Так напр. находят у Софонии выдержки из Иоиля ( Иоил.1:15; 3:14 = Соф.1:7 ; Иоил.2:1–2 = Соф.1:14–15 ); из Исаии ( Ис.34:16; 13:3 = Соф.1:7 ; Ис.10:23; 28:22 = Соф.1:18 ; Ис.16:6 = Соф.2:8,10 ; Ис.47:8,10 = Соф.2:15 ; Ис.18:1,7 = Соф.3:10 ); Михея (4:6,7= Соф.3:19 ) и других книг. Эти «выдержки», или точнее некоторое сходство, могут наводить на мысль, что Софония, как и его современник Иеремия, знал и читал пророческие писания, а их прекрасный «классический» язык отразился на его книге и в этих случаях породил «чистоту» языка Софонии. Сам же пророк Софония жил в период унижений и страданий Израиля и подобно тому, как и «соловей не поет зимою», и ему, подобно Иеремии, было не до краснопения, а лишь бы выразить сильнее скорбь настоящего и будущего, а потому его собственный язык не мог отличаться красотою и чистотою, а халдеизмами эпохи Иеремии. В Новом Завете ясных цитат из этой книги толковники не указывают. Новые экзегетические монографии о книге Софонии: Strauss. Vatic. Sophoniae comment. illustravit. Berol. 1843. Reinke. Der Prophet Zephanja. 1868 г. В русской литературе существует библиологическая и экзегетическая монография: Тюрнин. Книга пр. Софонии. Сергиев Посад. 1897 г. 10. Книга пророка Аггея Пророк Аггей, по свидетельству его книги (1:1; 2:1) и 1 книги Ездры (5:1–2; 6:14–16), проходил свое служение во втором году царствования Дария Гистаспа (ок. 520 г. до P. X.) и поддерживал руки строителей второго храма. По иудейскому преданию, он был членом Великой Синагоги (Berach. 2, 4. Chagigah 3, 8. Meg. 1, 7). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. Книга пророка Аггея по содержанию обычно делится на четыре небольших отдела хронологическими датами, указываемыми самим пророком. В первом отделе (1 гл.), произнесенном в первый день шестого месяца (2-го года Дария Гистаспа), пророк убеждает Иудеев приняться за прерванное построение храма; во втором отделе (2:1–9), произнесенном в 21 день седьмого месяца вероятно того же года, пророк утешает строителей славою второго храма; в третьем отделе (2:10–19), произнесенном в 24 день девятого месяца, пророк утешает строителей Господними милостями в плодородии земли, и в четвертом отделе (2:20–23), произнесенном в тот же день, пророк утешает Зоровавеля и весь народ надеждою на исполнение Господних обетований дому Давида в лице Зоровавеля, современного его потомка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Моавитяне — народ Семитического племени, потомки Моава, незаконного сына Лота от старшей дочери его (Быт. гл. 19, ст. 30–37). Они занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границею их было Мёртвое море, а с Востока — пустыня. Аммонитяне — народ, родственный Моавитянам, происшедший от Аммона, сына Лота, и его младшей дочери Бен-Амми (Быт. гл. 19, ст. 38). Они жили на восточной стороне Иордана, около гор Галаадских, между реками Иавоком и Арноном. Ефиопляне или Кушиты, произошли от Куша или Хуша, сына Хамова. В древности название Ефиопов давалось всем народам смуглого цвета (северо-восточной Африки и юго-западной Азии); но потом это название стало усвояться жителям собственно Ефиопии, лежавшей к югу от Египта, между Чермным морем, Ливийскою степью и Абиссинскою возвышенностью. Ассирияне — народ семитического племени, происшедший от Ассура, сына Сима, сына Ноева. Их царство, одно из самых могущественных во всей Азии, занимало области по реке Тигру, между Арменией, Месопотамией, Мидиею и Вавилониею. Кн. прор. Софонии гл. 2. Пророчества эти исполнились при Навуходоносоре, царе Вавилонском, который покорил, вместе с Иудеями, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян. Ассирия же погибла при отце Навуходоносора — Набопалассаре. Наказание, действительно, не замедлило постигнуть нечестивых. Еще при Иосии вторглись сильные тогда враги Египтяне. Царь их, Фараон Нехао, в битве при Меггедоне, в долине Ездрелонской (на Юге Палестины) разбил Иудеев. Благочестивый Иосия пал в этой битве. С этого злополучного дня началось наказание Иудеев и исполнение угроз пророческих. Вскоре после смерти Иосии Иудеи были порабощены Египтянами и обложены тяжкою данью, а потом Вавилоняне стали вторгаться в Иудею. В 607 г. до Рож. Хр. царь их Навуходоносор взял Иерусалим, разрушил его, а народ отвел в плен, где он пробыл 70 лет. Так исполнились пророчества о наказании Иудеев за нечестие. Кн. пр. Софонии гл. 3, ст. 9–14. Пророчество Софонии об остатке Израилеве Блаж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Скифское нашествие, таким образом, могло лишь давать повод к изображаемой пророком страшной перспективе, ожидающей Иудеев. Косвенный намек на это опустошительное для многих азиатских народов нашествие скифов не без основания усматривают в словах прор. Софонии Соф.3:6–8 , а также в первой половине стиха Соф.1:18 . В последнем месте можно предположительно видеть напряженное указание на особенно отличавшее завоевательные походы скифов корыстолюбие этих хищников. Остается, таким образом, отнести речи пророка Софонии к третьему и последнему периоду жизни и царствования Иосии, т. е. после 18-го года его правления, что и делают некоторые исследователи (Делич, Клейнерт, Филиппсон и др.). Вся ситуация книги – изображение грехов народа против веры и нравственности, а также ожидающих его кар – является аналогичною пророческим речам Иеремии, произнесенным несомненно времени после уже реформы Иосии. Говорить о предстоящем истреблении «остатков Ваала» ( Соф 1.4 ) можно было лишь после того, как Иосия по достижению совершеннолетия положил почин религиозной реформе, особенно же после обретения книги закона (в 18-й год) с новою ревностью принялся за истребление остатков идолослужения в своей стране. Равным образом, об официальном употреблении в стране закона, хотя и нарушаемого священниками ( Соф 3.4 ), не могло быть и речи до открытия «книги закона». И пророк Иеремия говорит как об идолослужении ( Иер 7.17, 18 ) рядом с официальным господством истинного богопочитания и законничества ( Иер 6.19–30 ), о ложной клятве именем Иеговы рядом с клятвою идолами ( Иер.5:2, 7:9, 12:6 ; ср. Соф 1.5 ), о злонамеренном преступлении закона ( Иер 8.8–9 ), о развращении всех классов народа – царской семьи, князей, пророков и священников ( Иер 2.8, 26 сн. Соф 1.4, 8–9, 3.4 ). Посему оба пророка признают единственно возможным исходом для современного им народа – всеобщую гибель, грозную кару Божию, воспламенение всепоедающего пламени гнева Божия ( Соф 1.18 см. Иер 7.20 ), имеющего истребить с лица Палестины людей и все живущее ( Соф 1.2–3 см. Иер 4.25, 9.9, 12.4 ), и, таким образом, как бы повторяют и развивают суть грозного пророчества Олданы по поводу обретения книги закона и ее клятв ( 4Цар 22.16 сл. 2Пар 24.24 ). Наконец, и то обстоятельство, что пророк Софония, примыкая к известному пророчеству Наума (см. особенно Наум 1.14, 2.2, 3.15 ), предвозвещает скорую гибель Ниневии и всей Ассирии ( Соф 2.13–15 ), что, по принятому теперь в науке счислению, произошло в 606 году до Р. Х. более благоприятствует сравнительно более позднему, чем более раннему, написанию книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что помогут идолопоклонству его глухие идолы? Горе тем, у которых боги бездушные идолы, неслышащие обращаемых к ним молитв; Господь же во храме святом своем, пред Ним должна замолкнуть вся земля ( Авв.2:18–20 ). Откровение Божие о наказании народа иудейского чрез халдеев исполнило ужасом самого пророка, и он молится, чтобы Господь и в будущем, как и в прошедшем, являл себя народу Богом спасения ( Авв.3:1,2 ). И затем изображает будущее явление Божие для поражения противников. Как при переходе чрез Черное Море Господь явился горевавшему Израилю, так явится и в будущем Судиею всего мира. Во время шествия Его на суд, вокруг Него солнечное сияние, впереди и сзади его язва и зараза, все враждебное Ему истребляется ( Авв.3:3–5 ). Земля колеблется от шествия Его, народы дрожат от Его взора, древние холмы опадают (ср. Суд.5:5 ; Пс.67:19 и Исх.19:18 ) пред ним; кочующие эфиопляне и мадианитяне впали в ужас ( Авв.3:6,7 ). С какою же целью является господь в таком страшном величии, от которого трепещет земля, так что открылись подземные источники ( Авв.3:8,9 ), вострепетали горы, верхние и нижние воды и небо покрылось молнией и тучами ( Авв.3:10–12 )? – Господь является для спасения людей своих. Он низвергнет халдейскую династию ( Авв.3:13 ), уничтожает вооруженные, преданные ей массы народа, которые в исступлении будут истреблять друг друга ( Авв.3:14 ) и погибнут, как некогда Фараон и его всадники в море ( Авв.3:15 ). Поэтому, хотя пророк еще в ужасе, от услышанной им страшной вести, хотя он еще трепещет в виду близкого исполнения бедствий будущего; но он также радуется и торжествует в виду созерцаемого им спасения ( Авв.3:16–19 ). Книга пророка Софонии Сведения о лице пр. Софонии и цели его пророческого служения Пр. Софония сам возводит свой род до царя Езекии; отцом своим он имел Хусия, дедом его был Годолия, прадедом Аморий, прапрадедом Езекия. Пророческое свое служение он проходил во время Иосии, царя иудейского, и вероятно в первые годы его царствования, когда Иосия находился еще под опекой, после первого преобразования упадшего богослужения, когда вельможи еще имели над ним силу: так как видны еще значительные остатки служения Ваалу, чего не было после 18 года царствования сего царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Внимательный анализ показал, что книга Софонии наполнена повторением ключевых слов и идей, и содержит характерные инклюзии, хиазмы и параллельные грамматические структуры. 1077 Единство книги проявляется в наличии ключевых слов в начале и в конце. Фраза «лице земли» в 1:23 вторит фразе «вся земля» в 3:1920. Фраза «слово Господне» в 1:1 вторит фразе «говорит Господь» в 3:20. Лжецарь «Милком» (1:5, ивр., малкам, в СП – «царем своим») противопоставляется истинному царю, «Господу, царю (3:15, ивр., мелек) Израиля». Трусливый «воин» (1:14) противопоставляется храброму «воину» (3:17). 1078 Истребленное «имя» (1:4) противопоставляется превознесенному «имени» (3:19,20, в СП – «почет и уважение»). «Обман», наполняющий дом Господа (1:9) противопоставляется городу, свободному от «обмана» (3:13, в СП – «лжи»). 1079 В подразделах книги также присутствует много параллелей. Обвинение в нежелании искать Господа (1:6) параллельно тройному призыву искать Его (2:3). Повторение фразы «день Господа» или «день» или «время» связывает книгу в единое произведение (см. ниже). 1080 Глаголы первого лица единственного числа, когда говорит Яхве, и третьего лица единственного числа, когда пророк говорит от имени Яхве. В главах 2 и 3 преобладают глаголы второго лица множественного числа в императиве, глаголы второго лица множественного числа в активном залоге и личные суффиксы второго лица. 1081 Это указывает на едва заметное единство главы 1 и глав 2 и 3. Книга Софонии – это связанная проповедь, обращенная к жителям Иудеи и Иерусалима, которая, в ее нынешней форме предстает перед нами как сложное, но единое произведение. Ее цель – подтолкнуть реформы Иосии 1082 через призыв к обновлению, демонстрации Божьей власти над врагами Иудеи и предоставление оснований для надежды на будущее. Все это было выстроено вокруг основной темы «дня Господа». 1083 I. Заголовок – 1:1 II. Суд над Иудеей – 1:22:3 A. Бог сотрет с лица земли Иудею и Иерусалим – 1:26 B. Божье наказание приближается – 1:713 C. День Господа близится – 1:1418

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

и вся земля пред Ним да молчит! Молитва Аввакума 3 Молитва пророка Аввакума. и, узнав о делах Твоих, трепещу. яви и ныне славу Свою! Во гневе вспомни о милости! 3 Идет от Темана Бог,   Покрылись небеса величием Его, 4 Сияние Его – как свет зари, от руки Его исходят лучи, 5 Перед Ним мор идет, 6 Вот встал Он – и задрожала земля, от взгляда Его затрепетали народы, древние горы обрушились, поникли холмы вековые: пути Его вечные. 7 Видел я горе в шатрах Куша, смятение – среди палаток мидьянских. 8 Но на реки ли, Господи, гневался Ты, на потоки ли вод негодованье Свое обрушивал или на море – ярость Твою, когда мчался стремглав на конях Своих, на колесницах победителя? 9 Ты поднял лук Свой, дал стрелам клятвенный наказ.//   Ты землю реками рассек, 10 Тебя увидев, поколебались горы. Пронеслись воды ливневые, бездна голос подала, 11 Солнце и луна в жилище своем застыли при блеске стрел Твоих молниеносных и Твоего копья сиянье.   12 Во гневе шествуешь Ты по земле, в негодовании попираешь народы. 13 Выходишь Ты, чтобы спасти Свой избранный народ, и сокрушить главу дома нечестивого,   14 Копьями Своими поразил Ты в голову вождей его, когда они готовились уже рассеять нас, 15 Кони Твои скачут, попирая волны, пучину многоводную вздымая.   16 Услышал я – затрепетало сердце, при вести этой задрожали губы, я ослабел, и ноги мои подкосились. Но я буду спокойно ожидать,   17 И даже если бы смоковница не расцвела, и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой, и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне, и не было б в загонах у меня скота – 18 в Господе я буду ликовать, радоваться Богу спасения моего! 19 Господь – Владыка! – Он дает мне силу, уподобит меня оленю, на высоты возведет меня!»     КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ   «Соберу вас в обитель отчую, в доме родительском всех вас соберу! Почитать и восхвалять вас будут среди всех народов земли, когда на глазах у вас восстановлю Я ваше благоденствие», – говорит Господь! (3:20) Апокалиптическая поэма Софонии в трех кратких главах выражает сущность предсказаний всех предшествовавших ему древних библейских пророков. Тяжелая и страшная весть о неумолимо приближающемся Суде Божьем – Дне Господнем – сообщается в самых первых строках книги. Но не предсказания о судах Божьих, которые постигнут мир, – центральная идея книги. Восстановление попранной правды Божьей на земле (3:12, 13), подлинного внутреннего единения человека с Богом (2:3) и преодоление вражды между людьми (3:9) – вот главная тема книги и цель пророческой вести. Суды Божьи – это средства для осуществления этой цели. Значение и смысл первой главы невозможно постичь вне контекста второй и третьей глав книги и в отрыве от истории Иудеи и обстоятельств эпохи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Ам. 3,8 ; 1Кор. 9,16 ; 2Кор. 5,14 ). 20 с городами, которые разрушил Господь. Содом и Гоморра, уже ставшие «притчей во языцех» ( Ис. 1,9 ; Ам. 4,11 ). Глава 21 2124,10 Эти главы повествуют о конце династии Давида, ясно показывая, что ее бедственная участь определена Богом как суд за грехи царей и народ иудейского. Иеремия обличает ложных пророков, которые вводят в заблуждение народ (23,1–40), но вместе с тем в его проповеди звучит надежда на то, что Господь, по обетованию Своему, соберет остаток народа, во главе которого встанет «праведная Отрасль» дома Давидова (23,3–8). Оба пророчества о суде и о будущем возвращении повторяются в видении Иеремии о двух корзинах со смоквами (24,1–10). 21 Седекия. Имя царя означает «Господь моя правда». прислал к нему. Седекия обнаруживает свою зависимость от Иеремии, однако царю не хватает нравственной силы, дабы повиноваться пророку (37,3.21; 38,5.14.19.24–26). Пасхора. См. ком. к 20,1. Софонию. Речь идет не о пророке Софонии (см. 19,25.29; 37,3; 52,24). 21 Навуходоносор. Навуходоносор царствовал в Вавилоне в 605–562 гг. до Р.Х.; его имя образовано от имени вавилонского божества Наву (или Нево). См. Ис. 46,1 ; Дан. 1,1 . воюет против нас. Седекия был ставленником Навуходоносора (37,1), позднее он восстал против своего покровителя, что привело к новым нашествиям. 21 Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою. Эти слова изображают картину священной войны Божией, обратившейся против Его народа ( Втор. 4,34; 5,15; 7,19 ; Ам. 5,18 ). во гневе и в ярости и в великом негодовании. См. Втор. 29,23 . 21 путь жизни и путь смерти. См. Втор. 30,15.19 . 21 производите суд. См. 9,24. Здесь подразумевается в равной степени и царский суд, и суд Царя-Мессии (23,5; 2Цар. 8,15 ; 3Цар. 3,28 ; Пс. 71,1.2 ). спасайте... обидчика. Ср. 22,3. 21 скала равнины. Сравнительно надежное в оборонительном смысле расположение Иерусалима (стоящего на возвышенности и окруженного долинами с трех сторон, однако совсем не защищенного с севера) давало повод для самоуспокоения (7,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 . Обещание всеобщего спасения в будущем. Эсхатологии Софонии было уделено много внимания, особенно в целях датировки книги. 1088 Но его описание будущего – это, прежде всего, важное следствие теологии дня Господа и теологии остатка. После суда Бог приведет все народы в Свою спасающую сень (3:910). Его волнует не только спасение Иудеи, а спасение всех народов земли. Таким образом, основополагающие элементы обещания, данного Аврааму ( Быт.12:13 ), наконец, будут реализованы. 1068 Обсуждение этого времени см. в книге John Bright, A History of Israel, 4-th ed. (Philadelphia, Westerman, 2000), pp. 310–331. 1069 Это предположение основано на краткой справке греческого историка Геродота. Однако их вторжение в Иудею было, скорее всего, кратким и никак не повлияло на жизнь страны. 1070 Маловероятно, что здесь имеется в виду Ассирия, ибо она сама описана как страна, пострадавшая от нашествия могущественной силы (2:13–15). 1073 Childs, Introduction, p. 458. Многие евангельские ученые согласны с этим: Dillard and Longman, Introduction, p. 418; J. Alec Motyer, «Zephaniah,» in The Minor Prophets; An Exegetical and Expository Commentary, vol. 3, Zephaniah-Malachi, ed. by Thomas E. McComiskey (Grand Rapids: Baker, 1998), p. 901; Willem VanGemeren, Interpreting the Prophetic Word (Grand Rapids: Zondervan, 1990), p. 174. 1074 O. Palmer Robertson предлагает следующий вариант: 1:2–18; 2:1–15 и 3:1–20 (The Boob of Nahum, Habakkuk, andZephaniah [Grand Rapids: Eerdmans, 1990], pp. 45–46), в то время как Waylon Bailey предпочитает делить книгу следующим образом: 1:2–2:3; 2:4–15 и 3:1–20 (Baker and Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, p. 403). 1075 Marvin A. Sweeney, «A Form-Critical Reassessment of the Book of Zephaniah,» CBQ53 (1991): 407–408. 1078 Одно и то же еврейское прилагательное гибор («сильный») переводится в синодальном переводе сначала как «храбрый» (1:14), а затем как тот, кто «силен» спасти (3:17). 1080 Слово «день» встречается в стихах: 1:7,8,9,10,14,15(6 раз),16,18; 2:2,3; и 3:8,11,16. Слово «время» – в стихах: 1:12 и 3:19,20 (Motyer, «Zephaniah,» p. 902).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

IV. Содержание Заключает в себе бремя, то есть, суд Божий, или изречение жестокое на ожесточенных Иудеев, на Халдеев и их бесчеловечие, и на прочих им подобных. Аввакум жалуясь на нечестие Иудеев, объявляет им разрушение, чрез Халдеев быть имеющее, о чем Исаия еще прежде предсказал ( 4Цар.20:17,18 ); но сожалея о жребии народа Божия, испрашивает у Бога отмщения на его врагов, и извествуется о пришествии Мессии и о погибели Халдеев, наконец горячайшими молитвами запечатлевает свое пророчество. И так по случаю несчастий, которые в то время должны быть предсказываемы, приступает к пророчеству о благодати Христовой; ибо из оной, как из единственного источника, пророки утешения для народа почерпать обычай имели. V. Случай Чтоб нечестивых объявлением праведных Божеских наказаний привесть к истинному покаянию, а благочестивых напротив по развратности своего века о наступающих Божеских судах смущающихся, обещанием падения Халдеев и пришествием Мессии утешить и увещать, дабы непоколеблемы пребыли в вере. %H6%VI. Пророчество о Христе Иисусе Авв.2:3,14 . VII. Разделение Разделяется пророчество на три части: В первой части содержится жалоба на развращенное состояние земли Иудейской; угрожение разорением ее чрез Халдеев. Гл. 1 ст. 1 до 12 ( Авв.1:1–11 ). Во второй, утешение верных, стенящих по причине жестокости Халдеев к народу Божию – Авв.1 :12с до конца, где: 1) Стенание верных. Авв.1 :12с до конца. 2) Ответ Божественный, требующий твердой веры в грядущего Мессию; проречение на Вавилон лихоимствующий, насильствующий, пьянствующий и идолопоклонствующий. Авв.2 . В третьей, молитва пророка, прославляющего дела Божия, и радующегося о Боге. Авв.3 . VII. Места особливого примечания достойные Авв.1:12,13; 2:3,4,6,14,20; 3:2,18,19 . § 44. О Книге пророка Софонии I. Надписание От имени писателя у евреев Цефаниа, а у греков Σοφνιας, Софония. II. Писатель Софония. О нем должно знать. 1. Знаменование его имени, которое значит тайн Божиих вестник, или тайна Божия, или Бог себя сокрыл. 2. Род. Отца имел Хусия, деда Годолия, прадеда Амория, прапрадеда Езекию. Соф.1:1 . Сия предков его связь довольно показывает, что он был не подлого рода и различен от тех, о которых упоминается в 1Пар.7:36 , и 4Цар.25:28 ; снеси Иер.21:1; 29:25,29; 37:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

1:14–18 Общие угрозы . 14–16 Близок… день Господа, близок и очень поспешает – вот важнейшая для пророка тема (см.: ст. 7). Его предупреждение относится не к отдаленному будущему, а к настоящему, и ожидание этого дня отнюдь не сопряжено с радостью. Горький вопль и бранный крик (порожденные жаждой крови или ужасом) усилят смятение. Страшный день пунктирно очерчен в перечне трагических событий, который разделен на шесть частей в точном соответствии с шестью днями творения. С точки зрения Господа, это будет день гнева (ср.: Иез. 7:19 ; Ос. 5:10 ; Авв. 3:8 ), но для описания его воздействия на человечество потребовалось пять пар синонимов. Эмоциональное потрясение от скорби и тесноты будет сопровождаться страданиями от опустошения и разорения. Ужас будет возрастать от тьмы и мрака. Согласно Амосу, тьма в день Божьего суда ( Ам. 5:18–20 ; ср.: Ис. 8:22 ; Иоил. 2:2 ) напоминает первозданный хаос ( Быт. 1:2 ), еще не освещенный светом Божьего могущества. Эти катаклизмы, сопровождаемые звуком трубы и бранным криком, характерны для «богоявлений», то есть встреч Бога – всемогущего Творца и Судьи мироздания – со Своим творением (ср.: Исх. 20:18 ; Втор. 4:11 ). Никакие крепости не защитят от наступления Господа. 17–18 Намереваясь поразить слушателей, пророк от лица Господа ярко описывает последствия Его суда над человечеством. Люди, получившие некогда путеводный завет, будут ходить как слепые, в соответствии с проклятием того самого завета, которым они пренебрегали ( Втор. 28:28–29 ). Человеческая кровь – средоточие жизни ( Лев. 17:11 ) – будет расцениваться как никчемный прах (ср.: 4Цар.13:7 ; Зах. 9:3 ). Откупиться от Божьего суда людям не поможет ни серебро, ни золото, то есть либо их неправедно нажитое богатство (11,13), либо – что более вероятно – их бессильные идолы, которых часто покрывали этими металлами (ср.: Ис. 30:22 ; Иез. 7:19–20 ). Идолослужение избранного народа возбудило ревность Господа – желание Бога отстоять Свою уникальную роль Творца, Искупителя и Покровителя Израиля. В результате огнем ревности Его (ср.: Втор. 4:24 ) пожрана будет не только земля Израиля, но и вся… земля (ср.: ст. 2–3; 3:8; 2Пет. 3:10–12 ). Ждать дальнейших предупреждений не придется: истребление будет быстрым и внезапным. Для Иудеи это обещание исполнилось очень скоро: в 587 г. до н. э., при жизни Софонии, произошло разрушение Иерусалима и его Храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010