Москва, 19 мая. Русская Православная Церковь направила в Росимущество заявки на передачу объектов Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, который входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Об этом на презентации концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника сообщил в четверг его директор Игорь Конышев, передает ТАСС . «Один из самых серьезных и непростых вызовов, которые стоят перед музеем - действие 327 ФЗ о передаче Русской Православной Церкви церковного имущества. Вчера пришла информация еще о двух заявках, отправленных РПЦ в начале мая о передаче двух объектов внутри Спасо-Евфимиева монастыря», - рассказал он. Вообще, по словам Конышева, вопрос передачи музейных объектов РПЦ стоит перед музеем-заповедником остро. В настоящее время на рассмотрении у Росимущества находятся заявки на передачу Георгиевского собора в Гусе -Хрустальном, где находится Музей хрусталя им. Мальцовых, три объекта в Суздале - Спасо-Преображенский собор, Знаменская церковь и приказная изба, а также два объекта во Владимире - Троицкая церковь с Музеем хрусталя и Золотые ворота. Поэтому музей-заповедник в концепции развития планирует свою деятельность с учетом возможного сокращения помещений. Так, Музей хрусталя им. Мальцовых из того, что осталось от Георгиевского собора, может переехать в здание бывшей богадельни напротив, где в настоящее время располагается городская администрация. «У нас есть свои предложения государственно-частного партнерства по Гусю-Хрустальному, это реновация историко-культурного центра города с возможным переносом Музея хрусталя из Георгиевского собора в здании напротив, где размещалась богадельня», - сказал Конышев. Он отметил, что с реставрацией и приспособлением богадельни музей сможет получить 5,2 тыс. кв метров площадей вместо нынешней площади в 1,8 тыс. кв метров, за счет этого вдвое увеличить экспозиционные площади и создать условия для оборудования депозитария, причем для хранения не только хрусталя. Также планируются строительство нового визит-центра в Суздале взамен располагающегося сейчас в Знаменской церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Зимний Суздаль Фоторепортаж поездки в Суздаль братии и семинаристов Сретенского монастыря Щелкните мышью для увеличения Суздальский кремль был огражден земляными валами. До сих пор видны их остатки. Рождественский собор Ранее купола собора имели шлемовидную форму и были золотыми. Такими они стали уже в XIX веке. Крестовая палата в кремле Икона Пресвятой Богородицы, перед которой совершался молебен Падающая колокольня в Кидекше. С каждым годом угол наклона ее увеличивается. Борисоглебский храм - один из древнейших памятников белокаменного зодчества на Руси. Храм не отапливается. Фрески покрываются инеем. Церковь Первомученика архидиакона Стефана. Крестовоздвиженский храм возведен на месте часовни с чудотворным Распятием. На торговой площади можно приобрести изделия традиционных ремесел и заказать катание на санях. Покровский женский монастырь - один из четырех ныне действующих в Суздали Собор построен московскими зодчими по заказу великого князя Василия III в 1518 г. Здесь почивают святые мощи преподобной Софии Суздальской Ризоположенский монастырь ныне действующий. В советские годы здесь устроили гостиницу, которая работает до сих пор. Щелкните мышью для увеличения Храм Ризоположения Колокольня Ризоположенского монастыря Преображенский собор - главный храм Спасо-Евфимиева монастыря с уникальной настенной живописью Храм Успения Пресвятой Богородицы Колокольня Спасо-Евфимиева монастыря. Звон можно услышать и сегодня Хорошо сохранились фрески работы Гурия Никитина. Росписи сохранялись на протяжении веков В музее Спасо-Евфимиева монастыря Уникальные экспонаты: облачения и покровцы работы монахинь- золотошвеек Покровского и Ризоположенского монастырей. В сокровищнице находятся предметы интерьера Рождественского собора. Фонарь, который выносили на крестный ход, поднимали восемь человек. Западные врата Рождественского собора - один из самых ценных экспонатов. Выполнены в технике огненного золочения. Лучи заходящего солнца окрасили храмы в розовый цвет Вечера в Суздале тихие, лишь колокольные звоны зовут на вечернее богослужение. Город-сказка как начинал, так и завершает свой день молитвой.                                                                                                                                                                                 30 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/313.html

Все усилия Иоасафа избавиться от строгого надзора, таким образом, ни к чему не привели. Известно, что епископ Иустин впоследствии многое сделал для облегчения участи Иоасафа; но – видимо – все это наступило после, так как в 1850 и в первой половине 1851 г. все его распоряжения только точно согласовались с формальными требованиями. Правда, еще в 1850 г. по его поручению Иоасаф составил жизнеописания св. Владимирских Великих Князей и в том же году напечатал «Известие о Святителях Феодоре и Иоанне, Суздальских чудотворцах», но сближения между ними еще не было, так как Иоасаф два раза просил о разрешении прибыть во Владимир, и в этом ему было отказано. Летом 1851 года, наконец, Иоасафу удалось видеться с Иустином и в сентябре (с 26 числа 1851 года) иеромонах Иоасаф был вызван из Спасо-Евфимиева монастыря в Архиерейский дом для составления статистики по Владимирской епархии; здесь он всецело отдался порученной работе и, находясь постоянно в сношениях с епископом Иустином, надо полагать, очень скоро дал понять последнему – какой он опасный преступник. марте 1852 г. он просил Иустина о предоставлении ему права пользоваться доходами и жалованьем из Спасо-Евфимиева монастыря, так как он хотя и находится в Архиерейском доме для составления церковно-исторического и статистического описания Владимирской епархии, но состоит в числе братства Суздальского монастыря. Иустин изъявил полное на это согласие и велел отмечать, что Иоасаф находится в архиерейском доме по распоряжению начальства. В 1853 году епископ Иустин уже сам возбудил ходатайство пред Синодом о разрешении Иоасафу священнослужения. «Как иеромонах Иоасаф, писал владыка, в настоящее время ведет себя осторожно и скромно, благодушно неся наказание, определенное ему Св. Синодом, то я полагал бы для облегчения его положения разрешить ему священно-служение, тем паче, что и самый монастырь, в котором он состоит в числе братства, имеет нужду в священнослужителях». Ходатайство это вскоре и было уважено. В том же 1853 г. Иоасаф закончил порученный ему обширный труд – «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения святейшего правительствующего синода от 19-го мая – 6 октября 1850 г. магистром-иеромонахом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Иоасафом Гапоновым ». Владимир на Клязьме, 1853 г. Труд этот, в двух больших томах, был представлен в святейший синод, а другой его экземпляр передан в библиотеку Владимирской духовной семинарии; к сожалению, эта работа не была напечатана (состав ее такой: в пол листа, т. I – описание епархии, 680 стр.; т. II – приложения к описанию, 398 стр.), но из нее многие последующие исследователи черпали щедрою рукою, а иные даже находили возможным извлеченное оттуда выдавать за свои труды (напр. о бывших монастырях в губернии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

44. Речь в соборе Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, обращенная к братии при вступлении в управление обителью Возлюбленные отцы и братии! Сердечно приветствую вас! Столь неожиданное назначение мое настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря убеждает меня, что не без воли Божией и не без желания Преподобного Евфимия совершилось оно. Это сознание успокаивает мое волнующееся сердце, но не без страха и смущения принял я начальнический жезл. Как орудием прошли чрез мое сердце слова Архипастыря, произнесенные им при моем посвящении: «утверждай паству твою, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда!» Только вера во всемогущество благодати Святого Духа, только искреннее желание исполнить святое послушание монаха, только сознание, что я дошел до начальнического сана бесчисленными испытаниями, скорбями, трудом, многолетним учением, наконец, приобретенною опытностью в светской и духовной жизни, только все это придает мне бодрость. Страшусь ответа за мою паству, которую Христос стяжал Своею дражайшею Кровью, но и уповаю на милосердие Божие, крепко надеюсь на помощь великой Заступницы всех верующих – Матери Божией и на руководство самого Преподобнейшего настоятеля нашего, Священно – Архимандрита Евфимия. Прошу и вас всех, отцы и братия, поддержать меня вашими святыми молитвами. Верьте мне, что я пришел к Вам с искренним желанием, с чистым намерением быть вам отцом, братом и слугою. Надеюсь, что вы будете относиться ко мне в простоте духовной и с сыновнею откровенностью. Монашеская жизнь – многотрудная, скорбная, подвижническая. Поэтому, светские люди редко понимают ее. Мирянам представляется, что мы живем праздно, в довольстве, небрежно, не приносим никакой пользы людям; весьма немногие из них постигают истинное значение молитвенного труда. Но великие, вселенские учители Церкви доказывают, что этот мир держится молитвами иноков. Действительно, молитва есть главное дело монаха, самая важная его забота, но и самая нужная и полезная его работа для мира. Любовь к ближним доказывается монахами прежде всего – их молитвами, но под словом «молитва» должно подразумевать всю монашескую жизнь по Богу, ибо молитва только тогда полезна и могущественна, когда исходит из чистого сердца, свободного от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Двадцать один год проведя в тюрьмах, он вновь попал в тяжкое заточение… Монах Авель, именуя себя монахом Ставропигиального Соловецкого монастыря, в сентябре 1823 года подал московскому архиепископу Филарету, впоследствии митрополиту, прощение об определении его, Авеля, в Серпуховский Высотский монастырь… По определении монаха Авеля в Высотский монастырь, в послужном его списке за 1823 год значилось, что монах Авель из крестьян, 65 лет; в монашество пострижен в Лаврском Александро-Невском монастыре в 1797 году; из оного переведен был в Ставропигиальный Соловецкий монастырь в 1801 году; а в оный Высотский монастырь определен в 1823 году, октября 24-го дня; обучен российской грамоте читать, петь и писать; в штрафах не был. В 1826 году, июня 21-го, архимандрит Высотского монастыря Амвросий донес митрополиту Филарету, что монах Авель, забравши все свои пожитки, 3 июня самовольно из монастыря отлучился неизвестно куда и не является. В дополнение к тому архимандрит Амвросий 30 июля доносил, что монах Авель находится в Тульской губернии, близ Соломенных заводов, в деревне Акуловой… государь, по прочтении бумаг, повелел, чтобы монах Авель был заточен для смирения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Посему Святейший синод, для скорейшего и удобнейшего отыскания монаха Авеля, тульской епархии, в деревне Акуловой, предоставил синодальному обер-прокурору сделать сношение с светским начальством, которому и отправить Авеля в владимирскую консисторию для помещения в Спасо-Евфимиев монастырь. Тем и закончились скитания о. Авеля. Примечание. Необходимо напомнить, что Спасо-Евфимиев монастырь в городе Суздале не столько обитель для отказавшихся от мира подвижников, сколько острог для заточенных в него духовных и светских лиц… В этом же монастыре были заключены на время некоторые декабристы (Бобрищев-Пушкин, кн. Шаховской), а позднее сюда запирали раскольничьих архиереев . В Соловецком монастыре был монах Авель, предсказавший смерть императрице Екатерине и потом императору Павлу, со всеми обстоятельствами краткого его царствования.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ «Общий вид суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) «Общий вид суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) в г. Суздале Владимирской обл. Основан между 1355 и 1363/64 гг. иноком нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря прп. Евфимием Суздальским по инициативе суздальско-городецкого кн. Бориса Константиновича и по благословению Суздальского свт. архиеп. Дионисия . Сложившаяся историческая традиция ошибочно относит это событие к 6860 (1351/52) г. Под этой датой в пространной редакции Жития прп. Евфимия Суздальского сообщается о прибытии преподобного из Н. Новгорода в Суздаль (РГБ. Троиц. 337. Л. 518; 696. Л. 11) и об основании монастыря вместе с Суздальским свт. Иоанном и кн. Борисом. Однако в это время город и округа находились в составе владений вел. кн. Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича. К тому же в 1352 г. Нижегородско-Суздальская земля серьезно пострадала от эпидемии чумы. Т. о., Е. м. мог быть основан только после кончины в 1355 г. вел. кн. Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича, после распределения между 4 его сыновьями уделов, в т. ч. земельных владений близ прежней столицы княжества - г. Суздаля, но до начала борьбы кн. Бориса Константиновича за нижегородский стол (1364). Мон-рь строился на той части совместного владения сыновей вел. кн. Константина (Андрея, Димитрия (Фомы), Бориса и Димитрия-Ногтя), к-рая принадлежала кн. Борису Константиновичу, а именно на части нагорного берега р. Каменки, к северо-востоку от Суздальского детинца. К северу ополья владения простирались до с. Омутского, к югу - вниз по течению р. Нерли до с. Мордыш (Мордош) (см.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 219-225; он же. Суздальское ополье в XIV-XV вв. и владения Спасо-Евфимьева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: (К 650-летию основания монастыря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 26-30; Седова М. В. Суздаль в X-XV вв. М., 1997. С. 25-31).

http://pravenc.ru/text/187637.html

Чугуев, 1857. С.: 58-59 Аксенова А.И. Вехи истории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. С.: 7-14//Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Владимир, 2003. С.: 10 Владимирский сборник: Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Собрал К. Тихомиров. Владимир, 1857. С.: 45; Владимирские губернские ведомости. 1853. 20 Спасо-Евфимиев монастырь//Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. 30. С.: 17 Маров В.Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. Ярославль, 2000. С.: 14, 33, 34 Кушнир И.И. Ахитектура Новгорода. Л., 1991. С.: 98 Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374//Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 366-367 Смурова О.В. Колокола Ипатьевского монастыря//Материалы IV Григоровских чтений. 6-8 октября 1994 г. Кострома, 1994. С.: 5-8; Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913. С.: 50-53; Описание Костромского Ипатьевского монастыря/П. Подлипский. Спб., 1832. С.: 3, 4, 17-20 Мощная пятиугольная фортификация окружает монастырские постройки, под стать ей и здание перед Преображенским собором. На самом деле эти суровые с виду сооружения прилепились друг к другу с мирной целью - наполнить небо звоном. Чем больше колоколов мог позволить себе монастырь, тем больше пристроек и надстроек возводилось. Башня-колокольня появилась первой, потом к ней примкнула трехпролетная звонница на двухэтажном постаменте - это ее можно спутать с частью стены. Позднее между ними пристроились часы и декоративная башенка, венчающая всю конструкцию. Колокольня необычна уже тем, что имеет девять граней, а не восемь, как все другие аналогичные постройки на Руси. Главный вход повис в воздухе - дверь на втором ярусе когда-то выходила на галерею с лестницей. А вела она в небольшую церковь - внутри и сейчас можно увидеть алтарное углубление. Первые колокола, которые звонили здесь в XVI веке, были, по русским меркам, небольшими - до тонны с небольшим. Но знатные жертвователи одарили монастырь и настоящими гигантами, тяжелее пяти и даже девяти тонн.

http://sobory.ru/article/?object=05123

Дата преподобной кончины святого Евфимия неизвестна, скорее всего, он почил во второй половине XV века, около 1465 года. Ученик Евфимия – преподобный Харитон более 40 лет продолжал труды своего наставника, стараясь подражать ему во всем, и почил о Господе 11 апреля (24 апреля н.ст.) 1509 года. К сожалению, история монастыря, не сохранила до нас других монашеских имен, кроме имен его основателей Монастырь был закрыт в 1764 году, перестроенный к тому времени и освященный в честь Вознесения Господня, был обращен в приходскую церковь. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XIX веке при церкви значились две школы - грамоты и земская. Еще была часовня в ста метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. После революции часовня была сожжена, источник зарос осокой и перестал существовать. Недолгой оказалась и судьба Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря. Последний настоятель храма протоирей Николай Грачев, просидевший год в тюрьме и подвергавшийся постоянным допросам и обыскам, умер в 1936 году. Храм закрыли на ключ. Через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. В помещении закрытого храма появился завод по производству крахмала, патоки и изготовлению варений из брусники и клюквы. Завод работал до 1957 года. До наших времен сохранились развалины двух храмов – летнего храма Вознесения Господня, с исчезающими фресками, и зимнего храма Покрова Божьей Матери, где до сих пор почивают под спудом мощи преподобных Евфимия и Харитона. Некоммерческий фонд «Светлый Дар» Единственный на территории Сямженского района бывший Спасо-Евфимиев монастырь указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия получил статус подворья Спасо-Прилуцкого монастыря Вологды. С этим решением жители района связывают дальнейшее возрождение церковной жизни в обители, в которой пребывают под спудом мощи весьма почитаемых преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских. Инициатором открытия подворья выступил иеромонах Евфимий, исполняющего обязанности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Иеромонах Евфимий (в миру Евгений Ершов) окончил исторический факультет Ярославского государственного университета. Работал в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике, в УВД по Ярославской области. В 2008 году во время паломнической поездки по святым местам Русского Севера он познакомился в Спасо-Прилуцком монастыре с игуменом Дионисием. В 2011 году в Вологде принял монашеский постриг с именем Евфимий, в честь сямженского святого.

http://sobory.ru/article/?object=13375

В июне 2009 года Некоммерческим фондом «Светлый дар», близ Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, было начато строительство нового храма, который будет открыт и освящен к юбилейной дате памяти Преподобных Евфимия и Харитона Сянжемских - 11 октября 2009 года. В этот же день в Сямженском Воскресенском храме пройдет праздничное богослужение. После литургии верующие отправятся в паломническую поездку в Спасо-Евфимиев монастырь, где будет отслужен молебен у мощей Преподобных, пройдет крестный ход вокруг монастыря. С целью изучения, систематизации и сбора информации о Спасо-Евфимиевом Сянжемском монастыре некоммерческий фонд «Светлый дар» осуществляет исследовательскую деятельность, привлекая к этой работе архивные организации.  Масштаб работ по восстановлению этого уникального православного памятника требует совместных усилий общества и церкви. Сайт Некоммерческого Фонда «Светлый дар» поможет всем желающим лучше узнать историю Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря и определиться с суммой вклада на благое дело по его воссозданию. На счет фонда уже поступили денежные средства от благотворителя - группы компаний «Градиент Альфа», председателем совета директоров которой является Павел Александрович Гагарин. Контакты: Адрес: 115280 г. Москва, 1-й Автозаводский проезд, д.4, корп.1, 4-й этаж, кабинет 61. Президент Фонда – Светлана Тищенко. Дополнительную информацию о деятельности фонда можно найти на сайте www.svetdar.ru Евфимиевская Вознесенская церковь, первоначально бывшая монастырской. Спасо-Евфимиевский мужской монастырь был основан около 1420 г. преп. Евфимием, вологодским чудотворцем. В окладной книге 1691 г. значился пустующий храм Афонасия Великого, которым владели Ефимьева монастыря старцы. Упразднён монастырь в 1764 г. Церковь обращена в приходскую. 1) Вознесенская, что в Евфимьеве монастыре, церковь, 1759 года, каменная. Престол в честь Вознесения Господня. В церкви под спудом - мощи препп. Евфимия и Харитона Сянжемских. 2) Евфимиевская Покровская церковь, 1790 года, каменная. Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=13179

Монастырь был закрыт в 1764 году, перестроенный к тому времени и освященный в честь Вознесения Господня, был обращен в приходскую церковь. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В XIX веке при церкви значились две школы - грамоты и земская. Еще была часовня в ста метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. После революции часовня была сожжена, источник зарос осокой и перестал существовать. Недолгой оказалась и судьба Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря. Последний настоятель храма протоирей Николай Грачев, просидевший год в тюрьме и подвергавшийся постоянным допросам и обыскам, умер в 1936 году. Храм закрыли на ключ. Через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. В помещении закрытого храма появился завод по производству крахмала, патоки и изготовлению варений из брусники и клюквы. Завод работал до 1957 года. До наших времен сохранились развалины двух храмов – летнего храма Вознесения Господня, с исчезающими фресками, и зимнего храма Покрова Божьей Матери, где до сих пор почивают под спудом мощи преподобных Евфимия и Харитона.  Молитвенная память о преподобных Евфимии и Харитоне живет в верующих сердцах и по сей день. Ежегодно в дни памяти Сянжемских святых совершается Божественная литургия и, по заведенной традиции, происходит паломничество на место упокоения преподобных – в Спасо-Евфимиев монастырь на берегу реки Сямжены. Поскольку здания храмов пришли в полный упадок, находиться в них было опасно. В связи с этим 22 августа 2008 года по инициативе Некоммерческого фонда «Светлый дар» и при участии волонтеров были начаты первичные противоаварийные работы и работы по благоустройству территории монастыря, приуроченные к празднованию 500-летней даты памяти святых. В руинированных постройках бывшего Спасо-Евфимиева монастыря были обрушены остатки кровли, делавшие пребывание в них небезопасным, расчищены завалы, а крыши вычищены от кустарников, убран весь мусор, выровнен пол. Место погребения святых близ монастыря было увековечено крестом. В мае 2009 года чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский в сослужении духовенства благочиния. При поддержке и участии Некоммерческого фонда «Светлый дар» был построен мост через р. Сямжена, благодаря чему верующие беспрепятственно могут добраться до монастыря (ранее, для того чтобы попасть в монастырь, им приходилось переходить реку в брод, а в зимние месяцы по льду).

http://sobory.ru/article/?object=13179

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010