Благодаря рассудительности и трудолюбию приобрел уважение братии и в 1804 г. был избран настоятелем мон-ря. Из жизнеописания старца известно, что избрание настоятелем он встретил в квасоварне, где варил квас для всей братии. В указе Орловской духовной консистории от 13 сент. 1804 г. отмечено: «Белобережской пустыни строитель иеромонах Василий по просьбе его за слабостью здоровья от строительной должности увольняется. Пребывание иметь ему в оной же пустыни для вспомоществования советами и наставлениями новоопределенному строителю, каковым быть той пустыни иеромонаху Леониду» (ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 31. Л. 4). Начальственная должность не изменила прямого и простого характера подвижника. В 1807 г. схим. Феодор после тяжелой болезни, во время к-рой он сподобился посещения Божия, вместе с иеросхим. Клеопой поселился в уединенной келье на расстоянии ок. 2 км от обители. Желая также подвизаться со старцами, Л. по собственному прошению был уволен от должности настоятеля 10 марта 1808 г. с предписанием «иеромонаху Леониду объявить Его преосвященства благоволение за его труды по устроении обители и упокоить его кельею и содержанием» (Там же. Л. 9). Л. поселился вместе со старцами, где келейно принял постриг в схиму с именем Лев. В 1809 г. схим. Феодор покинул келью и переселился сначала в Новоезерский, впосл.- в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В связи с жалобами настоятеля монастыря и по распоряжению правящего архиерея о. Клеопа II, Л. и его ученик мон. Амфилохий также покинули келью; 10 марта 1811 г. поступили в скит Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , где в 1812 г. к ним присоединился схим. Феодор. Ок. 6 лет старцы прожили на Валааме, где, по словам некоего юродивого, «торговали хорошо» (Житие. 1994. С. 17), т. е. своими мудрыми наставлениями духовно укрепили братию. Келью подвижников посетил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын . Но деятельность старцев вызвала ревность настоятеля монастыря игум. Иннокентия (Моруева), к-рый подал на них жалобу митр. С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Амвросию (Подобедову) . Разбирательство дела было поручено строителю Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , благочинному мон-рей Илариону (Кириллову). В февр. 1817 г. он вместе с поверенным Голицына А. Н. Никольским прибыл на Валаам, встречался со старцами, предложив им ок. 30 письменных вопросов. В итоговом донесении утверждал о непричастности старцев к ересям, отмечая их добродетели. Хорошо зная Л., перед митрополитом за него ходатайствовали ректор СПбДА архим. св. Филарет (Дроздов) и ректор СПбДС Иннокентий (Смирнов) . Незадолго перед выходом из валаамского скита Л. посетил митр. Амвросия.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Второй день фестиваля начнется 29 июля Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе, на которой будет петь хор Валаамского монастыря и хор братии Валаамского монастыря. Программа, продолжающаяся с 14-30 до 18-30, — будет включать церковные песнопения, духовную музыку, а также народные песни стран, из которых прибыли коллективы. Остров Валаам находится в Карелии, в северной части Ладожского озера – крупнейшего в Европе пресного водоема, и занимает площадь более 28 кв.км. Валаамский монастырь основан около XIV века преподобными Сергием и Германом Валаамскими, дата начала нового возрождения Валаамского монастыря — 14 декабря 1989 года. Фестиваль «Просветитель» впервые состоялся в 2015 году в ознаменование тысячелетия преставления равноапостольного князя Владимира, просветителя Земли Русской. Организаторы фестиваля — Валаамский монастырь и благотворительный фонд «Свет Валаама», благодаря которому посещение всех событий для слушателей бесплатное. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 октября, 2023 27 сентября, 2018 4 июля, 2018 1 июня, 2018 30 мая, 2018 18 мая, 2018 10 мая, 2018 3 апреля, 2018 30 марта, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/ezhegodnyiy-festival-p...

По теме церковного искусства хотел бы особо отметить фундаментальные статьи о Корсунской и Курской-Коренной иконах Божией Матери. Отдельно необходимо назвать статьи о Корнилиево-Комельском монастыре на севере России, Крестовом монастыре в Иерусалиме и обители Ксиропотам на Афоне. Материалы по другим христианским Церквам включают цикл статей по Констанцскому и Латеранским соборам Римско-Католической Церкви, Контрреформации, Крестовым походам, о деятельном миссионере-иезуите Франциске Ксаверии, причисленном Римско-Католической Церковью к лику святых с титулом «апостола Азии». Обширная статья о Коптской Церкви впервые дает цельное представление об этой древней христианской общине Ближнего Востока. Очень важные статьи связаны с мировыми религиями, в первую очередь много место уделяется Корану. В томах представлены статьи, в которых исследуются религиозные взгляды великого немецкого философа Готфрида Лейбница и выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева. Обширная статья посвящена антирелигиозной позиции Ленина. Очевидно, что издание четырех томов в год потребовало от авторов и редакторов, научных кураторов и рецензентов больших усилий. Некоторые даже сомневались в самой возможности издать четыре тома за год. Но справедливости ради стоит отметить, что многолетний опыт редакционного и авторского коллектива уже сделал такой темп вполне реальным. Только что на совместном заседании Наблюдательного, Общественного и Попечительского советов по изданию энциклопедии мы приняли необходимые решения для финансово-экономического обеспечения работы над томами этого года. В текущем году проект «Православная энциклопедия» отмечает несколько важных памятных дат. 25 лет назад распоряжением моего предшественника Святейшего Патриарха Алексия, священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, было создано небольшое специализированное издательство Валаамского монастыря, которое занималось, в том числе, подготовкой литературы по истории Церкви. Спустя два года силами этого издательства началась первая большая и основательная работа: издание 12-томной «Истории Русской Церкви», в основу которой был положен труд выдающегося церковного историка, члена Императорской академии наук митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Но, во-первых, со времени работы митрополита Макария прошло более 100 лет, а, во-вторых, он дописал его только до первой половины XVII века, а, значит, его труд должен был быть снабжен современными комментариями и доведен до конца XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/4413109.ht...

30 . Сказание о жизни и подвигах блаженный памяти Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Макария, составленное оной же пустыни И[еромонахом] Л[еонидом]. Изд.2. – М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1881. 31 . Сказание о жизни блаженной старицы Матроны/Сост. и записала Жданова З. В. – Б.м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. 32 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития Святых. – СПб., 1892. 33 . Шохин В. К. Святые Гереон и Урсула – покровители Кельна/Альфа и Омега: журн. – М., 2000. 1 (23). 34 . Шохин В. К. Святой равноапостольный Ансгарий – просветитель Скандинавии/Альфа и Омега: журн. – М., 1999. 2 (20). Богослужебные книги 1 . Минея. – М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2002. 2 . Общая Минея. – М.: Правило веры, 2004. 3 . Октоих. Т. 1–2. – М.: Правило веры, 2003. 4 . Цветная Триодь. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1999. Литература 1 . Аверкий (Таушев) , архиеп. Четвероевангелие: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: ПСТБИ, 1999. 2 . Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. 3 . Анатолий (Грисюк) , иером. Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. – Киев, 1911. 4 . Андрей Филипс, свящ. Четверо святых английского графства Суффолк [Электронный ресурс]/Пер. с англ. Е. Ваниной-Хеннес/Православие. Ru: [Web-caйm]. http://ww.pravoslavie.ru/put/060609152759.htm (3.09.2008). 5 . Андроник (Трубачев) , игум. Преподобный Амвросий Оптинский . – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. 6 . Асмус В., прот. История Церкви: Курс лекций. – М.: ПСТБИ, б.г. 7 . Асмус В., прот. О Сербии/Слава и боль Сербии: О Сербских новомучениках. – М.: Изд. Московского подворья ТСЛ, 1992. С. 4–36. 8 . Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С. 71–75. 9 . Блаженный Святитель и Чудотворец Иоанн: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна Максимовича . Богословские труды./Сост. иером. Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Изд. Братства прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния, и Российского отделения Валаамского общества Америки. – М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы. Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!» «О Тебе радуется» — Валаамского двухголосного распева, исполняет хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Скачать – Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!» (Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин») В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.

http://pravmir.ru/o-tebe-raduetsya/

Братия Германовского скита была немногочисленной. Большую помощь братьям-скитянам оказывали те, кого присылали из монастыря в самую горячую пору сенокоса и сбора урожая. Так, Николай Сайки пишет об этом: «Весной обновлялась дранка на кровле сеновалов и других построек. Я попал на работу по замене дранки на крыше главного здания в ските в Сюскюсалми километрах в 30 от монастыря. Через месяц пароход пришел за братией и с вестью, что я, брат Николай, остаюсь здесь косить сено. Одному пришлось ухаживать за сенокосилкой и точить двухметровые ее ножи. В нее запрягались две лошади, так что это была не игрушка. Так в монастыре приучали братию к разным послушаниям, говоря мирским языком, профессиям». Валаамский гранит, который добывали в каменоломнях на острове святого Германа, представляет собой кристаллическую породу серого и красного цветов. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот камень раньше так и называли – «царским». После того как в 1940 году насельники Старого Валаама вынуждены были покинуть ладожские острова, прекратилась монашеская жизнь и в скиту святого Германа. Храм Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюянсаари (так сегодня называется остров, который ранее носил имя святого Германа) находится в аварийном состоянии. Как записал один из путешественников, «здание (церкви) разрушается, крест прострелен в нескольких местах и погнут, отчего снизу складывается впечатление, что на нем изображено распятие. В отдельных местах сохранились узорные чугунные перила. Рядом с церковью финнами установлен памятный знак». Варвары продолжают отбивать от подоконников храма куски мрамора, камни от цоколя потихоньку растаскиваются. За последние два десятка лет на месторождении несколько раз сменился владелец карьера. В 1990-е годы предпринимались попытки наладить на острове распиловку и обработку гранитных блоков и изделий из них. Так появились огромные ангары, портящие ландшафт бывшего валаамского скита. Однако время идет, и то, что казалось немыслимым, становится возможным. Так, уже сделаны первые шаги по восстановлению Сергиевского скита (остров Путсаари), и это дает надежду, что настанет время, когда и скит преподобного Германа вновь наполнится жизнью.

http://sobory.ru/article/?object=02289

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

Валаам до первого нашествия называли обителью Пресвятой Троицы. Видимо, враги уничтожили деревянный Троицкий Валаамский монастырь. После возвращения Карелии, когда в 1348 г. в Дерпте был подписан мир, Валаам отдыхал от шведского ига. В 1371 г. здешние монахи спасли короля Швеции Магнуса II Смека, которого выбросили на берег ладожские воды, когда он хотел снова пойти на православные земли. Старцы усмотрели в этой беде Промысел для венценосного шведа, призвавший того в лоно Православной Церкви, как и Савла в свое время. Магнус, стал схимником, скончался спустя 3 дня после пострига. Монастырь получал от русских самодержцев различные льготы. Так, грамотой, пожалованной велик.князем Василием III Иоанновичем даровал игумену Иоакиму с братией, от ряда пошли и повинностей освобождались крестьяне, которые жили в тех местах. В монастырских угодиях и на Валааме не били зверей, не рубили лес. Эта грамота была подтверждена при игумене Варлааме, в 1534 г., царем и велик.князем Иоанном IV Васильевичем. Ну и так далее. В XVI ст. шведы снова пошли на Россию, и Валаам не избег этой участи. Враги напали на обитель 20 февраля 1578 г., умучив за исповедание православной веры 18 старцев и 16 послушников. Через 3 г. эпидемия чумы унесла жизни 87 валаамских старцев и 47 послушников. Затем и новое нападение шведов опустошило обитель. Кто-то из братии с настоятелем в скитах в лесах укрывались, а кто-то - в Антониевом Дымском монастыре, где соблюдали устав Валаамского монастыря. Новгородские земли вернулись 18 мая 1595 г., когда шведы заключили мир с Россией. А позднее царь Феодор Иоаннович повелел с помощью средств из царской казны возобновить монастырь и владение вотчиной, рыбной ловлей и пр. Это было начало расцвета обители. В XVI веке иноческая жизнь была сильной – тут появилось 12 скитов, руководимых их игуменом. Процветание обители позволило назвать ее честной и великой Лаврою. XVII столетие Монастырь был уничтожен при игумене Макарии. От руки шведов, не желая расстаться с монастырем, погибли и братия, и настоятель. Враги стоили на месте сожженной обители дома, думая тут всегда господствовать. Братия, зная о нападении шведов, с Валаама увезли на хранение в монастыри Новгорода многие святыни, перебираясь сюда иногда. Но многие ушли в Ладогу, и тут в 1618 г. дан был им в управление Ладожский Васильевский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаамский_Спа...

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Нами были обнаружены в архиве Ново-Валаамской обители в Финляндии двадцать его неизданных рукописных дневников , рассмотрев которые мы постараемся в рамках настоящей публикации осветить тему старчества о. Иосифа, прозванного на Валааме «библиотекарем».   Личность монаха Иосифа Монах Иосиф (в миру Иван Александрович Шорин) родился 1 июня 1851 г. в селе Вознесенское, Шлиссельбургского уезда, Петроградской губернии, в крестьянской семье помещика графа Шереметьева. В 1880 г. он поступил в Валаамский монастырь, в котором исполнял послушания садовника, гостинника, певчего, а с 1910 года до своей блаженной кончины был библиотекарем. Давнее его желание о пострижении в монашество осуществилось 10 июня 1889 г. В постриге он получил имя Иосиф . «Если рядовые монахи так мудры, то, что же может представлять собою их библиотекарь отец Иосиф! — вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев), проживавший на Валааме в 1926 году и знавший лично старца. — О нем стоит поговорить особо. Это, действительно, „книжный муж“, по-видимому, тоже с малым школьным образованием. Но весь поглощен книгой . Она для него — живая личность автора. И он любит говорить не столько о книге, сколько об авторе. Его келья вся завалена книгами. Как скупой рыцарь над сундуками с добром, так и отец Иосиф среди «живых мертвецов». И сам он, как оживший мертвец — весь белый, в белом балахончике, восковое лицо, маленькое с правильными чертами, и все сияющее от удовольствия, что у него так много духовного добра и что он может поделиться им с вами. Так внимательно расспрашивает: „Что вы хотели бы почитать?“ И, не дожидаясь ответа, сам начинает предлагать свой „товар“» . Любовь к творениям святых отцов проявлялась и в устных наставлениях старца, и в его рукописях. Он обильно цитировал подвижников веры и все свои советы основывал непременно на святоотеческой мысли, считая неправильным наставлять «от себя», «всегда указывал на книгу и даже страницу, где нужно читать» . «Особенно рекомендовал он мне сочинения Филарета, митрополита Московского, — продолжает о. Афанасий. — Это, конечно, не всякому послушнику он даст. „Но вы ведь готовитесь к деятельности. Вот он светильник был преизрядный. С ним и цари считались, и вельможи благоговели, а сам был простой-препростой. А какая книжная-то мудрость у него! На всю Русь и доселе сияет“. Как будто о своем хорошем знакомом говорит. Так, невзначай, старец валаамский укладывает на полочки истории духовные авторитеты. Тут им истинная оценка и классификация. Это своего рода „Академия бессмертных“. Только скрыта она в лесах валаамских и открывается для „посвященных“» .

http://bogoslov.ru/article/1091817

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010