В день памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского в Данилов монастырь г. Москвы перенесли останки монахов Спасо-Преображенской обители Московского Кремля 5 июля 2023 г. 10:21 4 июля 2023 года, в день памяти преподобного Георгия (Лаврова), исповедника, архимандрита Даниловского, в Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы были перенесены костные останки 30 иноков Спасо-Преображенского монастыря, находившегося на протяжении XIV-XV столетий на территории Московского Кремля и являвшегося преемником первой московской обители, основанной благоверным князем Даниилом. Костные фрагменты были обнаружены в 1997 году при производстве земляных работ во дворе Большого Кремлевского дворца на месте храма Спаса на Бору, снесенного 1 мая 1933 года. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II останки были извлечены из земли. Экспертиза подтвердила их подлинность. До настоящего времени реликвия пребывала на Патриаршем подворье при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы. Утром в Покровском храме Даниловской обители наместник монастыря епископ Солнечногорский Алексий отслужил Божественную литургию и совершил славление у раки преподобного Георгия. На богослужении пел хор монастыря. Затем владыка Алексий посетил недавно открытую мемориальную келью преподобного. В храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосине г. Москвы в полдень была совершена заупокойная лития по почившим инокам Спасо-Преображенского кремлевского монастыря, которую отслужили настоятель храма протоиерей Владимир Клюев и духовенство Патриаршего подворья. Затем святыня была доставлена в Данилов монастырь. После литии в присутствии Священноначалия, насельников монастыря и прихожан три ковчега были перенесены в поминальную часовню, где они будут находиться до августа, затем в рамках мероприятий, посвященных 40-летию возрождения Данилова монастыря, состоится их перезахоронение в монастырской костнице. Епископ Алексий, отвечая на вопросы прессы и прихожан, сказал: «У Бога все живы. И сегодняшнее событие — возвращение даниловских монахов в стены родной обители — еще одно тому подтверждение. Кажется, и имена уже их забыты и значатся только в летописях и монастырских синодиках. Но Господь печется о нас. Он напоминает нам о том, что наши предки жили здесь, молились, и оставили нам пример жизни христианской, жизни монашеской... Как говорил отец Кирилл (Павлов), " каждый должен делать свое дело " . Всем нам в будущей жизни хочется быть в Царствии Божием, а здесь, на земле, пребывать в мире, тишине, благоденствии...»

http://patriarchia.ru/db/text/6040441.ht...

Святейший Патриарх Алексий совершил малое освящение храма в честь св. апостола Андрея Первозванного в Воскресенском скиту Валаамской обители. По завершении чина освящения храма Его Святейшество наградил Генерального директора Уральской горно-металлургической компании Андрея Козицына орденом преподобного Серафима Саровского III степени, за вклад в возрождение Воскресенского скита. 18 августа, в канун праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение в храме преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. За Всенощным бдением Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. 19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и престольный праздник Валаамской обители, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин освящения воссозданного верхнего храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил первую в новоосвященном храме Божественную Литургию и совершил чин освящение плодов. За богослужением Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря. На богослужении присутствовали: Министр обороны России Сергей Иванов, Глава Республики Карелия Сергей Катанандов, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Позже состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. В ходе встречи были подведены итоги проведенных за последние годы с участием республики восстановительных работ на Валааме и рассмотрены дальнейшие перспективы развития монастырской жизни на острове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор. Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии. Севский Спасо-Преображенский женский монастырь — действующий монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Севск Брянской области. Монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала XVIII века строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии возведен каменный собор. Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота. Иконостас «гнутый, резной, злаченный и высеребряный». С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная. Внутри монастыря находились добротный двухэтажный каменный дом со всеми удобствами, две церкви, одна из которых была теплой, другая – собором, колокольня находилась над святыми вратами. Собор утопал в зелени роскошного регулярного сада с множеством плодовых деревьев, из которого узкая тропинка вела к реке, омывавшей обитель с двух сторон. Тогда же было преступлено к обнесению монастыря высокой каменной оградой длиной 410 метров, толщиной 2 метра, с амбразурами, из которых на пасху производились пушечные выстрелы. Ограда образовала четырехугольник с тремя островерхими восьмиугольными башнями по углам, увенчанными высокими шатрами и флюгерами, с монументальными воротами главного входа. С внутренней стороны в ограде были устроены глубокие ниши, по верху которых размещалась обходная галерея. Ограда производила впечатление военно-оборонительной.

http://sobory.ru/article/?object=01621

Торжок. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь возведена в 1841-1842 годах архитектором И.Ф. Львовым. В строительстве и отделке интерьера использовали фресковые росписи; убранство, включая предметы богослужения были осуществлены на средства новоторжских купцов, братьев Степана, Якова и Михаила Уваровых. Входоиерусалимская церковь была теплым храмом Спасо-Преображенского собора, который был построен 1822 году по проекту архитектора К.И. Росси. Храмы закрыты для богослужения в 1930 году. Близ Спасо-Преображенского холодного собора  - на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный; главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора близ Преображенского храма  существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц). Вероятно некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время. Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд; правый посвящен Божией Матери - Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, левый - святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе , как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинныя иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородския), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон - иконы двунадесятных праздников.

http://sobory.ru/article/?object=01141

Волговерховье. Ольгинский монастырь. Карта и ближайшие объекты 28 декабря 1999 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод, по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определили открыть на истоке Волги Ольгинский женский монастырь для возрождения в нём монашеской жизни. Настоятельницей обители утверждена монахиня Анастасия (Зиберт). Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волго-Верховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовноую значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волго-Верховье каменный храм. Большую помощь средствами оказывало Всероссийское общество Св. Ольги. В городе Осташкове создали уездный строительный комитет по возведению храма у истока Волги, председателем назначили настоятеля Нило-Столобенской пустыни архимандрита Пахомия. 17 апреля 1902 г. он заключил договор с зодчим, мастером каменных дел из Осташкова Иваном Николаевичем Суравковым, которым в конце XIX - начале XX века были построены многие храмы в Верхневолжье и каменные дома в городе. Каменная церковь на истоке Волги очень красива. Главный престол Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый - Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 г. Проект здания выполнил в 1904 г. тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555-1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки. Интересен проект оформления интерьера храма, к сожалению, из-за революционных событий он не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой Равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 г. крестит Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики Святых Угодников, происходящих от потомства первой Святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения Богоугодных отпрысков Святой Равноапостольной Великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волго-Верховья могли повторить тему «древо московской великокняжеской династии», представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=05504

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо- Преображенский храм (мужской монастырь), г. Енисейск. Имеет престолы: Преображения Господня – освящён архиерейским чином 11 мая 2002 года, Нерукотворенного Образа Спасителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Усекновения главы Иоанна Крестителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Пророка Илии- освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года. Источник: сайт Енисейской епархии http://eniseiskoe.narod.ru/xram_enblag.htm Возведен собор на месте сгоревшей деревянной соборной церкви. Строительство каменного собора начато в 1731 году, освещены теплые церкви в 1750 году. Последним построен южный Ильинский придел в 1808 году. В конце XVIII-XIX вв. появились западные пристройки — палатки. После ликвидации монастыря в 1930 годах в соборе долгое время размещался склад. Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря в Енисейске — типичное произведение культовой ар­хитектуры Сибири середины XVIII в., сохраняющее арха­ичные черты русского зодчества XVII в. и формы «ураль­ского барокко», своеобразно освоенные местными масте­рами. Это одно из ранних сооружений времени становле­ния енисейской школы. Собор размещается в центре восточной (передней) половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром ансамбля. (Монастырский ансамбль состоит из: Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды) Спасский Собор продольной трехчастной структуры храм с глубокой полукруглой абсидой, широтно скомпонованной трапезной и трехярусной колокольней, размещенных на одной оси. Трапезную фланкируют два повышенных придела. Нарушающий осевую симметрию крайний южный придел т западные палатки построены позже. Храм — " восьмерик на четверике " перекрыт восьмилотковым куполом с высоким световым барабаном, одноглавый. Диагональные стены восьмерика опираются на тромпы. Двухсветные приделы перекрыты сомкнутыми сводами. Двухстолпная трапезная перекрыта коробовыми сводами. Центральная часть собора отличается несколько грубоватыми, разнообразных форм, крупными деталями. Боковые приделы декорированы значительно скромнее. Восьмерик и главная алтарная абсида завершены профилированными карнизами на крупных кубических консолях, очень характерных для уральской и сибирской школы. Такой же карниз — под ярусом звона колокольни. Четверик храма завершается арктурным поясом и карнизом. Ребра колокольни и восьмерика подчеркнуты узкими переломленными пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Самый древний сохранившийся храм Пскова - Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО. Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора ( " Новгородская первая летопись " ) выглядит так: " В лето 6664 (1156)... Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21... О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента... " Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине XII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Соловецкий. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Церковь Германа Соловецкого. Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1859 и 1860. Адрес: 164070, Архангельская область, Соловецкий район, поселок Соловецкий. Церковь расположена между Спасо-Преображенским собором и Храмом Николая Угодника. Координаты: 65.024505, 35.710837 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Вопрос модератора :Действует?. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Со стороны центрального двора Соловецкого монастыря сквозь арку перехода, соединяющую паперть Спасо-Преображенского собора с монастырской ризницей, проглядывает маленькая культовая постройка. Ее низкая двухскатная кровля увенчана небольшой покрытой медью главкой с крестом. Западная стена с двумя прямоугольниками зарешеченных окон и арочным дверным проемом слегка выдается из подклета Троицкого собора. Так сегодня после недавней реставрации фасада выглядит церковь прп. Германа, возведенная в 1859 г. и освященная на следующий год 24 мая. Исследователи соловецкого зодчества обошли вниманием это внешне невзрачное здание. Между тем, в историческом аспекте перед нами один из важнейших сакральных объектов обители — усыпальница, где в границах несуществующих разобранных древних часовен XVI–XVIII вв. располагались могилы трех соловецких святых: Савватия (†1435), Германа (†1484) и Маркелла (†1663). История данной церкви возвращает нас к первым страницам некрополя Соловецкого монастыря. «В лето 7130 при игумене Иринархе было обретение мощей преподобнаго аввы Германа». Вовсе не случайно последующие описи Соловецкого монастыря 1632, 1640 и 1645 гг. упоминают деревянную «гробницу Германа» над его могилой. Это свидетельство начала почитания Германа на Соловках как местного святого. В описи монастыря 1668 г. вместо гробницы отмечена «часовня прп. Германа». Все это происходило задолго до официального прославления Германа, состоявшегося только в 1690 г. по грамоте архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=06786

Холмогоры. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор. Начало строительства 11 мая 1685 года. Заложен первым архиепископом Холмогорским и Важским - Афанасием. Время строительства с 1685 по 1691 год, близкий по архитектуре московскому Успенскому собору, - огромное шестистолпное сооружение, завершавшееся раньше пятью мощными главами. С какого именно времени началось существование в г. Холмогорах Спасо-Преображенского собора, исторических данных не сохранилось. Известно только, что нынешнему каменному собору предшествовали несколько деревянных. Первое упоминание о «Спасском соборе в Холмогорах» встречается в летописях 1540 г. В этом году «начальствовали на Двине сотские Васюк Бачурин с товарищи, и жалованные грамоты и всякие указы и судебники из Москвы присланы на их имя и положены на городище, в казне, в Спасском большом соборе». Затем из сохранившихся письменных памятников видно, что церковь Преображения Господня сгорела два раза: в 1588 г. и 1645 г. Построенный вместо сгоревшего в 1645 г. деревянный собор был последним до построения нынешнего каменного. Таким образом, деревянных Преображенских храмов существовало не менее трех. Кроме храма Преображения Господня, на городище существовали еще две церкви: Воздвиженская и св. апост. Иакова, брата Господня. При последней проживало несколько монахов. Воздвиженская церковь вместе с Преображенскою сгорела и более не восстановляема, церковь же во имя св. апост. Иакова существовала до времени преосвящ. Афанасия, первого архиепископа Холмогорского, которым была перенесена в архиерейский дом на сени и сделана сенною или Крестовою… Существующий ныне каменный Спасо-Преображенский собор построением своим обязан попечению и трудам первого архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия. Прибыв в октябре 1682 г. на кафедру Холмогорскую, преосвящ. на другой же год предпринял строение каменной колокольни для будущего собора, имевшего быть кафедральным, оконченное в 1685 г. В этом же 1685 году положено было основание собору…

http://sobory.ru/article/?object=07168

Болград. Собор Спаса Преображения. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор заложен в 1820 году и освящён в 1838-м. Собор был выстроен на пожертвования жителей города (архитектор А. И. Мельников), росписи в интерьере выполнены в 1912—1914 годах художником Павлом Пискаревым по эскизам Васнецова. 26 января 2012 года в результате пожара сгорел и обрушился купол собора. Ведутся реставрационные работы. Собор «Святое Преображение Господне» строился пять лет. Для наблюдения за строительством собора была создана специальная комиссия, в состав которой был избран и 17-летний Дмитрий Кириллов Минков, сын болгарского переселенца из Калофера, известного кишиневского купца Калчо (Кирилла) Димитриева Минкова. Начало Спасо-Преображенскому собору в городе Болграде было заложено в 1820 году., когда управляющий поселениями болгарских переселенцев С.Н. Малявинский прилюдно зачитал указ о даровании им колонистских привилегий. Это торжественное для болгар событие произошло 12 мая 1820 г. в церкви с. Табаки, которое согласно указу, было переименовано в Болград. Присутствовали старшины 57 болгарских, а также депутаты от этих колоний, жители села. Ими же и было принято решение «на месте бедного храма, где они получили свою грамоту, выстроить за счет Болгарского народа, в Бессарабии населенного , великолепный собор». Тогда же было решено сохранять Указ Царя Александра I в алтаре местной церкви. Некоторое время занял выбор проекта храма и архитектора. Выбор пал на Абрама Ивановича Мельникова (1784-1854 г.) среди его известных работ – ансамбль Полукруглой площади в Одессе, Покровский собор в Кишиневе, Никольская старообрядческая церковь в Петербурге. Вообще, возведение Болградского собора тесно связано со строительством Исаакиевского собора в Петербурге (1818-1858гг.). Проектировал и строил этот собор французский архитектор Огюст Монферран. Уже в самом начале строительства Исаакиевского собора обнаружились крупные недостатки, как в самом проекте, так и в производстве работ. В 1822 г. было принято решение переработать проект, для чего были собраны лучшие строители, и архитекторы России, среди которых был и Мельников. Каждый архитектор должен был предоставить на конкурс свой проект собора с устраненными ошибками, но сохраненным художественным замыслом. Именно тот самый проект Мельникова и был использован при строительстве Спасо-Преображенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=34586

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010