Кравец ушёл в «Литературную учёбу», заведующим отделом классической литературы. Бум тогда журнал переживал огромный – на страницах его появились имена Лосева, Розанова, Соловьёва, курс церковно-славянского языка, новые переводы «Евангелий» - Победоносцева, отца Леонида Лутковского. Должность та была номенклатурной, а потому требовалось утверждение кандидатуры в ЦК. Кравец же не был ни комсомольцем, ни коммунистом. Простодушная секретарь редакции, когда ей позвонили из отдела пропаганды ЦК и сказали, что Кравец должен явиться на приём к Владимиру Константиновичу Егорову, наивно сказала, что он не сможет придти, так как в это время он венчается. Это произвело такое впечатление, что Егоров подписал указ о назначении без соискателя. Вот такой вышел казус. Спустя пятнадцать лет, когда уже вовсю издавалась «Православная энциклопедия», они встретились (в это время Егоров был министром культуры и очень помогал Кравцу с изданием) и вспомнили этот комичный случай. Тот мой приказ, смеялся министр, был вам свадебным подарком.   Мал золотник да дорог   Наступили 90-е годы. Жить в стране стало очень тяжело. Как прокормить семью на двести пятьдесят рублей? Арсений Владимирович Гулыга добился для Кравца Гумбольтовской стипендии в Германии. Это была огромная сумма в восемь тысяч марок. В течение трёх лет молодой учёный должен был заниматься разбором немецкого архива философа Франка, а жена – преподавать историю, церковно-славянский язык в местном университете. Уезжать, конечно, не хотелось. С трудом представляли себе жизнь на чужбине. Где родился — там и сгодился. Но время было жестокое, а на руках дети. Супруги почти упаковали чемоданы и поехали за прощальным благословением в Лавру к самому близкому другу, внуку философа Флоренского, – иеромонаху Андронику (Трубачёву), которого только что назначили наместником Валаамского монастыря. - Уезжать никуда не надо, - сказал он Кравцу, - мы столько лет мечтали издавать научно-религиозную литературу, сейчас появилась такая возможность. Указом Патриарха Алексия второго создано научное издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

http://radonezh.ru/analytics/s-kravets-m...

И вот в 1950 году на островах Валаамского архипелага в бывших кельях и скитах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, был организован Дом инвалидов войны, он просуществовал до 1984 года. Геннадий Добров. «Неизвестный» Самый тяжелый контингент этого интерната составляли многочисленные, как их здесь звали, «Самовары» - фронтовики, потерявшие и руки, и ноги («самовар» потому, что при теле был только «краник»). Это были действительно беспомощные страдальцы, дома они не только не могли себя обслуживать, но и самостоятельно попрошайничать. Не редко там, где они обитали, находились добрые люди, которые вывозили их на специально низких (чтобы легче на них сажать, а в случаях падения не сильно ушибиться) тележках на людные места, ставили рядом металлическую (чтобы не сдуло) посудину для сбора пожертвований, а потом увозили на ночлег, купив по дороге в магазине спиртное с закуской (я лично знал такого инвалида, он был моим соседом по двору в Москве). Такая жизнь инвалидов, конечно, была позором для страны-победительницы. При всех тяжелых условиях жизни в интернате такие инвалиды не хотели возвращаться домой, да и дома то у них фактически не было, все они реально нуждались в социально-медицинской помощи, и государство в какой-то мере эту помощь обеспечило, что уже хорошо. Общее число обитателей, привезенных в Валаамский дом инвалидов, в разные годы варьировало от 500 до 1500 человек: одни умирали, другие выявлялись на Большой Земле и их переправляли на Валаам. Вместе с инвалидами здесь, на территории бывшего монастыря жили врачи, санитары и другие работники дома-интерната. Понятно, что большевицкое руководство не могло допустить какие-либо богослужения на территории бывшего монастыря, даже для отпевания и даже у могил: «Никаких попиков! Бога нет!». Захоронения ветеранов Великой Отечественной зарастали травой, и большинство из них к моему приезду практически уже становились неразличимыми. При всех проблемах обустройства Интерната набрать персонал для ухода за инвалидами не представляло труда: в это время в стране еще было послевоенное неустройство, проблемы с жильем, продовольствием. Многие из-за войны потеряли родственные связи, свой дом родной и были реально одинокими. А здесь предлагалась постоянная работа, общежитие, питание в столовой и другие блага, труднодоступные «на материке», более того здесь можно было получить сестринское образование. Поэтому с самого начала работы интерната в 1950 году недостатка в персонале не было. Отбирали для работы молодых, 20-ти-25-летних девушек. Многие из них понимали свою моральную ответственность в обслуживании подопечных инвалидов и старались в меру сил своих приукрасить их жизнь. Рассказывали и о милосердии медсестер, которые чтобы хоть как-то облегчить существование инвалидов, вытаскивали их в монастырский сад и развешивали в гамаках на нижних ветвях яблонь.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Например, на нашем острове рядом с монастырем до сих пор еще живут миряне, хотя на Старом Валааме этого не было. Он был полностью монашеским островом. — Как решается вопрос с переселением мирян? — Сосуществование монастыря и светского поселения мы, конечно, рассматриваем как временное явление и стремимся к тому, чтобы Валаам снова стал северным Афоном. Но в то же время мы должны с любовью, по-христиански относиться к людям, живущим рядом с нами, хотя они могут быть как нашими прихожанами, так и людьми совсем других убеждений. Переселение мирян, которое происходит на протяжении всех последних 20 лет, исключительно добровольное. Если люди изъявляют желание переехать на материк, то мы с помощью государства и наших благотворителей предоставляем им благоустроенное жилье в собственность на материке, обычно в Сортавала. Это ближайший город, частью которого в административном отношении является и Валаам. В Сортавала за эти годы построено два 60-квартирных дома. Один был сдан в 2001 году, другой заселился в прошлом, в этом предстоит переселение еще нескольких семей. Всего перебралось 120 семей. Так что мирское население острова значительно сократилось по сравнению с 1993 годом, когда я приехал сюда. Тогда на Валааме проживало около 500 человек, сейчас прописано 160, но постоянно проживают 80, остальные приезжают на лето, чтобы поторговать, использовать туристический сезон. Зимой, как правило, туристов не бывает. Надеемся, что через несколько лет Валаам в основном будет заселен монахами. Люди же, которые здесь трудятся на электростанции, в пожарной части, лесхозе, больнице, будут работать вахтовым методом, имея дома и семьи на материке, как это нередко происходит и сейчас. — У главного Спасо-Преображенского собора обители стоит бюст Святейшему Патриарху Алексию II … — Я думаю, что современное состояние монастыря — гораздо лучший памятник Святейшему Патриарху Алексию, нашему духовному отцу, чем тот, который мы поставили около собора в дар нашей сыновней любви, уважения к почившему Патриарху. Нынешний Валаам во многом связан с трудами, благословениями и заботами Святейшего во время восстановления его любимой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/1595610.ht...

О.М. Бударгин также рассказал о планах по дальнейшему благоустройству Валаама. В заключение Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность участникам заседания. Во внимание к помощи Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю и в связи с 60-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил председателя совета директоров ОАО «НПО Ангстрем» Л.Д. Реймана орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Попечительский совет по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря был создан в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II . Совет является общественной организацией и не имеет статуса юридического лица. Целью Попечительского совета является содействие восстановлению и реставрации храмов, скитов и святынь Валаамского монастыря. Попечительский совет возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Издревле на Руси созидание монастырей и храмов считалось делом богоугодным и святым. На щедрые пожертвования купцов Тюменева, Сибирякова и многих других благоукрасителей святой обители в XIX веке на Валааме были возведены архитектурные ансамбли скитов, церквей и главная святыня монастыря  величественный Спасо-Преображенский собор. И члены Императорской фамилии, и простые паломники, посещавшие обитель, каждый стремился внести свою посильную лепту в благоукрашение Валаамского монастыря. За пятнадцатилетний период работы Патриаршего Попечительского совета полностью отреставрирован Спасо-Преображенский собор, восстановлены уникальные росписи верхнего храма. По архивным чертежам восстановлены деревянные резные иконостасы нижнего и верхнего храма, киоты и паникадила. Проведена реставрация фасадов келейных корпусов внешнего и внутреннего каре. Полностью восстановлены утраченные после бомбежки 1939 года больничные храмы в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Живоначальной Троицы. Проведена реставрация храмов в честь Валаамской иконы Божией Матери и Успенского внутреннего каре. Во всех храмах восстановлены иконостасы, стены расписаны в древнерусском стиле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4956101...

В 1985 году, будучи Управляющим Делами Московской Патриархии, я направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву. В письме я просил пересмотреть явно устаревшее законодательство о религиозных объединениях. Однако время перемен в отношениях Церкви и государства еще не наступило. В результате я был отстранен от должности Управляющим делами и назначен на Ленинградскую кафедру. Я направил обращение к уполномоченному по делам религии о встрече с председателем горисполкома г. Ленинграда. Ответ уполномоченного был следующий: «У нас в Ленинграде такого не было, нет и не будет». Речь шла об открытии церквей, в том числе о передаче Ленинградской епархии для подворья Валаамского монастыря храма во имя Казанской иконы Божией Матери, в советское время переоборудованного в мебельную фабрику. В середине августа 1988 года в Петрозаводске проводились юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, которые я возглавил. По моей просьбе состоялась встреча с первым секретарем Карельского обкома КПСС Виктором Николаевичем Степановым. На приеме впервые был поставлен перед руководством Карелии вопрос о возвращении Валаама и возрождении там монашеской жизни. Было решено начать совместную работу в этом направлении. Сразу после встречи было направлено письмо в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, в котором была изложена программа возвращения Валаама Русской Православной Церкви и возрождения Спасо-Преображенского мужского монастыря. Первоначально рассматривался вопрос о возвращении Русской Православной Церкви лишь некоторых зданий: Спасо-Преображенского собора, скита Всех святых. Первоначально именно в этом скиту, одном из самых больших, предполагалось возродить монашескую жизнь, т.к. келейные корпуса, другие здания Центральной усадьбы монастыря, в том числе и Никольский скит были заняты местными жителями и работниками государственного музея-заповедника. 15 сентября 1988 года Совет Министров РСФСР принял постановление, в котором говорилось об участии Русской Православной Церкви в восстановлении Валаамского монастыря. Конечно, было много различных препятствий. Но наше начинание поддержала группа депутатов СССР, крупных ученых, возглавляемая председателем правления Советского фонда культуры Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, выступивших в газете «Известия» с открытым письмом. Тогда впервые было сказано о том, что памятники Валаама должны быть переданы Русской Православной Церкви для использования их по первоначальному назначению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203135...

В 1998 году, спустя 60 лет после своего первого приезда на Валаам, Святейший Патриарх Алексий вновь ступил на эту священную землю, посетил любимую им с детства обитель. Утром, 18 августа, наместник монастыря архимандрит Панкратий (Жердев) с братией встречали Святейшего Патриарха Алексия II, прибывшего в Никольский скит. Здесь состоялось освящение отреставрированного храма во имя святителя и чудотворца Николая и первая после долгих лет запустения Божественная литургия. За праздничной Божественной литургией Его Святейшеству сослужили епископы Петрозаводский и Карельский Мануил, Тихвинский Константин и Орехово-Зуевский Алексий, а также духовенство, во множестве собравшееся на престольный праздник обители. Затем Святейший Патриарх направился на Центральную усадьбу монастыря, где в нижнем храме Спасо-Преображенского собора поклонился святым мощам преподобных Сергия и Германа Валаамских. Вечером, 18 августа, Святейший Патриарх Алексий в сослужении преосвященных архипастырей совершил всенощное бдение, а на следующий день, 19 августа, в престольный праздник обители - Преображение Господне - Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских. Святейший Патриарх Алексий совершил литию на Игуменском кладбище и молился о почивших настоятелях обители. Затем Святейший Патриарх посетил скит Всех святых. 1999 год в жизни Спасо-Преображенского Валаамского монастыря - год особенный. Десять лет назад, 13 декабря 1989 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, в Большой Никоновской бухте у Воскресенского скита пришвартовался корабль, на борту которого находились первые шесть иноков (4 иеромонаха и 2 послушника). С этой даты начинается новая история Валаама. Юбилейные торжества, проходившие в обители 10-11 июля, возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 10 июля теплоход «Кронштадт», на борту которого находился Предстоятель Русской Православной Церкви, духовенство, гости обители и многочисленные паломники, вошел в Никоновскую бухту острова Валаам. Его Святейшество начал свое паломничество с молебна в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, затем совершил литию на Игуменском кладбище, посетил Святой остров и совершил краткий молебен в отреставрированном храме во имя преподобного Александра Свирского. Для укрепления скитской братии, которая совершает свой молитвенный и трудовой подвиг на уединенном острове, Его Святейшество преподнес в дар икону преподобного Александра Свирского с частицей его святых мощей. В скиту на историческом фундаменте восстановлен келейный корпус для проживания 5-ти человек братии и пристань.

http://sedmitza.ru/text/402375.html

Еще одна немаловажная деталь на многих иконах Преображения — это изображение Фавора. Несмотря на то, что это не скалистая гора, а достаточно пологий холм, перед зрителем обычно предстает каменистый крутой склон. Он символизирует восхождение, которое должна пройти душа на пути к Вечности. А деревья, растущие на горе, — это напоминание о Крестном Древе и приближающемся голгофском подвиге. Храмы Преображения Господня Во всем мире сотни православных храмов, посвящённых этому празднику. Только в Москве их около полутора десятков ( Храм Преображения Господня на Песках , храм Преображения в Тушине и др.) Вот ещё некоторые Преображенские храмы России: Храм Преображения Господня на Преображенской площади в Москве был построен еще в XVIII веке, первоначально — на территории двора Преображенского полка, оставался действующим после революции, но в 1964 году был взорван якобы в связи со строительством метро. В начале XXI века церковь была воссоздана в том виде, в каком ее застало разрушение. Санкт-Петербургский Спасо-Преображенский собор — один из самых посещаемых в северной столице. Его строительство также связано с историей созданного Петром I полка. Храм не переставал быть действующим, а в годы Великой Отечественной войны в подвале было бомбоубежище на 500 человек. Расписание богослужений: http://spaso-preobr-sobor. ru/raspisanie-bogosluzhenij Спасо-Преображенский собор в Выборге — кафедральный собор Выборгской епархии. Страница прихода в социальных сетях: http://vk. com/orthodox. vyborg Валаамский Спасо-Преображенский монастырь — крупнейшая на северо-западе России обитель, главный храм которой также освящён в честь этого праздника. Сайт монастыря: http://valaam. ru Ещё один известнейший Спасо-Преображенский монастырь находится в Архангельской области, в Белом море. Сайт Соловецкой обители: http://solovki-monastyr. ru Сормовский Спасо-Преображенский собор, построенный в начале ХХ века, — один из красивейших храмов Нижнего Новгорода. Расписание богослужений: http://pravsormovo. ru/ru/raspisanie_bogosluzheniy/?nid=3&a=entry. show

http://foma.ru/preobrazhenie-gospodne-2....

Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница Зачатьевского монастыря г. Москвы монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник Информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев. Также во встрече принял участие настоятель приходов Русской Православной Церкви в Египте иерей Алексий Машков. С коптской стороны во встрече участвовали: Патриарший секретарь иеромонах Кирилл Анба Бишой; представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони; советник Коптского Патриарха доктор Антон Милад; руководитель Патриаршего отдела по реализации церковных проектов Барбара Солиман, другие сотрудники Патриархии. Митрополит Дионисий с сопровождающей делегацией также посетили находящийся на территории Патриаршей резиденции кафедральный собор апостола Марка и поклонились почивающим в храмовой крипте честным мощам этого просветителя Египетской земли, а также мощам святителя Афанасия Александрийского. Монашеская делегация из России побывала в расположенном на территории Коптской Патриархии соборе первоверховных апостолов Петра и Павла и осмотрела музейную экспозицию, посвященную новомученикам Коптской Церкви. В тот же день гости из России посетили старый христианский центр Каира — храм мучеников Сергия и Вакха, под которым находится грот, где некогда останавливалось Святое Семейство, с сооруженным в нем впоследствии храмом, знаменитую коптскую «Висячую церковь» (Муалляка), храм великомученицы Варвары, женский монастырь великомученика Георгия Победоносца и Коптский музей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 20 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6023936.ht...

Какой организации не было на территории Валаамского монастыря в советские годы? Фото из Архива финских вооруженных сил SA-kuva Школа боцманов и юнг Рыбпромкомбинат Мебельная фабрика Дом инвалидов В 1941 году несколько месяцев на Валааме размещалась Школа боцманов и юнг, а после войны в бывшем монастыре устроили дом инвалидов. Позже на острове успешно работал и рыбпромкомбинат. А вот мебельной фабрики на Валааме не было. В 1941 году несколько месяцев на Валааме размещалась Школа боцманов и юнг, а после войны в бывшем монастыре устроили дом инвалидов. Позже на острове успешно работал и рыбпромкомбинат. А вот мебельной фабрики на Валааме не было. В 1941 году несколько месяцев на Валааме размещалась Школа боцманов и юнг, а после войны в бывшем монастыре устроили дом инвалидов. Позже на острове успешно работал и рыбпромкомбинат. А вот мебельной фабрики на Валааме не было. В 1941 году несколько месяцев на Валааме размещалась Школа боцманов и юнг, а после войны в бывшем монастыре устроили дом инвалидов. Позже на острове успешно работал и рыбпромкомбинат. А вот мебельной фабрики на Валааме не было. Какой необыкновенный факт связан со строительством Спасо-Преображенского собора на Валааме? Фото Евгении BumюroboйWikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 На строительство храма и колокольни ушло более 3,5 млн кирпичей При строительстве собора был найден большой клад с множеством шведских золотых и серебряных изделий, украшений и оружия Все строители Спасо-Преображенского собора на время строительных работ принимали обет молчания. Строительство происходило в полной тишине При закладке собора присутствовал старший сын императора Александра III Николай Александрович Романов (будущий Николай II) Всего на строительство храма и колокольни ушло более 3,5 миллиона кирпичей. На возведении Спасо-Преображенского собора трудились не только вольнонаемные рабочие, но и вся монастырская братия. Каждый день после трудового дня монахи на своих плечах носили кирпичи на леса для строителей, а старцы и схимники в то время вычитывали монашеское правило за братию.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/raskrojte-t...

В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников. http://valaam.ru/history/5505/ На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия. Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радости " . Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем - третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе. Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания - скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. - разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев. http://valamo.ru/abraham/ В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

http://sobory.ru/article/?object=00888

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010