Прибавление из VI тома Липецкий Пустынный Суздальский монастырь В 1764 году упразднённый. Находился близь города Суздаля, от Спасо-Евфимиева монастыря к северо-востоку около 10 вёрст, на месте пустом, окружённом с трёх сторон лесами, а с четвёртой – рекой Нерлей. От него остались две каменные церкви (без Священнослужителей): 1) во имя Святой Живоначальной Троицы о пяти главах, довольно великолепная; 2) св. Великомученика Георгия. Обе построены Спасо-Евфимиева монастыря Архимандритом Кириаком; да и самое основание обители этой (как прежние церкви, так и кельи) иждивением сего же Спасо-Евфимиева монастыря положено, к которому оная и принадлежала. Липлянская Онуфриевская пустынь Мужская, упразднённая. Находится в Киевском уезде расстоянием от Киева в 30 вёрстах. Построена в 1705 году Епископом Переяславским Захарием Корниловичем, принадлежит к Злато-верхо-Михайловскому монастырю и управляется Строителем. В ней ЦЕРКВИ: 1) во имя Святого Онуфрия Великого; 2) во имя святого Захария с трапезой, обе деревянные. Лисицкий монастырь Новгородской Епархии мужской, упразднённый. Находится близ Великого Новгорода, на левом берегу реки Волховца, на Лисей горе, от города, по большой Московской дороге в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XIV столетии. Ибо как значится в Летописце Новгородском: «6902 (1394 года, поставлена в Новгороде на Лисей горе церковь каменная Рождества Богородицы, а другая св. мученика Димитрия и монастырь в следующем году устроен». Потом под 1408 годом записано: «Построена церковь каменная в Лисицком монастыре, во имя Варлаама Хутынского, Архимандритом Варлаамом». До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 350 душ крестьян и 539½ десятин пахотной земли. Настоятельство же Игуменское и Архимандричье по благорассмотрению Епархиального Архиерея. По Штатам же обращён в приходскую церковь . В 1781 году Марта 31, тёплая каменная церковь за ветхостью отдана в Антониев монастырь на устроение ограды, а теперь осталась одна только во имя Рождества Божьей Матери, с тёплым приделом во имя Св. Иоанна Предтечи. Земли удобной 74 десятины. Лихвинский Афанасиевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Поздним примером подобного решения является церковь митрополита Петра в Переславле-Залесском (1585 год). Соединение названных линий развития и местных традиций обусловило своеобразный облик трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Его высокий четверик с закрестиями, к которому с юга примыкает восстановленный придел, с востока почти целиком закрыт граненой апсидой. Ее подклет украшают остроконечные ниши, напоминающие декор монастырской звонницы и церкви-колокольни Рождества Иоанна Предтечи. В нижней части граней хорошо видны «кокошники» с вытянутым верхним краем. На их поле треугольником расположены темные круги извести. Считается, что этой известью замазаны горлышки глиняных горшочков, вставленных в кладку Правда, остается не совсем понятным, зачем понадобилось зодчему снабжать голосниками подклеты апсиды? Над четвериком возвышается небольшой восьмерик, переход к которому закрыт рядами полукруглых кокошников. В их ряд хорошо «вписываются» закомары, возвышающиеся по центру каждой из стен четверика. В данном случае, они не чередуются с маленькими кокошничками, как это было сделано в архитектуре церквей в Елизарово, Беседах и на Девичьем поле. На всех них грани восьмерика украшены вытянутыми филенками, что было характерно церквей этого круга Большое сходство обнаруживается при сравнении шатров. Успенскую церковь венчает небольшой шатер слегка «звездчатой» формы, со стрелами на гранях и ярко выраженной полицей, покрытой тесом. Эти признаки свидетельствуют о сильном влиянии церквей в Елизарово и Беседах, а также собора Покрова на Рву (вспомним, что к этому же направлению относится несколько гипертрофированная конструкция «звездчатого» шатра, сотоящего из тридцати двух граней, венчающего церковь Косьмы и Дамиан в Муроме 1564 Некоторые исследователи считают, что использование такого варианта шатра, «зонтичного» свода (церковь-колокольня во имя Рождества Христова Евфимиева монастыря), мотивов плетенки и пересекающихся кокошников в декоре, а также некоторых других элементов, свидетельствует о воздействии готического зодчества и об активном участии итальянских мастеров в строительстве тех церковных ансамблей начала-середины XVI века, которые находились под покровительством царской семьи, в частности, Покровского и Спасо-Евфимиева монастыре в Суздале и церкви Косьмы и Дамиана в Муроме Влияние западноевропейских традиций отмечалось в русском искусстве и в более раннее время. В частности, предполагается существование некого «готического» образца, использованного для создания знаменитого кадила 1469 года из Николо-Песношского монастыря (ныне хранится в Оружейной палате). Примечательно, что кадило венчает «звездчатый» шатер. Нельзя исключить и более опосредованного воздействия этих традиций, воспринятых уже через московскую школу зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=05122

Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика и укреплению конструкции трапезного храма возобновились в 2001 году и продолжались по 2008 год. Сейчас он является частью комплекса музея-заповедника, богослужения в нем не ведутся. Библиография: Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34 Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 229, 230 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 167, 169, 205, 224, 237 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.:29 Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66 Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21 Воронин Н.Н. Древнерусские города. М., 1945. С.: 70; Варганов А.Д. Суздаль. М., 1944. С.: 26; Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 172; Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969. С.: 16-18 Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42. Он же. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1905. С.: 58 Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 39 Спасо-Евфимиев монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. 30. С.: 16 Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С.: 24, 25 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 365-366 Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С.: 58-59 Баталов А.Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров: вопросы датировки и происхождения мастеров. С.: 353//Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство Поздневизантийской эпохи. М., 2008. С.: 353-382

http://sobory.ru/article/?object=05122

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1628. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43235, 40.44064 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.

http://sobory.ru/article/?object=05124

Спасо-Евфимиевский монастырь Обязательно посетите в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь. Следует сразу же уточнить: если цель вашей поездки – паломничество, то здесь вы испытаете двоякое чувство. Вся территория находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соответственно, никаких богослужений тут не совершается. Чтобы пройти на территорию, необходимо купить билет. За 400 рублей вам предоставляется возможность увидеть 10 экспозиций: старинные иконы, золотые украшения, книги и т.д. В центре территории не обычная колокольня, а целая звонница. Дважды в день звонарь поднимается наверх и будит окрестности затейливыми старинными мелодиями.    Зрелище удручающее: алтарь Спасо-Преображенского собора используется как сцена, а сам храм – как зал для выступлений Центральный храм – Спасо-Преображенский собор – для православных христиан сегодня представляет собой зрелище удручающее: алтарь используется в качестве сцены, а сам храм – как зал для выступлений. Ежедневно здесь устраиваются концерты церковных песнопений для посетителей. Справа от входа в собор – усыпальница рода Пожарских. Сам князь Дмитрий Пожарский захоронен здесь. В глубине монастыря со времен Екатерины Великой располагалась тюрьма. Интересно, что именно в ее стенах провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель. Именно он предсказал кончину Екатерины II, гибель Павла I, сожжение Москвы французами… Как известно, Авель также предсказал гибель последних Романовых – императора Николая II и членов царской семьи – и другие знаковые события российской истории, такие как Первая и Вторая мировые войны, победа России над фашизмом. Инок Авель похоронен за алтарем Никольской церкви. Там же установлена соответствующая памятная табличка. Тут провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель На экспозицию, посвященную истории тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, можно попасть, пройдя по тюремному двору, куда выводили узников на прогулку. А сиживали в ней многие: изначально – раскольники и еретики, потом декабристы и государственные преступники, затем – политзаключенные советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны тюрьма выполняла функцию так называемого проверочно-фильтрационного лагеря для вернувшихся из плена или окружения солдат и офицеров. Остается только догадываться, какое количество страшных приговоров было озвучено в этих стенах. Начиная с 1943 года, тюрьма стала лагерем для военнопленных. Самый известный заключенный фашист – фельдмаршал Паулюс.

http://pravoslavie.ru/90566.html

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века. О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже. По сравнению с больничным храмом свт.

http://sobory.ru/article/?object=05122

Усыпальницу князя Пожарского могут перенести подальше от Спасо-Евфимиева монастыря Владимир, 24 февраля 2009 г. Коллектив реставраторов, работающий над восстановлением усыпальницы князя Дмитрия Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля, считают, что она должна находиться дальше от обители. Это, по их мнению, позволит избежать ошибок и промахов, допущенных создателями оригинальной усыпальницы в XIX веке, сообщили " Интерфаксу " в пресс-службе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. " В ходе проектно-изыскательских работ коллектив реставраторов пришел к выводу, что изначально при строительстве мавзолея в 1863-1865 годах был допущен ряд серьезных ошибок. Так, сооруженный непосредственно над могилой полководца мавзолей стоял почти вплотную к Спасо-Преображенскому собору, с которого на него стекала дождевая вода, падал снег - стены и крыша постоянно мокли " , - рассказал собеседник агентства. По его словам, " великолепный белоснежный каррарский мрамор оказался непригодным для сурового русского климата - пожелтел, покрылся пятнами от окислившихся металлических креплений " . В результате строителям XIX века пришлось несколько раз перекрывать крышу, делать дренаж и водоотвод, под просевшую тяжеленную бронзовую дверь подкладывать специальный рельс. Проектировщики учли все промахи своих предшественников. Воссоздаваемая часовня будет стоять на новом, удобном для обзора, месте - подальше от собора, она не будет мокнуть, ее можно будет обойти со всех сторон и рассмотреть резное убранство. Нежный каррарский мрамор планируется заменить литьевым мрамором. Этот современный композитный материал обладает высокими технологическими характеристиками: он влагостоек и морозоустойчив, не теряет цвета, не выделяет вредных веществ. Кроме того, использование литьевого мрамора позволяет в более короткие сроки точно воспроизвести все декоративные детали - византийскую резьбу и тексты. В музее-заповеднике сообщили, что на сегодня для восстановления часовни-памятника князю Дмитрию Пожарскому удалось собрать более 8 млн. рублей. На эти средства проведены проектные работы, кроме того, на территории монастыря, где расположена усыпальница, закончены археологические раскопки, благоустроена территория склепа, место захоронения полководца обозначено плитой и крестом, заложены фундаменты памятника. После того, как проект утвердят в Росохранкультуре, необходимо будет обеспечить финансирование строительных работ. Средства на восстановление собираются по подписке - точно так же, как их собирали в XIX веке на строительство мавзолея. Тогда российским гражданам удалось собрать 75 тыс. рублей. 25 февраля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/29415.html

(выделено авт.) Из описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 года следует, что там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху – монастырская ризница. Это было какое-то значительное архитектурное сооружение, описаний внешнего вида которого не сохранилось. (Сестра Д. Пожарского Дарья Михайловна (р. 1573 г.) вышла замуж за Н. А. Хованского «(инок Никифор), ум. 1606 г., погребён рядом с Дмитрием Михайловичем Пожарским», прим. авт.).  К концу XVII века род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Усыпальница оказалась заброшенной: некому было заботиться о могилах предков. И в 1765–1766 годах по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале XIX века. (Несколько надгробий из разоренной усыпальницы Пожарских было обнаружено на территории монастыря во второй половине XIX века. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988–1989 годах). В 1850-х годах, будучи в Суздале, великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы изъявили желание посетить могилу князя Пожарского. Они были неприятно поражены забвением места погребения полководца-освободителя. На монастырском дворе им показали место, где, по преданиям, прежде стояла усыпальница Пожарских. Теперь это место ничем не отличалось от остальной территории монастырского двора. Великие князья сделали пожертвования на сооружение памятника. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились три гробницы: Федора Дмитриевича 1), первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича 6) и предположительно самого Дмитрия Михайловича 3).

http://sobory.ru/article/?object=00200

Восьмигранные помещения над воротами также орнаментированы поясом и окнами, ширинками из тех же квадратов с изразцами и карнизом с сухариками (зубцами). Если мы будем искать прототип этих святых ворот Ризположенского монастыря в памятниках древнерусского зодчества, то всего ближе по характеру композиции и деталям к этим воротам стоит башня со св. Воротами в Спасо-Евфимиевском монастыре, произведение Суздальской же архитектуры XVII века. Низ башни с двумя проездами – большим и малым – очевидно, целиком взят строителями Ризположенских святых ворот из Спасо-Евфимиевского монастыря; орнаментация фасада башни также имеет много общего, – верх же башни с двумя шатрами, в соответствие двум проездам, в Ризположенском монастыре не есть нечто необычное – такую же пару шатров мы видим в архитектуре Московских Воскресенских ворот, построенных также около 1680 года. Большая высота башни Спасо-Евфимиевского монастыря сравнительно с башней Ризположенского монастыря объясняется особым назначением Спасской башни – быть крепостным сооружением и дозорной башней, царящей над окрестностями. Башни же на святых воротах Ризположенского монастыря этого назначения не имели, посему в них отсутствуют и бойницы, устроенные в Спасской башне. Рис. 15. Входные ворота Ризположенского монастыря в Суздале. На юго-восточном углу стены устроена в круглой башне часовня. Уже архитектура этой башни показывает, что башня эта построена сравнительно в позднейшее время; контракт, заключённый во время построения высокой колокольни братьями Пономаревыми упоминает и о построении этой башни с часовней. Пономаревы обязывались этим контрактом кроме колокольни выстроить ограду новую с калитками по бокам в 2½ кирпича и, по углам, две башни – одну с часовней. Одна из этих башен (около башни Троицкого монастыря) уничтожена. Внутри в часовне устроен иконостас с иконами: Сретения господня, Положения Ризы Пресвятой Богородицы, преподобной Евфросинии Суздальской, две иконы Свят. Николая чудотворца и Димитрия Ростовского . Все эти иконы, за исключением последней, взяты из старых иконостасов Сретенской и Ризположенской церквей, где эти иконы были местными. Почти все они, хотя несколько чинены, но все-таки носят следы древнего письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010