…О, полнощный край Святой Руси!.. Но отцом обителей северных, едва ли не древнейшей из ныне существующих, едва ли не первой православной твердыней и святыней земли нашей, нашим «Русским Афоном», нашим «Северным Афоном» издревле был и остается по сей день «дивный остров Валаам» с его Спасо-Преображенским Валаамским монастырем, в котором в далекие века уже «держали греческий закон» и который называли тогда «честною и великою Лаврою». (Монастырское «общежительство» на святом острове, как можно прочесть в житии преподобного Авраамия Ростовского, поначалу основано было во имя Живоначальной Троицы). Валаам для северной России всегда имел такое же значение, что и «седалище первейшего благочестия русского» – Киев для средней и южной Руси. «Только Киев по плечу Валааму», – так емко и образно выразился, говоря о почти тысячелетней православной почве этого ладожского архипелага, поэт Константин Случевский в одном из своих путевых очерков, созданных во время его путешествий в качестве журналиста-бытописателя в свите Великого князя Владимира Александровича и составивших прекрасно изданный в восьмидесятых годах 19-го века трехтомник «По Северу России». Нашему народу, который, в отличие от других народов, избрал в незапамятное время своим идеалом не какую-то одну добродетель, но именно – святость, находящуюся высоко над ветхим состоянием падшего человека, над обыденной, подверженной греху и страстям его жизнью, – религиозное чувство верно подсказывало, сколь кратким может быть путь до Небесного Царства, если идти этим путем из пустыни. Ее уважительно и любовно величал народ не иначе, как «мать-пустыня», «государыня-пустыня», ибо она, пустыня – обиталище подвижников благочестия – в народном сознании всегда олицетворяла собой высшую, осененную благодатью полноту бытия в Боге и с Богом. Потому-то и были так любимы в старину повесть и духовные стихи о царевиче Иоасафе, смиренно и трогательно просившем мать-пустыню принять его в свои объятия навсегда. А уж в отделенной глубокими водами от остальной земли островной пустыне, как, пожалуй, нигде больше, душа человеческая обретает особую трезвенность. Там не просто покидает ее суета, все мелкожитейское, все мирские иллюзии и амбиции, которыми так утешается она посреди городского торжища. Там, в островной пустыне, с особенной силой и ясностью грешная душа начинает ощущать, что земная жизнь ее – «пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает» (Иак., 4,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Об успехах христианизации края можно говорить в связи с возникновением в XIV в. Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырей на Ладожском оз. Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) Памятник имп. Петру I в Петрозаводске. Скульптор И. Н. Шредер. 1873 г. Фотография. Кон. ХХ в. (РГБИ) В 1478 г. Корельская земля и Обонежская тысяча вместе с др. землями Новгородской республики присоединились к Великому княжеству Московскому. В 1495-1596 гг. существовали Обонежская (занимала территорию Обонежской тысячи, охватывала большую часть К., кроме сев. и юго-зап. районов) и Водская пятины (включала помимо Карельского перешейка с г. Корела совр. Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы К.). Сев.-Зап. Приладожье и Карельский перешеек в 1500 г. вошли в Корельский у., Заонежье с р. Свирь (Заонежские погосты) и территория от бассейна р. Кемь на севере до Сямозера на юге (Лопские погосты, включали 7 материковых и 2 беломорских погоста) - в Новгородский у. В 1582 г. север совр. К. вошел в состав новоучрежденного Кольского у. с центром в г. Кола. Оставаясь в составе Новгородского у., Заонежские погосты в 1585 г. обрели статус отдельного округа с центром в Оште, Лопские погосты в XVI в. также получили определенные атрибуты самостоятельности (собственные судебные органы). После конфискации в кон. XV в. вотчин новгородских бояр карельские крестьяне стали черносошными (с XVIII в. государственные), небольшая часть крестьян до 1764 г. принадлежала мон-рям, в т. ч. Соловецкому в честь Преображения Господня муж. мон-рю , владения к-рого в К. составляли особый округ. Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Валаамский мон-рь. Гравюра. 1864 г. (РГБ) Территория К., занимавшая пограничное положение, неоднократно страдала в ходе русско-шведских войн. На заключительном этапе Ливонской войны 1558-1583 гг. Корельский у. был захвачен швед. войсками, возвращен в состав Русского государства в результате русско-швед.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Отрадно сознавать, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков. Благодаря деятельному участию членов Попечительского совета в возрождении Валаамской обители, которые, как и их предшественники — известные строители и меценаты, вкладывают средства не во временное и мнимое, а в вечное и подлинное, стало возможным проведение масштабных работ по реставрации главной святыни обители — Спасо-Преображенского собора, восстановлены полностью утраченные Коневский, Ильинский скиты, отреставрированы Воскресенский, Предтеченский, Никольский и дугие скиты, а также многие памятники архитектуры. Сейчас на Валааме не осталось ни одного храма, в котором не совершалось бы богослужения. Но самое важное для нас то, что на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Снова, как и раньше, над Валаамом раздаются удары колокола, который призывает братию, паломников и гостей на богослужение. Богослужение снова стало основой нашей жизни. И не только здесь, в самом монастыре, но и на скитах. Везде совершаются Литургии, возносится иноческая молитва «о всех и за вся». И это дает надежду на то, что Валаам со временем вновь станет Северным Афоном. Снова станет тем светочем, к которому стремится множество жаждущих духовного укрепления людей. Вообще, надо отметить, что сравнение «Старого Валаама» и Валаама нынешнего ни в коей мере не может быть прямым, буквальным. В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал более тысячи человек братии, обладал огромным хозяйством, существовал в совершенно других социально-экономических условиях. Сейчас братии всего порядка 160 человек (что по современным меркам достаточно много). Главное для нас сегодня, как, впрочем, и столетия назад, — это покаяние, жизнь по заповедям Христовым, стяжание Духа Святого, помощь людям, нуждающимся в духовном укреплении. Созидание монашеской общины, созидание монастыря, который приходится воссоздавать заново, должно строиться на тех же крепких основах, что и раньше. Поэтому мы взяли за основу строительства монастыря древний Валаамский устав, который принес еще игумен Назарий из Саровской обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3882874...

«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» - так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама». Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси. Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха… На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам. Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман. Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

http://pravoslavie.ru/100296.html

Содержание книги значительно расширено по сравнению с другими изданиями. Вошедшее в первую часть биографическое повествование составлено на основе писем старца. В настоящий сборник включены практически все его письма, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. Над письмами помещены рисунки, сделанные рукой старца. Редакторская правка, пояснения составителей, а также сокращения заключены в квадратные скобки. Виталий Дегтерёв Из истории Валаама Валаамский архипелаг, расположенный в северо-западной части Ладожского озера, насчитывает около пятидесяти мелких островов общей площадью 36 квадратных километров. Площадь самого большого острова Валаам – 30 квадратных километров. Расстояние до материка – 22 километра, до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 километра, до Санкт-Петербурга – более 220 километров. С 1812 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 году автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Во время финской войны монастырь подвергся жесточайшим бомбардировкам с советской стороны. Казалось, обитель должна была быть стерта с лица земли. Но, милостью Божией, бомба, упавшая в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора, не взорвалась. Уцелела и редчайшая библиотека под тридцать тысяч томов. 5 февраля 1940 года по приказу финского командования насельники обители во главе с игуменом Харитоном были эвакуированы вглубь Финляндии. Это, как оказалось, была лишь репетиция исхода монахов, когда, с подписанием мирного договора, Карелия (вместе с Валаамом) отошла к СССР, и, опасаясь гонений, братия вынуждены были покинуть родную обитель. Двести пять человек: монахи, послушники, трудники монастыря – перешли с Валаама на территорию Финляндии. Подходящим местом для размещения общины посчитали расположенное в сельской местности Хейнявеси небольшое поместье Папинниеми (теперь оно называется Новым Валаамом – Uusi Valano по-фински). Первоначально монастырь состоял из выходцев с ладожского Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Стали возрождаться скиты: самый большой скит Всесвятский, скит преподобного Александра Свирского на Святом острове, Ильинский и Предтеченский скиты, на дальнем острове Путсаари — скит во имя преподобного Сергия Валаамского. Построили новые скиты: Свято-Владимирский скит и скит в честь святого благоверного князя Александра Невского, Патриаршую пустыньку на острове Байонный. В сентябре этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил программу развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря. — Все это места для уединенной молитвы или там ведется хозяйственная деятельность? — Нет, скит — это как раз место молитвы. Хозяйственная деятельность у нас осуществляется на ферме монастыря. Там действительно есть большое хозяйство, и сейчас идет реконструкция. Но, естественно, в скитах братия тоже трудятся, любой скит — это место труда и молитвы. — Какое событие в жизни возрождающейся обители Вам запомнилось особенно? — Я почувствовал, что обитель действительно живет и возрождается, когда Святейший Патриарх Алексий II приехал на Валаам, чтобы освятить Спасо-Преображенский собор. Это было очень важным этапом в жизни монастыря, и, честно говоря, когда я сюда приехал, то не очень-то верил, что мы вообще когда-нибудь его восстановим. Пять тысяч квадратных метров росписи были в ужасном состоянии, в некоторых местах верхний слой осыпался до кирпича. В других местах потекла известка и, подобно сталактитам, висела на стенах храма. — Владыка, что же изменилось после освящения собора? — С освящением собора совпало и переселение местных жителей из внутреннего каре, и именно тогда мы почувствовали, что монастырь стал монастырем. Летом мы переживаем наплыв паломников и туристов, и это вносит некую суету в жизнь обители, но зимой живем сугубо монашеской жизнью. — Много ли в монастырь приходит молодых людей? — Да, достаточно много. Во время своего визита на Валаам председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност очень порадовался тому, что около тридцати кандидатов на рукоположение, постриг и вступление в братию прошли собеседование. К сожалению, не все кандидаты смогли быть на беседе. Штормило, и по этой причине люди из дальних скитов не смогли приехать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877010...

То, что происходит в тиши келий, — это, может быть, самое главное. Но и на этом пути существуют искушения и соблазны, потому что иногда размышления могут не подтверждаться и не поддерживаться церковной традицией, церковным Преданием, святоотеческим пониманием жизни. Ведь иногда и в тиши келий произрастали плевелы гордыни, тщеславия, высокомерия, когда человек, вовлеченный в размышления о духовной жизни, мало-помалу отрывался от Евангельского идеала и, воспаряя как бы в горняя умом своим, на самом деле погружался в бездну, в погибель. Неслучайно, что многие ересиархи имели опыт как бы духовной жизни, но споткнулись, потеряли самих себя и нанесли Церкви вред. Вот почему интенсивное внутреннее духовное делание должно сопровождаться постоянным самоконтролем, общением с более мудрыми, духовно опытными людьми. Вот почему это внутреннее делание всегда должно сопровождаться послушанием, смирением, способностью и готовностью поставить себя на служение ближним своим, поставить себя на служение Церкви. Если нужно — смирить свою гордость или гордость своего ума, смириться пред Богом, распластаться пред Ним, подобно тому, как мы это делаем в момент священного пострига. Все это я говорю вам сегодня, братия, с единственным намерением — еще и еще раз подчеркнуть значение подлинной монашеской жизни для жизни Церкви и для жизни мира. У Валаамского монастыря есть все необходимое для того, чтобы в его недрах развивалась духовная, интеллектуальная жизнь, способная оплодотворять не только самих насельников, но и паломников, а через них — весь мир. В Валаамском монастыре есть все необходимое для того, чтобы именно здесь выковывалась духовная сила монашествующих, способных защититься и духовно принять на себя удары врагов. Пусть Господь помогает вам в вашем монашеском делании, в соблюдении обетов, в молитве, в богомыслии, в возрастании духовном через смирение и послушание. Я прошу вас также совершать постоянно молитвы о Церкви нашей, о хранении ее единства. О том, чтобы каждый пастырь сегодня проникся чувством ответственности — не только за себя, за свою семью, за свой приход, но за всю Церковь, за весь род человеческий. Только так мы сможем раскрыть духовный потенциал и силу апостольского Предания, живущего в Церкви, перед лицом тех проблем, что существуют сегодня в роде человеческом. Пусть Господь хранит вас на путях вашего монашеского бытия. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1557811.ht...

Тогда на острове Святого Германа начал обустраиваться самый северный, самый отдаленный и один из самых больших скитов монастыря – скит во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца. И в первое десятилетие XX века здесь уже находились многочисленные постройки: двухэтажный деревянный братский корпус с келиями для монахов, складские помещения и сараи для скота. Монахи занимались земледелием, рыбной ловлей и ухаживали за своим плодовым садом. На берегу имелась хорошая пристань, куда подходили суда с Валаама. Всего в 300 метрах от церкви, в береговых скалах острова силами монахов, послушников и наемных рабочих до 1910-х годов добывался «валаамский» гранит, который баржами вывозился на Валаам, в Санкт-Петербург и Москву. Однако в основе скитской жизни лежат не послушания, а молитва, и обустройство скита подразумевает, прежде всего, обустройство духовной жизни. Первоначально на острове была часовня во имя преподобного Германа Валаамского, впоследствии она была разобрана. В 1901 году при игумене Гаврииле был заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Каменная Александро-Невская церковь на Германовском скиту строилась по проекту архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева. Это изящное здание возводилось из красного кирпича валаамского производства с применением приладожского камня. Строительство было завершено в период настоятельства игумена Виталия (1903–1905). Торжественное освящение храма совершилось архиепископом Финляндским и Выборгским Николаем 25 июля 1904 года. Из воспоминаний Николая Сайки, бывшего много лет послушником на Валааме: «Десятки мелочей, конечно, выветрились уже из памяти – всё не вспомнить. В то лето, когда я был занят на сенокосе в Сюскюсалми (Сюскюсалми – монастырское имение вблизи Германовского скита, на берегу пролива Сюскосалми. – Прим. ред.), каждую субботу и воскресение читал и пел на богослужениях у иеромонаха Пиона. В каждый субботний вечер читали акафист святому Александру Невскому. На каждом острове были или церковь, или часовня, и везде совершались молебны, если только под рукой оказывался иеромонах».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Являя пример смирения, «отец Иосиф не замечает ни своей учености, ни своей роли ценителя незаурядного. Он тоже простой-препростой. Сейчас же предлагает вам и чайку откушать с ним. А тут на подносе, не убранном еще от прежнего чая, — несколько кусочков печеньица лежит. Видно, и у него есть свои „поклонники“ из монахов, чем-ничем норовят любимца своего угостить. И взаправду, как ему, „владельцу“ этого „книжного света“, самому не просиять от множества светильников. И уходишь от него приобщенным незаметно к этому источнику света. И сам ты уже не чужой, а свой, среди этих оживших для тебя светочей духа. Отныне для тебя, как монаха, библиотека — место вожделенное, святое, гора Фаворская, сияющая светом Преображения. И ты жадно прильнешь и прислушаешься к речам Моисея и Илии с долгожданным ими Мессией. И, исполнившись радости Преображения, воскликнешь вместе с Петром: „Господи, как нам здесь хорошо, построим три палатки“» . За благочестивую и подвижническую жизнь игумен Гавриил (Гаврилов) возложил на монаха Иосифа послушание старчества. По своему смирению о. Иосиф считал себя недостойным такого благословения настоятеля. В своих дневниках он много рассуждал о старчестве, задавал себе вопрос: «Я немощен, неразумен и грешен, еще сам не положил истинного покаяния и подвига монашеского, как научу других? — и, умудренный святоотеческим опытом духовной жизни, сам отвечал: — Успокойся и не смущайся, послушник не имеет своей воли, отвергни свое недоумение и мудрование, смиренно сознавай свою немощь и неразумие. И веруй, что Господь и Бог разумов поможет тебе своею благодатью за молитвы отца игумена и старцев, а себя считай со смирением как слабое оружие, которое Господь укрепит и даст истинный разум, что рещи на пользу брату с верою приходящему…» Ученик валаамского старца иеромонаха Иоасафа , почитатель Святогорской Афонской традиции, о. Иосиф был сокровенным делателем Иисусовой молитвы. «Без молитвы нет успеха в духовной жизни» , — говорил сам старец. За молитвенный подвиг он получил дар прозорливости .

http://bogoslov.ru/article/1091817

На богослужении присутствовали, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов; председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района «Козельский район» Е.В. Слабова. За богослужением молились: архимандрит Венедикт (Пеньков), наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь; игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы; игумения Сергия (Щербакова), настоятельница Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино; игумения Ангелина (Нестерова), настоятельница Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземской епархии ; игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь; игумения Серафима (Старых), настоятельница Свято-Благовещенского женского монастыря г. Вязники Владимирской области; насельницы Казанской Амвросиевской обители, благотворители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполняли хор сестер Казанской Амвросиевской пустыни, регент монахиня Магдалина (Родина), и хор Сретенской духовной семинарии, регент А.В. Амерханов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил во иеромонаха иеродиакона Илию (Руднева), насельника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . Проповедь перед причастием произнес иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к епископу Егорьевскому Тихону со словом напутствия и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница Казанской пустыни в Шамордино игумения Сергия (Щербакова), которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Утоли моя печали», написанную сестрами обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4254298...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010