1700 Желудков и Любарский. Материалы переписки по литургическим вопросам см.: Желудков. Литургические. 1703 Антоний (Блум; 19.6.191404.08.2003). Родился в Лозанне в семье российского дипломата. Окончил биологич. и мед. ф-ты Сорбонны, был практикующим врачом. В 1939 тайно принял монашество. Участвовал во II мировой войне и франц. Сопротивлении. 1948 – священник в Лондоне. 1957 – еп. Сергиевский, с 1962 архиеп. Сурожский (с 1966 – митр.). В 19661974 экзарх патриарха Московского в Западной Европе. Активный проповедник. (БРЭ II. 71). 1706 1). Согласно определению Святейшего Синода от 23-го февраля9-го апреля 1909 г. за 1377, п. 1-ый литера. б. раздел. III дополнен следующим примечанием: «Епархиальный преосвященный может представить к утверждению в должности епархиального миссионера лицо и не имеющее высшего или среднего богословского образования, но известное своими обширными знаниями в миссионерской области и отличающееся в сем деле исключительными выдающимися дарованиями». 2). Синодальным определением от 2-го22-го декабря 1908 г. за 8713 разъяснено, что в случае необходимости в епархиях могут быть назначены несколько епархиальных миссионеров-проповедников с утверждения Святейшего Синода, по представлениям епархиальных архиереев (примечание в документе). 1710 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». 1711 Имеется в виду «Московское братство – Союз ревнителей и проповедников православия», созданное в октябре 1917 при активном участии наст. храма Василия Блаженного прот. Романа Медведя и ред. ж-ла «Благовестник» И. Борисова. Согласно уставу, братство должно было объединять православных христиан, ревнующих об освобождении и обновлении жизни церковной. К февралю 1918 при многих московских церквях были созданы отделения Братства, а его устав одобрен патриархом Тихоном. Братство организовывало лекции, которые проходили в аудиториях Московского университета (Осипова. 197198).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Братство ревнителей Православия. Издание друзей истины». (Прим.: напечатано в типографии без какого-либо обозначения места и года, мелким шрифтом, листовками). Е.А.Тучков был совершенно ошеломлен такой неожиданностью. Ошеломлено было и ВЦУ. Митрополит Агафангел был немедленно арестован и отправлен в ссылку, в Нарымский край. Однако появление этого воззвания и листовки указывало на то, что беспринципная линия В.Д.Красницкого и К° наталкивается на резкий отпор в церковной среде. Впрочем, и среди обновленцев, которых вовсе не следует всех,отождествлять с Красницким, назревал протест против политики, которую проводили продажные и случайные лица, неожиданно очутившиеся у церковного руководства. Была и другая, гораздо более принципиальная и чистая линия в расколе – ее выразителем был искренний и мужественный епископ Антонин Грановский. Чтобы уяснить себе это переплетение двух линий в расколе, необходимо остановиться на его внутренней жизни. К внутренней жизни раскола в эти бурные дни 1922 года мы и обратимся. Год 1922-й «Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастия его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его. Ни стоять на перекрестках для убивания бежавших, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия». (Книга пророка Авдия 1,12–14.) Эти слова древнего пророка, обращенные к единокровному с иудеями народу Едома, вступившему в союз с врагами евреев, невольно вспоминаются, когда речь идет об обновленцах. В час величайшей драмы, которую переживала когда-либо Русская Церковь , часть ее служителей решила воспользоваться несчастиями своих братьев для личных выгод. Это опозорило обновленческое движение в глазах народа, оттолкнуло от него широкие массы и завело его в тупик. Предательство и карьеризм – воплощением этих главных пороков обновленчества была «Живая Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мк. 1:4, 5) Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке. Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Евангелие арпакос 1693 г. БАН Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты. Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

http://pravoslavie.ru/38123.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 7 МАРТА 1917 ГОДА - началось движение церковных обновленцев 07.03.2012 898 Время на чтение 8 минут 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» - был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение церковных реформ, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви с помощью реформ освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, представлявший церковных обновленцев «Союз демократического духовенства и мирян» провозгласил главной целью церковных реформ, «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Однако, пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях - для разгрома Патриаршей Церкви, а отнюдь не для церковных реформ. В чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Это был первый виток «реформ» в кавычках. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский , Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. Под давлением обновленцев патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Краткая история движения церковных обновленцев 4 мин., 07.03.2023 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» — был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

Иеромонах Серапион: " Прошлый год - это год обновления иконы Святой Руси " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Иеромонах Серапион: " Прошлый год - это год обновления иконы Святой Руси " Первый проректор Ярославской духовной семинарии поделился своими мыслями о событиях прошедшего года Итоги 2006 года   05.01.2007 278 " Начну с того, что главными событиями могут быть не только проблемы. Прежде мы видели главные события в наших проблемах. Действительно, они до сих пор стоят перед нашей страной, перед нашим народом, но прошедший год дал нам надежду на улучшение нашей жизни, это проявилось во многих событиях, как в церковной, так и в государственной сфере " - сказал в интервью " Русской линии " проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько). Наиболее значительным из церковных событий ушедшего года, по мнению о.Серапиона, стало дальнейшее продвижение на пути к единству с Русской Зарубежной Церковью. Из событий в Ярославской епархии, иеромонах Серапион отметил праздновавшийся в этом году ее 1015-летний юбилей, а также возрождение Ярославской семинарии после долгих лет небытия. " Для страны, я думаю, это был год укрепления в надежде на то будущее, которое зависит от нашего соработничества Богу, от нашей способности ответить на Его призыв быть народом Божиим, взыскующим Царства Небесного, иконой которого является Святая Русь. Многие чтимые иконы погибали, исчезали навеки, некоторые были осквернены. Но мы знаем, что иконы обновляются. Прошлый год - это год обновления иконы Святой Руси, которой является наша историческая земная Россия " , - считает иеромонах Серапион. Как сказал о.Серапион, его больше заботят " малые церковные дела, нежели мировые события " . " Мы узнаем о событиях, происходящих в мире, какие-то вещи нас радуют, но мы понимаем, что это не есть совершенная духовная радость, а радость человеческая. Не все события, которые преподносятся как хорошие, действительно таковы. Мы на что-то можем надеяться, чего-то можем опасаться. Но, прежде всего, мы творим наши дела - воспитываем будущих священников, служим Богу, и что бы ни было в России и в мире, мы останемся верны нашему призванию " .

http://ruskline.ru/news_rl/2007/01/05/ie...

§ 9. Союз объявляет высшим достижением и высшею радостью литургическое творчество, составляющее красоту и духовную мощь апостольского и свято-отеческого периода и решительно осуждает талмудическое вырождение поповства, истощившегося в духовно-поэтическом порыве и уцепившегося за традиционный обряд, декорацию и внешнюю помпу. § 10. Союз считает каноны выражением роста нравственного сознания и потому стоит на страже канонов, сохранявших для совести верующих всю нравственную силу и значение. Таково в первую очередь принципиальное охранение нерва христианства – аскетической идеи, потом историческая усовершаемость дисциплины для клириков, вытекающая из представительства образцовости духовенства (в противоположность профессиональному ремесленничеству) как нормы подвига – одиночества для епископов и брачного ограничения для клириков. § 11. СЦВ объявляет доблестью гибкость литургической техники и отражение в ней запросов и переливов жизни, в противоположность старой дореволюционной жреческой сноровке живые запросы жизни вгонять в окоченелые устарелые формы мысли и архаически обессмыслившиеся формы поведения. § 12. СЦВ отменяет монархизм клириков и возвращается к апостольскому, демократическому укладу церковной жизни. Он вводит постепенно выборное начало для духовенства. § 13. СЦВ изживает религиозную эксплуатацию, жреческий профессионализм и возвышает трудовой принцип, отделяя служение культу от снискания средств к жизни. § 14. СЦВ преследует цель внутренней ассимиляции церковной жизни с условиями революционной действительности. Союз поддерживает бытовую правду революции и стремится к закреплению её достижений в нравственном сознании верующих. СОСТАВ СОЮЗА § 15. Членами СЦВ могут быть все, исповедующие православную веру и принимающие принципиальные цели и задачи Союза, как белое, так и чёрное духовенство, так и миряне без различия пола и национальностей. § 16. Не могут быть членами Союза следующие лица: а) не достигшие 18-летнего возраста; б) опороченные по суду гражданскому и уголовному;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Циркуляры задушили их, митры и награды не дают им спокойно работать на Истину. Страх и трепет лишиться теплых местечек, а также погоня за этими местечками и заставляют их гасить свои лучшие порывы и не переходить от слов к делу. Мы же за дело, а не за слова...” (Соборный разум). Этим декларациям о. Белкова нельзя отказать ни в искренности, ни в проникновенности. Тем не менее и его течение не выходило из русла тогдашнего обновленчества, дискредитировавшего себя в глазах широких масс. Поэтому народные массы, которые толпами текли к самарскому дворнику Ивану Чурикову, не пошли за образованным, талантливым, культурным человеком, каким был О.Евгений Белков. И это предопределило печальный конец его группировки. Основатель “Союза религиозно-трудовых общин” так и остался генералом без армии. Не признав обновленческого Собора, О.Евгений в июне 1923 г. опубликовал еще более радикальную декларацию: “Союз осуждает политику руководителей современной Русской Церкви, – писал он в этом документе, – приведшую к церковно-реакционному Собору, не произведшему радикальной реформы Русской Церкви. Церковники стремились к использованию власти в целях поповского карьеризма и организации эксплуатации религиозного чувства верующих и вообще к неиспользованию демократических возможностей в организации Русской Церкви. Далее Союз выступает против церковного централизма, считая это пережитком византизма и империализма. Вместо митрополий, епархий, приходов как торгово-промышленных предприятий Союз организует религиозно-трудовые общины, при этом каждая община имеет своего епископа. Выполнять функции последнего в управлении общины могут пресвитеры и даже диаконы. Общественно-церковная платформа Союза – обязательство членов соединить религиозную жизнь с общественно полезным трудом, развитие общежития на основах равенства в общности имущества. В области чисто культовой Союз не производит никаких реформ, за исключением введения русского языка. Вместо существования замкнутых богословских институтов и академий Союз выдвигает общинное самообразование и опытное изучение первоисточников христианства. Борьба с религиозно-империалистическими предрассудками – главная задача честного религиозного сознания”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1922 году обстоятельства наконец-то сложились так, что и большевики оказались заинтересованными в союзниках из определённой части «передового» духовенства. Начиналась кампания по изъятию церковных ценностей, и обновленцы со своим романтизмом «христианского социализма» тут как раз и пригодились. В то же время социально-политические установки советских обновленцев-раскольников принципиально расходились с установками дореволюционной «группы 32-х» своей политической ангажированностью. В то время как «Союз обновления» 1905–1906 годов говорил о политическом нейтралитете и независимости от государственной политики, обновленцы 1920-х годов пели многолетия Совнаркому. Не отрицая определённой связи между дореволюционным модернистским движением за церковное обновление и обновленческим расколом, для нас представляется очевидным, что обновленческие лидеры, обличая на словах зависимость церковных властей дореволюционной России от самодержавного государства, создали гораздо худший альянс «обновленческой церкви» и атеистического государства, скомпрометировав тем самым любые попытки реформ. Здесь мы согласны с выводами епископа Сергия (Ларина), отражёнными в его диссертации: «Церковное обновление и обновленческий раскол не одно и то же. Если церковное обновление являлось идеей времени и идейно оправдывалось стремлением к лучшей организации церковного общества, конечно, в строгих рамках святого Православия, то обновленческий раскол представлял из себя огромное сборище разнородных элементов, лишённых не только идеального чувства, но и чести, и совести, и ворвавшихся в ограду Церкви ради её разрушения» 372 . Раздел VII. Сектоведение Тоталитарные секты – духовная угроза XXI века Протоиерей Алексей Абрамов, преподаватель СПДС В наш век часто приходится говорить о кризисе в жизни человека, семьи, общества, государства. Особенно ярко выразился в XX столетии кризис духовной жизни, вызванный отсутствием нормальной религиозной жизни, потребность в которой остаётся у каждого человека. Попытки заменить её псевдорелигиозными суррогатами привели в конечном итоге к появлению угрожающего количества сект. Результатом их деятельности стало множество преступлений, направленных против личности, семьи, общества и государства. Но даже если мы не будем делать акцент на громких преступлениях, совершаемых адептами тоталитарных культов, а обратимся к будням сектантской жизни, то и здесь обнаружим весьма мрачную картину. Человек, попавший в секту, чаще всего теряет буквально всё: близких, друзей, работу, учёбу, семью, свободу. Не признавая государственной власти, отрицая государственные символы и обязательную службу в армии, секты ставят своих последователей вне общества, вне государства. В секте часто запрещают принимать необходимую медицинскую помощь, предлагая вместо неё оккультные способы лечения, провоцируют у адептов развитие психических отклонений и физических заболеваний. Особенной чертой сект, зародившихся в конце XIX века, стал тоталитаризм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 4. СЦВ разбивает поповскую монополию благодатности и возвращает Христов дар благодати всем верующим, подсекая в корне классовую привилегию жречества, как придворного штата Христова, и устанавливает равноценный потенциал благодати для всякой верующей души, т. е. вводит апостольский или демократический, уравнительный принцип верующей личности. § 5. СЦВ упраздняет жреческую табель чиновников культа, поповский профессионализм и рассматривает священника, как передового, выдающегося над толпой человека, возвышающегося над нею пропорцией талантливости, просвещенности и личной чистоты и беспорочности поведения. Поп – жрец, попиратель народного труда и корма; священник – учитель, просветитель, передовой человек в области науки и знания, пример и руководитель в области нравственного поведения. § 6. СЦВ уничтожает всю ту тактику культа, к которой прибегало жречество для своего отмежевания от народа и искусственного закрепления своих командных высот над народом. Союз осуждает жреческое лингвистическое ухищрение, мертвый богослужебный язык, для жрецов дипломатический с небом, и объявляет самую широкую демократизацию неба, открывает самый широкий доступ к лону Отца небесного всем живым, стремящимся к небу душам, не затрудняя их ни латинскими, ни славянскими рогатками. Девиз СЦВ: мёртвое не должно давить живого, наоборот, живые должны воскрешать мертвых. § 7. Уравнивая ценность человеческой личности во Христе, СЦВ двигательным рычагом церковно-жизненного строительства объявляет соборность, коллективизм, т. е. необходимость равного участия всех верующих в обсуждении и направлении всех церковных дел. Духовенство в силу его нравственного, а не чиновного, формального преимущества усвояется значения контрольной дистанции и ему принадлежит право «вето». § 8. СЦВ направляет всю свою энергию на борьбу с жреческим колдовничеством и культовой механикой. Союз объявляет смертным грехом профессиональной тупости, ведущим к умственному отупению и нравственному одичанию масс, фетишизацию техники культа, идолопоклонство перед формой и обрядом, обоготворение устава, когда тип, т. е. пример и образец, который всегда может быть превзойден и улучшен, объявляется неприкосновенным аппаратом мысли и чувства, и всякий порыв и свежая мысль тем самым осуждается как ненужная и преступная. Союз борется с «аввакумовщиной», как порождением и страхованием невежества и пустосвятства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010