93. Мнение Митрополита Филарета о предоставлении на вечные времена, в пользу Спасо-Бородинского монастыря, пенсиона, получаемого игуменьею оного Мариею (Тучковою) 17 Июня 1852 г. Дежурный генерал Главного Штаба 68 писал, в Марте 1848 года, по поручению Военного Министра, Обер-Прокурору Св. Синода, что игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария 69 просит о предоставлении этому монастырю, после ее смерти, на вечные времена, получаемого ею пожизненного пенсиона. Обер-Прокурор уведомил Военного Министра, что на основании 1-го пункта § 6 Высочайше утвержденного доклада Св. Синода от 1 Января 1838 года об учреждении Спасо-Бородинского монастыря, производимый Генеральше Тучковой пенсион, по 1800 рублей в год, обращен в качестве постоянного пособия сему монастырю. Вместе с тем гр. Протасов, уведомляя о вышеизложенном Преосвященного Филарета, просил его заключения, так как в докладе Св. Синода от 1 Января 1838 года определительного разрешения об обращении пенсиона Тучковой в пособие Спасо-Бородинскому монастырю не выражено. На запрос этот Митрополит Филарет ответил: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Высочайшим указом 11 Сентября 1839 г. повелено: учредительнице Спасобородинского монастыря, вдове Генерал-Майора Тучкова, вместо продолжения срока на пожалованную ей указами 1818 г. Августа 21 и 1831 г. Июля 31 аренду, Лифлянскую мызу Айденгоф, с окончанием сего срока в 31 день Марта 1844 г., имение это обратить в казну, а Тучковой производить с того же времени из Государственного казначейства, в течение 12 лет, арендные деньги соразмерно предоставленному ей с того имения доходу, по 2000 руб. серебром в год, с дозволением ей располагать сими арендными деньгами в пользу Спасобородинского монастыря, по ее усмотрению, не стесняясь Св. Зак. Т. IX, ст. 184. В 1849 году игуменья Мария обращалась к Государыне Цесаревне об исходатайствовании Высочайшего повеления, дабы означенные арендные деньги отпускались и по окончании определенного в указе срока в пользу Спасобородинского монастыря, учрежденного в дальнем расстоянии от города и от большой дороги и потому не имеющего ни доходов ни средств, из которых мог бы оный содержаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Проанализировав большой комплекс источников, прежде всего делопроизводственные документы (отводные и приходо-расходные книги промыслов, «книги судового хода») и актовый материал, М. С. Черкасова выявила списки судов и сведения об их оснащении, приобретении и продаже, причем не только крупных (лодий, дощаников), но и мелких лодок, стругов; о найме и об отдаче в аренду судов. Приведены также данные о покупке и ремонте судового оснащения, ремонте судов, грузоподъемности крупных грузовых судов — лодий и дощаников, о найме работников на лодьи и дощаники, плате членам экипажа за провод судна. Интересны сведения о местных названиях лодок. М. С. Черкасова установила имена и выявила династии мастеров, изготовлявших лодьи и дощаники, а также династию «сухонских носников», провожавших речные суда по Нижней Сухоне.  Автор сопоставила полученные сведения о грузоподъемности прилуцких судов, найме на суда членов экипажа, количестве работников на судах с аналогичными данными по другим северным монастырям, прежде всего Соловецким, а также другими территориями (путь по Волге в Астрахань). Приведены примеры опасностей, с которыми сталкивались как лодьи в Двинской губе Белого моря, так и дощаники и насады на Сухоно-Двинском пути из Холмогор в Вологду и обратно. Большую ценность имеет таблица «судового хода» Спасо-Прилуцкого монастыря, составленная по данным таможенных книг 1626/27–1653/54 гг. (с. 145–147). Было бы интересно также обобщить данные по количеству и номенклатуре морских судов в Унском усолье Спасо-Прилуцкого монастыря за разные годы.  На основе актовых источников исследовательница охарактеризовала связь Спасо-Прилуцкого монастыря с торговыми людьми Русского Севера в конце XVI — начале XVIII в. В частности, ей удалось обнаружить документы, свидетельствующие о связях монастыря с представителями знаменитого рода Строгановых, а также с английскими (Вельямин Рыцарев, Томас Рыцеров Воич), немецкими (Иван и Томас Андреевы Буковы) и голландскими (Иван Алферьев Гутман) купцами. По словам М. С. Черкасовой, «отношения Спасо-Прилуцкого монастыря с торговыми иноземцами в XVII в. в бытовой и деловой сферах были разнообразны, не сопровождаясь какой-то особой религиозной неприязнью» (с. 161). Однако в начале XVIII в. задолженность монастыря торговым иноземцам, в частности И. Гутману, сильно увеличилась. 

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

143 Этот же текст написан в свитке пр. Михея, изображенного в иконостасе Спасо-Мошенской церкви. В миниатюрном иконостасе что в Музее Общ. Л. Др. Письменности, пр. Михею усвоен такой текст: «Господи вовдвигни силу твою и прииди...» 144 Этот же текст написан в свитке у пр. Малахии, изображенного в иконостасах Спасо-Мошенской и Старорусской тюремной церкви. 145 Этот текст написан в свитке пр. Елисея, изображенного в иконостасе московского Архангельского собора (описание Лебедева). В притворе Спасо-Мошенской церкви мы видели образ из иконостаса, на котором изображен пр. Елисей с таким изречением в свитке: «кого ищете идите во след мене». 146 В Софийском сборнике Самуилу усвояется текст: «Господь рече: возьми рог масла, иди в виом, и призови иессея на жертву и сыны его, яко узрех в них себе царя, и помажеши его же ти реку». В пророческом ярусе иконостаса, привезенного в Музей Общ. Л. Др. Письменности, пр. Самуил изображен со свитком: «утвердися сердце мое во Господе вознесеся рог...» В притворе Спасо-Мошенской церкви находится иконостасный образ пр. Самуила с следующим свитком: «от небеси царь приидет ввеки царствуяй». 147 Этот же текст написан в свитке пр. Аввакума, изображенного в иконостасе Спасо-Мошенской церкви. В миниатюрном иконостасе находящемся в Музее Общ. Л. Др. Письменности, пр. Аввакум иаображен с таким свитком: «Пророк Аввакум мысленный...» 159 Manuel d’iconographie chrétienne greque et latine avec une introduction et des note par. M. Didron. Paris. MDCCCXLV, p. 435. 160 Например, в ярославских церквах: Предтечинской на Толчкове (1694–95 гг.), Феодоровской (около 1691 г.), Златоустовской в Коровниках (1732 г.), Христорождественской, Дмитрия Солунского (1686 г.) и др. (Стенные росписи, стр. 130, 151, 155, 157 и 160). 161 Выше, в подстрочном примечании 121 сказано, что иногда в пророческом ярусе помещались и праотцы, а теперь встречаемся с явлением обратного порядка, именно: в праотеческом ярусе описываемого иконостаса помещены пророки Иоиль и Иосия (по нынешней славянской и русской Библии – Осия). Здесь мы находим новое доказательство того, что у нас в старину в иконостасах пророки и праотцы не строго различались.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Закрыть Борис Сергуненков: Нужен другой подход к проблеме «Основ православной культуры» К дискуссии на 11-м соборном семинаре Спасо-Преображенской общины, который открылся в Волгоградской епархии 10.08.2010 266 Сегодня, 10 августа, в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Волгоградской епархии открылся 11 творческий соборный семинар Спасо-Преображенской общины . Семинар, проходящий по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, продолжит свою работу до 20 августа. Главная тема семинара - применение песен Игоря Талькова и других популярных певцов в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», в состав которого входит Спасо-Преображенская община, Борис Сергуненков в интервью «Русской народной линии» рассказал подробнее об одной из тем, вынесенных для обсуждения на семинаре: «Одна из тем семинара Спасо-Преображенской общины посвящена учебному предмету «Основы православной культуры». К сожалению, я не смогу принять участие в семинаре, но мне хотелось бы высказать своё мнение по вопросу введения этого предмета в школах и других учебных заведениях. Мне кажется, что мы зациклились на этой теме и по объективным причинам «Основы православной культуры» фактически не имеют внедрения в настоящее время, хотя попытки введения этого предмета делаются уже на протяжении более 10 лет. Основной причиной, на мой взгляд, является противодействие неправославных людей, которые составляют большинство. Вторым существенным недостатком является то, что за «Основами православной культуры» тянутся под благовидным предлогом предметы, связанные с изучением культуры других конфессий и сект. Очень важно то, что за последние 10-20 лет, к сожалению, не появилось ни одного полноценного учебника-хрестоматии по ОПК, который можно было бы рекомендовать. Речь идет об общенациональном издании, для написания которого требуется талант и много времени. Может быть, автор ещё и не родился. Поэтому считаю целесообразным ставить вопрос, в первую очередь, о внедрении в программы образования и воспитания новых гуманитарных предметов таких, как древнерусский (церковнославянский) язык, византийское, древнеславянское средневековое зодчество и искусство, византийская древнерусская средневековая музыка, история Святой Руси. Думаю, что введение этих дисциплин в учебных заведениях среднего образования и в гуманитарных ВУЗах станет основой для изучения православной культуры, о которой все мечтают. И это не будет вызывать ожесточенного сопротивления в светской неправославной среде».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/8/10/bor...

В Москве прошел круглый стол, посвященный сохранению православной культуры Русского Севера 12 октября 2006 г. 20:27 12 октября в рамках Дней музея-заповедника «Кижи» в музее храма Христа Спасителя состоялся круглый стол «Музей-заповедник «Кижи» и Спасо-Кижское Патриаршее Подворье. Возрождение духовной жизни, сохранение и реставрация памятников истории и культуры». В работе круглого стола приняли участие российские архитекторы и искусствоведы, сотрудники музеев, представители туристического бизнеса. Его открыла и вела директор музея «Кижи», заслуженный работник культуры Российской Федерации Е.В. Аверьянова. Она огласила поздравительное  приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сотрудникам музея-заповедника по случаю сорокалетнего юбилея со дня основания этого заповедного комплекса. «В тяжелые послевоенные годы, — отмечается в послании, — нашлись люди, для которых была очевидна уникальность храмов-памятников Спасо-Кижского погоста, их значение для духовной и культурной жизни нашего Отечества. Именно стараниями этих людей стало возможно создание Музея, где на протяжении вот уже четырех десятилетий сохраняется бесценное сокровище русского духа — храмовый комплекс Спасо-Кижского погоста». Святейший Патриарх в своем послании подчеркнул, что сотрудники музея-заповедника является продолжателем славных традиций, заложенных первыми сотрудниками музея. Своей работой, раскрывая былое духовное и материальное богатство наших предков, Вы способствуете не только сохранению духовного наследия будущим поколениям, но и возвращению молитвы на богоспасаемый остров Кижи». Одной из современных задач в работе всемирно известного музея под открытым небом сегодня является возрождение жизни деревень на исторической территории бывшей Кижской волости и поддержка духовной жизни Спасо-Кижского прихода. Опыт взаимодействия федерального учреждения культуры и Русской Православной Церкви на примере музея-заповедника «Кижи» и Спасо-Кижского Патриаршего Подворья может стать положительным примером для российских музеев. Именно вопросы истории возрождения православной жизни на острове Кижи и взаимодействия прихода с музеем и стали темой работы круглого стола.

http://patriarchia.ru/db/text/151268.htm...

Памяти игуменьи Елизаветы Беляевой, настоятельницы Псковского Спасо-Елеазаровского женского монастыря. Программа Тамары Москвичевой. 18.08.2014 07:02:28 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы вновь на волнах радио «Радонеж». Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. В эфире программа, которую автор, Тамара Москвичева, посвятила памяти игуменьи Елизаветы Беляевой, настоятельницы Псковского Спасо-Елеазаровского женского монастыря.  Игуменья Елизавета Беляева, настоятельница Спасо-Елеазаровского женского монастыря, по воспоминаниям тех, кто знал ее в жизни, была душой не только материального восстановления древней обители, но и возрождения ее духовной роли в истории России. В этом году исполнилось четыре года со дня кончины матушки после тяжелой болезни, наступившей на 55-ом году ее жизни. В беседе с Тамарой Москвичевой игуменья Елизавета рассказывает о своем удивительном жизненном пути, когда еще ничто не предвещает о скором его завершении. -Я окончила Московский Педагогический институт, который сейчас называется МГПУ - Московский Государственный педагогический университет. Это был один из ведущих педагогических вузов страны. Тогда он назывался МГПИ имени Ленина. Он был основан на базе Курсов для благородных девиц. Это старинное учебное заведение, с хорошей библиотекой.  -Матушка, а какой факультет вы заканчивали?  -Филологический. По благословению моей мамы, которая рассудила, что в то время, когда у нас еще была советская власть, удобнее всего мне было бы жить в Сергиевом Посаде.  -Вы окончили институт и не работали? Нисколько? -После окончания вуза Господь по милости Своей сделал так, что я проработала год в сельской школе. И когда выяснилось, что я человек религиозный и хожу в храм, то меня из этой школы вежливо попросили. Потому что время было еще советское. Все были, конечно, в ужасе - и педагоги, и РОНО, которое меня направило в эту школу. Поэтому мама решила, что лучше всего мне будет в Сергиевом Посаде. Там уже Господь распорядился, что я была по благословению лаврских священников была устроена в келейницы матушки схимонахини Никодимы, которая была воспитанницей Дивеевской обители и проживала в Сергиевом посаде с того самого времени, как эта обитель была закрыта.

http://radonezh.ru/text/pamyati-igumenyi...

Начала работу новая версия официальной интернет-страницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 24 апреля, 2012. Новостная служба На страницах сайта, выходящего на русском и английском языках, посетители смогут ознакомиться с новостями монастыря, прочитать проповеди насельников, посмотреть фотоработы профессиональных фотографов и монашествующих, отражающих разные, зачастую скрытые от стороннего взора эпизоды монастырской жизни. 24 апреля. ПРАВМИР.  Сегодня, по благословению Преосвященного Панкратия, епископа Троицкого, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, начала работу новая версия официального интернет-сайта обители. На страницах сайта, выходящего на русском и английском языках, посетители смогут ознакомиться с новостями монастыря, прочитать проповеди насельников, посмотреть фотоработы профессиональных фотографов и монашествующих, отражающих разные, зачастую скрытые от стороннего взора эпизоды монастырской жизни. В разделе «Наследие» опубликованы воспоминания паломников XIX-XX вв. и другие редкие тексты, рассказывающие о прошлом Валаамской обители и ее подвижниках. Читатель также найдет здесь научные исследования, рассказывающие о сложных страницах монастырской истории XX века и процессе возрождения монашеской жизни.  Желающие имеют возможность поделиться своими впечатлениями от посещения обители или задать интересующие их вопросы. На сайте также размещена подробная контактная информация для паломников. Поддержка работы сайта, перевод страниц на иностранные языки осуществляется трудами насельников и прихожан обители.  Сайт Спасо-Преображенского Валаамского монастыря доступен для посещения по адресу: http://valaam.ru/ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024

http://pravmir.ru/nachala-rabotu-novaya-...

Слово Святішого Патріарха Кирила у Спасо-Преображенському соборі Валаамського монастиря 9 липня 2010 р. 20:23 9 липня 2010 року після Божественної літургії в храмі на Ігуменському цвинтарі Спасо-Преображенського Валаамського ставропігійного чоловічого монастиря Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил відвідав Спасо-Преображенський собор обителі. У нижньому храмі собору, освяченому на честь святих Сергія і Германа Валаамських, Святіший Владика звернувся до монастирської братії з Першосвятительським словом. Ваше Преосвященство, владико Панкратію! Дорогі Високопреосвященні і Преосвященні владики, отці, брати й сестри! Я радію можливості знову ступити на святу землю Валаама — Північної Фіваїди, прославленого в історії монастиря Церкви Руської. Кожного разу, коли наближаєшся до Валаама, в пам " яті виникають дивні слова: «О чудовий острів Валаам...». Дійсно дивний, чудовий острів: наче виходячи з ладозької води, він з " єднується з північним небом, являючи собою дивну божественну красу. Саме у цьому місці чудотворці Валаамські Сергій та Герман заснували обитель. У місці суворому, в ту пору віддаленому від усіх комунікацій та центрів, можна сказати, на краю світу. Заснували для того, щоб бути перед лицем Божим, щоб ніщо людське не відволікало ченців від занурення в молитву і споглядання. Сьогодні у світі немає такого місця, яке може бути ізольованим від зовнішнього світу. Усі засоби зв " язку, включаючи мобільні телефони, долають будь-які відстані, і, власне кажучи, пустелю — саме те, що шукали древні, — зараз на землі знайти дуже важко. Але що це означає? Чи означає це, що вичерпалися умови для спасительних подвигів? Зовсім ні. У будь-який момент історії зовнішні умови змінюються: люди їздили на конях — тепер їздять на автомобілях; люди посилали листи з поштовими голубами, а тепер натискають на кнопку мобільного телефону. Усе це стосується другорядної сторони людського життя. А Церква несе в собі таку силу, яка здатна допомогти кожному рятувати душу і знаходити пустелю навіть у гущі сучасного міста. Все залежить від самої людини, від того, наскільки серйозно вона сприймає слова Спасителя. Кожен інок з досвіду свого знає, що навіть у скиті буває суєта, не кажучи вже про великі монастирі.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1216143...

Одобрен проект реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Москва, 20 августа 2009 г. Научно-методический совет Государственного комитета по культуре Псковской области одобрил проект реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Его автор - псковский архитектор-реставратор Владимир Никитин. Обсуждение проекта состоялось в администрации региона. сообщает REGIONS.RU . Заседание провела заместитель председателя комитета Наталья Сергеева. В своем вступительном слове она отметила, что в сентябре в Псков прибудет экспертная группа от Федерального научно-методического Совета Министерства культуры РФ с целью принятия окончательного решения о реставрации собора. Задача псковских специалистов - определить оптимальный проект реставрации и выработать рекомендации для его реализации. Главный хранитель Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря Таисия Круглова подчеркнула, что у храма есть ряд проблем, которые необходимо решить в кратчайшие сроки. Это, в первую очередь, влажность внутри собора. " В летние месяцы она достигает 80-83%. При таких показателях активно растет плесень, что пагубно сказывается на росписи " , - сказала Таисия Круглова. Хранитель также добавила, что капитального ремонта требует кровля собора. " Медная кровля пришла в негодность, деревянные решетки, на которых она лежит - руинированы. Требуется утепление свода " , - отметила она. Как сообщает пресс-служба обладминистрации, работники музея неоднократно в ходе обсуждения проекта подчеркивали, что реставрация должна быть комплексной. Директор ГУК " Археологический центр Псковской области " Елена Яковлева уточнила, что необходимы работы, в том числе и по укреплению береговой линии. " Ведь сейчас река практически вплотную подходит к монастырю. А ранее берег находился в 6-8 метрах восточнее " , - отметила она. Автор проекта Владимир Никитин ознакомил членов научно-методического совета с результатами комплексного исследования собора и подчеркнул, что оно позволило определить первоначальные архитектурные особенности строения. В результате было обнаружено девять периодов, менявших облик собора от начала его строительства.

http://pravoslavie.ru/31614.html

Двенадцать колонн были поставлены по три у каждого из углов четверика. Для этого по периметру четверика возводился цоколь шириной 1,2 метра, на который ставились колонны, четыре из которых располагались по углам, а восемь – по сторонам четверика. Диаметр колонн составлял 80 см, расстояние между ближайшими колоннами – 1,1 метра, удаление от стен колокольни – 25 см. Над нижним четвериком колокольни Спасо-Геннадиева монастыря располагался сохранивший стены первоначальной постройки восьмерик, декоративное убранство фасадов которого кардинально менялось. Из восьми арок звона оставлялись лишь четыре, остальные, располагавшиеся над углами четверика, закладывались кирпичом, фасады декорировали, подобно нижнему ярусу, двенадцать колонн, поставленные по три с каждой из четырех сторон. Три верхних яруса колокольни дошли до нашего времени без существенных изменений, утрачено лишь их завершение. Как видно на старой фотографии, верхний четверик имел четырехгранное куполообразное металлическое покрытие, напоминающее по форме колокол, над которым устанавливалась небольшая главка в форме вазона с восьмиконечным позолоченным крестом над ней. В настоящее время колокольня расположена в угловой юго-западной части Спасо-Геннадиева монастыря, в 35 метрах к юго-западу от соборного храма. Прием постановки колокольни отдельно от соборного храма был широко распространен подобным образом, в частности, решалась звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, а также колокольни Ипатьевского, Авраамиево-Городецкого монастырей и других. Две самые ранние каменные постройки монастыря возводились не одновременно, первым в середине XVII века был выстроен каменный соборный храм, колокольня же еще более полувека оставалась деревянной. И лишь в петровское время, в 1715 году, она была возведена из кирпича, и стала вторым каменным зданием в монастыре. Насколько можно судить по сохранившимся остаткам, колокольня первоначально была двухъярусной и состояла из нижнего четверика и высокого восьмерика над ним. Над восьмериком возвышалось деревянное шатровое покрытие. Шатровые колокольни, получившие преимущественное распространение в допетровской архитектуре, продолжали, наряду с колокольнями нового типа, строиться и в начале XVIII века. Тяготевшие к допетровским формам декора шатровые колокольни, ставились по преимуществу, рядом с пятиглавыми храмами. В настоящее время каменные стены первоначальной части здания сохранились, но дошли в искаженном позднейшими перестройками и утратами виде. Они сложены из большемерного кирпича размером 31-32х13,5-14х7,8 см. В плане нижний четверик колокольни представляет собой квадрат размером по фасадам 8,8х8,8 метра. Толщина стен его составляет около 1,6 метра. Высота колокольни в настоящее время достигает 37 метров.

http://sobory.ru/article/?object=35976

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010