На кашинский период жизни и деятельности отца Серафима приходится и вступление его в брак — в 1898 году он венчался с дочерью московского священника Петра Смирнова Верой. Через три года в семье родилась первая дочь — Елизавета, спустя год вторая — Надежда, в 1908 году третья — Софья. Единственный сын отца Серафима и матушки Веры — Петр — появился на свет в 1909 году. Священник Серафим Архангелов 11 сентября 1898 года Серафим Александрович был рукоположен в сан священника и направлен законоучителем в мужскую гимназию Императора Николая I b. ropoдe Ревеле (ныне Таллин), где прослужил пять лет. Одним из самых значимых достижений отца Серафима в те годы можно считать создание первой в Прибалтийском крае мужской воскресной православной школы. Ее открытие состоялось 18 февраля 1900 года. В Ревеле С. А. Архангелов продолжил занятия литературой, издательство П. П. Сойкина выпустило в свет его новое произведение — «Старец Серафим и Саровская пустынь». В 1903 году отец Серафим был определен настоятелем церкви Всех Святых при Ушаковском земском училище Санкт-Петербурга. В дальнейшем служил священником Смольного Воскресенского собора, настоятелем Спасо-Бочаринской церкви, настоятелем церкви на Большеохтинском кладбище. Жизнь в Санкт-Петербурге подарила С. А. Архангелову возможность получить второе образование — в 1909 году он окончил Императорский археологический институт. Много занимался историей Прибалтийского края, Тверской и Нижегородской губерний. Отец Серафим сыграл большую роль во втором прославлении святой благоверной княгини Анны Кашинской . Служа после окончания Духовной академии в Кашине, он собрал немало исторического материала, рассказывающего о жизни княгини, ее роли в истории Руси и о русской святости. Анне Кашинской он посвятил ряд своих работ, в том числе «К церковному прославлению благоверной княгини Анны Кашинской» и «Благоверная великая княгиня Анна Кашинская», опубликованные и до повторной канонизации святой, состоявшейся в июне 1909 года, и после этого события.

http://pravmir.ru/istorik-s-nebesnym-ime...

Для храма специалисты разработали уникальную по тем временам систему электрификации: помещение освещали полсотни лампочек, искусно спрятанных за притолоками алтарной части. Имелись также дополнительные бра и три бронзовых паникадила. Современники отмечали их красоту. Более того храм оборудовали калориферным и пароводяным отоплением. Тогда это было абсолютно в диковину: в отдельном здании располагалась котельная (она сохранилась по сей день), а в подвале находились калориферные камеры. Автором этих технических решений являлся Бронислав Казимирович Правдзик - близкий товарищ архитектора В.А. Косякова. Фаянсовый иконостас Богоявленского храм был выше всяких похвал. Между тем история подобных иконостасов в России к тому времени насчитывала менее двадцати лет. Известно, что первый фаянсовый иконостас в нашей стране установили в 1881 году в петербургской Спасо-Бочаринской церкви (уничтожена в 1930-е годы). Позже " Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова " наладило почти серийный выпуск таких иконостасов. По разным данным, до революции мастера успели их изготовить от 18 до 38 штук, но до наших дней сохранились лишь пять... Один из них можно увидеть в селе Саввине, что в Железнодорожном. Примечательно, что автором проекта местного храма был тот же архитектор В.А. Косяков, по чьему проекту строилась Богоявленская церковь в северной столице. К сожалению, оригинальные интерьеры Богоявленского храма практически полностью погибли в советское время. Утраченное великолепие до сих пор ещё полностью не восстановлено. При входе в храм действительно захватывает дух - такой он просторный и светлый. Грандиозное крестообразное помещение (образованное осью " притвор-алтарь " и двумя приделами, северным и южным) буквально залито светом. Днём храм освещался естественным способом - солнце буквально врывалось в огромные окна; вечером, включали электричество. На момент освящения церкви фресковая живопись покрывала внутренние стены сплошным ковром. Сюжетную часть писал А.С.

http://sobory.ru/article/?object=00706

В 1915 году Владыка Павел был переведен настоятелем Спасо-Бочаринской Церкви, где и служил до 1924 года. В этом храме также талантливым пастырем было поставлено пастырско-просветительское дело на должную высоту. В 1905 году первой революции, Преосвященный Павел был организатором и активным деятелем известного кружка «32-х», поставившим себе целью добиться обновления Церкви на началах соборности. Эта группа священников, при активном руководстве и участии Владыки Павла, под риском смерти и преследования, совершала великое дело обновления, которое должно спасти православную русскую Церковь от ужасной, страшной, угрожающей гибелью, грозной тучи – кощунства империалистического, самодержавного гнета на Церковь . Да, в этой маленькой кучке, в этой искорке Божьего света решалась судьба нашей Церкви. Эта маленькая группа пастырей состояла из возмущенных и протестующих священников против большой неправды, против обмана и кощунства, которыми была осквернена святыня Господа Христа – Его Церковь . Эти возмущенные пастыри решили открыто высказать ту неправду, которой была полна Церковь, они не хотели дать святыню на поругание псам, они не убоялись грозивших им опасностей, они за Христа жизнь готовы были отдать, и некоторые из них погибли, за правду погибли. Их дело не пропало, они дали тот первый удар колокола, который благовестил миру истинную правду. Эта группа – гордость и спасение Церкви. И тот, кто в ней был, – действительно является героем, шедшим против угрожающей опасности за спасение. Имена «32-х» увековечены, как в сердцах христиан обновляющейся Церкви, так и на страницах истории последней. Тот, кто погиб за правду святую, тому вечная, вечная память. Кто же остался – тому мы шлем многия и многия лета. Многие лета, Владыка Павел! Исполла эти Деспота! В это время Преосвященный Павел был одним из основателей и сотрудником обновленческого журнала «Век». Принимал активное участие в выборах в первую (выбран выборщиком) и вторую Государственную Думу. Священствуя в рабочем районе, о. Павел пользовался огромным авторитетом среди рабочих, этих угнетенных и запуганных тружеников, он был для них отцом и слугой. К каждому был чуток и милосерд, они с жаром и радостью принимали проповеди о. Павла, они доверчиво относились к истинно пастырскому служению его. Он был в то время истинным спасителем Церкви в полном смысле этого слова, благодаря его деятельности был сохранен престиж Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московский Комитет занялся исправлением Требника и Служебника. Над справой последнего трудился сам председатель. Труды Московского Комитета были переданы Синодом для рассмотрения особой комиссии, учрежденной в 1881 г., под председательством члена Синода архиепископа Кишинёвского Сергия (Ляпидевского) , который сам не особенно вдохновлялся исправлением текста. Осенью 1883 г. его сменил архиепископ Тверской Савва. Он председательствовал в комиссии до ноября 1885 г., когда был уволен в свою епархию 177 . После него комиссия «продолжала существовать»... но председателя не назначили, и «таким образом остались члены без головы» 178 . Членами комиссии Синодом были назначены три петербургских протоиерея: 1) протоиерей Николай Иоаннович Розанов, ректор С.-Петербургской духовной семинарии 179 , впоследствии настоятель Воскресенского Смольного собора: 2) протоиерей Василий Иаковлевич Михайловский, настоятель Спасо-Бочаринской и Вознесенской церквей, духовный писатель и законоучитель, автор словарей, руководств, учебников и популярных книг по литургике 180 , и 3) протоиерей Петр Александрович Лебедев, законоучитель Пажеского корпуса, член Учебного Комитета при Св. Синоде, духовный композитор 181 . Архиеп. Савва отмечает, что члены комиссии «занимались с любовью и усердием, пользуясь как греческими книгами, так и старопечатными славянскими изданиями». Комиссия, заседая раз в неделю до осени 1885 г, просмотрела тексты Четвероевангелия, Служебника и половины Требника, поступившие из Москвы. Подробных сведений о занятиях комиссии не имеется, так как она работала почти секретно. Вероятно, она удовлетворилась сравнительно незначительными поправками, например, «Ты бо един токмо без греха» вместо «Ты бо един кроме греха» 182 . В 1887 г. труды комиссии «были рассмотрены Св. Синодом в особых заседаниях и приняты с некоторыми изменениями, существенных между которыми нет» 183 . Исправленный Служебник собирались печатать 184 , но был ли он напечатан – сказать трудно. Несмотря на осторожность комиссии, уже самое ее существование встретило тревогу, оппозицию и крайнюю настороженность среди иерархов и консервативной части верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

О архиерею Божий, священномучениче Христов Антипо преблаженне, апостолов сопрестольниче и святителей славо! Ты, архиерею великий, явился еси церковное светило и истинное веры утверждение, зане противу богоборцев дерзновенно Христа исповедал еси, и яко кадило благовонное в жертву Богу себе самаго принесл еси, и яко агнец незлобивый к мучению приведен быв, в вола разжженнаго вшел еси, молитвы благодарственныя в нем Богу возсылая, по сих же яко солнце просиял еси, и мучением твоим томителя лютаго велиара до конца сокрушил еси. сего ради Христос тя на земли и на небеси прослави и благодать тебе дарова, во еже всем страждущым от неутишимыя зубныя болезни цельбы подавати, тя с верою непрестанно призывающым. Услыши убо и нас недостойных, в час сей молебное тебе приносящих пение, яко тебе ходатая и молитвенника к Богу предлагаем, и на твое заступление уповающе, Тому славу возсылаем,           Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Молитва 3, чтомая в Петроградской Спасо-Бочаринской церкви О великий Христов угодниче и преславный целебниче, священномучениче Антипо, на небеси престолу Божию предстояй, триипостасныя Его славы наслаждаяйся и данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса! Призри милостивым твоим оком на предстоящыя люди и честней твоей иконе умильно молящыяся и просящыя у тебе целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси дцшам нашым прощение прегрешений. Се бо мы сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны грешныя призываем, яко ты приял еси от Него благоать недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебе убо просим: не презри нас недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих, и исходатайствуй всем вся ко спасению полезная, яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единаго, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Василия Як. [Яковлевича] Михайловского и лично поблагодарить их. Беднейший из Петербургских приходов – мастеровые, артиллеристы и лавочники – прихожане; но вследствие проповеди о. Василия 11 ноября – собрано было на 3 серебряных позолоченных прибора свящ. [священных] сосудов и 3 прибора воздухов. Что, если бы хоть 10-я часть священников в России так благорасположенно отнеслись к заграничной Миссии, как добрый о. Василий! Поспел к обедне – к пению «Единородный Сыне» – и прошел в алтарь; просто и задушевно служил о. Василий, просто пели на клиросе – видно, что самородные и доброхотствующие певчие; но чувствовался глубокий вздох теплой сердечной молитвы массы молящихся, плотно наполнявших храм. Сельскую Церковь напоминал Спасо-Бочаринский храм! После «буди имя Господне» о. Василий сказал проповедь на текст: «и ины овцы имам». Проповедь была совершенно простая и безыскусственная – еще более безыскусственная, чем проповеди миссионеров. В конце ее я принял пожертвование, поблагодарил В. Я-ча и прихожан. После обедни повидался с Никифоровичем, который нес 60 р. на часы, но, услышав проповедь В. Я-ча, пожертвовал их на Миссию, и с двумя жертвовательницами (одна из них – Любовь). Зашедши к В. Я-чу и напившись чаю у него, отправился в Церковь В. К. [Великого Князя] Ник. Ни-ча [Николая Николаевича]: зашел к Бартеневой. Генерал – повел показать пещеру Гроба Господня, устроенную наподобие Иерусалимской. Прихоть богатства! За обедней пели хорошо – еще бы! Певчих 50 человек; между ними знаменитый Никольский; был В. К. [Великий Князь] Петр Ни-ч [Петр Николаевич] – долговязый отрок с подвязанной щекой. Пришел генерал Радецкий. герой Шипки – очень симпатичный по лицу. Концерт вместо причастна был чудный, но ему место было в концертной зале. Протоиерей – у жертвенника – размахивающий головою в такт пению – возбуждал удивление. После обедни разбитый на ноги генерал Ростовцев имел покушение представить В. К-не [Великой Княгине]: но представляющихся было много, – в том числе и Радецкий, и для меня Княгиня оказалась «усталою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Исполнилось 100 лет со дня кончины одного из самых известных русских священников XIX — начала ХХ веков, протоиерея Василия Михайловского (1834-1910). Он был сподвижником святого Иоанна Кронштадского, которого ненадолго пережил. В историю Русской Церкви он вошел как «петербургский златоуст». К этой дате усилиями историка и краеведа Татьяны Ганф на Богословском кладбище Санкт-Петербурга, в глубине одного из участков, где уже нет дорожек, а только тесные ряды могил и оград, было найдено заброшенное захоронение выдающегося пастыря. По благодати Божией могилы праведника не коснулось осквернение, Господь ее хранил. В хорошем состоянии ажурная металлическая ограда и величественный крест на постаменте из темного мрамора. Очевидно, за могилой ухаживали духовные чада батюшки, затем ее долго не посещали. Его современные почитатели с трудом отмыли трехметровый памятник от слоя грязи. Отец Василий прекрасно разбирался в хоровом пении, был организатором церковно-народных коллективов. Именно это его деяние отмечено в надписи на надгробной плите. Но Господь одарил его еще многими талантами, которые батюшка щедро приумножал делами. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии преподавал греческий, латинский и немецкий языки в Казанской духовной академии, затем в Павловском военном училище имперской столицы. Большую часть жизни священник был настоятелем Вознесенской церкви в Санкт-Петербурге. Храм на Вознесенском проспекте был уничтожен в период богоборчества, как и все остальные святыни, в которых служил отец Василий. Лишь остатки фундамента сохранились, например, от Спасо-Бочаринской (Спаса происхождения Честных Древ) церкви у Финляндского вокзала (на углу улиц Комсомола и Михайлова, ранее — Симбирской и Тихвинского переулка). Прихожанином храма был владелец фаянсовой фабрики Михаил Корнилов. По просьбе отца Василия он изготовил первый в мире фаянсовый иконостас.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-07-02/1...

Патриаршее поздравление и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандриту Мефодию по случаю престольного праздника обители 19 серпня 2008 р. 14:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил братию и паломников Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря с праздником Преображения Господня. Текст послания приводится ниже. Его Высокопреподобию архимандриту Мефодию, и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Дорогой отец Архимандрит Мефодий, братия и паломники Соловецкой обители! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня — праздником Соловецкой обители. Праздник Преображения Господня напоминает, что каждому из нас надо обновлять, преображать свою жизнь благодатью Божией, горячей молитвой ко Господу, укреплением братства, взаимопонимания и христианской любви друг ко другу. Нося высокое звание православного христианина, мы должны быть последователями Господа нашего Иисуса Христа не только по имени, но и по жизни. Благочестивая жизнь святых, в том числе и тех, кто подвизался на Соловках, дает нам назидательные примеры того, как нужно проходить земное поприще, чтобы наследовать жизнь вечную. Пребывая в любви, терпении и смирении мы призваны к исполнению апостольской заповеди: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). Помнить об этом следует всем нам, живущим в XXI столетии, в эпоху, когда исполняются предостережения апостола: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны… и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат… своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17). Ныне мой взор обращен к Соловкам. Молитва, для которой нет ни границ, ни расстояний, связывает нас крепкими узами любви во Христе. Разделяя с вами радость великого праздника Преображения, призываю Божие благословение на всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву под сводами этого величественного храма. Да пребывает с вами милость и благодатная помощь Божия на всех путях жизни вашей. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208209...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Господа " Христос В Терновом Венце " Описания иконы Описание иконы Христос В Терновом Венце ХРИСТОС В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ (27) Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк (28) и, раздев Его, надели на Него багряницу; (29) и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! (30) и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Мф. 27:27-30). Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника, вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было еще одним актом насмехания над Христом. Такой иконографический тип изображения Христа более распространен в католической традиции, нежели в православной. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Христос В Терновом Венце Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Спас Беленький. Второй из трех известных списков 19 в Чудотворного Образа " Беленький Спаситель " (письмо черно-белое). Спасо-Влахернский женский монастырь. [Изображение было ретушировано на pravicon.com, не везде идеально, поскольку какой-то вандал написал под ликом название своего сайта большими буквами по всей ширене иконы] Файл 12028.jpg:   Размер: 1600x1822, 2.92 MPix, 1209 Kb. Дата: 2011-01-25, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (884) , (63) . Описание: Спасо-Влахернский женский монастырь. Адрес Спасо-Влахернского монастыря: Московская область, Дмитровский район, пос.Деденево. Чудотворный Образ Спасителя в терновом венце - " Беленький Спаситель " , как ее называли в простонародье. Икона представляет собой барельеф размером 50x50x12, в центре которого углубление, и в нем объемная голова Иисуса Христа в терновом венце. В то время, когда закрывали монастырь, иконы " Беленький Спаситель " и Влахернской Божией Матери были обнаружены священником храма Воз[...] Файл 12029.jpg:   Размер: 521x639, 0.33 MPix, 67 Kb. Дата: 2011-01-25, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (705) , (38) . Описание: " Грядый на вольную страсть " .Икона.Доска,холст,темпера.2008г.,худ.свящ.Емил Лилов.Болгария.(находится в г.Торонто,Канада,болгарская церьковь " Св.Димитрий " ). Файл 16012.jpg:   Размер: 2112x2816, 5.95 MPix, 1352 Kb. Дата: 2012-01-16, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (815) , (35) .

http://pravicon.com/icon-440

И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм. Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Преображение Господне Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом. Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21). Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010