Спасо-Евфимиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Каменный крест над могилами рода Пожарских В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыряСпасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века. О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже. По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским (конец XVI века, 1660-е годы), Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=05122

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Круглово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Бывший сельский клуб /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В советское время церковь приспособили под клуб/кинотеатр - разобрали апсиду, в основном объеме устроили будку-киноаппаратную, в трапезную проделали окошечки для демонстрации кинокартин. В настоящее время трапезная без кровель, и этот летний кинотеатр не работает ввиду объективных обстоятельств непреодолимой силы. Основной объем внутри зашит временным потолком из листового оргалита, однако имеется дыра, через которую видно настоящую высоту помещения. Еще в основном объеме сохранились мозаичные полы, правда они большей частью скрыты под слоем мусора. Несмотря на все " улучшения " типа вандализма у церкви неожиданно сохранился кованый крест колокольни. При попытке его сбросить он крепко зацепился за поручень площадки звона и так там и остался на долгие годы. Кованый крест заметен, если внимательно присмотреться, на фотографии южной стороны колокольни. На момент съемки церковь находилась в полностью безхозном состоянии без признаков присмотра и ухода. Село Круглово, в 30 верстах от Владимира, в 17 верстах от Суздаля, при пруде, является единственным селом нынешнего Камешковского района, попавшим туда из старого Суздальского уезда. Прежняя граница между Владимирским и Суздальским уездами проходила по речке Печуге и частично по реке Нерли. В первой половине XV века на месте Круглова находилась слободка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. После междоусобии середины XV столетия и татарского набега на Суздаль в 1445 г. это поселение было разорено и оставлено жителями. В 1479 г. великий князь Московский Иван III пожаловал грамоту архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря Якиму, в которой писалось про слободку Круглое: «...слободка лежит пуста и лесом де поросла великим... и аз князь Великий пожаловал: кого к себе в ту слободку, на те пустоши перезовут людей жити из иных княжений, а не из моей отчины Великого Княжения, и тем людям пришлым ненадобе моя Великого Князя дань на десять лет». Так в пустоши Круглово образовалась деревня, принадлежавшая тому же Спасо-Евфимиеву монастырю, а с 1764 г. ставшая казенным селением. Прежде Круглово входило в состав обширной монастырской вотчины и издавна находилось в приходе Никольской церкви села Санино, что в трех километрах к северу от Круглова. Данная деревня была самой населенной и значительной в Санинском приходе, поэтому местные крестьяне длительное время вынашивали желание построить в своем селении отдельный храм. Перейти же от слов к делу их подвигли внешние обстоятельства.

http://sobory.ru/article/?object=02194

Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Симеона Столпника и Смоленской иконы Божией Матери. Симеоновская и Смоленская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:не ранее 1696. Адрес: Владимирская область, Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.432314, 40.443549 Проезд:напротив Спасо-Евфимиевского монастыря Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Смоленской Иконы Божией Матери Церковь Симеона Столпника Карта и ближайшие объекты Против юго-восточного угла Спасо-Евфимиевского монастыря рядом стоят три заслуживающих нашего интереса памятника. Здесь лежала принадлежавшая Спасо-Евфимиеву монастырю слобода Скучилиха, населенная всяким работным людом и в том числе монастырскими каменщиками и кирпичниками. В слободе были две деревянные церкви, построенные в XVI—XVII веках; одна из них была шатровой. На их месте поставлены существующие каменные церкви — большой храм Смоленской иконы богородицы (1696—1706; реставрирован в 1960 г. О.Г.Гусевой) и «теплый» Симеоньевский (1749). Смоленская церковь имеет ряд общих черт с уже виденными нами постройками этого времени. Карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников напоминает карнизы Цареконстантиновской церкви (1707), широкие плоскости стен с тремя симметрично расположенными окнами мы отмечали в Вознесенской церкви Александровской «большой лавры» (1695). Эти постройки создавались почти одновременно. Видимо, в строительстве суздальских горожан еще на рубеже XVIII века существовала старинная система определения заказа новой постройки путем перечисления в порядной записи тех виденных заказчиками образцов, детали которых надлежало воспроизвести в новой постройке. И в большинстве случаев мастера не просто повторяли указанные им мотивы, но органически вводили их в замысел нового, каждый раз оригинального здания. Но главным был живой интерес мастера к старым памятникам города и к росшим на его глазах постройкам их собратьев. Зодчий Смоленской церкви, может быть, работал с прославленными суздальскими мастерами — Маминым, Грязновым и Шмаковым — или, во всяком случае, внимательно изучал их постройки. Особенно хорош по своей пластичности и свободе исполнения северный портал церкви, кажущийся как бы лепным . Колокольня при церкви принадлежит позднейшей поре классицизма рубежа XVIII—XIX веков, а стоящая к северу от нее «теплая» Симеоньевская церковь крайне искажена позднейшими переделками.

http://sobory.ru/article/?object=00197

Житие преподобного Евфимия священно–архимандрита суздальского чудотворца. Составил настоятель Спасо–Евфимиевского монастыря Архимандрит Серафим (Чичагов) ко дню 500–летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1–го апреля 1904 г.) Память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие его, составленное иноком Григорием и, по преданию, тем самым Отрепьевым – самозванцем, жившим послушником в суздальском СпасоЕвфимиевском монастыре, весьма кратко и далеко не напоминает русским людям всех подвигов и заслуг преподобного – друга, собеседника и сподвижника, великого молитвенника за землю Русскую преподобного Сергия и, несомненно, заслуживающего быть причисленным также к печальникам земли Русской. Рукописное житие инока Григория хранится в архиве монастырском. Хотя, действительно, источников для составления более подробного жизнеописания Евфимия не сохранилось, но, однако, существует, кроме предания суздальского, несколько исторических указаний на участие преподобного в событиях того времени и в судьбе суздальских и нижегородских князей. Преп. Сергий и Евфимий одновременно основали две знаменитые лавры и при том последний на северном конце древней и обширной столицы, которая служила одновременно крепостью, для защиты Суздаля от врагов. Евфимиева лавра быстро разрослась, украсилась и возвеличилась, потому что она была сердечною заботою суздальского князя Бориса, всех знаменитейших бояр и жителей обширного, богатого города. Уже на основании всего этого можно понять, какое значение имели в истории Суздальского края Евфимиева лавра и сам преподобный, который приобрел всеобщую любовь строгою жизнью, подвижничеством, даром прозорливости и совета. Влияние его на современников было громадно. Но падение Суздаля, возвеличение Владимира и Москвы, перенесение центров торговли, а за наше время обход Суздаля всеми путями сообщения, окончательно разорили город, заставив жителей и купечество искать убежища и деятельности в иных городах, а развивавшееся, к прискорбию, в современных людях равнодушие к отечественной истории довело знаменитый Суздаль с его святынями до положительного забвения и запустения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая). макет из полимербетона ранее снесенной часовни 1885г. Часовня. Не действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43334, 40.439791 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А " точная копия " из ...кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось. Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.   Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы) Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 году здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. 

http://sobory.ru/article/?object=15731

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1352. Адрес: Россия, Владимирская область, г.Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.432, 40.44145 Проезд: монастырь находится в черте г. Суздаля, в северной его части. Из Москвы до Суздаля автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново», от Щелковского автовокзала. Кроме этого — на любых автобусах до Владимира с пересадкой на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля. На автомобиле следует ех ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда монастырь находится в черте г. Суздаля, в северной его части. Из Москвы до Суздаля автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново», от Щелковского автовокзала. Кроме этого — на любых автобусах до Владимира с пересадкой на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля. На автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 до Владимира. Непосредственно после въезда во Владимир объездная дорога с указателем на Иваново уходит влево; по ней 12 км до указателя на Суздаль, снова повернуть налево. От Владимира до Суздаля 37 км. На поезде из Москвы можно доехать только до Владимира, с Курского вокзала, далее до Суздаля — автобусами. Изменить описание объекта Иллюстративный материал к статье " История Одиннадцатой башни " . На техническом фото 1987 года запечатлён момент реставрационых работ по выпрямлению падающего прясла стены. Склон реки Каменка в наиболее опасном по расчётам месте отсыпан для предупреждения оползневых процессов и обрушения ограды монастыря. Олег Щёлоков 15 июля 1987 Карта и ближайшие объекты История Одиннадцатой башни Возведение каменной монастырской ограды Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале закончено в 1664 году. Таким образом, деревянный тын, которым был окружен монастырь, был заменён на кирпичные стены с двенадцатью башнями. В 1733 году одна из башен упоминается как наугольная, 12-тигранная. Согласно проекта реставрации 1975 года, эта угловая юго-западная башня стен монастыря, стоящая на высоком обрыве реки Каменки, получила номер одиннадцать.

http://sobory.ru/article/?object=00200

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010