и о степени ее распространения дают описи суздальских храмов кон. XVI - XVII в., а также описи некоторых церквей за пределами Суздальской епархии и актовые материалы. Первые упоминания отдельных икон преподобного относятся к 80-90-м гг. XVI в.- это в основном небольшие произведения, к-рые принадлежали лицам, связанным с Суздалем и со Спасо-Евфимиевым мон-рем (Акты Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. 1998. С. 412, 453), и попадали в храмы других регионов в качестве вкладов. Так, в описи костромского Ипатиевского мон-ря 1595 г. упомянута «большая пядница» с изображением преподобного, «во облаце Спасов образ», в драгоценном окладе (Переписные книги костромского Ипатьевского монастыря, 1595 г./Сообщ.: М. И. Соколов//ЧОИДР. 1890. Кн. 3. С. 9). Икона близкой иконографии к 20-м гг. XVII в. находилась в Успенском соборе Московского Кремля (Описи Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включ.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 322, 428). Опись суздальского Покровского монастыря 1597 г. сообщает не только о пяднице с единоличным изображением, но и об иконе Е. и свт. Николая Чудотворца; по-видимому, в обители был и 2-й образ подобного типа (упом. без уточняющего эпитета «Суздальский», см.: Опись Покровского жен. мон-ря в г. Суздале 7105(1597) г.// Георгиевский В. Т. Памятники старинного рус. искусства Суздальского музея. М., 1927. Прил. С. 38, 52). Возможно, произведения такого рода появились под влиянием икон святителей Николая и Евфимия Новгородского (подобные иконы писались для новгородской Вяжищской обители), хотя традиция сопоставления свт. Николая и Е. известна по мн. произведениям, находившимся в Спасо-Евфимиевом мон-ре к сер. XVII в. В духовной грамоте старца Макария Губина 1602/03 г. упоминается икона Е. и прп. Евфросинии Суздальской (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. 1998. С. 470), отражающая почитание суздальских преподобных местными иноками. Уже к кон. XVI - нач. XVII в. образ Е. мог сочетаться с фигурами др. святых - по календарному принципу, напр. икона Е., прп.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Осипов, по общему отзыву, был вообще человек благочестивый. Его возмущало всеобщее поклонение Лжедимитрию, о котором знал он, что это расстрига Отрепьев, и надменность этого похитителя престола. Он решился открыто обличать его. Перед тем он положил на себя пост, двукратно причащался Св. Таин. На третий день после свадьбы Самозванца на него, как на дьяка, возложено было поручение объявить Марину царицей и присутствовать при присяге ей. Утром этого дня он простился с женой и детьми, ничего не знавшими о его намерении. Его мать думала, что он хочет удалиться в монастырь. Представь перед лицо Самозванца, он сказал: „Велишь ты себя писать в титлах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубно и противно; а ты вор и еретик, подлинный расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий». Осипов затем объявил, что он не хочет присягать иезуитке, царице язычнице, которая своим присутствием оскверняет святыню Московскую. Он хотел еще продолжать, но его тотчас же убили 1289 . Самоотверженная решимость дьяка Тимофея Осипова обличить в глаза Самозванца, назвать его Гришкой Отрепьевым, показывает, как ясна и глубока была уверенность многих, что названный Димитрий есть действительно беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Самозванец успел оказать особое сочувствие Суздальскому Спасо-Евфимиевскому монастырю, где Григорий Отрепьев, бродя из одного монастыря в другой, прожил целый год и оставил по себе памятник – рукопись довольно красивого полуустава с помещением в ней двух канонов: Святителю Иоанну и преподобному Евфимию, Суздаль- —59— ским Чудотворцам; над первым надпись: «творение инока Григория Спасо-Евфимиевской Лавры», над вторым: «творение инока Григория той же обители». Без сомнения, сей автор есть одно лицо с тем, которое, проживши год в Спасо-Евфимиевской обители, переселилось в Москву и там прославилось писанием канонов и акафистов в Чудове монастыре, при патриархе Иове; так как известно, что Григорий Отрепьев отличался умением не только хорошо списывать, но и сочинять каноны святым лучше современных ему книжников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имя К. внесено в монастырский синодик XVII в.,- как указал Н. С. Стромилов, около имени преподобного в рукописи «украшения травчатаго письма, т. е. рисованы вокруг клейма цветы и листья» (Козьмина мон-ря синодик. 1884. 5. С. 1; также см.: Монастыри. 1906. С. 113). В XVII в. наилучшего состояния Яхренский мон-рь достиг в период деятельности игум. свт. Митрофана (1666-1675; впосл. епископ Воронежский) ( Ефимова. 2002. С. 248-251). К этому времени относятся все известные списки Жития К. и по крайней мере один список канона К. (РНБ. Солов. 182/182. Л. 173-176). Вероятно, в XVII в. почитание К. уже вышло за пределы Космина монастыря. Так, согласно тексту вкладной записи 1666 г. в рукописи, содержащей Житие К. (П), «старица инока скиница княгиня Палагея Борисова» по «родителех на вечной поминок» вложила эту книгу в московский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (РНБ. Погод. 729. Л. 1-105). В 1-й пол. XVIII в. почитание К. было не столь распространено, это, по всей видимости, было связано с утратой былого значения Космина мон-ря: как «малобратственный», он временно был приписан к синодальному Никольскому Волосову мон-рю (1726-1727) ( Ефимова. 2002. С. 251). Житие К., по-видимому, не переписывалось. Возможно, в обители к этому времени либо уже не было списка чудес преподобного, либо они не были известны братии. Так, в 1744 г. последовал указ имп. Елизаветы Петровны по всем епархиям предоставить сведения о мощах, хранящихся «под спудом». В своем ответе игумен Космина монастыря Иаков сообщил, что К. «издревле» совершалась служба 14 окт. (текст службы хранился в мон-ре), а о чудесах этого святого ничего не известно ( Голубинский. Канонизация святых. С. 443-445). На этом основании Е. Е. Голубинский заключил, что «о начале местного празднования ему ничего не может быть сказано» (Там же. С. 151). Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, интерес к К. возрос, в мон-ре не позднее 1775 г. был известен список XVIII в., содержавший Житие, чудеса и службу, к-рым воспользовался Павлинский (см.: Житие. 1883. С. 249-250). Возможно, написание полного списка Жития и чудес К. было связано с запросом имп. Елизаветы. Учитывая то, что монастырь к тому времени не располагал достаточными сведениями о К., можно полагать, что для создания данного списка привлекались материалы, хранящиеся вне обители. Вероятно, был привлечен суздальский список Жития из б-ки Спасо-Евфимиева мон-ря, с которым Яхренская обитель, судя по всему, в XVI-XVIII вв. поддерживала контакты (ср. указание на переписывание в XVII в. Жития К. ризничим Косминской обители «старцем Феоктистом суждальцем» - запись на л. 123 об. ркп., содержащей П, переписку между бывш. косминским игуменом еп. Воронежским Митрофаном и спасо-евфимиевским архим. Варлаамом в нач. XVIII в., наличие имен игуменов Спасо-Евфимиева мон-ря в синодике Косминского мон-ря - Монастыри. 1906. С. 50, 113; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 28. Примеч. 28).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

В том же 1764 году, упраздненный мужской Кречев монастырь был присан к сему Спасо-Преображенскому монастырю. Кречев Николаевский монастырь находился некогда на берегу реки Полисти. В 1443 году, архиепископом Евфимием Новгородским, построена была в нем каменная церковь , во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1572 году «Никольскому особому монастырю на Кречеве» дана была жалованная грамота от Новгородского архиепископа Леонида, подтвержденная последующими преосвященными. При переписи в 1615 году, после шведского опустошения, Николаевская церковь в Кречеве монастыре значится деревянною, пятиглавою, с шатровою колокольнею; в ней были следующие престолы: 1) преподобного Сергия Радонежского чудотворца и 2) святого Алексея, митрополита Московского. Когда и кто быль основателем сего монастыря – неизвестно. Известно только, что до 1764 года Кречев монастырь был приписан к С.-Петербургскому Александро-Невскому монастырю, под названием Петровского погоста, в котором!» до 17 78 года находился причт со священно-церковнослужителями; с введением же новых штатов, вновь приписан, к сему Спасо-Преображенскому монастырю. 52) В 1773 году, 12 декабря, старанием архимандрита Пахомия, на Св. Престол устроен серебряный, местами позлащенный ковчег, весом 7 фун. 43 золотника. 53) В 1775 году настоятель сего монастыря архимандрит Пахомий скончался, а на его место назначен Игумен Феодул. 54) В 1776 году, 11 января, на место игумена Феодула определен настоятелем архимандрит Великолукского Сергиева монастыря, Гервасий (Линцевский). Архимандрит Гервасий. В том же году, 9 октября, настоятель монастыря, архимандрит Гервасий, указом Св. Синода, переведен в Можайский Лужецкий монастырь; а 20 декабря на место его назначен игумен Новгородского Кириллова монастыря, Сергий (Шпаковский). Игумен Сергий. 55) В 1777 году, в январе месяце, при настоятеле, игумене Сергии, монастырь быль осчастливлен посещением высокопреосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского. Игумен Нифонт. 56) В 1778 году настоятелем монастыря назначен игумен Нифонт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь этот был основан в 1352 г. преп. Евфимием Суздальским. В прологе об основании монастыря сказано следующее: «Когда преп. Евфимий отправлялся в Суздаль, из Нижегородской Печерской обители для устроения Спасского монастыря, то на пути прельстился близ гор. Гороховца пустынным местом, окруженным лесом и водою, построил здесь церковь во имя св. Василия Великого и «общее житие устрои». Новопостроенный монастырь и остался до своего упразднения в зависимости от Суздальского Спасского монастыря, первым настоятелем которого был преп. Евфимий. В 1418 году этот монастырь получил жалованную и несудимую грамоту от Нижегородского князя Александра Ивановича, по которой монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей безсрочно, люди пришлые на 10 лет, а княжеские старожильцы на два года и судились они все у архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря 198 . В 1462 году в. князь Василий Васильевич пожаловал монастырь, чтобы великокняжеские Гороховские волостели и их тиуны в монастырских деревнях не ставились, мытники не сидели под монастырем, ездоки не въезжали в него и у крестьян кормов, подвод и проводников не брали 199 . В том же году в. князь Иван Васильевич дополнил, чтобы для него рыбы в монастырских озерах и заводях не ловили, в пустыни у св. Василия не ставились и людей, кормов и невода не брали 200 . О судьбе и состоянии монастыря в XVI в. мы не имеем никаких сведений, от XVII же века имеем две отметки о Васильевском монастыре в 1628 и 1678 г. В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде Спасо-Евфимиева в Суздале монастыря за р. Клязьмою монастырь, а на нем церковь Василия Кесарийскаго древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да двор монастырский, в нем живут рыболовы. Слободка монастырская Мячкова на озере Мячковом. В ней 4 дв. крестьянских, да в той же слободке живут безпашенные бобыли монастырские, ловят рыбу и на суда наимуются, их 14 дворов». В переписных книгах 1678 г. в Васильевском монастыре на озере Куре показана церковь Василия Великого с приделом в трапезе во имя преподобного Евфимия Суздальского, в монастыре 4 кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Симеона Столпника и Смоленской иконы Божией Матери. Симеоновская и Смоленская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:не ранее 1696. Адрес: Владимирская область, Суздаль, ул. Ленина Координаты: 56.432314, 40.443549 Проезд:напротив Спасо-Евфимиевского монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Против юго-восточного угла Спасо-Евфимиевского монастыря рядом стоят три заслуживающих нашего интереса памятника. Здесь лежала принадлежавшая Спасо-Евфимиеву монастырю слобода Скучилиха, населенная всяким работным людом и в том числе монастырскими каменщиками и кирпичниками. В слободе были две деревянные церкви, построенные в XVI—XVII веках; одна из них была шатровой. На их месте поставлены существующие каменные церкви — большой храм Смоленской иконы богородицы (1696—1706; реставрирован в 1960 г. О.Г.Гусевой) и «теплый» Симеоньевский (1749). Смоленская церковь имеет ряд общих черт с уже виденными нами постройками этого времени. Карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников напоминает карнизы Цареконстантиновской церкви (1707), широкие плоскости стен с тремя симметрично расположенными окнами мы отмечали в Вознесенской церкви Александровской «большой лавры» (1695). Эти постройки создавались почти одновременно. Видимо, в строительстве суздальских горожан еще на рубеже XVIII века существовала старинная система определения заказа новой постройки путем перечисления в порядной записи тех виденных заказчиками образцов, детали которых надлежало воспроизвести в новой постройке. И в большинстве случаев мастера не просто повторяли указанные им мотивы, но органически вводили их в замысел нового, каждый раз оригинального здания. Но главным был живой интерес мастера к старым памятникам города и к росшим на его глазах постройкам их собратьев. Зодчий Смоленской церкви, может быть, работал с прославленными суздальскими мастерами — Маминым, Грязновым и Шмаковым — или, во всяком случае, внимательно изучал их постройки. Особенно хорош по своей пластичности и свободе исполнения северный портал церкви, кажущийся как бы лепным . Колокольня при церкви принадлежит позднейшей поре классицизма рубежа XVIII—XIX веков, а стоящая к северу от нее «теплая» Симеоньевская церковь крайне искажена позднейшими переделками.

http://sobory.ru/article/?object=00197

251 (226). – 29 Сентября. О ссылке с земли, принадлежащей Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, живущих бесплатно на оной подьячих разных канцелярий и всяких чинов людей. Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Никодим и келарь Моисей Зверев в доношении Святейшему Правительствующему Духовному Синоду изъяснили следующее: На монастырской нашей земле в Суздале под монастырём живут многие разных канцелярий подьячие и всяких чинов люди; а без указу Великого Государя оных подьячих и всяких чинов людей с монастырской нашей земли сослать не смеем. Того ради просим, дабы Царского Величества указом из Святейшего Правительствующего Духовного Синода повелением повелено было о ссылке с монастырской нашей земли подьячих и всяких чинов людей указ учинить. Святейший Правительствующий Синод, слушав помянутого поданного доношения Спасо-Евфимиева монастыря, что в Суздале, архимандрита Никодима, келаря Моисея, согласно приговорили: про показанное разных канцелярий подьячих и всяких чинов людей житьё на монастырской их земле следование учинить в Москве в Монастырском Приказе судье господину Ершову; и ежели помянутые жители живут суще на монастырской их земле, а оброку в тот монастырь не платят, также буде и впредь платить не будут, и тех жителей с той их монастырской земли сослать. И о том к нему, господину Ершову, послать указ. 252 (227). – 29 Сентября. О посылке монаха Иосифа Решилова в Москву для увещания раскольников и об исполнении светскими начальствами требований лиц, которые посылаются по раскольническим делам из Синода. Архимандрит Златоустовский Антоний в доношении Святейшему Правительствующему Духовному Синоду от 10 Августа 1721 года изъяснил следующее: В прошлом 720-м году от преосвященного Питирима, епископа Нижегородского и Алаторского, прислан в Москву к преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, с письмом обратившийся от раскола их раскольнический всех толков учитель монах Иосиф Грешилов, который в ту раскольническую прелесть, будучи в той замёрзлости, привлёк многое число живущих в Белёвском, и в Глуховском, и в других уездах, и ради обращения тех людей оный старец просил преосвященного Питирима епископа, чтоб его уволить во оные места; и для того он был и отпущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимин внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерусских произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» . Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифо-Волоцкого монастыря , ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной Зиминым и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Зимин исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монгольских властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневекового периода истории Русской Церкви. Зимин был редактором и составителем многих других сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями . Публикация источников привела Зимина к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» , «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» , «Выпись о втором браке Василия III» и др. В 1963 году Зимин подготовил к изданию хронологический перечень актов архива суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни Зимин обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева монастыря. Методику генеалогического анализа Зимин активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев русского средневекового общества. В нач. 1950-х Зимин читал курс дипломатики в Историко-архивном институте, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.

http://drevo-info.ru/articles/13677326.h...

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Часовня-усыпальница Д. М. Пожарского (новая). макет из полимербетона ранее снесенной часовни 1885г. Часовня. Не действует.   Год постройки:Между 2008 и 2009. Архитектор: А.М. Горностаев (автор проекта) Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.43334, 40.439791 Проезд:На территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому был открыт и освящен 4 ноября 2009 г. в присутствии президента России Дмитрия Медведева. Точная копия возведенной более ста лет назад и полностью разрушенной в 30-е годы прошлого столетия часовни. Сооружена из кирпича, облицованного литовым мрамором, резной декор восстановлен по архивным рисункам. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Хочу добавить к сообщению С.Риццо. Возле Спасо-Преображенского собора в 2009 г. появилась точная, но бледная копия разрушенной часовни, которую называли мавзолеем. Нынешний памятник назвать мавзолеем нельзя, так как он стоит не на могиле, а рядом. Второе. Раньше вход в мавзолей был с восточной стороны, а сейчас, почему-то, с южной. Третье. Памятник-мавзолей был сооружен из итальянского мрамора. А " точная копия " из ...кирпича. Памятник-часовня был разрушен по инициативе государственной структуры. Государство должно было выделить средства на возрождение памятника и восстановление справедливости. Но этого не случилось. Юрий Белов, член Союза краеведов России. г.Суздаль.   Прим.мод.: стоимость макета составила 40 миллионов рублей (по материалам владимирской прессы) ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА КНЯЗЮ Д. М. ПОЖАРСКОМУ. В городе Суздале (Владимирской губ.), в ограде местного Спасо-Евфимиевского монастыря, 2-го июня 1885 г. происходило торжество освящения памятника над могилою князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Памятник выстроен на средства всего русского народа, среди которого в 1852 г., повелением императора Николая I, была объявлена повсеместная подписка, давшая к 1865 г. до 83 тысяч рублей.

http://sobory.ru/article/?object=15731

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершилась реставрация музейного комплекса Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале 01.02.2010 В Суздале Владимирской области завершена длившаяся 6 лет глобальная реставрация музейного комплекса " Спасо-Евфимиевский монастырь " , сообщается на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Общая стоимость реставрационных работ превысила 360 млн. рублей, большая часть из которых поступила по федеральной адресной инвестиционной программе " Культура России " . На эти средства удалось восстановить обрушившуюся в 2003 году верхнюю часть монастырской стены, укрепить берега реки Каменки, на которой стоит монастырь, чтобы предотвратить оползни, отреставрировать и реконструировать все монастырские стены и башни, восстановив боевые ходы в них, выполнить обмазку стен. Теперь посетители монастыря могут совершить увлекательную экскурсию по боевым ходам монастырских стен. В минувшем году на территории монастыря на народные деньги был воссоздан мавзолей князя Дмитрия Пожарского. Одновременно к открытию мавзолея была завершена и реставрация главного собора обители - Спасо-Преображенского. Кроме того, в монастыре была проведена реконструкция всех инженерных сетей. " Сбылась давняя мечта - музейный комплекс монастыря сделать световым " оазисом " . С этой целью по заказу музея была выполнена подсветка архитектурного ансамбля стоимостью 14 млн. рублей. Эти работы выполнены с применением новых энергосберегающих технологий " , - говорится в сообщении музея-заповедника. При советской власти на территории монастыря - памятника архитектуры XVI-XVII веков - располагалась женская исправительная колония. В 1968 году архитектурный ансамбль вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это был первый в стране опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля. В 1977 году за создание музейного комплекса в Спасо-Евфимиевском монастыре музей-заповедник был отмечен Государственной премией РСФСР, а в 1992 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 01.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7822.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010