История Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря начинается с 1500 года, когда в эти места для отшельнических подвигов пришел ученик преподобного Александра Свирского преподобный Геннадий Важеозерский и поселился в маленькой пещере почти у самой воды. Преставился преподобный около 1516 года. Он был погребен в своей пещерной келии. В 1520 году здесь подвизался еще один ученик преподобного Александра — преподобный Никифор Важеозерский, который построил деревянный храм в честь Преображения Господня и основал монастырь.  В 90-х годах XIX века в устроении монашеской жизни монастырю помогал св. прав. Иоанн Кронштадтский, несколько раз за это время посетивший обитель, им был освящен вновь построенный на месте сгоревшего деревянный Преображенский храм. После революции монашеская жизнь в монастыре прервалась. В 1923 году обитель была закрыта, а в ее стенах расположились колония для несовершеннолетних и психиатрическая больница. Храмы были осквернены: в Преображенском храме устроили спортзал, во Всехсвятском — сначала столовую, потом клуб. Монашеская жизнь возобновилась в данном монастыре лишь с 1991 года. Основание Андрусовой пустыни связано с именем преподобного Адриана Андрусовского, владельца богатого имения. В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления, а позднее стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, дворянин Андрей Завалишин принял постриг в Валаамской обители с именем Адриан. Спустя несколько лет монах поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озер, к нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Царь Василий III пожаловал милостыню Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать ее каждые два года. Также государь освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере; атаман потребовал от иноков, чтобы они покинули обитель. Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман смеялся над монахами, но преподобный так долго и смиренно умолял его, что разбойник смягчился и сказал: «Живите».

http://patriarchia.ru/db/text/4552582.ht...

О недавней дискуссии в Общественной палате и о позиции Церкви рассказывает в интервью «Российской газете» рассказывает Управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. 6 грудня 2006 р. 17:02 Протоиерей Максим Козлов: соглашение между МГУ и МДА — первый в постсоветской России документ о равном партнерстве светской и духовной школы [Ihmepb " ю] Соглашение, подписанное Московским государственным университетом и Московской Духовной академией, открывает новый этап продуктивных отношений светского и духовного образования в рамках российской традиции. Об этом в интервью рассказал один из разработчиков документа, профессор МДА, настоятель домового храма МГУ протоиерей Максим Козлов. 10 жовтня 2006 р. 17:31 Епископ Панкратий: «Для истинного возрождения монастырей в России важно перенять эстафету духа из монастырей Афона» [Ihmepb " ю] По благословению Святейшего Патриарха Алексия на минувшей неделе в Москве проходила Международная научно-богословская конференция «Россия — Афон: тысячелетие духовного единства». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии отвечает один из организаторов форума настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев). 24 вересня 2006 р. 14:21 Прот. Владимир Воробьев: «Исключить теологию из числа специальностей высшего образования — это значит нанести тяжелый удар по нашим гуманитарным наукам, которые мы еще не успели реанимировать» [Ihmepb " ю] Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прот. Владимир Воробьев в интервью журналу «Высшее образование сегодня» рассказал о проблемах и перспективах современного православного образования. 11 вересня 2006 р. 14:14 Преподаватель ПСТГУ Мария Тюменева: «Если мы готовы признавать докторские богословские степени европейских университетов, странно не иметь собственной законченной вертикали богословского образования» [Ihmepb " ю] Интервью заведующей сектором научно-методического обеспечения религиозного образования Православного Свято-Тихоновского государственного университета Марии Тюменевой о путях развития богословского образования в современных российских вузах.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Перед смертью прп. Арсений завещал братии хранить афонский устав, иметь общую трапезу. Вероятно, обитель была общежительной в отличие от большинства новгородских монастырей. Вскоре после кончины прп. Арсения произошли 3 чуда, описанные в житии: избавление монастырских рыбаков из ледового плена, исцеление слепца, приведенного семилетней дочерью из новгородских Вяжищ на Коневец, и «расслабленного» инока Леонтия. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х - 60-х гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа» ( Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996). В 1551 г. при коневском игум. Пимене «боярские дети» М. К. Бровцын и Г. Щетинин преподнесли в дар монастырю шитый покров на раку прп. Арсения с соответствующей надписью (ныне в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Этот факт свидетельствует о том, что основателя К. м. почитали спустя 100 лет после его кончины. Возможно, уже во 2-й пол. XV в. было составлено Житие преподобного, предполагаемый автор к-рого «муж честен Варлам Коневьский» упоминается в Летописи Авраамки под 1458 г. в качестве кандидата на «владычество». По другой версии, Житие составил коневский игум. Варлаам в 70-х гг. XVI в. XV-XVII вв. Наиболее ранняя сохранившаяся монастырская грамота была выдана игум. Тарасию вел. кн. Иоанном III и его сыном Василием III как соправителем в авг. 1499 г. По этой грамоте К. м. освобождался от всех обязанностей по отношению к архиепископской кафедре, от уплаты торговых пошлин при закупке в Ст. Русе 70 «лубов» соли и др., а его рыбаки на Ладожском оз.- от «рыбного оброка»; игумен и братия подчинялись непосредственно царскому суду. Грамота была подтверждена в февр. 1535 г., а затем в 1554 г. царем Иоанном IV. Но игумен и братия в соответствии с нормами «Стоглава» были подчинены суду Новгородского архиепископа. Согласно писцовой книге Вотской пятины 1499-1500 гг., К. м. принадлежали 58 деревень, в которых проживали ок. 400 крестьян. По размерам земельных владений (238 обеж только в погостах Корельского у., преимущественно в Сакульском, Ровдужском и Кирьяжском, на 1478 г.- 189, на 1500 г.- 163, на 1568 г.- 164 обжи) К. м. мог сравниться со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем . По др. подсчетам, в Корельском у. обители принадлежали 162, 5 обжи ( Чернякова. 1998. С. 7-32; Мюллер. 1947. С. 23-24, 80).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

После Февральского переворота в период «разгула демократии» был устранен с кафедры решением епархиального собрания, которое предъявило ему стандартное обвинение в «возбуждении религиозной и национальной розни». 1 мая 1917 владыка был уволен на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Именно как представитель от монашества владыка Антоний был избран членом Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18, где был товарищем председателя Собора, членом Соборного Совета и председателем отдела о единоверии и старообрядчестве. При выборах Патриарха он получил наибольшее количество голосов, после избрания жребием Патриарха был избран 7 дек. 1917 членом Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне (Беллавине). Между тем еще в ходе работы Собора, опираясь на новый закон об избрании народом епископов, Харьковская епархия 19 августа подавляющим большинством голосов избрала своим архиереем архиеп. Антония, и власть не смогла ничего сделать, чтобы воспрепятствовать его возвращению к управлению епархией. Возвращение его в Харьков было триумфальным. 11 дек. он был возведен в сан митрополита. Вопреки проискам украинских сепаратистов 19 мая 1918 Украинский Церковный Собор избрал владыку Антония Митрополитом Киевским и Галицким. 4 дек. он был арестован по приказу Петлюры вместе с еп. Евлогием (Георгиевским) и Никодимом (Кротковым), архим. Виталием (Максименко) и др. влиятельными противниками церковного раскола на Украине. Их вывезли в Польшу, затем в Австрию и Румынию, где заточили в базилианском монастыре в местечке Бучач Тернопольского округа. Через несколько месяцев владыка Антоний был освобожден, но в день Святой Троицы снова арестован на сей раз польскими властями и заточен в монастырь молчальников в местечке Беляны под Краковом. Освобожден он был только в сент. 1919 после вмешательства Антанты. Сразу же вернулся в Киев, но вскоре вынужден был бежать из Киева, оставленного армией А. И. Деникина. В к. 1919 избран почетным председателем Юго-восточного Высшего Временного Церковного Управления и был назначен временно управляющим Кубанской епархией, жил в Екатеринодаре. В н. 1920 бежал в Новороссийск вместе с другими членами Управления, а после поражения войск генерала А. И. Деникина в марте 1920 эмигрировал в Грецию, с апр. по сент. жил в Пантелеимоновском монастыре на Афоне. В сент. 1920 г. был вызван генералом П. Н. Врангелем в Севастополь для управления Церковью, на территории, подконтрольной Русской армии. Однако уже 19 окт. 1920 из-за наступления Красной армии был вынужден окончательно покинуть Россию, бежал в Константинополь, откуда вскоре перебрался в Сербию.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Святейший Патриарх Алексий: — Думаю, что к этому юбилею, мы начали готовиться еще с 1991 года, когда чудесным образом были обретены среди гобеленов в Музее истории религии в Санкт-Петербурге мощи преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств по случаю Второго обретения мощей святого, которые прошли крестным ходом от Санкт-Петербурга до Москвы, а затем от Москвы — в Нижний Новгород, Арзамас и Дивеево, никогда не забудут в какое всенародное торжество вылилось это событие, какие огромные скопления людей повсюду встречали святые мощи преподобного Серафима. А как много паломников ныне приходит и приезжает из разных городов и весей и из-за рубежа в Дивеево, чтобы поклониться преподобному Серафиму Саровскому! Преподобный, как известно, при жизни своей был открыт всем людям и принимал каждого приходящего к нему с особой любовью. Мы помним слова, с которыми святой старец обращался к людям: «Радость моя! Христос Воскресе!» Эту радость о Христе Воскресшем он передавал своим посетителям, давал утешение, внушал бодрость для прохождения своего жизненного пути. И сегодня, когда люди приходят к преподобному Серафиму, они обретают то же самое утешение и ободрение для преодоления всех жизненных трудностей. В 2003 году мы праздновали 100-летие с момента прославления преподобного Серафима, затем 250-летие со дня его рождения, а теперь отмечаем 300-летний юбилей Саровского монастыря. Это единый духовный процесс, апогей которого и приходится на сегодняшние торжества, которые мы начнем с освящения храма, восстановленного на территории Саровской пустыни, — церкви св. Иоанна Предтечи. 30 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершающий Первосвятительский визит в Саров и Дивеево по случаю 300-летия Саровской Успенской пустыни, возглавил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в г. Сарове. По окончании чина освящения Его Святейшество совершил в возрожденном храме первую Божественную литургию. Предстоятелю Русской Церкви сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Московского Новоспасского монастыря; архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/18176.html

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Валаам близок ему «по многим личным причинам», и рассказал о своих детских встречах с валаамскими монахами в Псково-Печерском монастыре и посещении Валаама в молодые годы вместе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, совершившим в порушенном и оскверненном тогда монастыре первую после закрытия обители Божественную литургию. Предстоятель напомнил, что в этом году владыке Никодиму исполнилось бы 80 лет и накануне дня его рождения в Санкт-Петербурге состоится большая конференция, посвященная памяти архипастыря. Святейший Патриарх отметил, что, побывав недавно на Валааме ( Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь проходил с 9 по 11 июля 2009 года ), был впечатлен отличием увиденного от того, что доводилось встречать во время предыдущих посещений монастыря. Святейший Владыка поблагодарил всех, кто послужил делу возрождения обители, особо подчеркнув вклад владыки Панкратия. «Именно во время его управления монастырем были сделаны самые важные и самые большие работы», отметил Предстоятель. Затем с докладом о выполнении программы восстановления монастыря в 2009 году и об основных направлениях работы на 2010 год выступил епископ Панкратий, отметивший, в частности, важность решения проблемы статуса Валаама в связи с наплывом туристов на архипелаг. Глава Карелии С.Л. Катанандов в своем выступлении также высказался за «принятие особого закона по Валааму и придание Валааму специального статуса». Кроме того, докладчик остановился на социальных вопросах, проблемах упорядочивания торговли, развития дорог и инфраструктуры на Валааме. Руководитель ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» О.М. Бударгин рассказал о реализации проекта по реорганизации системы энергоснабжения Валаама. Вопросу придания Валаамскому архипелагу и монастырю особого статуса посвятил свой доклад председатель комитета по недвижимости Российского земельного союза А.С. Галушка. Комментируя последний доклад, Святейший Патриарх отметил, что поднятая в нем тема является очень злободневной. «С этой проблемой мы сталкиваемся сегодня и на Соловках», сказал Предстоятель, предложив создать рабочую группу с привлечением различных специалистов для того, чтобы подготовить такое описание статуса, которое вполне устроит Церковь, сможет получить поддержку государства и будет направлено на сохранение этих уникальных объектов.

http://patriarchia.ru/db/text/744065.htm...

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения домового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, расположенного в главном корпусе МИФИ. После освящения домового храма состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с профессорско-преподавательской корпорацией, молодыми учеными и студентами вуза. Ректор МИФИ М.Н. Стриханов огласил решение Ученого совета о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу степени почетного доктора. Его Святейшеству были вручены диплом и мантия почетного доктора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Следуя традиции, согласно которой почетный доктор после присвоения ученой степени выступает перед аудиторией с лекцией, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился с собравшимися своими размышлениями о роли науки и религии в современной России. Затем Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с новейшими направлениями работы Центра нанотехнологий Национального исследовательского ядерного университета, осмотрел выставку достижений НИЯУ МИФИ, а также побеседовал с научными сотрудниками. 4 марта в Архиерейском зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл встретился с детьми — стипендиатами фонда «Новые имена». Во встрече приняли участие создатель фонда «Новые имена» И.Н. Воронова, президент фонда, член Совета по культуре при Президенте РФ Д.Л. Мацуев, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. 9 марта в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл встретился с министром сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник. В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Министерства сельского хозяйства РФ. 9 марта в своей рабочей резиденции Святейший Патриарх Кирилл встретился с наместником Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря епископом Троицким Панкратием. Наместник монастыря рассказал Святейшему Патриарху о ходе восстановительных работ в обители, в том числе о введении в эксплуатацию комплекса энергообъектов, соединяющих остров Валаам с энергосистемой Карелии.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Храм был восстановлен к 300-летию основания Саровской пустыни по старым чертежам и расписан в соответствии с сохранившимися фотографиями дореволюционного времени. После окончания чина освящения Его Святейшество в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента, наместника Московского Новоспасского монастыря архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместника Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископа Троицкого Панкратия совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В.Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев и другие официальные лица. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар новому храму набор евхаристических сосудов. По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх Московский и всея Руси вручил церковные награды ряду благотворителей, принимавших участие в возрождении храма, а также некоторым представителям руководства Нижегородской области. Вечером того же дня Предстоятель Церкви посетил святые места Сарова: Ближнюю и Дальнюю пустыньки, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Серафим, пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также больничный храм великомученика Пантелеимона, закладка которого была произведена Его Святейшеством во время пребывания в Сарове в 2000 году. 31 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил место погребения преподобного Серафима Саровского и совершил молитву под установленной над святыней сенью. После этого Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм, построенный на месте келии преподобного Серафима, где также совершил молитву и благословил паломников. На площади перед колокольней Саровской Успенской пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил молебное пение преподобному Серафиму Саровскому.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

10 вересня 2005 р. 18:25 Архимандрит Иосиф (Братищев): «Круг благотворителей в последнее время все более сужается…» [Ihmepb " ю] Пресс-служба Московской Патриархии обратилась к архимандриту Иосифу, наместнику Соловецкого Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря, с просьбой ответить на вопросы о взаимоотношениях обители с местным историко-архитектурным музеем-заповедником и о том, насколько весом вклад благотворителей в дело возрождения обители. 10 вересня 2005 р. 18:20 Михаил Лопаткин: «Я хотел бы выразить благодарность монастырю…» [Ihmepb " ю] 9 сентября была запущена система художественной подсветки Соловецкого историко-архитектурного комплекса. Это событие дало повод очередной раз обсудить проблему взаимоотношений между музеями и монастырями в тех местах, где они вынуждены сосуществовать на одной территории. Мы попросили прокомментировать этот вопрос директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Михаила Лопаткина. 1 вересня 2005 р. 19:26 Евгений Крылов: «Сущность подвига Дмитрия Донского — готовность соотнести себя с Промыслом...» [Ihmepb " ю] С начала сентября на телеканалах «Культура» и «Россия» в эфир выходят несколько проектов, посвященных важнейшей памятной дате русской истории, — 625-летию Куликовской битвы. Мы публикуем интервью с Евгением Крыловым — вдохновителем и руководителем этих программ. 20 серпня 2005 р. 13:50 Сергей Катанандов: «Валаам станет прежним «Северным Афоном» [Ihmepb " ю] Участвовавший в торжествах в Валаамском монастыре глава республики Карелия и председатель Попечительского совета по возрождению Валаама С.Л. Катанандов в интервью Пресс-службе Московской Патриархии рассказал о планах Попечительского совета в деле восстановления древней монашеской обители. 18 серпня 2005 р. 17:45 Архимандрит Сергий, настоятель Ново-Валаамского монастыря: «Наши связи со старым Валаамом очень тесные» [Ihmepb " ю] Валаамский монастырь, 18 августа. На торжества, посвященные престольному празднику прославленной обители, прибыли гости со всей страны и из-за рубежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

10 жовтня 2017 р. 17:37 Помочь помогающим [Ihmepb " ю] Как помочь православной службе помощи «Милосердие», курирующей 27 социальных проектов, в интервью журналу «Русский репортер» рассказал духовник службы, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. 9 жовтня 2017 р. 11:10 Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал репортаж «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24». 4 жовтня 2017 р. 10:00 Епископ Троицкий Панкратий: Наш фестиваль развивается [Ihmepb " ю] Наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о фестивале «Просветитель», который Валаамская обитель проводит уже третий год. 3 жовтня 2017 р. 18:23 В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ответил на вопросы интернет-издания проекта «Россия будущего:». 3 жовтня 2017 р. 14:37 Митрополит Волоколамский Иларион: Счастье — это удовлетворенность человека тем, как он живет [Ihmepb " ю] 30 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 30 вересня 2017 р. 11:29 Митрополит Нижегородский Георгий: Монастыри это прочный хребет духовной жизни Русской Православной Церкви [Ihmepb " ю] «Монастырский вестник» попросил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, поделиться впечатлениями от конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях», проходившей в Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010