от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

3. Проведение в образовательных учреждениях внеклассных мероприятий, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы; 4. Проведение казачьих фестивалей традиционной культуры: «Мы внуки деда Ермака», «Казачок», «Донская красавица»; 5. Паломнические поездки членов казачьих обществ по храмам и монастырям Волгоградской митрополии: свято-Вознесенский монастырь , г.Дубовка; свято-Архангельский монастырь, х. Барбаши Светлоярского района; прпп. Сергия и Германа Валаамских монастырь, г. Волжский; свято-Троицкий Белогорский монастырь, с. Каменный Брод Ольховского района; Михаило-Архангельский монастырь, г. Краснослободск; свято-Вознесенский Кременской монастырь, ст. Кременская; Ахтырский Божией Матери монастырь, с. Гусевка Ольховского района; Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, г.Серафимович; 6. Съезды православной казачьей молодежи (проводятся в г. Волгограде вот уже четыре года подряд). Один из них (в 2009 г.) имел статус «международного» и три (в 2010, в 2011 и в 2012 гг) - статусы региональных съездов - «юга России»). 7. Ежегодно устраиваемый летний православный казачий лагерь «Донцы» с выраженной в нём православной церковной составляющей (в 2012 году в лагере работало четыре смены. Общее количество участников лагерных смен составило 135 человек); 8. Ежегодно совершается ставший уже традиционным Пасхальный крестный ход по водам многочисленных рек и водохранилищ нашего края с Урюпинской иконой Божьей Матери и новообретенной святыней - мощами и иконой священномученика Николая Попова. Проводимые совместные мероприятия широко освещаются в СМИ Волгограда и Волгоградской области, а также размещаются в сети Интернет. ледует отметить, что при проведении казачьих кругов (сходов), при принятии присяги атаманами и членами казачьих обществ, при освящении казачьих знамён, неизменно используются чинопоследования, разработанные Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Формирование традиций: а) проведение казачьего круга с обязательным участием уполномоченного священноначалием казачьего священника;

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/29/...

«За этот год, кажется, все мы еще лучше осознали необходимость информационной работы и теперь продолжим ее уже в штатном режиме», — отметила главный редактор «Монастырского вестника». Далее Екатерина Орлова напомнила, что портал продолжает работу над наполнением электронной базы данных монастырей Русской Православной Церкви, в которой в настоящее время созданы страницы 33 ставропигиальных монастырей и 532 монастырей 159 епархий 60 митрополий, и попросила монастыри проверять и при необходимости обновлять свои страницы в базе «Монастырского вестника». Затем напомнила о предстоящих в 2021 году событиях церковной жизни, в которых планируется участие представителей монастырей, и предложила следить за публикуемыми на сайте анонсами этих событий. Предваряя обсуждение тем проекта документа профильной комиссии Межсоборного присутствия «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», Екатерина Орлова рассказала, что именно монашество в последние годы явило народу Украины пример непоколебимого желания сохранения чистоты православной веры и единства Русской Православной Церкви, о чем свидетельствовал тот факт, что ни один из монастырей Украинской Православной Церкви не перешел во вновь созданную раскольничью структуру «Православной церкви Украины». Примеру Священноначалия и монастырей следовали и церковные люди, нередко узнававшие об истинном положении Церкви в своей стране из социальных сетей, так как официальные средства массовой информации лишили их такой возможности. Далее редактор «Монастырского вестника» перечислила ставропигиальные монастыри, чьи страницы в соцсетях имеют наибольшее число подписчиков, и предложила тем, кто занимается информационной деятельностью в монастырях, посещать страницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивевского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, чтобы перенимать опыт качественной работы.

http://radonezh.ru/2021/04/21/otvetstven...

Жизнеописание старца Феодора, Санаксарского монастыря строителя. М., 1890 (2-е и 3-е изд.). Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1838; 3-е изд. 1907. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Сост. иерей Геннадий (Беловолов) и М. Руденко. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1892. (Есть также современные репринтные издания.) Житие и подвиги в Бозе почившего схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889. (Есть также современное репринтное издание.) Житие оптинского старца Варсонофия. Сост. Виктор Афанасьев. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие оптинского старца Нектария. Введенская Оптина пустынь, 1996. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Введенская Оптина пустынь, 1994. Евстратий (Головановский), иеромонах. Игумен Вонифатий. Основатель и строитель скита Феофания. Киев, 1873. (Есть также современное репринтное издание.) Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, 1999. Иеросхимонах Алексий, подвижник московского Симонова монастыря. 2-е изд. М., 1891. Избранные письма оптинского старца скитоначальника схиигумена Анатолия к монахиням/Изд. С. Четверикова «Душеполезное чтение», 1904. 7. Иувиан (Красноперов), монах. Валаамский летописец. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. (Есть также современные репринтные издания.) Кирик, схиархимандрит. Иноческие поучения. Мадрид, 1973. Кольцов С. Схимонах Филипп, основатель пещерной киновии при Гефсиманском ските/«Душеполезное чтение», 1881. 3. С. 209–221. Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры, иеросхимонахе Антонии//«Душеполезное чтение», 1881. 1. С. 337–368, 444–469. Ковалевский А. Монахиня Дорофея, подвижница Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии/«Душеполезное чтение», 1886. 1. С. 60–82, 197–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мать-Церковь Константинопольская дала русскому народу Православие, заложила основы церковной культуры, и существует предание, что основатель Валаамского монастыря также был византийским монахом. Наш монастырь связывают братские связи с некоторыми монастырями Святой Горы, такими как монастырь Ватопед, куда мы посылаем наших монахов учиться не прерывающейся монашеской традиции Святой Горы. Мы благодарим Вас сердечно, Ваше Святейшество, за тот труд, который Вы подъяли для того, чтобы приехать сюда и благословить всех нас. Это великое благословение и огромная радость для нас. Сердечно Вас приветствуем и надеемся, что пребывание в нашей Валаамской обители оставит приятные воспоминания в Вашей душе. Добро пожаловать!» Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей обратился к наместнику обители и ее насельникам со словом приветствия: «Ваше Преосвященство епископ Троицкий Панкратий, наместник священной Валаамской обители! Возлюбленные о Христе братия Валаамского монастыря — иеромонахи, иеродиаконы, монахи и послушники! Мы воссылаем славу Богу нашему, в Троице Покланяемому, за то, что Он после продолжительной ночи воинствующего атеизма воскресил древнюю священную Валаамскую обитель и за короткое время восстановил ее в прежней ее славе — и ее строения, и, что самое главное, монашеские призвания. Несомненно, день 14 декабря 1989 года стал тем днем, когда десница Всевышнего спустя полвека после насильственного закрытия начала совершать чудо возрождения обители, которая после прихода на остров Валаам на Ладожском озере первых монахов в течение многих веков являлась ярким маяком для Карелии и всей северо-западной России. Под покровительством святых чудотворцев Сергия и Германа валаамские братья в суровых условиях самоотверженно трудились над восстановлением оскверненной и разрушенной обители для того, чтобы преобразить ее во славу преобразившегося на горе Фаворе Спасителя нашего и превратить ее снова в образцовый общежительный монастырь, в кузницу евангельского целомудрия, в училище святости, в место духовной поддержки и окормления во Христе для тысяч благочестивых паломников.

http://patriarchia.ru/db/text/1168043.ht...

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка Феофилакт напомнил, что личность учителя становится исключительной и недоступной для рассуждения именно в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва — средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», — заключил архиепископ Феофилакт. Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, отметила докладчица. Далее игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», — заключила матушка Анастасия. В ходе второй секции круглого стола «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления: митрополита Почаевского Владимира, наместника Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря ; игумении Филареты (Калачевой) , настоятельницы  Успенского  Пюхтицкого  ставропигиального женского монастыря (Эстония); игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской епархии . Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствовавшим о подвижниках благочестия, память о которых хранят их обители.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231533...

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

Значительно раньше мученическую кончину принял протоиерей Сергий Флоринский. В декабре 1918 году городок Везенберг в Эстонии был оккупирован частями Красной Армии. Отец Сергий был арестован, как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. О некоторых новомучениках известно совсем немного, как о послушнике Сергии Галине, расстрелянном вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 году. В других случаях жертвами бесчеловечного режима становились известные деятели, как Сергий Шеин, председатель Комиссии для выявления причин недовольства рабочих в 1905 году после Кровавого воскресенья. В 1912 году он стал депутатом Государственной Думы от Тульской губернии. Сергий Шеин был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви в 1917-18 гг. Когда в 1922 году его приговорили к расстрелу, он отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя». Из материалов о древнерусских святых следует отметить биографии прп. Сергия Малопинежского и подвижника благочестия Сергия (Ансимова). Обстоятельная статья рассказывает о жизни Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) , написанная С.Л. Фирсовым, автором исследования «Время в судьбе: Святейший Сергий, Патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе " сергианства " в русской церковной традиции XX века». К хорошо иллюстрированным статьям тома энциклопедии относится материал об архимандрите Сергии (Шелонине), русском писателе XVII века. В том также вошли статьи о Патриархах Константинопольских Сергии I, распространителе монофелитства, и Сергии II, Иерусалимских Патриархах, четырех Папах Римских. Объемные статьи повествует о мучениках Сергии и Вакхе и основателях Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Сергии и Германе. Том содержит также комплекс статей о деятелях Православной Церкви с именем Силуан. Большой материал посвящен прп. Силуану (Антонову), подвизавшемуся на Святой Горе Афон. По книгам о старце Силуане люди во многих странах знакомились с Православием. В статье о прп. Сильвестре Обнорском рассказывается о чудесах этого святого. Том содержит также материалы о летописце Сильвестре, игумене Выдубицкого монастыря, протопопе Сильвестре, сотруднике царя Ивана Грозного, киевском митрополите Сильвестре (Косове), духовном писателе Сильвестре Медведеве, казненном на Красной площади.

http://patriarchia.ru/db/text/5870432.ht...

Краснодарский край Сочи, город. Сочи. Царственных страстотерпцев на Вишнёвой, часовня Сочи, город. Чемитоквадже. Царственных страстотерпцев, церковь Горячий Ключ, город. Саратовская. Царственных страстотерпцев, храм-часовня Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Рождества Христова, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Лесосибирск, город. Лесосибирск. Воздвижения Креста Господня, кафедральный собор (с приделом Царственных страстотерпцев) Курганская область Кетовский район. Большое Чаусово. Царственных страстотерпцев, часовня Курская область Курск, город. Курск. Царственных страстотерпцев, церковь Молдова Дубоссарский район (Молдова). Погребя. Царственных страстотерпцев, церковь Московская область Коломенский городской округ. Бортниково. Валаамской иконы Божией Матери на подворье Валаамского Преображенского монастыря, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Можайский городской округ. Борисово. Царственных страстотерпцев, церковь Наро-Фоминский городской округ. Апрелевка. Илии Пророка, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Ступинский городской округ. Щербинино. Царственных Страстотерпцев, часовня Богородский городской округ. Богослово. Царственных страстотерпцев, часовня Орехово-Зуевский городской округ. Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Церковь Царственных страстотерпцев в трапезном корпусе Орехово-Зуевский городской округ. Анциферово. Царственных страстотерпцев, часовня Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Софрино, посёлок. Димитрия Донского и Евдокии Московской, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Клинский городской округ. Демьяново. Царственных страстотерпцев, часовня Мурманская область Видяево, ЗАТО. Видяево. Царственных страстотерпцев, церковь Нижегородская область Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Царственных страстотерпцев) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом Царственных страстотерпцев)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=774

Мать будущего Патриарха Елена Иосифовна (в девичестве Писарева) была дочерью расстрелянного большевиками полковника Белой Армии. Святейший Патриарх Алексий: - В первую очередь, я благодарен своим родителям, которые дали мне жизнь, привили мне любовь к храму, к святыням, потому что ежегодно они ездили или в Псково-Печерский Успенский монастырь или в Пюхтецкий Успенский монастырь или в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в 1938 и 1939 годах. Общение со старцами Валаамского монастыря, с которыми мне, девятилетнему мальчику, пришлось встретиться, оставили на меня очень сильное впечатление. У меня не было никаких сомнений, по какому пути я пойду. Я в шесть лет уже знал наизусть Литургию. Я всегда молюсь о тех, кто примером своей жизни наставлял меня и учил. С четырнадцати лет Алексий Ридигер служил псаломщиком, алтарником, ризничим. В восемнадцать поступил в Ленинг радскую духовную семинарию, сразу в третий класс, а затем и в Академию, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия. Ещё будучи студентом Алексий Ридигер был рукоположен во священника и назначен настоятелем Богоявленского храма города Йыхви, а через семь лет - Успенского собора в Тарту. Вскоре он стал благочинным одного из округов Таллиннской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения в русских приходах на церковнославянском языке, в эстонских - на эстонском, который знал в совершенстве. Святейший Патриарх Алексий: - В конце 1959 года умерла моя мать. Мы остались вдвоем с отцом. У нас была очень дружная семья. После смерти матери мое желание принять монашество стало еще более твердым. Я поехал в Троице-Сергиеву лавру и получил благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Он спросил меня какое бы я хотел принять имя. Я сказал, что я привык к своему имени, и мне бы хотелось его сохранить. Святейший Патриарх сказал, что по традиции нужно два имени положить в раку преподобного. Были положены: имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. Вынутый жребий указал на святителя Алексия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010