Но даже в этой грозной книге содержится благое обетование. Бог не оставит до конца свой народ. Еще одно важное пророчество содержится в Книге пророка Софонии: « Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобой, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: “не бойся”, и Сиону: “да не ослабевают руки твои!” Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их.… Сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь» (Соф. 3: 14–17, 19–20). Это пророчество читается на праздник Входа Господня в Иерусалим. Оно требует комментария. Если мы забудем об эсхатологической стороне этих пророчеств, то, действительно, все это будет выглядеть так, что Господь соберет всех евреев в Палестину и они будут самым главным народом среди других. Все остальные будут только приходить к ним, приносить дары, служить им, поставлять пищу, а кто этого делать не будет, тот будет уничтожен. Такое толкование Священного Писания заводит в тупик тех, кто ему следует. И поныне заблуждаются иудеи, отвергая истинного Спасителя Господа Иисуса Христа, ожидая пришествия своего Мессии, который даст им все, чего они желают. Впрочем, некоторые из этих пророчеств позволяют надеяться, что уж в самый последний день многие все-таки обратятся, призвав имя Господне, и спасутся. Итак, из пророческих книг мы ясно видим, что с наступлением Дня Господня будет связано установление Нового Завета, избранным народом которого будет новый Израиль – Церковь. День Господень – это день воздаяния и торжества правды Божией, день спасения и прославления всех верных ему, день обновления твари. Понятие Дня Господня приложимо как к разным судьбоносным моментам в истории Израиля, главным из которых является разрушение Иерусалима, Вавилонский плен и возвращение из него. В пророческом смысле этот термин относится к Первому и Второму пришествиям Христовым, когда будет разрушена держава диавола и явится Царство Небесное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

«Потому что не сделал греха ( , " хамас»), и не было лжи ( , «мирма») в устах Его». Погребение Мессии в гробу богатого было не случайным: оно совершилось по воле Ягве, не допустившего бесславного погребения Своего Слуги. Это стало началом прославления Слуги Господня и воздаянием за Его праведность. »Насилие " ( , «хамас») и »ложь " ( , «мирма»), соединённые с внешним благочестием, представлены у пророка Софонии (1:9) как особо вопиющие грехи некоторых израильтян, за которые Господь угрожает наказанием. Эти пороки были присущи врагам Слуги Ягве, поэтому они и предали Его на страдания; Он же чист от этих грехов. 581 53:10 : Синодальный перевод : «Но Господу угодно было поразит Его, и Он предал Его мучению: когда же душа Его принесет жертву умилостивления ( ), Он узрит потомство ( , " зера») долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его». Вместо 4-го слова масоретского текста ( " гехели», «угодно было поразить») в 17-й строке 44-го столбца Великого свитка Исаии последнее слово строки имеет форму («тяжко поразил Его»). 582 Еврейское слово («ашам») означает буквально «вина, проступок, грех», и используется в Священном Писании Ветхого Завета как в этом смысле, так и для обозначения особой « жертвы повинности », которую должен был по закону Моисееву принести всякий член общества Израилева, «если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» ( Лев. 5:17 ; о жертве повинности см. Лев. 5:6, 7, 15, 16–19 и др.). В Моисеевом законодательстве « жертва повинности » ( , «ашам») стоит в одном ряду с так называемой « жертвой за грех » ( , «хаттат») и отличается тем, что первая приносилась в более значительных, а вторая – в менее важных случаях ( Лев. 4:3, 14 ). При принесении жертвы повинности священник принимал особое участие, очищая и прощая согрешившему все грехи ( Лев. 4:20, 26 ), снимая ответственность с него и символически перекладывая на себя, а с себя – на приносимого в жертву животного ( Лев. 4:4 ). Принесение жертвы рассматривалось при этом как акт покаяния. Именно такую жертву повинности ( , «ашам», в Синодальном переводе: «жертву умилостивления»), призванную теперь уже реально, а не символически очистить человеческие грехи, приносит Слуга Господень, выступающий одновременно и как священник, и как жертва, и выражающий через это раскаяние о грехах человеческих. 583

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

52 Ibid. p. XLII; 89: под 29-м г. Ардиса показан поход скифов в 3 списках из 5, в других двух сп. – под 28 и 30 г., т.е. 10 и 12-м Иосии; призвание Иеремии в двух сп. перевода Иеронима показано правильно под 13 г. Иосии. 53 Некоторые, например Schwally в вышеназв. статье (примеч. 2) стр. 216, предположительно конечно, назначают даже для этого время около 615 года. 55 Например в навз. выше комментарии Hitzig’a (стр. 313) который истребление народов в III, 6 относит к Содому, Самарии и Гефу. – Orelli, признающий существование у Софонии предвидения о скифском нашествии, данное место Софонии относится к Самарии Филистим. земле и другим соседним с Иудейским царством народам. Keil совершенно отрицает существование у Софонии каких-либо намеков на Скифов и под народами в данном ст. разумеет «народы вообще, без ближайшего определения их, подвергшиеся бож. суду». Из отеч. толков. еп. Палладий разумеет Израильтян, Ханаан. народы и других. 59 Буквальный перевод оказания Геродота о Скифах помещен в соч. A.A. Олесницкого «Мегалитические памятники св. земли», стр. 289. 63 Этому соображению автор придает даже апологетическое значение, направляя его против «некоторых из исследователей (Швалли)», которые считают приведенные начальные слова Софонии 1, 18, «просто глоссой, ошибочно внесенной в самый текст» (из Иезек. VII, 19). Такое суждение автора основано на совершенном недоразумении. На самом деле названный немецкий библеист, при всей отрицательности своего критического направления, всю первую главу кн. Софонии вполне приписывает этому пророку и не находит в ней позднейших вставок (это высказывает и сам автор на XLIV и XLV стр. своего сочинения). Сравнивая приведенные слова пророка с совершенно подобными им у Иезек. в VII, 19 по еврейск. тексту, Швалли замечает только при этом, что они не читаются в кн. Иезекииля по греч. переводу 70-ти и что «на самом деле они нарушают прямой ход речи, вследствие чего они являются глоссой, заимствованной из Софонии»; очевидно речь идет у немецкого автора о глоссе в текстах Иезекииля, а не Софонии, как понял автор. К этому прибавим, что в Ватиканском списке IV в и некоторых других, вернее, как нужно думать, сохранивших в данном месте кн. Иезекииля первоначальное чтение 70-ти, рассматриваемые слова действительно не читаются; в Славянской Библии они читаются согласно с Александр. списком.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

2. Библия перечисляет предков Софонии (евр. Цефаниягу) до четвертого колена, что указывает на его аристократическое происхождение. Прапрадед его, Езекия, иногда отождествляется с царем Езекией (см.: И. Тюрнин. Книга пророка Софонии. Сергиев Посад, 1897). В Книге Софонии нет биографических сведений о пророке, но говорится, что он пророчествовал во дни Иосии. Обличение звездопоклонства показывает, что Софония проповедовал до 622 г., в котором царь Иосия окончательно упразднил языческие культы. Книга распадается на четыре части: 1) Возвещение Судного Дня: 1, 2—2, 3. 2) Пророчества о народах: 2, 4-15. 3) Обличение грехов Иерусалима: 3, 1-8. 4) Обетования, написанные, вероятно, в последние годы жизни пророка, когда он стал свидетелем первых религиозных преобразований в стране: 3, 9-20. В целом книга признается всеми библеистами подлинной. Сомнения вызывают лишь пророчества против Моава и Амона. Однако эти сомнения разделяются далеко не всеми авторами. См.: G. Т. Monmague. Zephaniah, Nahum, Habakkuk, Lamentations, Obadiah. Collegeville 1967, р. 16; R.T.A. Мигрну. Zephaniah, Nahum, Habakkuk: — JBC, I, р. 292. 3. Геродот. История, I,106. О скифском нашествии говорит также и Страбон (I, 321). О размерах скифского завоевания достоверных сведений нет (см.: Б.Пиотровский. Скифы и Древний Восток. — «Советская археология», 1954, т. 19, с. 141; В. Белявский. Война Вавилона за независимость (627-605 гг. до н. э.) и гегемония скифов в Передней Азии.—«Исследования по истории стран Востока», ЛГУ, 1964). Ряд исследователей Библии полагает, что нашествие скифов послужило поводом для пророчеств Софонии о Дне Ягве (см.: А. Глаголев. Книга пророка Софонии — ТБ, т. VII, с. 331). 4. 2 Паралипоменон (34, 3) указывает, что обращение Иосии к вере Давида относится к восьмому году его правления, т. е. к 633/32 гг., а начало объединения Севера и Юга — к 12 году, т. е. к 628 г. Эти даты близки к годам политических кризисов в Ассирии (630 год отстранение Ассурбанипала, 627-й — его смерть). См.: В. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1972, с. 55; F. Cross and D. Freedman. Josiah " s Revolt against Assiria. — «Journal of Near Eastern Studies», v. XII, 1953, р. 56, ff.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

кн. Софонии, как означающего именно божество, а не земного царя, прибавим еще, принято в существе дела и у наших отечественных библеистов 7 и у западных, следующих еврейскому тексту; для них имеет особенную убедительность то, что такое же, как в кн. Софонии, начертание в евр. тексте имеет «мальком» и в указанной 49-й главе прор. Иеремии: почто убо прия наследие Мельхом 8 . Или – в III, 8, где в настоящем евр. тексте встречается весьма неясное выражение («леад»), автор отдает предпочтение греч. переводу, в котором это выражение передано словами: e 95; μарт р ιov=во свидетельство. Основанием здесь для отступления от евр. текста служит, с одной стороны, раскрываемая автором (стр. 185 – 187) невозможность точного и сообразного с контекстом перевода указанного евр. выражения, которое Иеронимом переводилось: «до будущего времени», другими «для нападения», «для опустошения», или «для добычи». Тогда как каждый из этих переводов встречает возражения со стороны гебраистов, перевод 70-ти, свидетельствующий о том, что в то время читалось это выражение иначе (как «леэд»), устраняет недоумения своею употребительностью в ветхозаветных книгах и своею ясностью; первая, т.е. употребительность, видна из кн. прор. Михея I, 2: и будет Господь Бог в вас в послушествование ( " леэд= ε95; μарт р ιov), Втор. XXXI, 19 и др. «Ближайший же смысл этого выражения в связи с последующими словами, говорит автор, тот, что Господь обещает выступить для свидетельства, т.е. в качестве обвинителя против иудеев и язычников»; этот смысл вполне соответствует контексту речи пророка, «так как суду, о котором идет речь далее, должно предшествовать обвинение» 9 . В виду этого преимущество греч. перевода 70-ти в понимании указанного выражения признается и некоторыми из протестантских экзегетов 10 , стоящих вообще на почве евр. текста. 2) В других местах пророческой книги автор отдает преимущество еврейскому тексту пред греческим. Так в I, 9 слова греч. перевода 11 : κα κδικσω μφανς π τ πρ πυλ ν κεν τ μρ τος πληροντας τν Κυρον...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

«Явился еси светозарен Божественным Духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: радуйся зело, дщи Сионя, Иерусалимова, проповеждь: се царь твой грядет спасаяй» (кондак прор. См. канона песнь 6-ю, тропарь 2-й). Время пророческого служения, а также произнесение речей пророка Софонии определяется в самом надписании его книги «дням и Иосии, сына Амонова, царя иудейского», царствовавшего, как известно из 4Цар 22.1 и 2Пар 34.1 тридцать один год, – по принятой хронологии от 641 до 610 года до Р. Х. Но к какому именно периоду этого царствования относится начало пророческой деятельности Софонии, – в решение этого вопроса исследователи расходятся. Известно, что царствование благочестивого Иосии было временем религиозной реформы, направленной к искоренению идолослужения среди народа Божия – печального наследия отца Иосии Амона и деда Манассии. Сопоставляя известие об этой реформе 4Цар.22–23 и 2Пар.34–35 , в новое время обыкновенно делят царствование Иосии на три, различные по характеру периода: первые одиннадцать лет его царствования образуют первый, дореформенный период, затем с 12-го года до 18-го (когда была найдена в храме первосвященником Хелкиею книга закона, 4Цар 22.8 ; 2Пар 34.15 и д.) следует период реформаторской деятельности царя Иосии в направлении уничтожения всех видов идолослужения и восстановления во всей чистоте богопочтения и богослужения Иеговы, наконец, с 19 года по 31-й год послереформенный. К какому из этих периодов следует отнести произнесение пророческих речей Софонии? За отсутствием всяких прямых внешних свидетельств о деятельности пророка Софонии, при решении этого вопроса приходится руководиться внутренними данными самой книги, а также некоторыми сопоставлениями и аналогиями из книги пророка Иеремии, выступившего на свое пророческое служение, как известно ( Иер.1:2, 25:3 ) в 13-й год царствования Иосии, следовательно, несомненно бывшего – более или менее продолжительное время – современником пророка Софонии. Но указания книги о внутреннем состоянии Иудейского народа, а также о внешних отношениях его к другим народам имеют настолько общий характер, что не позволяют установить точные даты и не исключают возможности разных мнений о времени произнесения пророческих речей Софонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Архив Пн Установлена точная дата рождения Первосвятителя земли Туркестанской — архиепископа Софонии (Сокольского) 19 февраля 2024 г. 18:10 По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра отделом по канонизации святых Казахстанского митрополичьего округа и профессорско-преподавательской корпорацией Алма-Атинской духовной семинарии ведутся исследования жизни и трудов архиепископа Софонии (Сокольского) — первого иерарха Туркестанской епархии, видного духовного просветителя XIX столетия, апостола Центральной Азии. В ходе проведения исследовательских работ проректору по научной работе Алма-Атинской духовной семинарии кандидату философских наук А.П. Соловьеву удалось установить точную дату рождения святителя — 25 июля 1800 года (8 августа по новому стилю). Открытие основывается на материалах метрической книги Воскресенского храма села Еськи, хранящейся в Государственном архиве Тверской области. Отец будущего владыки Софонии — священник Василий Сокольский и мать иерарха — Ирина Андреевна происходили из потомственного священнического рода. Известно, что его родители всю жизнь прослужили в храме в честь Воскресения Христова села Еськи. По благословению митрополита Александра новая датировка рождения архиепископа Софонии (Сокольского) будет внесена во все справочные и научные издания, посвященные жизнеописанию святителя. Актуальность открытия обусловлена подготовкой материалов к канонизации первого иерарха Туркестанской епархии. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Вследствие этой веры могущественный Господь даст псалмопевцу силы на то, чтобы выжить в любых злоключениях и даже радостно прыгать, подобно оленю ( 2Цар. 22:34 ; Пс. 17:34 ). Эта сила по–прежнему доступна тем, кто способен на такую веру в Бога Израиля и Церкви. Baker David W. Книга Пророка Софонии Введение Автор и его время Софония, автор этого пророчества, происходил из благочестивой семьи, что явствует из его имени, означающего «Яхве спрятал, защитил». Имя это не единственный раз упоминается в Ветхом Завете (ср.: Иер. 21:1 ; Зах. 6:10 ), оно свидетельствует об уверенности родителей еще при рождении Софонии в Божьем промысле о нем. По–видимому, он был потомком четырнадцатого царя Иудеи Езекии (716–687 гг. до н. э.), о чем написано в его родословии (1:1) – самом длинном из всех встречающихся в пророческих книгах. Тот же стих позволяет датировать пророчество временем правления Иосии, шестнадцатого царя Иудеи (640– 609 гг. до н. э.), который также был потомком Езекии (см. табл. на с. 217 Время, разделяющее благочестивых царей Езекию и Иосию, было временем религиозного упадка. Истинное богослужение было извращено Манассией ( 4Цар. 21:1–18 ) и его сыном Аммоном ( 4Цар. 21:19–26 ), соответственно дедом и отцом Иосии. Возможно, сохранение Богом благочестивой семьи в этот бурный период побудило родителей Софонии дать сыну такое имя. Вопрос о том, когда именно во время царствования Иосии были произнесены пророчества Софонии, вызывает споры. Некоторые полагают, что это произошло до восстановления Иосией чистоты культа Яхве – Бога, Которому Израиль поклялся в преданности на горе Синай ( Исх. 19–24 ). Вся жизнь народа – политическая, социальная и религиозная – должна была направляться Божьей волей, явленной, как описано в Пятикнижии, в законе, данном на Синае, однако израильтяне постоянно забывали об этом, живя по собственному усмотрению. Только при Иосии их взоры вновь устремились к Господу ( 4Цар. 22:1 – 23:30 ; 2Пар. 34:1–35:27 ). Поскольку языческие обычаи еще существовали (1:4–9), выдвигается гипотеза о произнесении этих пророчеств до Иосии. На этом основании книгу относят к периоду до 621 г. до н. э. – году начала его реформ. Однако этот довод неубедителен, поскольку религиозная реформа, проведенная царем, не была повсеместно поддержана народом и даже последующими правителями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Заключительный стих мессианского пророчества Михея звучит следующим образом: «И будет Он мир. Когда Ассур придет в нашу землю и вступит в наши чертоги, мы выставим против него семь пастырей и восемь князей» ( Мих. 5, 1–5 ). Святитель Кирилл Александрийский понимает этот стих иносказательно: что под Ассуром, т.е. ассириянином, здесь следует понимать не человека из вавилонского народа, «но, скорее, виновника греха, или сатану, или даже, говоря вообще, свирепое множество демонов, которое духовно противится всему святому и враждует против святого города, духовного Сиона… ибо Христос обитает в Церкви и как бы сделал ее некоторым городом Своим» 31 . Итак, когда нападут на Церковь служители диавола, против них выступят «семь пастырей и восемь князей». Святой преподобный Ефрем Сирин указывает, что семь пастырей – это семь пророков: Исайя, Осия, Иоиль, Амос, Авдей, Иона и Михей. А восемь князей – это Езекия, Елиаким и другие праведные правители Израиля 32 . 1.5. Пророчества о Мессии в книгах пророков Софонии и Наума Книга пророка Софонии занимает девятое место в ряду книг малых пророков. О самом пророке известно очень мало. В Соф. 1, 1 говорится следующее: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Время пророческого служения Софонии можно установить, исходя из надписания книги, однако начало его определить сложно. Книга пророка Софонии – небольшая по объему: она состоит всего из трех глав. В рамках настоящего исследования, среди прочего, представляет интерес отрывок книги пророка Софонии, читаемый в качестве паремии на вечерне в праздник Входа Господня во Иерусалим, а именно – Соф. 3, 14–19 : «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием. Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

И воцарился Аммон, сын его, вместо него. 19 Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы. 20 И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 21 и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 22 и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 23 И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 24 Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 25 Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 26 И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. Иосии (640–609) при его воцарении было всего восемь лет. Люди, правившие от его имени, в целом продолжали политику Манассии и Аммона. Но пророки вновь обрели голос. Выразителем религиозной оппозиции стал пророк Софония (евр. цефания) 74 . То было время мировых переворотов, заката Ассирии и появления на исторической арене новых народов: персов, халдеев и скифов. В исторических бурях Софония усмотрел знамения грядущего Страшного Суда Господня. Проповедь пророка оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством и осуществил централизацию культа в Иерусалиме. В период реформы Иосии проповедовал пророк Иеремия, а о Софонии уже не упоминается. Вероятнее всего, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (ок. 625 г.). Учение Софонии характеризуется следующими чертами: а) в событиях мировой истории проявляется воля Господня; б) грех мира неизбежно влечет за собой всеразрушаю-щую бурю, подобную древнему потопу; в) после этой бури сохранятся только «бедные земли», как Софония называет людей истинного благочестия; г) по истечении дней возмездия Бог явится среди своих избранников и установит на земле вечное Царство радости и света. 2 Все истреблю с лица земли, говорит Господь: 3 истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010