С 1949 г. по 1977 г. проводилась реставрация кремля, которой руководил засл. архитектор РФ, профессор С.Л. Агафонов. В ноябре 2012 года была восстановлена Зачатская башня кремля, разрушенная оползнем еще в середине XVIII века. Впервые за более чем 200 лет кольцо кремлевских стен замкнулось, и кремль обрел облик средневековой крепости. Колокольня Дома Советов В Нижегородском кремле начато восстановление колокольни Спасо-Преображенского собора, снесенной в 1920-е годы. Из-за забора, огораживавшего место раскопок ее фундамента, показались облицованные кирпичом стены первого яруса. Как свидетельствует заслуженный нижегородский эксперт в области сохранения культурного наследия Алексей Давыдов, проект восстановления колокольни (авторства владимирского архитектора Юрия Коваля) начали воплощать в жизнь без общественного либо экспертного обсуждения. Режимы территории объекта культурного наследия «Нижегородский кремль», отмечает Алексей Давыдов, допускают воссоздание утраченных культовых объектов. В январе 2017 года «Хранители Наследия» рассказывали о круглом столе в Нижегородской епархии и заседании Градостроительного совета при губернаторе, на которых обсуждалась «возможность возвращения исторического облика кремля и возведения на его территории пяти церквей». Речь шла об утраченных в советское время объектах, в том числе и о колокольне Спасо-Преображенского собора, а приурочить воссоздание намеревались к отмечаемому в 2021 году 800-летию Нижнего Новгорода. В январе 2017-го директор владимирского ООО «Региональный инжерерный центр» (ООО «РИЦ») Юрий Коваль представил концепцию воссоздания утраченных храмов «в историческом виде на их местах». Как сообщалось, «эксперты разошлись во мнениях относительно восстановления церквей, однако в целом одобрили идею возвращения исторического облика кремля». Главный архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос», реставратор Ирина Агафонова говорила тогда, что «место кафедрального Спасо-Преображенского собора занято Домом Советов, и это здание сегодня является объектом культурного наследия федерального значения. Понятно, что статус накладывает определенные ограничения и на окружающую территорию: ставить новое сооружение на главной видовой точке (а такие предложения имеются) – недопустимо. Подход здесь должен быть очень взвешенным, не следует забывать и о том, что новое строительство в кремле (в соответствии с законодательством) может состояться только при изменении статуса самой кремлевской территории – а это процедура весьма длительная, она потребует научных обоснований и определенных затрат… Неоднозначным является вопрос о воссоздании звонницы с часами при Спасо-Преображенском соборе. Очевидно, что точно на прежнем месте она не может быть воссоздана, однако с некоторой сдвижкой — вполне вероятно. Этот вопрос надо прорабатывать не только в градостроительном отношении: важными факторами здесь должны стать результаты археологических раскопок».

http://sobory.ru/article/?object=17059

В «описи» упомянуты также «в тюрьме Киприян Нагой» и «ссыльные люди»: Пименко Суконников с сыном Стенькою, «нищей» Юшко Федоров, жена Лазаря Домника, человек ее Стенька и бывший благовещенский сторож Андрюшка Самойлов. 1676 Августа 25. Разрядный приказ послал в Новгородский приказ память о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри, в которой говорилось: «держать их в тех монастырех под самым крепким началом, з большим бережением, чтобы они ис тех монастырей не ушли никоторыми делы, и никого к ним припускати не велеть и говорить с ними никому ничего не давать, и писем бы никаких у них никто не имал, и к ним ни от кого нихто не приносил никоторыми делы». Приказу предписывалось также известить о переводе пустозерского воеводу и названные монастыри. Августа 26. Новгородский приказ известил отпискою Разрядный приказ о том, что Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри «в Новгородцком приказе неведомы» и что грамота пустозерскому воеводе «об отдаче» Аввакума «с товарыщи» «тому, кто по них будет прислан, послана будет тотчас». Сентября 7 (?). Написан царский указ пустозерскому воеводе Петру Григорьевичу Львову о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их «тотчас» присланному из Разрядного приказа и об извещении об этом Новгородского приказа. Сентября 20. Дьяк Новгородского приказа Любим Домнин «отдал» ижемскому целовальнику Костьке Хозяинову «отвесть» пустозерскому воеводе П. Г. Львову царские грамоты, посланные из Разрядного и Новгородского приказов о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пустозерского острога в Кожеозерский и Спасо-Каменный монастыри и о выдаче их тем, «хто прислан будет» за ними из Разрядного приказа «тотчас, безо всякого мотчания», а также о подаче отписки в Новгородский приказ о передаче этому лицу «колодников». 1677 Февраля 24. Сделана запись в Новгородском приказе о посылке грамоты в Пустозерск о возвращении протопопа «с товарыщи» из монастырей в тюрьму Пустозерского острога: «И февраля в 24 день, по памяти из Стрелецкого приказу послана великого (государя) грамота в Пустоозерский острог к воеводе.

http://bogoslov.ru/article/5098303

Новая московская Академия при самом начале своего существования была вполне обеспечена в средствах образования доставшимся ей богатым книжным наследством сразу из двух мест: из троицкой лаврской Семинарии и из московской славяно-греко-латинской Академии; в первой это богатство накоплялось в продолжение более 70 лет, во второй – 130 лет. В представлении академического правления архиепископу Августину о поступлении в ведение новой Академии той и другой библиотеки от 30 сентября 1814 года, высказано такое мнение правления: «Как московская духовная Академия ныне учреждена в Сергиевой лавре, а Семинария московская в московском перервинском, спасо-вифанская при спасо-вифанском монастырях, на место бывших в оных монастырях Семинарий, при которых свои библиотеки имелись, то библиотеки: бывшую при лаврской Семинарий оставить при Академии, а принадлежавшие перервинской и спасо-вифанской Семинариям оставить при учрежденных ныне в оных местах Семинариях; библиотеку, бывшую при московской славяно-греко-латинской Академии разделять на Академию и перервинскую Семинарию таким образом,чтоб 1) взять из оной в Академию те книги, коих в библиотеке лаврской Семинарии не имеется и кои академическое правление найдет нужными для Академии; 2) затем имеющие остаться книги отдать в перервинскую Семинарию. Что же принадлежит до спасо-вифанской семинарской библиотеки, то академическое правление по усмотрении, каких книг необходимо нужных будет недоставать в оной, имеет уделить из московской библиотеки». Комиссия духовных училищ такое мнение правления утвердила 1 ноября 191 . В то же время дано Академии полномочие избрать для академической библиотеки потребные книги из библиотек московской синодальной и новиковской, которых каталоги прислал в Академию ректор московской Семинарии архимандрит Евгений Казанцев При богатстве троицкой семинарской библиотеки оказалось нужным воспользоваться для академической библиотеки сравнительно немногими книгами из московских библиотек: так из библиотеки московской славяно-греко-латинской Академии из 1377 названий книг на иностранных языках (преимущественно на латинском) избрано 661 название, и из 928 названий книг на русском языке взято 141 название; по отделам избранные книги разделены на разные издания Библии и отдельных книг священных, на книги по богословию догматическому, истолковательному и нравственному, на творения отеческие, книги по истории церковной и гражданской, по каноническому праву, по философии, математике, словесности, классической литературе и филологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Святіший Патріарх Кирил відвідав Спасо-Преображенський собор Якутська 23 вересня 2010 р. 12:18 23 вересня 2010 року Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил, який прибув до Якутії з Першосвятительським візитом, відвідав Спасо-Преображенський кафедральний собор Якутська. Біля входу до храму Святішого Патріарха зустрічали єпископ Якутський і Ленський Ілія , настоятель собору ієрей Сергій Клінцов, духовенство Якутської єпархії та численні віруючі. Святіший Патріарх Кирил пройшов до храму, де Його Святість привітав єпископ Ілія. Предстоятель Руської Церкви звернувся до присутніх із Першосвятительським словом, в якому, зокрема, сказав: «З радістю вступив я під покров Спасо-Преображенського кафедрального собору міста Якутська. Перший раз я прибув до Якутська у далекому 1971 році. Прибув для того, щоб подивитися на цю землю, познайомитися з народом, побачити, чи існує тут якесь релігійне життя. Я зайшов до храму, який насилу знайшов, — невелика дерев " яна споруда, де молилася буквально горсточка жінок похилого віку. Жодних інших ознак релігійного життя не існувало. Стояв закритий Миколаївський храм. Звідси я пароплавом поплив до Олекмінська, і подвійне відчуття відвідало мене тоді. З одного боку, багатий край, прекрасні люди, усміхнені, світлі, в хорошому сенсі довірливі, а з іншого — якась духовна пустеля. І як радісно сьогодні забилося серце, коли, під " їжджаючи до центру міста, я побачив цей золотоглавий храм. Слід низько вклонитися всім тим, хто творив Якутську і Ленську єпархію, — і владиці Герману, нині Курському, і покійному владиці Зосимі, духовенству, владі Якутії, громадськості, народу православному. Знаю також, що й деякі неправославні люди активно підтримували становлення духовного життя тут, в Якутії. Всім вам низький уклін і величезна подяка. Хотів би особливо привітати Вас, Ваше Преосвященство, владико Іліє. Після раптової смерті владики Зосими виникла необхідність знайти людину сильну, мужню, з багатим духовним і життєвим досвідом, щоб не просто продовжити розпочату справу, а підняти її ще на один рівень, а, може, й на кілька рівнів вище. Господь перстом Своїм вказав на Вас, людину зрілу та досвідчену. І Ви з легкістю душевною, зі смиренням, з готовністю прийняти послух відгукнулися на мій заклик поїхати до Якутії. Я бажаю Вам допомоги Божої, владико. Я хотів би, щоб Вас оточувала любов духовенства і віруючого народу, щоб Ви завжди мали підтримку з боку влади і суспільства».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1281653...

Указанное в предложении преосвященного пособие для бедных учеников было слишком незначительно. 19 ноября Правление представило преосвященному свои соображения, как относительно размещения учеников, так и о пособии бедным из них. «Ваше Высокопреосвященство, писало Правление в своем представлении, предписали Правлению для удобнейшего размещения учащихся в комнатах семинарских уволить всех тех, которые не принадлежат к Московской епархии, но до получения еще о сем предписания Вашего Высокопреосвященства Правление Спасо-Вифанской семинарии объявило им, чтобы они просились в свои епархии для поступления в семинарию, но как после сего объявления поступила от них усиленная просьба, в которой прописывают, что им весьма неудобно поступить в свои епархии по причине отдаленности от своих домов и по крайнему неудобству к содержанию, и что они без всякого притеснения ученикам Московской епархии разместились уже по квартирам в селе Глинкове, что во Владимирской епархии, то Правление, не могши оставить без внимания их просьбы, почитает обязанностью представить о сем Вашему Высокопреосвященству на разрешение, своим же полагает мнением, что поскольку оные ученики без малейшего притеснения ученикам Московской епархии действительно разместились по квартирам, и что даже самые сироты решились остаться на своем коште, только чтобы им позволили обучаться в Спасо-Вифанской семинарии, то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство приказать остаться им для продолжения учения в Спасо-Вифанской семинарии до тех пор, пока они не найдут какие либо меры к поступлению в свои епархии, тем паче, что те из них, которые без затруднения могли переместиться в свои епархии уже в оные отправились. Самые беднейшие и многосемейных отцов дети размещены с немалою теснотою в комнатах семинарских, в бывшей богадельне, даже имеют занять и три покоя служительских, предоставленных резолюцией Вашего Высокопреосвященства семинаристам для жительства. Гостиные же комнаты, что в монастыре, заняты профессорами, а профессор Лилеев, с согласия архимандрита лаврского о.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Спасо-Преображенский реабилитационный центр (Иноземцево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иноземцевский филиал Спасо-Преображенского реабилитационного центра начал свою работу в 2008; в его стенах Центра ведется работа по реабилитации и профилактике зависимостей от наркомании, алкоголизма, игромании, ресоциализации людей. История [ править править код ] В августе 2008 года на территории Кавказских Минеральных Вод был основан следующий по очереди филиал Спасо-Преображенского реабилитационного центра . Расширение сети филиалов вызвано большим потоком зависимых, обращающихся в наши центры за помощью. Мужской реабилитационный центр в поселке Иноземцево начал свою деятельность с 1 декабря 2008. Он рассчитан на проживание 15 воспитанников. За время существования данного филиала реабилитацию прошли 76 человек, из которых 5 остались работать в организации, 18 человек вернулись к нормальной жизни социально-полезными людьми и создали семьи. За время существования православного мужского реабилитационного центра, реабилитацию прошли около 100 человек, из которых большая часть вернулась в социум полезными людьми, многие создали семьи. На сегодняшний день реабилитацию проходят 12 воспитанников. Усилиями сотрудников и послушников Спасо-Преображенского центра созданы консультационные пункты в Минеральных водах и Пятигорске, куда можно обратиться за консультацией с проблемой любой сложности. Воспитанниками центра проводятся профилактические мероприятия для молодежи, социальные акции, пикеты, направленные на предотвращение и прекращение развития недуга наркомании и алкоголизма. В стенах Центра ведется работа по реабилитации и профилактике зависимостей от наркомании, алкоголизма, игромании, ресоциализации людей, возрождению их духовных ценностей и патриотизма, а так же восстановление трудовых навыков. Основные этапы работы: Центр работает по благословению Феофилакта, епископа Пятигорского и Черкесского. Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Ставропольский край, Железноводск, посёлок Иноземцево Тел.: kmv-kavkaz@bk.ru E-mail: 8 (800) 700-01-99 , 8 (928) 315-27-41 Официальный сайт Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Нижний Новгород. Кремль. Колокольня собора Спаса Преображения (новая). Спасская колокольня Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2019 и 2021. Адрес: Россия, Нижний Новгород, Кремль Координаты: 56.328575, 44.004943 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Нижегородском кремле начато восстановление колокольни Спасо-Преображенского собора, снесенной в 1920-е годы. Из-за забора, огораживавшего место раскопок ее фундамента, показались облицованные кирпичом стены первого яруса. Как свидетельствует заслуженный нижегородский эксперт в области сохранения культурного наследия Алексей Давыдов, проект восстановления колокольни (авторства владимирского архитектора Юрия Коваля) начали воплощать в жизнь без общественного либо экспертного обсуждения. Режимы территории объекта культурного наследия «Нижегородский кремль», отмечает Алексей Давыдов, допускают воссоздание утраченных культовых объектов. В январе 2017 года «Хранители Наследия» рассказывали о круглом столе в Нижегородской епархии и заседании Градостроительного совета при губернаторе, на которых обсуждалась «возможность возвращения исторического облика кремля и возведения на его территории пяти церквей». Речь шла об утраченных в советское время объектах, в том числе и о колокольне Спасо-Преображенского собора, а приурочить воссоздание намеревались к отмечаемому в 2021 году 800-летию Нижнего Новгорода. В январе 2017-го директор владимирского ООО «Региональный инжерерный центр» (ООО «РИЦ») Юрий Коваль представил концепцию воссоздания утраченных храмов «в историческом виде на их местах». Как сообщалось, «эксперты разошлись во мнениях относительно восстановления церквей, однако в целом одобрили идею возвращения исторического облика кремля». Главный архитектор научно-исследовательского предприятия «Этнос», реставратор Ирина Агафонова говорила тогда, что «место кафедрального Спасо-Преображенского собора занято Домом Советов, и это здание сегодня является объектом культурного наследия федерального значения. Понятно, что статус накладывает определенные ограничения и на окружающую территорию: ставить новое сооружение на главной видовой точке (а такие предложения имеются) – недопустимо. Подход здесь должен быть очень взвешенным, не следует забывать и о том, что новое строительство в кремле (в соответствии с законодательством) может состояться только при изменении статуса самой кремлевской территории – а это процедура весьма длительная, она потребует научных обоснований и определенных затрат… Неоднозначным является вопрос о воссоздании звонницы с часами при Спасо-Преображенском соборе. Очевидно, что точно на прежнем месте она не может быть воссоздана, однако с некоторой сдвижкой — вполне вероятно. Этот вопрос надо прорабатывать не только в градостроительном отношении: важными факторами здесь должны стать результаты археологических раскопок».

http://sobory.ru/article/?object=56289

Слово Святішого Патріарха Кирила до братії Валаамського монастиря в Спасо-Преображенському соборі обителі 9 липня 2011 р. 13:00 9 липня 2011 року, у свято Тихвинської ікони Божої Матері, Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил, який прибув напередодні на Валаам, звершив славлення біля раки з мощами преподобних Сергія та Германа Валаамських у нижньому храмі Спасо-Преображенського собору Валаамського Спасо-Преображенського ставропігійного чоловічого монастиря . Потім Святіший Патріарх звернувся з Первосвятительським словом до намісника та братії монастиря. Ваші Високопреосвященства і Преосвященства! Владико ігумене! Дорогі отці, браття й сестри! Завжди з особливим почуттям вступаю на землю Валаамську, овіяну минулою славою подвижників благочестя. Землю, на якій відобразилася історична трагедія нашого народу і нашої країни. Землю, яка сьогодні молитвами преподобних Валаамських чудотворців, зусиллями братії і владики ігумена відроджується — відроджується не просто в минулій зовнішній славі, але як реальний духовний оплот життя нашого народу. Ми відновлюємо зовнішню благоліпність для того, щоб підняти планку нашої внутрішньої духовної роботи. Дивлячись на велич і красу, створені руками наших предків, ми розуміємо, що таку велич і таку красу не можна було створити на порожньому місці, не маючи сили духу. Уся це велич зовнішня й краса є видимими ознаками, що відображали й відображають духовну силу наших благочестивих предків. І якщо ми взяли на себе обов " язок відродити зовнішню красу Валааму, то, дивлячись на цю красу, ми повинні пам " ятати постійно про те, що було рушійною силою її творення, пам " ятати про духовну силу Валааму. З допомогою Божою, відновлювальні роботи мало-помалу, але наближаються до свого завершення. Звичайно, ще належить подолати великий і непростий шлях, щоб було відроджено не лише велич і красу споруд, але щоб весь Валаамський архіпелаг зажив тим благодатним життям, яке було створене нашими благочестивими предками. Проте зараз, можливо, як ніколи важливо свій погляд від зовнішньої краси перевести на внутрішній стан наших душ. Чернецтво в Церкві — це оплот, це внутрішня сила. Висловлюючись світською мовою, це певний передовий загін, який насамперед і має приймати на себе удари. А які удари? «Ми не маємо боротьби проти крові та тіла, але проти світоправителів цієї темряви, проти піднебесних духів злоби» (див. Еф. 6, 12). Тут відбувається битва, тут визначається майбутнє роду людського і кожної людської душі. Саме в цій точці зіткнення добра зі злом, там, де диявол з Богом бореться, і має перебувати чернече воїнство, передовий загін Церкви, що приймає на себе ці удари і своєю молитвою, духовною силою оберігає всю Церкву.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1557813...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

4 ноября в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале состоится закладка памятника-часовни у могилы князя Дмитрия Пожарского 20 октября 2008 г. 14:31 4 ноября, в День национального единства, в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале (Владимирская область) состоится торжественная установка закладного камня на месте воссоздаваемого памятника-часовни у могилы князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Саму часовню на могиле национального героя России, освободившего Москву от польских интервентов в 1612 году, планируется открыть и освятить ровно через год. График работ по воссозданию часовни на могиле Пожарского в Суздале официально утвержден Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко и министром культуры Российской Федерации Александром Авдеевым . Финансирование проекта осуществляет Региональная общественная организация «Русское афонское общество», которая в июле 2007 году выступила инициатором возрождения национальной святыни и призвала россиян начать всенародный сбор пожертвований для реализации этого патриотического начинания. По состоянию на середину октября 2008 года года частными лицами и организациями пожертвовано 8 861 147 рублей. Из них на основании официально заключенных договоров на археологические, проектные и строительные работы в рамках выполнения проекта «Русское афонское общество» израсходовало 2 304 403 рубля. Из средств, пожертвованных частными лицами и организациями, «Русское афонское общество» перечислило, в частности, Институту археологии РАН 2 млн. рублей на проведение археологических исследований на месте усыпальницы князей Пожарских и Хованских в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Археологические раскопки являются неотъемлемой частью проекта по воссозданию часовни. Могила князя Пожарского находится на территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и потому закон предписывает, чтобы любые строительные работы предварялись археологическими исследованиями. Согласно подписанному ранее официальному трехстороннему договору, «Русское афонское общество» выступило в роли заказчика и финансиста этих археологических исследований. Провел их Институт археологии РАН. Технический надзор за проведением раскопок осуществлял Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

http://patriarchia.ru/db/text/476903.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010