«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Новый Завет В четвёртый том собрания творений преподобного Ефрема Сирина вошли толкования на Послания ап. Павла и Четвероевангелие. Святой преподобный Ефрем Сирин Творения. Том 4   © Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул Предисловие к 4-му тому В переведённых доныне творениях святого Ефрема Сирина русские благочестивые люди находили и находят один из самых обильных источников духовного назидания. Искреннее желание сделать для русских людей этот источник доступным, по возможности во всех его частях, побуждает нас предложить теперь читателям перевод двух истолковательных трудов святого Ефрема Сирина, не появлявшихся еще на русском языке, а именно: его толкование на послания святого апостола Павла и на Четвероевангелие. «Столп Церкви, великий отец и вселенский учитель, пророк сирийский, солнце сирийское, духовный философ и глубокий ученый, витийственные уста и цитра Святаго Духа», — называл святого Ефрема Сирина его славный современник святитель Григорий Нисский, по слову которого святой Ефрем «толковал все древнее и новое Писание, от сотворения мира и до последней благодатной книги»  . В римском издании сирийских творений святого Ефрема помещены толкования на Пятокнижие, книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1 и 2 Царств), 3 и 4 Царств, Иова, Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии, Малахии и несколько экзетерических бесед на отдельные тексты. Кроме того, известны толкования, не вошедшие в римское издание: на книги пророков Ионы, Наума, Аввакума, Софонии и Аггея  . Сирийский писатель 14 века Гебед-Иесу (Авдий-Иисус) упоминает также и о толковании святого Ефрема на Псалмы, не имеющиеся в римском издании  . В греческих рукописях Ватиканской, Палатинской и Московской Синодальной библиотек под именем святого Ефрема читаются отрывки толкований на Пятокнижие, книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Псалмы  . В нижеуказанном армянском переводе творений святого Ефрема имеется толкование и на Паралипоменон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Так прор. Исаия говорил о рождении Мессии от Девы ( Ис.7:14 ), прор. Михей – о месте рождения в Вифлееме ( Мих.5:2 ), прор. Захария – о торжественном входе во Иерусалим на ослице ( Зах.9:9 ), прор. Соломон – о кознях Праведнику, Сыну Господню ( Прем.2:1220 ), прор. Давид – о предателе Иуде ( Пс.40:10; 108 ), прор. Захария – о сребрениках ( Зах.11:1213 ), и многие пророчества исполнились, и Христос воцарился во веки, и Царствию Его не будет конца. Масальский В. И. в своем очерке «Туркестанский край» (Россия, полное географическое описание нашего отечества, С.-Пб. 1913. Т. 19. С. 678) пишет: «В Самарканде и его окрестностях находится до 200 священных мест и могил. Есть там могила Хаджи Даниара (Даниила). Существуют два предания об этой могиле: 1) что эта могила сподвижника Куссама-ибн-Аббаса; и 2) что Тимур, желая поднять духовное значение города Самарканда, во время одного из своих походов перевез из Севаса останки погребенного там пророка Даниила и похоронил близ Самарканда. Рядом с могилой, внизу, из-под земли бьет вода, которую сарты считают целебной от кожных болезней. Могила интересует приезжих потому, что ее еще называют “могилой семисаженного святого”. Она обращает на себя внимание своей несоразмерной длиной, имеющей около 26 аршин длины, 3 арш. ширины, 2 1/2 арш. высоты. Проводник туземец уверяет, что святой был “очень большой”, высокий, но на самом деле длина могилы получилась от постепенного ее удлинения погребением родственников святого. Намогильник кирпичный оштукатурен алебастром. Местоположение могилы очень живописно: весной и летом приятно провести время под тенью старых развесистых карагачей. Основатель Самарканда, Тимур, очень любил свой город и желал сохранить свою столицу. Ему посоветовали, что в основание города надо положить мощи четырех пророков, – и он перенес мощи пророка Даниила. Поклоняются гробнице Даниила и мусульмане (они и следят за ней), и евреи, и христиане. У гробницы часто бывают исцеления, и в память их люди отрезают лоскуты и вешают на ветках». Из книг пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Мих. 5:5 . асрнс; после букв ж, з, часто вставляется д: Авв. 1:15 . мрждею, Зах. 1:8 . рыжди (вм. рыжие), Ос. 1:1 . израиал; 11:20. въздреье, Иоил. 2:18 . въздревнова, Зах. 9:6 . раздрш, Мал. 2:13 . издркъ (вм. из рук). Перевод изобилует многими словами и выражениями, в последствии вышедшими из употребления, или изменившими свой первоначальный вид, напр. Ос. 2:2 . Иоил. 2:16 . сьсъ (сосец); Ос. 2:5 . хоти ; Иоил. 2:6 . Мих. 3:3 . латка; Иоил. 3:10 . лщ; Ам. 1:11 . побыть; 3:7. дтель; 9:7. не иизл ли уто. изведохъ; Мих. 2:7 . не с ли (вм. не суть ли) уто словеса его, см. ещё Авв. 2:13 .; Ион. 1:5 . пождь (дно корабля); 3:5. 6. 8. ригъ; Наум. 2:11 . ста левьска (виталище львов); Авв. 3:9 . рожникъ; 13. взы (вм. узы); Агг. 2:19 . четвертааго междю двма дестьма (от двадесять четвертаго); Мал. 1:5 . длъ (предел), 4:1. кор (вм. корень), и др. Прибавим, к этому Ос. 2:5 . ризы мо. и рчьна мо – покрывала ( θνι); Иоил. 3:11 . Ам. 2:14 . Зах. 10:5 . храборъ – воин ( μαχτης); Ам. 5:19. мечька ( ρκτος медведица); 8:1. съсдъ имелника – птицелова ( ξυτου); Наум. 2:4 . мыкающас – мелькающая ( διατρχουσαι); 7. акы гръкающе – воркующе ( φθεγγμεναι); 3:5. заждь – зад ( τ πσω); 17. въсльп – вскочил ( ξλατο); Авв. 3:3 . часта вм. чаща; Агг. 2:1. 11 . въ четврьтъи десте, въ прьвыи десте – в двадесять четвёртый, в двадесять первый день; Зах. 2:13 . да говить – благоговеть ( υλαβεσθω); 13:4. въ кож срьинн – власяницу ( διν τριχνην); 12:4. въ пржасъ – в ужас ( ν κστσει, но 14:13. переведено – ужасъ); Мал. 4:6 . – в конец ( ρδην). Последние четыре книги, т.е. Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, хотя находятся в списках вышеупомянутого толкования пророков, но на них нет самого толкования (кроме 1-й гл. Софонии). И по переводу некоторых слов можно примчать, что книги сии переведены не тем же лицом, которое переводило прочие книги пророческие, хотя также в глубокой древности. Представим доказательства: θνος здесь всегда переводится язык Соф. 2:1. 11. 3:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

1 . День Господа – это центральная тема пророческой проповеди. 1084 Эта концепция впервые упоминается в книгах Амоса и Исайи в VIII веке, но, кажется, что к тому времени она уже глубоко укоренилась в общественном сознании. Очевидно, что в воображении общества он виделся исключительно как день обильных благословений и благоволения Яхве к Своему народу. Но Амос разрушил это представление, показав, что этот день будет днем суда, уныния и смерти ( Амос 5:1820 ). Софония развил эту идею в нескольких важных направлениях. Во-первых, этот день будет днем Божьего гнева (1:18, 2:23), днем наказания Иуды и Иерусалима за то, что они перестали искать Господа и за практику синкретизма (1:79.12b,1418, 3:17). Суд начнется с торговцев (1:1011 – Иерусалимской Уолл-Стрит 1085 и выльется в стенание и смерть (1:10). Этот день близок (1:7:14). Предупреждение Софонии о приближении дня должно было привести к покаянию (2:23). Во-вторых, в этот день Яхве установит свою власть над народами и продемонстрирует ее через наказание врагов Иудеи (2:415). Перечисленные народы были те, что конфликтовали, в особенности, с царем Иосией. Так будет установлено вселенское господство Яхве, как «Господа и Царя Израиля» (3:15). Это значит, что (как ранее утверждал Амос, глава 1) не только Иудея и Израиль, а все народы несут ответственность перед Богом. В-третьих, через применение проклятий завета из книги Второзаконие подчеркивается, что проповедь Софонии коренится в Завете Госиода с его народом (ср. Соф.1:13,1516 и Втор.28:2949 ). В-четвертых, в дне Господа будет и положительный момент, который заключается в спасении и возрождении Божьего народа. Это будет день ликования (3:1617), спасения (3:19) и восстановления (3:20). В возрождении также присутствует лейтмотив Второзакония (для «возрожденных счастливцев» 3:20] см. Втор.30:4:9 ). Таким образом, Божий народ может ожидать с уверенностью (3:8) в то время как Господь, в противоположность Бытию 11, собирает все народы в одном месте, вокруг Себя (3:910).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

2. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 7, 12-15; 2. 3-4; 3. 12; 4. 1-2; 5. 7-8(6-7); 7. 2-3, 20), Наума, Аввакума, Софонии и Захарии. Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 3. Свиток MurXII (Mur88). Издан в 1961 г. ( Milik. 1961. P. 181-205. Pl. LVI-LXXIII). Сохранился в виде фрагментов, к-рые содержат отрывки книг малых пророков: Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, М. (1. 1 - 6. 7; 6. 11 - 7. 18), Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Захарии. Датируется нач. II в. по Р. Х. Орфография и текст близки к МТ. Свиток является важнейшим свидетельством протомасоретского текста (см. в ст. Масоретский текст ). В Мих 1. 10 содержится тот же вариант   («валяйся (во прахе)»), что и в МТ   (МТ  :   - «я валялся» или «ты валялась»). 4. Рукопись 4QpMi? (4Q168). Текст издан в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 36. Pl. XII). Сохранилась в виде 5 небольших фрагментов, к-рые содержат отрывок Мих 4. 8-12. Датируется между 30 г. до Р. Х. и 20 г. по Р. Х. Изначально рукопись могла являться списком либо библейского текста, либо экзегетического сочинения (пешер). 5. Рукопись 1QpMi (1Q14). Издана в 1955 г. ( Milik. 1955. P. 77-80. Pl. XV; рус. перевод: Амусин. 1971. С. 246-251). Содержит текст кумран. комментария (пешер) на Книгу прор. Михея. Сохранились (фрагментарно) следующие отрывки библейского текста: Мих 1. 2-6, 8-9; 6. 15-16; 7. 6(?). Из текста комментария можно понять, что текст М. рассматривался как эсхатологическое пророчество (фрагменты 17-18:       - «о последнем поколении»), в к-ром упоминаются и Учитель праведности (фрагм. 8-9:    ), и кумран. община (фрагменты 8-9:  ). Имя Яхве в тексте передается палеоевр. письмом. Рукопись может быть датирована 2-й пол. II - 1-й пол. I в. до Р. Х. Цитаты из Книги прор. Михея зафиксированы также в различных кумранских текстах, написанных на древнееврейском и арамейском языках: в «Благодарственных гимнах» (Мих 1. 4 в 1QHa XII 34-35 (IV 33-34); XVI 33-34 (VIII 32-33); Мих 2. 10 в 1QHa XI 9, 12-13 (III 8, 11-12)); в Книге Еноха (Мих 1. 3-4 в 4Q201); в «Уставе общины» (Мих 6. 8 в 1QS V (3-4) и параллельных текстах из 4-й пещеры; в 1QS VIII 2); в «Уставе благословений» (Мих 4. 13 в 1QSb V 26; Мих 7. 10 в 1QSb V 27); в «Дамасском документе» (Мих 2. 6 в CD A 4. 20; Мих 2. 11 в CD A 8. 13=CD B 19. 25; Мих 7. 2 в CD A 16. 15=4Q271 4 ii 14-15; Мих 7. 11 в CD A 4. 12); в «Свитке войны» (Мих 6. 5 в 1QM IV 6; Мих 7. 18 в 1QM X 8), 4QMidrEschatb (Мих 2. 10-11 в 4Q177 VIII (5-6, 8) 10), 4QNarrative and Poetic Compositiona-b (Мих 3. 12 в 4Q371 1a-b 5=4Q372 1 8), 4QBarkhi Nafshid-e (Мих 6. 8 в 4Q437 4 4-5=4Q438 4 ii 4-5).

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Агг. 2:8. 15. 23 . . Мал. 1:11. 14. 2:9. 3:12 . (а не страна, как в книгах других пророков: Дан. 12:1 . Иоил. 2:19. 3:2. 9. 11. 12 . Ам. 6:14. 9:9 . Авд. 1. 2 . Мих. 4:2. 5:8 . Наум. 3:3 . Авв. 1:6. 2:5. 8. 3:6 .); κατακληρονομσει Зах. 2:12. 9:4 . пер. закононаслдить, или 8:12. Соф. 2:9 . наслдть (прежде: Иез. 47:13. 14 . причститс, Ам. 2:10 . Авд. 17. 19. 20 . прим, Авв. 1:6 . λμμα Зах. 9:1. 12:1 . Мал. 1:1 . (но Авв. 1:1 . 7. νηστεα Зах. 7:5. 8:19 . пост (но прежде постоянно: алкание Иса. 58:3. 9. Иер. 36:6. 9 . Дан. 9:3 . Иоил. 1:14. 2:12. 15 . Ион. 3:5 .); ν τρπον Зах. 7:13. 10:6. 11:13 . въ неже коварьство (Иса. 9:3. 10:10. 11. Иезек. 42:7. 45:6. Ам. 2:13. 3:12. 5:14. 19 . Мих. 3:3 . Авд. 16 . коже); πλατεαι Зах. 8:4. 5 . (Иса. 15:3. Иезек. 7:19. 16:24. 31. 26:11. Плач. 2:11. 12. 4:18 . Ам. 5:16 . Наум. 2:4 . стегны); δνασθαι Зах. 9:5. 12:10 . остраститься (Иса. 23:4. 26:17. Мих. 4:10 . Авв. 3:10 . болеть); ιδλων Зах. 13:2 . тлесъ, (но в книгах других пророков постоянно: кумир); σκπτρον Зах. 10:11 . скитъ ( Вар. 6:13 . Иезек. 30:18. Авв. 3:9 . хоругов); σχονισμα Соф. 2:5. 7 . Зах. 11:7. 14 . схунизма (Иса. 54:2. ýже Иезек. 47:13. причастие, но σχονιον Иса. 3:23. 5:18. 33:20. 23. Иер. 38:11 . Ам. 7:17 . Мих. 2:5 . и даже Зах. 2:1 . ýже); κδρος Соф. 2:14 Зах. 11:1 . тисие, 2. кедр (Иса. 9:10. 14:8. 37:24. 41:19. Иез. 17:3. 22. 23 . смрече, Ам. 2:9 . кедр); λβανος Зах. 10:10. 11:1 . ливан (но прежде постоянно дубрава); θυσιαστριον Зах. 9:15. 14:20 . Мал. 1:7. 10. 2:13 . олтарь, (но прежде постоянно: требник); κδαριν переведено Зах. 3:5 . вдвойне: крн. и кловкъ, στφανος Зах. 6:11. 14 . крна (но στφανος Иса. 22:21. 28:1. 3. 5. 62:3. Вар. 6:9 . Иез. 16:12. 21:26. 23:42 . венец, κδαρις 21:26. клобук). В книгах Софонии и Захарии есть также на поле заметки, каких нет в переводе прочих меньших пророков. Соф. гл. 3. против ст. 8. гни, против ст. 9. дс стмь глеть, Зах. гл. 5. против первых стихов: виждь что жидае тать кленщиис, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ноябрь.     1 св. бессребр. Космы и Дамиана. 2 свв. мучч. Акиндина, Пигасия и прочих. 3 свв. Акепсимы, Иосифа и Аифала. 4 пр. о. н. Иоанникия. 5 свв. Галантиона и Епистимии. 6 иже во св. о. н. Павла исповедника. Память праха. Неделя пред прахом. Неделя после праха. 7 св. Иерона. 8 собор архангелов. 9 пр. Матроны. 10 св. муч. Ореста. 11 св. муч. Мины. 12 пр. о. н. Иоанна милостивого. 13 иже во св. о. н. Иоанна Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. испов. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория чудотворца. 18 св. Платона. 19 св. прор. Авдия. 20 пр. Григория декаполита. 21 вход св. Богородицы. 22 св. муч. Кикилии. 23 иже во св. о. н. Амфилохия. 24 св. Григория акрагантийского. 25 свв. мучч. Климента римского и Петра александр. 26 пр. Алипия. 27 св. великомуч. Иавова перса. 28 св. Иринарха и Стефана. 29 св. Парамона. 30 св. ап. Андрея. Декабрь.     1 св. прор. Цаума. 2 св. прор. Аввакума. 3 св. прор. Софонии. 4 св. Варвары. 5 пр. о. н. Саввы. 6 иже во св. о. н. Николая. 7 пр. Амвросия. 8 пр. Патапия. 9 зачатие св. Анны. 10 св. Мины и иже с ним. 11 пр. Даниила столпника. 12 пр. Спиридона. 13 св. великомуч. Евстратия и иже с ним. 14 Фирса св. великомуч. и иже с ним. Память Труса. 15 св. муч. Елевферия. 16 св. пр. Аггея. 17 свв. 3 отроков и Даниила пророка. 18 свв. мучч. Севастиана и дружины. 19 св. муч. Бонифатия. 20 св. Игнатия Богоносца. 21 св. муч. Иулиании. 22 св. Анастасии. 23 свв. 10 мучч. в Крите. 24 св. преподобномуч. Евгении и препразднство Р. X. 25 Святого Христа Бога нашего рождество. 26 св. Богородицы (πιλχεια дары родильные — зубок). 27 св. первомуч. Стефана. 28 свв. Инды и Домны и свв. дву тму. 29 св. младенцев. 30 св. муч. Анисии. 31 преподоб. Мелании. Январь.     1 Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память пр. о. н. Василия. 2 препразднство просвещения. 3 св. прор. Малахии и препразднство. 4 препразднство и св. Феопемпта. 5 бдение (παραμον) на св. Богоявление. 6 св. Богоявление (τ για Αεοφανια). 7 собор св. Иоанна Предтечи. 8 попразднство и св. Домники. 9 св. муч. Полиевкта. 10 попразднство и св. Григориа Нисского. 11 пр. Феодосия киновиарха. 12 св. муч. Татианы. 13 свв. мучч. Ермила и Стратоника. 14 св. отец. 15 пр. Павла фивейского. 16 поклонение честные вериги ап. Петра. 17 пр. Антония. 18 иже во свв. о. н. Афанасия и Кирилла. 19 пр. Макария египетского. 20 пр. Евфимия. 21 св. муч. Неофита. 22 св. ап. Тимофея. 23. св. священномуч. Климента анкирского. 24 пр. Ксении римлянины. 25 во св. о. н. Григория Богослова. 26 пр. Ксенофонта и дружины. 27 пренесение мощей иже во св. о. н. Иоанна Златоустого. 28 пр. Ефрема Сирина. 29 иже во св. о. н. Игнатия. 30 св. священномуч. Ипполита. 31 свв. Кира и Иоанна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме «Жизнеописания пророков» и «Мученичества Исаии» о личности пророка в апокрифах почти ничего не сообщается. Много аллюзий на И. п. к. есть в неск. апокрифических писаниях, начиная с древних «Псалмов Соломона» и «Книги Юбилеев». Иногда встречаются явные цитаты. В 4 Макк 18. 14 мать словами Ис 43. 2б напоминает сыновьям то, что им сказал отец: «...пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Сир. «Апокалипсис Варуха» (4. 2), как и сам Исаия, относит стих «Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]…» (Ис 49. 16a) к Иерусалиму и вкладывает его в уста Бога. Мученичество прор. Исаии. Инициал из Библии. Ок. 1275–1300 гг. (Музей Меерманов в Гааге. 10 E 36. Fol. 342v) Мученичество прор. Исаии. Инициал из Библии. Ок. 1275–1300 гг. (Музей Меерманов в Гааге. 10 E 36. Fol. 342v) Встречаются и др. явные аллюзии. Так, напр., слова Ис 58. 8 («…правда твоя пойдет пред тобою») приводятся в Одах Соломона (Odae Solomon. 8. 19), о храме Господа в Египте (Ис 19. 19) говорится и в «Сивиллиных пророчествах» (Sib. 5. 501), пророчество об обращении вспять хода солнца (Ис 38. 8) встречается также в «Псалмах Соломона» (Ps. Solom. 18. 12; ср. также: Ps. Solom. 8. 17; 11. 4 и Ис 40. 3-4; 4 Ездр 2. 35 и Ис 60. 20; Юб 1. 29 и Ис 65. 17; Ps. Solom. 11. 1 и Ис 52. 7). В Юб 20. 6 используется формула из Ис 65. 15. Иногда близость ограничивается употреблением характерного имени или выражения, напр. Еммануил (Ис 7. 14 и Test. Solom. 6. 8; 11. 6 и др.) или «грех ко греху» (Ps. Solom. 3. 10 и Ис 30. 1). Молитва о мессианском времени в Sib. 788 напоминает пророчество Ис 11. 7-8. Близки тексты Ис 2. 2-4 и Sib. 3. 772-773 о паломничестве народов к Сиону. В «Апокалипсисе Софонии» (2. 5) используются образы Ис 40. 15 («Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он»). Писания эллинистического периода Филон Александрийский и Иосиф Флавий редко обращаются к И. п. к. Филон, не называя имени автора, приводит только 3 явные цитаты из И. п. к.: словами из Ис 5. 7 (виноградник как символ радости) завершается трактат «О сновидениях» ( Philo. Somn. 2. 172); стих Ис 48. 22 LXX обосновывает высказывание Филона о том, что неправедные не могут радоваться ( Philo. De mut. nom. 169); Ис 54. 1 («у оставленной (будет.- Авт.) гораздо более детей»), согласно Philo. De praem. 158, аллегорически говорит о душе. Словами Ис 50. 4 и парафразой Ис 1. 11 Филон описывает богослужение, подобающее Богу ( Idem. Quis rer. div. 25; Idem. De spec. leg. 1. 271).

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010