Основание обители 36-летним Е., если исходить из его рождения в 1316 г., должно относиться к 1352 г., такая дата указана в пространной редакции Жития (РГБ. Троиц. 337. Л. 518; 696. Л. 11). Суздалем тогда владел вел. кн. Константин Васильевич (1331/32-1355), ни о каких владениях кн. Бориса в городе или близ него в это время сведений нет; кроме того, в 1352 г. суздальские земли сильно пострадали от опустошительной эпидемии чумы. По-видимому, создание обители Е. при участии кн. Бориса Константиновича на принадлежавшей последнему земле следует отнести к периоду после смерти Константина Васильевича († 1355) до начала борьбы кн. Бориса за нижегородский стол (1363). После смерти вел. кн. Константина Васильевича Нижегородско-Суздальское княжество было разделено между его сыновьями, Борис Константинович наследовал Городец и земли за р. Сурой. При этом, как можно думать, все сыновья, в т. ч. Борис, получили во владение территории в непосредственной близости от Суздаля, в частности, в плодородном и густонаселенном Суздальском ополье (см.: Кучкин В. А. Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 30). Владения близ Суздаля впосл. перешли к детям князей Бориса, Андрея , Даниила, Димитрия-Ногтя Константиновичей, дававшим эти земли в качестве вкладов в Спасо-Евфимиев мон-рь. В пространной редакции Жития Е. имеется рассказ об основании преподобным ранее 1363 г. по желанию др. сына Константина Васильевича - кн. Андрея (вел. кн. Нижегородско-Суздальский в 1355-1365) - неподалеку от Спасо-Преображенской обители суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Можно предположить, что Покровский мон-рь был создан на принадлежавших кн. Андрею пригородных суздальских землях. Первой настоятельницей Покровского монастыря стала двоюродная сестра Е. (племянница матери), до того подвизавшаяся в суздальском во имя мч. Александра Перского мон-ре .

http://pravenc.ru/text/187661.html

В настоящее время Благовещенский храм представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада – над вторым проемом ворот - размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины – конца XVII века. Основными его элементами можно назвать фигурные, будто лепные обрамления окон фасадов, апсиды и паперти, а также киот иконы Спасителя. Они выполнены в виде узорчатых балясин под кокошниками разнообразного рисунка: двойные, килевидные и даже в виде тройного фронтона на апсидах. Над окнами самого храма проходит широкий резной карниз. Этот карниз и «перспективные» окна напоминают убранство гораздо более древней церкви-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи Вполне возможно, что фриз отделяет старинную кладку от той части, которой коснулись самые поздние изменения. Сейчас верхний пояс украшают декоративные кокошники и прясла. Библиография: Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42 Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66 Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 226, 227 Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 40 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 126, 311, 364 Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34 Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21 Спасо-Евфимиев монастырь: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. М., 2009. 30. С.: 15, 18 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 367

http://sobory.ru/article/?object=05124

в) Список рукописных и печатных книг книгохрани- —33— тельной палаты. Из записной книги Спасо-Евфимиева м-ря. Ежегодник Владимирск. губерн. статнст. комитета. Т. II. Владимир. 1878, с. 35–38. г) Шляпкин И. А. Описание рукописей Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. СПб. 1881, из Памятн. Древн, Письм., вып. IV. д) Викторов А. Е. Описи... Северной России. 64 . Сырков монастырь в 6 в. От Новгорода. Строев П. М. Библиологический словарь. 65. Тверь. Тверской Музей. а) Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского Музея. M. 1891, вып. I; (из Чтений ОИДР. 1890, IV, с. 1–314; 1891, I, с. 315–330). Вып. II. 1904, Тверь. б) Сперанский М. Н. Златоуст, рукопись XVI в. Тверского Музея. СПб. 1890. Изд. Общ. Люб. Древн. Письм. Духовная Семинария. а) Скворцов Д. Замечательные рукописи Архиеп. Феофилакта Лопатинского. Тверск. Епарх. Вед. 1891, 4, 5, 6. б) Строев П. М. Библиологический словарь. 66. Тихвин. Богородицкий монастырь. Историко-статистическое Описание, СПб. 1859, с. 99–108. Успенский монастырь. а) Кунцевич Г. З. Опись рукописей Тихвинского монастыря. СПб. 1908 г.; из Известий Ак. Наук, Отд. Рус. яз. и Слов., 1907, т. XII, кн. IV. б) Бередников Я. И. Описание четырех рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского монастыря. ЖМНПр. 1847, 9, ч. IV, Отд. II, с. 201–226. 67. Тобольск. Губернский Музей. Мамаев С. Рукописи библиотеки Тобольского Губернского Музея. Вып. I и II, 1894–6. 68. Тольгский Богородицкий монастырь, в 8 в. от Ярославля. Строев П. М. Библиологический словарь. —34— 69. Углич. Спасо-Преображенский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 70. Успенский Желтиков монастырь, в 4 в. от Твери. Арх. Платон. Историческое и статистическое описание монастыря. Тверь, 1852, с. 29–55. 71. Устюжна Железопольская. Рождественский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 72. Велико-Устюжский Архангельский монастырь. Савватов П. Описание монастыря. СПб. 1848, с. 34–40. Успенский Собор. а) Румовский Н. Прот. Описание собора. Вологда, 1862, с. 34–49. б) Строев П. М. Библиологический словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пожарная безопасность - превыше всего «Певческий корпус», где теперь живут сестры, устроена трапезная, кухня и прочие помещения, был отреставрирован при игумении Серафиме (Черной). При игумении Серафиме (Исаевой) было отреставрировано помещение уникальной белокаменной церковной лавки, проведена реставрация фасадов и внутреннего интерьера Успенской церкви, поновление настенной живописи (эту работу принимала комиссия Москомнаследия). При этом о пожарной безопасности и в храме, и в жилых помещениях заботились, как могли, но в полное соответствие с современными требованиями все было приведено уже при игумении Маргарите в 2009 году. Теперь это единая цепь систем: автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки порошкового пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией. Все системы выведены на центральный пост. Практически во всех помещениях Успенского храма и в некоторых жилых установлены беспроводные радиосистемы, монтаж которых не потребовал никаких, даже минимальных пробивок в стенах и сводах. Чердачные помещения оборудованы автоматической установкой порошкового пожаротушения. Стропила крыши обработаны огнезащитным составом - антипиреном. Проведены замеры сопротивления в электрической проводке монастыря. Во время последней проверки районному пожарному инспектору осталось только посоветовать прочно прикрутить подсвечники к полу (как источник открытого огня). Передача Церкви святынь и памятников архитектуры нередко вызывает дискуссии. В ноябре 2009 года было принято решение о назначении директором Соловецкого государственного музея-заповедника наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова). В ближайшем будущем возможна передача в ведение Церкви Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. И Соловки, и ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря также включены в список мирового наследия под охраной ЮНЕСКО. Опыт же Новодевичьего монастыря - это одна из тех удачных, уникальных моделей, по которым в дальнейшем может строиться взаимодействие Церкви и государства в области совместного сохранения культурного наследия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

47. 1666 г., в конце октября. Сказка Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрита Павла, о встрече, не доезжая Арзамаса, на основании указа 23 Сентября 1666 г., восточных патриархов, едущих в Москву 175 года, Сентября в 23 день. По указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и по благословению преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, встречал святейших патриархов из Суздаля Спасово-Евфимиева монастыря архимандрит Павел со священно-иеромонахами той же обители, с монахом Иовом да с Игнатием, а от Москвы, по указу великого государя, велено мне архимандриту ехать Москвой Рекой до Коломны, а от Коломны Окой до Рязани, а от Рязани до Мурома, а от Мурома до Нижнего, а от Нижнего до тех мест, где встречу вселенских патриархов; аз же, по воле Божьей доехали водой до Мурома в струге. Октября в 9 день, а в Муроме уведал, что святейшие патриархи едут сухим путём от Симбирска; и аз, Павел архимандрит, со священно-монахами Иовом и с Игнатием поехали сухим путём от Мурома к Арзамасу, и Октября в 11 день на арзамасском лесу, не доезжая Арзамаса за четыредесять поприщ, встретил святейших патриархов, и о приезде своём велел им возвестить что, по указу великого государя, приехал их, святейших патриархов, встретить, а от всего священного собора привёз грамоты. И святейшие патриархи, выйдя из карет своих, со всеми своими властями, с Феогностом, митрополитом Трапезундским да с архиепископом Анастасием Синайской Горы и со иными властями; аз же, по указу великого государя и по благословению освященного собора, какову мне титлу дали, говорил: великий господин, всесвятейший и всеблаженнейший кир Паисие, милостью Божьей папа и патриарх великого Божьего града Александрии, Ливии, Пентаполия, Эфиопии и всея земли Египетской и судия вселенным, благоверного и благородного и христолюбивого великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, богомольцы, преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы и весь освященный собор от тебя, великого господина, кир блажайшего пастыря, отца отцов, благословения просят и челом бьют (поклон), желают о твоём, великого господина, о благоздравии ведать, как тебя, государя, Господь сохраняет в путном шествии (поклон).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

В 1918 году ликвидационная комиссия закрыла Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Оставшиеся 15 монахов были изгнаны в 1923 году. Последний настоятель монастыря, архимандрит Леонтий (Стасевич), прошёл лагеря, пережил Великую Отечественную войну и в 1970-е годы скончался в Ивановской области. Он почитается в лике Новомучеников и исповедников Российских, частица его мощей хранится в церкви Смоленской иконы Божией Матери, напротив Спасо-Евфимиева монастыря. С 1923 по 1939 год в зданиях, за монастырскими стенами, обнесёнными колючей проволокой, располагалась суздальская тюрьма особого назначения (Политизолятор). Здесь содержались, в частности, митрополит Крутицкий Пётр Полянский, архиепископ Ивановский и Кинешемский Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов и др. В 1933-34 гг. за монастырскими стенами был совершён кощунственный акт: разобрана усыпальница князя Пожарского; мрамор был тогда отправлен в Москву (насколько известно - на облицовку одной из станции строящегося метро). В 1940 году на территории монастыря разместили интернированных военнослужащих Чешского легиона польской армии, которые были взяты под стражу после Польского похода Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Среди них был будущий президент ЧССР Людвик Свобода. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. После разгрома немцев под Сталинградом в Спасо-Евфимиев монастырь заключили пленный штаб немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. С 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года - девочек). В 1965 году Суздаль посетил известный банкир барон Ротшильд и, делясь впечатлениями, обронил фразу: " Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил своё состояние " . На это замечание обратили внимание, и уже в сентябре 1967 года вышло постановление Совета министров РСФСР " О создании в Суздале Международного туристического центра " . Колонию перевели в другое место, и в монастыре начались реставрационные работы (с 1968-го года).

http://sobory.ru/article/?object=00200

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Край Владимирский, град Суздаль - место последнего покоя героя 1612 года, освободителя Москвы Д.М. Пожарского. Он был похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре – родовой усыпальнице князей Пожарских. Часовня из каррарского мрамора над могилой кн. Д. Пожарского в Суздале. Арх. А. М. Горностаев.1860 год. Разр. в 1933 г. В Суздале исстари хоронили представителей рода Пожарских. “...князь Дмитрий же Михайлович... пошел в Суздаль помолитца... и у родительских гробов проститца» . Выступив с ополчением, Д. Пожарский «сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов». Князья Пожарские «всегда являлись заметными вкладчиками Суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря. Надо отметить, что ни в один из русских монастырей не сделано князьями Пожарскими столь богатых и многочисленных вкладов»… Пожарский «…сам с малою дружиною удалился в Суздаль, в монастырь Спасо-Евфимиев, поклониться гробам родителей. Рать успела сделать один переход и остановиться в Ростове, куда прибыл и Пожарский. Поклонение родителям в таких важных случаях было коренным и крепким русским обычаем во все времена нашей истории. Отчее благословение утверждало дома чад. Благословиться у покойных родителей, поклонившись их гробам, и ходил Пожарский в свой любезный монастырь. Вот для чего он сворачивал с дороги на один переход» - комментирует происходившие в 1612 г. события историк И. Е. Забелин. Прадед Д. Пожарского по материнской линии – «Иоанн Берсень - был духовным сыном преподобного Максима Грека, владел обширной библиотекой», которая перешла в дом Пожарских. От матери Дмитрий Михайлович впитывал великую византийскую культуру. (выделено авт.) Он был весьма образован, имел хорошую библиотеку, собирая в ней духовную литературу». Дмитрий Михайлович «скончался 20 апреля 1642 г. Погребли его в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиемом монастыре». «Менее всего оспаривается факт о месте упокоения боярина князя Дмитрия Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимьевском монастыре - в родовой часовне-усыпальнице князей Пожарских.

http://sobory.ru/article/?object=00200

1766 1768 „ 1769 „ „ 1770 „ 1771 1773 1775 „ „ „ „ „ „ 1776 1777 „ 1778 1779 „ 1781 1782 1784 1785 1786 „ 1787 „ „ „ „ „ „ „ 1788 „ „ „ „ „ 1789 1790 1791 1792 1796 1797 1798 1799 „ „ „ „ 1803 „ 1804 1805 1808 1809 1810 1811 1812 „ „ „ 1813 1814 1815 „ 1817 „ „ „ „ „ 1819 1823 1824 „ „ „ 1826 1827 1828 1829 1831 1832 1838 „ 1840 1841 1842 „ „ „ „ 1845 „ „ 1846 1847 1855 „ 1858 1860 1868 1871 1872 „ 1873 1874 „ 1877 1884 „ Спасо-Великопустынский Клименцы или Ионы Климецкого Воскресенский-Смольный Богоявленский на Сокове Верхочепецкий-Крестовоздвиженский Семилуцкий-Спасов-Преображенский Николаевский-Успенский-Венев Спасо-Преображенский Троицкий-Истобенский Спасо-Каменский Ильинский-Саранский Крестовоздвиженский – Костромской Пыскорский-Спасо-Преображенский Соколиницкий-Николаевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Черноостровский-Николаевский Шаровкин-Успенский Успенский-Богородицкий-Владимирский Ламбасская Христорождественский-Уфимский Варнавинская-Троицкая Андогская или Андозерская-Успенская Макариевская-Предтечевская Духов-Рязанский Покровский-Верхотурский Богословский-Чердынский Богоявленский – Преображенский – Невьянский Благовещенский-Новгородский Пятницкий-Успенский-Острогожский Братский-Богоявленский-Киевский Евфимиев-Благовещенский-Плотинский Межигорский-Преображенский-Спасский Михалицкий-Рождество-Богородицкий на Молоткове Муромский или Мурманский-Успенский Предтечев-Лукинский-Сумский Софийский или Спасо-Софийский-Киевский Успенский на Курцове-Холмогорский Боровая-Гороховатская-Богородицкая Вознесенский-Кременский Куряжский – Старохарьковский – Преображенский Симонов-Успенский-Московский Троицкий-Мигулинский Успенский-Сумский Богословский-Михаиловский-Киевский Михаиловская-Предтечева Спасо-Преображенская-Сойгинская Воронина-Богородице-Одигитриева-Успенская Николаевский-Розважский-Новгородский Преображенский – Спасский – Братский- Слуцкий Ферапонтов – Белоезерский – Рождественский-Мартемианов Николаевский-Каташинский Петропавловский-Минский Преображенский-Моздокский Успенский-Моздокский Успенский-Усманский Бизюков-Крестовоздвиженский Рождественский – Богород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первый монастырский Спасо-Преображенский храм, возведённый в XIV веке, вероятно, был деревянным. В 1507 году после пожара, когда сгорело большинство монастырских сооружений, построили новый, каменный Спасо-Преображенский собор (1507-11) - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиевского монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. Он был небольшим, и при строительстве ныне существующего здания в 1594 году его включили в новый храм в качестве Евфимиевского придела. Стены Евфимиевского придела внутри расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиевой обители. Они были обнаружены при реставрации собора в 1970-х годах и под руководством художника-реставратора А. П. Некрасова частично расчищены. Внутреннее пространство самого собора имеет четыре столба и пять больших барабанов, через окна которых освещается поверхность стен, расписанных фресковой живописью в 1689 году артелью знаменитых костромских иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. Надо заметить, что долгое время собор намеренно оставался без внутренних росписей. Монастырские описи сообщают, что на ослепительно белых стенах были развешены многочисленные иконы в сверкающих золотом, серебром, эмалью и драгоценными камнями окладах и шитые шелками пелены - царские и княжеские вклады. Всё это делало интерьер собора очень красивым и своеобразным. Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII-XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского Кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующих столетиях его внешний облик был несколько искажён... Первоначально храм имел три притвора, наподобие упомянутого Рождественского собора XIII века. Но в XVIII веке притворы объединили галереей. В 1865 году к северному фасаду с восточной стороны, как бы для симметрии, был пристроен новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009

http://sobory.ru/article/?object=01860

Константиново. Храмовый комплекс. Церкви Константина и Елены и Михаила Архангела. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1816 и 1856. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Константиново Координаты: 56.416213, 40.264512 Проезд:Автодорога г.Суздаль-г.Юрьев-Польский, на 9км правый поворот на север, с. Гавриловское. Следует проехать через центр с. Гавриловское, далее ориентиры кладбище с правой стороны и от него линия электропередач, вдоль нее 3км до Константиново. Грунтовая дорога, проезд строго сезонный в сухую летнюю погоду. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Константиново от Владимира в 34 верстах, а от Суздаля в 10 верстах, при речке Тумке. В первой половине XVI ст. Константиново, как видно из документов Спасо-Евфимьева монастыря, записанных в описи 1660 г., принадлежало разным владельцам, «треть сельца» принадлежала вел. князю Московскому. В документах упоминаются следующие владельцы: Вотчичев, Огарев, Некрасов, Чернцов, Сорокин и Мнуков; каждый из них владел своим «жеребьем». В период времени от 1545 по 1563 гг. Константиново постепенно сделалось вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря: в 1545 г. монастырь выменял у Вотчичева на свою деревню Колязиново в селе Константинове «выть земли в трех полях по пяти чети»; в том же 1545 г. монастырь купил у Некрасовых двор отца их… пашни к двору в поле, луга и селищи с лесом и всеми угодьями; в 1549 г. у Чернцова куплен «жребий» - двор и усадьба; в 1562 г. царь Иван Васильевич пожаловал монастырю «треть Константиновского и три жеребья сельца Григорьева», вместо взятой им монастырской дер. Клестовой; в 1563 г. Мнуков «отдал в монастырь земли 15 четей в поле, сена 50 копен, с двором и огородом, с хоромами и всякими угодьями». Таким образом, село Константиново стало вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. В «Духовной» Вотчичева Константиново называется селом, следовательно, в XVI ст. здесь уже существовала церковь и был приход.

http://sobory.ru/article/?object=02033

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010