонта Спасо-Преображенского собора. В декабре 1917 года этот храм был разграблен и сожжен. Новая церковь была построена только в 1935-1936 годах, освящена 18 октября 1936 года. Авторами проекта церковного здания были архитекторы Уно Ульберг и Н.А. Никулин. Эта церковь была разрушена во время войны. В начале 1860-х годов был поднят вопрос об очередном ремонте и реконструкции Спасо-Преображенского собора. Поскольку объем работ предполагался значительным, возникла проблема: где проводить богослужения, пока этот главный православный храм Выборга будет закрыт. Для решения всех связанных с реконструкцией собора вопросов был создан Строительный оргкомитет. " Не имея в виду удобного и приличного помещения для отправления Богослужения на то время, как будут производится работы " , Комитет обратился к прихожанам и те " изъявили готовность собственными средствами устроить временное помещение для совершения Богослужения. " Рассмотрев проект храма, губернатор Выборгской губернии Бернхард Индрениус дал свое согласие на его строительство, а магистрат города выделил значительный участок, предварительно оговорив требование о разборке этого временного храма " по окончании возобновления Выборгского Преображенского собора " . В 1863 году " небольшая, но довольно вместительная церковь была построена и освящена во имя Богородицы " Всех Скрорбящих Радости " . В ней служил однажды литургию Выборгский епископ Иоанникий, в сентябре 1863 года храм посетил император Александр II, следовавший из Петербурга в Гельсингфорс (Хельсинки) на открытие финляндского сейма. В 1868 году, когда ремонт Спасо-Преображенского собора был завершен, храм " Всех Скорбящих Радости " был разобран и перенесен на недавно открытое кладбище Ристимяки ( " Крестовый холм " ) в 2-4 верстах от Выборга. На новом месте возведением храма занимался выборгский купец Павел Яковлевич Яковлев. Уже 15 сентября 1868 года состоялось освящение кладбищенской церкви во имя " Всех Святых " . Известно, что ее иконостас был одноярусным, церковь " была холодною, без печей " . Богослужение совершали священнослужители кафедрального Спасо-Преображенского собора, к которому был приписан храм. Что же касается П.Я. Яковлева, то 1 июня 1880 года он скончался и был похоронен на Ристимякском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=43447

Белёв. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х. В 1980-х начата реставрация, не завершенная. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии. Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XVII века. Собор – это композиционное ядро комплекса. Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный. Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества. В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма. Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры). В 2014-2018 г.г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области (Белевской епархии) проводились ремонтно-реставрационные работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Собор является объектом культурного наследия федерального значения и официально именуется: «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, XVII-XVIII в.в. Собор Спасо-Преображенский, 1686 г».

http://sobory.ru/article/?object=04684

Спас. Спасо-Воротынский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Воротынский монастырь основан в нач. XVI в. князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиерейскому дому. В 1765 г. упразднён. Спасо-Преображенский шатровый собор построен в XVI в, трапезная палата с Введенской церковью - в сер. XVII в. В настоящее время монастырь действует как скит Калужского Казанского монастыря, ведётся реставрация. Монастырь основан вскоре после " Стояния на Угре " на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен. По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в. К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы - редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. К началу восстановления монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01469

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Выступление епископа Троицкого Панкратия на заседании Патриаршего Попечительского Совета Храм Христа Спасителя, 5 июня 2006 года 5 червня 2006 р. 17:50 В Трапезных палатах храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Наместник обители епископ Троицкий Панкратий рассказал членам Совета о ходе восстановительных работ в 2005 году. Ваше Святейшество! Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые члены Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря! Прошедший, 2005 год, явился наиболее значимый за те три года существования Патриаршего Попечительского Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. За короткий срок был выполнен основной объем реставрационных работ и главная святыня обители — Спасо-Преображенский собор — был торжественно освящен 19 августа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2005 г. велись работы по воссозданию живописи в западной части собора, а также в районе хоров и на лестнице колокольни. Были вновь восстановлены композиции «Крещение Господне», «Гостеприимство Авраама или Ветхозаветная Троица», «Иисус Христос и жена грешница в доме Симона прокаженного», «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы», проведена реставрация композиций «Исцеление кровоточивой», «Христос и самарянка», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и ряда других. В настоящее время ведутся работы над композициями: на хорах — «Въезд Господень в Иерусалим», на плафоне хор — «Нагорная проповедь», «Отречение апостола Петра». В целом, несмотря на большой объем, сложность выполнения реставрационных работ, короткий срок (три года), все композиции были отреставрированы и заново написаны на высоком художественном уровне. Приемной комиссией были отмечены некоторые недоделки, которые в этот реставрационный сезон будут устранены. (Доработка композиций «Воскрешение праведного Лазаря» и «Обрезание Господне»).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203137...

Одесса. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Место строительства церкви в честь Николая Чудотворца в Одессе было торжественно освящено в августе 1794 году, первый камень заложен в 1795 году. Данная церковь стала прародительницей будущего собора. Сооружение церкви по проекту инженера В. Вонрезанта планировалось закончить в 1797 году, но торжественное освящение церкви произошло лишь 25 мая 1809 года. Главный престол собора был освящён в честь Преображения Господня, правый – во имя Святого Николая, левый – во имя Святого Спиридона. После освящения церкви она получила своё окончательное наименование Спасо-Преображенской. В 1936 году Спасо-Преображенский кафедральный собор был разрушен. Спасо-Преображенский кафедральный собор. Главный придел во имя Преображения Господня был освящен в 1808 г. архиепископом Платоном. В связи со столетием Одессы, по проекту архитектора А. Д. Тодорова собор был значительно расширен и приобрел современный вид. Собор вмещал в 1908 г. 15 тысяч человек. В 1936 г. собор был взорван большевиками, и только в 1999 г. при Одесском митрополите Агафангеле началось возрождение собора. В настоящее время в нижнем храме собора почивают в раке св. мощи св. Иннокентия Херсонского, а также перезахоронена княжеская чета Воронцовых. В августе 1794 года, во время торжественного освящения Одессы, на главной городской площади (Соборная площадь) лично митрополитом Гавриилом было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а через год заложен первый камень. Построенная вскоре (в 1804 г.) Спасо-Преображенская церковь и стала прародительницей будущего кафедрального собора. В 1908 году православные христиане широко отметили столетие Спасо-Преображенского кафедрального собора - одного из крупнейших соборов России. Никто тогда и предположить не мог, что через девять лет начнется другое времяисчисление: после прихода к власти большевиков были изъяты церковные ценности, а в мае 1937 года храм был взорван. Останки бывших архиепископов, покоившиеся в боковых пределах храма, по ходатайству церковных органов перевезли на Слободское кладбище. Там они пролежали до недавнего времени, пока несколько лет назад не были перезахоронены на кладбище Свято-Успенского мужского монастыря. Над телами же губернатора Новороссийского края графа Воронцова и его супруги, покоившихся тут же, надругались и сбросили в ров у стены городского кладбища. Останки почитаемых граждан Одессы были тайно захоронены.

http://sobory.ru/article/?object=03754

Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 (Об интерпретации ранних образцов) Стоглавый собор 1551 г., как известно, рекомендовал “писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочии пресловущии живописцы” 1 . Это было сказано в связи с иконографией Святой Троицы, но в научной традиции данное указание расценивается в контексте целесообразного контроля церковной иерархии над соблюдением традиции 2 . Решения Стоглавого собора действительно касаются как частных и конкретных вопросов иконографии, так и самих основ и принципов иконописания 3 . К проблеме отношения русских иконописцев XVI в. к творческому наследию своих предшественников, думается, стоит привлечь комплекс исторически связанных с Ярославлем произведений, о которых пойдёт речь, с их спор­ной датировкой. Существование последней тоже требует объяснения, тем более, что иконы не обнаруживают признаков разновременного выполнения. По-видимому, на объёме и характере проблематики сказывается отсутствие монографического исследования. Деисусный чин Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле, подвергнутый реставрации, известен в специальной литера­туре, датирован в пределах около 1516–1564 гг. Раннюю дату С. И. Масленицын связывал с завершением строительства храма в Спасском мо­настыре. Тринадцать сохранившихся икон деисусного чина, как и три иконы местного ряда, он частично связывал с творчеством московского мастера начала XVI в., а шесть икон (апостолов Петра и Павла, святи­телей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Леонтия Ростовского) приписывал местным мастерам 4 . Временем около 1516 г. этот деисусный чин датирует и А. В. Федорчук 5 . И. П. Болотцева предпочла отнести выполнение икон к первой трети XVI в. 6 . О том же деисусном чине И. А. Кочетков говорит как о выполненном в первой половине столетия 7 . В том же 2002 г., когда была выражена поддержка даты около 1516 г., высказано предположение о том, что “этот иконо­стас создавался по образцу аналогичного по составу иконостаса главного храма Ростово-Ярославской епархии — ростовского Успенского собора” (1510–1512 гг.), а упомянутые деисусные иконы датированы 1564 г. 8 . Тем самым они поставлены в связь с выполнением стенописи в 1563–1564 гг., засвидетельствованным настенной летописью 9 . В целом это логично, но в то же время в вопрос датировки вносит резонную поправку надпись, вырезанная на оборотной стороне иконы Спаса в силах: “в лето 7067 сий образ обложил архимандрит Арсений” 10 . Таким образом в 1559 г. деисусный чин уже существовал.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Рязань. Спасо–Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Собор Преображения Господня с двумя папертями находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в Рязанском Кремле. Он был построен в 1702 году Михаилом Федоровичем Немчиновым при настоятеле монастыря архимандрите Льве. Высокий квадратный храм с алтарным полукружием имеет один купол, увенчанный крестом. Внутри собора когда-то находился старинный пятиярусный иконостас, который являлся ровесником самого храма. Иконостас сооружен в начале 18 века в стиле барокко, он многоярусный с прекрасно сохранившимися иконами. Чудные ряды икон не оставляли равнодушными никого из прихожан. С правой стороны царских врат находились дивные иконы Преображения Господня и Воскресения. С левой – Феодотьевская икона Божией Матери и Сретения Господня “ в серебряных ризах, с позлащенными венцами, в коих весу три пуда четыре фунта” как было записано в клировых ведомостях. В 1754 году рязанский купец Иван Васильевич Осьминин не пожалел средств на богатые украшения этих риз. К сожалению, давно уже нет ни тех икон, ни серебряных риз. В 1800 году иконостас Преображенского собора подвергся реставрации и обновлению, причем за образец был взят великолепный иконостас Успенского собора Рязанского Кремля. Замечательным украшением внешнего вида храма служат художественные изразцы под окнами и по карнизу. Во время очередного ремонта в 1905 году изразцы чуть было не были уничтожены. И только своевременное вмешательство Ученой Архивной Комиссии позволило их сохранить. После прихода к власти большевиков собор был закрыт. В нём стали хранить иконы, реквизированные из других рязанских храмов и монастырей. Преображенский собор был до отказа забит иконами, иконостасами, соборной утварью, и из храма, где совсем недавно совершались торжественные архиерейские богослужения, превратился в склад. В частности, там хранились иконы из закрывшегося Казанского женского монастыря, а именно Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, выполненная уроженцем Рязани проф. А. Живаго. Под самым куполом храма случайно был обнаружен тайник, куда монахи складывали монастырские иконы. А вот знаменитые изразцы церкви были безжалостно разбиты и замазаны известью.

http://sobory.ru/article/?object=00870

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010